Виды деятельности студентов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.

Методические рекомендации адресованы студентам всех факультетов университета, государственными образовательными стандартами и программами в которых предусмотрено изучение дисциплины «Психология образования», как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. При изучении дисциплины студенту необходимо выполнить различные виды деятельности, представленные в технологической карте студента, тем самым набирая необходимое количество баллов, позволяющих быть допущенным к сдаче зачета, экзамена, критерии оценивания объема качества выполненного задания представлены в приложении к технологической карте. Студенты, не набравшие необходимое минимальное количество баллов, к сдаче зачета или экзамена не допускаются. Помимо обязательных заданий в технологической карте представлены задания, за которые вы можете получить призовые баллы.

С этой целью изложены:

1 виды деятельности студентов;

2 методические рекомендации для работы студентов на лекции

3 методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

4 тематика контрольных работ;

5 тематика курсовых работ;

6 темы для рефератов;

7 вопросы для самостоятельной работы и задания по темам;

8 вопросы для самопроверки;

9 методические рекомендации по работе с учебной и научной литературой (написание резюме, конспекта, реферата, эссе, курсовой проекта);

10рекомендации по рациональной организации самостоятельной работы, по подготовке к сессии;

11 методики проведения экспериментов и анализа полученных результатов.

  1. Учебно-исследовательская деятельность (проекты, исследовательские задания, обработка результатов исследования, мини-исследование и др.)
  2. Учебно-организационная деятельность (посещение лекционных семинарских занятий, посещение в олимпиаде, конференции, участие в работе мастер класс, круглого стола и т. д.)
  3. Интеллектуально-аналитическая деятельность (разработка опорных конспектов, обзор научных публикаций по теме, реферирование, аннотирование, рецензирование, составление терминологического словаря, написание тезисов, статей, эссе т т.д.)
  4. Коммуникативно-рефлексивная деятельность (выступление на семинарском занятии, презентация докладов, участие в дисскусиях, участие в формулировании вопросов)
  5. Контрольно-оценочная деятельность (выполнение тестовых заданий, выполнение контрольных мероприятий и т. д.)
  6. Организационно-творческая деятельность (активное участие в психолого-педагогической олимпиаде, конференциях, конкурсах, выполнение заданий повышенной сложности, участие в активных групповых формах.)

2. Методические рекомендации для работы студентов на лекции

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.

7 стр., 3013 слов

Методические рекомендации окажут помощь студентам в подготовке к аудиторным занятиям и в самостоятельном изучении философии. Содержание

... и культурологии ГОУ ВПО УГМА Росздрава. ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации для студентов очно-заочного отделения стоматологического факультета по курсу ... течения по проблемам антропологии и этики. Методические рекомендации окажут помощь студентам в подготовке к аудиторным занятиям и ... Маслова Е.Б. Бессознательное и его роль в психической деятельности человека //Вестник МГУ. Серия философия. 1997. №2. ...

Слушание и запись лекций — сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.

Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т. п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

3. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Студенты заранее получают установку на проведение занятия, им сообщается тема и цель, даются указания на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы и выяснение основных понятий. В ходе занятия предлагаются вопросы и задания разного уровня, выделенные с учетом динамики процесса усвоения. Эти задания составляют три группы.

Задания первого типа носят репродуктивный характер, это вопросы для обсуждения и тестовые задания, направленные на проверку знаний.

Другой тип заданий, носит проблемный характер, часто не имеют однозначного ответа, и предполагают, эвристическое познание изучаемого факта или явления и требуют значительного осмысления и осознания. К ним относятся педагогические ситуации и анализ высказываний. Педагогические ситуации формируют умения студентов ориентироваться в возможных возникающих проблемах. Одновременно они, вводят студентов в проблематику современной психологической науки, позволяют овладеть понятийным аппаратом. При выполнении подобных заданий осуществляется реализация одной из идей психологического знания — взаимодействие различных форм знания: мифологического, обыденного, вненаучного, научного. Ситуации и высказывания различны по своему содержанию и по уровню осмысления, их отбор осуществлялся с учетом задач, которые предстоит решить педагогу в современной школе, в своей профессиональной деятельности, и побуждают студентов к активной мыслительной работе, обращаясь для их анализа к первоисточнику. Одни ситуации предполагают варианты решений, из которых один является наиболее правильным, возможным или адекватным, ряд ситуаций, направлен на решение педагогических проблем, которые не имеют однозначного решения. Анализ высказываний, также предполагает на осмысление и осознание изучаемого материала, но осуществляет другую идею психологической науки — интеграцию знаний в сфере человекознания и общество знания (психологии и педагогики, философии и этики, социологии).

Этот тип заданий мы называем, проблемно-эвристическими.

Задания третьего типа, продуктивно-рефлексивные (к ним относятся: написание эссе по изучаемой проблеме, составление программы саморазвития, разработка фрагмента развивающего обучение и т. п.), могут быть рекомендованы как задания для самостоятельной подготовки, поскольку требуют рефлексии, и предполагают обобщение и систематизацию ранее полученных знаний. Контроль за осуществлением и выполнении такого типа заданий зависит от особенностей занятия, и может осуществляется или на семинарских занятиях, посвященных данной проблеме, или после изучения раздела.

4.Тематика контрольных работ

5.Тематика курсовых работ

Тема учебной программы

Темы для курсовой работы

Источники, средства электронной поддержки

Сроки сдачи

6.Темы для рефератов

Тема учебной программы

Темы для рефератов

Источники, средства электронной поддержки

Сроки сдачи

7.Вопросы для самостоятельной работы и задания по темам

Тема учебной программы

Вопросы для самостоятельной работы

Источники, средства электронной поддержки

Форма контроля

8.Вопросы для самопроверки

9. Методические рекомендации по работе с учебной и научной литературой

Одним из приемов работы с текстом предлагаемой студентам, при подготовке к семинарским занятиям является составление резюме текста. Резюме можно отнести к особому типу текста, как указывает В.Я. Ляудис — реконструируемому тексту. Резюме научной и учебной литературы представляет компрессию сжатие текста, связанное, с переработкой предметного содержания изучаемого текста. Общие рекомендации по резюмированию текста сводятся к перечню правил выделения ключевых слов, ключевых абзацев и фраз. Процесс построения резюме выступает как своеобразный вид «рефлексивно конструктивного мышления». Это является важным методическим «средством управления процессом усвоения обобщенных приемов мышления при работе с гуманитарным тестом».

Другой прием работы с текстом — конспектирование, которое является стратегическим интеллектуальным умением, а не просто механическим процессом составления краткого изложения.

При конспектировании студент должен обращать внимание (после принятия соответствующего решения) на те моменты, которые являются ключевыми (как теоретический или общий аргумент, так и эмпирический аргумент или тематическое исследование конкретного вопроса).

Конспектируя, необходимо отбирать соответствующий материал, развивая понимание теоретических положений и/или эмпирических аргументов.

Следует заметить, что при прочтении одних текстов, возможно, делать больше заметок, по сравнению с другими в силу того, что они будут полезны в дальнейшей работе или имеют большее отношение к интересующей проблеме, и/или являются более интересными, и/или более содержательны с теоретической или эмпирической точек зрения. Затем прочитанный материал делится вами на тот, который представляет для вас больший и меньший интерес.

Студентам предлагается следующий метод конспектирования: разделить блокнот, учебную тетрадь на две колонки. В левой, конспектируется учебный, или научный материал, а в правой (в то же время или позже) осуществляется сравнительный анализ содержания данного конспекта с другими фактами, о которых уже есть представления, которые обсуждали, а также с собственными комментариями и критическими замечаниями по тексту. Иными словами, подобные заметки могут быть использованы для построения перекрестной ссылки.

Важным моментом является выбор материала для чтения: по каждой конкретной теме следует сначала прочитать две или три ключевые статьи или главы книг, в которых, например, даются ясные концептуальные рамки или теоретическая аргументация, и/или в них приводятся всесторонние эмпирические данные (и, насколько это возможно, самые последние данные), и/или рассматривается и оценивается широкий круг литературы по данной теме. Такое стратегическое чтение положит начало формированию неко­торых ключевых ориентиров по теме (включая различные интерпретации и обсуждения), что послужит некоторым фундаментом для направления и развития дальнейшего чтения.

Подготовка резюме и конспекта учебной и научной литературы является обязательным к каждому занятию, поскольку без этого невозможно качественное усвоение учебного материала, ведение дискуссии, обсуждение проблемных вопросов и анализ педагогических ситуаций и высказываний, и в целом, реализации одной из важнейших функций психологической науки взаимодействие различных форм психологического знания обыденного и научного. При подготовке к занятиям, за одну две недели студенты получают установку на проведение занятия. Им сообщается цель тема и цель занятия, дают указания на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, ее резюмирование и конспектирование.

Кроме этого, написание реферата, эссе по изучаемым темам, также являются важнейшим моментом в самостоятельной подготовке студентов к семинарским занятиям, в этих формах работы с текстом, где максимально проявляется проблемно-рефлексивная деятельность студентов.

Методические рекомендации по написанию эссе.

Эссе является одним из наиболее популярных видов реконструируемых текстов по гуманитарным дисциплинам. Эссе (франц. essai, англ. essay — попытка, проба, очерк), прозаическое сочинение небольшого объема, которое включает не только обзор литературы по исследуемой проблеме, но и выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Весь материал в написании реферата и эссе должен быть максимально ориентирован на тему исследования. В данном пособии мы использованы рекомендации при написании подобного рода заданий Т.В. Ворожейкиной.

Выбор темы, эссе может осуществить сам студент, поскольку вычленение проблем изучаемой темы представляет сложную рефлексивную деятельность, предполагающую значительной подготовки, обобщения и систематизации ранее полученных знаний. Предлагаемые вопросы к каждой теме, рекомендуемая литература учебного курса, и консультация преподавателя помогут студентам в поиске материала для написания реферата и эссе.

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких, как:

исходный материал, который вы собираетесь использовать (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, ваши собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашем эссе проблемами).

Конспектирование, основной и важный момент в написании эссе, особенности его составления описаны чуть выше.

Обычно вопросы и задания, ставящиеся перед студентами в процессе написа­ния эссе, требуют аналитических ответов, т. е. поиска объяснения: почему что-то происходит (по какой причине) и как это происходит (процессы, механизмы), причем ответ требует не простого описания фактов или обобщения того, что сказано другими. Естественно, факты наряду с имеющимися точка­ми зрения по данной проблеме представляют чрезвычайно важное значение. Тем не менее, все это — лишь часть исходного материла, который используется, но не это лишь, является ответом на сам поставленный вопрос

При выборе вопроса по какой-либо тематике, прежде чем составлять план ответа, следует убедитесь в том, что он внимательно прочитан и правильно понят. Поскольку, вполне возможно, что вопрос может быть интерпретирован по-разному, а чтобы его осветить существует несколько подходов: следовательно, необходимо выбрать вариант интерпретации или подхода, которому необходимо следовать, а также иметь возможность его обосновать (см. ниже).

При этом содержание вопроса может охватывать широкий спектр проблем, требующих привлечения большого объема литературы. В этом случае можно принять решение, согласно которому возможно освещение, и иллюстрирование только определенных аспектов этого вопроса.

Структура письменной ра­боты, или эссе как правило, состоит из таких компонентов, как:

Введение: суть и обоснование выбора данной темы. Оно должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Очень полезно осветить и то, что предполагается сделать в реферате, эссе (цели), и то, что в работу не войдет, а также дать краткие определения ключевых терминов.

Развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собран­ного материала (идеи, модели и данные).

Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание реферата, эссе представляет собой главную трудность: именно в этих целях важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование вашей аргументации; именно здесь вы должны обосновывать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую вами аргументацию/анализ.

Наполняя содержанием, разделы своей аргументацией (соответствующей подзаголовкам), следует ограничится в пределах параграфа рассмотрением одной главной мысли. Для написания черновика работы полезно также применять методику последовательной нумерации всех параграфов — это помогает вам следить за тем, чтобы каждому параграфу (и его главной мысли) соответствовало «свое место», то есть, чтобы в логической последовательности каждый параграф следовал за предыдущим параграфом и предшествовал последующему. В окончательном варианте (см. ниже), можно удалить номера параграфов.

При написании эссе (или другого типа письменной работы) для того, чтобы оно было выполнено на хорошем уровне, чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения).

Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, убедитесь в том, что они соответствуют необходимому для ваших исследований времени и месту. В рамках эссе, используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т. е. они подтверждают ваши аргументы и рассуждения, и свидетельствуют о том, что вы умеете использовать данные должным образом.

Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению («ложь, проклятая ложь, статистика и т. д.»).

Не следует давать определенный или окончательный ответ (никто и никогда не согласится с тем, что это есть единственно правильный ответ!).

Очень важные момент — это понимание сущности фактического материала, связанного с этим вопросом (насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т. д.), и продемонстрировать это в своем эссе.

При написании эссе порой возникают трудности из-за незнания того, как должным образом использовать литературу, имеющуюся по данной теме. Избежать этих проблем возможно, помня некоторые правила (отправные пункты): при цитировании (используя чьи-то слова) необходимо всегда брать текст в кавычки и давать точную отсылку к источнику (включая номер страницы), даже в том случае, когда текст передается своими словами, следует сделать ссылку на источник. Например: «В этом параграфе/разделе я пользуюсь преимущественно работами Л.С. Выготского (1982, C. 16)… и т. д.» (невыполнение этого требования может также рассматриваться как плагиат).

Когда готовится резюме / сообщение о взглядах определенного автора или авторов, полемизирующих между собой, также необходима отсылка к источнику. Например: «Критика системы В.В. Давыдова показывает, что…»

Не следует ссылаться на работы, которые не были прочитаны; единственным исключением из этого правила может быть случай, если вы ссылаетесь на автора, цитирующего другого автора, тогда вы можете сказать: «Как пишет И.А. Зимняя (2002. С. 26, цит. по: П.Я. Гальперину. 1974. С. 104)…»

Заключительная часть может включать краткое изложение основных аргументов, но важно, чтобы оно было кратким.

Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) вашего исследования, не исключая, взаимосвязи с другими проблемами. Например: «Эссе в основном посвящено гендерным особенностям педагогического общения учителя, но более полное рассмотрение (этой проблемы) потребовало бы также изучения проблем педагогической деятельности», затем следует сказать несколько предложений, объясняющих, почему это было бы полезно, и коротко проиллюстрировать, как это может быть проделано.

Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов:

Реферат (от лат. rеfеrо — «сообщаю») — краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.

Многие крупные научные результаты возникли просто из попыток привести в порядок известный материал.

Реферат — это самостоятельная учебно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Этапы работы над рефератом

1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8−10).

3.Составление библиографии.

4.Обработка и систематизация информации.

5.Разработка плана реферата.

6.Написание реферата.

7.Публичное выступление с результатами исследования. На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)

Содержание работы должно отражать

· знание современного состояния проблемы;

· обоснование выбранной темы;

· использование известных результатов и фактов;

· полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

· актуальность поставленной проблемы;

· материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.

Требования к оформлению и защите реферативных работ

1. Общие положения:

1.1. Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций преподавателя, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Выбор предмета и темы реферата осуществляется студентом в начале изучения дисциплины. Не позднее, чем за 2 дня до защиты или выступления реферат представляется на рецензию преподавателю. Оценка выставляется при наличии рецензии и после защиты реферата. Работа представляется в отдельной папке

1.2. Объем реферата — 15−20 страниц текста, оформленного в соответствии с требованиями.

1.3. В состав работы входят:

— реферат;

— рецензия преподавателя на реферат (представляет отдельный документ).

2. Требования к тексту.

2.1. Реферат выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А-4 (верхнее, нижнее и правое поля — 1,5 см; левое — 2,5 см).

2.2. Текст печатается обычным шрифтом Times New Roman (размер шрифта — 12 кегель).

Заголовки — полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта — 14 кегель).

2.3. Интервал между строками — полуторный.

2.4. Текст оформляется на одной стороне листа.

2.5. Формулы, схемы, графики вписываются черной пастой (тушью), либо выполняются на компьютере.

2.6. В случае невозможности выполнить пункты 2.1.-2.5. данного раздела допускается рукописное оформление реферата.

3. Типовая структура реферата.

1. Титульный лист.

2. План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т. д.).

4. Требования к оформлению разделов реферата.

4.1. Титульный лист. (Образец оформления титульного листа- приложение № 1)

4.1.1. Титульный лист оформляется по единым требованиям. Он содержит:

— название образовательного учреждения;

— тему реферата;

— сведения об авторе;

— сведения о руководителе;

— наименование населенного пункта;

— год выполнения работы.

4.1.2. Верхнее, нижнее и правое поле — 1,5 см; левое — 2,5 см; текст выполняется полужирным шрифтом Times New Roman; размер шрифта — 14 кегель; размер шрифта для обозначения темы реферата допускается более 14 кегель.

4.2. План

План реферата отражает основной его материал:

I. Введение… стр.

II. Основная часть (по типу простого или

развернутого)…стр.

III. Заключение… стр.

IV. Список литературы… стр.

V. Приложения… стр.

4.2.1. Введение имеет цель ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы. Здесь должна быть четко сформулирована цель и задачи работы. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь. Объем введения — не более 1 страницы. Умение кратко и по существу излагать свои мысли — это одно из достоинств автора. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.

4.2.2. Основная часть. Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Главы основной части реферата должны соответствовать плану реферата (простому или развернутому) и указанным в плане страницам реферата. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы).

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Ссылки на авторов цитируемой литературы должны соответствовать номерам, под которыми они идут по списку литературы. Объем самого реферата — не менее 15 листов. Нумерация страниц реферата и приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№». Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Страница с планом, таким образом, имеет номер «2».

4.2.3. Заключение. Формулировка его требует краткости и лаконичности. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.

4.2.4. Список литературы. Имеются в виду те источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера источников информации, под которыми они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через запятую указываются страницы, которые использовались как источник информации, например: [1, с.18]. В списке литературы эти квадратные скобки не ставятся. Оформляется список использованной литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.

4.2.5. Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т. д.).

Для иллюстраций могут быть отведены отдельные страницы. В этом случае они (иллюстрации) оформляются как приложение и выполняются на отдельных страницах. Нумерация приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№».

5. Требования к защите реферата.

5.1. Реферат действителен только с рецензией преподавателя.

5.1. Защита продолжается в течение 10 минут по плану:

актуальность темы, обоснование выбора темы;

краткая характеристика изученной литературы и краткое содержание реферата;

выводы по теме реферата с изложением своей точки зрения.

5.4. Автору реферата по окончании представления реферата экзаменаторами могут быть заданы вопросы по теме реферата.

Методические рекомендации по написанию курсовой работы

Написание курсовой работы — вторая ступень научно-исследовательской работы, которая требует навыков, полученных при написании реферата. В ней должно содержаться, наряду с выделением цели и задач, описание объекта, предмета, а также гипотезы исследования. То есть курсовая работа по своей структуре и форме уже соответствует классической схеме научно-исследовательской работы.

1. Содержание курсовой работы

В отличие от реферата, курсовая работа предусматривает описание объекта и предмета исследования, а также формулирование одной или более гипотез. В целом курсовая работа имеет следующую структуру. Название формулируется аналогично тому, как это делается для реферата. Тему курсовой работы следует выбирать такую, которая вызывает у вас научный интерес и служит целям вашего профессионального становления.

Оглавление содержит перечень основных частей работы с указанием номеров страниц.

Введение посвящено описанию актуальности, объекта, предмета, целей, гипотез, задач исследования. Если актуальность в работе над рефератом могла носить только теоретический характер, то здесь, возможно, у нее появятся и практические аспекты: актуальность может быть продиктована, например, необходимостью прояснить малоизученные стороны проблемы, разработать психологические рекомендации, адаптировать методику и т. д. Различают также теоретическую и практическую значимость исследования. Например, можно указать, что полученные результаты вносят вклад в представления о закономерностях выбора профессии подростками и будут полезны в работе школьного психолога при изучении проблемы профессионального самоопределения.

В качестве объекта исследования обычно выступает фрагмент психологической реальности, на который направлен ваш исследовательский интерес. Это может быть молодежная субкультура, игровая деятельность детей, управленческая деятельность, психологический климат малой группы и т. д.

Предмет исследования — это элемент или аспект объекта, который вы изучаете. Например, в качестве предмета психологического исследования может выступать влияние подростковой субкультуры на агрессивность школьников, конфликтные отношения в игровой деятельности детей, психологическая компетентность руководителя, особенности психологического климата в группах разного уровня развития. Иными словами, предметом исследования могут быть психологические особенности, процессы, виды поведения, характеристики явлений, взаимосвязи и взаимовлияния между ними и т. д.

Цель исследования может заключаться в описании психологического феномена, выявлении различных взаимосвязей и их характера, изучении возрастной динамики психических процессов, создании классификации, методики и т. д.

В курсовой работе желательно сформулировать задачи исследования. Если курсовая работа включает экспериментальную часть (пилотажное исследование), постановка задач обязательна. Они помогают структурировать исследование. Их не следует путать с этапами выполнения (анализ литературы, проведение эксперимента, обработка и интерпретация эмпирических данных, формулирование выводов) курсовой работы. Задачи должны показывать, для чего вы делаете тот или иной шаг и как это способствует достижению общей цели работы.

Гипотеза формулируется как логически обоснованное предположение о существовании и характере связи между явлениями, о причинах, динамике развития и закономерностях протекания процессов. Гипотеза не может быть очевидным утверждением. Она должна содержать некоторые научные предположения об изучаемом явлении и быть краткой, конкретной, проверяемой, и не содержать оценочных суждений. Например, в качестве гипотезы может выступать предположение о повышении агрессивности подростка под влиянием ценностей субкультуры несовершеннолетних правонарушителей; о наличии возрастной динамики в предъявлении причин конфликтного взаимодействия в игровой деятельности детей; о том, что психологическая компетентность руководителя — необходимое условие повышения его статуса; о закономерностях повышения уровня благополучия взаимоотношений в группе в процессе ее развития. Если в рамках курсовой работы проводится эксперимент, то целесообразно представить ее основную часть двумя главами: теоретической и экспериментальной.

Глава 1 (теоретическая) — это обзор научной литературы, непосредственно связанной с избранной темой. Обзор проводится логически, от общего к частному, отвечая на вопросы: в чем смысл исследуемой темы? каковы исторические этапы ее рассмотрения? как сталкивались различные точки зрения? и т. д. Не забудьте о необходимости делать сноски на источники использованной литературы. Главным итогом теоретической главы является обоснование гипотезы вашего исследования и выводы по поводу проанализированных источников. В обзоре литературы должна быть представлена ваша авторская позиция на изучаемый феномен. Глава заканчивается выводами.

Глава 2 (экспериментальная) — это отчет о проведении экспериментальной (если таковая предусмотрена) части работы, который содержит программу экспериментального исследования, результаты и их обсуждение. В программе экспериментального исследования должно содержаться описание эксперимента и базы, на которой оно проводилось. Необходимо изложить методы исследования, указать их адекватность поставленной цели и задачам. Должны быть рассмотрены этапы и процедуры исследования, а также способы обработки первичных данных (включая методы статистического анализа).

Программу следует изложить настолько подробно, чтобы по ней можно было повторить эксперимент.

Результаты и их обсуждение — это описание полученных данных с необходимыми итоговыми (обобщающими) таблицами, графиками и диаграммами, а также интерпретация этих данных. Процесс интерпретации — это наполнение смыслами числовых данных, с точки зрения теории, в контексте поставленной цели исследования. Если исследование содержит объемный первичный материал, а также таблицы промежуточных вычислений, они помещаются в «Приложение» в конце курсовой работы. Выводы содержат обобщение выполненной работы, отражают связь ее результатов с теоретическими положениями и результатами аналогичных исследований. Из выводов должно быть ясно, что цель вашей исследовательской работы достигнута, гипотеза подтверждена (или опровергнута — что вполне допустимо в экспериментальной работе).

Пункты выводов должны примерно соответствовать задачам исследования.

Заключение — это общая оценка проделанной работы. Здесь можно наметить пути и цели развития вашего исследования. Если ваша работа, кроме теоретического значения, имеет серьезный практический выход, в заключении могут быть изложены практические рекомендации. В случае, когда они имеют развернутый и структурный характер, рекомендации могут быть представлены в виде самостоятельного раздела курсовой работы.

Библиография. Список использованной литературы составляют по тому же принципу, что и в реферате, но, как правило, в курсовой работе он имеет большее количество наименований.

2. Оформление курсовой работы

Если преподаватель не предъявил индивидуальных требований, то объем курсовой работы обычно составляет около 1 печатного листа (20−24 страницы печатного текста. Формат бумаги А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева — 3 см, справа -1 см, сверху -2,5 см, снизу — 2 см.).

Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала. Первый лист курсовой работы — титульный. Он оформляется по той же схеме, что и в реферате.

3. Критерии оценки курсовой работы

При оценке курсовой работы учитываются: — точность определения объекта, предмета и цели исследования; - адекватность гипотезы целям и задачам исследования; - умение подобрать научную литературу для теоретического анализа; - логичность и самостоятельность теоретического анализа; - полнота и логичность раскрытия темы; - владение методами экспериментального исследования и обработки его результатов; - уровень интерпретации результатов исследования; - адекватность выводов, сформулированным: цели, задачам и гипотезе исследования; - правильность оформления работы.

Мы изложили классическую схему курсовой работы. В зависимости от характера и целей конкретного исследования, ваш научный руководитель может скорректировать ее по своему усмотрению. Курсовая исследовательская работа может стать основой для выступлений с докладами на внутрифакультетских и внешних конференциях, для написания тезисов и научных статей.

Примерный вариант ОГЛАВЛЕНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение …3 Глава 1. /Название главы/ …5 1.1./Название параграфа/…6 1.2./Название параграфа/…40 1.2.1. /Название параграфа/…45 1.2.2/Название параграфа/…50 Глава 2. /Название главы/ …61 2.1. /Название параграфа/…62 2.2. /Название параграфа/…71 Выводы…75 Заключение …76 Библиография…78 Приложения …80

Принципы составления библиографии

Список литературы должен соответствовать ГОСТу «Библиографическое описание документа» и содержать названия источников, фамилии и инициалы их авторов, издательство, место и год выхода в свет, а также количество страниц. Библиография выстраивается в алфавитном порядке следующим образом.

Для книг, написанных одним, двумя или тремя авторами: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1968. — 341 с. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб., 1999. — 297 с. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. — М., 1994. — 174 с.

Книги четырех и более авторов начинают описывать с заглавия, при этом если авторов пять или более, то можно после косой черты указать только первых трех: Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / Вансовская Л.И., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др. / Под ред. А.А.Крылова. — Л.: ЛГУ, 1990. — 272 с.

В случае сборника трудов после косой черты указывают его коллективного автора, составителя или редактора: Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. — Минск., 1997. — 799 с. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 356 с.

Статья указывается следующим образом: Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. — 1993. — № 5.- Т.14. — С.73−79. Если журнал печатается не в Москве, то следует обозначить и место издания.

Диссертация: Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Дисс. …канд. психол. наук. — М., 1992. — 135 с.

Автореферат диссертации: Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. — Л., 1969. — 22 с.

Документ из Интернета: Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. [WWW document]. URL //www.flogiston.ru.

Библиотеки

1. Библиокета им. К. Маркса пр. Мира, 56 тел. 22−19−78 2. Библиокета им. Л. Н. Толстого пер. Красный, 4 тел. 44−65−88 3. Библиотека им. А. И. Герцена пр. Мира, 14 тел. 65−07−44 4. www.lib.omsk.ru Библиотека им. А. М. Горького ул. Торговая, 25 тел. 55−17−02 5. www.lib.omsk.ru Библиотека им. А. Н. Некрасова ул. Добровольского, 6 тел.23−93−58 6. Библиотека им. А.С. Пушкина ул. Красный Путь, 11 тел. 24−85−09, 24−56−96 7. www.lib.okno.ru Библиотека им. В. Г. Белинского ул. 21-я Амурская, 22 тел. 21−08−11 8. Библиотека им. В. Г. Маяковского ул. Батумская, 30 тел. 42−63−27 9. Библиотека им. В. И. Ленина ул. Химиков, 55 тел. 64−32−92 10. Библиотека им. Д. И. Менделеева ул. Энергетиков, 66 тел. 64−32−60

11. Библиотека им. Ломоносова ул. Шебалдина тел. 36−57−04 12. Библиотека им. М. Ю. Лермонтова ул. Моторная, 3 тел. 42−95−73 // www.lib.omsk.ru 13. Библиотека им. Ф. М. Достоевского ул. Петра Осьминина, 1 тел. 57−44−53 dostlib@mail.ru 14. Детская компьютерная библиотека ул. Добровольского, 5/1 тел. 24−29−27 adm@complib.omsk.ru 15. www.complib.omsk.ru Областная библиотека для детей и юношества ул. Красный Путь, 81 тел. 23−34−03, 23−02−67, 23−34−15 oubomsk@mail.ru

10. Рекомендации по рациональной организации самостоятельной работы

Учебный процесс в ВУЗе существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших наших задач — научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь.

Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 60% от всего времени изучаемого модуля. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться у преподавателя дисциплины.

Главное в период обучения своей — это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения.

Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин (имеются в методическом кабинете), учебный план и расписание занятий вывешивается на факультетах учебного корпуса. Рекомендуется не только ознакомиться с этими документами, но и изучить их.

Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9−10 часов своего времени, т. е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3−4 часа.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу назавтра. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. И запомни: если не ты, то кто?

Методические рекомендации по подготовке к сессии.

Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно — экзаменационной сессией.

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены — долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все практические работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.

Основное в подготовке к сессии — это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал.

Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую, оказывается, невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш — отчисление из учебного заведения.

В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых.

Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем в 7:00, утренний туалет, гимнастика, завтрак (не более часа).

В 8:00—8:30 — занятия (для них все должно быть подготовлено еще с вечера).

Краткие паузы для отдыха устраивай через каждые 50−55 минут интенсивной работы. После 2−3 часов занятий — получасовой перерыв. После перерыва можно сосредоточенно позаниматься еще 2−2,5 часа.

Сразу же после обеда (1−1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд окажется малопроизводительным).

Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, отдохнуть (если есть потребность, сон — самый лучший вариант).

Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5−3 часа и 1−2 часа после ужина. Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате (общежитии) тишину, чистоту и порядок.

При подготовке к сдаче экзаменов старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.

11 Методики проведения экспериментов и анализа полученных результатов

См.:Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии.-М., МГУ.-158с.

См.:Web://www.msses.ru/win/study/how-to-write-good-essay.html

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector