Цели педагогической практики

Специальное (дефектологическое) образование

 

Профиль подготовки

Логопедия

 

Курс 2, семестр 5

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Йошкар-Ола, 2012

 

Цели педагогической практики

Система подготовки бакалавра-дефектолога для работы с детьми с нарушениями речи включает логопедическую практику в логопедическом кабинете дошкольных образовательных учреждений.

В процессе обучения студенты получают теоретические, методические, практические знания, навыки в дошкольной и общей логопедии, умеют оказывать профилактическую, коррекционную, психолого-социальную помощь детям с отклонениями и патологией в речевом развитии и их родителям.

Целями практики является овладение навыками профессиональной деятельности педагога-логопеда, формирование целостного представления о ребенке с отклонениями и нарушениями в развитии речи.

.

2. Задачи учебной/производственной практики

Задачами логопедической практики бакалавров по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр») является:

— совершенствование теоретического уровня овладения знаниями и выработка у студентов умений применять эти знания в практической деятельности;

— изучение, воспитание, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях, реализующих программы интегрированного обучения;

— формирование умения наблюдать, анализировать и критически осмысливать учебно-воспитательный процесс в специальных (коррекционных) учреждениях, обобщать передовой педагогический опыт;

— подготовка студентов к эффективному проведению коррекционно-развивающей, учебно-воспитательной работы с детьми;

 

-расширить, конкретизировать теоретические знания по проблемам патологии речи;

-ознакомиться с состоянием коррекционно-учебной, коррекционно-воспитательной, психокоррекционной работы в детских учреждениях, с формами и методами взаимодействия специалистов разного профиля – логопед – врач – психолог — педагог-воспитатель;.

-овладеть методами, методиками, приемами психолого-педагогической и логопедической диагностики детей, научиться методам планирования и логопедического прогнозирования с учетом анализа индивидуальных особенностей развития;

2 стр., 834 слов

Повышение действенности и результативности социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения высшего образования

Методические рекомендации в учреждениях высшего образования на 2015 – 2016 учебный год Повышение действенности и результативности социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения высшего образования Деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения высшего образования организуется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об ...

-сформировать навыки самостоятельного планирования и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с разными формами патологии речи различного возраста (ранний – дошкольный возраст);

-овладеть приемами психопрофилактической и консультативной работы с детьми.

-проводить социально-коррекционную работу с семьями детей;

-пропагандировать логопедические знания.

-развивать способности методиста и организатора в области специального дошкольного воспитания и обучения детей;

-воспитать личностные качества (эмпатия, сопереживание и др.), позволяющие работать как с детьми, так и с их родителями.

Данные задачи практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

— дефектологическая,

— педагогическая,

— культурно-просветительская,

и задачами профессиональной деятельности:

o в области дефектологической деятельности:

— готовности к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с речевой патологией;

— способности организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями речи с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;

— способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего логопедического воздействия с целью оценки его эффективности

o в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

7 стр., 3456 слов

1. Диагностика операциональных характеристик деятельности ребенка

Диагностика познавательной деятельности Под операциональными характеристиками деятельности понимаются характеристики работоспособности, темпа психической деятельности. Методика Пьерона-Рузера Цель: исследование параметров внимания (устойчивость, распределение, переключаемость), оценка особенностей темпа деятельности, проявление признаков утомления и пресыщения. Форма проведения: индивидуальная, ...

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

o в области культурно-просветительской деятельности:

– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

– организация культурного пространства;

– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

– популяризация художественных знаний в широких слоях общества.

– обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.

3. Место учебной/производственной практики в структуре ООП бакалавриата.

Педагогическая практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.V. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр»).

Педагогической практике в общеобразовательных учреждениях предшествует изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического («Философия», «Культурология»), естественно-научного («Анатомия и возрастная физиология», «Основы педиатрии и гигиены», «Основы общей психопатологии», «Невропатология», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»), и профессионального («Специальная психология» , «Специальная педагогика», «Логопсихология», «Логопедия», «Психология», «Педагогика», «Возрастная анатомия и физиология», «Безопасность жизнедеятельности», «Невропатология», «Основы воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья» , а также курсов по выбору, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Педагогическая практика в логопедических кабинетах дошкольных общеобразовательных учреждениях является логическим завершением изучения данных дисциплин.

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций

... определяющих продуктивность учебной, учебно-профессиональной и социально-профессиональ­ной деятельности. Метакачества — это способности, качества, свойства личности, ... использовани­ем категории «компетентность/компетенция» в теории и практике обучения в основном родному языку ... , способностей. Совет Европы в понятие «компетенция» включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, ...

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при прохождении летней практики:

– знать возрастные и индивидуальные особенности развития детей с ОВЗ;

– знать специфику логопедической работы с детьми с ОВЗ;

– знать особенности формирования коллектива;

– уметь разрешать конфликтные ситуации с учетом возрастных особенностей детей;

– уметь взаимодействовать с детьми и взрослыми;

– планировать и проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Педагогическая практика проводится на 3 курсе в 5 семестре.

Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.

Прохождение педагогической практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин, прохождения последующих педагогических практик, подготовки к государственной аттестации и предстоящей профессиональной деятельности.

Место и время проведения производственной практики.

Педагогическая практика бакалавров по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр») проводится на базе детских образовательных учреждений общеразвивающего и комбинированного вида г. Йошкар-Олы. Они должны соответствовать действующим нормативно-правовым, гигиеническим, санитарным и техническим нормам, условиям пожарной безопасности, ГОСТ, СНиП и Регламентам в данной области; иметь минимально необходимую материально-техническую базу, обеспечивающую эффективную коррекционную, воспитательную и физкультурно-оздоровительную работу.

Производственная практика проводится в течение 4 недель на 3 курсе в 5 семестре. Группы формируются в составе 3-4 человека на одного руководителя.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной/производственной практики.

Общекультурные компетенции:

— способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

— способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-6);

— способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

— готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).

 

Профессиональные компетенции:

— способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

Профессиональные компетенции в области коррекционно-педагогической деятельности:

— способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

— готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

— готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

Профессиональные компетенции в области диагностико-консультативной деятельности:

— способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование детей с речевой патологией с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

— способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

Профессиональные компетенции в области исследовательской деятельности:

— готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

— способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

— готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13).

В результате прохождения летней практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

— организацию планирования логопедической работы в детском образовательном учреждении общеразвивающего вида;

— функциональные обязанности учителя-логопеда, специфику работы с детьми в условиях логопедического кабинета;

— способы и приемы самоанализа своей педагогической деятельности, а также коррекции своего поведения в зависимости от конкретной ситуации;

— способы подготовки детей с ОВЗ, в условиях ДОУ, к общению и взаимодействию со здоровыми сверстниками;

— методику проведения неотложной эвакуации детей с ОВЗ в случае пожара из зданий и сооружений ДОУ

2) Уметь:

— ориентироваться в методической литературе, квалифицированно решать коррекционные и педагогические задачи, эффективно применять предлагаемые формы и приемы логопедической работы в практической деятельности;

— определять цели и задачи деятельности логопеда, составлять план индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;

— общаться с детьми, учитывая их возраст, интересы, потребности; педагогически корректно управлять детским коллективом; проявлять заботу и душевное отношение к детям с ОВЗ, устанавливать и поддерживать конструктивные деловые и личные отношения с коллегами и представителями администрации ДОУ;

— выражать свои мысли логично, доступным и понятным для детей языком;

— уметь четко и ясно предъявлять педагогические требования.

3) Владеть

–современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами логопедического сопровождения, поддержки, компенсации особенностей детей с нарушениями речи, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;

— средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении;

— методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

— технологиями логопедической оценки, компенсации и коррекции отклонений в речи и поведении, диагностики и снижения негативных последствий психологических травм;

— принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области;

— современными методами логопедической и психолого-педагогической диагностики, консультирования, коррекции и профилактики;

— методами активного обучения;

— современными (в том числе организационными и управленческими) методами и техникой психологических и логопедических обследований, исследований и разработок.

Структура и содержание педагогической практики

6.1. Структура и трудоемкостьлогопедической практики

Общая трудоемкость летней практики составляет 4 недели.

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Недели Общая трудоемкость Формы текущего контроля
Кредиты часы
Подготовительный этап     зачет
Производственный этап     зачет
Подготовка отчета по практике     зачет

6.2. Виды деятельности студентов на педагогической практике:

1 этап:

— пройти учёбу (в рамках аудиторных занятий) и инструктаж;

— принять участие в установочной конференции, посвященной прохождению предстоящей логопедической практики;

— взять направление на практику с места учебы;

— проконсультироваться у преподавателя, ответственного за прохождение логопедической практики в случае возникновения затруднений с устройством на практику.

2 этап:

— изучить новые методические разработки в области работы логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ и собрать методический материал для работы с детьми;

— составить перспективный план работы учителя-логопеда (примерный перечень тех мероприятий, дел, которые практикант хотел бы провести с детьми с ОВЗ, имея в виду воспитание определенных качеств личности у детей с ОВЗ);

— находиться в кабинете в течение рабочего дня учителя-логопеда;

— постоянно следить за приходом детей в кабинет и обратно в коллектив группы;

— составить список прикрепленных детей и ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого ребенка с речевой патологией или ее риском;

— свою деятельность учитель-логопед строит исходя из перспективного и календарного планов кабинета, план работы студента утверждается директором (членом ПМПК);

— логопед ДОУ организует профилактическую работу с детьми группы риска раннего и младшего возраста, включающую следующие направления:

— диагностику речевого и когнитивного развития детей раннего и младшего возраста;

— проведение консультаций с воспитателями групп раннего и младшего дошкольного возраста и родителями их воспитанников;

— проведение доступных форм коррекционной логопедической работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста;

— наблюдать и анализировать коррекционную работу логопеда кабинета;

— проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста с различными видами речевой патологии;

— проводить зачетные показательные занятия с детьми с речевой патологией (1 профилактическое с ребенком раннего возраста, 1 групповое и 1 индивидуальное в детьми старшего дошкольного возраста)

— студент-практикант обеспечивает коррекционную направленность в работе кабинета;

— практикант несет ответственность за жизнь и здоровье детей с речевой патологией, посещающих занятия с логопедом;

— практикант является членом педагогического совета ДОУ и в своей работе подотчетен заведующему (директору) ДОУ

3 этап:

— подготовить отчет о пройденной практике;

— принять участие в индивидуальном (письменно или в процессе индивидуальной консультации с преподавателем) и коллективном (в рамках заключительной конференции) анализе прошедшей практики и в обсуждении предложений относительно организации педагогической практики;

— сдать преподавателю, отвечающему за организацию педагогической практики, всю необходимую документацию, подтверждающую то, что студент действительно проходил практику и позволяющую преподавателю судить о том, какой оценки она заслуживает (зачет, незачет);

— в течение двух недель после окончания практики получить зачет по педагогической практике.

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной/производственной практике.

Проведение логопедических коррекционной занятий с детьми с нарушениями речи, индивидуальная диагностика речевого и когнитивного развития, консультативные практики, наблюдение и беседа, технологии регистрации и учета речевых параметров с помощью современного аппаратного обеспечения, системный динамический анализ высших психических функций, презентационные технологии, интерактивные методы обучения.

 

 

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной/производственной практике.

Самостоятельная работа студентов в ходе составляет 56 часов. В ходе самостоятельной работы студенты должны:

1. Подобрать методический материал.

2. Составить план-сетку и план коррекционной работы.

3. Проводить различные мероприятия в логопедическом кабинете.

4. Составить программу коррекционной работы

5. Подобрать диагностический инструментарий для оценки личности ребенка с речевой патологией.

6. Подготовить отчет о пройденной практике.

Формы промежуточной аттестации (по итогам практики).

Отчет о практике должен включать в себя следующие документы:

1. Отчет студента с оценкой руководства (заверенный директором, заведующей ДОУ и т.п.).

2. Краткая характеристика ребенка с речевой патологией (раннего и дошкольного возраста)

3. План-сетка практики.

4. Методическая разработка зачетных занятий.

5. Отчет о работе.

Примерная схема отчета о работе:

1. Умения и навыки детей с речевой патоогией, проявившиеся в начале практики.

2. Умения, приобретенные детьми с ОВЗ в течение практики.

3. Уровень реализации поставленных целей и задач.

4. Пути выполнения задач: индивидуальные занятия; подгрупповые и групповые занятия с детьми со сходными проявлениями дефекта; система постоянных и временных поручений практиканту со стороны логопеда и администрации ДОУ; методика общения, методика дискуссий; реализация педагогики сотрудничества, новых форм работы.

5. Творческий педагогический поиск: анализ педагогической программы, найденные оригинальные приемы коррекции, формы проведения логопедических занятий в современных условиях

6. Трудности в организации работы с детьми с речевой патологией.

7. Какими знаниями, умениями обогатился студент в процессе подготовки и проведения практики.

8. Что дала практика для становления студента как логопеда?

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной/производственной практики.

Основная литература

 

1. Архипова, Елена Филипповна. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учеб. Пособие / Елена Филипповна Архипова – М. : АСТ : Астрель, 2006. – 222с.

2. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н.Волковская, Г.Х.Юсупова. – М.: Книголюб, 2004. – 248с.

3. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П.Глухов.- М. : АРКТИ, 2002. -144с.

4. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие / О.Е.Грибова. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 96с.

5. Григоренко, Н.Ю., Цыбульский, С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции/ Н.Ю.Григоренко, С.А.Цыбульский. — М. : Книголюб, 2003. – 144с.

6. Дьякова, Елена Александровна. Логопедический массаж: Учебно-метод. пособие для ст-тов пед. вузов, обуч. по спец. 031800 «Логопедия» / Елена Александровна Дьякова – М. : Изд. центр «Академия», 2003. – 96с.

7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Вып. 2, ч. 1. Дифференциация гласных / Л.Н.Ефименкова. – М. : Книголюб, 2004. – 112с.

8. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция: Учебно – методическое пособие / Р.И.Лалаева, Л.В.Венидиктова. – Ростов н/Д : Феникс ; СПб : Союз, 2004 – 224с.

9. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя) / Р.И.Лалаева, Н.В.Серябрякова. — СПб. : Речь, 1999. — 198с.

10. Миронова, С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и в группах для детей с нарушениями речи / С.А.Миронова, – М., Просвещение 1993. – 208с.

11. Новиковская, О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях : практическое пособие для педагогов и родителей / О.А. Новиковская, — СПб : Корона принт, 2005. – 272с.

12. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для ст-тов сре.пед.учеб.завед / Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Изд.центр «Академия», 2002. – 200с.

13. Шашкина, Гульнара Рустэмовна. Логопедическая работа с дошкольниками : Учеб.пособие для ст-тов дефект. факультетов высш.пед.учеб. завед / Гульнара Рустэмовна Шашкина, Л.П.Зернова, И.А,Зимина. –М.: Академия, 2003. – 240с.

Дополнительная литература

 

  1. Жукова, Н. С., и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С.Жукова и [др.] – Екатеринбург : Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320с.
  2. Забродина, Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / Л.В.Забродина, Е.С.Ренизрук. – М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2005 – 159с.
  3. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А.Каше – М. : Просвещение, 1985, — 207с.
  4. Кобзарева, Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушений чтения и его коррекция: Учебно-методическое пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО / Л.Г.Кобзарева, Т.И.Кузьмина. – Воронеж : Творческий центр «Учитель», 2001.- 64с.
  5. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. Пособие для практич. Работников дошк. образоват. учр. / Под общ. Ред. Е.М.Мастюковой. – М. : АРКТИ, 2002. – 72с.
  6. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения : Пособие для логопедов / В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. – М. : Гном-пресс : Новая Школа, 1998. – 136с.
  7. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М. : ЧП Секачев В.Ю., 1999.- 143с.
  8. Основы управления специальным образованием : Учеб. пособие для ст-тов / Н.Н.Малофеев и [др.]; Под ред. Д.С.Шилова. – М. : Академия, 2001. – 336с.
  9. Поваляева, Мария Афанасьевна Справочник логопеда / Мария Афанасьевна Поваляева – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 448с.
  10. Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400с.
  11. Практикум по дошкольной логопедии: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1988.- 222 с.
  12. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учебно-метод. пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Ин-т общегум. Исследований, В.Секачев, 2002. – 256с.
  13. Синицына, И.Ю. Буду чисто говорить: Логопедическое пособие в стихах / И.Ю.Синицына. – М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. – 248с.
  14. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие и пути его коррекции (Дети с нарушениями интеллекта и моторной алалией): Учеб. Пособие для студентов / Е.Ф.Соботович, – М.: Классик Стиль, 2003. — 160 с.
  15. Степанова, Ольга Алексеевна. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / Ольга Алексеевна Степанова, — М.: Т.Ц.Сфера, 2003.-112с.
  16. Ткаченко, Т. А. Если ребенок плохо говорит / Т.А.Ткаченко, – СПб.: Акцидент, 1997.-119с.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

12. Материально-техническое обеспечение учебной/производственной практики.

Аудиторные классы, кабинет психологии, компьютерные классы, ДОУ г. Йошкар-Олы и Республики.