Цель дисциплины

СИЛЛАБУС

по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию»

для специальности 5В50 300 «Психология»

Усть-Каменогорск, 2012

УДК

Силлабус дисциплины составлен на основании рабочих учебных планов, типовых и учебных программ.

Составитель: Фёдорова И.А.

Силлабус дисциплины рассмотрен на заседании Учебно-методического совета кафедры «Педагогики и психологии» (протокол № 5 «26» мая 2011 г.)

Председатель УМС кафедры Нурланова А.Н.

Рецензент Тулебаева Е.Н.

Одобрено Учебно-методическим советом вуза (Протокол № _1_ от «_25_» августа 2011 г.).

Учебно-методическое издание

© Казахстанско-Американский

свободный университет, 2012

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(Syllabus)

«Введение в общую и сравнительную психологию» 3 кредита

Кафедра «Педагогики и психологии»

Фёдорова Ирина Алексеевна

2012−2013

Код дисциплины Специальность Форма обучения Количество кредитов семестр
ZhSPК 1201 VOSP 1201 5В50 300 Психология Дневная
ZhSP 1201 VOSP 1201 5В50 300 Психология Вечерняя
ZhSP 1201 VOSP 1201 5В50 300 Психология Дневная на базе ВО
ZhSP 1203 VOSP 1203 5В50 300 Психология Вечерняя сокращенная на базе ТиПО (с применением ДТО)
ZhSP 1201 VOSP 1201 5В50 300 Психология Вечерняя сокращенная на базе ВО (с применением ДТО)

Место и время проведения занятий: корпус КАСУ по пр. Независимости, 86

Электронная почта: elkinbox@rambler.ru

Консультационные часы: согласно расписания учебных занятий.

Краткое описание курса

Предмет и задачи психологической науки и практики. Определение психологии как науки. Предмет психологии — основные этапы развития общей и сравнительной психологии. Общее понятие о психике. Отрасли и задачи теоретической и практической психологии и сравнительной психологии. Методологические основы и методы психологии и сравнительной психологии. Психологический анализ деятельности. Общее понятие о деятельности в психологии. Структура деятельности и ее виды. Понятие о психомоторике Теории движения и поведения. Зарождение и эволюция психики. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Развитие деятельности и психики. Рефлекторные теории поведения. Происхождение и развитие психики человека. Природа психики человека. Уровни отражения человека и животных и проблема сознания в психологии. Формирование высших психических функций.

Структура психических явлений. Личность как интегратор всех психических явлений.

Цель дисциплины

Развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний курса общей и сравнительной психологии, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений в процессе семинарских и практических занятий.

Ожидаемые результаты от изучения дисциплины

1. Понимание основного содержания понятий и категорий, используемых в рамках общей и сравнительной психологии.

2. Выработка умения использовать теоретические и практические знания в профессиональной деятельности.

3. Овладение теоретическими и практическими приемами и навыками работы с текстом учебника, документами и периодическими изданиями.

4. Критичное и самостоятельно осмысливание теоретических подходов и принципов психологии.

5. Готовность к применению полученных знаний в различных практических ситуациях.

Пререквизиты дисциплины:

«Введение в специальность», общеобразоватеотные школьные дисциплины

Постреквизиты дисциплины:

«Общая психология», «Возрастная и социальная психология», «Психология психических явлений», «История психологии» и многие другие.

Используемая литература

1. Базовый (основной) учебник:

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций — М., 2003

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2005

2. Дополнительная литература, которой студенты будут обязаны пользоваться во время курса (включая Интернет источники)

1. Айсмотнас Б.Б. Общая психология: Схемы. — М., 2002

2. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 1999. — 89 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990

4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов.- М., 1998

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М., 1999

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1998

7. Годфруа Э. Что такое психология. — М., 1992

8. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. — М., 1996

9. Крылов А.А. Общая психология. — СПб, 2000

10. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. СПб, 2004

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977

12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981

13. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб, 2002

14. Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории/ под ред. А.В. Брушлинского. — М., 1997

15. Психологический словарь. / Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. Ростов-на-Дону, 2004

16. Психология личности в трудах отечественных психологов. — Спб, 2000

17. Психология: словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1988

18. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — М., 1996

19. Трофимова Н.М., Поленякина Е.В., Трофимова Н.Б. Общая психология: Практикум. СПб, 2005

20. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1976

21. Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — М., 1980

Интернет источники:

Библиотека психологической литературы
http://flogiston.ru Флогистон
http://www.detskiysad.ru Психологическая библиотека
http://www.koob.ru/ Куб — электронная библиотека
Библиотека РГИУ/ каталог
http://psi911.com/ Срочная психологическая помощь в подборе материала
http://liblife.ru/ Бесплатная электронная библиотека по психологии.

Политика дисциплины

Посещаемость занятий

Студенты дневной формы обучения должны посещать все аудиторные занятия и внеаудиторные занятия СРСП согласно расписания. Внеаудиторные занятия СРСП консультационного характера посещаются в случае наличия у студента вопросов к преподавателю, для сдачи заданий для самостоятельной работы и материала по пропущенным занятиям. В отдельных случаях данный вид занятий обязателен для посещения по требованию преподавателя.

Работа студента в аудитории

Во время аудиторных занятий студент обязан участвовать во всех формах проводимой на занятии работы (устный ответ, письменная работа, обсуждение, дискуссия, работа в группах, выполнение проекта и т. д.).

Пропуски занятий

Пропуски занятий должны быть только по уважительной причине. Уважительными причинами пропуска занятий считается:

— болезнь (при наличии медицинской справки, выданной учреждением «Амбулаторный центр», являющегося студенческой поликлиникой КАСУ);

— участие в спортивных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, конференциях (при наличии подтверждающего документа);

— семейные и прочие уважительные обстоятельства (при наличии заявления об освобождении в деканате).

В двух последних случаях освобождение от занятий оформляется распоряжением по деканату. Студенты, пропустившие занятия по вышеперечисленным уважительным причинам, имеют право сдать преподавателю материал по пропущенной теме, а также соответствующую самостоятельную работу без снижения оценки. Студенты пропустившие занятия без уважительной причины также могут сдать преподавателю материал по пропущенной теме, а также соответствующую самостоятельную работу со снижением оценки на 50%. В случае пропуска студентом занятий по неуважительной причине более 3-х раз преподаватель пишет докладную записку на имя декана факультета.

Опоздания на занятия

Опоздания на занятия категорически запрещены.

Академическая честность

Студенту запрещается при выполнении аудиторных и самостоятельных заданий:

— списывание, использование шпаргалок и других незаконных способов получения информации с целью помощи себе или кому-либо другому;

— плагиат, т. е. кражу или выдачу за свое чьих-либо идей или выводов, представление соответствующей работы в качестве результата собственных мыслей и идей;

— любые другие формы недостойного академического поведения.

В случае нарушения вышеперечисленных правил академической честности преподаватель не принимает задание к проверке и не выставляет оценку по нему.

График выполнения и сдачи заданий

Тема Виды работ Задания Задачи и результаты курса Количество часов и сроки сдачи заданий
Дневная, Дневная на базе ВО Вечерняя Вечерняя сокращенная на базе ТиПО, ВО (с применением ДТО)
кол-во часов СРС* неделя** кол-во часов СРС неделя кол-во часов СРС неделя
Раздел 1 Предмет и задачи психологической науки и практики
Тема 1 Определение психологии как науки 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Составление обобщающих таблиц, схем 4. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 1. Учебник — Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — смысловое чтение 2. Письменная работа- заполнение таблицы «Основные принципы психологии» (приложение 1) Задачи: 1, 2 Результаты курса: 1, 4 1,2 1,2 1,2
Тема 2 Предмет психологии — основные этапы развития общей и сравнительной психологии 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Устный ответ 4. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 1. Учебник — Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций — смысловое чтение 2. Устный ответ — групповое обсуждение вопросов — семинар (СРСП) 3. Письменная работа — Составить хронологическую таблицу «Основные этапы развития представлений о предмете психологии» Задачи: 1, 3, 4 Результаты курса: 1, 3, 4 2,3,4 2,3,4 2,3,4
Тема 3 Общее понятие о психике 1. Устный ответ. 2. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 3. Составление обобщающих таблиц, схем 1. Устный ответ: открытый семинар (СРСП) Задачи: 1, 3, 4 Результаты курса: 1, 2, 3,
Тема 4 Отрасли и задачи теоретической и практической психологии и сравнительной психологии 1. Устный ответ. 2. Составление обобщающих таблиц, схем 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 1. Устные ответы на вопросы: индивидуальное собеседованиепо вопросам (СРСП) Задачи: 1, 2, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 5
Тема5 Методологические основы и методы психологии и сравнительной психологии 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Составление обобщающих таблиц, схем 4. Устный ответ 1.Учебник — Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — беглое чтение 2. Письменная работа — заполнить таблицу «Анализ методов психологии» (см. приложение 2) 3. Устный ответ — подготовиться к коллоквиуму по темам 1−5 Задачи: 1, 2, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 5 4,5 4,5 4,5
Раздел 2. Психологический анализ деятельности
Тема6 Общее понятие о деятельности в психологии 1. Обсуждение теоретического материала 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 4. Составление обобщающих таблиц, схем 1. Учебник — Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — смысловое чтение 2. Письменная работа -составить глоссарий основных понятий относящихся к категории деятельности в психологии Задачи: 1, 2, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 5
Тема 7 Структура деятельности и ее виды 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятельной работы 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 4. Составление обобщающих таблиц, схем 1. Учебник — Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — смысловое чтение 2. Письменная работа: описать основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение Задачи: 1, 2, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 5 6,7 6,7 6,7
Тема 8 Понятие о психомоторике Теории движения и поведения 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Устный ответ Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 1. Учебник — Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — ознакомительное беглое чтение 2. Подготовить устные ответына вопросы — семинар (СРСП) 3. Устный ответ- подготовиться к коллоквиуму по темам 6 -8 Задачи: 1, 2, 3, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 5 7,8,9 7,8,9 7,8,9
Раздел 3. Зарождение и эволюция психики
Тема 9 Возникновение и развитие психики в процессе эволюции 1. Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятель-ной работы. 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование Учебник — Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций — ознакомительное чтение 2. Самостоятельная работа -перенести в тетрадь таблицу отражающую теория развития психики Леонтьева-Фабри Задачи: 1, 2, 3, 4 Результаты курса: 1, 2, 3, 4 9,10 9,10 9,10
Тема 10 Развитие деятельности и психики. 1.Обсуждение теоретического материала. 2. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 3. Составление обобщающих таблиц, схем 1. Учебник — Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — смысловое чтение 2. Устный ответ — индивидуальный доклад (СРСП). Задачи: 1, 2, 3, 4 Результаты курса: 1, 2, 3, 4
Тема 11 Рефлекторные теории поведения 1. Устный ответ 2. Составление обобщающих таблиц, схем 1. Подготовить устные ответына вопросы — семинар (СРСП) 2. Устный ответ — подготовиться к коллоквиуму по темам 9−11 Задачи: 1, 2, 3, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 5 11,12 11,12 11,12
Раздел 4. Происхождение и развитие психики человека
Тема 12 Природа психики человека 1.Обсуждение теоретического материала. 2. Анализ заданий для самостоятель-ной работы. 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 1. Учебник — Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций — смысловое чтение 2. Письменная/устная работа- индивидуальный доклад (СРСП) Задачи: 1, 2, 3, 4 Результаты курса: 1, 2, 3, 4
Тема 13 Уровни отражения человека и животных и проблема сознания в психологии 1.Обсуждение теоретического материала. 2. Устный ответ 3. Составление обобщающих таблиц, схем 1. Учебник — Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — смысловое чтение 2. Устный ответ: открытый семинар по вопросам (СРСП) Задачи: 1, 3, 4,5 Результаты курса: 1, 2, 4, 5 12,13,14 12,13,14 12,13,14
Тема 14 Формирование высших психических функций 1.Обсуждение теоретического материала 2. Анализ заданий для самостоятель-ной работы. 3. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование. 1. Учебник — Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций — смысловое чтение 2. Письменная работа- построить схему «Формирование высших психических функций» Задачи: 1, 2, 3, 4, 5 Результаты курса: 1, 2, 3, 4, 5
Тема 15 Структура психических явлений 1. Устный ответ 2. Письменный блиц-опрос, мини-тестирование 3. Составление обобщающих таблиц, схем 1. Устный ответ: открытый семинар по вопросам 1) Психофизиологические функции мозга 2) Психические процессы 3) Психические состояния 4) Психические свойства и образования Задачи: 1, 2, 3, 4 Результаты курса: 1, 2, 3, 4 14,15 14,15 14,15
Тема 16 Личность как интегратор всех психических явлений 1.Обсуждение теоретического материала 2. Анализ заданий для самостоятель-ной работы. 3. Устный ответ 1. Учебник: Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. — составление конспекта 2. Письменная работа: заполнить таблицу «Психологическая структура личности» (см. приложение 3) 3. устный ответ: индивидуальное собеседование по вопросам (СРСП) Коллоквиум по темам 12−16 Задачи: 1, 2, 3, 4 Результаты курса: 1, 2, 3, 4
Итого

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 — Таблица «Основные принципы психологии»

Принцип психологии Автор и время появление Основное содержание Пример
Принцип отражения
Антропологический принцип (субъекта)
Принцип развития
Принцип единства сознания и деятельности
Принцип детерминизма
Принцип единства внешнего и внутреннего
Принцип системности

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 — таблица «Анализ методов психологии»

метод суть область применения ограничения достоинства

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 — таблица «Психологическая структура личности»

Концепция Составляющие структуры личности Краткое содержание составляющих личности
Концепция Б. Г. Ананьева о человеке
Концепция личности А. Ф. Лазурского
Концепция личности В. Н. Мясищева
Концепция личности В. С. Мерлина
Концепция личности К. К. Платонова
Концепция личности А. Н. Леонтьева
Концепция личности Л. И. Божович
Концепция личности С. Л. Рубинштейна
Концепция личности Д. Н. Узнадзе
Концепция личности В. А. Ядова
Концепция личности З. Фрейда
Концепция личности К.Г.Юнга
Личность в диспозиционной психологии
Личность в гуманистической психологии


Экзаменационные вопросы

1. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии

2. Специфика психологического знания и психологии как науки. Сравнительная психология как отрасль.

3. Психология как наука о порождении, функционировании и структуре психического отражения в деятельности животных и человека

4. Общее понятие опсихике как одной из форм отражения живыми существами объективной реальности

5. Душа как предмет психологии

6. Материалистические и идеалистические представления в психологии

7. Изучение сознания в психологии

8. Поведение как предмет психологии

9. Современный этап психологии — изучение психики

10. Краткий обзор истории сравнительной психологии

11. Формы отражения в живом и неживом мир. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира.

12. Категории сознания и бессознательного.

13. Психология как естественная и гуманитарная научная дисциплина. Специфика сравнительной психологии.

14. Междисциплинарные связи психологии и сравнительной психологии.

15. Классификация отраслей психологии: фундаментальные отрасли психологии и прикладные отрасли психологии

16. Формы сотрудничества теории с практикой: психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция

17. Отрасли психологии и задачи психологической практики. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии

18. Обзор методов психологии и сравнительной психологии

19. Общее понятие о деятельности

20. Психологические особенности строения деятельности

21. Внешняя и внутренняя деятельность

22. Теория деятельности в психологии

23. Понятие о психомоторике

24. Механизмы организации движений по Н.А.Бернштейну

25. Принцип сенсорных коррекций, схема рефлекторного кольца, теория уровней

26. Процесс формирования двигательного навыка. принцип активности и его развитие Н.А.Бернштейном

27. Концепция поведенческого акта П.К. Анохина

28. Теория развития психики Леонтьева-Фабри

29. Сравнительный анализ психики животных и человека

30. Стадии развития деятельности и психики

31. Идея рефлекса Р. Декарта

32. Развитие рефлекторной теории в работах И.М. Сеченова, Ч. Шеррингтона, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.

33. Понятие о деятельности животных

34. Общественно-историческая природа психики человека

35. Взаимосвязь происхождения языка и трудовой деятельности

36. Понятие, формы отражения и уровни отражения

37. Природа человеческого сознания. Происхождение и развитие сознания. Общественное и индивидуальное сознание

38. Особенности сознания (содержания, состояния, свойства, уровни)

39. Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву)

40. Конкретно-психологические характеристики сознания

41. Структура психики — мир психических явлений

42. Неосознаваемые психические процессы

43. Формирование высших психических функций

44. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского

45. Социальный, опосредованный, произвольный характер высших психических функций и их системное строение

46. Психофизиологические функции мозга, сенсорная чувствительность

47. Развитие личности, ее социализация и индивидуализация

48. Общее понятие о личности, индивиде, субъекте деятельности и индивидуальности

49. Теория изучения личности Б.Г. Ананьева

50. Краткий обзор психологической структура личности в рамках различных концепций

ФЁДОРОВА ирИНА аЛЕКСЕЕВНА

СИЛЛАБУС

по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию»

для специальности 5В50 300 «Психология»

Ответственный за выпуск

Н.А. Мошенская

Технический редактор

Т.В. Левина

Отпечатано в Казахстанско-Американском свободном университете

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector