Требования к уровню освоения дисциплины 4

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра менеджмента и мировой экономики

МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг»

 

Челябинск, 2008

УДК 65.01

ББК 33.05

М 86

 

 

Мохова, Л.Н. Менеджмент [Текст]: учеб.- метод. комплекс дисциплины / Л.Н. Мохова; Челябинский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ».- Челябинск, 2008.- 43 с.

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Менеджмент» предназначен для студентов специальностей: 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг» всех форм обучения.

УМК-Д включает рабочую учебную программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины и виды учебной работы; содержание дисциплины; темы семинарских и практических занятий; задания по самостоятельной работе студентов; вопросы для подготовки к экзамену; учебно-методическое обеспечение.

 

© Челябинский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2008

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Аннотация 4 Инновационные технологии, используемые в преподавании курса 5 Рабочая учебная программа дисциплины 6 1. Цели, задачи и предмет дисциплины 6 2. Требования к уровню освоения дисциплины 7 3. Объем дисциплины 8 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 8 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 9 4. Содержание дисциплины 11 5. Темы практических и /или семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр 16 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум) 19 7. Задания для самостоятельной работы студентов 21 8. Тематика контрольных работ 20 9. Вопросы для подготовки к экзамену 21 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 24 10.1. Литература 24 10.2. Методическое обеспечение дисциплины 25 10.2.1. Сценарии деловых игр 25 10.2.2. Проверочный тест 28 10.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 31    

 

Аннотация

Учебно-методический комплекс дисциплины «Менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образо-вания и является основной образовательной программой по специальностям 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепро-фессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

В учебно-методическом комплексе раскрываются цели и задачи изучения дисциплины, объём дисциплины, содержание курса и требования к уровню освоения содержания дисциплины. Приводятся темы практических и семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, темы контрольных работ, вопросы для подготовки к экзамену и учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Составитель: Мохова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент.

 

 

Утвержден на заседании Учебно-методического совета Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ» «____»__________ 2008 г.,

протокол №___.

 

Согласовано:

 

Зав. библиотекой:

Инновационные технологии, применяемые в преподавании курса «Менеджмент»

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений в учебно-практической деятельности; обучение приобретает совместный, коллективный характер в результате соблюдения норм компетентных предметных действий и норм социальных отношений коллектива. Диалогическая основа игровой деятельности представлена проблемным содержанием имитационной модели воссоздающей условия и динамику производства. (Тема 15).

Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. ( Тема 2, 8).

Проблемные ситуации – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно формирует и предлагает гипотезу решения ситуации и ее обосновывает. (Тема 10, 16).

Презентация – способ наглядного представления информации, как правило, с использованием аудиовизуальных средств. (Тема 3,12).

Тестирование – метод использования стандартизированной системы заданий, содержащая варианты ответов, позволяющих определить уровень усвоения теоретического материала. (Тема 11).

Тренинг – вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности. Так развиваются умения вести переговоры, выступать перед большой аудиторией, проводить совещания, адекватно вести себя в конфликтных ситуациях, преодолевать стрессовые состояния и управлять ими. ( Тема 6,14).

 

Рабочая учебная программа дисциплины

1.1. Цель и задачи дисциплины:

Цель учебной дисциплины – активизация образовательного процесса по освоению теории и практики менеджмента, формирование организаторских и коммуникативных способностей студентов. Задачи дисциплины:

— ознакомить студентов с основными тенденциями развития менеджмента в современных условиях; функциями менеджмента;

— обучить системному подходу к решению проблем организации и принятию управленческих решений;

— содействовать активному проявлению логичности и самостоятельности мышления, творческого подхода при анализе и оценке конкретных практических ситуаций в различных областях деятельности организации.

1.2. Основные знания и умения, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Менеджмент» будущие специалисты должны знать:

§ основы планирования, организации, координации, мотивации, контроля и анализа деятельности структуры,

§ эффективные управленческие решения в профессиональной деятельности;

§ основы целеполагания и прогнозирования управленческой деятельности;

§ иметь представление о проектировании организационных структур, организационной культуре;

§ профессиональные качества менеджера;

приобретение практических навыков: организационно-методического и системного подхода в деятельности менеджера, в области постановки целей организации, проектировании ее организационной структуры и прогнозировании деятельности, выработке альтернатив, принятии управленческих решений, в применении наиболее эффективных методов мотивации трудовой деятельности, преодолении конфликтных ситуаций, навыки эффективной коммуникации и организации деятельности персонала, а также оценке эффективности управления.


Требования к уровню освоения дисциплины

Государственный образовательный стандарт устанавливает следующие требования к образовательному минимуму по дисциплине «Менеджмент» для специальностей:

 

080301 «Коммерция (торговое дело)»

ОПД.Ф.06 Менеджмент Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. История и особенности российского менеджмента. Организация как система управления; жизненный цикл и типы организации; стратегическое управление организацией. Формальные и неформальные группы в организации. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамика. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организацией. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Формы власти и влияния, основные теории лидерства, органические функции руководителя. Самоменеджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. Оценка эффективности управления.

 

080111 «Маркетинг»

 

ОПД.Ф.06 Менеджмент Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. Особенности российского менеджмента. Организация как система управления; жизненный цикл и типы организации; стратегическое управление организацией. Формальные и неформальные группы в организации. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамизм. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организацией. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности. Принципы управления персоналом, особенности подбора и оценки профпригодности специалистов-маркетологов. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Формы власти и влияния, основные теории лидерства, органические функции руководителя. Самоменеджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. Оценка эффективности управления.

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы. 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг»

080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг»

 

Форма обучения — очная

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
   
№№ семестров  
Аудиторные занятия: 85/85  
лекции 46/39  
практические и семинарские занятия 39/42  
Тематические дискуссии и деловые игры 2/2  
Самостоятельная работа 95/90  
Всего часов на дисциплину 180/175  
Текущий контроль (количество, №№ семестров) 4 семестр  
Курсовая работа Программой не предусмотрена
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) — №№ семестров Экзамен – 4сем.  


Распределение часов по темам и видам учебной работы

080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг»

Форма обучения — очная

 

№ п/п Названия разделов и тем Всего Виды учебных занятий
часов по учебному плану Аудиторные занятия, из них   Самостоятельная работа
Лекции Семинары  
  1. Введение в менеджмент. 6/6 2/2 2/2 2/2  
  2. Эволюция концепций менеджмента 10/8 4/2 2/2 6/4  
  3. Особенности управления экономикой в России и необходимость его совершенствования 8/10 2/2 2/2 4/6  
  4. Функции менеджмента 12/8 4/4 2/2 6/2  
  Целеполагание в процессе менеджмента 10/8 2/2 2/2 6/4  
  6. Управленческие решения в менеджменте 8/10 2/2 2/4 4/4  
  7. Информационное обеспечение менеджмента. 12/12 2/2 2/2 8/8  
  8. Стратегический менеджмент 14/14 4/4 2/2 8/8  
  9. Организационные структуры управления 10/12 4/4 2/2 4/6  
  10. Мотивация труда. 12/12 2/2 2/2 8/8  
  11. Методы менеджмента 10/10 2/2 2/2 6/6  
  12. Управление инновациями 8/10 2/2 2/2 4/6  
  13. Организация как система управления 10/8 2/2 2/2 6/4  
  14. Организационная культура. 8/8 2/2 2/2 4/4  
  15. Формы власти и влияния и теории лидерства 10/10 2/2 2/2 6/6  
  16. Самоменджмент. Стили руководства. 12/10 2/2 3/4 7/4  
  17. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. 12/11 4/3 4/4 4/4  
  18. Эффективность менеджмента и пути ее повышения 8/8 2/2 2/2 4/4  
    ИТОГО: 180/175 46/43 39/42 95/90  
               

4. Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в менеджмент.

 

Сущность менеджмента, содержание понятия менеджмент и управление.

Основные категории менеджмента: система управления, объект и субъект управления, прямые и обратные связи, внутренняя и внешняя среда системы управления. Основные закономерности и принципы менеджмента. Современные тенденции развития менеджмента.

Тема 2. Эволюция концепций менеджмента.

 

Природа управления и исторические тенденции его развития. Формирование менеджмента как науки. Школа научного управления. Основные положения школы. Концепция «экономического человека». Развитие идей Ф. Тейлора. Классическая школа управления. Основа концепции А.Файоля в исследованиях процесса управления. Школа психологии и человеческих отношений. Содержание и значение Хоторнского эксперимента. Развитие теоретических подходов школы в современных условиях.

 

Тема 3. Особенности Российского менеджмента.

 

Теория и практика управления в России в условиях общественной формы собственности. Основные реформы системы управления экономикой и их результаты.

Переход от плановой системы управления к регулируемому рынку. Формирование рыночного механизма управления. Процесс проведения приватизации и переход к рыночным ценам – основные вехи нового этапа рыночных отношений.

Основные результаты рыночной экономики за последнее десятилетие.

Основные задачи менеджмента в обеспечении конкурентоспособности российской экономики.

 

Тема 4.Функции менеджмента.

 

Общие и специфические функции менеджмента. Общие функции как составные части любого процесса управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Планирование как стадия процесса управления, включающая постановку целей. Прогнозирование, стратегическое и текущее планирование. Организация как функция управления, включающая формирование структуры организации, а также создание условий для достижения поставленных целей. Координация как функция управления, обеспечивающая его непрерывность, главная задача координации как достижение согласованности в работе всех звеньев организации. Мотивация как функция управления, побуждающая эффективно трудиться для выполнения поставленных целей. Основные задачи процесса мотивации. Контроль как функция управления, осуществляющая количественную и качественную оценку работы организации. Специфические (частные, вспомогательные) функции управления как техническая основа успешного выполнения общих функций управления.

 

Тема 5. Целеполагание в процессе менеджмента.

 

Миссия как главная цель организации. Подходы к разработке миссии. Функции целей. Требования к целям. Классификация целей менеджмента. Ключевые цели фирмы по функциональным подсистемам. Иерархический характер системы целей. Дерево цели организации, принципы его построения. Использование ранжирования целей при разработке стратегических планов. Управление по целям.

 

Тема 6.Управленческие решения в менеджменте.

 

Определение понятия «управленческие решения». Роль решений в процессе управления. Сущность решения и его виды. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к качеству управленческого решения. Этапы процесса принятия решений.

 

Тема 7. Система информационного обеспечения менеджмента.

 

Роль информации в процессе управления. Классификация информации. Роль коммуникационных процессов в обеспечении управления информацией. Информационные потоки и технологии управления. Технические средства работы с информацией. Регулирование количества и качества информации. Формирование и регулирование структуры информации в менеджменте. Информационные факторы качества управления. Коммуникации и управленческая деятельность. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.

 

Тема 8. Стратегический менеджмент.

 

Методология стратегического управления, объективные причины ее возникновения и использования. Планирование стратегии, Системный и ситуационный подход к управлению. Внутренняя и внешняя среда организации. Анализ сильных и слабых сторон организации. Анализ альтернатив и выбор стратегии. Бизнес-план как отражение стратегии организации, а также условий и путей ее реализации. Основные разделы бизнес-плана.

 

Тема 9. Организационные структуры управления

 

Проектирование организационной структуры. Организационные полномочия. Типы организационных структур: бюрократический и адаптивный. Линейно-функциональная структура, ее преимущества и недостатки. Дивизиональная структура, ее разновидности, принцип построения. Матричная и проектная организационные структуры, их преимущества и недостатки. Организационные структуры предприятий будущего: виртуальные корпорации, многомерные организации и т.д.

 

Тема 10.Мотивация труда.

 

Содержание понятия «мотивация». Связь мотивации с целенаправленным поведением человека. Первоначальные концепции мотивации. Основные направления эволюции современных теории мотивации. Ключевые понятия теории мотивации: первичные и вторичные потребности, побуждения. Цель, деятельность, закон результата, мотивы и их классификация, стимулы, вознаграждения. Понятие о содержательных и процессуальных теориях мотивации. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.

 

Тема 11. Методы менеджмента.

 

Сущность и классификация методов управления, их связь с мотивационной направленностью сотрудников. Комплексный подход к применению методов управления. Организационно-распорядительные методы и механизм их воздействия на объект управления. Экономические методы и их реализация на разных уровнях управления. Социально-психологические методы управления и способы их реализации. Методы управления социальной активностью персонала.

 

Тема 12. Управление инновациями.

 

Нововведения как объект инновационного менеджмента. Сфера инновационной деятельности: рынок новшеств, рынок капитала, рынок чистой конкуренции нововведений. Классификация новаций: по содержанию – технические, организационные, социальные, экономические. Основные этапы инновационного процесса. Инновационный проект, его реализация. Эффективность инновационного проекта. Формы государственной поддержки инновационной деятельности. Риски в инновационном менеджменте и управление ими. Особенности работы менеджера в кризисной ситуации.

 

Тема 13. Организация как система управления.

Организация в современных условиях. Классификация организаций. Организация как открытая система управления. Характеристики внешней среды: сложность, подвижность, неопределенность. Понятие и содержание внутренней среды организации. Законы функционирования и развития организации.

 

Тема 14. Организационная культура.

 

Понятие и структура организационной (корпоративной) культуры. Составные элементы и факторы воздействия организационной культуры. Сильная и слабая культура. Принципы формирования и методы поддержания организационной культуры. Этика менеджмента, управление этикой. Психология и этика деловых отношений.

 

Тема 15. Формы власти и влияния и теории лидерства.

 

Классификация форм власти и влияния. Характеристика основных аспектов власти, их сильные и слабые стороны. Влияние развития общества на использование основных форм власти. Природа лидерства, общая характеристика теорий лидерства. Понятие и сущность стиля руководства. Разновидности стилей руководства. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Функции и обязанности руководителя, его качества.

 

Тема 16. Самоменеджмент. Стили руководства.

 

Самоменеджмент и тайм-менеджмент руководителя.

Сущность стилей руководства, их классификация. Типология стилей руководства. Подходы к руководству людьми. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям

 

Тема 17. Управление конфликтами, стрессами и изменениями.

 

Виды конфликтов, их классификация. Причины возникновения конфликтов. Управление конфликтной ситуацией и способы разрешения. Основные понятия о стрессе: влияние стресса на управление. Природа организационных изменений. Причины сопротивления изменениям. Организационное обновление и его этапы.

 

Тема 18. Эффективность менеджмента и пути ее повышения.

 

Общее понятие об эффективности менеджмента. Основные составляющие оценки эффективности социально-экономических систем: критерии эффективности хозяйствования, принцип оценки, система показателей, методика расчетов эффективности хозяйствования. Признаки эффективного менеджмента. Понятие о социальной эффективности управления организацией и критерии ее оценки. Пути повышения эффективности менеджмента организации.

 

5. Темы практических и /или семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр

Тема 1. Технология первого делового контакта (форма проведения – практическое занятие, дискуссия, деловая игра)

Вопросы к теме:

1. Личные качества менеджера.

2. Оригинальные профессиональные навыки.

3. Условия сотрудничества.

Литература: 3,8.

Тема 2.Требования к профессиональной деятельности менеджера(форма проведения – практическое занятие, дискуссия)

Вопросы к теме:

1. Социальные роли менеджера.

2. Составляющие эффективного управления. Личный план действий менеджера.

3. Профессиональные качества менеджера.

Литература: 1, 3, 6.

 

Тема 3. «Разведка» (форма проведения – практическое занятие, тренинг)

Инструкция: участники разбиваются на пары, каждый получает карточку с заданием что-либо выяснить у партнера в течение 5 минут. После диалога ведущий задает вопросы: 1) Что стремился узнать ваш собеседник? 2) Что вам удалось выяснить в соответствии с вашим заданием?

 

Тема 4. Плановые прогнозы и предположения. (форма проведения – графическая работа)

Задание: Построить индивидуальный профиль качеств и свойств, оценивая степень проявления по 5-балльной шкале.

 

Тема 5. Функции менеджмента. Планирование (форма проведения –самостоятельная работа)

Задание: Составить дневной план работы менеджера любого уровня управления, заполнив графы: Что сделать? Кого вызвать? Где побывать? Кому позвонить?

 

Тема 6. Функции менеджмента. Планирование (форма проведения – дискуссия)

Задание: Построить дерево цели, разделив генеральную цель на подцели (цели-требования, конкретные цели, направление деятельности, задачи, задания (условия)).

 

Тема 7. Принятие управленческих решений (форма проведения – дискуссия)

Задание: Заполнить таблицу, начиная с колонки – индивидуальное значение, затем – групповое и коллективное. Сравнить значение с эталонным, найти разницу значений по модулю. Суммировать разницу по показателям. Если сумма < 33, решение жизнеспособно.

 

Тема 8. Организационные структуры управления (форма проведения – работа в микрогруппах)

Задание: Построить структуру на основе функционального принципа. 1) выбрать направление деятельности предполагаемой структуры 2) определить контингент (группы населения) 3) указать функции структуры 4) предположить результат деятельности.

Литература: 2, 10.

 

Тема 9. Информационное обеспечение менеджмента (форма проведения – ролевая игра)

Задание: имитация ролей менеджера по карточкам с заданиями.

 

Тема 10. Управление персоналом (форма проведения – рефлексия деятельности)

Задание: провести оценку деловых качеств, определить преимущественную ролевую позицию, сравнивая самооценку и внешнюю оценку вас вашим партнером.

 

Тема 11. Конфликты в управлении (форма проведения – индивидуальная работа по карточкам)

Задание: разрешение проблемных ситуаций по алгоритму:

1 этап – анализ и осознание проблемы, выяснение причин конфликта с учетом условий.

2 этап – анализ исходных данных: места ситуации в целостном процессе деятельности; характеристика участников (компонентов) ситуации, их взаимоотношений.

3 этап – выдвижение гипотезы. Выбор из имеющейся базы знаний и опыта наиболее целесообразных средств и методов.

Литература: 6, 7.

 

Лабораторные работы (лабораторный практикум)

Программой не предусмотрен

Задания для самостоятельной работы студентов

№ п/п Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы Кол-во часов
1. Введение в менеджмент. Менеджмент и его роль в рыночной экономике. Цель и задачи курса «Менеджмент». Предмет и содержание курса «Менеджмент» Определить базовые понятия менеджмента. Обосновать на основе изучения теоретических источников управление как науку и как искусство, привести примеры. 4/4
2. Основные реформы системы управления экономикой и их результаты. Переход от плановой системы управления к регулируемому рынку. Формирование рыночного механизма управления. Изучение конспекта лекций и первоисточников. Подготовка сообщений — выбор темы по согласованию с преподавателем. 6/6
3. Зарубежные модели менеджмента Используя конспект лекций и тезисы литературных источников, заполнить сравнительную таблицу. Подготовить реферат по выбору: японская, англо-американская, западно-европейская, афро-азиатская модель. 4/4
4. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. На основе конспекта лекций подготовить эссе о сущности и взаимосвязи функций менеджмента 6/6
5. Понятие и характеристика цели, классификация и требования к ним. Опираясь на конспект лекций и первоисточники построить 5 уровней «дерева цели» (подцели) Можно в форме таблицы. 4/4
6. Сущность и классификация управленческих решений, этапы — выработка, принятие и реализация решения. Сообщение на основе опорного конспекта. 4/4
7. Роль информации в процессе менеджмента. Принципы научной организации экономической информации и документирования. Подготовить сообщение, составить проблемную ситуацию. 8/6
8. Стратегическое планирование: выбор миссии и целей организации, оценка и анализ внешней среды, сильных и слабых сторон организации, анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии. Реализация стратегического плана. Изучение конспекта лекций, первоисточников. Реферативное сообщение. 4/6
9. Структура как основа функционирования системы управления. Типы. Этапы проектирования структур управления. Используя опорный конспект лекций, разработать структуру на основе функционального принципа. Последовательность организационных регламентов. 8/8
10. Основные направления эволюции современных теорий мотивации. Конспект – основные положения содержательных и процессуальных теорий. 6/6
11. Контроллинг как инструмент управления предприятием, показатели системы контроллинга в организации и методы расчета ее эффективности. Реферативное сообщение. 4/4
12. Сфера инновационной деятельности. Риски в инновационном менеджменте и управление ими. Особенности работы менеджера в кризисной ситуации. Анализ теоретических источников. Конспект. 6/6
13. Управление экономическими отношениями предприятия.   Конспектирование первоисточников. Доклад. 4/4
14. Принципы формирования и методы поддержания организационной культуры, психологии и этики деловых отношений.   Используя конспект лекций, подготовить анализ на примере любой орг.структуры. 5/4
15. Руководитель в системе управления персоналом. Реферативное сообщение: Основные качества менеджера. Зарубежный опыт работы с персоналом. 4/4
16. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям Сообщение. Практические примеры. 6/4
17. Современный взгляд теории социальных систем на конфликт между человеком и организацией. Конспект первоисточников: виды и типы конфликтов, методы их разрешения. 8/6
18. Оценка эффективности социально-экономических систем Изучение конспекта лекций и анализ первоисточников: критерии эффективности хозяйствования, принцип оценки, система показателей, методика расчетов эффективности хозяйствования. 4/4
Итого 95/90

Темы контрольных работ

1. Основные категории, закономерности и принципы менеджмента.

2. Развитие менеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности.

3. Формирование рыночного механизма управления в России.

4. Характеристика американской модели менеджмента.

5. Сущность японской модели менеджмента.

6. Западноевропейская модель менеджмента.

7. Общие функции менеджмента.

8. Специальные (частные) и вспомогательные функции менеджмента.

9. Миссия и целеполагание в процессе менеджмента.

10. Сущность и роль управленческих решений, их классификация.

11. Технология принятия управленческих решений.

12. Система информационного обеспечения менеджмента.

13. Сущность стратегического менеджмента.

14. Стратегическое и текущее планирование.

15. организационные структуры управления: понятие, основные элементы, требования к орг.структурам.

16. Типы и виды организационных структур управления.

17. Проектирование (формирование) организационных структур управления.

18. Мотивация как функция менеджмента.

19. Контроль как функция менеджмента.

20. Контроллинг как инструмент управления организацией (предприятием).

21. Нововведения (инновации) как объект инновационного менеджмента.

22. Организация инновационной деятельности.

23. Управление финансами предприятия.

24. Организационная культура.

25. Общая характеристика персонала организации.

26. Процесс подбора, отбора, и найма персонала.

27. Функции служб по работе с персоналом.

28. Конфликты в менеджменте.

29. Особенности управления внешнеэкономическими связями.

30. Общие понятия об эффективности менеджмента.

Вопросы

для подготовки к зачету и экзамену по дисциплине «Менеджмент»

 

1. Содержание понятий «менеджмент» и «управление».

2. Категории менеджмента – объект, субъект управления, внутренняя, внешняя среда, прямые, обратные связи, закономерности, принципы.

3. Тенденции развития менеджмента.

4. Закономерности принципы менеджмента.

5. Требования к профессиональной деятельности менеджера.

6. Содержание и взаимосвязь общих функций менеджмента.

7. Значение и компоненты планирования.

8. Методы и принципы планирования.

9. Виды планирования и типы планов.

10. Прогнозирование как составная часть планирования.

11. Общая характеристика цели деятельности.

12. Организация как функция менеджмента.

13. Сущность алгоритма целеполагания.

14. Принципы делегирования полномочий.

15. Виды коммуникаций в организации.

16. Понятие, причины конфликта и стратегии их разрешения.

17. Элементы и этапы процесса коммуникации.

18. Основные типы организационных структур, их характерные черты.

19. Приемы эффективной коммуникации.

20. Профессиональные качества менеджера.

21. Самоменеджмент и имидж руководителя.

22. Формы власти и влияния.

23. Критерии и преимущества управления по целям.

24. Формы процесса деловой коммуникации.

25. Модель коллектива, действующего эффективно.

26. Технология первого делового контакта.

27. Специфические, частные функции менеджмента.

28. Содержание «дерева цели» – как метода планирования.

29. Мотивация как функция менеджмента.

30. Процессуальные теории мотивации.

31. Содержательные теории мотивации.

32. Виды управленческих решений и требования к ним.

33. Процесс принятия управленческого решения.

34. Организация выполнения управленческого решения.

35. Структура как основа функционирования системы, процесс создания структуры.

36. Сущность делегирования и децентрализации полномочий.

37. Содержание матрицы деятельности.

38. Личный план деятельности менеджера.

39. Система информационного обеспечения управления.

40. Виды контроля, характеристика эффективного контроля.

41. Стратегии преодоления конфликтов.

42. Оперативные методы разработки альтернатив.

43. Особенности развития менеджмента в России.

44. Понятие и структура организационной культуры.

45. Характеристика американской модели менеджмента.

46. Сущность японской модели менеджмента.

47. Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента.

48. Характеристика западноевропейской модели менеджмента.

49. Административные (организационно-распорядительные) методы менеджмента.

50. Экономические методы менеджмента.

51. Социально-психологические методы менеджмента.

52. Лидерство и стиль управления

53. Формальное и неформальное управление.

54. Управление изменениями в организации.

55. Формирование рыночного механизма в России.

56. Эволюция концепций менеджмента.

57. Концепции управления персоналом.

58. Методы поддержания организационной культуры.

59. Управление инновациями.

60. Эффективность менеджмента.

 

Методическое обеспечение дисциплины. 10.2. 1Сценарии деловой игры «Наем и отбор персонала»

10.2. 1Сценарии деловой игры «Наем и отбор персонала»

Цель деловой игры: Ознакомление с концепцией и процедурой отбора и найма персонала, стимулирование учебной активности студентов в игровой форме.

Задачи:

1. Способствовать совершенствованию коммуникативных способностей студентов.

2. Содействовать формированиию умения проводить самопрезентацию при устройстве на работу.

I. Подготовительный этап.

Включает сообщение теоретических сведений по теме «Управление персоналом» — Отбор и наем персонала. Выявление знаний о профессиональных качествах менеджеров.

В условиях рыночной конкуренции качество персонала является главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение современной организации.

Концепция отбора и найма должна быть ориентирована на то, что залогом достижений целей и дальнейшего эволюционизирования предприятия являются своевременное его обеспечение квалифицированным персоналом.

Тщательный отбор работников во многом определяет возможности и эффективность последующего использования потенциала персонала. Повышение надежности отбора связывают с последовательным проведением проверки деловых и личных качеств кандидата.

Найму работника предшествуют четкое представление о функциях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействии в организации исходя из заранее разработанных требований выбирают подходящих людей на конкретную должность. При этом используют специальные методики, позволяющие учитывать систему деловых и личностных характеристик по группам качеств:

1. Общественно-гражданская зрелость (способность подчинять личные интересы общественным, умение прислушиваться к критике, быть самокритичным, активно участвовать в общественной деятельности).

2. Отношение к труду (чувство личной ответственности за порученное дело, чуткое внимательное отношение к людям, трудолюбие).

3. Уровень знаний и опыт работы (наличие квалификации, соответствующий занимаемой должности, знание объективных основ управления производством, знание передовых методов руководства, стаж работы в данной сфере).

4. Организаторские способности (умение организовать систему управления, свой труд, умение проводить совещания, владение передовыми методами руководства).

5. Умение работать с людьми (умение взаимодействовать с подчиненными, с руководителями разных организаций, умение создавать сплоченный коллектив).

6. Умение работать с документами и информацией (умение коротко и ясно формулировать цели, умение составлять деловые письма, приказы, распоряжения, выдавать задания, умение использовать современную технику управления).

7. Умение своевременно принимать и реализовывать решения (умение своевременно принимать решения, способность обеспечить контроль за исполнением решений, умение владеть собой, уверенность в себе).

8. Способность увидеть и поддержать передовое (умение увидеть новое, умение распознавать и поддерживать новаторов, энтузиастов, инициативность, смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений, мужество и способность идти на обоснованный риск).

9. Морально-этические черты характера (честность, добросовестность, порядочность, принципиальность, уравновешенность, выдержанность, вежливость, настойчивость, общительность, обаятельность, скромность, простота, опрятность и аккуратность внешнего вида, хорошее здоровье).

Из данного перечня выбираются те позиции, которые важнее всего для конкретной должности и организации, добавляются специфические качества, которыми должен обладать претендент на конкретную должность.

Важнейшими критериями при отборе на должность: являются полученное образование и практический опыт работы (как критерий уровня квалификации работника).

Одной из важных личных характеристик работника является его социальный статус, второй важной личной характеристикой является возраст претендента.

Численность персонала рассчитывается так, чтобы обеспечить долгосрочное выполнение стратегических задач предприятия. Нехватка персонала ставит под угрозу выполнение задач, переизбыток его вызывает излишние расходы и ставит таким образом под угрозу существование самого предприятия.

II. Базовый этап.

Содержит предварительное задание каждому студенту составить на себя саморекламу как на менеджера одного из уровней управления по алгоритму (продолжительность 1,5 мин.):

1) Чем я могу быть полезен (полезна) для фирмы:

а) личные качества;

б) оригинальные профессиональные навыки;

в) коммерческая идея;

2) Мои условия сотрудничества в фирме.

Проведение деловой игры включает выступления студентов с соблюдением процедуры собеседования при приеме на работу. Затем представители студенческой группы активно обсуждают необходимость приема на работу данного специалиста, если соглашаются с требованиями кандидата без каких-либо уточнений, это означает проявление безответственного отношения к данному претенденту на должность, т.к. в будущем несем ответственность за него.

В процессе игры необходимо набрать определенное количество баллов, которые фиксируются в протоколе (ф.и. студента, проведение саморекламы, задаваемые вопросы при проведении собеседования).

Для микрозачета необходимо набрать 500 условных баллов.

Из них: самореклама – 300 баллов

1-ый заданный претенденту вопрос – 100 баллов

2-ой заданный вопрос – 50 баллов

все последующие задаваемые вопросы – 10 баллов.

III. Заключительный этап.

Проводится предварительный подсчет набранных студентами баллов, подводятся итоги игры (включающие сообщение о лидерах, наиболее отличившихся студентов, акцентирование внимание на повторяющихся ошибках, которых следует избегать; рекомендации по составлению успешной самопрезентации).

10.2.2.Проверочный ТЕСТ

для проверки знаний по дисциплине

1. Менеджмент – это:

а) профессиональная деятельность, направленная на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов;

б) воздействие на подчиненных для достижения цели управления, применяя принципы, функции и методы экономического механизма менеджмента;

в) достижение целей организации через трудовую деятельность коллектива;

2. Категории менеджмента включают:

а) процесс, систему и результат деятельности;

б) субъект, объект, прямые и обратные связи, внешнюю и внутреннюю среду;

в) объект, субъект, внутреннюю и внешнюю среду организации;

3. Личный план действий менеджера состоит из этапов:

а) выявить ограничения, оценить и обсудить их, преодолеть препятствия, приобрести новые умения, внедрить новые методы работы, проанализировать свое продвижение вперед;

б) оценить ситуацию, проанализировать информацию, наметить альтернативные варианты, проанализировать ошибки, корректировка действий;

в) проявить уверенность в себе, развить умение делать все по-новому, проанализировать свои способности, действовать самостоятельно;

4. Система – это:

а) последовательная взаимосвязь компонентов;

б) некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей;

в) набор или комплекс связанных между собой взаимозависимых элементов, образующих сложное единство;

5. Принципы менеджмента означают:

а) основное правило поведения, деятельности;

б) общие устойчивые правила, определяющие требования к системе, структуре управления;

в) регулирование общих процессов управления на основе руководящей идеи;

6. Функции менеджмента предполагают:

а) создание условий для эффективной деятельности;

б) определенное назначение управляющего воздействия на объект;

в) определенные стадии, этапы управленческого цикла, по которым осуществляет действия любая организация;

7. К общим (основным) функциям относится:

а) прогнозирование, согласование, организация мотивация и контроль;

б) планирование, мотивация, координация, организация, контроль;

в) регулирование, организация, мотивация, учет и отчетность;

8. Конкретные (специфические) функции включают:

а) финансирование, руководство и лидерство, принятие решений, материально-техническое обеспечение;

б) выработку и принятие решений, финансирование, работу с персоналом, учет и отчетность;

в) стимулирование, рекламно-информационную деятельность, руководство и лидерство; финансирование;

9. План – это:

а) четко установленная последовательность действий;

б) строго рассчитанная система мер распределения ресурсов для достижения поставленной цели;

в) выбор средств и методов достижения цели.за конкретный промежуток времени;

10. Мотивация – это:

а) процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей;

б) выполнение работы в соответствии с делегированными полномочиями, учитывая потребности;

в) стимулирование деятельности коллектива;

11. Содержательные теории мотивации включают:

а) действия на основе первичных и вторичных потребностей;

б) внешние и внутренние стимулы человека;

в) внутренние потребности или побуждения человека, которые заставляют действовать так, а не иначе;

12. Функция организации предполагает:

а) делегирование полномочий с возложением права ответственности;

б) создание задуманной структуры ролей, выделение структурных подразделений, группировку видов деятельности и закрепление ответственности за отдельным лицом, делегирование полномочий;

в) создание структуры, которая дает возможность коллективу достигать цели деятельности;

13. Принципы планирования:

а) эффективность, последовательность, систематичность, конкретность, реальность, нормативность;

б) преемственность и непрерывность, научность, комплексность, нормативность, конкретность;

в) комплексность, конкретность, нормативность, преемственность и непрерывность, целевая направленность мероприятий, реальность;

14. Формы стимулов:

а) наказание, внешнее поощрение, самовыражение и вознаграждение;

б) моральное поощрение, принуждение, материальное поощрение и самоутверждение;

в) вознаграждение, порицание, принуждение, самореализация;

15. Делегирование полномочий предусматривает принципы :

а) соответствие ожидаемому результату, функциональный, скалярный, уровня полномочий, единоначалия, безусловной ответственности, соответствия полномочий и ответственности;

б) иерархичности, ответственности, компетентности, функциональный, скалярный, единоначалия, обратной связи;

в) уровня управления, эффективности, единоначалия, ответственности, соответствие ожидаемому результату;

16. Типы организационных структур:

а) функциональная, линейная, проектная, матричная, графическая структура;

б) линейная, функциональная, комбинированная, матричная, управление по проекту, управление по продукту, координационные комиссии;

в) матричная, дивизионная, линейно-функциональная, математическая структура;

17. Контроль – это:

а) система постоянного наблюдения и проверки выполнения плана;

б) обеспечение условий для достижения целей организации;

в) документальный элемент процесса управления;

18. Виды коммуникации:

а) межуровневые коммуникации, между организацией и внешней средой, между отделами, руководитель – подчиненный, руководитель – рабочая группа, слухи;

б) вертикальные (нисходящие и восходящие) и горизонтальные коммуникации, международные коммуникации, связь – руководитель – подчиненный, руководитель – группа;

в) связи – между организацией и внешней средой, внутри организации – горизонтальные, неформальный канал – слухи;

19. Успешность деятельности руководителя зависит от прекрасных коммуникативных качеств на: а) 65%

б) 95%

в) 85%

20. Цель управления – это:

а) идеальное представление желаемого состояния или результата деятельности;

б) ожидаемое, возможное и необходимое состояние объекта, предполагающее достижение определенного результата за определенный промежуток времени;

в) прогнозирование и плановые предположения;