Религиоведение 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский юридический институт (филиал) национального исследовательского Томского государственного университета

Учебно-методическийкомплекс дисциплины (модуля)

«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

Новосибирск

2011

Учебно-методическийкомплекс подготовлен кандидатом исторических наук, доцентом М. С. Петренко.

Утвержден на заседании кафедры общественных наук НЮИ (ф) ТГУ. Протокол № 2 от 27 октября 2011 г.

Заведующий кафедрой,

кандидат философских наук, доцент

И. В. Печурин

Рекомендован к опубликованию методической комиссией НЮИ (ф) ТГУ. Протокол № 3 от 15 ноября 2011 г.

Председатель методической комиссии,

кандидат исторических наук, доцент

В. В. Белковец

Настоящий учебно-методическийкомплекс разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр», и предназначен для студентов НЮИ (ф) ТГУ всех форм обучения.

© Новосибирский юридический институт (филиал) ТГУ, текст, 2012

2

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙРАЗДЕЛ

1. Цель курса

Целью данного курса является формирование у студентов устойчивого представления о мировых религиях, об основных направлениях религиоведческих исследований и понятийном аппарате религиоведения, позволяющего глубже понять особенности национального понимания должного

исправедливого, лежащих в основе права.

2.Задачи учебного курса

-Дать будущему юристу системное знание об основных мировых религиях, нормативные принципы которых лежат в основании исторически сложившихся традиций и современных правовых норм;

-дать представление о религии, ее структуре, религиозной практике и организации;

-изучить и разобрать основные подходы, историю происхождения

религии;

-дать представление об основных национальных религиях, рассказать

отрадициях развития религий мира.

3.Перечень компетенций,

формируемых при изучении дисциплины

В соответствии с государственным образовательным стандартом студент должен:

-иметь научное представление о религии, ее основных частях и исторических формах;

-знать основные этапы развития религиоведения и основные мировые религии;

-уметь самостоятельно анализировать современные формы религиозного сознания, сопоставлять их с известными религиозными представлениями;

-владеть практическим навыком религиоведческого исследования различных аспектов веры.

4. Место курса в системе гуманитарных знаний

Курс религиоведения является важной составной частью социальногуманитарного цикла государственного образовательного стандарта. Он тесно связан с философией, культурологией, историей, социологией и правоведением, которые изучают основные социальные нормы и принципы, восходящие к религиозным традициям.

3

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. Темы и краткое содержание

ТЕМА 1. Введение в религиоведение

Предмет, источники, методология и методика религиоведческих исследований.

Теоретические и прикладные исследования религиозных систем. Основные исследовательские направления и источники: теоретическое и нравственное богословие, религиозная философия (источники: тексты священных писаний, комментарии к ним, теософские авторские сочинения); историческое богословие и история религиозных объединений (источники: письменные, вещественные, изобразительные, этнографические, кино-,фото-,фонодокументы о деятельности церквей, святых, верующих); практическое богословие, богослужение, проповедь, миссионерство, пастырство (источники: богословские тексты, учебники, данные социологии); прикладное религиоведение, исследования в географии, политологии, культурологии, психологии, социологии, правоведении, методике преподавания (источники: в соответствии с характером исследования).

Методика (в зависимости от поставленных целей и задач исследования): конкретно-научныеметоды, анализ от простого к сложному, методы сравнительного анализа, духовное приобщение к истине и постижение её.

Цели, задачи и практическое предназначение курса. Образовательная, воспитательная и мировоззренческая цели предлагаемого учебного курса. Конкретные учебные задачи и программа курса. Практическое значение курса.

Основные понятия. Религия. Бытие. Космос. Бог. Человек.

Религия как представление человека о всеобщих мировых связях, выражаемое при помощи специфического поведения. Религия как «преломление Бытия в человеческом сознании» (О. А. Мень).

Бытие. Три области бытия: Божие, небесное, земное. Космос как вместилище бытия. Бог как некое сверхсущество, которому нет равных на земле и которого невозможно до конца постичь человеческим разумом. Богословское понимание Божьего, небесного и земного бытия. Современный научный взгляд и интерпретации разных уровней бытийности.

Человек. Богословское понимание происхождения, строения (тело, душа, дух) и предназначения человека. Современные научные концепции человековедения.

Заключение по сопоставительному анализу богословских и светских интерпретаций основных религиоведческих терминов.

Основные этапы становления религиоведения как науки. Дарвинизм и креационизм.

ТЕМА 2. Истоки религии, ее сущностные характеристики.

4

Элементы и структура религии

Природа веры. Структура и морфология сакрального. Диалектика сакрального. Табу и амбивалентность сакрального. Онтологические, гносеологические основания религиозного знания. Социальные основания религии.

Структура религии. Религиозное сознание. Понятие религиозного сознания. Уровни религиозного сознания. Религиозная психология. Вероучения. Богословие. Теология.

Религиозный культ. Обряд, понятие. Молитва. Богослужебный канон. Влияние чувств человека на развитие религиозных представлений. Религиозные отношения. Религиозная деятельность: культовая и внекультовая.

Религиозные организации и основные направления их функционирования. Типы религиозных организаций. Религиозная группа, секта, деноминация. Церковь.

Религия в системе культуры.

ТЕМА 3. Исторические формы верований

Основные подходы происхождения религии. Теории Э. Лэнга, В. Шмидта. Гипотеза существования «дорелигиозного периода». Религиозные верования. Ранние формы религии, дорелигиозные верования, племенные культы. Тотемизм. Анимизм. Фетишизм. Магия.

Иерархия сакрального в ранних формах верований. Небо и Боги неба. Символизм Неба. Замена небесных богов на богов плодородия. Ритуалы восхождения. Солярные культы. Луна и ее мистика. Лунный символизм. Вода и акватические символы. Священные камни: эпифании, знаки и формы. Культ женского начала, земли и плодородия. Священные места, «конструкция» священного пространства. Модели космоса и строительные обряды. Символизм Центра. Сакральное время и миф о вечном возобновлении.

Эволюция религии в период перехода к классовому обществу. Родоплеменные религии. Политеизм. Божества.

ТЕМА 4. Национально-государственныерелигии

Понятие национальной религии и ее сущностные характеристики. Исторические и социально-политическиепредпосылки формированиянационально-государственныхрелигий и территория их распространения. Индуизм. Возникновение, эволюция, основные направления. Особенности философских воззрений. Анализ основных особенностей религиознофилософских учений Востока. Теория структурного полиморфизма: взаимосвязь между религиозной доктриной, философией и психотехникой. Роль

5

методов достижения измененных состояний сознания в религиозных учениях Востока. Особенности восприятия восточных религий на Западе: традиции романтизма.

Индуизм в политической жизни. Эволюция и основные направления индуизма. Вероучение Джайнизма. Сикхизм как синтез индуизма и ислама, особенности учения о Боге.

Конфуцианство. Учение Конфуция. Эволюция конфуцианства. Даосизм. Основные философские воззрения. Верования и институты. Синтоизм. Формирование синтоизма, своеобразие вероучения. Иудаизм. Возникновение, формирование. Танах. Талмуд. Основные направления.

ТЕМА 5. Мировые религии

Понятие мировой религии, его характеристика и основное содержание. Динамика становления и развития мировых религий.

Буддизм: основы вероучения и культа

Мировоззренческие основы буддизма. Социокультурные предпосылки буддизма. Личность Будды.

Особенности буддистских представлений об отношении человека к действительности. Концепция множественности миров. Буддийская трактовка зла, его источников и неизбежности в человеческом бытии. Жизнь как страдание. Учение о сансаре и карме. Понятие нирваны и условия ее достижения. Восьмеричный путь спасения. Пять правил праведного поведения. Миротворчество как добродетель. Система буддийских ценностей и реализация философии ненасилия.

ТЕМА 6. Христианство и его основные вероучения. Православие

Исторические условия становления христианства. Монотеистические корни христианства. Основные вероучения христианства.

Православие. Православное богословие: сущность, структура и специфика. Литургия, гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Христианская мистика. Таинства православной церкви. Догмат в православном богословии. Символ веры. Принципы православной антропологии: принцип богообразности и богоподобия человека.

Теологические основы христианской «мирологии» (понятие жизни и мира как «священного Дара Божьего», три стадии умиротворения по-христиански,роль церкви в судьбах мира).

Роль и место принятия Русью православия в общеевропейском духовном процессе. Христианская мораль в славянской традиции. Взаимоотношения церкви и государства. Церковный раскол: условия и предпосылки. Нестяжатели и иосифляне как социокультурный феномен. Идея «Москва — Третий Рим». Религия и развитие национальной формы философии.

6

ТЕМА 7. Католицизм

Причины и условия возникновения раскола внутри христианства. Расхождение между католицизмом и православием в вопросах вероучения и культа. Учение о Пресвятой Деве Марии. Учение о заслугах и чистилище. Учение о непогрешимости римского папы. Учение о церкви. Целибат.

Основные исторические вехи римско-католическойцеркви. Римские епископы в доникейский период. Становление идей примата в римской церкви. Распространение христианства в Европе. Истоки западного монашества. Еретические и сектантские движения в Западной церкви до Реформации. Подготовка Реформации.

ТЕМА 8. Протестантизм

Реформаторское движение XVII века в Европе. Противоречивый характер Реформации: утверждение первоначальных истоков христианства и расшатывание единства христианской церкви. Требование свободы и чистоты религии. Самостоятельный поиск пути к Богу, первенство личного религиозного опыта. Реформаторский индивидуализм и протестантская «этика труда». Идея личной ответственности, священства всех верующих и рост политического либерализма.

Основы вероучения протестантизма: отвержение церковного предания, учение о спасении, учение о церкви. Таинства.

Основные течения в протестантизме. Лютеранство. Кальвинизм. Англиканская церковь.

ТЕМА 9. Ислам: основы вероучения и культа

Социокультурные предпосылки возникновения ислама. Общие корни и различия ислама и христианства. Вероучение ислама. Основные направления в исламе.

Система ценностей в исламе. Последовательный монотеизм ислама. Идея абсолютной предопределенности. Теократическая идея социального мира. Исламское учение об изначальном различии народов и государств. Представление о джихаде в Коране. Способы защиты и распространения веры. Современные концепции джихада /джихад сердца, языка, руки, меча/. Понятие мира в исламе. Ступени в движении к «миру по Аллаху» (мир с Богом, с собой, с семьей, с обществом).

Шариат.

ТЕМА 10. Религиозные организации и объединения

Предпосылки появления новых религиозных течений. Оформление сект. Характерные особенности сектообразования (объединения групп, не

7

разделяющих основные вероучительские положения официальной церкви; преследование официальными властями, миграция религиозных групп).

Религиозные течения и секты. Пятидесятничество и его основные толки. Вероучение пятидесятников. Церковь объединения (Ассоциация Святого Духа за объединение всемирного христианства).

Основы вероучения и направления деятельности. Свидетели Иеговы. Меннониты. Евангельские христиане баптисты. Армия спасения.

Христианские религиозные объединения. Исламские объединения. Буддийские объединения. Нетрадиционные культы. Интерконфессиональные религиозные объединения. Религиозные образования восточного происхождения. Религиозные образования западнохристианской ориентации.

2. Темы семинарских занятий

СЕМИНАР 1. Православие

1. Православное богословие: сущность, структура, специфика. Христианские догматы. Таинства православной церкви.

2.Основные положения православной антропологии.

3.Теологические основы христианской «мирологии».

4. Христианство на Руси.

Литература:

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М., 2002.

2.Булгаков С. Н. Православие: очерки учения православной церкви. -

М.:, 2001.

3.Зеньковский В. Принципы православной антропологии // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: сб. статей. — М.: Столица, 1991.

4.Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви: в 2 т. — М.:

Наука, 1993.

5.Лосский О. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. — М.: Центр СЭИ, 1991.

6.Православная церковь в истории России. — М., 1991.

7.Русское православие. Вехи истории. — М. Политическая литература, 1989.

8.Цыпин В. История Русской православной церкви 1917 — 1990 г. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.

СЕМИНАР 2. Ислам

1.Общее и особенное в исламе и христианстве.

2.Вероучение ислама и исламская картина мира.

3.Вопросы войны и мира в исламской идеологии.

4.Место ислама в современном мире.

8

Литература:

1.Грюненбаум Г. Классический ислам. Очерки истории (600 — 1258).

-М., 1988.

2.Ислам: энциклопедический словарь. — М., 1991.

3.Коран: в пер. И. Крачковского. — М., 2009.

4.Массэ А. Ислам. Очерки истории. — М.: Наука, 1982.

5.Суфизм в контексте мусульманской культуры. — М.: Наука, 1989.

6.Шах И. Вестник суфизма. — М.: Афина, 2008.

7.Элиаде М. Священные тексты народов мира. — М.: Крон-Пресс,2001.

3.Вопросы к зачету

1.Предмет религиоведения.

2.Отличительные особенности теологии и религиоведения.

3.Развитие представлений о религии.

4.Основы концепции сущности религии.

5.Понятие религии. Традиции религии.

6.Особенности религиозной веры.

7.Религиозное сознание.

8.Религиозный культ.

9.Религиозные организации. Типология.

10.Основные подходы к проблеме происхождения религии.

11.Родоплеменные религии.

12.Тотемизм.

13.Фетишизм.

14.Анимизм.

15.Магия.

16.Понятие и типы религиозного опыта.

17.Понятие национально-государственнойрелигии и ее особенности.

18.Религия Древнего Египта.

19.Религия Древней Месопотамии.

20.Религия Древней Греции. Мифология.

21.Религия Древнего Рима.

22.Индуизм: основы вероучения, основные направления.

23.Иудаизм: возникновение и основы вероучения.

24.Даосизм.

25.Конфуцианство.

26.Буддизм как мировая религия, основы вероучения.

27.Региональные формы буддизма: чань-буддизми ламаизм.

28.Христианство как мировая религия. Христианские источники

о происхождении Иисуса Христа.

29.Православное вероучение.

30.Православная культовая система.

31.Управление современной Русской православной церковью.

9

32.Католицизм как разновидность христианства. Особенности вероучения.

33.Особенности культовой системы католицизма.

34.Управление Римской католической церковью.

35.Протестантизм: возникновение и основы вероучения.

36.Основные направления протестантизма.

37.Ислам как мировая религия. История возникновения.

38.Ислам: особенности вероучения.

39.Культовая система ислама.

40.Религиозные секты.

III.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

п/п

Наименование и типы

Всего

Аудиторные

Самостоятель

разделов

часов

занятия (час)

ная работа

Лек-

Семина

ции

ры

1.

Введение в религиоведение.

7

1

2

4

Истоки религии, ее сущностные

2.

характеристики. Элементы и

8

2

2

4

структура религии.

3.

Исторические формы верований.

8

2

2

4

4.

Национально-государственные

7

1

2

4

религии.

5.

Мировые религии. Буддизм:

8

2

2

4

основы вероучения и культа.

6.

Христианство и его основные

10

2

4

4

вероучения. Православие.

7.

Католицизм.

7

1

2

4

8.

Протестантизм.

7

1

2

4

9.

Ислам: основы вероучения и

5

1

2

2

культа.

10.

Религиозные организации и

5

1

2

2

объединения.

Итого (часов)

72

14

22

36

Итого (зачётных единиц)

2

1

1

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Зачёт

10

Религиоведение — Стр 2

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Словарь терминов

Анимизм — (от лат. Anima-душа,дух) — ранняя форма религиозных представлений, одухотворение природных объектов и явлений. В научный оборот в указанном значении введено английским антропологом Э. Тейлором.

Антропоморфизм — перенесение на богов, явления природы и животных качеств, присущих человеку.

Апокалипсис — (Откровение св. Иоанна Богослова), одна из книг Ветхого Завета, повествующая о пророческих видениях автора.

Апостолы — в первых христианских общинах это были странствующие проповедники. В Новом Завете так называют двенадцать ближайших учеников Христа.

Апологетика — отрасль христианского богословия, занимающаяся защитой и оправданием христианского вероучения.

Аскеза — отказ от мирских благ и удовольствий, посвящение своей жизни служению Богу.

Баптизм — одно из направлений в протестантизме, признающее единственным источником веры «Священное Писание», утверждающее принцип оправдания верой, отвергающее большинство христианских таинств, культ святых, монашество.

Богословие — религиозное учение о сущности, природе и действии Бога, основывающееся на священных текстах, трактуемых как божественное откровение.

Бодхисатва — в буддизме человек, достигший высшего просветления, но отказавшийся от нирваныиз-залюбви к живым существам и стремления помочь им в спасении.

Брахма — один из трех (Вишну, Шива) высших божеств в индуизме.Брахманизм — религия Древней Индии, возникшая в результате развития

арийских (ведических) и доарийских представлений в период становления кастового строя и возвышения института жречества.

Будда (Сиддхартха Гаутама) — основатель буддизма, древнейшей мировой религии, зародившейся в середине первого тысячелетия до н. э. на севере Индии.

Бытие — первая книга Ветхого Завета, повествующая о сотворении мира, грехопадении, всемирном потопе, строительстве Вавилонской Башни, жизни христианских патриархов.

Ваххабизм — одно из течений в исламе фундаменталистского толка, проповедующее возрождение «чистоты веры», подлинного единобожия, отвергающее культ святых. Является официальной идеологией Саудовской Аравии.

11

Ведическая религия (ведизм) — религиозные верования и обрядность населения Древней Индии, получившие письменное закрепление в Ведах, состоящих из четырех сборников: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа.

Вероучение — систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинами, которые не подлежат критике.

Ветхий Завет — христианское название Священных книг иудаизма, включенных в Библию. Состоит из 39 канонических книг.

Дао — одно из центральных понятий китайской религиозной философии, означающее путь, метод, образ жизни, всеобщий закон, абсолют. На основе философии даосизма в Китае в первые века н. э. складывается одноименная религия.

Деноминация — тип религиозной организации, ограниченной классовыми, национальными, расовыми и иногда региональными рамками.

Дзен — одно из направлений буддизма, возникшее в шестом веке в Китае, проповедующее путь духовного просветления посредством медитации.

Догмат — основное вероучительское богословское положение, являющееся неизменным и обязательным для всех верующих.

Дхарма — одно из важнейших понятий буддийской религиозной философии, имеющее множество значений, но чаще всего используемое для определения учения Будды или неделимых духовных частиц, лежащих в основе всех вещей и явлений.

Ереси — религиозные учения, отклоняющиеся от официальной позиции церкви в вопросах догматики, культа и церковной организации.

Закят — в исламе налог в пользу бедных.

Иудаизм —национально-государственнаярелигия евреев. Современный ортодоксальный вариант возник во втором веке до н. э. Особенностью является монотеизм и мессианская идея богоизбранности еврейского народа.

Ислам (мусульманство, магометанство) — одна из мировых религий возникшая в седьмом веке на аравийском полуострове. Провозглашает существование единого бога Аллаха и Мухаммеда, посланника его. Вероучение ислама изложено в священной книге Коране.

Кааба — главное святилище ислама (камень черного цвета предположительно метеоритного происхождения), в его сторону обращаются во время молитвы и совершают ежегодные паломничества (хадж).

Карма — одно из основных понятий индийской религиозной философии, обозначающее закон обязательного воздаяния за деяния, помыслы и намерения.

Католицизм — (от лат. Catolicos — всеобщий) одно из основных направлений в христианстве, возникшее после разделения в 1054 году христианской церкви на западную и восточную.

Ламаизм — разновидность махаянской ветви буддизма, возникшего в Тибете. Отличительные особенности: развитие культа перевоплощения, широкое распространение монашества и своеобразнойобрядово-культовойпрактики.

12

Литургия — главное христианское богослужение, на котором совершается таинство причащения или евхаристии.

Магия — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий, возможно, оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении.

Махаяна (широкий путь спасения) — одно из основных направлений в буддизме, возникшее в первом веке. Не требует обязательного принятия монашеского сана для духовного спасения.

Миф — древнее повествование о богах и героях, о происхождения природного и социального космоса, один из способов постижения сакрального знания.

Мировые религии — религии, получившие распространение по всему миру и объединяющие людей независимо от национальной, государственной, расовой, языковой, социальной и другой принадлежности.

Монотеизм — вера в единого бога.

Намаз — ежедневная пятикратная молитва мусульман.

Нирвана — одно из основных понятий религиозной философии буддизма, обозначающее наивысшее состояние сознания, отрешенности откаких-либопривязанностей и связей.

Патристика — религиозное учение, обозначающее совокупность теологических, философских и социальных доктрин, получившее распространение со второго по седьмой века.

Политеизм — вера в существование множества богов.

Протестантизм — одно из основных направлений в христианстве, возникшее в XVI веке в Европе как следствие антикатолического движения. Отвергает Священное Предание, провозглашает принцип спасения личной верой и принцип священства всех верующих.

Религия — комплекс верований и практических действий, посредством которых люди сообщаются с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта.

Религиоведение — особая разновидность гуманитарного знания, изучающая религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное или сакральное, причем знания, учитывающего как внешние (социокультурные), так и внутренние (психологические) факты.

Религиозный обряд — совокупность стереотипных действий, устанавливаемых обычаем или традицией той или иной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления.

Религиозное сознание — область сознания, выражающаяся в чувственных (образы созерцания, представления) и мыслительных (понятия, суждения, умозаключения) формах.

Религиозный культ — реализация веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов.

13

Сакрализация — наделение предметов, вещей, явлений, людей «священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение политических и общественных институтов, социальной и научной мысли, культуры и искусства, бытовых отношений религиозному влиянию.

Схоластика — тип религиозной философии, возникший в средние века и характеризующийся повышенным вниманием кформально-логическомуспособу доказательства тех или иных религиозных положений.

Секта — религиозное объединение с самобытным вероучением и культом, не склонное к компромиссу с государством и церковью.

Сикхизм — относительно молодая религия, возникшая в семнадцатом веке насеверо-западеИндии. Особенностью является признание единого не персонифицированного бога. Отвергает кастовость и провозглашает равенство всех людей.

Синтоизм —национально-государственнаярелигия Японии, оформившаяся в VI — VII веках Основывается на поклонении многочисленным божествам и духам. Связь между миром божественных сущностей и людьми осуществляется через императора, потомка богини солнца.

Сунна — сборник священных преданий о жизни, деяниях и поучениях пророка Мухаммеда.

Суннизм — одно из главных направлений в исламе, возникло во второй половине VII века, почитающее наряду с Кораном Сунну, возвеличивающее наряду с пророком Мухаммедом и его наследниками ряд халифов.

Табу — системарелигиозно-культовыхзапретов.

Таинства — обрядовые действия в христианстве, посредством которых верующим сообщается божественная благодать.

Теодеция —религиозно-философскоеучение, доказывающее, что существование зла в мире не противоречит представлениям о Боге как воплощении абсолютного добра.

Теократия — форма государственного правления, в которой глава церкви или духовенства является и главой государства.

Тотемизм — одна из древних форм религии, основанная на вере в сверхъестественное родство между группами людей и определенным видом животных или растений.

Тора — (закон), иудаистское название «Пятикнижья Моисея», является составной частью Ветхого Завета.

Трансцендентный —религиозно-философскийтермин, обозначающий то, что находится за пределами человеческих чувств и разума.

Фетишизм — религиозное почитание отдельных объектов (предметов), которым приписываются сверхъестественные свойства.

Хинаяна (узкий путь спасения) — одно из основных направлений в буддизме, предполагает относительно жесткий аскетизм.

Христианство — одна из мировых религий монотеистического толка, возникшая в первом веке в Римской империи. В основе вероучения заложена идея боговоплощения Иисуса Христа, его искупительной жертвы, воскресения

14

и второго пришествия. В процессе эволюции христианство распалось на три основные направления — православие, католицизм, протестантизм.

Целибат — обет безбрачия, обязательный для католического духовенства.Церковь — централизованное, иерархическое объединение священнослужителей и мирян, призванное воссоздавать и координировать

обрядово-культовуюсторону религиозной жизни.

Шариат — свод норм морали, права, культурных предписаний, регулирующий всю общественную и частную жизнь мусульманина.

Шиизм — второе по численности направление в исламе, последователи которого считают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству от потомков пророка Мухаммеда. В качестве канонического текста признается Коран, в Сунне признаются только те части, которые имеют отношение к зятю Мухаммеда Али.

Экзегетика — богословская дисциплина, занимающаяся истолкованием религиозных текстов, прежде всего Библии.

Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

2.Основная литература

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М., 2002.

2.Гараджа В. И. Религиеведение: учеб. пособ. / В. И. Гараджа. — М.: Аспект-Пресс,1995.

3.Коран: в пер. И. Крачковского. — М., 2009.

4.Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций: учеб. пособ. для студентов вузов / А. А. Радугин. — М.: Центр, 2004.

5.Религиоведение: учеб. пособ. / Кислюк К. В., Кучер О. Н. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

6.Религиоведение: энциклопедический словарь. — М.: Академический Проект, 2006.

2.Дополнительная литература

1.Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания / Ю. Ф. Борунков. -

М., 1971.

2.Бхагават-гита.— М., 1994.

3.Васильев Л. С. История религий: учеб. пособ. / Л. С. Васильев. — М.:

КДУ, 2008.

4.Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / отв. ред. М. П. Мчедлов — М.: Культурная революция, 2007.

5.Гараджа В. И. Протестантизм / В. И. Гараджа. — М., 1983.

6.Грюненбаум Г. Классический ислам. Очерки истории (600−1258) /Г. Грюненбаум. — М., 1988.

7.Дао и даосизм в Китае. — М., 1982.

8.Донини А. У истоков христианства: от зарождения до Юстиниана / А.

Донини. — М., 1979.

15

9.Ислам: энциклопедический словарь. — М., 1991.

10.Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви / А. В. Карташев. -

М., 1991. — Т. 1 — 2.

11.Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии / Ю. А.

Кимелев. — М., 1989.

12.Климович М. Ислам / М. Климович. — М., 1983.

13.Кочетов А. Н. Буддизм / А. Н. Кочетов. — М., 1983.

14.Кудрявцев В. В. Лекции по истории религии и свободомыслия / В. В. Кудрявцев. — Минск, 1998.

15.Левада Ю. Н. Социальная природа религии / Ю. Н. Левада. — М., 1995. 16. Мень А. История религии / А. Мень. — М., 2000.

17.Мчедлов М. П. Католицизм / М. П. Мчедлов. — М., 1983.

18.Писманик М. Г. Религиоведение: учеб. пособ. для студентов вузов / М. Г. Писманик. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009.

19.Пишель Р. Будда, его жизнь и учение / Р. Пишель. — М., 1991. 20. Религиоведение: социология и психология религии: учебник / С. И.

Самыгин, В. И. Нечипуренко, И. Н. Полонская. — Ростов-на-Дону,1996. 21. Угринович Д. М. Введение в религиоведение / Д. М. Угринович. — М.,

1985.

22.Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения / М. Элиаде. — М., 1999.

23.Элиаде М. Священные тексты народов мира / М. Элиаде. — М., 2001. 24. Яблоков И. Н. Религия: сущность и явление / И. Н. Яблоков. — М., 1982.

16

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector