рассмотреть музыку как средство воспитания детей

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Проявление музыкальности у детей

1.1 Музыка как средство всестороннего развития ребенка…………………5

1.2 Развитие музыкально-нравственных чувств…………………………….7

Глава 2. Методические основы музыки как средства воспитания детей

2.1 Методика воспитания детей посредством музыки…………………….14

2.2 Роль музыкального искусства в формировании нравственной культуры детей………………………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………………….26

Список литературы…………………………………………………………………29

Введение

Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее вхо­дит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения ряда важнейших аспектов проблемы му­зыкально-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Проблема активизации музыкально-нравственного вос­питания младших школьников ставит перед педагогами вопросы поиска и нахождения путей оптимального подхода к развитию различных задатков детей. Усиление интереса и внимания к во­просам нравственной культуры детей с полной очевидностью сказывается в расширении сферы влияния нравственности. Перестав быть лишь наукой о пре­красном в искусстве и в жизни, нравственность сегодня вторгается буквально во все области жизни, причём не как внешнее украшение, а как её существо, как неотъемлемая часть её внутреннего содержания.

Конечно, искусство как сфера сущности человека, его жизни и дея­тельности, как сфера наиболее полного выражения, прекрасного остаётся важнейшим объектом нравственности, а расширение роли искусства в начальной школе соответственно влечёт за собой и расширение круга педагогических проблем. Нрав­ственность, труд, производство, спорт, поведение человека и, конечно, музы­ка — вот неполный перечень аспектов, в которых развивается наука о пре­красном.

Современная педагогика твёрдо определила, что музыкальное искус­ство в школе должно быть в первую очередь методом воспитания. Тем не менее, долгое время задачи музыкально-нравственного воспитания в школе сводились к поверхностному ознакомлению учащихся с музыкой, к приоб­ретению ими некоторых художественных познаний и навыков, то есть под­менялись задачами элементарного образования, что было серьёзной ошиб­кой. К тому же самому музыкальному искусству практически уделялось очень ничтожное время, а больше было утомительных для детей бесед о му­зыке и записей текста песен.

8 стр., 3694 слов

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр 1. Теоретические основы музыкально-дидактических игр как формы деятельности 1.1 Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста Анализ литературы по проблеме особенностей музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выявить специфические ...

Вся ответственность за нравственное воспитание возлагалась на учите­лей музыки и литературы. Забывалось, что нравственно воздействуют на че­ловека все стороны жизни и что необходимо повышать нравственную актив­ность, т.е. интеллектуальную и практически-деятельностную активность личности младшего школьника.

Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней — обязатель­ные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познаватель­ную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры.

Цель исследования: рассмотреть музыку как средство воспитания детей.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: музыка как средство воспитания детей.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть сущность воспитания детей;

2) показать музыку как средство воспитания детей;

3) проанализировать программный материал по музыкальному воспитанию детей;

4) рассмотреть методику воспитания детей посредством музыки.

Метод исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме курсовой работы.

Глава 1. Проявление музыкальности у детей

1.1 Музыка как средство всестороннего развития ребенка

Великий советский композитор Д.Д.Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и огромна вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становиться. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значение воспитание в человеке любви к музыки, умение её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формирование личности ребенка, её интересы и способности. Психологи отмечают, большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.

6 стр., 2922 слов

ПРИЧИН УЧИТЬ РЕБЕНКА МУЗЫКЕ

Десять причин обучать ребёнка музыке Конечно, не все дети станут профессиональными музыкантами, но ведь это и не требуется. Музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития. Родители должны понимать, что музыкальное образование приносит пользу интеллектуальному развитию ребёнка. И чем дольше он будет заниматься музыкой, тем лучше для него. Из книги Дины Константиновны ...

Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Кок даже раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движения [1, c. 65].

Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияние музыки на воспитание детей — это приобщение музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитие творчество деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Часто взрослые задают вопрос: « На доли приобщать ребенка к музыке, если у него нет ярких проявление?» Ответ: положительный. Вывода о музыкальности ребенка можно делать лишь после того, когда он получит правильное и надлежащие музыкальное воспитание и обучение.

3 стр., 1145 слов

Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами

«Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами». У меня есть маленькая сестренка, ее зовут Аня, ей 2 года. Иногда, мои родители просят меня посидеть с ней, но, как известно, в моем возрасте куда интересней гулять с друзьями, чем сидеть с маленьким ребенком. Именно поэтому, спасением для меня стал телевизор. Включив любимый мультик Ани, я могла спокойно заниматься своими делами, ...

Всесторонность музыкального воспитания выступает как один из эффективных путей нравственного обогащения формирование личности ребенка. Активизации его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Влияние музыки объединяет детей в едином переживание, становится средством общения между детьми.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать стой чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к « дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою» [4, c. 98].

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явление.

Влияние музыки на разносторонние развитием формирование личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным и физическим.

Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка, достигается тогда, когда используется все формы организации музыкальной деятельности детей.

1.2 Развитие музыкально-нравственных чувств

2 стр., 860 слов

Музыка и личность ребёнка

СОДЕРЖАНИЕ 1. Психофизиология звука. 2. Музыкальная деятельность и развитие мозговых структур в онтогенезе. 3. Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Список литературы. ВВЕДЕНИЕ Музыка представляет собой искусство выражения сокровенных чувств и мыслей человека. Музыка это отражение природной красоты с помощью звуков. В различных обществах, в силу своих географических и исторических различий ...

Рассмотрение вопроса о происхождении нравственных чувств и особой роли музыкального искусства в процессе их становления позволяет выяснить их социальную природу, в результате чего определены некоторые специфи­ческие особенности этого вида высших чувств. «Анализ процессов эстетиче­ского восприятия и творчества (Н.З. Короткое, Я.В. Ратнер, Л.Б. Шульц) даёт представление об их функциональной роли и позволяет отойти от исследова­ния отдельных сторон проблемы к целостному её изучению в основных её аспектах. Весьма показательной в этом отношении является работа С.Х. Рап­попорта «Искусство и эмоции», в которой ставится вопрос о генетических истоках и гносеологических возможностях высших социальных чувств во­обще и эстетических в частности» [7, c. 41].

Цель данных обобщений состоит в том, чтобы, во-первых, уточнить представление об эстетических чувствах в свете последних исследований эмоциональной сферы созидания в психологии, во-вторых, выяснив содержа­тельную и структурную специфику эстетических чувств, определить их со­циальную роль и место в структ……..

Список литературы

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение».- М.: Просвещение, 2005.- 541 с.

2. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей — Л: 2010. — 641 с.

3.Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение» 2009. — 247 с.

4.Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред. — сост. В.И.Руденко — М.: 2011. — 321 с.

5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология — М.:1993 — 257 с.

6. Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? — М.:1977 — 278 с.

7. Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н. А. Ветлугина и др. Издательство «Просвещение» 2011. — 512 с.

8. Музыка — детям: сборник статей вып.1 / сост. Л.Михеева — Л.:Музыка, 2010. — 199 с.

9. Музыка — детям: сборник статей вып.3 / сост.Л.Михеева — Л.:Музыка, 2010. — 209 с.

10. Музыка — детям: сборник статей вып.4 / сост.Л.Михеева — Л.:Музыка, 2011. — 214 с.

11. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: 2008. — 367 с.

12. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 2009. — 357 с.

11 стр., 5153 слов

Психолого-педагогические основы работы учителя музыки с музыкально одаренными детьми

... музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Готсдинер. Л.: Музыка ... книгу о птицах: делает выписки из больших статей с описанием птиц, готовит к своему тексту ... . Безбородова Л.А. Методы музыкального образования. // Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М ...

13. Радынова О. Дошкольный возраст — задачи музыкального воспитания. — Дошкольное воспитание, 2009. — 299 с.

14. Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя. — Дошкольное воспитание, 2010. — 247 с.

15. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей — М., Л., 2009. — 249 с.

16. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования — М., 2011. — 344 с.

17. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального

воспитания — М., 2009. — 369 с.

18. Целковников Б. М. Абдуллин Э.Б.,Целковников Б.М.,Николаева Е.В. Теория музыкального образования Высшее профессиональное образование. Издательство: Академия 2010. — 187 с.

19. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. — Дошкольное воспитание, 2007. — 521 с.

20. Школяр Л.В., Красильникова М.С. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. — М.: Флинта: Наука, 2008. — 336 с.