Принятая структура компетенций 2

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Психолого-педагогическая коррекция

Учебно-методический комплекс курса по дисциплине

Направление подготовки 50 400.62 психолого-педагогическое образование

указать код и направление подготовки

Профиль подготовки: психология образования

указать профиль

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

бакалавр, специалист

Пермь

пгпу

Цели освоения дисциплины

Формирование у студентов базовых представлений о психологической коррекции, которые позволили бы им перейти к более серьезному изучению методологических основ, концепций и методов психологической коррекции в рамках последующих курсов. Разработка моделей диагностики жизненных проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях. Разработка, выбор и реализация адекватных проблемам форм, методов и программ коррекционных мероприятий.

Задачи:

· познакомить с основными критериями психокоррекционной ситуации, принципами психокоррекции;

· ознакомить с основными концептуальными подходами в психокоррекции;

· проанализировать виды диагностики жизненных проблем лиц, нуждающихся в психокоррекции;

· охарактеризовать различные методы психокоррекционного воздействия;

· сформировать представление о технологии разработки, организации, проведения и оценки эффективности коррекционных программ.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психолого-педагогическая коррекция» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по направлению 50 400.62 «Психолого-педагогическое образование»

по профилю «психология образования». Данная дисциплина изучается студентами в 4 семестре на 2 курсе.

Дисциплина относится к базовой части общепрофессионального цикла.

Для успешного освоения дисциплины студент должен иметь предварительную подготовку в объеме курсов по основной образовательной программе плана бакалавриата программы «50 400.62 «Психолого-педагогическое образование» по профилю «психология образования». Дисциплина «Психолого-педагогическая коррекция» основана на компетенциях, знаниях, умениях и навыках, сформированных в рамках курсов «Общая психология», «Психология развития», «История психологии», по основной образовательной программе плана бакалавриата «50 400.62 «Психолого-педагогическое образование» по профилю «психология образования».

3 стр., 1244 слов

Задачи изучения дисциплины. Информация о дисциплине Наименование дисциплины «Психология» Код дисциплины Psi 5203 Количество кредитов К

... и в широких социальных взаимодействиях. Задачи изучения дисциплины Основные задачи дисциплины: Основными задачамидисциплины «Психология» являются: - раскрыть психолого-педагогическую сущность образовательного процесса в выс­шей школе ... для изучения Основная литература: 1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: учеб. пособие/ С.Д. Смирнов ...

Данный курс взаимосвязан с другими дисциплинами основной образовательной программы специалиста: «Методологические основы психологии», «Основы психодиагностики».

Изучение дисциплины «Психолого-педагогическая коррекция» является важным для прохождения научно-исследовательской, педагогической практики.

Принятая структура компетенций

В ходе овладения дисциплины «Психолого-пдагогическая коррекция» бакалавр должен быть:

— способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

— готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

— способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

Студент должен знать:

· основы общей теории, цели, задачи, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологического консультирования;

· подходы к разрешению типовых консультативных проблем;

· понятийный аппарат консультанта;

· теоретические подходы к разработке психологических основ коррекции;

· особенности организации и проведения психологической коррекции в системе образования;

· специфику профессионально важных качеств личности педагога-психолога и социального педагога в системе образования;

· оформление и формы представления информации по психологическому обследованию и коррекции учащихся, педагогов и родителей.

Студент должен уметь:

· осуществлять индивидуальное, групповое и дистантное консультирование;

· оценивать, анализировать и объяснять свойства психической реальности человека;

· подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам психологического консультирования с научных позиций;

· диагностировать и интерпретировать индивидуально-психологические характеристики личности (ученик-учитель-родители);

· разрабатывать коррекционно-развивающие программы и психолого-педагогические рекомендации;

· составлять индивидуальный образовательный маршрут и программу коррекционной помощи.

2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов Коды формируемых компетенций
ОПК-1 ОПК-11 ПКПП-3
Раздел 1. Теоретические основы психокоррекционного процесса. + + +
Раздел 2. Основы построения и проведения психокоррекционной программы. + + +
Раздел 3. Формы и методы психологической коррекции. + + +
Итоговый контроль (экзамен, 4 сем)
Итого: + + +

Объем и распределение часов дисциплины по семестрам, неделям, видам занятий и формам контроля.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинарские /Практические Лабораторные Самостоятельная работа
Раздел 1. Теоретические основы психокоррекционного процесса.
Определение психологической коррекции доклады, выступления на семинарских занятиях
Психокоррекционный процесс и его сущность.
Проблема получения информациидля организации психокоррекционной деятельности /4 доклады, выступления на семинарских занятиях, отчеты на лабораторных занятиях
Правовые и этические проблемы в психокоррекционной работе доклады, выступления на семинарских занятиях, отчеты на практических занятиях
Психокоррекционное воздействие как проблема в исследованиях отечественной и зарубежной науки и практической деятельности отчеты на практических и лабораторных занятиях
Раздел 2. Основы построения и проведения психокоррекционной программы.
Принципы построения психокоррекционной программы. 2/2 доклады, выступления на семинарских занятиях, отчеты на лабораторных занятиях
Планирование и организация психокоррекционной работы. /2 отчеты на практических занятиях
Программа, основные требования к ее содержанию и структуре
Проблема оценки эффективности психокоррекционной работы. 2/2 отчеты на практических и лабораторных занятиях
Рефлексия как деятельность в процессе психокоррекционной работы. /2 отчеты на практических занятиях
Раздел 3. Формы и методы психологической коррекции.
Основные методы и средства психокоррекционного воздействия. /4 отчеты на практических и лабораторных занятиях
Развитие и коррекция в процессе игровой деятельности отчеты на практических занятиях
Развитие и коррекция в процессе творческой деятельности отчеты на практических занятиях
Развитие и коррекция в системе функциональных тренировок /2 отчеты на практических занятиях
Групповая и индивидуальная психокоррекция. отчеты на практических занятиях
Проблема методического и материально-технического обеспечения психокоррекционного процесса
Всего: 3−4 Экз36

· Текущий контроль: устные собеседования, доклады, выступления на семинарских занятиях, отчеты на лабораторных занятиях.

· Промежуточный контроль:письменный тест по темам.

· Итоговый контроль: экзамен.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы психокоррекционного процесса.

Тема 1. Определение психологической коррекции

Определение психологической коррекции, её место и роль в системе психологической практики. Возникновение психологической коррекции. Ориентация психологической коррекции на исправление особенностей психического развития клинически здоровых людей, если они не соответствуют оптимальной модели.

Сферы применения психологического консультирования. Отличия психокоррекции от психологического консультирования и психотерапии, характеризующие сущность этого метода оказания психологической помощи. Исходные определения психологической коррекции, виды психологической коррекции.

Тема 2. Психокоррекционный процесс и его сущность.

Цели и задачпсихологической коррекции.Многообразие целей и задачпсихологической коррекции. Сообщение клиенту элементарных практических психологических знаний. Анализ проблемы клиента. Информирование клиента. Изучение клиента как личности. Оказание срочной психологической помощи клиенту, примеры такой помощи. Психокоррекционная работа психолога с клиентом и оценка ее эффективности. Формулирование рекомендаций, оказание текущей помощи клиенту.

Тема 14. Развитие и коррекция в системе функциональных тренировок.

Тренинг активной релаксации. Использование приёмов релаксации — мощное средство, позволяющее полностью расслабиться и обрести душевное равновесие. Правила проведения психомышечной тренировки Джекобсона, идеомоторной тренировки (В.И. Сурков, А. А Белкин), аутогенной тренировки (Шульц, Алексеев).

Тема 15. Групповая и индивидуальная психокоррекция.

Специфика индивидуальной работы. Особенности индивидуального контакта с клиентом. Перспективы личностного развития при индивидуальной коррекции. Психокоррекция познавательной, эмоционально-волевой сфер личности, межличностных взаимоотношений. Развитие рефлексии подростка. Коррекция страхов, виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития. Изменение социальной ситуации развития ребенка как один из методов психологической коррекции.

Специфика групповой работы. Сущность групповой работы. Разнообразие психотерапевтических групп. Стадии развития группы. Роли группового руководителя. Механизмы групповой работы. Создание и организация психотерапевтической группы.

Знакомство с методами психологической коррекции при наличии семейных проблем. Изучение техник психологической помощи семье в различных психологических школах. Эффективность различных методов психологической коррекции семьи. Коррекция нарушенных детско-родительских отношений с помощью игровой и сказко- коррекции, рисуночных методов. Использование методов психодрамы при семейной психологической коррекции.

Тема 16. Проблема методического и материально-технического обеспечения психокоррекционного процесса.

Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса во многом определяется условиями, в которых работает психолог. Материально-техническое и методическое обеспечение рабочего места психолога. Психологический кабинет — это центр психологической службы учебно-воспитательного учреждения. В них психологи организуют циклы лекций для учителей и родителей с целью повышения их психологической культуры, проводят консультации по вопросам обучения и воспитания детей, диагностируют психическое развитие отдельных учащихся и дают на основании этого рекомендации учителю и родителям по дальнейшей работе с ними, организуют постоянно действующие семинары по проблемам возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии личности и межличностных отношений.

Многофункциональность кабинета обеспечивается за счет четырех функциональных зон: информационная; рабочая; выставочная; аппаратная.

Содержание семинарских и практических занятий

Занятие 1. Определение психокоррекции.

1. Цели и задачи психокоррекции и развивающей практики.

2. Психокоррекция и психотерапия (сходное и различное).

3. Психокоррекционная работа как один из видов деятельности в системе деятельности специалиста психолога

4. Основная проблематика психокоррекционной и развивающей работы.

Литература (основная):

1. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно методический комплекс. — М.: Флинта (базовая коллекция), 2010.- 376с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершество, 1998 — 298 с.

3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических психологов. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 448 с.

4. Осипова А. А, Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 512 с.

5. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК» 2000. — 320 с.

6. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 240 с.

7. Практическая психология образования /под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений — М.: ТЦ «Сфера», 1997.- 528 с.

Литература (дополнительная):

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов).-М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000. — 368 с.

2. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Пособие для студентов психологических факультетов университетов. — СПб.: «Паритет», 1999.-224 с.

3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 304 с.

4. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2001.- 256 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).

5. Тащева А.И. Энциклопедия психологической помощи. — Ростов н/д: из-во «Феникс», 2000. — 544 с.

6. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. — Издательство «Гном-Пресс», 1999. — 64 с.

Занятие 2. Правовые и этические проблемы в психокоррекционной работе.

1. Пределы допустимого при психологическом воздействии.

2. Границы профессиональной компетенции специалиста, организация совместной деятельности с другими специалистами.

3. Основные этические правила, стандарты и нормы и их учет в организации психокоррекционной работы, в отношениях с заказчиком и клиентом.

Литература (основная).

1. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып. 2. /Под ред. Пилипко Н.В.- М.: УЦ «Перспектива», 2000. -122 с.

2. Загайнов P.M. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога, — М: Смысл, 2001.- 571 с.

3. Ливенхуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. М, 1994.

4. Миславский Ю.А. Психотерапевт или пастырь? «Вопр. Психологии». 1991, № 3, С. 69−74. Пузырен А.А.), М, 1982, С. 206−215.

5. Петренко В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов. /Вопр. психологии., 1986, № 3, С. 133.

Психология и этика, опыт построения дискуссии. Самара, «Бахрах», 1999.

Литература (дополнительная):

1. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн. ФРГ, 1986, // Вопросы психологии, 1990, № 6, с. 148−153

2. Профессиональный кодекс этики для психологов., Мадрид, // Вопр. Психологии, 1990, № 5.

3. Этические принципы скандинавских психологов., // Вопросы психологии., 1989, 1, с. 142−148.

4. Этические стандарты для психолога. Мадрид, Испания. Вопросы психологии, 1990, № 5, с. 1 580 162.

5. Климов Е.А. О труде и личности профессора Мерлина (штрихи к характеристике).

6. Ломов Б.Ф., Никольская А.А. Анатолий Александрович Смирнов как учёный и организатор.

7. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. М., МГУ, 1982 (То же: Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: (научная автобиография) М., Прогресс, 1985.

8. Надирашвили Ш. А. Дмитрий Иванович Узнадзе. Психологический журнал, 1986. № 6, с. 143−149.

Занятие 3. Планирование и организация психокорренционной работы.

1. Особенности планирования и организации психокоррекцию иной работы специалиста.

2. Этапы организации психокоррекционного процесса.

3. Основные нормативные требования к организации и планированию работы по психокоррекции.

4. Формы организации деятельности.

Литература (основная):

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов,-Изд. 6-е., перераб. и доп.-М.: Академический Проект, 2001.- 480 с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М: Совершенство, 1998.-298 с.

3. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 240 с.

4. Практическая психология образования /Под. ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.

,-М: ТЦ «Сфера», 1997ю-528 с.

Литература (дополнительная):

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов).-М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000.- 368

с.

2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования:

Учебное пособие для студентов вузов и практических психологов. — М.: ТЦ

«Сфера», 2000.-448 с.

3. TaiueeaA.fl Энциклопедия психологической помощи.- Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2000, — 544 с.

Занятие 4. Проблема оценки эффективности психокоррещионного воздействия.

1. Контроль и оценка работы специалиста.

2. Критерии эффективности психокоррекционного процесса (количественные, качественные).

3. Основные методы математической статистики в оценке эффективности психокоррекционной работы.

4. Организация системы контроля как основа эффективности программы.

5. Виды и формы контроля.

Литература (основная):

1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Под. ред. Е.Н. Степанова.- М: ТЦ «Сфера», 2001 .-128 с.

2. Никандров В.В. Неэмпирические методы психологии: Учеб. пособие-СПб.: «Речь», 2003.-53 с.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.:

ООО «Речь», 2000.-350 с,

4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М.: 1997.- 264 с.

Литература (дополнительная):

1. Управление развитием школы: Пособие для руководителей учреждений /Под. ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. — М.: Новая школа, 1995.- 464 с.

2. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие /Под. ред. B.C. Лазарева.- М.: Центр социальных и экономических

исследований, 1997.- 336 с.

3. Шитое С.Е., Калъней В.А. Мониторинг качества образования в школе.- М.

Педагогическое общество России, 1999,320 с.

Практические занятия:

Тема занятия 7. Методы коррекции поведения (4 часа).

Работа в триадах: психолог — клиент — наблюдатель. Обсуждение работы с позиций клиента, психолога, наблюдателя в триаде по окончании работы. Обсуждение работы в группах клиентов, консультантов, наблюдателей. Выявление позитивных и негативных моментов работы. Презентация отчетов групп клиентов, консультантов и наблюдателей для всех участников практикума.

Тема занятия 8. Защита программы психологического развития и коррекции (Зачётная работа, 4 часа).

Каждый участник организует презентацию части своей коррекционной программы, состоящей из следующих разделов:

Пояснительная записка.

1. Описание проблемы. Заказ. Психологический диагноз. Психологический анализ проблемы. Характеристика клиента. Обоснование подходов к работе. Прогноз. Система контроля результативности деятельности.

2. Цель работы

3. Задачи

4. Принципы деятельности

5. Организация деятельности. (Временные характеристики программы, последовательность действий по реализации программы).

6. Содержание деятельности: Учебный план (перечень тем занятий), с указанием времени на одну тему. Описание конкретных занятий, с указанием методов, техник, приёмов работы.

7. Рекомендации (программа последствия).

8. Анализ результатов программы. Зачётная работа выполняется студентом самостоятельно, по проблеме определённой им самим и предоставляется как зачётная по курсу.

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

Тема занятия 1. Арт-терапия (6 часов).

1. Общая характеристика метода.

2. Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми.

3. Возможности работы со сказкой.

4. Работа с соленым тестом.

Литература :

1. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. — М., 2000

2. Мухина В.С. Избранная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1984

3. Менегетти А. Музыка души. Введение в опытно-психологическую музыкотерапию. — СПб., 1992.

Тема занятия 2. Игротерапия как основной метод психолого-педагогической коррекции в детском возрасте (4 часа).

1. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры.

2. Игровая комната и ее оснащение.

3. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту.

4. Демонстрация основных видов и форм игротерапии.

Литература :

1. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. — М., 2000

2. Самоукина Н.В. Игра в школе и дома. — М., 1993

3. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М., 1994

4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М., 1997.

Формы и методы обучения

В ходе обучения дисциплине «Основы психокоррекции» используются как традиционные, так и более современные технологии.

В аудиторной работе используются: традиционные технологии (лекции и семинарские занятия); игровые и имитационные технологии (мозговой штурм и дискуссия с использованием групповых и фронтальных форм работы);

Во внеаудиторной работе используются традиционные технологии (конспектирование литературы, подготовка доклада, реферирование разделов монографий и статей в научной периодике), подготовка и презентация самостоятельно разработанной коррекционной программы.

Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

а) дневное отделение:

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. часы) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Конспектирование в рабочей тетради Написание коррекционной программы Работа с монографией и статьями Подготовка доклада
1. Раздел 1. Теоретические основы психокоррекционного процесса. 26/0,73
2. Раздел 2. Основы построения и проведения психокоррекционной программы. 30/0,83
3. Раздел 3. Формы и методы психологической коррекции. 34/0,94
Итого: 90/2,5

План-график самостоятельной работы студентов

№/пп Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Сроки (неделя сем-ра) Форма контроля
Обязат. Допол.
Конспектирование в рабочей тетради №№ 1 — 3 + 1−15 Проверка на лекциях и практ. занятиях
Работа с монографией и статьями №№ 1 — 3 + 1−15 Ответы и доклады на семинар. занятиях
Подготовка доклада №№ 1 — 3 + По выбору, с 1−15 Заслушивание на семинар. занятиях
Подготовка коррекционной программы №№ 1 — 3 + 1 — 15 Презентация на практическом занятии

Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению

Задание для самостоятельной работы: разработка коррекционной программы.

Разработать программу психолого-педагогической коррекции и защитить ее на практическом занятии по следующим темам:

· Детские страхи;

· Коррекция агрессивности;

· Детское упрямство;

· Замкнутость;

· Лживость.

Структура коррекционной (реабилитационной, развивающей, терапевтической) программы.

I. Пояснительная записка

• автор программы (Ф.И.О., должность, квалификация);

• актуальность темы;

• значимость программы для социальной защиты (кратко), для кого предназначена группа:

• коррекционная (реабилитационная, развивающая, терапевтическая) цель программы;

• коррекционные (реабилитационные, развивающие, терапевтические) задачи программы;

• подробное изложение алгоритма реализации программы, основные формы проведения (тренинг, семинар-тренинг, группа поддержки и т. д.) — необходимый инструментарий;

общее количество часов

• требования к набору группы (показания и противопоказании):

• предполагаемый результат;

• данные апробации: сколько лет ведется на базе ОЦПППН, проводилась ли в других учреждениях социальной защиты (если да, то когда, количество участников);

• возможность внедрения программы в деятельность ОЦПППН и других учреждений системы социальной защиты.

II. Тематический план

III. Содержание программы

Тема 1. (Занятие 1.) Краткое изложение, примеры инструкции, упражнении" игр. При описании коррекционных занятий необходимо сформулировать, цели и задачи каждого занятия.

IV. Приложения

• список литературы

• раздаточный материал

Примечание: Программа должна соответствовать «Требования к методическим пособиям ОЦПППН», если она рекомендуется для методическою пособия.

• является работой для аттестационной комиссии;

• рекомендуется для внедрения в деятельность учреждений социальной защиты населения.

Литература :

1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. — М., 1999

2. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. — М., 2000

3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. Дубровиной. — М., 1999.

Учебно-методическое, информационное и

Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.2. Дополнительная литература

8.3. Учебно-методические материалы

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. www.biblioclub.ruЭлектронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн», доступ с компьютеров ПГГПУ

2. www. http/twirpx.com/ (сайт научной психологической литературы, доступной для прочтения и скачивания);

3. standart.edu.ru — сайт МинОбрНауки РФ по реализации ФГОС.

4. psyjournals.ru — психологическая периодика (доступ с компьютеров ПГГПУ).

Материально-техническое обеспечение

· Для проведения лекционных и практических занятий используется презентационное оборудование аудитории № 25 ИП ПГПУ, а также кабинет информатики ИП ПГПУ.

· Для проведения исследовательской работы используются электронные таблицы Excel корпорации Microsoft и пакет прикладных статистических программ Statistica 6.0 корпорации StatSoft.

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

Содержание и форма проведения входного контроля

В форме опроса проверяются знания по следующим вопросам:

1. Содержание понятий: психических явлений (процессов, свойств, состояний), индивид (свойства СНС, психомоторики), личность (мотивация, характер, темперамент, способности, самосознание), индивидуальность (структура, механизмы развития).

2. Содержание понятий роста и развития, закономерности психического развития, периодизации физического, интеллектуального и личностного развития. Содержание и форма проведения входного контроля

Входной контроль проходит на первом-втором занятиях по дисциплине
(1−2 недели).

Для изучения дисциплины студент должен:

знать: понятия деятельность, психика и психические процессы, основные положения двухфакторного (эпигенетического) подхода к объяснению развития психики и поведения человека, основные положения социокультурной теории Л.С.Выготского, теории деятельности (А.Н.Леонтьева), а также основные положения теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлина.

уметь: использовать освоенный при изучении истории психологии, общей и возрастной психологии понятийный научный аппарат в работе с научными публикациями в рамках дисциплины «Основы психокоррекции».

владеть: понятийным минимумом на уровне общей и психологии развития; навыками конспектирования научных текстов, проведения психодиагностического обследования, интерпретации и практического использования его результатов с помощью специалиста более высокого уровня.

Проведение входного контроля осуществляется с использованием процедуры тестирования, включающей в себя задания из курсов Общей психологии и психологии развития, направленных на измерения уровня сформированности указанных знаний по указанным дисциплинам, непосредственно связанным с дисциплиной «Психолого-педагогической коррекции».

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

№ п/п Наименование раздела дисциплины Форма текущего контроля
Контрольная (проверочная) работа Работы на семинарских занятиях Работы на практических занятиях Лабораторная работа Проверка конспектов
Раздел 1. Теоретические основы психокоррекционного процесса. + + + - +
Раздел 2. Основы построения и проведения психокоррекционной программы. + + + + +
Раздел 3. Формы и методы психологической коррекции. + + + + +
Итого: + + + + +

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

В ходе овладения дисциплины «Психолого-пдагогическая коррекция» бакалавр должен быть:

— способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

— готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

— способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

Студент должен знать:

· основы общей теории, цели, задачи, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологической коррекции;

· теоретические подходы к разработке психологических основ коррекции;

· особенности организации и проведения психологической коррекции в системе образования;

· специфику профессионально важных качеств личности педагога-психолога в системе образования;

· оформление и формы представления информации по психологическому обследованию и коррекции учащихся, педагогов и родителей.

Студент должен уметь:

· оценивать, анализировать и объяснять свойства психической реальности человека;

· диагностировать и интерпретировать индивидуально-психологические характеристики личности (ученик-учитель-родители);

· разрабатывать коррекционно-развивающие программы и психолого-педагогические рекомендации;

· составлять индивидуальный образовательный маршрут и программу коррекционной помощи.

владеть:

· основами методологии научного психологического познания при работе с индивидом, группами, сообществами;

· методами диагностики и интерпретации индивидуально-психологических характеристик личности (ученик-учитель-родители);

· навыкомрешения практических задач, в опоре на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном психологической коррекции.

Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня:

· Пороговый как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП;

· Повышенный, предполагающий готовность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в профессиональной области.

Код компетенции Уровень сформированности компетенции Содержательное описание уровня Критерии оценки
знает умеет владеет
ОПК -1:способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях Пороговый Знает: основы общей теории, цели, задачи, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологической коррекции; Умеет: Совместно со специалистами более высокой квалификации разрабатывать коррекционно-развивающие программы и психолого-педагогические рекомендации; Владеет: навыкомрешения практических задач, в опоре на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном психологической коррекции Основные понятия и положения концепций и теорий психологического воздействия; Знает подходы к психолого-педагогическому воздействию на субъектов образования; принципы организации психологической коррекции. Разрабатывать коррекционно-развивающие программы и психолого-педагогические рекомендации; Навыкомрешения практических задач, в опоре на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном психологической коррекции.
Повышенный Знает: теоретические подходы к разработке психологических основ коррекции; особенности организации и проведения психологической коррекции в системе образования; Умеет: составлять индивидуальный образовательный маршрут и программу коррекционной помощи. Теоретические подходы к разработке психологических основ коррекции; особенности организации и проведения психологической коррекции в системе образования; С помощью специалиста более высокой квалификации анализировать составлять индивидуальный образовательный маршрут и программу коррекционной помощи. Умеет на основе этих данных планировать и осуществлять необходимое вмешательство в процесс развития указанных характеристик Навыками оформления и формами представлениями информации по психологическому обследованию и коррекции учащихся, педагогов и родителей.
ОПК-11: готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов ; Пороговый Обучающийся должен: · Знать: о профессионально важных качеств личности педагога-психолога в системе образования; Уметь: применять в профессиональной деятельности основные отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов О профессионально важных качеств личности педагога-психолога в системе образования; Применять в профессиональной деятельности основные отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов. Отдельными процедурами психологического анализа познавательной и личностной сферы детей и взрослых.
Повышенный На этом уровне студент знает специфику профессионально важных качеств личности педагога-психолога в системе образования; умеет применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов Специфику профессионально важных качеств личности педагога-психолога в системе образования. применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов Процедурами анализа образовательной среды и взаимодействия ее субъектов в целях организации и проведения консультирования учащихся, педагогов и родителей.
ПКПП-3: способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики Пороговый Обучающийся должен: Знать: Основные навыки работы с научными источниками и информационными ресурсами в области педагогической психологии; Уметь: Ориентироваться в информации, связанной с новинками в области психологии образования Основные тенденции развития современной психологии, в том числе психологии образования Использовать в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса современные источники информации Основными приемами работы по поиску, анализу и использованию современной информации в области психологии в целом и психологии образования в частности
Повышенный На этом уровне студент владеет основными навыками поиска и использования современной информации в области диагностики, консультирования и просвещения субъектов образования. Результаты современных отечественных и зарубежных исследований индивидуальности школьников, студентов и педагогов в зависимости от различных условий организации обучения и воспитания. С помощью специалиста более высокой квалификации может найти и использовать современные научные и методические материалы в области педагогической психологии. Приемами и способами самообразования, поиска и анализа научных данных, необходимых для психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процессов в различных возрастных группах.

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов

1. Определение психокоррекции. Психокоррекция и психотерапия, психокоррекция и психологическое консультирование.

2. Проблемы психологической коррекции.

3. Цели и задачи психокоррекции, как одно из основных направлений в деятельности психолога.

4. Психологическое развитие и коррекция как направление деятельности практического психолога. Организация и основные этапы работы.

5. Проблемы и специфика психокоррекционного действия.

6. Психокоррекционная работа в системе деятельности специалиста психолога.

7. Основная проблематика психокоррекционной работы. Типичные проблемы психокоррекции.

8. Проблема профессиональной и личностной готовности психолога к психокоррекционной работе.

9. Психокоррекционный процесс и его сущность.

10. Проблема получения информации для организации психологической коррекции. Содержание и нормы анализируемого явления.

11. Обобщённая теория специалиста как подход к осмыслению и организации психокоррекционной работы.

12. Проблема постановки целей и задач психокоррекционной программы

13. Содержание психокоррекционной и развивающей работы. Сходство и различие.

14. Психолог и клиент в психокоррекционном процессе.

15. Использование технических средств в психокоррекции.

16. Организация и управление процессом коррекционного воздействия.

17. Проблема выбора оптимальных методов, техник, приёмов и процедур как фактор эффективности психокоррекции.

18. Основные концепции развития человека и проблема выбора исходных теоретических положений для психокоррекционного воздействия.

19. Проблема клиента как основа для организации процесса сбора информации.

20. Психологическая диагностика как средство получения информации для психокоррекционной работы.

21. Принцип психокоррекционности диагностических методик и его значение для организации работы по психологической коррекции.

22. Категория нормы и специфика её применения в психологической коррекции.

23. Правовые и этические проблемы психокоррекционной работе. Пределы допустимого воздействия на человека, границы профессиональной компетенции специалиста.

24. Этические правила, стандарты и нормы и их учёт в организации психокоррекционной работы.

25. Принципы построения психокоррекционной программы

26. Программа психокоррекционной работы. Основные требования к построению программы.

27. Проблема отбора содержания материала для психокоррекционного воздействия.

28. Структура психокоррекционной программы. Основные части программы и их содержание

29. Проблема формулирования собственной принципиальной позиции специалиста в ситуации психокоррекционного воздействия.

30. Проблема оценки эффективности психокоррекционного воздейстия. Контроль и оценка работы специалиста.

31. Организация системы контроля как основа эффективности программы. Виды и формы контроля.

32. Специфика организации рефлексивной практики. Рефлексия как специально организованная деятельность клиента и психолога.

33. Проблема переноса и освоения опыта психокоррекционной практики зарубежных специалистов.

34. Планирование и организация психокоррекционной работы в различных сферах деятельности.

35. Основные нормативные требования к организации и планированию работы по психокоррекции в сфере образования. Формы организации деятельности.

36. Основные методы психокоррекционного воздействия.

37. Общая характеристика основных методов психокоррекции.

38. Развитие и коррекция через игру. Игротерапия. Характеристика метода

39. Основные требования к организации и применению игровой практики в психокоррекционной работе.

40. Развитие и коррекция через творчество. Арттерапия. Характеристика метода.

41. Проблема отставания в обучении как сфера применения психокоррекции.

42. Проблема воздействия на психические процессы. Особенности различных подходов к коррекционному воздействию.

43. Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа. Специфика дифференциации проблем для организации индивидуальной или групповой психокоррекционной работы.

44. Ролевые позиции психолога при работе в психокоррекционной группе

45. Проблемы методического и материально-технического обеспечения психокоррекционного процесса.

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить разнообразные самостоятельные работы на пороговом уровне.

Форма аттестации по дисциплине: экзамен.

Подготовка к экзамену ведется по вопросам, совпадающим с вопросами для самопроверки (см. пункт 9.2.3).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 50 400.62 «психолого-педагогическое образование» .

Автор Воронова Елена Юрьевна.

Рецензент (ы) _________________________

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector