для проведения занятий по

11

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Экз. №____

Методическая разработка

для проведения занятий по

Основам управления автомобилем и безопасности движения

ТЕМА — 2.2Надежность водителя

Занятие -1. Составляющие надежности водителя. Моральные качества, физическое состояние водителя, Роль и значение воинских и трудовых коллективов в профилактике ДТП.

САМАРА

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник военной кафедры

полковник С. Вобликов

" «______________________ 200 г.

для проведения занятий по основам управления автомобилем и безопасности движения

ТЕМА — 2.2 Надежность водителя

Занятие 1. Составляющие надежности водителя. Моральные качества, физическое состояние водителя, Роль и значение воинских и трудовых коллективов в профилактике ДТП.

.

САМАРА

ТЕМА 2.2 НАДЕЖНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ

Занятие 1: Составляющие надежности водителя. Моральные качества, физическое состояние водителя, Роль и значение воинских и трудовых коллективов в профилактике ДТП.

9 стр., 4495 слов

Борьба с эпизоотиями во 2-й половине 19 веке и формирование этических и моральных качеств в

... во 2-й половине 19 веке и формирование этических и моральных качеств в ветеринарии. Выполнил: студент 31 «А» группы Специальности ветеринария. Буганов ... системы, силой их влияний на от­ветную реакцию, обусловленной качеством раздражителя, опытом и состоянием организма, определяет все разнообра­зие рефлекторных реакций - от ...

Учебные и воспитательные цели:

Знать: составляющие надёжности водителя

Уметь: определить пригодность водителей по моральным и физическим качествам.

Сознавать: значение трудовых и воинских коллективов в профилактике ДТП.

Время: 1 час.

Место: класс «ПДД и ОБУА»

Вид: групповое занятие

Метод: рассказ, показ, объяснение.

Материальное обеспечение:

Литература:

1. В.А. Иларионов «ПДД и ОБУА» М. Транспорт 1998 г.

2. Учебник «Вождение автомобильной техники «М. Воениздат 1983 г.

3. В.И. Коноплянке «Основы управления автомобилем» и безопасность

движения М. ДОСААФ, 1989 г.

Наглядные пособия :

1. Схема психологических характеристик и факторов влияющих на водителя — 1 шт. 2. Кодопозитивы — 1 компл.

Технические средства обучения:

1. Кодоскоп «Полилюкс «- 1 шт.

2. Слайды

Организационно-методические указания:

Накануне занятия подготовить материальное обеспечение. Контрольные вопросы для студентов использовать из методической разработки или по своему усмотрению.

В ходе занятия целесообразно использовать элементы проблемного обучения. Приведённые в методической разработке вопросы по ходу изложения носят проблемный характер. Преподаватель может использовать их или другие по его усмотрению.

Особое внимание при изложении материала необходимо уделять обсуждению вопросов, связанных с подробным изучением моральных качеств физического состояния водителя, а также роли и значения воинских и трудовых коллективов в профилактике дорожно-транспортных происшествий.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи? - структурность. - движение. - отражение. - стабильность. Вопрос 130. Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется: - ... общих понятий. - все перечисленное. Вопрос 40. Антропология – это: - часть философского знания, исследующая природу и сущность человека. - часть философии, изучающая, анализирующая природу ценностей ...

Излагаемый материал необходимо тесно увязывать с примерами из статистики по дорожно-транопортным происшествиям, жизни войск.

Учебные вопросы и расчёт времени:

1. Вводная часть — 3 мин.

2. Основная часть — 40 мин.

2.1 Моральные качества, физическое состояние водителя — 20 мин

2.2 Роль и значение воинских и трудовых коллективов в профилактике

Д Т П. — 20 мин.

3. Заключительная часть — 2 мин.

ВСЕГО: — 45 мин.

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ — 3 мин.

1. Принять рапорт дежурного по взводу

2. Произвести проверку присутствующих студентов по журналу взвода.

3. Проверить подготовку студентов взвода к занятию.

4. Провести контрольный опрос студентов (для проведения опроса используются контрольные вопросы, контрольные карточки)

  • Для чего предназначены правила дорожного движения?
  • Какие факторы влияют на водителя?
  1. Объявить тему, цели, учебные вопросы занятия.

ВВЕДЕНИЕ

Дальнейшая автомобилизация страны предъявляет большие требования к организации безопасности движения транспортных средств. Гибель и ранения большого количества людей при дорожно-транспортных происшест­виях значительный материальный ущерб, наносимый при этом народному хозяйству и отдельном гражданам, приводят к тому, что проблема безопасности движения становится крупной проблемой и требует неотложного решения мероприятия по предупреждению ДТП. Эти мероприятия позво­ляют не только добиться стабилизации количества ДТП, но и в большинст­ве приводят к снижению аварийности на авто предприятиях. Однако, общий уровень аварийности на автомобильном транспорте, несмотря на принимаемые меры остаётся высоким. Дальнейшее повышение интенсивности движения транспорта осложняет условия обеспечения безопасности дорожного.

Одним из эффективных путей значительного сокращения ДТП является создание системы управлениям комплексам обеспечения безопасности дорожно движения предусматривающей высокоорганизованное проведение планово-предупредительных мероприятий по профилактике ДТП.

В Вооруженных Силах повышение безопасности наряду с предотвращением человеческих жертв и материальных потерь имеет также большое оборонное значение. Поэтому борьбе с автомобильными происшествиями в армии и на это уделяется много внимания командирами и начальниками всех степеней политическими органами и партийными организациями. Но особая ответственнее за выполнение этой задачи ложится на личный состав и особенно офицере автомобильной службы. Вот почему будущим офицерам автомобилистам даете обширный курс вождения автомобильной техники и организации практически работы по предупреждению автомобильных происшествий в частях и соединениях.

Учебные вопросы, время на их изложение

их краткое содержание

Методические указания

1

2

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ — 40 мин.

2.1 Моральные качества. Физическое состояние водителя — 20 мин.

Современные транспортные средства обладают высокой скоростью. Ради этого качества они и создаются. Скорость обеспечивает быстроту перевозки людей и грузов, что дает большой экономи­ческий эффект. От быстроты передвижения войск во многом зависит успех боевых действий, Однако скорость связана с опасностью. С увеличением скорости возрастает опасность и вероятность дорожно-транспортных происшествий. В каждой профессии можно выделить наиболее важные психофизические процессы, определяющие качество и безопасность работы. Физические и психологические требования к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа их деятельности. Водитель должен воспринимать большие объемы информации о характере и режиме движения всех участ­ников, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля. Кроме того, он должен эту информацию проанализи­ровать и принять соответствующее решение, на что отводится ограниченное количества времени. Дефицит времени часто является причиной дорожном транспортных происшествий. Можно назвать следующие ошибки водителя, связанные с дефицитом времени:

— ошибка в проведении ситуационного анализа (например, водитель при приближении к перекрёстку считает, что включённый жёлтый сигнал светофора сменится на зелёный, но включается красный);

— неверное принятие решения (например, вместо маневра единственно необходимого в данной ситуации, водитель применяет экстренное торможение) ошибочность действия (например, принято правильное решение применить экстренное торможение. однако водитель ошибочно нажимает педаль акселератора. увеличивая тем самым скорость).

Необходимо отметить, что перечисленные факторы могут явится, кроме того следствием психологичес­кого состояния водителя в данный момент. Вот почему водителю при управлении автомобилем важно сохра­нять длительное время оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает процесс восприятия информации. Отклонение в ту или иную сторону от оптимального психологического состояния (возбуждение или депрессия) затрудняют процесс восприятия и пере­работки информации и тем самым увеличивают веро­ятность ошибочных действий водителя. Например, не рекомендуется садится за руль человеку, пережива­ющему какое-либо трагическое событие. Опасен водитель, слушающий во время движения по радио репор­таж о выступлении его любимой команды.

На психологические свойства человека в боль" шей степени влияют факторы окружающей среды, которые, оказывая воздействие на нервную систему из меняют глубину и скорость протекания психических процессов.

Для правильного понимания индивидуально-психо­логических особенностей водителя недостаточно только изучения отдельных психических процессов, характеризующих человека как личность. Личность складывается из большого многообразия качеств, взаимосвязанных между собой. К ним относятся:

— способность;

— интересы:

— темперамент:

— характер:

— склонности:

— отношение к своей профессии:

— отношение к другим видам деятельности;

— отношение к общественной работе:

Личные качества водителя во многом определяют его профессиональные качества, поэтому иногда говорят: «Человек водит автомобиль так, как он живет».

Темперамент, как свойство личности определяет динамику протекания психических процессов. Он проявляется в эмоциональной возбудимости и общей подвижности человека. Различают четыре вида темпе­рамента:

— сангвинический;

— холерический;

— флегматический;

— меланхолический;

Эти особенности отражаются на работе водителя. Например холерик, для которого характерна высока степень эмоциональной возбудимости, при управле­нии автомобилем будет утомляться быстрее флегма­тика, которому свойственно спокойное отношение к делу. Холерик исключительно активен, но недоста­точные усидчивость и выдержка бессистемность в работе снижают его качества как водителя, особенно в дальних рейсах. Сангвиник хорошо проявляет себя в водительской профессии, но иногда переоценивает свои возможности, может принимать поспешные реше­ния. Уравновешенность, спокойствие и медлительность флегматика благоприятно сказываются на работе не требующей принятия быстрых решений в условиях дефицита времени. Решения и действия флегматика более замедленна. Меланхолик менее пригоден для профессиональной деятельности водителя Он склонен к излишним колебаниям, нерешительности, прояв­лениям эмоциональной неустойчивости.

Чистые темпераменты — явление редкое. Чаще встре­чается сочетание отдельных черт различных темпераментов. совокупность которых и определяет темпе­рамент.

Как показывают исследования водители системати­чески нарушающие Правила дорожного движения в боль­шинстве своем люди эгоистичные легкомысленные часто нарушающие) нормы общественной жизни.

Напротив, водители, работающие без аварий харак­теризуются высокой степенью дисциплинированностью. уравновешенностью, рассудительностью, более широ­ким умственным кругозором, находчивостью и дру­гими положительными чертами.

По мере того, как человек выполняет ту или иную работу, в его организме происходят процессы, которые в определенный момент приводят к снижению работоспособности. Такое состояние, возникшее под влиянием проделанной работы, и сказывающееся на уровне работоспособности, называют утомлением. Субъективно утомление ощущается как чувство уста­лости, физиологическая сущность которого заклю­чается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы. Утомление — сложное и многообразное явление. Часто оно оказывается результативность трудовой дея­тельности. а проявляется по иному.

Другим характерным признаком утомления может служить появление мелких, казалось бы, незначи­тельных. ошибочных действиями некоторых професси­ях эти ошибки не играют особой роли и могут не нарушить хода производственного процесса. Однако имеются такие виды трудовой деятельности которых нет маленьких ошибок и каждое неправильное действие приводит к весьма серьезным последстви­ям, то положение полностью относится к водительс­кой профессии.

В результате утомления водитель теряет готов­ность к экстренному действию, т. е. происходит снижение бдительности, что в свою очередь значи­тельно повышает вероятность дорожного происшествия. С психологической точки зрения бдительность — это степень готовности центральной нервной системы осуществлять нужную работу по отображению постоян­но меняющейся дорожно-транспортной ситуации и по обеспечению своевременных и правильных ответных действий на эту обстановку.

Основным средством предупреждения утомления и заторможенного состояния остаются организация ре­жима труда и отдыха водителя.

Большое количество ДТЛ, в особенности наиболее тяжелых, происходит в результате действия алкоголя на организм водителя.

Даже малая доза алкоголя, которая, казалось бы никак не влияет на поведение человека, на самом деле производит в организме значительные изменения. Резко ухудшается распределение и переключение вни­мания.

Установлено, что при приёме 75 г алкоголя вре­мя реакции увеличивается в 2−2,5 раза, при приёме 10% г в -4 раза, 140 г — в 3…5 раз, более 165 г — в 6…9 раз.

Снижение работоспособности наступает даже при приеме очень незначительных доз алкоголя.

2.2 Роль и значение воинских и трудовых коллекти­вов в профилактике дорожно-транспортных происшествий — 20 мин.

Действия военных водителей на дорогах общего пользования и на закрытых территориях контролиру­ются, кроме ГИБДД военно-автомобильной инспекцией (ВАИ).

Эта инспекция следит за выполнением воен­ными водителями требований постановлений, приказов и директив по вопросам обеспечения безаварийной эксплуатации транспортных средств, а также исполь­зования их по назначению в соответствии с установ­ленными техническими нормами и правилами.

Требования инспекторов и других должностных лиц ВАИ в части соблюдения правил дорожного дви­жения и правил эксплуатации транспортных средств обязательны не только для водителей, но и для стар­ших машин,

Комплекс мероприятий и операций по обеспечению безопасности движения в воинских частях и на авто­транспортных предприятиях характерен своей сложностью и многогранностью. Служба безопасности движения и другие службы, согласно положениям, инструкциям, директивам, планам должны обеспечить выполнение многих операций направленных на обеспечение безо­пасности движения автомобилей. Проводимые мероприятия и выполняемые операции должны отличаться не только шириной охвата всех сторон деятельности воинских частей и автопредприятий, но глубиной, от которой в конечном счете зависит эффективность всей работы по профилактике ДТП.

Для создания четкой системы управления комплек­сом обеспечения безопасности движения и повышения эффективности работы по профилактике ДТП — исполь­зуется декомпозиция (расчленение) всех проводимых мероприятий на :

— периодические;

-непериодические,

Наиболее приемлемый для практической деятель­ности являются периодические мероприятия по обеспе­чению безопасности движения, которые делятся на четыре вида:

— мероприятия и операции, проводимые ежедневно;

— мероприятия и операции, проводимые ежемесячно:

— мероприятия и операции, проводимые ежеквартально;

— мероприятия и операции, проводимые ежегодно

Ежедневные мероприятия по безопасности движения:

— медицинский контроль водителей;

— проверка наличия удостоверения на право уп­равления, военного билета (паспорта), путевого листа:

— выявление нарушений правил дорожного движе­ния;

— сбор информации о дорожных условиях;

— разъяснение водителям маршрутов движения:

— выпуск автомобилей на линию;

— прием машин с линии;

— инструктаж перед выездок на линию;

— стажировка водителей;

— контроль.

Месячные мероприятия по безопасности движения:

— контроль за работой водителей на линии:

— ежемесячный инструктаж водителей;

— собрания водителей в колоннах (ротах);

— ежемесячный инструктаж ремонтников:

— ежемесячный инструктаж работников (механиков) контрольно-технического пункта:

— инструктивные занятия с должностными лицами;

— лекции;

— выпуск наглядной агитации:

— совещание руководства;

— анализ ДТП и нарушений правил дорожного дви­жения;

  • поощрение лучших.

Ежеквартальные мероприятия по безопасности движения:

— обмен опытом безаварийной работы;

— общее собрание коллектива автопредприятия (час­ти);

— составление отчетности;

— контроль функциональных служб.

Годовые мероприятия по безопасности движения:

— изучение и проверка знаний Правил дорожного дви­жения (в в/ч всесторонняя проверка водителей);

— занятия с водителями по безопасности движения;

— занятия по мастерству вождения автомобиля;

— соревнования по автомобильному многоборью;

— медицинское переосвидетельствование водителей;

— периодические осмотры транспортных средств (се­зонное обслуживание 2 раза в год — в в/ч);

  • психофизиологическое обследование водителей.

Кроме периодических мероприятий в обязательном порядке должны выполняться периодические регламентные мероприятия, перечень которых разрабатывает служба безопасности движения. Эти мероприятия в основном являются реакцией автотранспортного предпри­ятия и автослужбы воинской части на отклонения в системе водитель-автомобиль-дорога. Это операции по наблюдению за работой молодых водителей; разбор нарушений правил дородного движения и ДТП: подбор и инструктаж водителей, направляемых в длительный рейс инструктаж и стажировка водителей при переводе с одной марки автомобиля на другую и др.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ — 2 мин.

3.1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Одной из существенных трудностей при изучении ДТП на автомобильном транспорте является относительно низкая частота их по отношению к общей чис­ленности эксплуатируемых автотранспортных средств и присутствие в каждом происшествии «человеческого» фактора, трудно поддающегося измерению.

Путем профилактических мер можно добиться предотвратимости дорожно-транопортных происшествии совместная дружная и кропотливая работа специалистов многих профессий — инженеров, врачей, психоло­гов, работников различных административных органов при широком участии общественности может и должна содействовать эффективной профилактике ДТП на авто-мобильной транспорте.

— ответить на вопросы студентов;

— объявить оценки, выставленные в ходе заня­тия;

— отметить недостатки и положительные момен­ты в ходе занятия;

— дать задание на самостоятельную работу:

  • В.И.Коноплянке, «Основы управления автомобилем и безопасность дви­жения», Москва издательство ДОСААФ.1989 г.
  • В.П.Могина, «Предупреждение дорожно-транспортных происшествии на автомобильном транспорте».
  • В.А.Иларионов «ПДД и ОБУА» М. Транспорт 1998 г.

Показать кодопозитив

Задать проблемный вопрос:

«Почему нарушение психологического

состояния влияет

на восприятие информации?"

Показать кодонозитив Записать на доске

Показать кодопозитив

Задать вопрос:

«Как влияет ал­коголь на водителя?»

Показать кодопозитив

Задать вопрос:

«За чем следит инспекция ВАИ?»

Записать на доске

Показать кодопозитив

Дать разъяснение по каждому пункта

Задать вопрос:

«Кто выпускает автомобиль на линию в воинской части?»

Дать разъяснение по каждому пункт

Задать вопрос:

«Для чего необходима всесторонне проверка водителей?»

Методическую разработку составил

преподаватель

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector