Обслуживание энерготехнологического оборудования, газотурбинных газоперекачивающих агрегатов системы сбора и транспорта газа

КУРСОВАЯ РАБОТА

Формирование представлений о государственной символике России у детей седьмого года жизни

Москва 2014

Оглавление

Введение

. Методические приёмы ознакомления старших дошкольников с государственной символикой России

.1 Сущность понятия гражданственности как черты личности

.2 Основные идеи содержания работы старших дошкольников с государственной символикой Российской Федерации

.3 Методические приёмы работы со старшими дошкольниками по теме: «Государственная символика Российской Федерации»

. Примерная тематика занятий в подготовительной группе

. Методические рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Дошкольник ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордится своей Родиной, в том числе и её государственными символами. [10]

Чтобы познакомить детей с гербом и флагом России необходимо разобраться в истории развития государственной символики, понять и оценить её смысл, а также проникнуться мироощущением традиционной культуры.

Современный дошкольник узнаёт о символах Российской Федерации из курса «Окружающий мир». Ребёнок учится узнавать российский флаг, герб, знакомится с гимном России.

Однако, изображения и цвета, составляющие герб и флаг России, имеют символическое значение. И чтобы суметь прочитать герб и флаг государства, нужно знать значение изображений, символику цвета, а также порядок прочтения. Существуют определённые общие правила, которые сформировались ещё в эпоху Средневековья. Однако определение символического значения во многом зависит от национальных традиций, этнокультурных особенностей. Белый, синий и красный цвета российского флага несут иное значение, нежели, например, такие же цвета французского флага. Двуглавый орёл австро-венгерской империи в силу особенностей исторического развития имеет другой смысл, отличный от российского двуглавого орла.

7 стр., 3256 слов

Психология цвета в рекламе 2

... ). В 1910 году было принято решение изменить государственные цвета флага России на красный и белый в связи с тем ... впоследствии приобрел самостоятельные, как правило, противоположные золотому, отрицательные значения; с XIIвека — предательство, обыденность. Бледно-желтый — ... 1991 г. флаг Российской Федерации стал бело-сине-красный, то есть аналогично бывшему торговому флагу России в XVIII—XIXвеках ...

Таким образом, возникает проблема: как научить дошкольников правильно читать государственные символы России, определять их символический смысл.

Актуальность работы: формирование личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому невозможно без обращения к государственной символике России. В связи с этим требуется активизировать работу воспитателя по ознакомлению детей с государственными символами Российской Федерации. Это возможно, если применять различные методические приёмы ознакомления дошкольников с российским флагом, гербом, гимном, применение которых и анализируются в данной работе.

Цель работы: рассмотреть и систематизировать методические приёмы ознакомления дошкольников с государственными символами России, способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов.

Объект работы: учебно-воспитательный процесс детей седьмого года жизни.

Предмет работы: условия формирования представлений и методические приёмы ознакомления дошкольников с государственной символикой России.

Исходя из объекта, предмета и цели исследования, определяю следующие задачи:

1.Научить детей узнавать герб, флаг и мелодию гимна России.

.Сформировать представления об основных функциях государственной символики страны. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками.

.Ознакомить детей с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России.

.Нравственное воспитание детей, воспитание патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

8 стр., 3617 слов

Воспитание гражданственности у студентов в ВУЗе, на примере УГТУ-УПИ

РЕФЕРАТ Воспитание гражданственности у студентов в ВУЗе, на примере УГТУ-УПИ Екатеринбург, 2008 Введение В новых политических и социально-экономических условиях, в которых оказалось Россия сегодня, особую актуальность приобретает проблема гражданского воспитания. Сфера гражданского воспитания распространяется не только на семью, но и на все общество. Значительным вкладом в осмысление и обновление ...

1.Методические приёмы ознакомления старших дошкольников с государственной символикой России

«Герб, флаг и гимн — самые главные отличительные знаки государства.

Они обозначают единство страны, равноправие её народов.

В них сохраняется память предков, передавших нам любовь

и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость»

М. де Монтень

.1 Сущность понятия гражданственности как черты личности

Система образования является опосредованным звеном между молодым поколением и общественными потребностями, как сложившимися к настоящему времени, так и перспективными. В настоящее время перед детским садом стоит ряд наиболее общих задач, и среди них одна из важнейших — выступить в качестве первой ступени гражданского образования и воспитания.

Гражданское воспитание представляет собой целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них культуры гражданственности, или гражданской культуры. Но это не единственный фактор формирования гражданской культуры, с ним тесно связаны и воздействие со стороны средств массовой информации, и переживание личного опыта участия в гражданских отношениях. В отличие от многих случайных, неупорядоченных воздействий детский сад может осуществлять целостное систематическое влияние на формирование гражданской культуры. [8]

О гражданской культуре в отечественных публикациях речь стала идти лишь в последние годы. До 90-х годов это понятие практически не разрабатывалось и не использовалось.

Иначе обстоит дело с понятием гражданственности. Если обратиться к словарям разных лет, то можно обнаружить трактовки, сводящие гражданственность к правовому понятию гражданина (гражданственный — присущий, свойственный гражданину, т.е. лицу, принадлежащему к постоянному населению данного государства, пользующемуся его защитой и наделённому совокупностью прав и обязанностей) (см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1992. С. 144), и определения, в которых выделяется педагогический аспект гражданственности (гражданственность — понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества (см.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.,1994. С. 962).

12 стр., 5734 слов

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

СЕМЬЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Вопросы Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Материнство и отцовство. Педагогическая культура семьи. Правовые основы семейного воспитания. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и ...

Последнее определение находим и у В. Даля в издании 1903 — 1909 гг.

А в Российской педагогической энциклопедии (1993 г.) гражданское воспитание характеризуется в качестве синонима формирования гражданственности как интегрального качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Авторы монографии «Воспитание гражданина в советской школе» (1990 г.) характеризуют гражданственность как ведущую черту личности, которая проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного. [8]

Приведённые характеристики гражданственности в публикациях последних лет выходят за пределы только лишь нравственного понятия и предполагают наличие иных элементов дееспособности, готовности выразить себя в социальном плане. Такое расширение понятия подводит к наиболее полному воплощению гражданственности — гражданской культуре. [9]

Гражданская культура является одновременно как следствием, так и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства. С этой точки зрения содействие формированию гражданской культуры является одной из самых значимых задач современного детского сада. [11]

Возможны ли нормальные отношения с другими лицами без приверженности к определённым моральным принципам, без осознания значимости нравственных норм?

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4-6 лет

27 Введение Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Наиболее важные признаки развития это – дифференциация, расчленение раннее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Существует много типов развития, ...

Можно ли вообще быть гражданином без уважения к закону, к символам государственной власти, без ориентации на образцы правомерного поведения?

Ответ на эти вопросы очевиден.

Именно поэтому, содержание обществоведческого образования должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентации, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее критериям гражданской культуры выполнение типичных социальных ролей в современном обществе. [10]

.2 Основные идеи содержания работы старших дошкольников с государственной символикой Российской Федерации

«Детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». — В.А. Сухомлинский

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Необходимо найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Любовь к Родине — высшее проявление любви к своим родителям, близким и родному городу, поэтому необходимо формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм — это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями» (Большой словарь иностранных слов в русском языке. — М.,1998. -С.482).

«Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» Российская газета — 2001-12 марта).

Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М.Е. Салтыков-Щедрин: «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать — сделал из тебя существо, способное жить…»

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2-3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на ...

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и связи поколений. [10]

Обращение к данной проблеме обусловлено следующим:

Анализ возрастных психологических особенностей (морфологическая и физиологическая гармоничность организма дошкольника седьмого года жизни, возникновение (или совершенствование) произвольности психических процессов, поведения, деятельности, а также — воля и способность к внутреннему плану действий, к рефлексии (самоанализу) даёт основание утверждать, что дошкольник способен проявлять адекватное отношение к окружающей действительности. Именно через отношение к людям, к самому себе, к Родине реализуется гражданская позиция личности. [3]

У ребёнка, усваивающего культуру и историю своей страны через язык её символов, постепенно формируются важнейшие качества личности: гражданская позиция, патриотизм, толерантность. [9]

Характер и содержание процесса приобщения к социальному опыту детей определяется во время непосредственной образовательной деятельности. Важную роль играют интегрированный курс «Окружающий мир», литература, основы жизненного самоопределения и общение.

Начальные знания по истории государственных символов имеют большую значимость. Во-первых, в связи со специфическим влиянием этих знаний на личность ребенка, активное формирование которой ограничено (формирование личности по данным психологов, завершается к 8-10 годам).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Во-вторых, в связи с тем, что восприимчивость к определенным структурным компонентам знаний, прежде всего к представлениям, в наибольшей мере свойственна именно старшим дошкольникам, которые, следовательно, должны получить первые представления по истории (с последующим их углублением и расширением на следующих этапах обучения).

В системе развивающего обучения важно разработать данную проблему одновременно на трех уровнях: психологии, дидактики и методики.

Разработка на уровне психологии требует отражения в содержании идей Л.С. Выготского: о зонах актуального и ближайшего развития; об этапах формирования высших психических функций, выступающих «сперва как коллективная социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка» (это обусловливает определенную заданность в соответствующих случаях вопросов, адресованных детям, требующих, прежде всего, коллективных решений, затем — самостоятельной внутренней сосредоточенности каждого); о сущности развития — появления новообразований в знаниях и умениях.

Разработка подходов к формированию начальных знаний по формированию гражданской культуры на уровне дидактики требует ориентации на структуру непосредственной образовательной деятельности и общеучебные интеллектуальные умения.

Ориентация важнейших подходов к формированию начальных знаний по гражданственности на уровне методики выражается, на мой взгляд, в особом характере вопросов и заданий, которые организуют процесс усвоения знаний и развития детей при работе.

Знакомство детей с государственными символами России предполагает работу с Российским флагом, гербом, гимном.

Основные принципы ознакомления детей с Российским флагом Россия, как и все государства в мире, имеет свои государственные символы, один из которых — флаг. При изучении данного раздела необходимо знакомить детей с изображением Государственного флага России. Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный).

Они должны научиться читать флаг государства. Для этого нужно знать значение изображений, символику цвета, а также порядок прочтения.

Мы считаем необходимым обратить внимание детей на то, что российский флаг имеет глубокие исторические корни. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь и отвагу. Бело — сине — красный флаг отражает строение мира, принятое в русской традиционной культуре. Кроме того, это символические цвета Москвы, великих московских князей, а также наиболее характерные цветовые сочетания для народной крестьянской одежды Московской области, северных регионов России (из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи — нарядные сарафаны и другую одежду).[22] День Государственного флага Российской Федерации — 22 августа.

Вопросы для изучения и освоения данного материала:

Что такое флаг? Зачем он нужен?

Флаг России — почему он такой?

Где ты видел российский флаг?

Что означают цвета на флаге нашего государства?

Основные принципы ознакомления детей с Российским гербом.

При знакомстве старших дошкольников с гербом нужно предложить детям описать Государственный герб России. Герб можно разглядывать, можно им любоваться. Изображение Государственного герба является произведением художественно-прикладной графики.

Очень важно научить детей грамотно читать герб. В качестве образца можно предложить детям порядок описания: вначале называют цвет фона (щита), затем — изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орёл).

На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла — короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. [11]

Мы считаем, что необходимо знакомить детей с историей происхождения современного герба на элементарном, доступном их пониманию уровне. Такой подход отвечает особенностям предмета ознакомление с окружающим миром. Одной из особенностей окружающего мира является его изменение с течением времени, поэтому необходимо сформировать у детей представление о том, что государственная символика тоже изменяется, как и всё, что нас окружает.

Мы убедились, что наиболее продуктивным является подход к ознакомлению детей с государственными символами, основанный на песенном и сказочном фольклоре, русском народном декоративно-прикладном искусстве. Особенно это важно на начальном этапе ознакомления, поскольку, прежде всего, необходимо сформировать у детей эстетическое положительное отношение к гербу и флагу России. Современные государственные символы России самобытны и имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании.

Золотой двуглавый орел — это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшающих женские головные уборы, полотенца, подзоры. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях. [1] Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это — святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. [10]

Вопросы для изучения и освоения данного материала:

Как выглядит российский герб?

Что является основой (фоном) герба?

Для чего государству нужен герб?

Что означают знаки на гербе Российской Федерации?

Для детей старшего дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления выразить в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности. Поэтому необходимо не только познакомить детей с государственным флагом и гербом, но и дать им возможность самим создать эмблему школы, класса или личную эмблему.

Создание эмблемы — интересное и увлекательное занятие для детей, но довольно сложное. Поэтому надо сразу обратить внимание детей на то, что придумать и нарисовать герб или эмблему — символическое изображение — отличительный знак для человека, города, какой-либо местности, семьи или детского сада — очень непросто. Чтобы подчеркнуть значимость такой деятельности, можно предложить детям придумать свою эмблему дома вместе с родителями.

Важно, чтобы изображения располагались на геральдическом щите. Он может быть различной формы — круглой, квадратной, прямоугольной, овальной, иметь форму старинного воинского щита. Для занятия можно подготовить шаблоны щитов разной формы, чтобы дети могли выбрать понравившуюся.

Если в семьях детей адекватно понимали происхождение и образно-символический смысл современного герба и флага, то у ребёнка формировалось положительное отношение к государственным символам.

Воспитателем могут быть проведены консультации для родителей, которые включают как материалы по истории становления и развития государственных символов, так и практические работы по созданию эмблем и гербов.

Очень эффективны выставки работ детей. Они способствуют возникновению интереса к символике и включению родителей в совместную с детьми творческую деятельность.

Основные принципы ознакомления детей с Российским гимном.

При знакомстве с гимном России следует подчеркнуть, что гимн — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

Необходимо обратить внимание детей на то, что при исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Надо предложить прослушать гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.

После прослушивания гимна можно предложить детям ответить на вопрос: «Какие чувства у вас вызывает музыка и слова гимна? Какая по характеру музыка?» (величавая, торжественная).

Необходимо познакомить детей с текстом Государственного гимна Российской Федерации, обратить внимание детей на его содержание, которое отражает любовь к Родине, красоту её природы, гордость её историей, надежды на будущее.

Очень важно обратиться к личному опыту детей, вспомнив моменты, когда они слышали гимн (когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, каждое утро гимн звучит по радио и телевидению).

Вопросы для изучения и освоения данного материала:

В каких случаях звучит гимн России?

Какой смысл заложен в словах гимна?

Как слушают гимн нашей страны при его официальном исполнении?

1.3 Методические приёмы работы со старшими дошкольниками по теме: «Государственная символика Российской Федерации»

Ребёнок 6-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и эмблем, их основным назначением.

Детям старшего дошкольного возраста можно объяснить, что герб, флаг и гимн нашей страны объединяют граждан России и всех её жителей. Праздничное оформление улиц в дни государственных праздников призвано создать атмосферу единения народа, вызвать у каждого чувство сопричастности событию. Тот же смысл имеет исполнение Государственного гимна страны на торжественных мероприятиях, во время встречи Нового года. Объединительная функция наиболее понятная и доступная для дошкольников. Ребята хорошо усваивают представления о том, что символика города объединяет горожан, эмблема детского сада — детей, их родителей, а также его сотрудников.

Старшим дошкольникам доступно понимание отличительной функции государственных символов, функции принадлежности. Герб изображают на монетах, он служит символом, помогающим нам отличить денежные знаки нашей страны от зарубежных. В качестве отличительного знака на автомобилях, самолётах помещают изображение государственного флага. Очень важно, чтобы ребята поняли, хотя бы на элементарном уровне, зачем нужна стране государственная символика. В подготовительной группе можно объяснить детям, что символика государства отражает лучшие нравственные качества его граждан.

Во время прогулок и экскурсий стоит обращать внимание детей на то, что различные знаки и символы окружают нас в повседневной жизни, например: флаги, вывешенные на зданиях городской администрации.

Затрагивая столь сложную и серьёзную тему, как ознакомление с государственными символами нашей страны, стоит обратить особое внимание на роль воспитателя. Ребёнок нуждается в руководстве и сотворчестве с педагогом. Роль воспитателя очень велика: воспитатель, в первую очередь, должен быть примером для детей. Педагогу важно получить отклик детей, услышать их высказывания, размышления.

Помимо ознакомления детей с символикой России на занятиях по окружающему миру, накоплению у ребёнка впечатлений, повторению и закреплению знаний, представлений способствуют беседы с воспитателем, наблюдения в повседневной жизни, игровая и творческая деятельность, праздники и развлечения. В процессе подготовки наглядно-дидактических материалов и пособий, дидактических игр и упражнений необходимо учитывать юридическую основу государственной символики России.

В связи с этим не следует использовать различного рода «разрезные картинки» с изображением государственных герба и флага России, т.е. любые пособия, нарушающие целостность их рисунка. Не стоит также предлагать детям старшего дошкольного возраста раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Раскрашивая рисунок, они руководствуются не столько правилами, сколько собственными представлениями о красоте. Однако такого рода ограничения не распространяются на самостоятельное детское изобразительное творчество. Рисуя, например, улицу родного города, ребята украшают дома изображением флагов, рисуют двуглавого орла на милицейской машине или военной самолёте. Стремление детей изобразить герб или флаг воспитателю следует поощрять. Если же рисунок содержит ошибки, необходимо указать на них ребёнку, объяснить, в чём они заключаются, помочь их исправить.

Принципиально важным для ознакомления с государственными символами является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для детей в силу психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-нибудь другой продуктивной деятельности.

Накоплению впечатлений, развитию эстетического восприятия окружающей природы способствуют занятия по изобразительной деятельности, на которых ребята создают образы солнца, белой берёзы, синего неба и весенних ручейков, красной рябины и др. Основу символических значений цвета в геральдике составляют краски природы, что позволяет построить ознакомление детей с государственными символами на основе образов природы, подвести ребят к пониманию того, что цвета герба и флага России отражают красоту природы нашей страны.

Знакомя детей с гербом и флагом нашей страны, возможно использование фольклора и народного искусства. Дошкольнику близки и доступны сказочные, песенные фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное восприятие Государственного герба и флага. При этом следует избегать упрощений. Например, не стоит объяснять, что двуглавый орёл — это сказочная птица с двумя головами.

В работе с детьми седьмого года жизни целесообразно использовать иллюстративно-дидактический материал «Государственные символы России» в качестве демонстрационного материала для проведения занятий, а также для индивидуальной работы с детьми вне занятий. В свободное от занятий время, например, в процессе индивидуальных бесед с детьми, можно рассмотреть рисунок государственного герба нашей страны, репродукцию портрета тверской крестьянки, изображения вышивок.

Обращаясь к фольклору, необходимо вспомнить и о пословицах и поговорках, которые также нужно использовать в работе с детьми. У русского народа есть множество пословиц и поговорок о любви к Родине. Знакомство с ними детей — очень важный элемент нравственно-патриотического воспитания.

Ниже перечислены наиболее распространенные и известные пословицы и поговорки о Родине.

Русский человек без Родины не живёт.

Одна у человека мать — одна у него и Родина.

Жить — Родине служить.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина — мать, умей за неё постоять.

Родина любимая, что мать родная.

Кто за Родину горой — тот истинный герой.

Своя земля и в горести мила.

Можно также прочитать детям стихотворение о флаге и вместе обсудить его, возможно, пояснить непонятные слова:

Три полоски флага — это неспроста:

Белая полоска — мир и чистота,

Синяя полоска — это цвет небес,

Куполов нарядные, радости, чудес,

Красная полоска — подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак —

Доблестный трёхцветный наш российский флаг!

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Для закрепления полученного материала о символике России необходимо организовывать дидактические игры в группе. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие определенной структуры, которая включает дидактическую (развитие сенсорных процессов, речи и др.), игровую задачу (отгадать, выиграть соревнование и т.д.) и игровые действия (прятать и находить, кого- то изображать и т.п.), правила игры (действовать по очереди, не повторять сказанного, начинать по сигналу и т.п.).

Игровая задача и игровые действия вносят в игру занимательное начало, позволяют ребенку обучаться, играя, непреднамеренно получать знания в интересной для него деятельности.

Возможные игры с детьми седьмого года жизни:

.Дидактическая игра «Найди государственные символы России»

Материалы: Изображения гербов и флагов разных стран и России

.Дидактическая игра «Выбери гимн России»

Материалы: Аудиозаписи гимнов разных стран и России

.Дидактическая игра «Назови атрибуты власти на гербе России»

Материалы: Изображение герба России

4.Дидактическая игра «Собери слова РОДИНА, ОТЧИЗНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО из слогов»

Материалы: Карточки со слогами: ЧЕСТ, НА, ДИ, РО, ТЕ, СИ, Я, РОС, ЧИЗ, НА, ОТ, ВО, О.

Ниже в таблице приведем примерную тематику занятий в подготовительной группе согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой [13].

Таблица 1

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности, досуговые мероприятияОсновные задачи и содержание занятийВремя проведения«Герб России» (занятие по ознакомлению с окружающим миром)Формирование элементарных представлений об истории государственного герба России, о символическом значении изображений двуглавого орла и всадника.Сентябрь — октябрь«Герб города и символика микрорайона» (занятие по ознакомлению с окружающим миром)Формирование элементарных представлений о существовании различных видов гербов и эмблем, их назначении.Ноябрь — декабрь«Гербы и эмблемы» (занятие по ознакомлению с окружающим миром)Расширение представлений о различных видах гербов и эмблем, их назначении.Январь«Создаём эмблему группы (занятие по рисованию)Обобщение и закрепление представлений о различных видах гербов и эмблем. Развитие образного мышления и изобразительного творчества.Февраль«Какие бывают флаги» (занятие по ознакомлению с окружающим миром)Расширение знаний об истории государственного флага России, о различных видах флагов и их назначении.Март — апрель«Государственные символы России» (досуг-викторина)Обобщение и закрепление знаний и представлений о гербе и флаге РоссииМай

Как видно из таблицы, формирование представлений о государственной символике России у детей седьмого года жизни происходит на протяжении всего года. Оценку результатов проделанной работы следует проводить в мае посредством викторины.

Возможный сценарий викторины:

(Дети сидят за столами, предварительно разделившись на мини группы по 5-6 человек в каждой.)

Звучит гимн России, все слушают его стоя.

.Дети читают стихотворения о Родине

.Первый конкурс — Конкурс приветствия. (Каждой группе даётся слово для приветствия (показывают и говорят капитаны): показ эмблемы группы и стяга, а также девиза)

.Разминка. Каждой группе задается вопрос, на который она должна ответить, если ответа не будет, то этот вопрос переходит к другой группе. Балл зачитывается той группе, которая даст правильный ответ.

Вопросы:

Для чего нужен герб?

Где мы можем увидеть изображение государственного герба?

Какого цвета орел на современном гербе России?

Что означает золотой цвет? Почему орел двуглавый?

Кто ещё (кроме орла) изображен на гербе нашей Родины?

Что означает изображение всадника на гербе России?

На гербе какого города помещен всадник, поражающий копьём змея?

Как называются монеты, на которых изображен всадник?

Какие еще знаете государственные символы отличительные знаки страны, кроме герба?

Как назывались первые флаги? Для чего они были нужны?

Из чего в древние времена делали стяги?

Какие цвета есть на флаге нашей страны?

Что означают цвета российского флага — белый, синий, красный?

.Конкурс капитанов.

задание: надо сказать как можно больше хороших, красивых слов о нашей родине. (Называют по очереди, кто первый остановиться, тот и проиграл).

задание: надо по очереди назвать как можно больше пословиц или поговорок о Родине, родной стороне или родном крае. (Побеждает тот, кто назовет больше)

.Игра Найди среди гербов разных стран герб России. (Детям предлагаются карточки с изображением гербов Австрии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, России, Черногории. Группа должна выбрать карточку с изображением герба России. Задача усложнена тем, что на гербах этих стран изображены орлы. Побеждает та группа, которая быстрее и верно справляется с заданием.)

.Игра Пойми меня. Каждой группе дается слово, одному члену команды нужно дать только его определение, не называя само слово. А остальные дети должны будут назвать это слово.

(Примерные слова: Родина, Отечество, Отчизна, столица, родной край.)

(Оценивается правильность выполнения)

.Подвижная игра Соберись у стяга. Звучит музыка, капитаны групп встают в центр зала, держат в руках стяги своих групп. Дети бегают врассыпную, по сигналу ведущего смолкает музыка, капитаны меняются стягами и расходятся в разные стороны, дети должны подбежать, взяться за руки и встать вокруг капитана, держащего в руках стяг их группы. Игра повторяется 2-3 раза.

.Шестой конкурс Собери свой флаг. Каждой команде предлагаются ленточки разных цветов. Нужно из них правильно собрать флаг России. (Побеждает та группа, которая быстрее и правильнее справляется с заданием).

(*можно усложнить игру тем, что могут быть предложены бело-сине-красные флаги Словакии, Словении, Хорватии, Чехии, Югославии и среди них нужно выбрать флаг России).

.Игра История российского герба. На ваших столах лежат карточки с историческими гербами России, вы должны расположить их в той последовательности, в какой гербы, на них изображенные, появились в истории нашей страны.

(Побеждает та группа, которая правильно расположит карточки. Дополнительный балл даётся и за рассказ об истории российского герба).

(Ключ: 1. двуглавый орел князя Московского Ивана III, 2. герб времен Ивана IV (Грозного), 3. черный двуглавый орел первого российского императора Петра I,4. большой герб Российской империи времен Александра III, 5. герб РСФСР, 6. современный герб РФ.)

.Игра «Собери слова». Каждой команде даются карточки со слогами. Например: РОДИНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА).

Дети выполняют задание на скорость и правильность.

.Совместное исполнение песни «Что зовем мы Родиной?»

.«Если дружба велика — будет Родина крепка!» Звучит гимн России, все слушают стоя. Викторина заканчивается.

3. Методические рекомендации

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что применение различных методических приёмов при ознакомлении детей седьмого года жизни с государственной символикой даёт большие положительные результаты.

Целесообразно дать некоторые методические рекомендации воспитателям подготовительной группы:

) Использовать при ознакомлении детей с государственной символикой приёмы:

Обращение к личному опыту детей;

Анализ составных частей государственного флага и герба и установление причин их появления;

Организация исследовательской деятельности детей по выяснению образно-символического смысла государственных символов России;

Включение песенного и сказочного фольклора, образцов декоративно-прикладного искусства;

Построение системы вопросов, обеспечивающих усвоение предложенного содержания;

Организация творческой деятельности детей по созданию флагов и эмблем семьи, детского сада, группы;

Моделирование жизненных ситуаций, требующих применение полученных знаний и умений, поиска путей решения проблем;

) Данные приёмы работы использовать систематически.

) Использовать информационные технологии, Internet, компьютерные программы Word, Excel, Paint для организации творческой деятельности детей и продуктивной работы воспитателя.

Заключение

Государственные символы страны — гимн, флаг и герб — главные символы каждого государства, отражающие исторический процесс становления страны, национальные особенности, отличающие этого государство от всех остальных. Знание символов своей Родины, понимание их значения традиционно является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Поэтому так важно начинать формирование представлений о государственной символике России у детей еще в дошкольном возрасте. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение к отечественной истории. Все граждане должны знать и почитать государственные символы нашей страны, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.

Особенности патриотического воспитания определены как формирование интереса к истории своей семьи, истории города, к народной культуре, природе родного края и чувства сопричастности им; совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых; тесное взаимодействие воспитателя с родителями, работниками музеев, создание необходимой среды в детском саду и в семье.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Необходимо при формировании патриотического воспитания помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному городу, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с государственными символами России.

В заключение следует подвести итог. Задачи, которые мы перед собой поставили, считаем выполненными. Нами была проанализирована научно — методическая литература и выявлена сущность понятия гражданственности, как черты личности; изучены разнообразные методические приемы, которые помогают познакомить детей седьмого года жизни с государственной символикой Российской Федерации.

дошкольник символика флаг гимн

Список литературы

1.Бубенина Н.В. Патриотическое воспитание в детских библиотеках. — М., 2001.

2.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1994.

.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992

.Пчелов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. «Русское слово», 1993.

.Романовский В.К. Символы российской государственности. Пособие для учителя. «Русское слово», 2002.

.Хорошевич А.Л. Символы русской государственности. Издательство МГУ, 1993.

.Министерство образования РФ. Государственная символика России, история и современность. Наглядное пособие: ЦНСО, 2003 (комплект: книги + компьютерный диск).

.Ривина Е. Знакомим дошкольников и младших школьников с гербом и флагом России. — М., 2002.

.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005.

.Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. — М., 2006

.Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду — М.: Провещение, 1984

.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программе воспитания и обучения в детском саду. — М., 2005

Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3