ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 2

Ростовский филиал

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов Юридического колледжа

(специальность 30 503.52 Правоведение

среднего профессионального образования)

Ростов-на-Дону

ОДОБРЕН

Предметно-цикловой комиссией по правовым дисциплинам Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».

СООТВЕТСТВУЕТ

Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 30 503.52 «Правоведение» среднего профессионального образования.

Кафедра уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»: протокол № 6 от 29 января 2008 года.

Автор:

А.А. Осипова, к.пс.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала РАП

Рецензенты:

В.Н. Перекрестов, к.ю.н., профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала РАП.

И.К. Каширская, к.пс.н., доцент кафедры организационной и прикладной психологии ИП ЮФУ.

Ответственный за выпуск:

А.В. Гаврицкий,

директор Ростовского филиала РАП,

заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин, к.ю.н.

© Ростовский филиал

Российской академии правосудия, 2009

© Осипова А.А., 2009

Содержание

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины…4

Пояснительная записка…4

Объем дисциплины и виды учебных занятий…6

Тематический план…7

Программа курса…7

Методические рекомендации по изучению дисциплины…24

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов…38

Примерная тематика рефератов…40

Рекомендуемая литература…41

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля…42

Примерный перечень вопросов для подготовки к контрольной работе…44

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Юридическая психология»: предмет, метод и задачи юридической психологии; психологический анализ преступной деятельности; психологические аспекты личности подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе, психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого; судебно-психологическая экспертиза: понятие, виды, методы; психология судебного процесса при рассмотрении уголовных дел; исправительно-трудовая психология: понятие, виды, методы; психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

7 стр., 3497 слов

Рабочая программа дисциплины Психология управления

... тестов, рефератов, практических и лабораторных работ по дисциплине). 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Психология управления»: Персональные компьютеры, мультимедийный проектор, ноутбук, ... управлении операционной (производственной) деятельностью организаций ПК-18 Цели освоения дисциплины психология управления: Данный курс знакомит учащихся с психологическими основами менеджмента ...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Юридическая психология — дисциплина федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин специальности 30 503.52 Правоведение среднего профессионального образования. Курс соответствует ГОС СПО и составлен на основе «Программы курса «Юридическая психология», утвержденной научно-методическим советом Российской Академии Правосудия[1].

Курс «Юридическая психология» введен в программу подготовки с целью обучения студентов применению психологических знаний в сферах правоохранительной, правоприменительной деятельности. Основы психологических знаний, включая специальные, должны быть представлены в системе знаний выпускников колледжа. Это необходимо для того, чтобы они предельно глубоко понимали многообразие отношений человека, его личность, могли эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Цель преподавания данной дисциплины —

· сформировать у студентов знания о предмете, целях, задачах и специфике юридической психологии и использование этих знаний в своей дальнейшей практической деятельности.

· вооружить студентов знаниями о закономерностях функционирования психики человека в правовой деятельности:

· оказать помощь в выработке умений и навыков использования психологических знаний в сфере укрепления законности и правопорядка.

· ознакомить студентов с психологическими особенностями криминального по­ведения;

· сформировать у студентов представление об основах взаимоотношений психолога с представителями правоохранительных органов, в частности, об особен­ностях проведения судебно-психологической экспертизы.

В связи с этими задачами преподавания данной дисциплины являются:

— определение методологических и теоретических основ науки;

— систематизирование уже имеющихся знаний из других областей знания, смежных с психологической наукой:

— приобретение умений использования на практике знаний о законах возникновения, развития, способах предупреждения правосознательного и противоправного поведения личности и группы.

— анализировать и оценивать с точки зрения психологических особенностей, возникающие в работе юриста ситуации;

— анализировать и оценивать психологические особенности деятельности участников судопроизводства, участников предварительного расследования;

— грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения на сложившуюся ситуацию психологической напряженности (конфликта);

— применять психологические приемы для выхода из ситуации конфликта;

— применять на практике знания, полученные в ходе лекционного курса и практических занятий.

В результате успешного освоения данной учебной дисциплины студент должен

знать:

— основные положения о понятии, сущности и функциях психологии; ее месте в деятельности юриста;

— основные категории, применяемые при изучении данной дисциплины;

— психологические особенности судопроизводства;

— индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для составления портрета преступника;

уметь:

— анализировать и решать психологические проблемы в сфере уголовно-процессуальных и гражданско-процессуальных отношений;

— ставить перед экспертом-психологом вопросы по содержанию судебно-психологической экспертизы;

иметь представление о:

— роли и месте психолога в сфере уголовно-процессуальных и гражданско-процессуальных отношений;

— типичных затруднениях и ошибках при назначении, проведении и оценке материалов судебно-психологической экспертизы.

Программа курса «Юридическая психология» рассчитана на 48 часов.

При освоении дисциплины необходимо обращать внимание на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

В рабочей программе дисциплины наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа студентов и указывается ее тематика.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Максимальная учебная нагрузка студента
Аудиторные занятия, из них:
Лекции
Семинарские занятия -
в т.ч. практические занятия -
Самостоятельная работа
Форма итогового контроля Контрольная работа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

Темы дисциплины лекции
Тема 1. Предмет, задачи, методы и система юридической психологии
Тема 2. История развития юридической психологии
Тема 3. Личность в сфере правоохранительной деятельности
Тема 4. Психология профессиональной деятельности юриста и подготовка к ней
Тема 5. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе
Тема 6. Криминальная психология
Тема 7. Психологические основы предварительного расследования
Тема 8. Психология судебной деятельности по уголовным делам
Тема 9. Психология судебных прений и судебной речи
Тема 10. Исправительная (пенитенциарная) психология.
Тема 11. Психологические основы гражданско-правового регули­рования и гражданского судопроизводства.
Тема 12. Психология несовершеннолетнего
Тема 13. Психологические проблемы виктимологии
Всего:

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 6. Криминальная психология

Студент должен

знать:

— психологические особенности преступного поведения,

— приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения. — этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании (рассмотрении в суде) уголовных дел, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, различных конфликтных ситуаций,

— факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников;

уметь:

— провести структурно-психологический ана­лиз преступного действия;

иметь представление о:

— психологической характеристике, динамике умышленных и неосторожных преступлений;

— влиянии последствий несчастных случаев, аварий на производстве, экологических и других катастроф на процессы восприятия происшедших событий,

— влиянии криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память,

— состоянии депрессии, страха, апатии, неопределенности, переживаемых участниками уголовного, гражданского процесса, лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств.

— соотношении понятий стресса в психологии и психической беспомощности в уголовном праве,

— понятии «порока воли» в праве,

— психологической характе­ристике преступных групп, их противоправной деятельности,

— типах и структуре преступных групп.

Психология преступного поведения, противоправные проявления -разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление. Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосторожных преступлений. Структурно-психологический анализ преступного действия.

Психология личности преступника: понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности личности преступника. Понятие профессионального преступника.

Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности. Особенности восприятия предметов, пространства, времени, движения участниками уголовного процесса.

Влияние последствий несчастных случаев, аварий на производстве, экологических и других катастроф на процессы восприятия происшедших событий. Эффект «перцептивной защиты» и его роль в оценке несчастных случаев, происшедших по вине работника. Учет указанных факторов экспертом-психологом.

Влияние криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения.

Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании (рассмотрении в суде) уголовных дел, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, различных конфликтных ситуаций.

Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.

Состояния депрессии, страха, апатии, неопределенности, переживаемые участниками уголовного, гражданского процесса, лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств.

Соотношение понятий стресса в психологии и психической беспомощности в уголовном праве. Учет юристом при разрешении гражданско-правовых споров негативного воздействия состояний тревоги, страха, стресса на способность участников сделок в полной мере осознавать значение принимаемых решений и сохранять волевое управление своими действиями.

Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения в уголовном праве. Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического от патологического аффекта. Динамика аффективного возбуждения. Признаки психотравмирующей, аффектогенной ситуации. Кумулированный аффект. Аффект и алкогольное опьянение. Понятие аномального аффекта. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступления против личности. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения.

Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Понятие, признаки страдании как особой формы переживаний человека. Связь страданий с другими эмоциональными и психическими состояниями. Значение страданий при определении морального вреда потерпевшему

Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям. Воля в структуре характера личности. Понятие «порока воли» в праве.

Направленность, мировоззрение, правосознание, мотивационная сфера в структуре личности субъектов правоприменительной деятельности.

Психологическая характеристика потерпевшего. Особенности поведения потерпевшего. Психологический механизм воздействия преступления на личность потерпевшего. Психические состояния потерпевшего, их динамика. Оценка состояния личности потерпевшего.

Психология преступности несовершеннолетних.Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершенно­летних.

Криминогенность дефектов правовой социализации в семье. Криминогенность дефектов правовой социализации в школе. Стихийные неформальные груп­пы подростков и дефекты правовой социализации. Мотивация насильственных преступлении. Мотивация корыстных преступлений. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Психология группового преступного поведения. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп Психологическая характеристика преступных групп, их противоправной деятельности. Типы и структура преступных групп.

Тема 1. Предмет, задачи, методы и система юридической психологии

Методы юридической психологии.Судебно-психологическая экспертиза проводится на основании постановления органов суда и следствия. На разрешение экспертизы выносятся возникающие в судопроизводстве вопросы оценки различных свойств личности, особенностей психического состояния, тех или иных индивидуально-психологических характеристик участников судебного процесса (подсудимого, потерпевшего, свидетеля).

Квалифицированные и объективные заключения экспертизы призваны способствовать повышению научной обоснованности, индивидуализации и эффективности судебных санкций.

Судебно-психологическая экспертиза может проводиться как на этапе предварительного следствия, так и в ходе судебного процесса. В необходимых случаях могут проводиться стационарная, заочная (по материалам дела), а также посмертная экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза является комплексным психологическим исследованием с использованием весьма широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных перед экспертизой вопросов. В настоящее время на разрешение экспертизы наиболее часто ставятся вопросы о наличии или отсутствии у подэкспертного в период совершения инкриминируемых ему деяний физиологического аффекта, о степени осознания значения своих действий несовершеннолетними правонарушителями, о наличии задержки умственного развития и др.

Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы. Предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний потерпевших, обвиняемых, подсудимых, свидетелей и т. д. (это входит в компетенцию следствия и суда), а выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

В соответствии с УПК экспертиза назначается в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике и т. д.

Предметом психологического исследования могут быть любые психологические особенности психически здоровых людей. Поводом для назначения судебно — психологической экспертизы служит ряд обстоятельств.

Основания для назначения СПЭ: 1) обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля; 2) обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями; 3) обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления; 4) обстоятельства, связанные с необычным поведением лица в период проведения следственного действия; 5) обстоятельства, связанные с взаимодействием «человек — машина»; 6) обстоятельства, способствующие или предрасполагавшие к совершению самоубийства.

1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля. К ним относятся отклонения в умственном развитии, не связанные с душевными заболеваниями (олигофрения), и аномалии характера. Отставание в развитии интеллекта, обуславливает своеобразное восприятие и понимание отношений, в которых приходится действовать человеку. Умственно отсталый человек внешне мало чем отличается от нормальных; только пассивностью, нелюбознательностью и чрезмерной внушаемостью (зависимостью) Устойчивые аномалии характера, (их, как правило, обозначают термином психопатизация или акцентуация характера), вносят в поведение несогласованность эмоционально-волевых проявлений. Такие люди бывают излишне подвержены влиянию чувств. Переживания, связанные с обидой, раздражением, угнетением, гневом, протекают у них слишком интенсивно, бурно. У таких людей не развита воля, они трудны в общении. Вероятность эксцессов в конфликте выше, чем в норме.

2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями. В данном случае речь идет, как правило, о стариках и детях. Участие психолога необходимо, чтобы установить, мог ли ребенок правильно воспринимать и правдиво отражать события, которые по уровню его развития и особенностям воспитания не могут быть ему знакомы. (различные обманы, введение в заблуждение и т. д.).

Поводом для назначения СПЭ должен быть не сам возраст, а наличие сомнений в достоверности показаний в силу возрастных психологических особенностей.

3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления. (Возможность появления аффекта, эмоционального всплеска и т. д.) Если есть основания предполагать, что душевное волнение действительно сузило сознание, стало причиной малоконтролируемых, импульсивных действий — назначение СПЭ необходимо.

4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением в период следствия и дознания. Отношение к содеянному, взаимодействие со следователем, манера поведения в период расследования нередко бывают осложнены противоречивыми поступками и побуждениями (явка с повинной — отказ; доверчивость — агрессия).

В большинстве случаев такое поведение продиктовано внешними обстоятельствами (влияние соседей по ИВС, получение дополнительных сведений, страх наказания).

Установить без специалиста истинную причину неадекватного поведения не всегда представляется возможным. Особенно это необходимо, когда показания лежат в основе обвинения.

5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием системы «человек — машина». Нередко возникает необходимость проведения СПЭ в связи с состоянием лица управлявшего транспортным средством или являющимся оператором какой-либо сложной технической системы.

6. Обстоятельства, способствовавшие или предрасполагавшие к совершению самоубийства. Выявление обстоятельств и причин, побудивших человека к совершению такого поступка. В процессе проведения выясняется роль в этом родственников, друзей, сослуживцев, начальства и т. д., а также характер отношений, имевший место между ними.

Основные следственные ситуации, в разрешении которых применяется СПЭ: 1) определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях; 2) определение способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступника; 3) определение способности человека верно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них показания; 4) определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления; 5) установление наличия или отсутствия у лица в период предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству; 6) установление обстоятельств, связанных с управлением техникой.

1. Определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях. Нести уголовную ответственность может лишь лицо, достигшее установленного законом возраста. Однако, встречаются лица с ускоренным или замедленным физическим и психическим развитием. СПЭ определяет соответствие возраста психического развития хронологическому. Поводом для назначения СПЭ служат обстоятельства, свидетельствующие, что несовершеннолетний недопонимает ситуацию расследования.

2. Определение способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступников. СПЭ может иметь важное значение по делам о половых преступлениях, т.к. экспертиза помогает следователю дать правильную оценку факта вступления в половое сношение: совершено изнасилование или имело место добровольное согласие потерпевшей. Определяется, имело ли место при этом использование беспомощного состояния потерпевшей, наличие физических недостатков, малолетний возраст, душевные расстройства и т. д. Непонимание потерпевшей характера совершаемых действий может зависеть: — от сложности структуры и динамики сложившейся ситуации; - от эмоционального состояния в момент преступного события; - от возрастных особенностей потерпевшей; - от специфического жизненного опыта потерпевшей; - от особенностей характера пострадавшей (возможен виктимный фактор); - от уровня интеллектуального развития.

3. Определение способности человека верно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них показания. В процессе расследования преступлений следователь устраняет возникшее противоречие путем производства различных процессуальных действий. Но иногда определить субъективные особенности восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения информации участниками уголовного процесса очень трудно. Особенно это важно, когда потерпевшие с психическими отклонениями. Важно помнить, что СПЭ здесь помогает следователю определить индивидуальные особенности допрашиваемых, но отнюдь не является экспертизой достоверности показаний. Этот вопрос должен решать следователь, учитывая заключение СПЭ.

4. Определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления. Рассмотрению этого момента у нас будет посвящен отдельный вопрос. Однако следует отметить, что возникновение аффекта существенно затруднят контроль за действиями со стороны личности. Поэтому в ряде случаев появляется необходимость убедиться в возможности возникновения аффективного состояния у данного лица.

5. Установление наличия или отсутствия у лица в период предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. Самоубийство — чрезвычайный, исключительный акт человеческого поведения, свидетельствующий о том, что психогенные факторы оказались сильнее инстинкта самосохранения, инстинкта жизни. Задача СПЭ — выяснить, наблюдались ли у потерпевшего особенности, свидетельствующие о склонности к самоубийству, а если да, то не были ли они результатом психических отклонений. (Проводится путем психологического анализа документов, посмертных писем и т. д.).

Необходим также тщательный психологический анализ обстоятельств подтолкнувших человека к самоубийству.

6. Установление обстоятельств, связанных с управлением техникой. Основное внимание здесь должно быть уделено наличию или отсутствию стресса, растерянности, заторможенности, потере ориентации и т. д.

7. Иногда объектом СПЭ являются зафиксированные на пленку показания участника уголовного процесса. Поводом для производства СПЭ является заявление обвиняемого, что показания даны под психологическим давлением со стороны следователя.

Порядок назначения и производства судебно-психологической экспертизы.Направляя подследственного на СПЭ, следователь обязан контролировать тщательность изучения личности, а также достоверность сделанного заключения. Для этого ему необходимо ориентироваться в методах и формах работы психолога.

При назначении СПЭ следователь должен исходить из предпочтительности основной профессиональной специализации психолога, привлекаемого к производству экспертизы. Практика СПЭ показывает, что психологу, незнакомому с особенностями криминального поведения человека, бывает трудно ориентироваться в чувствах и мотивах лежащих в основе преступного поведения. Наиболее широкий круг вопросов в состоянии решать специалисты, профессионально занимающиеся юридической психологией. Следователь, направляя подследственного на СПЭ, со своей стороны должен подробно осветить историю развития личности.

При назначении СПЭ должны обязательно соблюдаться следующие условия:

1. Правильное решение вопроса о принципиальной необходимости применения специальных знаний психолога в каждом конкретном случае.

2. Установление необходимости применения специальных знаний психолога именно в форме экспертизы.

3. Обязательность исключения правовых вопросов, требующих сугубо правовых оценок (например, наличие в действиях умысла, мерах наказания с учетом особенностей личности и т. д.)

4. Постановка вопросов, соответствующих уровню научной компетенции экспертов, кругу правомочий, теоретических знаний и опыту производства СПЭ.

Виды судебно-психологической экспертизы:

1. Установление индивидуально-психологических особенностей личности.

2. Экспертиза эмоциональных состояний.

3. Экспертиза несовершеннолетних.

4. СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

5. СПЭ самоубийства.

6. СПЭ по делам об изнасиловании.

7. СПЭ психологических причин аварий, катастроф, ДТП, и т. д.

Для того, что бы СПЭ была проведена грамотно и дала необходимый результат, следует ознакомиться с примерной постановкой вопросов, которые формулирует следователь при назначении СПЭ того или иного вида:

1. Установление индивидуальных особенностей личности.

Имеет ли подэкспертный индивидуально-психологические особенности в виде…(указать какие именно особенности интересуют)?

Могли ли они оказать существенное влияние на поведение (указать какое именно) в такой-то ситуации (указать конкретно аспект ситуации)?

2. Экспертиза эмоциональных состояний.

Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, которое могло повлиять на его поведение?

Как оно отразилось на способности лица в указанный период времени осознавать свое поведение и руководить им?

3. СПЭ несовершеннолетних.

Не характеризуется ли несовершеннолетний отставанием в психическом развитии, не связанным с патологией психики?

Как такое обстоятельство сказалось на способности в полной мере осознавать свои действия и руководить ими?

4. СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Мог ли субъект с учетом индивидуальных особенностей (в том числе и зрения) и в конкретных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства (указать какие)?

Мог ли субъект при наличии установленных у него личностных особенностей, психических состояний, процессов восприятия и т. п. правильно воспроизводить такие-то обстоятельства (указать какие) и давать о них правильные показания?

5. СПЭ самоубийства.

Находилось ли такое-то лицо в период предшествовавший его смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?

Если да, то в чем конкретно это состояние выражалось и каковы его возможные причины?

6. СПЭ по делам об изнасиловании.

Могла ли потерпевшая по уровню своего интеллектуального развития, а также особенностям психического состояния в момент происшествия правильно понимать характер и значение действий обвиняемого или оказывать сопротивление с учетом обстоятельств конкретной обстановки, ситуации (указать каких)?

Сведения об объекте СПЭ — обвиняемом, свидетеле, потерпевшем — могут быть получены двояким путем: непосредственно при экспертном исследовании; посредством исследования материалов уголовного дела, содержащих информацию о психическом состоянии и поведении подэкспертной, о ее личности, характере и т. д.

Юридическим основанием производства СПЭ является постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы. В постановлении указывается учреждение, которому поручено ее производство. Если несколько подобных учреждений, указывается ведущее.

Непосредственно к производству СПЭ эксперты приступают сразу после получения постановления. С этого момента они несут полную ответственность за своевременное и качественное ее производство, в том числе и уголовное.

Выделяются следующие этапы производства СПЭ:

1) подготовительный;

2) исследовательский;

3) заключительный.

В Подготовительный период эксперты знакомятся с материалами дела, обсуждают вопросы, уточняют их суть. Этот этап завершается принятием общей программы исследования. Исследовательский период характеризуется квалификацией психического состояния. В Заключительный период входит анализ полученных результатов исследования, их интерпретация и выводы.

Закон устанавливает письменную форму заключения, но не устанавливает его структуру. Поэтому заключение пишется в произвольной форме. В водной части — указываются данные о виде экспертизы, месте и времени ее проведения, составе экспертной комиссии, юридические основания производства СПЭ. Указываются вопросы поставленные на разрешение экспертов. Исследовательская часть — должна быть описана предельно ясно, последовательно, содержать минимум специальных терминов. Выводы — наиболее важный в доказательственном отношении раздел. Выводы даются в форме ответов по существу на вопросы следователя или в виде обоснованного заключения о невозможности разрешения этих вопросов. Выводы должны быть изложены четко, исключать возможность разночтения.

Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта. Состояние сильного волнения или аффект, согласно УК может служить смягчающим вину обстоятельством.

Следует различать патологический аффект и физиологический аффект. Патологический аффект — острое кратковременное психическое расстройство, возникающее внезапно и характеризующееся рядом особенностей протекания, к которым относят:

1. Глубокое помрачнение сознания.

2. Бурное двигательное возбуждение с автоматическими действиями.

3. Полная или почти полная последующая амнезия совершенных действий.

Патологический аффект — болезненное состояние и должно рассматриваться психиатром. Физиологический аффект — рассматривается в психологии как временное психическое изменение, не носящее болезненного характера. Причины возникновения физиологического аффекта могут быть следующие:

— факторы угрожающие жизни человека, связанные с его биологическими инстинктами и потребностями;

— поступки или высказывания окружающих, социальные оценки, глубоко затрагивающие самооценку человека, травмирующие его личность.

В психологии особо отмечается тот факт, что аффект возникает при уже сложившейся ситуации и служит определенным завершением ее, своеобразным выходом из ситуации, разрядкой. Этот момент следует подчеркнуть как имеющий первостепенное значение при диагностике физиологического аффекта.

Условия возникновения физиологического аффекта:

1. Наличие конфликтной ситуации. Афектогенная ситуация характеризуется тем, что человек, находясь в ней, должен обязательно действовать, но адекватных способов действия не находит. Это противоречие и вызывает физиологический аффект.

2. Психологические особенности личности и состояния субъекта попавшего в конфликтную ситуацию. Сюда относятся:

— определенный комплекс врожденных свойств НС. (тип ВНД);

— специфическая структура личности (высокая самооценка)

— возрастные особенности (дети и старики);

— временные функциональные состояния, нарушающие устойчивость человека к аффектогенной ситуации (усталость, бессонница и т. п.).

На первоначальном этапе появления конфликта ситуация может и не вызвать физиологический аффект, но поведение сторон ведет к накоплению, аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в аффективном взрыве. При физиологическом аффекте человек как правило помнит лишь отдельные эпизоды о тех действиях, которые были им совершены в этом состоянии. В психологической и судебной практике известно, что действия, совершаемые человеком в состоянии аффекта, зачастую отличаются большой несуразностью, нелогичностью, неадекватностью.

Физиологический аффект характеризуется тем, что:

1. В состоянии аффекта снижается возможность осознания совершаемых действий.

2. Снижается, а иногда и полностью становится невозможным способность контролировать свои действия, руководить ими.

Центральным методическим приемом при производстве СПЭ следует признать ретроспективный анализ противоправного деяния по материалам уголовного дела:

1. Анализ ситуации, приведшей к возникновению аффективного поведения (основное внимание здесь должно быть обращено на выявление конфликтного характера ситуации, выходом из которого явилось состояние).

2. Анализ особенностей личности виновного до совершения им преступления.

3. Анализ психофизического состояния субъекта накануне и в момент совершения преступления (наличие соматических и нервных заболеваний, усталости, бессонницы и т. п.).

4. Анализ деятельности субъекта в момент совершения правонарушения (последовательность действий, их адекватность и др.).

5. Выявление особенностей поведения человека после совершения преступления.

6. Выявление последующего отношения человека к действиям совершенным в состоянии аффекта.

Сущность и значение судебно-психологической экспертизы. Разрешение специальных вопросов, возникающих перед следствием и судом при необходимости оценки явлений, относящихся к психической деятельности людей, требует проведения судебно-психологической экспертизы, поскольку это входит в компетенцию психолога как специалиста данной отрасли знаний[2].

Изучение следственной и судебной практики показывает, что в результате своевременного и обоснованного применения специальных психологических познаний и методов научной психологии, позволяющих объективно устанавливать причины и внутренние механизмы конкретных поступков людей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, их психологические особенности, существенно расширяются возможности доказывания многих фактов, необходимых для справедливого и правильного разрешения уголовных дел.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. Судебно-психологическая экспертиза имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования.

В предмет СПЭ входит обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону деяния, наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности, значимые для индивидуализации ответственности и наказания.

Объектами служат источники информации о психической деятельности человека — результаты экспериментально-психологического обследования участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), материалы уголовного дела, в том числе протоколы допросов, дневники, письма и прочие документы, поддающиеся психологической экспертной оценке и имеющие уголовно релевантное значение.

Методы СПЭ в большинстве случаев заимствуются из общей психологии, однако некоторые из них специально разрабатываются для целей соответствующей экспертизы. Характерным является использование в рамках конкретной СПЭ комплекса методов, так как будучи взятыми по отдельности ни один из них не может самостоятельно решить поставленный перед экспертом вопрос. Именно комплексность, обеспечивающая многостороннее изучение психической деятельности подэкспертного, является важнейшей характеристикой методики любого направления СПЭ.

Компетенция судебно-психологической экспертизы. Теоретически к компетенции судебно-психологической экспертизы могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания (личностные особенности, психические состояния обвиняемых, потерпевших, свидетелей), значимые для доказывания или имеющие непосредственное уголовно релевантное значение, для решения которых необходимы специальные профессиональные познания в области научной психологии. При этом необходимо иметь в виду, что жестко зафиксировать все психологические вопросы, которые могут возникать в связи с расследованием конкретного уголовного дела, практически невозможно. Обозначим лишь основные направления судебно-психологической экспертизы, сделав акцент на вопросах, которые целесообразно ставить перед экспертами.

Основной предпосылкой, определяющей необходимость развития психолого-психиатрической экспертизы, является существование общих для психологии и психиатрии проблем. Важно здесь и постоянное усиление в правоохранительной деятельности тенденции к максимально полному и всестороннему исследованию всех обстоятельств дела, раскрытию внутренних механизмов поведения участников уголовного процесса (обвиняемых, потерпевших, свидетелей) в конкретных ситуациях.

Необходимо отметить, что эксперты — участники комплексных экспертиз помимо собственной основной экспертной специальности должны обладать дополнительной профессиональной характеристикой — наличием профессиональных знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы хорошо ориентироваться в методике и выводах других ее участников и их значении для общего вывода. Они должны владеть методикой совместной работы, комплексного исследования. Иными словами, только совместная деятельность, взаимодействие образует интеграцию специальных знаний, необходимую и достаточную для комплексного исследования и общего вывода.

Компетенция заключения судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе:

— выявление у дееспособного гражданина непатологических психических аномалий;

— установление психологической совместимости супругов;

— установление психологической совместимости детей с каждым из родителей;

— определение возможности конкретных лиц обеспечить воспитание детей;

— о признании сделки недействительной;

— по спорам о праве на воспитание детей;

— дела о причинении вреда гражданином, который не способен понимать значение своих действий или ими руководить.

При возникшей необходимости судебно-психологическая экспертиза назначается по мотивированному постановлению судьи или определению суда.

Проведя соответствующее исследование по поставленным вопросам, эксперт на заключительном этапе исследования делает выводы об общей психологической структуре личности. Очевидно, что качество судебно-психологической экспертизы зависит от правильной постановки вопросов для экспертного разрешения.

Заключение судебно-психологической экспертизы может служить источником доказательств по гражданскому делу.

Следует заметить, что такая экспертиза проводится только при желании лица, на неё направленного, поэтому во вводной части экспертного заключения необходимо указывать позицию подэкспертного лица. В заключительной части экспертного заключения даются выводы на поставленные вопросы, которые в свою очередь являются выводами проведенного исследования. Полученное заключение подлежит судебной оценке по внутреннему убеждению судьи, согласно определенному им правовому основанию. В случае признания судом экспертного заключения достоверным и обоснованным, оно становится источником прямых или косвенных доказательств по гражданскому делу.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Основными формами изучения юридической психологии являются лекции и самостоятельная работа. На лекциях излагаются важнейшие в профессиональном отношении и наиболее трудные вопросы программы. Но чтобы успешно овладеть данным курсом, необходима напряженная и систематическая самостоятельная работастудентов.

Самостоятельная работа студентов — способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

По данной дисциплине не предусмотрено написание курсовых работ. При этом самостоятельная работа студентов составляет -50% от общего объема часов по учебному плану. В связи с этим ряд вопросов выносится на самостоятельное изучение.

Основной формой самостоятельной работы по курсу является написание студентами реферата по выбранной проблеме. Содержание и конкретная тема реферативной части определяются студентами самостоятельно, но все рефераты должны удовлетворять определенным требованиям. Объем реферата определяется содержанием первоисточников и может колебаться от 10 до 20 машинописных листов.

Общая структура реферата должна состоять из трех частей: введения, основной части и заключения.

Во введении обосновывается выбор темы реферата, ее актуальность для науки вообще и для изучения данного учебного курса в частности. Также во введении дается краткая характеристика первоисточников (жанр, цели и задачи авторов).

В этой части реферата может быть дан перечень ключевых слов, т. е. слова и словосочетания, выражающие понятия суще­ственные для понимания данной проблемы.

Основная часть реферата. В ней передается содержание изученных первоисточников по данной проблеме. При необходимости (если, напри­мер, в работе затрагивается ряд проблем), данная часть работы может содержать несколько глав.

В заключении студент приводит собственные выводы по материалам изученных первоисточников, высказывает аргументированное согласие или несогласие с позицией или точкой зрения авторов. Студенту необхо­димо знать и строго соблюдать основные требования к оформлению ра­боты. Она должна быть написана логично, последовательно, четко, гра­мотно; с соблюдением абзацев. Страницы должны быть пронумерованы, и на каждой следует оставлять поля для замечаний рецензента.

На усмотрение преподавателя реферат сдается для оценивания или докладывается во время аудиторного занятия.

Критерии оценивания рефератов. Оценкой «отлично» оценивается реферат, в котором соблюдены следующие требования: обоснована актуальность избранной темы; полно и четко представлены основные теоретические понятия; проведен глубо­кий анализ теоретических и практических исследований по проблеме; продемонстрировано знание методологических основ изучаемой проблемы; показана осведомленность о новейших исследованиях в данной отрасли (по материалам научной периодики); уместно и точно использованы различные иллюстративные приемы — примеры, схемы, таблицы и т. д.; показано знание межпредметных связей; работа написана с использованием терминов современной науки, хорошим русским языком, соблюдена логическая стройность работы; соблюдены всe требования к оформлению реферата.

Оценкой «хорошо» оценивается реферативная работа, в которой в целом раскрыта актуальность темы; в основном представлен обзор основной литературы по данной проблеме; недостаточно использованы последние публикации по данному вопросу, выводы сформулированы недостаточно полно; собственная точка зрения отсутствует или недостаточно аргументирована; в изложении преобладает описательный характер.

Оценка «удовлетворительно» выставляется при условии, изложе­ние носит исключительно описательный, компилятивный характер; библиография ограничена; изложение отличается слабой аргументацией; работа не выстроена логически; недостаточно используется научная терминология; выводы тривиальны; имеются существенные недостатки в оформлении.

Если большинство изложенных требований к реферату не соблюдено, то реферат не засчитывается.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Юридическая психология как наука.

2. История развития юридической психологии.

3. Методологические основы и методы юридической психологии.

4. Психологические методы изучения личности.

5. Методы психического воздействия на личность в юридической практике.

6. Личность и юридическая деятельность.

7. Психологическая характеристика личности преступника.

8. Психологическая характеристика личности юриста (судьи, следователя, адвоката).

9. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей в профессиональной деятельности юриста.

10. Психология юридического труда.

11. Правовая психология.

12. Криминальная психология.

13. Психологический анализ личности преступника.

14. Психологическая характеристика преступных групп.

15. Психологический анализ преступной деятельности.

16. Психологическая характеристика потерпевшего.

17. Психологические особенности личности свидетеля.

18. Психологические особенности несовершеннолетних.

19. Характеристика психологических особенностей следственной деятельности.

20. Психология осмотра места происшествия.

21. Психология обыска и задержания.

22. Психология допроса свидетелей и потерпевших.

23. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.

24. Психология очной ставки.

25. Психология следственного эксперимента.

26. Судебно — психологическая экспертиза в уголовном процессе.

27. Судебно — психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.

28. Психологические основы гражданского судопроизводства.

29. Общая психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении уголовных дел.

30. Коммуникативная подструктура деятельности юриста.

31. Организаторская подструктура деятельности юриста.

32. Исправительная (пенитенциарная) психология.

33. Психологические особенности отклоняющегося поведении.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

2. Уголовный кодекс РФ. От 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 141 ноября 2002 г.

6. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

7. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации». От 31 декабря 1996 г./Российская газета.1997.16 января.

8. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» ФЗ№ 73 от 31.05.2001.

Основная

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб.: Питер, 2005. *

Дополнительная

1. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. М., 2003

2. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М. 2004.

3. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник для юридических вузов 2-е изд., исп. и доп. — М.: Юриспруденция, 2000.

5. Антонян Ю.М. Психология убийства. М., 1998.

6. Башхатов И.П. Психология неформальных подростков — молодежных групп. М.2000.

7. Еникеев М.И. Юридическая психология: Энциклопедия. М., 2001.

8. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология осмотра места происшествия. М., 1994.

9. Метелица Ю.Л. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших. — М.: Юрид. лит., 1990.

10. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности Кн. 1-я, М.: Изд. Ось-89, 1998. 304 с.

11. Пирожков В.Ф.Криминальная психология. — М., 1998.

12. Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии. М., 2000.

13. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001. — 352 с.

14. Ривман Д. Криминальная виктимология. СПб.: ПИТЕР, 2001.

15. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. — Научно-практическое пособие. — М.: Гардарика, Смысл, 1998.

16. Сахнова Т. В. Экспертиза в суде по гражданским делам: Учебно-практическое пособие. — М.: Изд-во БЕК, 1997.

17. Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. М.Изд. НОРМА, 1998. 285 .

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ. 1. Междисциплинарная связь юридической психологии существует с:

1. Междисциплинарная связь юридической психологии существует с:

а) криминологией;

б) историей;

в) римским правом;

г) литературой.

2.Мотив характеризует:

а) объект преступления;

б) объективную сторону преступления;

в) субъективную сторону преступления;

г) способ совершения преступления.

З.Об уменьшении общественной опасности лица совершившего преступление можно судить по его изменениям психологии произошедшие:

а) до совершения преступления;

б) в момент совершения преступления;

в) после совершения преступления;

г) изменения вообще не происходят.

4.Субъективными признаками особой жестокости являются:

а) сознательное причинение особых моральных и физических страданий;

б) несознательное причинение страданий;

в) случайное причинение страданий;

г) причинение страданий по необходимости.

5.Маргинальная личность испытывая высокое социальное напряжение:

а) не вступает в конфликт;

б) тяжело вступает в конфликт;

в) легко вступает в конфликт;

г) избегает вступать в конфликт.

б.Для мотивационной сферы «неосторожных» преступлений характерно:

а) самонадеянность и небрежность;

б) умысел на совершение преступления;

в) безразличное отношение к результатам своих действий;

г) неспособность предотвратить последствия.

7.Предметом судебно-психологической экспертизы является:

а) психологические процессы людей с патологиями психики;

б) психологические процессы психологически здоровых людей;

в) установление вины подозреваемого;

г) психологическая помощь.

8.Темперамент это совокупность индивидуальных:

а) устойчивых психодинамических свойств, влияющих на поведение;

б) неустойчивых психодинамических свойств, влияющих на поведение;

в) временных психодинамических свойств, влияющих на поведение;

г) психодинамических свойств, не влияющих на поведение.

9.В состоянии аффекта происходит:

а) частичное снижение волевого контроля;

б) полное отсутствие волевого контроля;

в) волевой не изменяется;

г) повышается уровень волевого контроля.

10.Нравстенные страдания это чувства и эмоции человека в виде:

а) положительных переживаний;

б) отрицательных переживаний;

в) нейтральных переживаний;

г) необходимых переживаний.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

· Что составляет предмет юридический психологии?

· Назовите составные части юридической психологии?

· Какие этапы развития прошла юридическая психология?

· Перечислите основные принципы научного познания, используемые в юридической психологии?

· В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным и гражданским процессом, уголовным и гражданским правом, криминалистикой и криминологией?

· Основные научные подходы к изучению личности человека?

· Раскройте правовое значение понятие личности?

· Раскройте психологическую структуру личности?

· Что такое темперамент?

· Раскройте понятие характера?

· Каково соотношение характера и темперамента?

· Что представляют собой акцентуированные свойства характера?

· Что такое воля?

· Что выражает собой понятие «порок воли»?

· Что такое ощущение и восприятие?

· Что такое память? Виды памяти, их характеристика.

· Что такое мышление и его виды?

· Что представляет собой воображение и каково его значение в деятельности юриста?

· Что такое внимание? Перечислите характеризующие его признаки и виды.

· Что представляют собой эмоции и чувства?

· Раскройте понятие стресса.

· Дайте психологическую характеристику аффекта.

· Что такое мотив? Что представляет собой мотивационная сфера личности?

· Раскройте содержание понятия «личность преступника»?

· Что представляет собой психические аномалии

· Что является предметом СПЭ?

· В каких целях используется заключение СПЭ?

· Раскройте содержание понятия «личность преступника».

· Что такое группа? Какие существуют разновидности групп, в чем состоят их отличия?

· Что представляет собой организованная преступная группа? Назовите ее признаки.

· Назовите наиболее общие социально-психологические условия ведения допроса?

· Дайте психологическую характеристику коммуникативным процессам, имеющим место в ходе судебного разбирательства дел.

· Какие психологические факторы могут оказывать влияние на процесс принятия решений составом суда?

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Осипова Алла Анатольевна

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов Юридического колледжа

(специальность 30 503.52 Правоведение

среднего профессионального образования)

Корректура и верстка В.В. Паламарчук

[1] Глибовец В. В. Юридическая психология: Программа курса и методические рекомендации для студентов заочного отделения. М.: РАП, 2002; Глибовец В. В. Программа курса «Юридическая психология». М.: РАП, 2005.

[2] Одним из первых к разработке общих проблем применения психологических познаний в уголовном процессе обратился М.М. Коченов в монографии «Судебно-психологическая экспертиза» (М., 1977).

В дальнейшем появился ряд исследований, посвященных более углубленному изучению теории и методики отдельных направлений судебно-психологической экспертизы (Ситковская О. Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. М., 1983; Конышева Л.П., Коченов М.М. Использование следователем психологических познаний при расследовании дел об изнасиловании несовершеннолетних. М., 1989; Алексеева Л. В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний. Тюмень, 1997; Енгалычев В.Ф., Шипшин С. С. Судебно-психологическая экспертиза: Методическое руководство. Калуга, 1997; Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998 и др.) Ряд новых проблем и направлений судебно-психологической экспертизы, возникших в связи с введением в 1996 г. Уголовного кодекса РФ, рассмотрен в монографии О.Д. Ситковской «Психология уголовной ответственности» (М., 1998).

* - Литература, имеющаяся в библиотеке Ростовского филиала РАП.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector