Необходимые для выполнения им профессиональных функций, и соответствующие виды государственных аттестационных испытаний

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка будущего психолога-педагога в новых российских социально-экономических условиях привела к необходимости переоценки профессиональ­ного образования с учетом модернизации современного образования. Совре­менный специалист в области педагогики психологии должен быть готов к ра­боте на основе новой образовательной парадигмы в разных типах образова­тельных учреждений.

Личностно ориентированное высшее образование предполагает принципи­альное изменение педагогических и методических подходов к организации го­сударственной аттестации выпускников педагогического университета.

Программа и методические рекомендации по итоговой государственной ат­тестации выпускников по специальности 31 000 «Педагогика и психология» и специализациям «Коррекционно-педагогическая деятельность» и «Юридиче­ская психология» составлены преподавателями кафедр практической психоло­гии, коррекционной психологии и педагогики, педагогики психолого-педагогического факультета на основе методических рекомендаций преподава­телей кафедры педагогики высшей школы Е.Л. Леванова, С.Е. Серякова, Т.Н. Сахарова.

Программа предусматривает контроль знаний студентов, ориентированных на нормативно-правовую и законодательную базу по вопросам образования, нормативные документы, регулирующие вопросы, связанные с охраной труда. здравоохранения, органами социальной защиты.

В программу включены вопросы, охватывающие облает общей психологии, педагогической психологии, общей педагогике, психологии личности и диффе­ренциальной психологии, детской и возрастной психологии, социальной психо­логии, медицинской психологии^ детской нейропсихологии, психопатологии, психосоматике, специальной психологии и педагогике, психотерапии, психоло­гии семьи, психогигиене, профориентации, психологии труда, психодиагности­ке, психологическому консультированию и психопрофилактике, методам ак­тивного обучения, современным методам индивидуальной и групповой проф-консультации, диагностике и коррекции нормального и аномального развития ребенка, правилам и нормам охраны труда, техники безопасности и пожарной защиты.

В разделах программы последовательно представлены вопросы профессио­нальной подготовки психологов-педагогов с учетом принципов целостности, комплексности, интегративности.

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

Б. С. Волков, Н. В. Волкова ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХИ ОТВЕТАХ Содержание Введение Проблемная ситуация и задача 1. Методы изучения психикиребенка 2. Основные закономерностипсихического развития ребенка 3. Психическое развитие детейот рождения до 1 года 4. Психическое развитие детейот 1 года до 3 лет 5. Психическое развитие детейдошкольного возраста 6. Психическая готовностьдетей к обучению в ...

Государственным образовательным стандартом по специальности 31 000 «Педагошка и психология», утвержденным Минобразования России 14.04.2000 г. (регистрационный № 399 пед/сп) утверждена государственная ат­тестация выпускников в виде:

а) защиты выпускной квалификационной работы;

б) государственного экзамена.

Государственным стандартом предусмотрены следующие виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности:

  • коррекционно-развивающая;
  • преподавательская;
  • научно-методическая;
  • социально-педагогическая;
  • воспитательная;
  • культурно-просветительская;
  • управленческая.

Для выполнения каждой из указанных выше профессиональных задач выде­ляются следующие необходимые квалификационные требования:

коррекционно-развивающая — выпускник должен быть готов разрабатывать развивающие и коррекционные программы с учетом особенностей личности;

преподавательская — готов к осознанному выбору образовательных про­грамм, проводить психологическую диагностику различного профиля;

научно-методическая — способен к использованию исторического опыта пе­дагогики и психологии в практической психолого-педагогической деятельно­сти; психологическое обеспечение образовательного процесса;

социально-педагогическая — способствовать гармонизации социальной сфе­ры образовательного процесса;

воспитательная — способствовать социализации и формированию общей культуры личности;

культурно-просветительская — формирование общей культуры и развитие мировоззрения личности;

управленческая — умение организовывать деятельность образовательного уч­реждения.

Профессиональные функции я требования к профессиональной подготовке выпускника

Требования к профессиональ­ной подготовке выпускника

Профессиональные функции

коррекци-

ОН1Ш-

разви-вающая

препо­давате­льская

научно-методиче­ская

социа-льно-педагогиче-ская

воспита­тель­ная

культурно-просвети­тельская

управ­ленче­ская

1

т

3

4

6

Q

владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, индивиду­альности, субъекте жизнедеятельности

1

владеет системой знаний об образова­тельных системах, их становлении, развитии и меха­низмах передачи знаний

7

готов к осознанном^ выбору и освоению образовательных программ

1

2

3

4

5

6

7

8

выпускник должен быть готов разраба­тывать развиваю­щие и коррекцион-ные программы с учетом особенно­стей личности

способен к исполь­зованию историче­ского опыта в прак­тической психоло­го-педагогической деятельности о

+

готов к осознанно­му выбору и освое­нию образователь­ных программ

+

проводить психоло­гическую диагно­стику различного профиля и необхо­димую психолого­пед, коррекцию

психологическое обеспечение обра-

цесса, личностное и социальное разви­тие личности

*

[умение организо­вывать деятель­ность образова­тельного учрежде­ния, способствовать гармонизации его социальной сферы

способствовать со­циализации и фор­мированию общей культуры личности

■f

+

осуществлять меры по формированию психологической культуры обучаю-щихся, педагогиче­ских работников и родителей

Требования к профессиональной подготовленности выпускника,

Требования к профессиональнойподготовленности выпускника

защита ВКР

владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуально­сти, субъекте жизнедеятельности

владеет системой знаний об образователь­ных системах, их становлении, развитии имеханизмах передачи знаний готов разрабатывать развивающие и кор-

ностеи личности

способен к использованию историческогоопыта в практической исихолого-педагогической деятельности

Вид аттестационного испытания

Примеча­ние

проводить психологическую диагностику

различного профиля

и необходимую психолого-пед. коррекцию

психологическое ооеспеченис ооразова-телыюго процесса, личностное и социаль­ное развитие личности

умение организовывать деятельность обра­зовательного учреждения, способствовать гармонизации его социаль­ной сферы

формиро

способствовать социализации иванию общей культуры личности

осуществлять меры по формированию пси­хологической культуры обучающихся, пед. работников и родителей

Основные учебные модули вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене

Согласно требованиям ГОС ВПО по специальности 31 000 «Педагогика и психология», предъявляемым к профессиональной подготовленности специа­листа — педагога-психолога, считаем целесообразным выделение трех основных учебных модулей (ОУМ):

  • теоретико-методологического;
  • историко-аналитического;
  • практико-ориентированного.

8

1 — Теоретико-методологический учебный модуль содержит в себе комплекс дисциплин, направленных на освоение студентом теоретических и методологи­ческих основ необходимых педагогу-психологу профессиональных знаний:

  1. Введение в психолого-педагогическую деятельность.
  2. Основы общей психологии.
  3. Общие основы педагогики.
  4. Методология и методы психолого-педагогических исследований.
  5. Психолого-педагогическая антропология.
  6. Возрастная психология.
  7. Педагогическая психология.
  8. Социальная психология.
  9. Основы психологии семьи и семейного консультирования.
  10. Социальная педагогика.
  11. Теория и методика воспитания.
  12. Теория обучения.
  13. Психология личности.

34. Управление образовательными системами.

Освоение содержания дисциплин теоретико-методологического модуля позволяет выпускнику получить необходимый объем знаний, соответствующий уровню предъявляемых требований к его профессиональной подготовке. Спе­циалист:

владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, инди­видуальности, субъекте жизнедеятельности;

владеет системой знаний об образовательных системах, их становлении, развитии и механизмах передачи знаний;

выпускник должен быть готов разрабатывать развивающие и коррекцион-ные программы с учетом особенностей личности;

готов к осознанному выбору и освоению образовательных программ;

готов проводить психологическую диагностику различного профиля и не­обходимую психолого-педагогическую коррекцию;

готов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и соци­альное развитие личности.

Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным выше требо­ваниям ГОС ВПО свидетельствует о его готовности к следующим видам про­фессиональной деятельности:

  • коррекционно-развивающей;
  • преподавательской;
  • научно-методической;
  • социально-педагогической;
  • воспитате льн ой.

Теоретико-методологический модуль состоит из трех элементов: методо­логического, психологического и педагогического, в соответствии с которыми

сгруппированы вопросы данного модуля, выносимые на междисциплинарный госэкзамен. Соответствие вопросов по дисциплинам 3-м элементам теоретико-методологического модуля представлено в таблице:

модуля

1. Методо­логический

Основы общей психологии

Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операция мышления.

Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении. Основные закономерности развития высших психических функ­ций.

Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития

Общие основы педагогики

Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориаль­ный аппарат.

Сущность, закономерность и принцип целостного педагогиче­ского образования.

Образование как социокультурный феномен, ценностные при­оритеты образования. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность,

Структура, динамика, движущие силы и противоречия.

Содержание общего образования. Государственный образова­тельный стандарт

Методология и методы психо-логе-педагоги-ческих иссле­дований

Характеристика методов психолого-педагогических исследова­ний. Основные методологические проблемы психологии на совре-

менном этапе.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Характеристика методов психолого-педагогической диагности­ки.

Методология, методы и логика педагогического исследования Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориаль­ный аппарат

1сихолого-педагогичес-кая антропо­логия

2. психо­логический

Психолого-педагогическая антропология. Антропологический подход в педагогике и психологии

Введение в психолого-иедагогичес

кую деятель­ность

Психологическаяструктура личности педагога.

Психологическая характеристика педагогической деятельности

Возрастная психология

П роисхождение и эволюция психики. Сознание и условия его

возникновения.

Понятие эго-идентичности (Э. Эриксон)

Педагогиче­ская психоло­гия

Психологическая характеристика педагогической деятельности

Социальная психология

Социализация как социальное психолого-педагогическое яв­ление

10

Основы пси­хологии семьи и семейного консультиро­вания

Семья как фактор социализации личности и семейное воспита­ние

3. педаго­гический

I

Социальная педагогика

Социальная педагогика как отрасль педагогического знания. Социально-педагогическая виктимология. Факторы социализации личности ребенка. Социализация как социальное психолого-педашгическое яв­ление

Теория и ме­тодика воспи­тания

Понятия воспитательная система и воспитательное пространство. Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе

Теория обуче­ния

Образование как социокультурный феномен, ценностные при­оритеты образования. Закономерности и принципы обучения. Система методов обучения в школе. Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития

Психология личности

Психологическая структура личности педагога

Управление образователь­ными систе­мами

Школа как педагогическая система и объект научного управ­ления

Таким образом, перечень вопросов дисциплин первого учебного модулявключает в себя:

  1. Понятие эго-идентичности (Э .Эриксон).
  2. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
  3. Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
  4. Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
  5. Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
  6. Основные закономерности развития высших психических функций.
  7. Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникнове­ ния.
  8. Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.

9. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат. Ю. Школа как педагогическая система и объект научного управления.

11 .Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.

12.Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образо­вания.

13.Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты обра­зования.

Н.Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.

15.Социально-педагогическая виктимология.

16.0бучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, ди­намика, движущие силы и противоречия.

11

17.Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе. 18. Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт. 19. Методология, методы и логика педагогического исследования. 20. Закономерности и принципы обучения. 21. Система методов обучения в школе. 22. Факторы социализации личности ребенка.

23.Характеристика методов психолого-педагогической диагностики. 24. Психолого-педагогическая антропология. 25. Психологическая структура личности педагога. 26. Психологическая характеристика педагогической деятельности. 27. Характеристика методов психолого-педагогических исследований. 28. Антропологический подход в педагогике и психологии. 29. Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайше­го развития. 30. Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.

2 — Историко-аналитический модуль включает комплекс дисциплин, направ­ленных на приобретение будущим специалистом аналитических навыков изу­чения концептуальных основ психолого-педагогических теорий и взглядов, формирование способности к использованию исторического опыта в практиче­ской психолого-педагогической деятельности, а также освоение необходимых педагогу-психологу профессиональных знаний о предмете психологии и его развитии:

Дисциплины ГОС ВПО, составляющие основу содержания историко-аналитаческого учебного модуля:

  1. Основы общей психологии.
  2. Общие основы педагогики.
  3. История образования и педагогической мысли.
  4. Возрастная психология.
  5. История психологии.
  6. Социальная психология.
  7. Теория и методика воспитания.
  8. Теория обучения.
  9. Психология личности.

Освоение содержания дисциплин историко-акалитического модуля позволяет выпускнику получить необходимый объем знаний, соответствующий уровню предъявляемых требований к его профессиональной подготовке. Педагог-психолог:

  • способен к использованию исторического опыта в практической психолого- педагогической деятельности;
  • готов к профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие личности;
  • способствовать социализации и формированию общей культуры личности;

12

  • владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, индиви­ дуальности, субъекте жизнедеятельности
  • владеет системой знаний об образовательных системах, их становлении, раз­ витии и механизмах передачи знаний

Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным выше требова­ниям ГОС ВПО свидетельствует о его готовности к следующим видам профес­сиональной деятельности:

  • преподавательской;
  • научно-методической;
  • культурно-просветительской.

Историко-аналитический модуль состоит из двух элементов: историческое развитие научно-психологаческого знания, эволюция психолого-педагоги­ческих концепций, в соответствии с которыми сгруппированы вопросы данного модуля, выносимые на междисциплинарный госэкзамен.

Вопросы

Вопросы по элементам историко-аналитического модуля представлены в следующей таблице: [Элементы! Дисциплины i модуля

исто­рическое развитие научно-психоло­гического знания

Основы об­щей психо­логии

Предмет психологии и основные этапы его становления. Общая характеристика теории деятельности А. Н-Леонтьева. Восприятие и ощущение (общая характеристика).

Восприятие и обучение (А.В. Запорожец, А.А. Венгер).

Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей дея­тельности.

Теории кризисов психическою развития в отечественной и зару­бежной психологин (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элько-нин, Э. Эриксон).

Теория отношений В.Н. Мясищева. Основные теории развития в педагогике и психологии

Психологая личности

Условия и предпосылки психического развития. Человек как социальная единица и уникальная личность

Социальная психология

Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадиг­мы социальной психологии

2.эволго-

История об-

дия пси- раз ования и

Дидактика А. Дистервега. Педагогические взгляды Я.А. Коменского.

холого-недагоги-ческих концеп­ций

педагогичес­кой мысли

Педагогические идеи Ж.Ж. Руссо.

Педагогическая теория И.Г. Песталоцци.

Педагогические и психологические взгляды И. Гербарта.

Педагогические идеи Л.Н. Толстого,

Педагогическое наследие П.П. Блонского.

Педагогическое наследие СТ. Шацкого.

Общая характеристика психолого-педагогических взглядов

П.Ф. Каптерева.

Педагогические идеи В.Л. Сухомлинского.

Педагогическая система А.С. Макаренко

13

Возрастная психология

Общаяхарактеристика теории Ж. Пиаже.

Теории кризисов психического развития в отечественной и зару­бежной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эль-конин, Э. Эриксон).

Психоаналитический подход к развитию ребенка (3. Фрейд, Э. Эриксон)

История психологии

Классический психоанализ. Общая характеристика теории Ж. Пиаже. Американская гуманистическая психология (К. Роджерс и др.) Психологические взгляды С.Л. Рубинштейна. Психо-аналитический подход к развитию ребенка (3. Фрейд, Э. Эриксон).

Теории кризисов психического развития в отечественной и зару­бежной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эль-конин, Э. Эриксон)

Общие осно­вы педагоги­ки

Кризис образования в современном мире иособенности его про­явления в России,

Приоритетные направления развития педагогической науки в современные условиях. Научная доктрина и модернизация образования

Теория и ме­тодика вос­питания

Педагогическая системаА.С. Макаренко. Педагогические адеи В.А. Сухомлинского.

Педагогическое наследие СТ. Шацкого. Гуманистические концепции воспитания

Теория обу­чения

Дидактика А. Дистервега. Педагогические взгляды Я.А. Коменского

Перечень вопросов обоих элементов второго, исторкко-аналитического, учебного модуля включает в себя следующие:

  1. Предмет психологии и основные этапы его становления.
  2. Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социаль­ ной психологии.
  3. Классический психоанализ.
  4. Условия и предпосылки психического развития.
  5. Американская гуманистическая психология (К. Роджерс и др.).
  6. Психологаческие взгляды С.Л. Рубинштейна.
  7. Общая характеристика теории Ж. Пиаже.
  8. Человек как социальная единица и уникальная личность.

9. Общая характеристика теории деятельности А, Н. Леонтьева. Ю. Восприятие и ощущение (общая характеристика).

Восприятие и обучение

(А.В. Запорожец, А.А. Венгер).

11 .Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.

И.Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной пси­хологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Е. Элькокин, Э. Эриксон).

П.Теория отношений В.Н. Мясищева.

14.Педагогическая система А.С. Макаренко.

15.Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.

16, Дидактика А. Дистервега.

14

17.Приоритетные направления развития педагогической науки в современных

условиях.

18.Педагогические идеи Ж.Ж. Руссо. 19, Педагогические идеи Л.Н. Толстого. 20. Педагогические взгляды ЯЛ. Коменского. 21. Педагогическая теория И.Г. Песталоцци. 22. Педагогическое наследие П.П. Блонского. 23. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского. 24. Научная доктрина и модернизация образования. 25. Педагогическое наследие СТ. Шацкого. 26. Основные теории развития в педагогике и психологии. 27. Психо-авалитический подход к развитию ребенка (3. Фрейд, Э. Эриксон).

28. Педагогические и психологические взгляды И. Гербарта. 29.0бщая характеристика психолого-педагогических взглядов П.Ф. Каптерева. 30. Гуманистические концепции воспитания.

ВПО свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональ­ной деятельности:

3 — Практико-ориентированный учебный модуль включает комплекс дисцип­лин, направленных на овладение студентом практических умений и навыков, необходимых педагогу -психолог1/ в профессиональной деятельности:

  1. Управление образовательными системами.
  2. Психолого-педагогический практикум.
  3. Возрастная психология.
  4. Педагогическая психология.
  5. Социальная психология.
  6. Психодиагностика.
  7. Психологическое консультирование.
  8. Психолого-педагогическая коррекция.
  9. Психотерапия.

] О. Основы психологии семьи и семейного консультирования.

11.Методы активного социально-психологического обучения.

12.Психологическая служба в образовательном учреждении.

13.Конфликтология.

14. Социальная педагогика.

Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным выше требова­ниям ГОС

  • преподавательской;
  • социально-педагогической;
  • воспитательной;
  • культурно-просветительской;
  • управленческой.

Освоение содержания дисциплин практико-ориентированного модуля позво­ляет выпускнику получить необходимый объем знаний и умений, соответст-

15

вуютий уровню предъявляемых требований к его практической готовности для работы в образовательных учреждениях различного типа. Педагог-психолог:

  • способен к использованию исторического опыта в практической психолого- педагогической деятельности;
  • готов проводить психологическую диагностику различного профиля и необ­ ходимую психолого-педагогическую коррекцию;
  • готов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и со­ циальное развитие личности;
  • организовывать деятельность образовательного процесса, способствовать гармонизации его социальной сферы;
  • способствовать социализации и формированию общей культуры личности.

Практико-ориентированный модуль включает в себя 3 элемента: возрас­тные характеристики развития личности, педагогические коммуникации, прак­тическая психология в соответствии с которыми сгруппированы вопросы дан­ного модуля, выносимые на междисциплинарный госэкзамен.

Вопросы

Вопросы по элементам практико-ориентированного модуля представлены в следующей таблице:

Днсциплины

Элементымодуля

Возрастная Психология

1.возрас­тные ха­рактерис­тики раз­вития личности

Понятие сензитивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.

Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошко-льяого) возраста.

Психолого-педагогическая характериешка дошкольного возраста. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.

Психолого-педагогическая характеристика подросткового воз­раста,

Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста Психолого-псдагогичсская характеристика зрелости. Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста

Псдагогичес кая психоло­гия

Психологическая поддержка образовательного процесса. Проблема психологического здоровья личности

Психологи­ческая служба о об-разователь ном учреж­дении

Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере

образования.

Психологическая поддержка образовательного процесса.

Психолого-педагогическая проблема коммуникация.

Проблема психологического здоровья личности

Социальная психология

2. педаго­гические коммуника­ции

Психологическая характеристика малыхгрупп; Социально-психологическая структура коллектива. Психолого-педагогическая проблема коммуникации.

16

Основы пси­хологии се­мьи и се­мейного консульти­рования

Типы детско-родительских отношений.

Особенности консультирования по вопросам супружеских и дет-

ско-родительских отношений

Методы ак­тивного со-циально-псйхологи-ческого обу­чения

Психолого-педагогическая проблема коммуникации. Педагогические технолоши: сущность, виды, тенденции развития

Конфликто­логия

Конфликт:функции, структура, динамика. Методы разрешепия конфликтов в педагогическом процессе

Социальная педагогика

Социальное воспитание в современной России. Воспитание в контексте микрофакторов социализации. Деструктивные процессы и явления в современной социокуль­турной ситуации, дисоциалыюе воспитание

Управление образователь ными систе­мами

Социально-психологическаяструктура коллектива. Диагностика психолого-педагогическрй готовности ребенка к школе

Психодиаг­ностика

. практи-ческая пс

ихология

Цели и основные понятия психодиагностики. Методы психодиагностического исследования. Проективные методы исследования. Общая характеристика. Проблема валидности и надежности психодиагностических ме­тодик.

Диагностика исихолого-педагопгсеской готовности ребенка к школе

Психологи­ческое кон-I сультирова1 пие

Сравнительные особенностиi-рупповых и индивидуальных форм психологического консультирования. Основные психотерапевтические подходы и технологии. Проблема психологического здоровья личности

Психолого-педагогиче­ская коррек­ция

Психолого-педагогическис задачей коррекции девиантного пове­дения

i 1СЙХОЛОГО-

педагогиче-скйй прак­тикум

Методы психодиагностического исследования.

Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к

школе

Психотера­пия

Основные психотерапевтические подходы и технологии

Общий перечень вопросов практико-ориентированного учебного модуля:

  1. Сравнительные особенности 'Групповых и индивидуальных форм психоло­гического консультирования.
  2. Цели и основные понятия психодиагностики.
  3. Методы психодиагностического исследования.
  4. Психологическая характеристика малых групп.
  5. Проективные методы исследования. Общая характеристика.

17

  1. Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
  2. Понятие сензитивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, вос­ приятия, воображения.
  3. Общая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
  4. Типы детско-родительских отношений.

10.Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.

11 .Воспитание в контексте микрофакторов социализации. 12. Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития. 13. Деструктивные процессы и-явления в современной социокультурной ситуа­ции, дисоциальное воспитание.

14.Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

15.Социальное воспитание в современной России. ] 6. Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе. П. Психолого-педатогическая характеристика раннего (преддошкольного) воз­раста.

18.Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста. 19. Психолого-педагогмческая характеристика младшего школьного возраста. 20. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. 21. Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста 22. Психолого-педагогическая характеристика зрелости. 23. Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста. 24. Осповные направления деятельности педагога-психолога в сфере образо­вания. 25. Психолого-педагогические задачи коррекции дсвиаптнбго поведения.

26.Психологическая поддержка образовательнлго процесса

27.Проблема психологаческого здоровья личности. 28. Социально-психологическая структура коллектива. 29. Психо лого-педагогическая проблема коммуникации. 30. Основные психотерапевтические подходы и технологии.

Перечень вопросов междисциплинарного экзамена

  1. Понятие эго-идентичности (Э. Эриксон).
  2. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
  3. Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мыш­ ления.
  4. Основные методологаческие проблемы психологии на современном этапе.
  5. Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
  6. Основные закономерности развития высших психических функций.
  7. Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
  8. Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
  9. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.

18

Ю.Школа как педагогическая система и объект научного управления. 11. Социальная педагогика как отрасль педагогического знания. 12. Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образо­вания.

13.Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты обра­зования.

14.Понятия воспитательная система и воспитательное пространство. 15. Социально-педагогическая виктимология.

16.Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, ди­намика, движущие силы и противоречия.

П.Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе. 18. Содержание общего образования. Государственный образовательный стан­дарт.

19.Методология, методы и логика педагопического исследования. 20. Закономерности и принципы обучения, 21. Система методов обучения в школе. 22. Факторы социализации личности ребенка.

23.Характеристика методов психолого-педагоги ческой диагностики. 24, Пеихолого-педагогическая антропология. 25. Психологическая структура личности педагога. 26. Психологическая характеристика педагогической деятельности, 27. Характеристика методов психолого-педагогических исследований. 28. Антропологический подход в педагогике и психологии. 29. Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайше­го развития.

30.Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.

31.Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психоло­гического консультирования.

32.Цели и основные понятия психодиагностики.

33.Методы психодиагностического исследования.

34Лсихологическая характеристика малых групп.

35.Проективные методы исследования. Общая характеристика.

Зб.Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.

37Лонятие сензитивных периодов. Сензитивные периоды развития речи,

восприятия, воображения.

38.0бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в

работе школьного психолога.

39.Типы детско-родительских отношений.

40.Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-

родительских отношений.

41.Воспитание в контексте микрофакторов социализации.

42Ледагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.

43.Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуа­ции, дисоциальное воспитание.

19

44.Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

45.Социальное воспитание в современной России. 46. Диагностика пскхолого-педагогической готовности ребенка к школе. 47. Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) воз­раста.

48.Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста. 49. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. 50. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. 51. Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста 52. Психолого-педагогическая характеристика зрелости. 53. Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста. 54. Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования. 55.11сихолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения. 56. Психологическая поддержка образовательного процесса. 57. Проблема психологического здоровья личности. 58. Социально-психологическая структура коллектива. 59. Психолого-педагогическая проблема коммуникации. бО. Основные психотерапевтические подходы и технологии. 61. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. 62. Теоретические основы психотерапии. 63. Медицинская и психологическая модели психотерапии. 64, Техника и средства психотерапевтического процесса. бЗ. Ионятие о методах активного социально-психологического обучения. 66. Психологический тренинг его цели, задача, виды.

67.Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения. 68. Профессионально-этические нормы работы психолога. 69. Методология диагностики: понятие методики, понятие теста. 70. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.

Вопросы к государственному экзамену по специализации «Коррекционно-педагогичеекая деятельность»

Пояснительная записка

В Российском обществе на грани XX и XXI веков появилась нездоровая тен­денция децелерации — замедления темпа физического и интеллектуального раз­вития детей. Биологическими факторами, способствующими ее развитию, стали:

  • массовая алкоголизация и наркотизация населения (поскольку Всемирная организация здравоохранения относит к слабым наркотикам и никотин):
  • злоупотребление фармацевтическими препаратами;
  • некачественное питание беременных;
  • последствия Чернобыльской катастрофы;

, 20

  • «афганский» и «чеченский» синдромы;
  • отягощенная наследственная патология беременности и родов;
  • анемия и неврозы у родителей.

К децелерации привели следующие социально-экономические факторы:

  • массовое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и здравниц;
  • грубые отступления от санитарных норм в режиме обучения;
  • отсутствие узких специалистов в системе дошкольного и школьного образования (психологов и логопедов);
  • занятость родителей, их недостаточная грамотность, а также беспечность в вопросах воспитания детей);
  • отсутствие бесплатных внешкольных и внеклассных кружков, клубов доля развития детей по интересам;

" перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации;

* падение уровня жизни в целом по стране.

Социально-психологические исследования российских ученых показали^ что уже в середине 90-х годов XX века 85% детей, обучающихся в общеобразова­тельной школе, нуждались в специализированной помощи психолого-педагогического характера. Это свидетельствует о том, что в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным измене­нием контингента детей, поступающих в школ)'.

Таким образом, возникла необходимость полного пересмотра традиционных форм, а методов организации учебно-воспитательного процесса. При этом педа­гоги даже самой высшей квалификации не смогут обойтись без помощи психо­лога, логопеда, без строгой согласованности с ними в своей работе.

Б то же время необходимость психолого-педагогического сопровождения ре­бенка раннего возраста с целью предотвращения вторичных нарушений также диктует необходимость подготовки квалифицированных кадров для осуществ­ления коррекционно-педагогической деятельности.

Специализация «Коррекционно-педагогическая деятельность» является ча­стью специальности «Педагогика и психология», в рамках которой ока создана, и предполагает получение более углубленных профессиональных знании, уме­ний и навыков в области психического развития детей и коррекции его нару­шения. Это повышает уровень профессиональной подготовки студентов по профилю данной специальности в условиях децелерации.

■ Введение специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность» пре­следует цели

— углубленного обучения студентов-педагогов современным теоретическим знаниям в области психолого-иедагогической коррекции;

— формирования у них практических умений и навыков коррекционно- педагогической деятельности.

В соответствии с поставленными целями в процессе изучения дисциплин данной специализации решаются следующие задачи:

21

— формирование адекватных современному состоянию психолого- педагогической науки представлений об областях применения, возможностях и границах использования технологий коррекционно-педагогической деятельности;

— создание прочного психолого-педагогического фундамента профессио­ нального самоопределения в сфере психолого-педагогической деятельности;

  • воспитания чувства гражданской и профессиональной ответственности за психическое развитие и коррекцию его нарушений у детей;
  • формирования системы углубленных психолого-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессио­ нальной коррекционно-педагогаческой деятельности с использованием мето­ дик развития и коррекции;
  • достижение необходимой профессиональной готовности к коррекционно- развиваюшей работе с детьми, имеющими нарушения или недоразвития раз­ личных психических функций;
  • воспитание потребности к самостоятельной работе по поиску путей реше­ ния различных задач и проблем, возникающих у психологов-педагогов в про­ цесс коррекционно-педагогической деятельности;
  • активизация самостоятельной, творческой учебно-исследовательской и на­ учно-исследовательской работы студентов — будущих психолотв — педагогов в области психолого-педагогической коррекции.

Получение студентами-психологами в рамках настоящей специализации фундаментальной подготовки по технологиям коррекционно-педагогической деятельности позволит более эффективно решать актуальные общественные и государственные прикладные задачи по формированию граждански зрелой, здоровой к социально адаптированной личности, расширит возможности про­фессионального применения ими полученных в вузе знаний, умений и навыков.

По окончании изучения дисциплин специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность» выпускник — будущий психолого-педагог должен знать:

  • основы специальной психологии и специальной педагогики;
  • педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии;
  • основы психолого-педагогической коррекции;
  • технологии психолого-педагогической коррекционной деятельности;
  • психологические основы адаптации и реабилитации;
  • основы логопедии.
  • Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, ре­ шения Правительства Российской Федерации и органов управления образова­ нием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка.

Выпускник должен уметь:

  • анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения квалификации;
  • проводить психолого-педагогическое обследование с целью. определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; ,

22

  • определить тип нарушения методами дифференциальной диагностики;
  • консультировать детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родите­ лей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессио­ нального самоопределения;
  • проводить психопрофилактическую работу, направленную на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, се­ мье;
  • проводить профилактику и коррекцию вторичных нарушений у детей, имеющих первичные (биологические) дефекты, а также привычек, наносящих ущерб здоровью, '
  • повышать психолого-педагогическую культуру педагогов и родителей;
  • организовывать и проводить научно-исследовательскую работу.

Выпускник соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Зако­не Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной за-

щиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образо-

вательного процесса.

Специализация «Коррекционно-педагогическая деятельность «включает

комплекс дисциплин, направленных на освоение студентом теоретических и методологических основ, необходимых педагогу-психологу в осуществлении коррекционно-педагогической деятельности профессиональных знаний:

  1. Специальная психология и педагогика
  1. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.
  1. Психолого-педагогическая коррекция.
  2. Технологии психолого-педагогической коррекционной деятельности.
  3. Психологические основы адаптации и реабилитации.
  4. Основы логопедии.

Вопросы к государственному экзамену по специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность»

«Специальная психология и педагогика»

  1. Предмет, задачи, принципы, категориальный аппарат специальной психо­ логии и специальной педагогики.
  2. Современные представления о норме и отклонении в физическом, психо­ логическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Воздействия, влияющие на возникновение отклонений в психофизическом и личностно- социальном развитии человека. Классификации психического дизонтогенеза.

3. Общие закономерности отклоняющегося развития. Учение Л.С. Выгот­ ского о структуре аномального развития ребенка с нарушениями. Первичный и вторичный дефект.

23

  1. Психология умственно отсталого ребенка.
  2. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с 3IIP).
  3. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа. Сурдоп- сихология. Тифлопсихология.
  4. Психология детей с нарушениями речевого развития — логопсихология.
  5. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
  6. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы.

10.Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств по­ведения.

  1. Психология детей со сложными нарушениями развития.
  1. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогичес­ кой, реабилитационной работы в России.

«Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии»

13. Общие вопросы теории специальной педагогики. История становления, развития системы специального образования и ее современное состояние. Оте­ чественная система коррекционно-образовательных и коррекционно- воспитательных учреждений. .

  1. Основные принципы комплектования учреждений для детей с нарушени­ ем развития. Организация работы ПМПК
  2. Специфика педагогических систем специального образованна в связи с особыми потребностями детей с нарушениями. Коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах и перспективы развития психолого- педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.
  3. Педагогические системы обучения и воспитания детей с трудностями в обучении (ЗПР).
  1. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития (умственная отсталость).
  2. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  3. Педагогаческие системы обучения и воспитания детей с сенсорными на­ рушениями
  4. Педагогические системы обучения и воспитания детей при аутизме и ау- тистических чертах личности.
  5. Педагогические системы обучения и воспитания детей со сложными на­ рушениями развития.

«Психологические основы адаптации и реабилитации»

  1. Понятие и проблемы адаптации. Адаптационный потенциал личности.
  2. Механизмы и проявления адаптивного поведения.

24

  1. Проблема стресса. Проявления «общего адаптационного синдрома» как комплекса адаптационных реакций человека и животных, системности реакций организма на стрессовые воздействия.
  2. .Расстройства адаптации. Пограничные формы нервно- психических рас­ стройств как проявления дезадаптации.
  3. Методы и методики диагностики стресса, уровня стрессоустойчивости личности.
  4. Основные психологические факторы, влияющие на стресс жизни. Про­ блема адаптации к стрессу в различные возрастные периоды жизни.
  5. Проявления посттравматического стрессового расстройства. Психологи­ ческая помощь при стрессе, самопомощь и взаимопомощь.
  6. Расширение границ мировосприятия при посттравматическом стрессовом расстройстве. Методы экстренной психологической помощи. Оптимизация со­ циального взаимодействия.
  7. Комплексная система реабилитации и адаптации при сенсорных интел­ лектуальных и ноеттравматических стрессовых расстройствах.

«Психолого-педагогическая коррекция»

3! Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Цели, зада­чи и сущность психолого-педагогической коррекции.

  1. Основные направления в психолого-педагогической коррекций.
  1. Современные психолого-иедагогические коррекционные подходы и тех­ нологии.
  2. Анализ психодиагностической информации для составления программы психолого-педагогической коррекции.
  3. Методы и средства психолого-педагогического воздействия в процессе коррекционно-педагогической деятельности.
  4. Характеристика групповых и индивидуальных форм психолого- педагогической коррекционной деятельности. Основные требования к состав­ лению программы психолого-педагогической коррекции.
  5. Основные принципы я направления психопрофилактики. Психалого- педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений.

«Основы логопедии»

  1. Предмет, задачи и методы логопедии. Организация логопедической рабо­ ты. Анатомо-физиологические механизмы речи.
  2. Психолого-педагогическая характеристика основных этапов развития ре­ чи ребёнка.
  1. Понятие речевого нарушения. Причины речевых нарушений. Клинико- педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речк-
  2. Дислалия. Её формы и виды. Уровни нарушенного произношения. Сис­ тема коррекционной работы.
  3. Ринолалия. Анатомо-физиологические аспект её изучения. Симптоматика

25

и механизмы. Классификация. Характеристика речи детей.

  1. Алания и афазия. Анатомо-физиологические аспекты их изучения. Сим­ птоматика и механизмы. Классификация. Характеристика речи детей.
  2. Дизартрия. Анатомо-физиологические аспект её изучения. Симптоматика и механизмы. Классификация. Характеристика речи детей.
  3. Нарушения голоса и система коррекционной работы по их устранению.
  4. Нарушения темпа речи. Классификация разновидностей брадилалии и та- хилалии.
  5. Нарушения письменной речи. Дислексия. Психологический аспект меха­ низмов и изучения нарушений чтения. Её симптоматика.
  6. Нарушения письменной речи. Дисграфия. Психофизиологическая струк­ тура процесса письма. Классификация и симптоматика дисграфии.
  7. История развития изучения проблемы заикания. Его основные причины. Современные взгляды на заикание и комплексный метод его преодоления.
  8. .Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Их обучение и воспитание.
  9. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Методика коррекци­ онно-педагогической работы с детьми, имеющими ОНР.
  10. Особенности логопедической работы при сенсорных нарушениях.
  11. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми и с детьми, имеющими задержку психического развития.

«Технологии психолого-педагогическоп коррекционной деятельности»

  1. История развития методов психолого-педагогической коррекции детей с проблемами в развитии. Теоретические и практические модели психолого- педагогической коррекции.
  2. Методические основы разработки технологий психолого-педагогической коррекции для детей с проблемами в развитии.
  3. Технологии психолого-педагогической коррекции психического недораз­ вития (олигофрения) и поврежденного психического развития (органическая деменция).
  1. Технологии психолого-педагогической коррекции задержанного психи­ ческого развития у детей и подростков (ЗПР).
  2. Технологии психолого-педагогической коррекции дефицитарного психи­ ческого развития (при нарушениях зрения, слуха, речи, детском церебральном параличе).
  3. Технологии психолого-педагогической коррекции искаженного психиче­ ского развития (при разных вариантах сложных сочетаний общего недоразви­ тия, задержанного, ускоренного и поврежденного развития, в первую очередь — при синдроме РДА).
  4. Технологии психолого-педагогической коррекции дисгармоничного пси­ хического развития у детей и подростков (при диспропорциональности их пси­ хики в эмоционально-волевой сфере).

26

Вопросы к государственному экзамену по специализации «Юридическая психология»

  1. Предмет, цели и задачи юридической психологи.
  2. Психологическое содержание проблемы психических расстройств, не ис­ ключающих вменяемости
  3. Проблемы акцентуаций характера (личности) в юридической психолот-ии Использование учения о локусе контроля личности в юридической психологии
  4. Психологическое содержание морали и законопослушного поведения
  5. Социальные стереотипы: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии
  6. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов
  7. Психологическое исследование личности правонарушителей
  8. Предмет, цели, задачи правовой психологии
  9. Правосознание как система отражения правовой действительности, ее ос­ новные функции

10.Психология аномального поведения 11. Юридически значимые эмоциональные состояния 12. Психологический и психиатрический подходы к понятию вменяемости 13. Юридическая оценка интеллектуально-волевой сферы личности (пробле­ма осознанно-волевого поведения личности)

И.Психологические основы профилактики правонарушений

  1. Психо логический, психиатрический и юридический (законодательный) подходы к понятию аффекта
  2. Содержание и организация профессионального психологического отбора в правоохранительные органы Российской Федерации

17.Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранитель­ных органов

18.Криминальная психология как отрасль прикладной юридической психо­логии

19. Генезис и факторы преступного поведения

20.Основные психологические теории, объясняющие криминальное поведе­ние

21.Психологические аспекты виктимного поведения

22.Психология криминальной субкультуры

23.Розыскной профиль и психологический портрет

24. Психологический анализ преступления

25.Психологический, психиатрический и юридический (законодательный) подходы к проблеме дееспособности

26.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве

27,Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

28.Комплексные судебно-психологические экспертизы .

29. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психо­логии

ЗО.Индивидуально-психологические особенности личности осужденного

27

  1. Психо логические последствия заключения
  2. Социально-психологические явления в среде осуждённых

33.Особенности криминальной субкультуры в пенитенциарных учреждениях

34.Психологические средства исправления осуждённых

35.Проблема психологического воздействия в юридической практике

Методические рекомендации по проведению государственного экзамена

Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 31 000 «Педаго­гика и психология» учитывает предъявляемые к выпускнику требования в со­ответствии с ГОС ВПО, а также готовность к выполнению профессиональных функций.

Длительность устного ответа должна составлять примерно 30 минут.

Нормативный срок подготовки выпускника к ответу на Государственном эк­замене — 1 час.

При определении требований к оценке междисциплинарного экзамена пред­лагается руководствоваться следующим:

  • Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, а также усвоивший взаимо­ связь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой про­ фессии.
  • Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисцип­ линам.
  • Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший зна­ ние основного программного материала, но допустившего погрешности в отве­ те на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий.
  • Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципи­ альные ошибки в выполнении заданий.

Выпускник соответствует квалификационным требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свиде­тельствующий о его готовности решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера.

Несоответствие уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО вле­чет не присвоение ему квалификации по специальности «Педагогика и психо­логия».

К погрешностям принципиального характера следует отнести:

  • Отсутствие знаний по содержанию вопросов экзаменационного билета;
  • Отсутствие навыков анализа научной психолого-педагогической литературы;
  • Несформированность категориального аппарата;
  • Отсутствие владения методами психолого-педагогического исследования;
  • Отсутствие умения систематизировать приобретенные знания.

Заключение

Государственная аттестация выпускников специальности 31 000 «Педагоги­ка и психология» является важной процедурой выявления уровня профессио­нальной подготовленности специалиста. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основой образовательной программе высшего профессиональ­ного образования, которую он освоил за время обучения.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалифика­ции, указанные в государственном образовательном стандарте.

Специалист должен знать:

государственный язык Российской Федерации — русский язык;

свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Специалист владеет системой знаний:

о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жиз­недеятельности;

об образовательных системах, их становлении, развитии и механизмах пере­дачи знаний.

Специалист умеет отбирать адекватные

методы диагностики и прогнозировать последствия принятых решений.

Специалист должен быть готов к профессиональной деятельности в соответ­ствии с фундаментальной и практической подготовкой.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специально­сти 31 000 Педагогика и психология определяются вузом на основании мето­дических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разрабо­танных УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государствен­ного образовательного стандарта по специальности 31 000 Педагогика и пси­хология.

Требования к государственной аттестации выпускников государственного педагогического университета представлены в Положении об итоговой госу­дарственной аттестации выпускников ВГПУ, утвержденном Ученым советом ВГПУ (протокол № 5 от 23 декабря 2004 года).

Учебное издание

Государственный экзамен по специальности 31 000 «Педагогика и психология» квалификации — педагог-психолог

Программа и методические рекомендации

Составители: Потапов А.С., Юрое Ю.В., Мягков И. Ф., Дуванова СМ., Лещинсшй В.И., Остапенко Г. С-, МинаковА.Б., Боков С.Н., Кульнёвич Т.В., Бобылева Е.Н.

Лицензия ЛР № 40 324

Подписано в печать 25.04.05 г. Формат 60×84 1/16. Печать трафаретная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1,75. Уч.-изд. л. 1,6. Заказ 124. Тираж 100 экз.

Воронежский гоепедуниверситет. Отпечатано в типографии университет. 394 043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86.