Формирование психологически здоровой личности Учащихся в соответствии с ФГОС нового поколения начального и основного общего образования

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, шко­ла признана общественно-неблагоприятным фактором. След­ствием неблагоприятного воздействия часто являются психосо­матические заболевания. Здоровье детей и подростков сегодня становит­ся все более актуальной темой. Расширение диаг­ностических возможностей, становление школьной психологии позволяют выявлять особенности раз­вития детского организма на всех этапах пребыва­ния ребенка в школе. Полученная в результате исследований информация, как правило, неутеши­тельна и тревожна. Очевидно, поэтому большин­ство работ, посвященных состоянию здоровья со­временных школьников, начинаются с перечисле­ния «страшных» показателей, иллюстрирующих негативную динамику этого процесса.

В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все боль­шее значение приобретают социальные и поведен­ческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они ока­зываются неподготовленными к ситуациям соци­ального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избегания вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем.

Как показывают наблюдения, наиболее успеш­но реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание сообщенного взрослым «правильного ответа». При этом следует помнить, что игра — это средство, которое изначально входило в ар­сенал педагогов и только потом — психологов.

Основная цель работы психолога: создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия.

Исходя, из всего выше сказанного мной поставлены задачи:

  1. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения.
  2. Развивать эмоциональную сферу и коммуникативные навыки учащихся.
  3. Способствовать формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе.
  4. Обучить учащихся навыкам саморегуляции, дать способы преодоления тревожности и повышения уверенности в себе.
  5. Взаимодействовать с семьёй и педагогами школы по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
  6. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, формирование ответственности самих обучающихся за их собственное здоровье как главной личной ценности.

Термин «здоровье» обозначает не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического социального благополучия.

21 стр., 10389 слов

Социально-психологическая готовность детей с нарушениями речи к школьному обучению

... предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута ... развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович// Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972. Бородич А.М. Методика развития речи детей ... выводу, что проблема физического и психологического здоровья детей, которая стоит сейчас перед образованием в ...

Что же такое норма психологического здоровья, на которую следует ориентироваться, работая с детьми? Если для психического здоровья норма — это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик.

Кроме того, норма психологического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо самому себе и

обществу, в котором он жи­вет. Итак, норма психологического здоровья— это некий идеал, путь к которому бесконечен, и на пути к этому идеальному образу можно находить все новые и новые ориентиры для саморазвития, и организации психологических воздействий. Эти ориентиры меняются не только в зависимости от всего разнообразия жизненных ситуаций, но и в каждой из ситуации — в зависимости от возраста человека.

Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.

Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье — это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющих­ся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, ус­пешной самореализации. В психолого-педагогической литературе выделяются следующие основные характеристики психологически здо­ровой личности. Для их решения можно условно выделить несколько этапов, ко­торые сведены в таблицу.

5 стр., 2237 слов

Рефлексивная деятельность учащихся в начальной школе

- 14 - Рефлексивная деятельность учащихся в начальной школе Содержание Введение 1. Понятие «рефлексия» 2. Сущность рефлексии 3. Формы рефлексии 4. Приёмы рефлексивной деятельности Заключение Список используемой литературы Введение 6 октября 2009 года в силу вступил новый образовательный стандарт, в котором, помимо всего прочего, содержатся требования к рефлексивным умениям учащихся. В федеральном ...

 

Ø принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможно­стей;

 

Ø принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждо­го человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;

 

Ø хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;

 

Ø стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.

 

 

Только путём совместных усилий психолога с педагогами и семьёй ребёнка можно Исходя, из этого деятельность школьного психолога по формированию психологического здоровья учащихся строится по нескольким основным направлениям:

Ø диагностическое

Ø просветительское

Ø психокоррекционно-развивающее

Ø консультативное

Коррекционно — развивающее направление деятельности

Цель развивающей деятельности: создание социально — психологических условий для целостного психического развития школьников (ориентация на средневозрастные нормы развития).

Цель коррекционной деятельности: решение в процессе развития ребёнка конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.

Задачи коррекционно-развивающей деятельности: развитие и коррекция познавательной среды детей с трудностями в обучении; развитие самостоятельности и самоорганизации; развитие творческих способностей; создание условий для успешного прохождения адаптационного периода в 1-х и 5-х классах; помощь в решении личностных проблем учащихся, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения.

Цели и задачи коррекционно-развивающей деятельности решаются путём проведения занятий с будущими первоклассниками по подготовке к школе, при проведении коррекционных занятий со слабоуспевающими и дезадаптированными детьми. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах.

8 стр., 3712 слов

Игра на занятиях изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

... опыта по развитию творче­ских способностей детей в процессе игры на занятиях изобразительной деятельности. Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ Чапо-Ологская начальная общеобразовательная школа-детский ... .IV. - С. 376. 22. Методика обучения детей рисованию, лепке, аппликации в детском саду: учебник для учащихся педучилищ / под ред. Н.П. Сакулиной ...

Одна из основных проблем, над которой я работаю — это психологическое сопровождение процесса адаптации к школе учащихся 1-х и 5-х классов. На каждый учебный год составляется программа организации адаптационного периода для учащихся 1-х, 5-х классов, реализация которой по психолого-педагогическому сопровождению учащихся осуществляется совместно с классными руководителями, социальным педагогом, медиком и администрацией школы. В 5-х кл. в I четверти провожу с детьми адаптационный тренинг для того, чтобы помочь успешно адаптироваться к среднему звену и новым учителям.

Для того чтобы период адаптации к школе прошёл у первоклассника относительно легко, для предупреждения и устранения дезадаптации учащихся я разработала программу адаптационных психологических занятий «Психологические игры». Основные цели данной программы: помощь детям успешно адаптироваться к школе, учителю, коллективу; сплочение коллектива; формирование новой социальной позиции — школьника; развитие эмоциональной и коммуникативной сфер детей.

Программа включает в себя тематическое планирование и подробное описание занятий, которые проводятся в течение всего учебного года в 1-х классах 1 раз в неделю (32 занятия в год).

В программу входят психологические игры на знакомство детей, на развитие у них коммуникативных навыков, сплочение коллектива. А также включает в себя коррекционные сказки для школьной адаптации и отношения учеников к вещам, об отношении учеников к урокам и знаниям, о здоровье и о том, как стать большим, о школьных конфликтах, сказки о разных чувствах, эмоциях людей. Занятия проводятся с целым классом 1 раз в неделю по 40 минут. На занятиях дети выполняют рисунки к сказкам, тестовые рисунки, творческие задания.

21 стр., 10265 слов

Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет

Введение Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интересов к учебным занятиям, снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям могут выступать как причины накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к школьной ситуации и как следствие неудачного опыта пребывания в школе. И в том, и в другом случае у ...

Целенаправленно в течение учебного года данная программа проводится с 2003-04 уч. года. Результаты проведения диагностики уровня адаптации к школе показывают, что количество дезадаптированных учащихся к концу учебного года снижается, а количество успешно адаптированных — повышается.

Также разработаны программы «Психологических игр» во 2-х и 3-х классах. Основные цели занятий: развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер; сплочение коллектива; познание себя и других; пропаганда здорового образа жизни; профилактика потребления психоактивных веществ; сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

Таким образом, на сегодняшний день я продолжаю работать по всем основным направлениям деятельности психолога по формированию психологически здоровой личности ребёнка на разных возрастных этапах его развития.