Готовьтесь к каждому семинарскому занятию

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научно-образовательный комплекс

Методические указания

По изучению дисциплины

«Самопознание»

ПАВЛОДАР

Автор: магистр педагогики, ст. преподаватель Жусупова А. А________

Департамент «Педагогика и психология»

Методические указания

По изучению дисциплины

«Самопознание»

для студентов специальности 5В50 300 «Психология», 5В10 300 «Педагогика и психология», 5В10 200 «Педагогика и методика начального обучения», 5В11 400 «История», 5В11 900 «Иностранный язык: два иностранных язык», 5В11 600 «География», 5В60 700 «Биология», 5В10 900 «Математика», 5В11 500 «Основы права и экономики», 5В11 200 «Химия», 5В10 800 «Физическая культура и спорт»

для очной, заочной, дистанционной формы обучения, на базе общего среднего образования, средне-профессионального и высшего образования

Разработаны на основании рабочей учебной программы дисциплины «Самопознание» 2015 г.

Рассмотрен на заседании департамента «Педагогика и спорт»

Протокол № от «___» _________2015 г.

Директор департамента «Педагогика и спорт»

канд. пед. н., и.о.доцента___________ В.В.Сергеева

Пояснительная записка

Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.

Целью изучения дисциплины: способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности; содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития жизненно важных ключевых и предметных компетенций.

Задачи изучения дисциплины:

— раскрытие ценностного отношения к самому себе, к людям и окружающей действительности; способности проявлять чуткость и доброжелательность к окружающим, заботиться о них;

9 стр., 4181 слов

Рабочая программа дисциплины общая психология 2

... обеспечение дисциплины ноутбук; видеопроектор. Карта обеспеченности образовательными ресурсами Дисциплины «Общая психология» По направлению (специальности) 030300 «Психология» Факультет психологии, социальной ... Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация «бакалавр») Автор: Жолковская ...

— развитие мотивации к познанию себя, других, мира и человечества, к пониманию своего предназначения, к проявлению добра и любви к себе и другим;

— развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе, ответственности за свои мысли, слова и поступки.

Изучение дисциплины «Самопознание» предполагает такие формы организации учебного процесса, как семинарско-практические занятия и самостоятельную работу обучающихся. Важно правильно организовать работу на всех видах занятий. Представленные ниже рекомендации помогут вам в этом.

Самостоятельная работа является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины студента в овладении различными методами профессиональной деятельности. Самостоятельная работа требует от обучающегося активности и самостоятельности. Эта работа выполняется при отсутствии точного инструктажа, разъяснения со стороны преподавателя, без контроля в открытой форме за ее выполнением. Она требует сосредоточенности, умственных и практических действий, самостоятельности, степень которой зависит не только от содержания материала, но и от индивидуальных возможностей студента. Поэтому даже самые простые виды самостоятельных работ обусловливают активные действия.

При изучении дисциплины вам предстоит выполнять различные виды самостоятельных исследовательских работ (эссе, реферат, доклад и др.).

Необходимо усвоить основные правила их написания.

Ниже приводится рекомендуемая последовательность действий при подготовке и написании того или другого вида работы.

Рекомендации по подготовке к семинару

Как подготовиться к семинару

Представленные ниже рекомендации позволят вам продуктивно подготовиться к семинару.

Готовьтесь к каждому семинарскому занятию.

Планомерная подготовка поможет вам собрать необходимый материал для сдачи экзамена. Активная работа обязательно учитывается преподавателем.

Подготовку к семинару начинайте с прочтения плана занятия и ознакомления с необходимой и дополнительной литературой.

Для подготовки необходимо использовать конспект лекции, учебник и специально подобранную литературу.

10 стр., 4674 слов

Содержание самостоятельной работы

... Вопросы к зачету К зачету магистранты представляют портфолио со всеми выполненными заданиями для самостоятельной работы. Итоговая оценка магистра за работу на научном семинаре ... Обсуждение результатов самостоятельной работы Самостоятельная работа Инвариантная часть Вариативная часть Самостоятельная работа по теме « ... текста. Рекомендации к написанию эссе Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема ...

Сначала отметьте, где можно найти ответы на поставленные вопросы. Затем внимательно прочитайте и сделайте выписки (конспект, развернутый план).

2. Заготовьте вопросы.

Особо обращайте внимание на сложные и противоречивые аспекты. Семинарские занятия обычно предоставляют хорошую возможность спросить преподавателя, поскольку у него может оказаться больше времени для объяснения и примеров, чем на лекции.

3. Можно заниматься вместе с сокурсниками, проверяя друг друга. Задавайте друг другу вопросы на понимание, уточнение.

4. Не старайтесь говорить словами лекции или монографии.

Главное: владеть понятийным аппаратом науки и свободное излагать материал с привлечением ярких образных примеров.

5. Не ограничивайтесь только основным списком литературы.

Изучая дополнительную, вы сможете расширить свой кругозор, глубже понять изучаемую проблему, увидеть разные точки зрения и подходы.

Самостоятельная работа обучающегося

Как написать эссе

1. Приступайте к делу сразу.

Вы будете иметь больше времени на обдумывание плана и существенно больше возможностей для совершенствования и шлифовки самого эссе.

Не начинайте со вступительной части.

Вступление лучше написать позже, когда вы будете точно знать, что у вас получилось, так как вступление должно соответствовать основному содержанию.

3. Перед тем, как писать, продумайте, наиболее важные факты, вопросы и проблемы.

Результаты своих размышлений на этом этапе подготовки записывайте не полными фразами, а ключевыми словами.

4. Внимательно прочтите вопрос, над которым вы работаете, или тему эссе.

Расположите пришедшие вам в голову мысли о том, что писать, по степени их соответствия содержанию. Например, ключевую идею обозначьте значком !!!, идею достаточно важную — через !!, основные положения — через !. все, что вы не сочтете возможным обозначить хотя бы одним восклицательным знаком, можете спокойно отбросить.

9 стр., 4210 слов

Типология агрессивного поведения подростков. Основные направления коррекционной работы. Практическая часть. Тренинг «Спаси себя сам, и вокруг спасутся тыся

... категории Типология агрессивного поведения подростков. Основные направления коррекционной работы. Практическая часть. Тренинг «Спаси себя сам, и вокруг спасутся ... , где было легче, на каком этапе. В заключении этого дня: упражнение «Шипы и розы» День четвертый ... – жизнь человека. Межличностное общение – это тот строительный материал в тренинге, из которого созидается «Я» подростка самостоятельно ...

Определите наиболее логичную последовательность изложения.

Рассмотрев различные варианты, решите, с чего было бы лучше всего начинать, что должно следовать после этого и т. д.

6. Приступайте к компоновке центральной части эссе.

Отберите те положения или аргументы, которые вы собираетесь поместить в центральной части, и запишите каждый из них виде короткого абзаца. Помните, что центральная часть эссе, как и любого другого сочинения, представляет собой большую часть работы.

7. После того, как на черновике вы составили большую долю центральной части работы, напишите заключение.

Теперь вы можете быть уверены, что ваше заключение действительно резюмирует содержание сочинения. Тщательно проследите за тем, чтобы заключение в точности соответствовало формулировке поставленного вопроса или заголовку.

Приступайте к редактированию.

Нужно стремиться, чтобы каждый абзац содержал самостоятельную проблему или положение. Лучше всего, если по первой фразе абзаца уже будет видно, о чем идет речь.

9. Теперь, когда вы точно знаете, о чем написано сочинение и в чем состоят выводы, напишите вступительную часть к нему.

Вступление должно указывать на то, о чем вы уже написали, тогда оно автоматически будет соответствовать содержанию.

10. Положите вашу работу в ящик!

Прежде чем переписать на «чистовик», отложите его на несколько дней, чтобы затем к нему вернуться. Пробегитесь по нему свежим взглядом. Это поможет вам определить, какое впечатление оно может произвести на других. Вы также увидите, какие поправки следует внести: что требуется изменить или исправить. Но помните, что эссе должно быть сдано вовремя!

Как написать доклад

1. Начинайте с подбора и изучения основных источников по теме. Использовать не менее 8 — 10 источников согласно вашей основной идее.

8 стр., 3776 слов

Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы.

... на различные стороны учебной деятельности. Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы. 3 ... УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся. Возраст ... выраженности учебно-познавательного интереса». 5. Список литературы. Ответ Исследование мотивационно- потребностной сферы. Основные понятия. 1 ...

2. Составьте план, раскрывающий содержание вашей работы.

3. Составьте библиографию. По мере изучения литературы на отдельных листках делаются краткие выписки по вопросам плана.

4. Обработайте и систематизируйте материал. Подготовьте выводы и обобщения.

5. Написание. Помните!Отличительной чертойдоклада является научный, академический стиль.Академический стиль — это совершенно особый по стилю текстовой материал, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

· Предложения могут быть длинными и сложными;

· часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;

· употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;

· авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;

· в тексте могут встречаться штампы и общие слова.

6. Требования к оформлению письменного доклада.

· Титульный лист

· Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

· Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)

· Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)

· Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)

· Список литературы.

7. Публичное выступление с результатами исследования.

Как написать реферат

Подготовка к реферату предполагает:

· изучение литературы;

· набросок плана;

2 стр., 880 слов

изучить эмоции как свойства личности. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

... задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Названия глав отображают их содержание. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ... , приятным в общении, способствует его творческому развитию. В нашей работе, объектом исследования эмоциональной сферы стали дети дошкольного возраста, так как на сегодняшний ...

· обоснование актуальности темы;

· какие источники и методы использованы;

· развитие идеи (по вопросу) в исторической науки и практике;

· достижения в этой области и недостатки;

· предположительные меры по совершенствованию вопроса;

· описание опыта (эксперимента) и его результаты;

· выводы и предложения

· заключение;

· список используемой литературы.

Источники:

· монографии, сборники научных трудов и научные доклады;

· журналы и газетные статьи, в которых приводятся самые новые данные науки и фактический материал.

Техника:

Текст печатается на отдельных листах в соответствии с пунктами плана.

Требования к реферату:

Структура работы.

1. Титульный лист.

2. Оглавление

3. Введение.

4. Основное содержание работы, состоящее из глав и параграфов.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения.

Титульный лист включает:

— наименование учебного заведения, где выполнена работа;

— название работы;

— предмет, по которому выполнена работа;

— фамилия, имя, отчество автора;

— сведения о научном консультанте;

— город и год.

Оглавление в работе — это перечень глав и параграфов, составленных в той последовательности, в какой они даны в работе. В оглавлении указывают номер страницы, на которой находится начало данной главы и параграфа.

19 стр., 9448 слов

Особенности психического развития личности взрослого человека

... , что только путем расширения своего сознания, самопознанием, медитативными техниками, т.е. огромными усилиями в работе над собой человек поднимется до самоактуализации (по Маслоу ... содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и ...

Во введении обычно указывается обоснование актуальности проблемы на основе анализа состояния дела в науке и практике работы школ, излагается общий замысел и логика исследования, выделяются цели и задачи, объект и предмет исследования. Дается характеристика методов исследования, используемых в работе, кратко излагается структура работы в целом.

В главах представляются результаты исторического, теоретического и экспериментального исследования проблемы. Иногда история вопроса не выделяется в особую главу, а кратко освещается во введении. Теоретический и экспериментальный материал целесообразнее расположить в отдельных главах исследования. Каждую главу важно завершить общим выводом, который облегчает уяснение замысла и логики исследования. Важно добиваться, чтобы логика изложения раскрывала сущность изученных явлений, их структуру, взаимосвязь и закономерности развития.

В заключении даются общие выводы исследования в целом, формулируются рекомендации, ставятся проблемы, требующие дальнейшего исследования.

Список литературы (библиография) помещается непосредственно после основного текста работы, является ее важной составной частью и отражает степень разработанности студентом данной проблемы. Важно, чтобы список был библиографически грамотно оформлен. Наиболее распространенный способ расположения литературных источников — алфавитный, когда они группируются в строгом алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий книг (при коллективном авторстве).

Работы авторов однофамильцев — в алфавите инициалов. Объем списка строго не установлен, зависит от особенностей темы и количества имеющейся литературы, а также от степени разработанности выбранной темы исследования студентом.

Оформление таблиц, иллюстраций, графиков, диаграмм как в тексте работы, так и в приложении должно быть выполнено в соответствии с общими требованиями.

В приложения могут быть внесены тексты анкет, таблицы, графики, работы учащихся, разработки конкретных уроков; контент-анализ понятий и т. д.


Перечень и содержание практических занятий

Тема 1 Знакомство. Мой статус: студент

Содержание:

1. Установление психологического комфорта в группе для создания обстановки успешного общения в учебной и внеучебной деятельности

2. Идентификация в роли студента. Выявление уровня самооценки

Рекомендуемая литература:

1. Самопознание: Тетрадь для студента 1 курса. Алматы, Фонд «Бобек», 2003

2. А.О.Джумсаи Самопознание как основа понимания и воспитания себя// Евразия.2003.№ 2.С12−18.

3. С.А.Назарбаева Самопознание и гармоничное развитие человека//Евразия.2003.№ 2.С.4−12.

Форма контроля:Задание творческого характера, написание эссе

Тема 2 Мир моей души

Содержание и форма работы:

1. Моя цель — определение собственной цели через 10 лет, этапы прохождения до реальной мечты. Выполнение тестов: «Оптимист или пессимист?», «Ваша самооценка» исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

2."Паспорт" души — внутренний мир человека (составляя «паспорт» души необходимо указать дату составления, чтобы по истечении времени оценивать, насколько меняется человек);

3. выполнение теста «Ваш темперамент» по инструкции в тетради; «Кто есть кто?» — определение различных типов темперамента на шуточных рисунках, иллюстрирующих поведение людей.

4.работа с хрестоматией по фрагменту из книги Р. Энтони «Секреты уверенности в себе»; комментирование высказываний; определение типа личности по одному из предлагаемых тестов из тетради (тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», опросник Кейрси для определения типа личности).

Рекомендуемая литература:

1. Самопознание: Тетрадь для студента 1 курса. Алматы, Фонд «Бобек», 2003

2. А.О.Джумсаи Самопознание как основа понимания и воспитания себя// Евразия.2003.№ 2.С12−18.

3. С.А.Назарбаева Самопознание и гармоничное развитие человека//Евразия.2003.№ 2.С.4−12.

Тема 3 Культура общения

Содержание и форма работы:

1. Определение понятия «культура общения»

2. Выполнение заданий: работа с хрестоматией — статья «Золотые правила безупречного поведения в обществе», фрагмент из книги Р. Энтони «Секреты уверенности в себе»; тест «Ваша коммуникабельность»; заполнение схемы «Круг общения». Б. Окуджава «давайте восклицать».

Рекомендуемая литература:

1. Самопознание: Тетрадь для студента 1 курса. Алматы, Фонд «Бобек», 2003

2. А.О.Джумсаи Самопознание как основа понимания и воспитания себя// Евразия.2003.№ 2.С12−18.

3. С.А.Назарбаева Самопознание и гармоничное развитие человека//Евразия.2003.№ 2.С.4−12.

Тема 4 Гармония или конфликт? Парадигма толерантности

Содержание и форма работы:

1. Дайте определение понятиям: гармония, конфликт, толерантность

2. Тренинг толерантного восприятия других жизненных позиций, установок ценностного сознания;

3. «Главные причины конфликтов» работа по схеме; описание образа человека, предложенного преподавателем;

4. «Динамика развития конфликтной ситуации» — обсуждение схемы; «Результат конфликта» — обсуждение схемы;

5. «Семь шагов к победе над конфликтом» — работа с тетрадью; выполнение теста «Конфликтная ли вы личность?».

6. Обучение алгоритмам действий по преодолению конфликтности и достижению толерантности

7. Выпишите в словарь следующие понятия: имидж, индивидуальность, инстинкт самосохранения, интерактивное общение, интерес, интернализация, интроспекция, качества личности, коллектив, конкуренция, конфликт, конфликт внутриличностный, конфликт Я и сверх -Я, концепция отношений личности, креативность, кризис возрастной, кризис идентичности, интеллект, кругозор, культура, культура личности, культура общения, культура поведения, культурный релятивизм, лень, лживость, лидерство.

8. Выполнение заданий: работа с хрестоматией о различных видах конфликтов; В. Высоцкий «Если друг оказался вдруг…»

Рекомендуемая литература:

1. Самопознание: Тетрадь для студента 1 курса. Алматы, Фонд «Бобек», 2003

2. А.О.Джумсаи Самопознание как основа понимания и воспитания себя// Евразия.2003.№ 2.С12−18.

3. С.А.Назарбаева Самопознание и гармоничное развитие человека//Евразия.2003.№ 2.С.4−12.

Тема 9 Идеальный образ педагога как ориентир профессионального самопознания и саморазвития. Рефлексия как механизм самопознания. Я-концепция педагога

Содержание и форма работы:

1. Еще в начале века П.Ф. Каптерев отметил, что «личность учи­теля в обстановке обучения занимает первое место, те или дру­гие свойства его будут повышать или понижать воспита­тельное влияние обучения». Какие же свойства пе­дагога, учителя были определены им как основные? Прежде всего были отмечены «специальные учительские свойства», к ко­торым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

2. Дайте определение понятиям: «специальные педагогические свойства», «научную подготовку педагога», «личный педагогический талант», «эмпатия»,

3. «уважение», «искренность», «культура общения», «педагогическая поддержка», «психологический комфорт», «безопасная среда», «педагогическое общение»

4. Рассмотрите процесс личностного роста педагога, как ключевое понятие дисциплины «Самопознание». В контексте вопроса рассмотрите следующие внутренние :(принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, динамичность) и внешние: (принятие других, понимание других, социализированность, творческая адаптивность) критерии личностного роста

5. Проведите анализ психолого-педагогической литературы, например: В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пяти­десяти личностных свойств учителя (как профессионально-зна­чимых качеств, так и собственно личностных характеристик).

6. При­ведите и анализируйте список этих свойств: вежливость, вдумчи­вость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, вни­мательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, граж­данственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеж­денность, инициативность, искренность, коллективизм, критич­ность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настой­чивость, ответственность, отзывчивость, организованность, общи­тельность, политическая сознательность, порядочность, патри­отизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотри­тельность, принципиальность, самостоятельность, самокритич­ность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство но­вого, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональ­ность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого пор­трета являются собственно личностные качества: направлен­ность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Рекомендуемая литература:

1. Самопознание: Тетрадь для студента 1 курса. Алматы, Фонд «Бобек», 2003

2. А.О.Джумсаи Самопознание как основа понимания и воспитания себя// Евразия.2003.№ 2.С12−18.

3. С.А.Назарбаева Самопознание и гармоничное развитие человека//Евразия.2003.№ 2.С.4−12.

4. Каппони, В. Сам себе психолог/В. Каппони, Т. Новак.-СПб.: Питер, 2002.-224 с.-(Сам себе психолог)

5. Душков Б. А. Психология типов личности, народов и эпох.-Екатеринбург: Деловая книга, 2001

6. Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте: учебное пособие/ Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин.-2-е изд.-СПб.:Питер, 2004

7. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности: Учебное пособие для вузов.-2-е изд.-СПб.:Питер, 2003

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. А.О.Джумсаи Самопознание как основа понимания и воспитания себя// Евразия.2003.№ 2.С12−18.

2. С.А.Назарбаева Самопознание и гармоничное развитие человека//Евразия.2003.№ 2.С.4−12.

3. Игошина, Н.В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития / Н.В. Игошина // Начальная школа плюс до и после: журнал. —2014 .— № 1 .— С. 68−73.

4. Гуревич П.С.Психология личности: учебное пособие. Юнити-Дана. 2012. 1126 с.

5. Клепиков, В.Н. Методика построения и проведения современного этического занятия / В.Н. Клепиков // Педагогика: журнал. — 2014 .— № 2 .— С. 45−52.

6. Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте: учебное пособие/ Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин.-2-е изд.-СПб.:Питер, 2004

7. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности: Учебное пособие для вузов.-2-е изд.-СПб.:Питер, 2003

8. Никитин В. Н. Энциклопедия тела: Психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент.-М.:Алетейа, 2000.-624с

9. Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми М: АСТ-Пресс книга, 2002.-368с

10. Жарықбаев, Озғанбаев Ө.Жантану кіріспе;Оқу құралы Алматы, 2000

11. Самопознание: Тетрадь студента. Алматы: ННПООЦ. 1 курс. «Бобек», — 2007

12. Самопознание: Хрестоматия студента. 1 курс. Алматы: ННПООЦ «Бобек», — 2007

13. Самопознание: Тетрадь для студента 1 курса. Алматы, Фонд «Бобек», 2003

14. teacher.ozin-ozi-tanu.kz/library/index/bcat/6

Дополнительная литература

1. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана.-Алматы: Билим, 1998.-96 с.

2. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации: Послание президента

3. Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. Астана, 18 февраля 2005 г.

4. Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Астана, 1 марта 2006 г. НАЗАРБАЕВА С.А.

5. Атапина, И.М. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с одарёнными детьми / И.М. Атапина // Образование в современной школе: журнал. — 2014 .— № 1 .— С. 59−60

6. Регуляторные системы организма человека: учебное пособие [для вузов, по направлению «Биология» и биол. спец.]/В.А.Дубынин[ и др.].-М.:Дрофа, 2003

7. Ефимова Н.В. Психифизиологические основы здоровья студентов: учебное пособие для вузов по курсу «Физ.культура"/И.В.Ефимова, Е.В.Будыка, Р. Ф.Проходовская.-Иркутск:Иркут. ун-т, 2003

8. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других/Сост. Р. Римская, С.Римский.-М.:АСТ-ПрессКнига, 2003

9. Картер, Ф. Большой сборник IQ тестов: 500 упражнений для увеличения силы мысли.-М.:ЭКСМО, 2007.-254 с.-(Быть умным модно!)

10. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека: [ теоретический и эмпиричческий анализ ключевых проблем психологии социализации]/С. И. Розум.-СПб.:Речь, 2006.-364 с.

11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир/С. Л. Рубинштейн.-СПб.:Питер, 2003.-512 с.-(Мастера психологии)

12. Каппони, В. Сам себе психолог/В. Каппони, Т. Новак.-СПб.: Питер, 2002.-224 с.-(Сам себе психолог)

13. Душков Б. А. Психология типов личности, народов и эпох.-Екатеринбург: Деловая книга, 2001

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector