(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ») 2

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

центр магистерской подготовки

кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан центра магистерской подготовки

____________ Синицина Г.П.

(подпись)

«30»сентября2012 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Направление подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа «Психология развития»

Профессиональный цикл. Базовая часть.

по учебному плану набора 2012 г.

форма обучения – ОЧНАЯ

Составитель: Шаров А.С., д.психол.н., профессор кафедры психологии _______

(подпись)

Учебно-методический комплекс составлен на основании

ФГОС ВПО 2010 г.

Рассмотрен на заседании кафедры

«__» августа 2012 г. Протокол № 1.

Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор Шаров А.С.

__________

(подпись)

Учебно-методический комплекс одобрен

Советом (Учебно-методической комиссией)

Центра магистерской подготовки

«__» августа 2012 г. Протокол № 1.

Омск, 2012

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

4 стр., 2000 слов

Теория и методика психологической подготовки в спорте – методические указания

RMA Психология спорта (1) 07/12/2013 (Сопов Владимир Федорович) Курс состоит из 3-х частей: 1 – социальная психология спортивной команды 2 – конфликтлогия 3 – основы психологии спорта Теория и методика психологической подготовки в спорте – методические указания Приставка до – путь, кю – стрельба – кю до – стрельба из лука Зачет – 3 реферата: 1) Психология спортивной группы · Описать основные ...

ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Направление подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа «Психология развития»

Общенаучный цикл. Базовая часть.

Омск, 2012

Составитель (и):

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой — Шаров Анатолий Сергеевич /____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года и рассмотрена на заседании кафедры психологии_________________________________________________________________

«__» ___________________ 20__ г. Протокол № __

Заведующий кафедрой:

Доктор психологических наук, профессор — Шаров Анатолий Сергеевич /____________

(уч. степ., уч. звание) (Ф.И.О) (подпись)

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии_____________________________________________________________________

«__» ___________________ 20__ г. Протокол № __

Председатель учебно-методической комиссии:

/____________

14 стр., 6547 слов

1.Детская речь как научная дисциплина-онтолингвистика

... Научными исследованиями в этой области занимается молодая кафедра ингвистика детской речи (онтолингвистика) относится к разряду молодых научных дисциплин, ... развития тех систем мозга и психической деятельности, которые связаны с формированием речи. Устная речь предполагает наличие ... диалога.   15.Овладение способами в организации текста Овладение способами словообразования - одна из сторон ...

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

Курс: 1

Форма обучения: дневная

Семестр: 2

Трудоемкость: 2 зачетные единицы

Количество аудиторных часов: 24

Из них: лекций – 8

практических занятий – 16

лабораторных занятий –

Количество внеаудиторных часов – 48

Форма промежуточной аттестации: зачет

Дисциплина «Методология и методы организации научного исследования» включена в базовую часть общенаучного цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Цель дисциплины: является – формирование целостного представления о методологии и методах организации научного исследования а также подготовить к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Задачи курса:

  • овладение понятиями, принципами и способами организации исследовательской и практической деятельности;
  • формирование навыков анализа и разработки методик исследования отдельных психических процессов;
  • формирование навыков критического мышления при анализе и рефлексии психолого-педагогических проблем, связанных с организацией научного исследования,
  • созданием методов и средств психологической диагностики психического развития человека;
  • проектирование и реализация научно-исследовательских проектов в области образования, культуры, социальной защиты и здравоохранения;
  • формирование потребности в профессиональном самообразовании и личностном развитии.

Ожидаемые результаты:

Освоение дисциплины направлено на формирование у магистра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

  • ПКНИ-1,2,3,4,5,6,7,8,9

Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций:

  • ОК-1,4,11
  • ОПК-2,5,6
  • ПКПП-12

В результате изучения дисциплины магистр должен:

знать:

  • основными понятиями, принципами и способами организации исследовательской и практической деятельности

уметь:

  • анализировать, проводить исследования и разрабатывать методики исследования отдельных психических процессов;

владеть:

  • принципами и навыками проектирования и организации научного исследования в профессиональной области;

Магистры приобретут:

  • знанияо системе методологических требований к процедуре научно психологического исследования;
  • умениякритического мышления при анализе и рефлексии психолого-педагогических проблем, связанных с организацией научного исследования, оценивать особенности социокультурной среды в реальной ситуации развития человека;
  • овладеютследующими компетенциями: ПКНИ-1,2,3,4,5,6,7,8,9; ОК-1,4,11; ОПК-2,5,6; ПКПП-12.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

  • Отбор содержания учебного материала построен на принципах системности, фундаментальности, гуманитарности и преемственности. Кроме этого мы опирались на принцип направленности на будущее.
  • Организация учебного материала строится на принципе единства теории и практики. Содержание курса распределяется главным образом между лекционной и практической частями на основе принципов дополнительности: практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическому аспекту проблем психологии культуры и возрастных субкультур. На практических занятиях рассматриваются и анализируются методы организации научного исследования, отрабатываются навыки анализа и разработки методик исследования, обработки и интерпретации полученных данных.

Междисциплинарные связи

  • Данная дисциплина является методологической, т.к. задает общий ракурс в организации научного исследования. На материале данной дисциплины базируются, прежде всего, дисциплины вариативной части, а также курсы по выбору. Это, более всего, методологическая и общетеоретическая база, без которой невозможно целостное понимание развития человека, а также и работа с ним.

Образовательные технологии

  • В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (рефлексивный семинар, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, диалог и дискуссии, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования роли психологических механизмов культуры и возрастных субкультур в формировании, развитии и становлении человека для проектирования и создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды и надлежащих компетенций магистра в соответствии с видом профессиональной деятельности см. Технологическую карту.

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний— зачет

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по данной дисциплине, предполагающего написание индивидуального задания, позволяющего обработать и проанализировать, приобретенные знания умения и профессиональные компетенции в области психологии и педагогики.

Тематический план дисциплины

Раздел (модуль) дисциплины

Всего часов (в трудоемкости)

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторные занятия

1

2

3

РАЗДЕЛ 1.МЕТОДОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Общие представления о методологии науки. Структура и функции методологического знания. Типы рациональности. Идеалы научного познания. Концептуальный язык психологии и педагогики.

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Общая характеристика методов исследований. Проблемы психодиагностики. Наблюдение. Опрос и его виды. Эксперимент. Модели эксперимента. Психосемантические методы. Проективные методы. Метод анализа результатов деятельности. Методы статистической обработки данных.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ.

Логическая процедура психолого-педагогического исследования.

Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.

19

21

32

2

2

4

2

4

10

15

15

18

ИТОГО:

72

8

16

48

Основное содержание (по разделам, темам, модулям, с указанием основной и дополнительной литературы)

  1. МЕТОДОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Общие представления о методологии науки. Определение методологии. Уровни методологии. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Культивирование методологии (достоинства и недостатки).

    Структура методологического знания. Виды и формы рефлексии научного знания. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания. Наука как объект анализа. Функции науки: описание, объяснение, предвидение, понимание. Эпистемология науки. Обоснование норм, принципов и методов научного знания. Понятие научной парадигмы. Современная методология науки об интуитивном характере научных открытий. Научные революции.Личностное знание и творческое воображение. Обыденное знание. Критерии научного знания: систематизированность, обоснованность (доказательность), непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления. Специфика эмпирического и теоретического уровня научных знаний. Мультипарадигмальность наук. Множественность способов описания и объяснения. Ясность и методологическая прозрачность исходных принципов и посылок. Научное знание как построение вероятных гипотез. Критерии научности: идея истины замещается идее правдоподобности гипотез и теоретических конструкций; внутренние достоинства (согласованность, убедительность, продуктивность, эвристичность, степень вероятности).

    Структура и специфика психологических теорий. Критерии оценки научных теорий. Научный факт. Факт и концептуальные рамки осмысления.

  • Классическая и постклассическая парадигма науки. Психологические и методологические кризисы. Критические периоды развития мировой и отечественной психологии. Борьба двух методологий рациональной и иррациональной. Психология описательная и объяснительная. Типы рациональности. Идеалы научного познания (исследования).

    Античный идеал. Сущность. Идеальные объекты. Теоретические процедуры. Естественнонаучный идеал. Ориентация на инженерию и технику. Гуманитарный идеал. Ценностное отношение. Рефлексивность знания. Объект как текст. Психология в поиске новых парадигм.

  • Язык педагогики и психологии. Концептуальный язык психологии и педагогики. Феномен. Свойство. Особенность. Качество. Атрибут. Категория. Система категорий и предмет психологии. Понятие. Определение понятий и понятийный аппарат. Законы и закономерности в психологии. Принципы. Философские и психологические принципы. Происхождение принципов. Принципы и категории психологии. Анализ принципов психологии: принцип детерминизма, принцип развития, принцип историзма и общественно-исторической обусловленности, принцип единства сознания и деятельности, принцип иерархичности, принцип саморегуляции и др. Проблема упорядоченности и взаимосвязи принципов психологии.

  1. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Классификация методов исследования. Классификация и систематизация методов исследования. Критерии классификации. Теоретические и эмпирические методы исследования. Методы интерпретации и описания. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Метод и методика исследования. Признаки научного исследования. Проявление признаков в отдельных методах. Наблюдение. Опрос и его виды: беседа, интервью, анкета. Эксперимент и его виды. Модели эксперимента. Доэкспериментальные планы. Планы истинных экспериментов. Психосемантические методы. Проективные методы. Метод анализа результатов деятельности.
  • Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования. Подготовка психологического обследования. Организационное обеспечение. Алгоритм и продолжительность работы. Методическое обеспечение. Разработка инструкции. Апробирование экспериментальной процедуры.
  • Исследование и диагностика. Предмет психодиагностики. Методологические проблемы психодиагностики. Проблемы взаимосвязи теории и практики. Причины распространения психодиагностики. Компьютерная диагностика. Требования к надежности, валидности, репрезентативности, и чувствительности применяемых методик.
  • Методы статистической обработки данных Проблема измерения. Психологический факт. Общая характеристика шкал. Шкала оценок. Обработка эмпирических данных. Меры центральной тенденции. Корреляционный анализ. Меры изменчивости. Распределение. Регрессионный анализ. Факторный анализ. Моделирование. Кластерный анализ. Дисперсионный анализ.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Этапы опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях. Психолого-педагогическая концепция и исследовательский проект. Исследовательская программа. Организация составления программы. Этапы составления. Условия психолого-педагогического исследования.
  • Правила, требования и процедура проведения экспериментального психологического исследования. Техника и процедура научного исследования. Логическая процедура социально-психологического исследования. Понятие о логике исследования. Проблема, объект и предмет исследования. Цель, задачи и гипотеза исследования. Мониторинг процесса и результатов исследования. Интерпретация основных понятий.
  • Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Первичная обработка эмпирических данных. Основные понятия (показатель, параметр, признак).

    Нормирование данных. Составление сводных таблиц. Преобразование формы информации. Проверка эмпирических данных. Общие подходы к изложению результатов исследования. Общепринятая структура и оформление результатов исследования. Общие правила оформления научной работы. Табличные и графические формы представления данных. Интерпретация результатов исследования. Взаимосвязь методологии, теории и результатов исследования. Учет возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей. Обобщение и выводы. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных. Важнейшие выводы, к которым пришел автор. Теоретическая и практическая значимость результатов. Возможность внедрения результатов работы.

Основные понятия (тезаурус)

Методология, научное знание, познание, концепция, теория, принципы, категории, метод, психодиагностика, методика, научное исследование, методы статистической обработки, психолого-педагогическое исследование, интерпретация.

Организация самостоятельной работы студентов.

Организация самостоятельной работы является важной и неотъемлемой частью формирования профессиональной компетенции студентов в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа – это деятельность студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в диалоге с преподавателем и в его отсутствии, направленная на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, развитие познавательной активности и мышления будущего профессионала.

Стратегическая линия организации самостоятельной работы студента заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Возможны два основных направления построения учебного процессана основе самостоятельной работы студентов: 1. Увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий, что требует от преподавателя выбора соответствующих методов, форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. 2. Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Преподаватель определяет содержаниесамостоятельной работы, ееформы, видыивремя,условия и объем, разрабатывает и подбирает учебно-методическое обеспечение, составляет график консультаций, осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку в выполнении студентом данной работы, оценивает ее результаты.

  • Формы организации самостоятельной работы возможны: фронтальная, индивидуальная, групповая самостоятельная работы.

При изучении данной дисциплины организация самостоятельная работа студентов представляет собой единство трех взаимосвязанных видов:

  • 1. Внеаудиторнаясамостоятельная работа.
  • 2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

3. Творческая, научно-исследовательскаяработа.

Самостоятельная работа организуется в соответствии с технологической картой учебного курса, методическими рекомендациями по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Одной из задач изучения курса является создание условийдля самостоятельной и исследовательской работы студентов образования, которая включает:

  • наличие учебно-методического комплекса по данной дисциплине, включающего описание курса в печатном и электронном виде, формы и средства контроля за уровнем освоения студентом заданий для самостоятельной работы с указанием содержания и сроков их проведения, справочник-путеводитель для студента на весь период обучения;
  • обеспеченность учебной литературой, дидактическими и учебно-методическими материалами, наличие их в библиотеках;
  • выбор формы самостоятельной работы студентов в зависимости от целей и задач учебной дисциплины, степени сложности и востребованности практикой;
  • основные цели заданий для самостоятельной работы должны быть понятны студентам, доступны, учебные задания должны содержать элементы новизны и алгоритмы их выполнения;
  • обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой;
  • применение инновационных технологий (совокупность технических средств, обеспечивающих свободный доступ студента к различным источникам информации и создающих оптимальные условия для использования электронных средств обучения);
  • оптимальная нагрузка студентов;
  • система мониторинга самостоятельной работы должна иметь личностную, развивающую направленность и творческий характер, соединяться с самоконтролем, быть необходимой и полезной прежде всего самому студенту;
  • возможно внедрение междисциплинарных самостоятельных работ и проектов.

Примерный перечень видов заданий для самостоятельной работы студентов:

  • Работа с лекционным материалом и подготовка к семинарским занятиям.
  • Анализ, аннотирование научной и методической литературы.
  • Составление глоссария.
  • Выполнение творческих, исследовательских заданий по темам.
  • Написание эссе.
  • Составление сравнительно-аналитической таблицы.
  • Решение психолого-педагогических задач
  • Разработка индивидуальных проектов.
  • Работа по составлению портфолио.

Способы сопровождение самостоятельной работыстудентов должно быть организовано в следующих формах:

  • согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;
  • консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над исследованием, портфолио, индивидуальным проектом и др.;
  • промежуточного контроля хода выполнения задания;
  • оценки результатов выполнения заданий;
  • проведение итоговых конференций.
  • При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо:
  • отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного процесса;
  • ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;
  • максимально учитывать уровень подготовленности и возможности студентов;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
  • использовать индивидуальные и дифференцированные задания;
  • обоснованно определять объем работы;
  • определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и подготовленности студентов;
  • разнообразить задания по содержанию;
  • подбирать рациональные способы проверки работ;
  • правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством преподавателя;
  • проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня.
  • Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

а) основная литература:

  1. Веракса, Н.В. Методологические основы психологии / Н.В. Веракса. — М.: AcademiA, 2008.
  2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В.И. Загвязинский. Р.А. Атаханов. — М.: AcademiA, 2008.
  3. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова С. Д. Смирнов. — СПб.: Питер , 2007.

б) дополнительная литература:

  1. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / Бодалев А.А., Столин В.В. /. — СПб.: Речь, 2006.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований / Н.М., Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. — М.: AcademiA, 2009.
  3. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. — М.: Логос, 2006.
  4. Дорфман, Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии / Л. Я. Дорфман. — М.: Смысл, 2005.
  5. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер , 2007.
  6. Шаров, А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие / А.С. Шаров. — Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. – 166 с.
  7. Юревич, А.В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, или Раскачанный маятник / А.В Юревич // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 147 – 151.
  8. Юревич, А.В. Психология и методология / А.В Юревич.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 312 с.
  9. Юревич, А.В. Структура психологических теорий / А.В Юревич // Психологический журнал. 2003. № 1. С. 5 – 13.

в) интернет-ресурсы

  1. ЭБС «Книгафонд»
  2. Российская государственная библиотека – http: // www.rsl.ru
  3. Социально-гуманитарное и политическое образование / электронная библиотека
  4. Журнал «Личность и культура»
  5. Институт психологии университета Р. Декарта (Париж) http://misyapp.сom/lps/fr/g/s1&2/s2.html(фр.);
  6. Институт клинической, диагностической и дифференциальной психологии Технического университета Дрездена http://psylux.psych.tu-dresden.de/i2/differentielle/home.htm(нем.)
  7. На сайте «Общая психология. Восприятие» http://psychologie.fernuni-hagen.de/Kurs3250/Wahnishmung.htin(нем.)
  8. Страница расположенная на сайте ‘Тест и эксперимент» (автор: Werner Stangl), , где, кроме истории, обсуждаются часто задаваемые вопросы, автор дает консультации по организации эксперимента и тестирования, также есть психологический лексикон и список литературы.
  9. «Психологический журнал»
  10. «Вопросы психологии» http://www.courier.com.ru/vp/index.html
  11. «Журнал неврологии и психиатрии»
  12. «Журнал практической психологии и психоанализа»
  13. «Энциклопедия Энкарты» (Microsoft Encarta. Online Encyclopedia, 2001) http://encarta.msn.com/(англ.)
  14. «Колумбийская электронная энциклопедия» Колумбийского университета http://www.encyclopedia.com/home.html
  15. Стенфордская философская энциклопедия http://plato.stanford.edu/contents.html(англ.)
  16. «Internel-энциклопедия по философии» http://www.utm.edu/research/iep/(англ.)
  17. Немецкоязычный «Лексикон философии» http://www.philosophenlexikon.de/kuelpe.htm
  18. Словарь понятий психологии и родственных дисциплин физиологии, генетики и др.) на немецком языке .( англ., нем.)
  19. «Психологический словарь» http://psi.webzone.ru/index.htm
  20. Глоссарий психолого-педагогических терминов, составленным Л.С. Колмогоровой

Технологические карты дисциплины

    Преподаватель Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии

    Шаров Анатолий Сергеевич

    Уровень / ступень

    Образования Магистратура

    с указанием

    шифра, названия 050400.68

    направления Психолого-педагогическое образование

    и профиля

    Наименование

    дисциплины / курса Методология и методы организации научного исследования

    Код дисциплины

    в учебном плане М.1.1.3

    Количество зачетных

    единиц / кредитов 2

    Код формируемой

    компетенции

    Виды учебной деятельности студентов

    Продукт текущей аттестации

    Аудиторная или внеаудиторная

    Баллы

    (максимум)

    Текущая аттестация

    1

    • ПКНИ-1,2,3,4,5,8,9;
    • ОПК-1,2,3
    • ПКОД-9

    Учебно-исследовательская деятельность

    Проекты,

    Исследовательские задания

    Обработка результатов исследования

    Мини-исследование и др.

    внеаудиторная

    25

    2

    • ОК-1,2,8,10
    • ПКОД-9
    • ПКПП-4,6.8

    Учебно-организационная деятельность

    Посещение лекционных и семинарских занятий

    Посещение консультаций

    Участие в олимпиаде, конференции

    Участие в работе мастер класса, круглого стола, на встрече с представителями образования и др.

    аудиторная

    10

    3

    • ОК-1,2,8,10
    • ПКОД-9
    • ПКНИ-1,2,3,4,5,8,9;

    Интеллектуально-аналитическая деятельность

    Разработка опорных конспектов

    Обзор научных публикаций по теме

    Аннотирование

    Рецензирование

    Реферирование

    Составление терминологического словаря

    Написание тезисов, статей, эссе и др.

    внеаудиторная

    20

    4

    • ОК-1,2,8,10
    • ПКОД-9
    • ПКНИ-1,2,3,4,5,8,9;

    Коммуникативно-рефлексивная деятельность

    Выступление на семинарских занятиях

    Презентация докладов

    Участие в дискуссиях

    Работа на лекционном занятии

    Участие в формулировании вопросов, проблем и др.

    аудиторная

    20

    5

    • ПКНИ-1,2,3,4,5,8,9;
    • ПКОД-9

    Контрольно-оценочная деятельность

    Выполнение тестовых заданий

    Выполнение контрольных мероприятий

    Выполнение контрольных работ и др.

    аудиторная

    15

    1

    • ПКНИ-1,2,3,4,5,8,9;
    • ПКПП-4,6.8

    Организационно-творческая деятельность

    Деятельное участие в психолого-педагогических олимпиадах, конференциях, конкурсах,

    Выполнение заданий повышенной сложности

    Участие в активных групповых формах работы и др.

    внеаудиторная

    10

    Всего премиальных баллов:

    10

    Итого по дисциплине:

    100

    1. Методические рекомендации для студентов

    Данный курс предполагает комплекс заданий в рамках аудиторной и самостоятельной работы. Оценка успешности освоения данного курса будет комплексной. В технологической карте представлены виды работ, за которые можно получить баллы, критерии оценивания объема качества выполненного задания представлены в приложении. По каждому виду работы необходимо уточнить сроки их выполнения, за предоставление работы позже срока будут сниматься баллы.

    • Проведение и представление результатов мини-исследования.

    Мини-исследование проводится студентом в соответствии с тематикой курса. Объем работы 5 — 7 стр. Содержание включает: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Количество теоретических источников не менее 5, применение не менее 2 — 3 эмпирических методов психологического исследования. Выборка испытуемых должна составлять минимум 20 – 25 человек либо из группы школьников любого возраста, либо из студенческой группы.

    • Подбор методов социально-психологического исследования и составление диагностического пакета по изучаемой проблеме.

    При проведении мини-исследования студенты осуществляют подбор диагностических методик на основе психологической литературы. Диагностический пакет включает в себя не менее 5 методик. Ссылка на автора (источник) обязательна.

    • Посещение лекционных и семинарских занятий.

    Систематическое посещение занятий, умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

    • Выполнение практических работ и разработка опорных конспектов по темам семинарских занятий.

    Самостоятельное знакомство студентов с предложенными в плане семинарского занятия источниками и письменное выполнение заданий. Для начала составьте плана текста. Читая страницу текста, необходимо найти ключевые слова, в которых может быть выражено содержание этого отрезка. Далее конспектируйте в виде тезисов: вместо ключевых слов можно использовать фразы, законченное предложения, которые наиболее полно отражают содержание текста. В заключение необходимо научиться составлять вопросы по прочитанному тексту так, чтобы ответы на них позволили бы определить сущность изучаемого. Работа сдается на семинарском занятии.

    • Составление терминологического словаря.

    Самостоятельный поиск психологической литературы определений понятий изучаемых в курсе. Форма представления результатов работы — по выбору студента (таблица, понятийная схема с пояснениями, презентация, гипертекст и т.д.).

    Ссылки на автора (источник) определения обязательны.

    • Выступление на семинарском занятии, презентация докладов.

    Студенты заранее получают установку на проведение занятия, им сообщается тема и цель, даются указания на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы и выяснение основных понятий. В ходе занятия происходит обсуждение вопросов, уточнение, дополнения и подведение итогов обсуждаемой проблематики. Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Презентация доклада осуществляется студентом в соответствии с тематикой курса. Продолжительность выступления обычно не превышает 7-10 минут, в докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.

    • Выполнение тестовых заданий и контрольных мероприятий.

    После пройденной темы проверку знаний в виде тестов и контрольных работ, выполняется в форме письменного ответа на вопрос задания или решения задачи (практической ситуации).

    Содержание подготовленного студентом ответа на поставленный вопрос должно показать знание автором теории вопроса. Структура (план) контрольной работы может иметь необходимую рубрикацию, позволяющую акцентировать внимание на узловых вопросах темы.

    • Участие в психолого-педагогической олимпиаде, конференциях.

    Добровольное участие в теоретическом и практическом туре олимпиады, в роли участников, помощников организаторов, а также написание статьи, тезисов на научно практическую конференцию в зависимости от взглядов и интересов студента с учетом тематики конференции.

    Методические рекомендации для преподавателей

      Программа развития высшего образования в Российской Федерации в настоящее время переживает период коренного реформирования, которое затрагивает все его области: инфраструктуру, финансирование, уровни, формы и содержание обучения. В связи с этим преподаватель, ведущий курс «Методология и методы организации научного исследования» должен сформировать у магистрантов четкие представления о: методологии и методах научного исследовании в организации научно исследовательской деятельности в психологии и образовании.

      Дисциплина «Методология и методы организации научного исследования», с одной стороны, знакомит с методологией и методами научного исследовании в психологии и образовании, а с другой стороны, создает теоретическую базу и отрабатывает умения организации научного исследования в области образования.

      В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, существенным сокращением доли аудиторных занятий, балльно-рейтинговой технологией, преподаватель должен максимально оптимизировать самостоятельную работу магистрантов. Задания для магистрантов имеют выраженный аналитический и творческий характер. Магистрант в ходе изучения дисциплины должен освоить достаточно сложный материал, связанный с современной научной методологией, основными научными школами современной психологии и психологической антропологии. В этой связи преподаватель призван сориентировать студента на самостоятельное изучение не только учебной литературы, но и на работу с новейшими монографическими исследованиями в области психологии.

      Преподавателю необходимо обратить внимание на то, насколько магистранты владеют новыми знаниями и технологиями психологического анализа, так как без этого невозможно качественное выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

      В работе с магистрантами следует учитывать выбранную ими научную тему. В частности, целесообразно, чтобы магистрант выполнил курсовую работу таким образом, чтобы она стала методологической основой его будущей диссертации.

      1. Теоретические разделы курса (развернутая аннотация лекций и задания к ним для студентов)

      Лекция № 1. Методология как область научного знания

      План:

      1. Общие представления о методологии науки.
      2. Классическая и постклассическая парадигма науки.
      3. Концептуальный язык психологии и педагогики.
      1. Определение методологии. Уровни методологии. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Культивирование методологии (достоинства и недостатки).

        Структура методологического знания. Виды и формы рефлексии научного знания. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания. Наука как объект анализа. Функции науки: описание, объяснение, предвидение, понимание. Эпистемология науки. Обоснование норм, принципов и методов научного знания. Понятие научной парадигмы. Современная методология науки об интуитивном характере научных открытий. Научные революции.Личностное знание и творческое воображение. Обыденное знание. Критерии научного знания: систематизированность, обоснованность (доказательность), непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления. Специфика эмпирического и теоретического уровня научных знаний. Мультипарадигмальность наук. Множественность способов описания и объяснения. Ясность и методологическая прозрачность исходных принципов и посылок. Научное знание как построение вероятных гипотез. Критерии научности: идея истины замещается идее правдоподобности гипотез и теоретических конструкций; внутренние достоинства (согласованность, убедительность, продуктивность, эвристичность, степень вероятности).

        Структура и специфика психологических теорий. Критерии оценки научных теорий. Научный факт. Факт и концептуальные рамки осмысления.

      2. Классическая и постклассическая парадигма науки. Психологические и методологические кризисы. Критические периоды развития мировой и отечественной психологии. Борьба двух методологий рациональной и иррациональной. Психология описательная и объяснительная. Типы рациональности. Идеалы научного познания (исследования).

        Античный идеал. Сущность. Идеальные объекты. Теоретические процедуры. Естественнонаучный идеал. Ориентация на инженерию и технику. Гуманитарный идеал. Ценностное отношение. Рефлексивность знания. Объект как текст. Психология в поиске новых парадигм.

      3. Язык педагогики и психологии. Концептуальный язык психологии и педагогики. Феномен. Свойство. Особенность. Качество. Атрибут. Категория. Система категорий и предмет психологии. Понятие. Определение понятий и понятийный аппарат. Законы и закономерности в психологии. Принципы. Философские и психологические принципы. Происхождение принципов. Принципы и категории психологии. Анализ принципов психологии: принцип детерминизма, принцип развития, принцип историзма и общественно-исторической обусловленности, принцип единства сознания и деятельности, принцип иерархичности, принцип саморегуляции и др. Проблема упорядоченности и взаимосвязи принципов психологии.

      Литература

      1. Веракса, Н.В. Методологические основы психологии / Н.В. Веракса. — М.: AcademiA, 2008.
      2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В.И. Загвязинский. Р.А. Атаханов. — М.: AcademiA, 2008.
      3. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова С. Д. Смирнов. — СПб.: Питер , 2007.
      4. Юревич, А.В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, или Раскачанный маятник / А.В Юревич // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 147 – 151.
      5. Юревич, А.В. Психология и методология / А.В Юревич.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 312 с.
      6. Юревич, А.В. Структура психологических теорий / А.В Юревич // Психологический журнал. 2003. № 1. С. 5 – 13.

      Задание для студентов

      Выписать определения методологии, при этом обратив внимание на сущностные признаки методологии. Сконструировать синтетическое определение методологии.

      Лекция № 2. Методы психолого-педагогических исследований

      План:

      1. Классификация методов исследования.
      2. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования.
      3. Исследование и диагностика.
      4. Методы статистической обработки данных
      1. Классификация и систематизация методов исследования. Критерии классификации. Теоретические и эмпирические методы исследования. Методы интерпретации и описания. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Метод и методика исследования. Признаки научного исследования. Проявление признаков в отдельных методах. Наблюдение. Опрос и его виды: беседа, интервью, анкета. Эксперимент и его виды. Модели эксперимента. Доэкспериментальные планы. Планы истинных экспериментов. Психосемантические методы. Проективные методы. Метод анализа результатов деятельности.
      2. Подготовка психологического обследования. Организационное обеспечение. Алгоритм и продолжительность работы. Методическое обеспечение. Разработка инструкции. Апробирование экспериментальной процедуры.
      3. Исследование и диагностика. Предмет психодиагностики. Методологические проблемы психодиагностики. Проблемы взаимосвязи теории и практики. Причины распространения психодиагностики. Компьютерная диагностика. Требования к надежности, валидности, репрезентативности, и чувствительности применяемых методик.
      4. Методы статистической обработки данных, проблема измерения. Психологический факт. Общая характеристика шкал. Шкала оценок. Обработка эмпирических данных. Меры центральной тенденции. Корреляционный анализ. Меры изменчивости. Распределение. Регрессионный анализ. Факторный анализ. Моделирование. Кластерный анализ. Дисперсионный анализ.

      Литература

      1. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / Бодалев А.А., Столин В.В. /. — СПб.: Речь, 2006.
      2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований / Н.М., Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. — М.: AcademiA, 2009.
      3. Веракса, Н.В. Методологические основы психологии / Н.В. Веракса. — М.: AcademiA, 2008.
      4. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. — М.: Логос, 2006.
      5. Дорфман, Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии / Л. Я. Дорфман. — М.: Смысл, 2005.
      6. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер , 2007.
      7. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В.И. Загвязинский. Р.А. Атаханов. — М.: AcademiA, 2008.
      8. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова С. Д. Смирнов. — СПб.: Питер , 2007.

      Задание для студентов

      Проанализировать конкретные методики исследования, выделить достоинства и недостатки. Работа по группам.

      Лекция № 3-4. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования

      План:

      1. Алгоритмизированная процедура научного исследования.
      2. Этапы опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях.
      3. Правила, требования и процедура проведения экспериментального психологического исследования.
      4. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.
      1. Логическая процедура научного исследования предполагает семь этапов.
      1. Разработка программы исследования: А).

        Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. Проблема — это противоречие между потребностью, необходимостью что — то сделать, что- то достичь, знать и незнанием путей, средств, способов, приемов реализации этой необходимости. Объект — это все то, что содержит явно или нет противоречие, порождает проблему. Предмет — это те или иные значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Б).

        Определение цели и задач исследования. Цель ориентирует исследователя на анализ проблемы в двух направлениях: — теоретическом (изучить литературу по данной проблеме), — практическом (подбор методики исследования).

        Можно выделить 3 типа задач: — теоретические задачи (изучить литературу), — исследовательские задачи (их бывает 2-3), — задачи практического плана (разработка психокоррекционной программы).

        В).

        Интерпретация основных понятий. Бывает двух родов: — теоретическая (реферирование источников по проблеме исследования: кто как понимал данное понятие), — эмпирическая (изучение данного понятия).

        Г).

        Предварительный системный анализ объекта исследования. Предполагает выделение элементов, уровней, взаимосвязей, условий и т. д. Д).

        Выдвижение рабочих гипотез. Гипотеза — это обоснованное научное предположение. Гипотезы бывают: первичные и вторичные; основные и гипотезы следствия; описательные и объяснительные.

      2. Определение эмпирических объектов исследования (определение выборки).

        В социологии существуют формулы для определения размера выборки.

      3. Разработка методики данного психологического исследования.
      4. Проба методики ( пилотаж), ее доработка, проверка надежности.
      5. Сбор первичной информации (пилотажное исследование).
      6. Логическая и количественная обработка собранных данных.
      7. Интерпретация результатов, выводы, отчеты.
      1. Этапы опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях. Психолого-педагогическая концепция и исследовательский проект. Исследовательская программа. Организация составления программы. Этапы составления. Условия психолого-педагогического исследования.
      2. Правила, требования и процедура проведения экспериментального психологического исследования. Техника и процедура научного исследования. Логическая процедура социально-психологического исследования. Понятие о логике исследования. Проблема, объект и предмет исследования. Цель, задачи и гипотеза исследования. Мониторинг процесса и результатов исследования. Интерпретация основных понятий.
      3. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Первичная обработка эмпирических данных. Основные понятия (показатель, параметр, признак).

        Нормирование данных. Составление сводных таблиц. Преобразование формы информации. Проверка эмпирических данных. Общие подходы к изложению результатов исследования. Общепринятая структура и оформление результатов исследования. Общие правила оформления научной работы. Табличные и графические формы представления данных. Интерпретация результатов исследования. Взаимосвязь методологии, теории и результатов исследования. Учет возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей. Обобщение и выводы. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных. Важнейшие выводы, к которым пришел автор. Теоретическая и практическая значимость результатов. Возможность внедрения результатов работы.

      Литература

      1. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / Бодалев А.А., Столин В.В. /. — СПб.: Речь, 2006.
      2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований / Н.М., Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. — М.: AcademiA, 2009.
      3. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. — М.: Логос, 2006.
      4. Дорфман, Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии / Л. Я. Дорфман. — М.: Смысл, 2005.
      5. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер , 2007.
      6. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В.И. Загвязинский. Р.А. Атаханов. — М.: AcademiA, 2008.
      7. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова С. Д. Смирнов. — СПб.: Питер , 2007.
      8. Шаров, А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие / А.С. Шаров. — Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. – 166 с.

      Задание для студентов

      Разработать конкретную программу исследовательской работы. Работа в группах.

      Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий

        Тема 1. Методология как область научного знания.

        План:

        1. Общие представления о методологии науки. Уровни методологии.
        2. Методологические кризисы в психологии. Типы рациональности.
        3. Критерии научности. Концептуальный язык психологии.

        Литература:

        1. Гусельцева М.С. Методологические кризисы и типы рациональности в психологии / Вопр. психологии. 2006. №1. С.3-15.
        2. Корнилова Т. В. Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006.
        3. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
        4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 224 с.
        5. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 104-114.
        6. Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с.
        7. Юревич А.В. Психология и методология. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 312 с.

        Тема 2. Методы психолого-педагогических исследований.

        План:

        1. Методы и их характеристика. Методологические проблемы психодиагностики.
        2. Классификация методов исследования
        3. Методы и методики. Разработка конкретной методики исследования.

        Литература:

        1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1987.
        2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1998.
        3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. — М., 2002. – 381 с.
        4. Готтсданкер. Р. Основы психологического эксперимента. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
        5. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 208 с.
        6. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб., 2004. – 268 с.
        7. Шаров А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. – 166 с.

        Тема 3-4. Организация научного исследования.

        План:

        1. Техника и процедура научного исследования.
        2. Этапы исследования.
        3. Алгоритмизированная процедура научного исследования.
        4. Обсуждение проблем конкретного психологического исследования.

        Литература:

        1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.
        2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002.
        3. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. Учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 208 с.
        4. Иващенко Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования. – Мн., 2003.
        5. Никандров В.В. Экспериментальная психология. — СПб.: Речь, 2007. – 512 с. 2003.
        6. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. — М., 2002. – 208 с.

        Тема 5-6. Подготовка исследования

        План:

        1. Выбор темы собственного исследования.
        2. Постановка цели, задач.
        3. Подбор методов и методик.
        4. Выбор и обоснование эмпирической базы исследования.

        Литература:

        1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1998.
        2. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
        3. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. М.: Аспект пресс, 2005.
        4. Куликов Л.В. Психологическое исследование. — СПб., 1995.
        5. Макаревич Р.А. Экспериментальная психология: теоретические основы, лабораторный практикум. — Минск, 2000.
        6. Психодиагностика: теория и практика / Общая редакция Н.Ф. Талызиной. М., 1986.

        Тема 7. Обработка и оформление результатов исследования

        План:

        1. Статистические методы и обработка эмпирических данных.
        2. Оформление результатов исследования.
        3. Интерпретация и обобщение результатов исследования.
        4. Написание тезисов по результатам исследования.

        Литература:

        1. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.
        2. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
        3. Куликов Л.В. Психологическое исследование. — СПб., 1995.
        4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб: Речь, 2006. – 392 с.
        5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: Речь, 2004. – 350 с.

        Тема 8. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования

        План:

        1. Психолого-педагогическая концепция и исследовательский проект
        2. Этапы опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях
        3. Организация и этапы составления программы.
        4. Деловая игра по составлению программы опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении.

        Литература:

        1. Корнилова Т. В. Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006.
        2. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
        3. Поташник, М.М. Организация опытно-экспериментальной работы в школе: – М.: Класс-сервис, 2004.
        4. Романова Л. Ю. Методика организации исследовательских проектов. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2008.
        5. Савельев, Д.С. ПИЭР – программа поисковой исследовательской и экспериментальной работы / Д.С. Савельев, В.Н. Вершинин // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. — №5. – с.34 – 48

        1. Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.).

        1. Вопросы к зачету по дисциплине

        1. Общие представления о методологии науки. Определение методологии. Уровни методологии.
        2. Теория, метод и методика, их взаимосвязь.
        3. Культивирование методологии (достоинства и недостатки).
        4. Структура методологического знания. Виды и формы рефлексии научного знания.
        5. Наука как объект анализа. Функции науки: описание, объяснение, предвидение, понимание.
        6. Эпистемология науки. Обоснование норм, принципов и методов научного знания.
        7. Современная методология науки об интуитивном характере научных открытий. Научные революции.
        8. Личностное знание и творческое воображение. Обыденное знание.
        9. Критерии научного знания: систематизированность, обоснованность (доказательность), непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления. Специфика эмпирического и теоретического уровня научных знаний.
        10. Научное знание как построение вероятных гипотез. Критерии научности: идея истины замещается идее правдоподобности гипотез и теоретических конструкций; внутренние достоинства (согласованность, убедительность, продуктивность, эвристичность, степень вероятности).
        11. Структура и специфика психологических теорий. Критерии оценки научных теорий. Научный факт. Факт и концептуальные рамки осмысления.
        12. Классическая и постклассическая парадигма науки. Психологические и методологические кризисы.
        13. Типы рациональности. Идеалы научного познания (исследования).
        14. Концептуальный язык психологии и педагогики.
        15. Классификация методов исследования.
        16. Теоретические и эмпирические методы исследования.
        17. Методы интерпретации и описания.
        18. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Метод и методика исследования.
        19. Признаки научного исследования.
        20. Наблюдение.
        21. Опрос и его виды: беседа, интервью, анкета.
        22. Эксперимент и его виды. Модели эксперимента.
        23. Психосемантические методы.
        24. Проективные методы.
        25. Метод анализа результатов деятельности.
        26. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования.
        27. Тесты. Исследование и диагностика. Предмет психодиагностики. Методологические проблемы психодиагностики.
        28. Требования к надежности, валидности, репрезентативности, и чувствительности применяемых методик.
        29. Методы статистической обработки данных.
        30. Проблема измерения. Общая характеристика шкал.
        31. Шкала оценок. Обработка эмпирических данных.
        32. Этапы опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях.
        33. Психолого-педагогическая концепция и исследовательский проект.
        34. Организация составления программы. Этапы составления. Условия психолого-педагогического исследования.
        35. Правила, требования и процедура проведения экспериментального психологического исследования.
        36. Техника и процедура научного исследования.
        37. Логическая процедура социально-психологического исследования.
        38. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.
        39. Общепринятая структура и оформление результатов исследования. Общие правила оформления научной работы.
        40. Взаимосвязь методологии, теории и результатов исследования. Учет возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей. Обобщение и выводы.
        41. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.
        42. Формулировка темы исследования, интерпретация основных понятий
        43. Проблема, объект и предмет исследования.
        44. Определение цели исследования
        45. Формулировка задач исследования
        46. Предварительный системный анализ объекта и предмета исследования
        47. Характеристика гипотез исследования.
        48. Определение эмпирических объектов исследования (выборка)
        49. Подбор или разработка методик исследования
        50. Пилотажное исследование
        51. Сбор первичной информации
        52. Логическая и количественная обработка собранных данных
        53. Модели эксперимента.
        54. Взаимосвязь методологии, теории и результатов исследования. Интерпретация результатов исследования.
        55. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.

        Коллоквиум по итогам изучения курса

          1. Требования к участникам коллоквиума:
          • постоянно знакомиться с периодической литературой по психологии (психологический журнал, вопросы психологии, мир психологии и др.);
          • обязательно готовиться к коллоквиуму (размышлять, читать литературу, смотреть словари и др.);
          • стремиться все осмысливать и понимать, высказывать сомнения, ставить вопросы и проблемы;
          • обязательна внешняя и внутренняя активность;
          • активно содействовать совместному движению в познании предмета или явления;
          • по окончанию коллоквиума каждый участник рефлексирует то, что происходило на коллоквиуме.
          1. В ходе проведения коллоквиума и после него не следует:
          • критиковать коллег, а можно лишь показывать к чему приведет данная позиция или просто не обращать на нее внимания;
          • осуждать кого-то за высказанную мысль, суждение;
          • пренебрегать человеком и его суждениями;
          • пересказывать другим то, о чем говорили на коллоквиуме.
          1. В ходе проведения коллоквиума обращать внимание на:
          • то, что интересно, продуктивно, можно развить и продолжить в обсуждении;
          • простроенность, вариативность, осмысленность, определенность высказываний, т. е. тем самым, развивая качества критического мышления;
          • то, к чему ведет данное высказывание или идея и какие перспективы открываются.
          1. В процессе мышления и обсуждения:
          • практиковать изменение контекста осмысления (метафора, аналогия и т.д.);
          • рефлексировать этапы движения;
          • изучать предмет всесторонне, во взаимосвязях и взаимодействии;
          • искать во всем общее начало и рассматривать его проявление в развитии;
          • диалектика качества и количества, меры.
          1. Интерактивные, творческие, дополнительные задания для организации самостоятельной работы студентов.

          10.1. Творческие задания

          1. Культивирование методологии при изучении психологической теории и практики. Дискуссия.
          2. Признаки науки (научного знания) и лженаука. Борьба двух методологий рациональной и иррациональной. Дискуссия.
          3. Современная методология науки об интуитивном характере научных открытий. Научные революции. Работа по группам.
          4. Специфика эмпирического и теоретического уровня научных знаний. Работа по группам.
          5. Психологические и методологические кризисы в психологии. Дискуссия.
          6. Психология в поиске новых парадигм. Дискуссия.
          7. Концептуальный язык психологии и педагогики. Работа по группам на примере одной из учебных дисциплин.
          8. Метод и методика исследования. Разработка конкретной методики исследования. Работа по группам.
          9. Исследовательская программа. Работа по группам.
          10. Интерпретация результатов исследования и психологическая теория. Дискуссия.

          1. . Групповая работа как средство формирования учебной деятельности студентов.

          Групповая работа как коллективная деятельность предполагает:

          — взаимное обогащение студентов в группе;

          — организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных

          процессов;

          — распределение начальных действий и операций (задается системой заданий,

          обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

          — коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и

          взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия

          деятельности и выбор соответствующих способов действия;

          — обмен способами действия — задается необходимостью построения различных способов

          для получения совокупного продукта деятельности — решения; проблемы;

          — взаимопонимание — диктуется характером включения студентов в совместную

          деятельность;

          — рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному

          действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

          Особенности организации

          Главными особенностями организации групповой работы учащихся на занятиях являются:

          — студенты на данном занятии делятся на группы для решения конкретных учебных задач;

          — каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо

          дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством

          лидера группы или педагого;

          — задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и

          оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

          — состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной

          эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого

          члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

          Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения студентов

          разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

          Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами студентов одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

          Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

          1) Подготовка к выполнению группового задания.

          а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

          б) Инструктаж о последовательности работы.

          в) Раздача дидактического материала по группам.

          2) Групповая работа.

          г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

          д) Распределение заданий внутри группы.

          е) Индивидуальное выполнение задания.

          ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. 3) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),

          и) Подведение итогов группового задания.

          4) Заключительная часть.

          к) Сообщение о результатах работы в группах.

          л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

          м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

          Технология «Педагогические мастерские»

          Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др.

          В педагогических мастерских обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий педагога и свободы творчества, предоставляемой студенту. Задача педагога включить участника в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь самостоятельно получить знания.

          Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, безусловно, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности студентов. Постулаты «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» – с одной стороны создают условия для наиболее полного самовыражения участника, с другой – требуют от педагога особого внимания к состоянию его эмоциональной сферы.

          Хотя в мастерской участникам и предлагаются задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, каждый ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения. Таким образом, в мастерской каждый участник проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям. Позиция педагога предполагает консультирование студентов, помощь им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.

          Основная цель педагога – обеспечение сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого студентом в рамках мастерской. Решить обозначенную проблему помогает: создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы участника, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы (темы).

          Изначально занимая равную со студентом позицию, педагога не торопится отвечать на вопросы, подает необходимую информацию малыми дозами только при возникновении потребности в ней, по возможности стараясь свести собственную информативную, просветительскую функцию к минимуму, отсылая участника за консультацией к первоисточникам (книгам, статьям, словарям, энциклопедиям), товарищам, дальше продвинувшимся в освоении вопроса. Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие студентов с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания.

          Технология «Педагогические мастерские» предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов.

          Первый этапмастерской –индукция (наведение), предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы студентов. Для решения вышеобозначенной задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые «натолкнут» участника на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения.

          Задача педагога при подготовке мастерской постараться подобрать как можно больше индукторов различного характера, чтобы воздействовать в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности участника. Студент должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать желание сделать самостоятельно что-то новое, проявить себя, свою индивидуальность.

          Второй этап — самоконструкция, этап мастерской, предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально участник пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Для развития творческого потенциала личности студента важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Задача педагога – не мешать участнику в самопроявлении. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения. Педагог должен обеспечить фиксацию высказываемых мыслей (на доске, плакате, в тетради), не выделяя верные или неправильные суждения.

          На третьем этапеорганизуется парная работа, осуществляетсясоциоконструкция. Формирование пар должно происходить на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет студенту сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. Каждый участник может выбрать себе пару сам, педагог также участвует в работе и может стать напарником любого участника. В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.

          На четвертовм этапе — социализации происходит процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской. Каждое объединение включает не более пяти человек. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Педагог следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных участников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в группе позволяет студенту обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

          Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется пятый этапафишированиеработ студентов, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

          На шестом этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его.Разрыв, так определяется суть данного этапа, предполагает возникновение у участника в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, студенту требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания.

          Таким образом, происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через формулирование теоретических положений, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. Результаты совершенных участниками в мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, выдвигаются новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем.

          Одна из задач мастерской вызвать у участника положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия, поэтому обязательно наличие седьмого этапа – рефлексии. Педагога создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности студента, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым. Внимание к состоянию эмоциональной сферы участника, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данной группе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей студентов

          Вышеперечисленные этапы технологии «Педагогические мастерские» призваны обеспечить решение задач интеллектуального и творческого развития студентов, создают условия для самопроявления и самореализации их в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у студентов системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.