Балтийская академия туризма и предпринимательства

19

Методические рекомендации по организации самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине

психология

для студентов факультета «Туризм»

Санкт-Петербург

2011

Кафедра психологии и педагогики

Автор — составитель:

Кандидат педагогических наук, доцент,

Меденцев В.И.

Введение

Целью изученияучебной дисциплины «Психология» является формирование у студентов научного мировоззрения, позволя­ющего осуществлять системный подход и анализ предметов и явлений объективного мира.

Задачами изученияданной дисциплины являются:

— овладение студентами системой знаний о различных психических явлениях и закономерностях поведения человека;

— повышение общей гуманитарной культуры.

В структуру учебной дисциплины «Психология» входят два раздела: «Основы общей психологии», «Основы социальной психологии и межкультурные коммуникации».

В разделе «Основы общей психологии» даются основные сведения о психологии как науке, ее месте в системе других наук, основных методологических проблемах и методах. Рассматриваются такие понятия, как отражение, психика, сознание, личность, индивидуальность; анализируются проблемы соотношения биологического и социального в психике человека, структура психических процессов, свойств и состояний личности.

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о ... . Длительное время она считалась философской дисциплиной. Как самостоятельная наука она сложилась ... С. Аша. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой ... и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями ...

В разделе «Основы социальной психологии и межкультурные коммуникации» рассматриваются социально-психологическая структура личности, социальная психология деятельности, особенности поведения человека в группе, закономерности общения, восприятия и понимания человека человеком. Анализируются такие понятия, как лидерство и руководство. Понятие коммуникации и ее виды и т. п.

Целями самостоятельной работы являютсярасширение и углубление знаний по определенным темам, а также развитие навыков анализа теоретических и практических проблем психологии на основе изучения монографий, учебников, учебных пособий и т. п.

Самостоятельная работа содействует развитию творческого отношения к учебной деятельности, повышает ее эффективность, а также активизирует студента по освоению изучаемого предмета.

Учебная дисциплина «Психология» изучается в течении одного семестра и завершается сдачей экзамена.

В процессе изучения дисциплины предполагаются выполнение контрольной работы, доклады или сообщения по темам, вынесенным за рамки аудиторных занятий.

Рекомендации по изучению теоретического материала

Тема 1. Психология как наука

Место психологии в системе наук. Объект и предмет психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Основные методологические принципы психологии. Классификация методов психологии. Структура психологической науки. Отрасли современной психологии. Цели и задачи фундаментальных и прикладных исследований. Основные направления психологии ХIХ-ХХ столетий.

При изучении этой темы обратите особое внимание на место психологии в системе наук и междисциплинарные связи. Охарактеризуйте основные научно-теоретические направления в психологии, такие как бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ и гуманистическая психология. Одним из ключевых вопросов изучения этой темы является изучение структуры психических явлений. Дайте развернутое определение психических процессов, состояний и свойств личности.

4 стр., 1510 слов

Психология трейдинга в притчах и поговорках — Саймон Вайн

1 PC5/E:LenaMirkin.ruwork'sfilesart-psyh4-rf.doc Психология трейдинга в притчах и поговорках (10/2002) Саймон Вайн, управляющий директор, начальник управления ценных бумаг с фиксированной доходностью, начальник управлениявалютно-финансовыхопераций,Альфа-банк Однажды раввин нес с базара птицу. Он уже подходил к дому, как вдруг птица встрепенулась и … заговорила: «Не волнуйся, — сказала она, — я ...

Литература

  1. Ананьев Б. Г.Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  2. Гальперин П. Я.Введение в психологию. М., 1976.
  3. Гиппенрейтер Ю. Б.Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2000.
  4. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. СПб., 2001.
  5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г.История и теория психологии. Ростов н/Д, 1996.
  6. Психологическиесловари.
  7. Фрейд З.Психология бессознательного. М., 1990.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение психологии как науки.

2. В чем состоят различия между научной и житейской психологией?

3. Что является предметом психологии?

4. Дайте классификацию психических явлений.

5. Объясните, почему понятие «личность» относится только к человеку.

6. Назовите теоретические задачи психологии.

7. Охарактеризуйте основные свойства человека как субъекта деятельности.

8. Какие методы психологических исследований вы знаете?

9. Что такое организационные методы?

10. Что такое тест?

11. Что такое проективные тесты?

12. Что вы знаете о бессознательном?

13. Расскажите о бихевиоризме, гештальтпсихологии, гуманистической психологии.

14. Расскажите об основных прикладных отраслях современной психологии.

Тема 2. Отражение, психика, сознание

Психика как основная категория психологии. Отражение как всеобщее свойство материи. Происхождение и развитие психики в процессе биологической эволюции. Стадии развития психики. Социальная природа психики человека. Основные функции психики. Сознание как высшая форма психического отражения. Осознаваемые и неосознаваемые психические явления. Самосознание и этапы его формирования. Основные понятия психологии: деятельность, поведение.

12 стр., 5678 слов

Состояние человека (поведение, психика, нервная система и т. д.) после перенесенного инфаркта миокарда

22 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского Кафедра коррекционной педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Состояние человека (поведение, психика, нервная система и т.д.) после перенесенного инфаркта миокарда Чита, 2010 г. Содержание ...

При изучении этой темы обратите особое внимание на соотношение понятий «отражение» и «психика». Проанализируйте, по возможности, стадии развития психики по А. Н. Леонтьеву. Дайте характеристику осознаваемым и неосознаваемым психическим явлениям. Раскройте суть понятий «деятельность» и «поведение».

Литература

  1. Ананьев Б. Г.О проблемах современного человекознания. СПб., 2000.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б.Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2000.
  3. Годфруа Ж.Что такое психология: В 2 т. М., 1992.
  4. Леонтьев А. Н.Проблемы развития психики. М., 1979.
  5. Леонтьев А. Н.Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
  6. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. СПб., 2001.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое психика?

2. Назовите основные функции психики.

3. Каково происхождение и развитие психики?

4. Расскажите о поведении как форме приспособления к условиям внешней среды.

5. Объясните суть понятия «сознание».

6. Расскажите о происхождении сознания.

7. Раскройте роль труда в возникновении сознания человека.

8. Что такое инстинктивное поведение?

9. Дайте понятие условных рефлексов как физиологической основы поведения животных.

10. Назовите виды деятельности.

11. Расскажите о роли рефлексии в регуляции поведения человека.

Тема 3. Познавательные психические процессы

Ощущение. Классификация ощущений. Виды ощущений. Физиологическая основа ощущений. Понятие о порогах ощущений. Восприятие. Свойства восприятия. Значение двигательной активности в становлении восприятия. Иллюзии восприятия. Вторичные образы. Особенности вторичных образов. Значение и функции вторичных образов.

При подготовке обратите внимание на следующие моменты:

а) существуют различные классификации ощущений. Постарайтесь подобрать несколько классификаций и сравнить их;

7 стр., 3450 слов

Анализ социально-психологических детерминант высшей эмоции человека любви

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЮБВИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………..6 1.1 Любовь как социально-психологическая категория……………………….6 1.2 Особенности любви у старшеклассников………………………………….24 1.3 Половое воспитание старшеклассников как социально- психологическая проблема……………………………………………………… ...

б) сравните закон Г. Т. Фехнера и закон Ст. С. Стивенса. Какой из них является более общим?

в) сравните физиологические механизмы ощущений и восприятий. В чем разница?

г) сравните, как отражается объективная действительность в ощущениях и восприятии;

д) при подготовке обратите внимание на отличия вторичных образов от образов первичных. Обратите внимание также на двойственное противоречивое значение вторичных образов в поведении и жизнедеятельности;

е) необходимо обратить внимание на опосредованный характер мыслительного познания, неразрывную связь человеческого познания с культурой. Также следует внимательно рассмотреть проблему соотношения исторического и онтогенетического развития мышления.

Литература

  1. Ананьев Б. Г.Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы. Ощущения, восприятие. М., 1982.
  2. Брушлинский А. В.Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  3. Выготский Л. С.История развития высших психических функций // Собр. соч. М., 1983. Т. 3.
  4. Выготский Л. С.Мышление и речь // Собр. соч. М., 1982. Т. 2.
  5. Леонтьев А. Н.Проблемы развития психики. М., 1981.
  6. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.
  7. Рок И.Введение в зрительное восприятие: В 2 т. М., 1980. Т. 1. Гл. 1, 6; Т. 2. Гл. 7, 8, 12.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «ощущение»?

2. Каковы основные характеристики этого процесса?

3. Что является физиологической основой ощущений и восприятий?

4. Назовите классификации ощущений.

5. Что такое «анализатор»?

6. Что такое абсолютный порог чувствительности?

7. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.

8. Что вы знаете об иллюзиях восприятия?

9. Раскройте содержание основных характеристик представлений.

10. Какова роль представлений в регуляции поведения человека?

11. Дайте характеристику воображения как психического процесса.

2 стр., 638 слов

Психология личности. Темперамент, характер, способности

Психология личности Психика и организм Темперамент, характер, способности Роль темперамента в трудовой деятельности Психика и организм Источником информации о психике может служить не только внешность и особенности поведения, но и общая конституция человека. Конституция человека учитывает – анатомические, физиологические и биохимические особенности человека. Эрнст Гречмер написал работу строение ...

12. Назовите виды воображения.

13. Раскройте роль воображения в решении творческих задач.

Тема 4. Регуляционные психические процессы

Понятие регуляционных психических процессов. Классификация регуляционных психических процессов. Биологическая целесо­образность эмоций. Функции эмоций. Роль эмоций в регуляции поведения. Эмоции и их характеристики. Связь эмоций с потребно­стями и ценностями человека. Высшие чувства и их особенности.

Мотивационная сфера человека и ее специфика. Механизмы и этапы развития мотивационной сферы. Проблема базовых потребностей человека. Классификация потребностей. Виды и функции потребностей. Этапы формирования потребностей.

При знакомстве с этой темой прежде всего подробно рассмотрите классификацию регуляционных психических процессов (эмоции, мотивы, потребности).

Раскройте суть основных функций эмоций (отражательная, побудительная, подкрепляющая, переключательная, приспособительная, коммуникативная).

Дайте ­характеристику роли эмоций в регуляции поведения человека и оцените их значение в жизни человека.

Литература

  1. Изард К.Психология эмоций. СПб., 1999.
  2. Куликов Л. В.Психические состояния: Хрестоматия. СПб., 2000.
  3. Леонтьев А. Н.Потребности, мотивы и эмоции. М., 1979.
  4. Маклаков А. Г.Общая психология СПб., 2002.
  5. Психологияэмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса. М., 1984.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение регуляционных психических процессов.

2. В чем состоит биологическая целесообразность эмоций?

3. Дайте классификацию регуляционных психических процессов.

4. Назовите функции эмоций.

5. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».

6. Назовите основные виды эмоций.

7. Что вы знаете о физиологических основах эмоций?

8. Какие факторы обусловливают формирование положительных и отрицательных эмоций?

9. Раскройте роль эмоций в регуляции поведения.

10 стр., 4580 слов

Психология возрастная и социальная

Понимание феномена подчинения должно основываться на анализе тех условий, в которых он возникает. Следующие черты эксперимента детальнее объясняют высокую степень подчинения в данной ситуации. 1. Эксперимент проводится в Йельском университете — учреждении с безупречной репутацией, осуществляется за счет средств университета. Можно с полным основанием предполагать, что участвующий в ...

10. Раскройте роль второй сигнальной системы в формировании эмоций.

11. Что такое «высшие чувства»?

12. Назовите закономерности формирования высших чувств.

13. Дайте определение мотивационной сферы человека

14. Назовите этапы формирования потребностей.

15. Какие вы знаете классификации потребностей?

Тема 5. Сквозные психические процессы

Понятие «сквозные психические процессы». Внимание и его свойства. Виды внимания. Физиологические механизмы внимания. Внимание как регулятор психической деятельности.

Память. Виды и свойства памяти. Процессы памяти. Пути улучшения памяти. Нарушения памяти.

Мышление и речь. Отличие мышления от непосредственного чувственного познания. Социальная и культурная обусловленность мышления. Виды мышления. Мышление и воображение. Виды воображения.

Общее понятие о языке и речи. Виды и функции речи. Происхождение и развитие речи.

При подготовке обратите внимание на значение внимания как сквозного процесса в структуре психической деятельности, связь внимания с сознанием и активацией. Приведите примеры методик измерения свойств внимания.

Обратите внимание на значение памяти как сквозного психического процесса, обеспечивающего единство сознания и лично­сти, целостность психической жизни человека, возможность обучения. Также следует отметить включенность памяти в решение основных жизненных задач личности и ее обусловленность строением и динамикой мотивационной сферы.

Литература

  1. Познавательные процессы. Ощущения, восприятие. М., 1982.
  2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб., 2000.
  3. Психологические словари.
  4. Учебникии учебные пособия по дисциплине.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение «сквозных психических процессов».

2. Какие сквозные психические процессы вы можете назвать?

3. Что такое «внимание»?

4. Каковы основные характеристики этого процесса?

5. Что является физиологической основой внимания?

6. Дайте характеристику произвольного и непроизвольного внимания.

7. Что такое послепроизвольное внимание?

8. Дайте характеристику памяти.

9. Назовите виды памяти.

10. Что такое «импринтинг»?

11. Охарактеризуйте процессы памяти.

12. Какие способы и методы, направленные на замедление процессов забывания, вы знаете?

13. Назовите основные характеристики мышления.

14. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?

15. Охарактеризуйте основные типы мышления.

16. Дайте общую характеристику речи.

17. Расскажите о происхождении языка и речи.

18. Охарактеризуйте нарушения речи.

19. Какова роль внутренней речи в регуляции поведения человека?

Тема 6. Темперамент

Темперамент, его свойства и проявления. Типы темперамента. Теории темперамента в истории психологии. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности как физиологическая основа темперамента. Темперамент как фактор деятельности. Влияние темперамента на процесс и результат деятельности. Созревание и маскировка темперамента.

При изучении этой темы важно выделить темперамент в структуре личности, раскрыть суть различных учений о темпераменте (Гиппократ, Э. Кречмер, И. П. Павлов).

Необходимо иметь четкое представление о физиологической основе темперамента и его психологических характеристиках. Охарактеризуйте влияние темперамента на деятельность и его связь с характером человека.

Литература

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 2000.
  2. Годфруа Ж.Что такое психология: В 2 т. М., 1992.
  3. Маклаков А. Г.Общая психология. СПб., 2002.
  4. Симонов П. В., Ершов П. М.Темперамент, характер, личность. М., 1984.
  5. Стреляу Я.Роль темперамента в психическом развитии. М., 1984.
  6. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. СПб., 2000.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности.

2. Расскажите об основных типах темперамента.

3. В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа и Галена?

4. Какие теории темперамента вы знаете?

5. Что такое типология темперамента Э. Кречмера?

6. Расскажите об исследовании проблемы темперамента в трудах И. П. Павлова.

7. Что является физиологической основой темперамента?

8. Расскажите о психологических характеристиках различных типов темперамента.

9. Охарактеризуйте влияние темперамента на процесс и результат деятельности.

10. Расскажите о связи темперамента с индивидуальным стилем деятельности.

11. Что такое «сильный» и «слабый» типы темперамента?

12. Каковы закономерности созревания темперамента?

13. Что такое «маскировка» темперамента?

Тема 7. Характер

Характер и его структура. Основные особенности характера. Соотношение характера и темперамента в психологической структуре личности. Признаки, по которым можно судить о характере человека. Понятие «тип» и «черты характера». Воля как «хребет» характера. Волевые черты характера. Понятие о норме и патологии характера. Акцентуации характера. Типы акцентуаций характера. Психологические закономерности формирования характера. Самовоспитание характера.

Прежде всего определите такие понятия, как «структура» и «черты» характера. Выделите признаки, по которым можно судить о характере человека. Дайте подробное описание акцентуаций характера (по Леонгарду).

Литература

  1. Лазурский А. Ф.Очерк науки о характерах. М., 1995.
  2. Леонтьев А. Н.Лекции по общей психологии. М., 2000.
  3. Леонгард К.Акцентуированные личности. Киев, 1997.
  4. Маклаков А. Г.Общая психология. СПб., 2002.
  5. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
  6. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. СПб., 2000.
  7. Симонов П. В., Ершов П. М.Темперамент, характер, личность. М., 1984.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте суть понятия «характер».

2. Охарактеризуйте характер как свойство личности.

3. Что такое черты характера?

4. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?

5. Какие признаки вы можете назвать, по которым можно судить о характере человека?

6. Охарактеризуйте волю как компонент характера.

7. Какие волевые черты в характере человека вы можете назвать?

8. Какие черты характера относятся к особенностям познавательной и эмоциональной сфер?

9. Что такое норма и патология характера?

10. Как характер проявляется через деятельность?

11. Какие типы акцентуаций характера вы знаете?

12. Охарактеризуйте роль активной деятельности человека в формировании характера.

13. Что такое «самовоспитание»?

Тема 8. Способности

Природа способностей. Наследование способностей и влияние среды. Индикаторы способностей к определенной деятельности. Задатки и способности. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Основные механизмы развития способностей. Виды способностей. Уровни развития способностей. Компенсация способностей. Методы измерения способностей.

Прежде всего при изучении этого вопроса необходимо определить природу способностей, роль наследственности и социальной среды в развитии способностей. Охарактеризуйте виды и уровни развития способностей. Опишите методы измерения способностей.

Литература

  1. Гиппенрейтер Ю. Б.Введение в общую психологию. М., 2000.
  2. Леонтьев А. Н.Лекции по общей психологии. М., 2000.
  3. Маклаков А. Г.Общая психология. СПб., 2002.
  4. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. СПб., 2000.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «способности»?

2. В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?

3. Что такое задатки?

4. Какие вы можете назвать способности?

5. Дайте характеристику общих способностей человека.

6. Какие уровни развития способностей вы знаете?

7. Что такое «индивидуальный стиль деятельности»?

8. Какие уровни развития способностей вы можете назвать?

9. Что такое компенсация способностей?

10. Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально обусловленных качеств человека и их роли в формировании способностей?

11. Какие методы измерения способностей вы можете назвать?

Тема 9. Направленность

Направленность как доминирующая мотивация личности. Основные формы направленности. Проблема мотивации деятельности человека. Понятие о потребности. Основные характеристики мотивационной сферы человека. Классификация потребностей по А. Маслоу. Классификация социальных мотивов. Уровень притязаний и самооценка. Самосознание личности. Функции «Я"-системы.

При изучении этой темы обратите особое внимание на характеристику потребности как источника психической активности человека. Раскройте суть мотивационной структуры личности. Сравните различные классификации потребностей.

Литература

  1. Гиппенрейтер Ю. Б.Введение в общую психологию. М., 2000.
  2. Маклаков А. Г.Общая психология. СПб., 2002.
  3. Общаяпсихология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные формы направленности.

2. Объясните суть понятия «мотив».

3. Что вы знаете о мотивации деятельности человека?

4. Охарактеризуйте основные характеристики мотивационной сферы человека.

5. Что такое «потребность»?

6. Какие бывают потребности?

7. Расскажите о классификации потребностей А. Маслоу.

8. Охарактеризуйте потребности как источники психической активности.

9. Какие виды социальных мотивов вы знаете?

10. Что такое уровень притязаний?

11. Расскажите о компонентах самосознания личности.

12. Раскройте значение понятий: «Я» реальное, «Я» идеальное, «Я» зеркальное.

Тема 10. Социальная психология как наука

Понятие социальной психологии: его многозначность и трактовка. Предмет социальной психологии. Система социальной психологии. Методология, феноменология и праксиология социальной психологии в теории и практике. Методы социальной психологии. Социально-психологическое мышление как инструмент познания.

При подготовке следует обратить внимание на такие моменты:

а) существуют различные трактовки понятия «социальная психология». От того, какое содержание вкладывает тот или иной автор в данное понятие, зависит круг основных рассматриваемых им теоретических проблем и практических задач науки. Сравните два основных смысловых значения данного понятия;

б) сравните две взаимоисключающие точки зрения на предмет социальной психологии. Возможно ли снять конфронтацию этих точек зрения?

Литература

  1. Андреева Г. М.Социальная психология. М., 1999.
  2. Битяева М. Р.Социальная психология. М., 2001.
  3. Майерс Д.Социальная психология. СПб., 2001.
  4. Парыгин Б. Д.Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.
  5. Социальная психология / Под ред. А. М. Столяренко. М., 2001.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы два основных смысловых значения понятия социальной психологии?

2. Как соотносятся понятия общей и социальной психологии?

3. Опишите основные структурные элементы социальной психики человека.

4. В чем проявляется эффект социальной психики?

5. Каковы две взаимоисключающие точки зрения на предмет социальной психологии?

6. Приведите снимающее конфронтацию данных точек зрения определение предмета социальной психологии.

7. Опишите область практического применения социальной психологии.

8. Что входит в понятие методологии социальной психологии?

9. Что входит в понятие концептуального аппарата социальной психологии?

10. Что входит в понятие праксиологии?

11. Каковы основные функции социально-психологической теории?

12. Опишите основные методы социальной психологии.

13. Что такое социально-психологическое мышление?

14. Каковы основные тенденции развития социальной психологии?

Тема 11. Феномен деятельности в социальной психологии

Статус, понятие и структура деятельности в социальной психологии. Деятельность как социально-психологическая проблема. Социально-исторические тенденции психической деятельности.

При подготовке следует обратить внимание на такие моменты:

а) существуют различные трактовки понятия «социальная психология». От того, какое содержание вкладывает тот или иной автор в данное понятие, зависит круг основных рассматриваемых им теоретических проблем и практических задач науки. Сравните два основных смысловых значения данного понятия;

б) сравните две взаимоисключающие точки зрения на предмет социальной психологии. Возможно ли снять конфронтацию этих точек зрения?

Литература

  1. Парыгин Б. Д.Социальная психология как наука. Л., 1967.
  2. Парыгин Б. Д.Социальная психология территориального самоуправления. СПб., 1993.
  3. Парыгин Б. Д.Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково место феномена деятельности в ряду других категорий социальной психологии?

2. Что входит в понятие деятельности?

3. Опишите социально-психологическую структуру деятельности.

4. Назовите основные составляющие структуры психологии деятельности.

5. Охарактеризуйте деятельность в качестве социально-психологической проблемы.

6. Назовите основные противоречия деятельности.

7. Какова природа противоречий деятельности?

8. Какова основная социально-историческая тенденция психической деятельности?

9. Охарактеризуйте опосредованность в качестве социально-психологической тенденции человеческой деятельности.

10. Что такое персонификация и деперсонификация психической деятельности?

Тема 12. Психологическая готовность и включенность в деятельность

Психологическая готовность как фактор деятельности. Статус, понятие и структура феномена готовности к действию в социальной психологии. Готовность к деятельности как социально-психологическая проблема. Понятие психологической включенности в деятельность. Психологическая включенность как фактор деятельности. Включенность в деятельность как социально-психологическая проблема. Природа и факторы психологического включения и включенности личности.

При подготовке следует обратить внимание на такие моменты: психологическая готовность к деятельности и включенность в деятельность являются важнейшими факторами, от которых зависит эффективность деятельности. Подберите примеры, демонстрирующие роль включенности и готовности в деятельности.

Литература

  1. Парыгин Б. Д.Социальная психология как наука. Л., 1967.
  2. Парыгин Б. Д.Социальная психология территориального самоуправления. СПб., 1993.
  3. Парыгин Б. Д.Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль фактора психологической готовности в деятельности?

2. Охарактеризуйте статус феномена готовности к действию в социальной психологии.

3. Как соотносятся понятия «психологическая установка» и «психологическая готовность»?

4. Опишите структуру психологической готовности к действию.

5. В чем проявляется готовность к деятельности как социально-психологическая проблема?

6. Возможна ли психологическая готовность к инновационной деятельности?

7. В чем состоит задача социально-психологического обеспечения готовности к деятельности?

8. Как соотносятся понятия психологической готовности и включенности в деятельность?

9. Что такое психологическая включенность в деятельность?

10. Охарактеризуйте роль психологической включенности в деятельности.

11. Как влияет включенность на психическое состояние, умонастроение и жизнедеятельность личности?

12. В чем проявляется включенность в деятельность как социально-психологическая проблема?

13. Каковы природа и факторы психологического включения и включенности личности?

14. Что такое парадокс включенности?

Тема 13. Общность и личность

Понятие психологической общности. Природа и функции психологической общности. Общность как социально-психологическая проблема. Лидерство как инструмент интеграции общности. Понятие личности и его трактовки. Социально-психологическая структура личности. Личность как социально-психологическая проблема. Понятие и природа духовного потенциала личности. Функции и природа социально-психологического барьера.

При подготовке следует обратить внимание на такие моменты:

а) понятие психологической общности имеет несколько значений. Сопоставьте их. Являются ли они взаимоисключающими или дополняют друг друга?

б) существуют различные подходы к исследованию личности в психологии. Приведите примеры этих подходов в истории науки.

Литература

  1. Андреева Г. М.Социальная психология. М., 1999.
  2. Битяева М. Р.Социальная психология. М., 2001.
  3. Ольшанский Д. В.Психология масс. СПб., 2001.
  4. Парыгин Б. Д.Социальная психология как наука. Л., 1967.
  5. Парыгин Б. Д.Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.
  6. Социальнаяпсихология / Под ред. А. М. Столяренко. М., 2001.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое психологическая общность?

2. Каковы основные функции психологической общности?

3. Назовите способы социально-психологической интеграции общности.

4. Опишите социально-психологические барьеры общности.

5. В чем проявляется самосознание общности?

6. Понятие и природа лидерства.

7. Как соотносятся понятия «лидерство» и «руководство»?

8. Чем характеризуется статус лидера?

9. Назовите основные функции лидерства.

10. Перечислите основные подходы к трактовке понятия личности.

11. Что включает в себя интегральное определение личности?

12. Опишите статическую структуру личности.

13. Что включает в себя понятие динамической структуры личности?

14. Что такое психический настрой личности?

15. Какова природа противоречий личности?

16. Что такое духовный потенциал личности?

17. Назовите основные функции социально-психологического барьера.

Тема 14. Психология общения

Понятие общения. Значение и функции общения. Общение и личность. Общение и общность. Общение и деятельность. Субъект и объект общения. Средства общения. Типы и виды общения. Понятие и специфика социально-психологического механизма общения. Психическое заражение. Внушение. Убеждение. Подражание.

При подготовке следует обратить внимание на такие моменты: невозможно переоценить значение общения в формировании и функ­ционировании человеческой личности. Рассмотрите классификацию функций общения и проиллюстрируйте их примерами.

Литература

  1. Андреева Г. М.Социальная психология. М., 1999.
  2. Битяева М. Р.Социальная психология. М., 2001.
  3. Бодалев А. А.Психология общения. М., 1996.
  4. Майерс Д.Социальная психология. СПб., 2001.
  5. Ольшанский Д. В.Психология масс. СПб., 2001.
  6. Парыгин Б. Д.Анатомия общения. СПб., 1999.
  7. Парыгин Б. Д.Социальная психология как наука. Л. 1967.
  8. Парыгин Б. Д.Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.
  9. Практикумпо социально-психологическому тренингу / Под ред Б. Д. Парыгина. СПб., 2001.
  10. Социальнаяпсихология / Под ред. А. М. Столяренко. М., 2001.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое общение?

2. Охарактеризуйте роль личности как субъекта и фактора общения.

3. Как соотносятся между собой общение и деятельность?

4. Каково соотношение понятий «общение» и «общность»?

5. В чем сила и слабость первого впечатления?

6. Какие уровни взаимопонимания в общении вы можете выделить?

7. Перечислите основные функции общения.

8. Какие способы структурирования общения вы знаете?

9. Как соотносятся понятия «субъект» и «объект» общения?

10. Какие средства общения вы можете назвать?

11. Какую роль играют в структуре общения средства массовых коммуникаций?

12. Назовите типы и виды общения.

13. Что такое социально-психологический механизм общения?

14. В чем различие между убеждением и внушением?

Тема 15. Понятие коммуникации и ее основные виды.

Понятие коммуникации, теория деятельности как методологическая основа теории коммуникации. Межкультурная коммуникация, предмет и методы исследования. Диалог культур, вторичная адаптация, социализация, инкультурация.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.

2. Бодалев А. А. Психология общения. М., 1996.

3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

4. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 1999.

5. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 2001.

6. Ладанов И.Д. Практический менеджмент \ часть 1\ М., 1992.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие коммуникации и ее методологические основы

2. Назовите виды коммуникации и их основные особенности

3. Коммуникативные акты и их структура

4.Что такое групповая коммуникация

5. Интраперсональная коммуникация и ее характерные черты.

6.Групповая коммуникация и ее особенности

7.Массовая коммуникация.

8.Слухи и динамика их зарождения.

9.Фиктивная коммуникация.

Список рекомендованных информационных ресурсов

Психологический каталог «Все о психологии в России»

Классик-каталог ресурсов Интернета для студентов

Каталог ссылок на научные и образовательные ресурсы Сети

Обширный список научных и образовательных отраслей, электронные библиотеки.

Общественно-научный портал по социальным наукам

http://social.narod.ru/

Мир психологии

Портал, на котором представлены ресурсы как научной, так и популярной психологии. Для профессионалов — работы Э. Титченера, Г. И. Челпанова, Хекхаузена, Менегетти и др. Исследования по мотивации, посттравматической адаптации и т. д. Выделен первый и единственный в РУНЕТе, по утверждению авторов портала, сайт по психологии зависимостей. Приведены материалы по упражнениям психотренинга и методические рекомендации по профессиональным методикам Келли, Равена и т. д.

Электронные издания

Сетевые библиотеки

Библиотека Максима Мошкова

http://www.lib.ru/

Учебные и методические материалы

Общая психология

Лекции по вопросам курса «Введение в психологию». Темы курса: ощущение и восприятие, человек как индивид и т. д.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет и задачи психологии.

2. Теоретические и прикладные проблемы психологии.

3. Ощущение и восприятие.

4. Вторичные образы.

5. Внимание и его свойства.

6. Память: виды и свойства памяти.

7. Мышление и его свойства.

8. Интеллект, его типы и свойства.

9. Эмоции и потребности.

10. Виды эмоциональных явлений.

11. Значение эмоций в регуляции поведения и состояния человека.

12. Мотивы и потребности.

13. Темперамент и его свойства.

14. Темперамент и характер.

15. Индивидуальные стили деятельности.

16. Характер и его структура.

17. Акцентуации характера.

18. Способности и их развитие.

19. Направленность личности.

20. Задатки и способности.

21. Предмет и актуальные проблемы социальной психологии.

22. Понятие личности и подходы к ее изучению.

23. Понятие и природа духовного потенциала личности.

24. Возможности и пределы духовно-психического потенциала личности.

25. Природа скрытых резервов духовно-психического потенциала личности.

26. Пути преодоления социально-психологических барьеров.

27. Общение: понятие, функции, виды.

28. Социально-психологические механизмы общения.

29. Средства общения.

30. Общение и взаимопонимание людьми друг друга.

31. Мода как механизм человеческого общения.

32. Общение и общность.

33. Проблема деятельности в социальной психологии.

34. Психологическая включенность как предпосылка и фактор успешной деятельности.

35. Природа и составляющие психологической готовности к эффективной деятельности.

36. Формирование психологической готовности к эффективной деятельности.

37. Виды социально-психологических барьеров.

38. Социально-психологические барьеры: природа и функции.

39. Социально-психологические барьеры общения.

40. Социально-психологические барьеры общности.

41. Виды коммуникации.

42. Массовая коммуникация и динамика ее развития.

43. Интраперсональная коммуникация.

44. Слухи динамика их появления и функционирования.

45. Фиктивная коммуникация и ее характерные признаки.

Adblock
detector