Зубков.Девиантность молодежи как результат ее неадекватной социализации.СГЗ.3.11

Социально-гуманитарные знания. 2011. — № 3. – С. 156-171.

В. И. ЗУБКОВ доктор социологических наук, профессор кафедры социологии организаций

и менеджмента социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова1

Девиантность молодежи как результат ее неадекватной социализации

Проблему влияния качества социализации на девиан­тное поведение молодежи следует рассматривать как ми­нимум на двух уровнях — социальном и социально-психо­логическом.

1. Социальные факторы неадекватной социализации

Социальные факторы, обусловливающие качество про­цесса социализации, позволяет изучить теория аномии в трактовке американского социолога Т. Парсонса, соглас­но которому состояние аномии характеризуется такими понятиями, как «социальное отчуждение», «социальная дезинтеграция», «слабая социализация». По Парсонсу, аномия является результатом свободы выбора линии по­ведения без устойчивой идентичности индивидов и обес­печенности социального действия ясно сформулирован­ными целями. Особую актуальность эти процессы приоб­ретают в условиях нестабильного состояния общества — в периоды революций и гражданских войн, социально-по­литических и социально-экономических кризисов.

Как наиболее актуальную для современной трансфор­мирующейся России следует выделить проблему смены одной ценностно-нормативной системы другой, повлекшей общее снижение уровня нравственности. Вообще говоря, снижение нравственности характерно для всех инноваци­онных обществ в отличие от обществ традиционных. Од­нако положение в России усугубляется тем, что в становя­щемся отечественном капитализме преобладает культ денег и вещей при низком благосостоянии большинства населения, а неуправляемые процессы, составляющие сущность сексуальной революции, усугубляют кризис тра­диционной семьи, снижают качество социализации детей, повышают уровень их безнадзорности и беспризорности.

В качестве основных социальных факторов, детерми­нирующих некачественную социализацию молодых поко­лений в современной России, выделим и рассмотрим сле­дующие:

  • рост узкопрагматических ориентаций в ущерб духов­ным;
  • экономические проблемы;
  • негативное влияние СМИ и массовой культуры;
  • кризис института семьи;
  • снижение нравственности в сфере сексуального по­ведения.
  1. Пользуясь терминологией теории социокультурной динамики П. Сорокина, можно утверждать, что многие ка­таклизмы, происходящие в современной России, являют­ся следствием ее резкого перехода от умозрительного к чувственному типу культуры, минуя идеалистический. В процессе формирования чувственного типа культуры на­чинают преобладать материальные ценности, целераци­ональный тип социального действия, философия потреб­ления. При этом духовная составляющая менталитета россиян остается довольно размытой. Между тем очевид­но, что сочетание ослабленности морали с самоценнос­тью обогащения и потребления является опасным для об­щества.

Практика показывает, что такие антиподы морали, как ловкачество, беспринципность, продажность и им подоб­ные, в обыденном сознании часто воспринимаются не как аномалии, а как оправданный вариант поведения в быту, политической деятельности, бизнесе.

13 стр., 6074 слов

Особенности социализации подростков в условиях современных неформальных субкультур

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ЕГУ им. И.А.Бунина. Психологический факультет Курсовая на тему: Особенности социализации подростков в условиях современных неформальных субкультур. Выполнила : студентка группы П-21 Гуляева Н.В. Елец 2011г. Содержание Введение ...

По результатам раз­личных исследований последних лет, около двух третей россиян считают незазорным и даже морально оправдан­ным уклонение от уплаты налогов; свыше половины опро­шенных предпочитают давать взятки чиновникам для ре­шения возникающих проблем и т.п. Среди факторов обес­печения социального положения и престижа фактор вла­дения материальными и другими ценностями почти поло­виной респондентов ставится на первое место, тогда как личные достижения в образовании и профессиональной деятельности считают важными лишь менее четверти рос­сиян. Однако наряду с синдромом привыкания к этим не­гативным явлениям рост аморальности и правового ниги­лизма вызывает у большинства населения все большее беспокойство2.

Особую обеспокоенность вызывают узкопрагматичес­кие корыстные ориентации большинства молодых людей, которые считают, что «хорошо жить» — значит иметь много денег. Удельный вес этих ориентаций в структуре трудо­вой мотивации молодых людей в 1997 г. достиг почти 60% и сохраняется практически на этом же уровне до настоя­щего времени3. В 1990-х гг. 40-50% молодых людей выс­казывались за возможность зарабатывать деньги любы­ми, в том числе противоправными, способами. По мнению 17-24-летних юношей и девушек, деньги можно получить: занимаясь перепродажей (25% опрошенных), вступив в брак по расчету (30%); получив взятку (20%), взяв то, что плохо лежит (10%).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Ради денег респонденты готовы со­вершать различные правонарушения4. Приблизительно 70% российской молодежи (особенно в крупных городах) не считают проституцию негативным явлением, только половина старшеклассников 14-17-летнего возраста счи­тает ее безнравственной, а почти треть молодых людей полагает, что проституция — нормальный способ зараба­тывания денег5.

  1. Годы трансформации планово-централизованной экономики в рыночную характеризовались снижением уровня жизни россиян, вызванным уменьшением доходов, сужением их источников, ростом уровня безработицы, от­сутствием постоянных доходов даже при полной занятос­ти. Тяжелое материальное положение не могло не сказать­ся на развитии нравственного кризиса в обществе, кото­рый в частности выразился в резком росте алкоголизма, наркомании, преступности и смертности.

По мнению российского юриста и социолога Я. Гилинского, основной причиной любых видов аморального и де­виантного поведения в современных обществах является одновременное и достаточно быстрое возрастание чело­веческих потребностей при невозможности целых слоев общества эти потребности удовлетворить, т. е. социаль­ное неравенство. При этом социальная неудовлетворен­ность порождается не столько абсолютной недостаточно­стью возможностей для удовлетворения потребностей, сколько относительной — в сравнении с другими людьми6.

По официальным данным на протяжении последних лет денежные доходы почти пятой части россиян находятся ниже величины прожиточного минимума7. К середине «ну­левых» годов около половины россиян, по их оценке, жили, не доедая (12%), или еле сводили концы с концами, зара­батывая деньги, которых хватало лишь на продукты пита­ния (36%).

И только седьмая часть респондентов считали себя вполне обеспеченными (11%) или богатыми (2%)8. И до сегодняшнего дня структура потребительских расходов большинства российских домохозяйств диспропорцио­нальна: в ней преобладают траты на продукты питания, оплату жилья и коммунальных услуг в ущерб удовлетво­рению многих социокультурных и духовных потребностей. По официальным данным численность безработных в стране составляет более 6 млн. человек или свыше 8% экономически активного населения9. Некоторые же ученые считают, что эта цифра занижена, и безработица охваты­вает до 9 млн. человек.

4 стр., 1670 слов

анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения

Содержание Введение 3 Глава I. Теоретический анализ психолого – педагогической категории девиантного поведения 6 1.1. История исследования 6 1.2. Содержание понятия «девиантное поведение» 7 1.3. Причины девиации 10 1.4. Особенности исследования отдельных форм отклоняющегося поведения 13 1.4.1. Преступность 13 1.4.2. Алкоголизм 15 1.4.3. Наркомания 19 1.4.4. Суицид 21 1.4.5. Проституция 24 1.5. ...

Вместе с тем в связи с формированием рыночного со­знания и увеличением разрыва в доходах между самыми богатыми и самыми бедными (доходы 10% наиболее обес­печенного населения превышают доходы 10% наиболее бедных почти в 16 раз10) постоянно возрастают притязания людей на материальное благополучие. Увеличивающийся разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бед­ными подвигает последних на действия реваншного харак­тера. Интересно, что разрыв между фактическим и желае­мым достатком увеличивается при переходе от групп с низким доходом к группам с более высоким доходом. Люди с низкими доходами желают их удвоить, люди со средни­ми доходами желают их почти утроить, люди с доходами выше среднего желают повысить их более чем в три раза, и, наконец, люди с высоким и сверхвысоким достатком желают увеличить свои доходы в шесть с лишним раз11.

В ходе социально-экономических преобразований у подавляющего большинства семей снизилось благососто­яние, ухудшились условия содержания, образования и воспитания детей и молодежи. Например, сегодня очень остро стоит проблема получения молодежью высшего об­разования. Даже в случае бесплатного обучения студен­ты, получая мизерную стипендию и не имея состоятель­ных родителей, вынуждены устраиваться на работу, что снижает качество обучения. Проблема многократно услож­няется в случае платного обучения. Почти для 45% моло­дых людей платное образование, по их собственным оцен­кам, полностью недоступно12. Таким образом, молодежь испытывает трудности в получении профессионального образования в силу снижения его доступности, имеет смут­ные перспективы достойного трудоустройства при высо­кой безработице, но при этом не желает заниматься мало­оплачиваемым и неквалифицированным трудом.

Социальная неудовлетворенность экономическим по­ложением среди населения, а также нарушение функцио­нирования большинства социальных институтов и право­го регулирования социальных процессов в 1990-е гг. обус­ловили высокую криминализированность российского об­щества. Массовое проявление силового решения соци­альных проблем сделало насилие привычной частью жиз­ни большинства людей. В связи с этим не случайно, что в поведении молодежи нарастают агрессивно-разрушитель­ные мотивы поведения, учащаются случаи насилия, в том числе с применением оружия, увеличивается число пре­думышленных убийств и террористических актов, а также количество агрессивно настроенных молодежных объе­динений. Согласно одному из исследований1 43% юношей и 23% девушек носили с собой оружие и были готовы к его применению.

18 стр., 8897 слов

Влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения

Содержание Введение Глава I. Особенности семейного воспитания как психолого-педагогическая проблема 1.1 Семья как институт социализации 1.2 Стили семейного воспитания Глава II. Теоретические основы изучения влияния семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения 2.1 Девиантное поведение детей и подростков 2.2 Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения ...

  1. Средства массовой информации называют четвер­той властью. Конечно, это — миф, который выгоден, преж­де всего, самим СМИ, поскольку он позволяет легко кон­вертировать символический капитал в капитал финансо­вый. Вместе с тем СМИ, безусловно, влияют на социальные процессы и сознание людей, однако условия и степень этого влияния остаются не до конца выясненными.

В мировой психологии и социологии наиболее изучен­ной является проблема влияния телевизионного насилия и агрессии на формирующуюся психику подростков и мо­лодежи. Начиная с лабораторных исследований, предпри­нятых А. Бандурой и его коллегами еще в 1960-х гг., было собрано достаточное количество данных полевых иссле­дований о влиянии «телевизионного насилия» на социаль­ное поведение, которые показывают связь частоты про­смотра телепередач с насилием в детстве с количеством и тяжестью уголовных действий в зрелом возрасте. Меж­ду тем в проведении досуга у россиян телевидение зани­мает достаточно большое место. Данные современных исследований показывают, что агрессивные модели пове­дения с телевизионного экрана с большой вероятностью переносятся в жизнь в виде бесчинств (например, футболь­ных фанатов) и жестокости молодых людей по отношению друг к другу1. Выявлено также, что активные молодые зри­тели вульгарных молодежных реалити-шоу, в отличие от их сверстников, которые эти шоу принципиально не смот­рят, имеют более примитивный и негативно окрашенный «образ мира». Кроме того исследования, проведенные в Сиэтле (США) в более чем 300 семьях, показали, что при включенном телевизоре родители говорили детям на 500- 1000 слов меньше, чем обычно. Тем самым телевидение приводит к дефициту речевого контакта между родителя­ми и детьми.

26 стр., 12980 слов

Социально–педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков

72 Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Факультет профессиональной переподготовки Дипломная работа Социально-педагогическая программа по профилактике ...

Таким образом, связь между потреблением продукции массмедиа и поведением подрастающих поколений, даже если эта связь является опосредованной, отрицать нельзя. Эту связь подтверждают многие современные теории и эмпирические исследования, посвященные более широ­кой проблеме — проблеме девиантного поведения. Напри­мер, Э. Сазерленд — автор теории дифференцированной ассоциации (связи) утверждает, что образцы девиантного поведения усваиваются точно так же, как и образцы кон­формизма. Интенсивность формирования девиантного поведения зависит от возраста социализирующихся инди­видов (чем они моложе, тем интенсивнее процесс), а так­же от частоты и продолжительности их контактов с деви­антной средой13. В соответствии с этой теорией представ­ляется закономерным, что по данным исследований раз­ных стран и по различным видам девиаций 75-85% склон­ных к ним молодых людей воспитывались в неблагополуч­ных семьях. В то же время часть девиантной среды сегод­ня, безусловно, представляют многие продукты СМИ. В условиях широкой доступности информации, распростра­няемой через телевидение, радио, прессу, интернет, на детей и подростков обрушивается поток низкопробной про­дукции, пропагандирующей праздный образ жизни, наси­лие, сексуальную распущенность, порой неприемлемые не только с точки зрения морали, но и права. Особую роль в процессе социализации молодого поколения играют теле­видение и интернет.

Если продолжить тему насилия на телевизионном эк­ране, то можно привести несколько характерных цифр. На показ чистого насилия российское телевидение отводит 9,5% экранного времени. Продолжительность среднеста­тистической сцены насилия — почти 7 минут. В среднем общая длительность демонстрации только криминальных сериалов на четырех ведущих российских каналах состав­ляет не менее 50 часов в неделю (т. е. 7 часов ежеднев­но).

В каждом втором фильме насилие совершают как минимум 7 персонажей, в каждом четвертом — более 17 персонажей14. При этом, например, десятилетние дети смот­рят телевидение в среднем 4 часа в день. Из них 2-2,5 часа они находятся наедине с телевизором. Наибольшей популярностью среди детей этого возраста пользуются боевики, комедии и фильмы ужасов15.

12 стр., 5977 слов

Генотоксические эффекты у детей — подростков из Чебулинского района Кемеровской области

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ   КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   КАФЕДРА ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ  И ВАЛЕОЛОГИИ       Крюкова Ольга Сергеевна   Генотоксические эффекты у детей - подростков из Чебулинского района Кемеровской области   ДИПЛОМНАЯ РАБОТА & ...

Многочисленные исследования Рунета показывают, что примерно половина пользователей входит в сеть с развле­кательными целями. В новостных сайтах до четырех пя­тых пользователей читают информацию о международном и российском терроризме, а также о происшествиях и ка­тастрофах. При этом основной аудиторией Рунета явля­ется молодежь, а сам Рунет сегодня характеризуется ми­нимальной ролью и присутствием государства, значитель­ной маргинализацией, преобладанием анархизма как ос­новной сетевой идеологии, восприятием интернета как пространства без этических правил. Кроме того, интернет может сформировать синдром интернет-зависимости, ко­торый характеризуется неспособностью оторваться от ра­боты с компьютером и раздражением при вынужденном отвлечении от нее; стремлением проводить в «блуждании» по сайтам все больше времени, что требует все больших затрат денежных средств; пренебрежением собственным здоровьем и злоупотреблением тонизирующими напитка­ми, алкоголем и наркотиками.

В целом опыт преобразования российского общества показывает, что в рыночной экономике этика как регуля­тор подачи информации в СМИ играет ограниченную роль, поэтому социальная безответственность, демонстрируе­мая прессой, радио и телевидением, и более широкая про­блема моральности массовой культуры сегодня серьезно тревожат и простых обывателей, и ученых16. Мы не будем рассматривать здесь специально проблему массовой куль­туры, но приведем лишь один факт, имеющий к ней непос­редственное отношение. На вопрос «Кто для тебя являет­ся идеалом?» 56% старшеклассников ответили, что тако­го человека не существует; для 13% идеалом являются родители, для 11 % — герои боевиков и криминальных филь­мов, имеющие деньги, власть, 15% в качестве образца для подражания назвали валютных проституток17.

К этому следует добавить, что досуг подростков носит преимущественно развлекательно-созерцательный, потре­бительский характер (просмотр видео, посещение диско­тек, компаний, компьютерные игры).

Такое времяпрепро­вождение не только не способствует развитию личности, но и деформирует формирующуюся психику и создает реальные предпосылки для формирования девиантного поведения.

  1. Характер функционирования института семьи во многом зависит от места, которое занимают семейные ценности в общественной иерархии ценностей. Согласно репрезентативным опросам, регулярно проводимым Ис­следовательским холдингом ROMIR («Российское обще­ственное мнение и исследование рынка») Monitoring18, это место достаточно высоко. При ответе на прямой вопрос о ценностях, а также о том, что такое счастье, семья доста­точно стабильно занимает первое место; при ответе же на вопрос о том, что самое главное в жизни, семья респон­дентами ставится на третье место после здоровья и рабо­ты. При этом исследования, проведенные холдингом, по­казывают, что в качестве наиболее приемлемой формы семейных отношений для почти трех четвертей россиян выступает официально зарегистрированный брак.

Таким образом, данные социологических опросов по­казывают высокую ценность для россиян семейных отно­шений, особенно официально оформленных, а также де­тей. Если не учитывать того, что под семьей респонденты понимают различные конфигурации отношений супружества-родительства-родства и различное содержание об­щесемейной деятельности (т. е. понимают семью по-разному), то картина выглядит достаточно благополучно. Ре­альное же положение дел, как показывают социально-демографические данные, выглядит весьма проблематично. Почему же провозглашаемые респондентами просемейные ценности и установки, мягко говоря, не в полной мере реализуются? Парадоксальность положения семьи в трансформирующемся, в том числе российском, обществе заключается в том, что, с одной стороны, для большин­ства людей она подчас является единственным островком стабильности в безбрежном океане неопределенности, порождаемой дисфункциональностью социальных инсти­тутов. С другой стороны, системный институциональный кризис, усиливающий общемировые негативные тенден­ции, подрывает семейные основы и бросает семье вызо­вы, с которыми она не всегда справляется.

С конца 80-х до середины 90-х гг. разводимость в Рос­сии возросла с 40 до 50% от числа заключенных браков, а затем стала снижаться и почти достигла прежнего уров­ня. Однако уменьшение числа разводов следует рассмат­ривать в контексте снижения регистрируемости браков и роста сожительств. В повторные браки вступают пример­но две трети мужчин и около половины женщин. Это при­водит к повышению доли разведенных в брачной струк­туре населения, особенно среди женщин, для которых вступление в повторный брак весьма затруднено из-за диспропорции населения по половому и возрастному со­ставу.

В последнее время в стране ежегодно расторгается примерно 800 тыс. браков, в результате около 400 тыс. несовершеннолетних детей остаются без одного из роди­телей. Более трети разводов приходится на молодые суп­ружеские пары, прожившие в браке менее пяти лет. Рас­пространение незарегистрированных брачных союзов при­водит к увеличению числа детей, рожденных вне зарегис­трированного брака. За период между Всероссийскими переписями населения (1989 и 2002 гг.) доля таких детей удвоилась и составила около 30% от общего числа еже­годных рождений1.

Феномен развода в современном общественном мне­нии имеет двойственный статус. С одной стороны, в усло­виях демократии развод является реализацией права че­ловека на личную свободу и освобождение от угнетающих его семейных отношений. С другой — распад семьи боль­но бьет как по конкретным людям, так и по обществу в целом. Негативными последствиями развода являются обесценивание института семьи, ухудшение демографи­ческой ситуации и здоровья людей, снижение качества социализации молодежи, повышение девиантности насе­ления и ряд других.

Многообразные причины высокой разводимости росси­ян нужно рассматривать как на макроуровне, т.е. на уров­не общества, например те же нравственные и материаль­ные проблемы, так и на микроуровне, т.е. на уровне конк­ретных семей. На микроуровне следует различать объек­тивные предпосылки разводов (различия в возрасте, ве­роисповедании, образовании супругов, их воспитание в неблагополучных семьях, недолгое знакомство до брака и др.), субъективные причины разводов (например, соци­альная, психологическая и/или сексуальная неподготов­ленность супругов к браку), мотивы разводов, а также их конкретные поводы. Но в целом можно говорить о «пороч­ном круге»: снижение значимости стабильных полноцен­ных семейных отношений приводит к разводам, а разво­ды, постепенно становясь социальной нормой, обесцени­вают семью. Демографические данные показывают тен­денции уменьшения количества заключаемых браков, уве­личения количества разводов, однодетных и бездетных семей.

При этом воспитательную функцию родители выполня­ют весьма пассивно. Лишь более половины супругов в официальном браке уделяют воспитанию детей достаточ­ное количество времени. Почти треть из них занимается детьми от случая к случаю. Состоящие в гражданском бра­ке родители занимаются детьми меньше, чем состоящие

’ Это явление характерно для большинства европейских стран, на­пример, самые высокие показатели внебрачных детей в Исландии (65%), Эстонии (56%), Швеции (56%), Норвегии (50%), Дании (45%), Латвии (42%).

в официальном браке. Непоследовательность, а также несогласованность воспитательных воздействий родите­лей приводят к невротизации детей и другим негативным последствиям. Причины такого положения дел, по мнению самих родителей, весьма прозаичны: материальные труд­ности, загруженность на работе; в значительно меньшей степени — большой объем работы по дому, отсутствие не­обходимых знаний и опыта. Кроме того, патерналистская семейная политика советского государства, узурпировав­шего воспитательную функцию семьи, привела к тому, что и сегодня родители зачастую отказываются от традицион­ного взаимодействия и общения с детьми, делегируя свои полномочия различным профессионалам и государствен­ным учреждениям, и считают, что главное в воспитании ребенка — удовлетворение его материальных и биологи­ческих потребностей (в одежде, пище и уходе)19.

Апофеозом всех вышеперечисленных негативных тен­денций является рост числа детей-сирот, беспризорников и безнадзорных детей, о качестве социализации которых говорить вообще не приходится.

К настоящему времени количество детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, составляет 700 тыс20. Однако негативной тенденцией является то, что 80% сирот — это социальные сироты, т. е. сироты при живых родителях, лишенных родительских прав по причине без­работицы, хронического пьянства, алкоголизма и социаль­но опасных болезней. К этому следует добавить, что по официальным данным в нашей стране насчитывается бо­лее 420 тыс. неблагополучных семей, в которых прожива­ет без малого 770 тыс. детей. По самым приблизительным подсчетам МВД России, более 6 млн. несовершеннолет­них граждан находятся в социально неблагоприятных ус­ловиях, более 2 млн. подростков неграмотны.

Россия в настоящее время переживает настоящую вол­ну беспризорности несовершеннолетних при живых роди­телях. Количество беспризорников определяется пример­ной цифрой 0,7-1 млн. и продолжает расти, а проблема по- прежнему решается неэффективно: до сих пор не создан общий банк данных по беспризорности; рейды по поиску юных бездомных приводят лишь к тому, что они меняют места своего пребывания; в приют имеют шанс попасть только дети со справками из милиции.

Наряду с беспризорностью остро стоит и проблема без­надзорности подростков, оказавшихся без должного роди­тельского внимания. По неофициальным данным число безнадзорных детей превышает 2 млн. Таким образом, на каждого беспризорника приходится 2-3 безнадзорных ре­бенка. Безнадзорные дети часто становятся жертвами пре­ступлений, попадают под влияние взрослых подстрекате­лей, под убеждением и принуждением которых идут на совершение правонарушений. Вербуют в свои ряды «де­тей улицы» и представители религиозных сект, предлагая детям внимание и сочувствие, которого им так не хватает в семье и обществе. Впоследствии подростки, попавшие в преступную среду или секту, теряют жизненные ориен­тиры и способность интегрироваться в общество. Такие подростки, как правило, бросают учебу, нередко уходят из дома, заканчивают жизнь самоубийством.

Основными причинами социального сиротства являют­ся безработица и алкоголизм родителей, жестокое отно­шение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами, незанятость подростков. Все это порожда­ет многочисленные самовольные уходы из дома, безнад­зорность, совершение преступлений.

Все эти процессы протекают на фоне сложной демог­рафической ситуации, когда уровень рождаемости не обес­печивает простого воспроизводства населения, вследствие чего в его структуре наблюдается резкое снижение чис­ленности детей. Показатели материнской и младенческой смертности улучшаются, но все же остаются достаточно — высокими. Кроме того только 30% новорожденных могут быть признаны полностью здоровыми, что предопределя­ет состояние здоровья детей и подростков.

  1. Снижение нравственности в сфере сексуального по­ведения обусловливается процессами, составляющими сущность сексуальной революции:
  • ускорением полового созревания и снижением возра­ста начала половой жизни подростков (акселерация) при отставании их нравственно-психологического и социаль­но-гражданского развития;
  • либерализацией половой морали (нивелированием «двойного стандарта» сексуального поведения мужчин и женщин, терпимостью к добрачным половым связям и др.);
  • все большим разделением мотивов сексуального и репродуктивного поведения (благодаря развитию медици­ны и, в частности, широкому распространению контрацеп­тивов);
  • развитием индустрии интим-услуг.

Свобода личности не означает ее свободу от мораль­ных норм. Однако в XX в. моральные нормы в области сексуального поведения претерпели значительные изме­нения, которые во многом связаны с демократизацией обществ и терпимым отношением в них к сексуальным девиациям. «Сексуальную проблему» можно разделить на две части: первая ее часть — сексуальное поведение до брака, вторая — внебрачное сексуальное поведение.

Исследования показывают, что более половины как подростков, так и их родителей затрудняются определить отношение общественного мнения к проблеме девствен­ности до брака, что свидетельствует о том, что трансфор­мация социальных норм затронула не только наиболее восприимчивую к переменам молодежь, но все общество21. Треть подростков считает, что половую жизнь можно вес­ти начиная с 15 лет. В узком смысле понятие «девствен­ность» относится к женщинам, поэтому интересно знать их мнение о рассматриваемой проблеме. Секс до брака считают допустимым свыше 70% опрошенных замужних женщин, но почти половина из них не допускает добрач­ной половой жизни подростков. Также около половины респонденток допускают искусственные аборты по соб­ственному желанию женщины22. Среди молодых широко распространено мнение о целесообразности половой жизни до брака для проверки совместимости партнеров. Кро­ме того добрачное сексуальное поведение и сексуальное поведение вообще тесно связано с ценностями гедониз­ма. В одном из опросов студентов эти ценности были ука­заны как в наибольшей степени присущие современной молодежи23.

Зубков.Девиантность молодежи как результат ее неадекватной социализации.СГЗ.3.11 — Стр 2

Вместе с неуклонным ростом добрачных половых свя­зей и положительной динамикой подростковой рождаемо­сти ухудшается и репродуктивное здоровье подростков. В последнее десятилетие наблюдается рост воспалительных и передающихся половым путем заболеваний, осложне­ний беременности и родов у подростков в 5-7 раз. Поло­вое просвещение в школе отсутствует, а в семье ведется слабо. Лишь более трети подростков указывают, что роди­тели регулярно беседуют с ними о сексуальном поведе­нии. Мамы обсуждают эти проблемы с девочками в 1,5-2 раза чаще, чем с мальчиками, что формирует традицион­ную установку об ответственности за последствия сексу­альных отношений, прежде всего, женщины24.

Второй аспект проблемы — внебрачные сексуальные отношения. Исследования показывают25, что среди респон­дентов около 60% мужчин и около 30% женщин имели вне­брачные связи. При этом удовлетворенность респонден­тов браком лишь в незначительной степени влияет на на­личие или отсутствие таких связей. Кроме того мужчины чаще придерживаются принципа двойного стандарта: в большей степени допускают внебрачные связи мужчин, чем женщин. Естественно, что подобная свобода сексу­альных отношений не добавляет прочности браку и явля­ется одной из причин разводов, хотя, как показывают мно­гочисленные данные, и не самой главной.

Продолжение следует

Зубков В.И. Девиантность молодежи как результат ее не­адекватной социализации. В статье проблема влияния каче­ства социализации на девиантное поведение российской моло­дежи рассмотрена на социальном и социально-психологическом уровнях. Представлены основные параметры девиантного по­ведения молодежи, намечены возможные пути оптимизации ее социализации.

Ключевые слова: социализация молодежи, молодежная девиантность, социальные и социально-психологические детер­минанты девиантного поведения.

Zubkov V.l. Youth deviations as result of its inadequate socialization. In the article influence of socialization quality on deviant behavior of the Russian youth is considered at the social and the social-psychological levels. Key parameters of the youth deviant behavior are represented; possible optimization ways of its socialization are planned.

Key words: youth socialization, youth deviations, social and social-psychological determinants of deviant behavior.

1 Зубков Владимир Иванович, e-mail: v.zubkov@bk.ru

2’ См.: Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социологические исследования, 2004, №7, с. 47, 50.

3См.: Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003, с. 37; Гегель Л.А., Зубков В.И., Николаев Г.Г. Ценностные ориентации российской студенческой молодежи: социально-политический и образо­вательный аспекты (отчет о всероссийском социологическом исследо­вании).

М., 2008, с. 158.

4См.: Егоров О.А. Влияние и значение социальных факторов на причины преступлений в уголовном законодательстве РФ // http:// www.allpravo.ru

5См.: Молодежь России. Женская проституция в Москве (информа­ционный материал по результатам социологического опроса, проведен­ного по заказу Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи) / Ред. и сост. В.П. Кириенко. М., 1999, с. 11; Станская А.А. Проституция несовершеннолетних — социальная и правовая про­блема общества / Науч. ред. С.Ф. Милюков. СПб., 2005, с. 69-70, 175, 179; Бражников ДА., Горюнов В.Е. Федик Е.А. Проституция (криминоло­гические и уголовно-правовые аспекты): Монография. Челябинск, 2006, с. 27-29.

6См.: ГилинскийЯ.И. Социология преступности, наркотизма, прости­туции, самоубийств и других отклонений. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2007.

7См.: Распределение населения по величине среднедушевых де­нежных доходов // Росстат. Уровень жизни // www.gks.ru.

8См.: Левашов В.К. Морально-политическая консолидация российс­кого общества в условиях неолиберальных трансформаций // Социоло­гические исследования, 2004, №7, с. 31-32.

9См.: Занятость населения // Росстат. Занятость и заработная плата // www.gks.ru.

10См.: Распределение общего объема денежных доходов населения // Росстат. Уровень жизни // www.gks.ru. В начале «нулевых» годов этот разрыв составлял 14:1.

11См.: Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000, с. 234-235.

12См.: Зубок Ю. А. Проблема риска в социологии молодежи, с. 230.

’ См.: Егоров О. А. Влияние и значение социальных факторов на при­чины преступлений в уголовном законодательстве РФ // http:// www.allpravo.ru

’ См.: Юдина Е.Н. Об этических аспектах телевещания // Тезисы док­ладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. М., 2003, т.2, с.23-25; Коробицын В.И., Юдина Е.Н. Социологические исследования ТВ и рекламы. М., 2006.

13 См.: Гидденс Э. Социология. М., 1999, с. 126.

14См.: Тарасов К.А. Глобализированное кино как школа насилия // Кино в мире и мир в кино / Отв.ред. Л. Будяк. М., 2003, с. 121; Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таган­рог, 2004.

15См.: Ениколопов С.Н. Средства массовой коммуникации и насилие // Проблемы медиапсихологии / Сост. Е Е. Пронина // http:// evartist.narod.ru/text7/38.htm

16См.: Зубков В.И. Социологическая теория риска: Учебное пособие для вузов. М., 2009, с. 250-252.

17См.: Станская А. А. Проституция несовершеннолетних — социальная и правовая проблема общества / Науч. ред. С.Ф. Милюков. СПб., 2005, с. 69-70, 175, 179.

18См. базу данных ROMIR Monitoring: www.romir@romir.ru.

19 См.: Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации рос­сийского общества // Социологические исследования, 2003, №7, с. 98: Шабас С.Г. Воспитательная функция семьи, имеющей ребенка-дошкольника, в условиях социокультурной трансформации // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Россий­ское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтер­нативы», т.2, с. 109-111.

20Для сравнения: после Великой Отечественной войны в СССР было 680 тыс., а в 1990 г. -400 тыс. детей, оставшихся без попечения родите­лей.

21См.: Журавлева ИВ. Самосохранительное поведение и репродук­тивный статус подростков // Тезисы докладов и выступлений на II Все­российском социологическом конгрессе «Российское общество и соци­ология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т. М., 2003, т.З, с. 48-50.

22См.: Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века,

с. 322.

23 См.: Иванов А.И. Современный студент глазами социолога // Тези­сы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конг­рессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вы­зовы и альтернативы», т. 3, с. 152-154.

24См.: Журавлева И.В. Репродуктивное здоровье подростков и про­блемы полового просвещения // Социологические исследования, 2004, №7, с. 133-142.

25См.: Гурко Т.А., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995, с. 58.