Ценностные аспекты жизнедеятельности современной молодежи.СГЗ.3.10

C. В. Явон Cоциально-гуманитарные знания. № 3. 2010.

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальные технологии» Поволжского государственного университета сервиса1

Ценностные аспекты жизнедеятельности современной молодежи

Молодежь-самая мобильная, перспективная и проти­воречивая группа современного российского общества. Она наиболее ярко отражает те процессы, которые протекают в стране в последние 10−20 лет. Облик молодежи сегодня оп­ределяет облик общества завтра. 90-е гг., создав условия для аномии, дезориентации для всех поколений, негативно сказались и на процессах социализации, преемственности, и на облике молодого поколения.

В данной статье предлагается материал социологическо­го исследования, проведенного в г. о. Тольятти с целью вы­явления основных характеристик молодежи индустриально­го города в начале XXI столетия. Этот материал может быть интересен исследователям проблем молодежи, преподава­телям, аспирантам, студентам, работающим сданной кате­горией населения, а также всем, кто интересуется совре­менной молодежью, ее проблемами, ценностями, жизнен­ными установками.

На протяжении последних пяти лет на ориентации моло­дежи оказывал воздействие комплекс факторов, обуслов­ливающих динамичность социального поведения юношей и девушек. Исследовательский проект «Город молодых» пре­дусматривал выявление взаимодействия и взаимосвязи раз­личных подсистем, влияющих на формирование ориентаций и социальное поведение молодежи: ценностных, социаль­но-психологических, демографических, экономических, об­разовательных, досуговых и т. д., в условиях, когда проис­ходит их значительная трансформация.

Социологическое исследование «Город молодых» про­водилось в период с февраля по июнь 2007 г. по заказу и при поддержке Комитета по делам молодежи мэрии городс­кого округа Тольятти. Результаты данного исследования слу­жат развитию информационного обеспечения социальной политики города в интересах молодежи. Целью исследова­ния было получение релевантной информации о молодежи г. о. Тольятти как социальной общности, объекте и субъекте молодежной политики, проводимой в городе. В связи с этим решались следующие задачи:

11 стр., 5033 слов

«Молодежь и компания» в справедливом обществе

... молодых). Социально-производственный КОМПЛЕКС «МОЛОДЁЖЬ и К°» (по мнению авторов этого проекта) может способствовать: — обучению молодёжи лидирующей роли в обществе ... о необходимости выработки политики содействия социальному благополучию населения. Реализация такой политики возможна через ... по-новому налаживаются горизонтальные экономические связи между городами и районами. Программа «СЭПИН» призвана ...

  • определение социально-экономического статуса Толь­ятти некой молодежи;
  • выявление структуры и характера интересов и ценнос­тей тольяттинской молодежи;
  • анализ совокупности наиболее актуальных для тольят­тинской молодежи проблем;
  • выяснение осведомленности молодежи о молодежной политике, проводимой в городе, и отношения к ней.

В ходе социологического исследования, проведенного кафедрой «Социальные технологии» Поволжского государ­ственного университета сервиса, было опрошено 670 чело­век в возрасте от 15 до 29 лет (314 юношей и 356 девушек).

В выборке были представлены основные группы молодежи по полу, возрасту, семейному положению, наличию/отсут­ствию/количеству детей в семье, сфере занятости. В каче­стве метода опроса применялось выборочное очное анкети­рование. Также был проведен экспертный опрос (100 чело­век) среди лиц, работающих с молодежью. По результатам исследования были получены данные по различным аспек­там жизнедеятельности молодежи.

Ряд вопросов предложенной респондентам анкеты касал­ся информированности молодых людей об актуальных про­блемах — о предохранении от нежелательной беременности, венерических заболеваниях, о последствиях употребления наркотиков, табака и алкоголя, а также о ВИЧ и СПИДе. По­лученные результаты свидетельствуют о достаточно полной информированности молодежи о возможных последствиях беспечного образа жизни. Вместе с тем молодым людям необходима дополнительная информация о предупрежде­нии венерических заболеваний, проблемах ВИЧ и СПИДа, о предохранении от нежелательной беременности.

По мнению экспертов, молодёжь очень поверхностно информирована о предложенных темах. Более всего это от­носится к проблеме предупреждения венерических заболе­ваний. Так ответил 81% опрошенных экспертов. Около 1/3 экспертов (28%) считают, что молодежь ничего не знает и не желает знать о последствиях употребления табака.

Представления о том, что приносит в жизни наибольшее удовольствие и делает ее счастливой, разделились среди опрошенных следующим образом: особой разницы между представлениями о факторах, составляющих счастливую жизнь, у мужчин и женщин не просматривается. В то же время такие факторы, как любовь, счастливая семья и бла­гополучие близких, более ценны для девушек, а самостоя­тельность, свобода и материально обеспеченная жизнь — для юношей (см. табл.1).

Таблица 1

Что приносит вам наибольшее удовлетворение в жизни, делает ее счастливой?

Ценности

Очень

ценно,

%

Ценно, %

Не очень

ценно,

%

Совер­шенно

не ценно,

%

Трудно сказать

точно, %

Дифференциация по попу

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

Жен

Активная деятельная жизнь

41,7

44,1

41,7

42,1

1,3

0,6

1,3

0,6

4,1

3,7

Счастливая семья

74,8

85,7

19,4

11,2

2,9

1,4

1.0

0.0

0,6

0,3

Физическое и психическое здоровье

54,8

61,0

37.9

34.8

3.8

1.1

1,0

0.6

1,6

1,1

Интересная работа

44,9

45,8

43,0

47,8

7,6

6.2

1,3

0,3

2.2

1.7

Любовь

61,8

75,8

25,5

18,5

6,4

3,4

1.9

0,3

3,8

0,6

Материально обеспеченная жизнь

46,2

43,5

36,3

42,7

13,1

11,2

1,3

0,8

1,6

0,0

Дружба

67,8

67,4

24,2

28,4

5,1

2,0

0,6

0,3

1.3

0,0

Спокойная обстановка в стране

34,4

29,8

47,1

53,9

11,5

9,8

2,2

1,7

3,8

3,7

Общественное признание

24,2

16,3

39,8

41,0

25,8

31,2

6,4

4,5

3,2

5,3

Хорошее образование

47,1

47,2

38,9

43,5

8,3

6,5

2,9

0,0

1,3

0,6

Самостоятельность и свобода

52,2

42,1

33,1

43,8

8,9

9,6

1,9

1,1

2,5

1,7

Жизнь, полная удовопьствий, развлечений

35,7

21,3

24.8

41,0

27,4

27,8

5,7

4,5

4,5

2,8

Уверенность в себе

60,2

61,8

33,4

34,0

3,5

2,2

0,3

0,3

1,3

0,6

Красота

25,8

28,9

38,2

42,4

24,8

20,2

3.8

3,4

6,4

3,4

Спокойная жизнь

34,1

36,8

36,6

43,3

16,6

12,9

5.7

1.4

5.4

3.7

Самореализация и самовыражение

41,4

51,1

39,8

39.6

12,1

4,2

1,9

1.1

3.5

2,8

Благополучие близких

67,8

74,4

22,6

19,7

2,5

0,8

1.0

0,0

1,6

0,6

К сожалению, многие эксперты затруднились ответить на данный вопрос. По мнению 36% (большинства из ответив­ших), современная молодежь разделяет материальные цен­ности (финансовое и материальное благополучие, достаток и т. д.).

Молодежь разделяет так называемые западные цен­ности (независимость, свободу и т. д.) по мнению 18% экс­пертов. Любовь и дружба являются ценными для молоде­жи, это отметили 14% экспертов. Семейные ценности важ­ны для молодежи по мнению 12% опрошенных. Карьера яв­ляется ценной для молодежи по мнению 10% респонден­тов. Также в числе ценностей, признаваемых молодежью, отдельными экспертами назывались патриотизм, самоакту­ализация, развлечения, удовольствия. Однако 6% экспер­тов отметили отсутствие каких-либо ценностных ориентиров у современной молодежи.

Таким образом, оценки экспертов и молодежи различа­ются очень существенно!

Современная действительность ставит перед молодежью множество различных проблем. Наиболее значимые пробле­мы для тольяттинской молодежи — нехватка денег и отсут­ствие собственного жилья. Формулировка «у меня нет про­блем» — на третьем месте, с этим утверждением согласи­лись 13,1% юношей и 11,0% девушек.

«У меня нет проблем» — такой ответ стоит на первом ме­сте в ранге ответов на данный вопрос у школьников. Особо значимые проблемы для школьников следующие: пробле­мы в учебе; конфликты в семье; проблемы со здоровьем.

Учащиеся ГОУ НПО/СПО отметили такие проблемы, как нехватка денег; отсутствие собственного жилья, конфликты в семье. На отсутствие проблем указали 15,1% респонден­тов данной категории.

Студенты ГОУ ВПО в основном озабочены отсутствием собственного жилья, нехваткой денег, проблемами с трудо­устройством, конфликтами в семье.

Работающие юноши и девушки борются с отсутствием собственного жилья, нехваткой денег и проблемами в лич­ной жизни. На отсутствие проблем указали 11,5% опрошен­ных.

По мнению экспертов, наиболее острыми проблемами молодёжи являются, во-первых, отсутствие собственного жилья (65%), во-вторых, нехватка денег — 53%, в-третьих, проблемы с трудоустройством (41%).

Таким образом, мне­ния экспертов во многом совпадают с ответами молодых людей.

Проблемы в семье, проблемы полноценного досуга, не­доступность высококачественного образования были выде­лены как актуальные в 23% случаев каждая. Эти проблемы составили вторую группу по степени актуальности.

Третью группу составляют проблемы, признанные акту­альными 12−14% экспертов. Ее составляют проблемы со здоровьем, проблемы в личной жизни, проблемы воспита­ния детей.

Не относятся к числу актуальных проблемы на работе.

Отвечая на вопрос «На чью помощь Вы рассчитываете при решении своих проблем?» большинство молодых лю­дей ответили:

  • только на себя — 75,7% (72,9% юношей и 78,1% деву­шек);
  • на помощь родителей- 66,1% (62,1% и 69,7%);
  • на друзей — 58,1% (61,8% и 54,8%);
  • на родственников — 25,7% (27,7% и 23,9% соответствен­но).

Очевидно, молодежь никак не полагается на власть в решении своих проблем, что свидетельствует об укоренив­шемся недоверии населения к государству и власти.

Видами помощи, необходимыми в данный момент моло­дежи, оказались: помощь в приобретении собственного жи­лья, улучшении жилищных условий (44,2%); помощь в по­иске подработок, работы на лето (40,3%); помощь в трудо­устройстве, поиске работы (37,6%); помощь в поступлении в учебное заведение, оплате учебы (30,3%); помощь при оплате жилья, коммунальных услуг (15,8%); помощь в оп­лате медицинских услуг (11,9%).

Кроме предложенных ви­дов помощи молодые люди акцентировали внимание на материальной помощи (1,9%), в единичных случаях — по­мощи при «поступлении в ОУ ВПО, оплате учебы», «приоб­ретении машины», «определении с местом учебы». При этом информированность и реальная обращаемость за различ­ными видами услуг в большинстве случаев низкая.

Таким образом, знают об услугах и видах помощи, пре­доставляемых в городе, не более 12% молодежи. К таким услугам относятся льготные/бесплатные абонементы на куль­турные мероприятия, в кружки/секции/клубы, льготные пу­тевки на турбазы и в загородные лагеря, льготный доступ к спортивным учреждениям и сооружениям. Наименее обес­печена молодежь информацией о следующих услугах: ус­луги по развитию молодежного предпринимательства (биз­нес-инкубаторы), льготная аренда жилья, бесплатные/льгот­ные медицинские консультации, бесплатные юридические консультации, услуги по представительству в суде. Поэто­му большинство молодых людей не пользуется названны­ми услугами.

По мнению экспертов, молодёжь мало информирована об услугах, предоставляемых ей. Так, наименьшей инфор­мацией молодежь располагает о бесплатных/льготных ме­дицинских консультациях (77% экспертов), об услугах по развитию молодёжного предпринимательства (бизнес-инку­баторы) — 75%, о льготной аренде жилья и бесплатных юри­дических консультациях, услугах по представительству в суде — 73% и 72% соответственно. Более или менее моло­дежь информирована о субсидиях, ипотечном кредитова­нии и об услугах по планированию семьи, о психологичес­ких консультациях (51% и 47% экспертов соответственно).

При анализе ответов на вопросы о социально-экономи­ческом положении молодежи были получены следующие результаты:

  • живут ни в чем себе не отказывая — 6,4%;
  • живут в достатке, однако на крупные покупки прихо­диться копить — 55,7%;
  • денег хватает только на питание и одежду, крупные по­купки позволить себе не могут — 26,4%;
  • средств хватает только на самое необходимое -10,0%;

-денег нет даже на предметы первой необходимости (еда,

одежда) — 2,1%.

Основную часть дохода молодых людей составляют за­работки родителей — 73,1% респондентов; собственная за­работная плата — 20,9%. Далее с незначительными расхож­дениями — дополнительные приработки, стипендия и другие доходы.

Проживают с родителями 77,3% опрошенных; в собствен­ной квартире — 8,5%; снимают квартиру — 7,0%; проживают в общежитии и коммунальных квартирах — 4,9% и 1,8% со­ответственно. При этом планирует улучшение своих жилищ­ных условий большинство респондентов. Способы улучше­ния жилищных условий и процентное соотношение опрошен­ных представлены в таблице 2.

Таблица 2

Планируете ли Вы улучшение своих жилищных условий?

Способ улучшения жилищных условий

%

Коплю на собственную квартиру

14,0

Родители купят мне квартиру

8,7

Планирую вступить в ипотеку

11,5

Планирую взять кредит

7,0

Надеюсь удачно жениться/выйти замуж

14,9

Льготное обеспечение персонала

8,2

Надеюсь получить жилье в наследство

8,8

Не планирую улучшать жилищные условия

26,7

Обратимся к оценкам экспертами возможностей для улуч­шения жилищных условий молодежи. Наиболее вероятной является покупка квартиры с помощью родителей по мне­нию 42% экспертов. Возможны наследование жилья (20%), приобретение жилья за счет удачного вступления в брак (15%) и покупка квартиры с использованием ипотеки (13%).

Покупка собственной квартиры на самостоятельно зарабо­танные средства возможна лишь по мнению 2% экспертов. Обратили внимание на невозможность улучшить жилищные условия 2% экспертов.

Из всего количества опрошенных молодых людей готовы заняться предпринимательством-30,4% (36,0% юношей и 25,6% девушек); занялись бы на определенных условиях — 43,4% (39,8% юношей и 46,6% девушек); не стали бы зани­маться предпринимательством — 25,5% (23,6% юношей и 27,2% девушек).

По мнению экспертов, современная молодёжь готова быть предпринимателями, открыть своё дело (по 5-бальной шка­ле в среднем на 2,7 балла).

Из числа желающих открыть свое дело больший интерес вызвало занятие торговлей, посредничеством (22,2%), за­тем идут творческие, «свободные» профессии (19,0%), вы­сокие технологии (9,6%) и социальное обслуживание (4,8%).

При организации своего дела хотели бы получить помощь в сфере юридического консультирования — 54,5%, различного рода информации — 50,6%, кредитовании на льготных усло­виях — 50,0%, льготной аренде помещений — 48,4%, льгот­ном налогообложении и бухгалтерском учете-45,8% и 45,4% соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод о готовности моло­дых людей к активной предпринимательской деятельности при адекватной юридической и законодательной поддерж­ке.

В современном обществе, как и во все времена, здоро­вье является основой для обеспечения полноценной жиз­недеятельности. С учетом этого первый блок анкеты был посвящен выяснению самооценки уровня здоровья моло­дыми людьми и их жизненной позицией по этой тематике в целом. Так, на вопрос «Считаете ли Вы себя здоровым че­ловеком?» утвердительно ответили 63,1% респондентов, при этом процент мужчин, ответивших положительно (71,3) от­носительно больше, чем женщин (55,9).

Периодически име­ют проблемы со здоровьем 26,4% мужчин и 32,8% жен­щин. На наличие серьезных проблем со здоровьем указали 1,9% мужчин и 3,7% женщин. Такие цифры могут свидетель­ствовать либо о большей критичности оценки собственного здоровья женщинами, либо о более высокой заболеваемо­сти молодых девушек и женщин.

В числе факторов, влияющих на здоровье молодежи в Тольятти, как наиболее важные отмечены вредные привыч­ки (63%), плохая экологическая обстановка в городе (57,8%), дороговизна качественного медицинского обслуживания (42,5%).

Мнения экспертов по вопросу о факторах, влияющих на здоровье молодежи Тольятти, выглядят следующим обра­зом. Как сильно влияющие на здоровье молодежи факторы были отмечены «вредные привычки» (76% экспертов) и «пло­хая экологическая обстановка» (65% экспертов).

Умерено влияющими на здоровье молодежи города были признаны наследственность — в 59% случаев, дороговизна качествен­ного медицинского обслуживания — в 58%, недостаток спортивных площадок в городе -49% экспертных мнений.

Понятие «здоровый образ жизни» у современных моло­дых людей ассоциируется с:

  • занятиями спортом и поддержанием спортивной формы -67,2%;
  • жизнью без наркотиков — 60,7%;
  • жизнью без сигарет — 35,4%;
  • жизнью без алкоголя — 31,6%;
  • соблюдением разумных ограничений — 29,7%.

Регулярное профилактическое посещение врача не было

признано важным фактором, влияющим на здоровье, как мужчинами, так и женщинами.

Оценивая свой образ жизни как здоровый по десятибал­льной шкале, общее количество респондентов оценило его как средний — 6,5 балла, при этом мужская часть респон­дентов оценила свой образ жизни как здоровый на 6,6 бал­ла, а женская — на 6,3 балла. В отношении различий выра­женных мнений в зависимости от возраста прослеживается следующая тенденция: чем старше молодые люди, тем бо­лее здоровый, по их мнению, образ жизни они ведут:

— мужчины: от 15 лет-6,0; от 18 лет-6,7; от 22 лет-7,1; от 24 лет-8,2;

-женщины: от 15 лет-6,1; от 18 лет-6,6; от 22 лет-6,5; от 24 лет-6,4.

По мнению большинства экспертов, образ жизни совре­менной молодёжи является здоровым по 10-балльной шка­ле в среднем на 4,7 балла. Так, около 60% экспертов выска­зались за оценки «3», «4», «5». Оценки «9» и «10» не фигу­рировали в высказываниях экспертов.

По мнению молодежи, быть здоровым модно и выгодно. При этом здоровье можно восстановить, было бы желание, по мнению 65,8% респондентов.

Ответы на вопрос «Что Вы делаете для поддержания своего здоровья?» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Что Вы делаете для поддержания своего здоровья?

Действия

Постоянно,

%

Иногда,

%

Редко,

%

Слежу за своим питанием

18,2

52,5

28,4

Играю в спортивные игры (футбол, хоккей и т. п.)

16,1

42,8

39,0

Занимаюсь экстремальным спортом (скейтборд, BMX, альпинизм, роликовые коньки)

7,6

21,3

68,7

Хожу в спортивный (тренажерный) зал

16,0

34,0

47,5

Занимаюсь танцами, йогой, аэробикой, фитнесом и т. п.

17,3

21,8

58,2

Гуляю, бегаю в лесу, купаюсь в Волге, катаюсь на велосипеде, лыжах

36,6

46,0

15,8

Езжу в загородные лагеря, хожу в турпоходы

13,7

34,5

50,6

Ничего специально не делаю

19,6

26,0

46,1

Ценностные аспекты жизнедеятельности современной молодежи.СГЗ.3.10 — Стр 2

Как видно из таблицы, систематически занято спортом или активным отдыхом относительно малое количество че­ловек. Более или менее часто молодые люди гуляют по лесу, купаются в Волге, катаются на велосипеде и лыжах. Около 46% молодежи ничего не делают для поддержания своего здоровья.

В ходе проведенного исследования респондентам зада­вались вопросы о необходимости регистрации брака, о пла­нировании детей, об инфраструктуре в семейной сфере и т. д.

Полученные результаты позволяют судить о следующем: обязательной регистрацию брака считают 51,3% респонден­тов (44,9% юношей и 57,0% девушек), регистрацию в слу­чае появления детей признают необходимой 12,1% опро­шенных (13,1% юношей и 11,2% девушек), не считают обя­зательным регистрировать брак 13,9% (18,5% юношей и 9,8% девушек), то, что их решение будет зависеть от ситу­ации, отметили 22,8% (23,6% юношей и 2^, 2% девушек).

При этом планируют иметь детей: 1 ребенка — 29,4% рес­пондентов; 2 детей -47,6%; более 2 детей -15,7%, не хотят иметь детей — 6,6% опрошенных. Показательно, что особых расхождений в ориентациях на количество детей в семье девушек и юношей не просматривается. Отношение моло­дых людей к регистрации брака эксперты оценили следую­щим образом. Молодые люди заключают законный брак лишь в случае появления детей по мнению 45% опрошен­ных. Большинство молодых людей не регистрируют отно­шения по мнению 40% экспертов. Многие стремятся заклю­чить законный брак по мнению 14% респондентов.

С социальными службами и организациями, способными оказать помощь в решении проблем, не знакомы 38,4% мо­лодых людей, слышали о существовании таких служб — 42,2%, знают о предоставляемых такими учреждениями ус­лугах — 15,4%, а обращались и получали помощь — 2,4%. Такие результаты свидетельствуют о низкой информирован­ности в молодежной среде о службах и учреждениях, зани­мающихся семейной проблематикой и поддержкой.

По мнению большинства экспертов, молодежь слабо ос­ведомлена о деятельности социальных служб и организа­ций, способных оказать помощь в решении проблем, плохо представляет их компетенцию. Так ответили 64% респонден­тов. И 28% экспертов убеждены в неосведомленности мо­лодежи о таких службах и организациях.

Понятие «счастливая семья» у опрошенных молодых людей ассоциируется в основном со взаимопониманием, как ответили 122 человека (18%), и с любовью, как ответили 106 человек (15,8%).

С заметным отличием в частоте были на­званы такие характеристики счастливой семьи, как «обес­печенная, без материальных проблем» — в 56 случаях (8,4%), «полная», «я, супруг (а) и дети» — в 47 случаях (7,0%), «бла­гополучная, когда все хорошо» -42 (6,2%), «уважение» от­метили 35 человек (5,2%).

Дружная, бесконфликтная, креп­кая семья идеальной является для 57 респондентов (8,5%).

Счастливая семья воспринимается как «хороший супру­га) и дети» 13(1,9%) из числа опрошенных. Очевидно, в их случае решающий вклад в счастье семьи должна вносить другая половина. Примечательно, что к счастливой семье отнес свою семью 41 респондент, т. е. всего 6,1%.

«Идеальные родители» для 108 (16,1%) человек — это понимающие родители, для 106 (15,8%) респондентов — это «любящие друг друга и детей». Своих родителей назвали идеальными 88 (13,1%) человек. И, напротив, «не мои» от­ветили на вопрос об идеальных родителях всего 2 челове­ка, что составляет 0,3% респондентов. Также идеальными считаются «помогающие, поддерживающие (в том числе ма­териально), заботливые», как ответили 78 (11,6%) респон­дентов. Отнесли к категории невероятного идеальных роди­телей 14 (2%) человек, ответив «такого не бывает», «мечта». К идеальным родителям себя отнесли лишь 2 девушки из опрошенных.

Подобные данные позволяют говорить о том, что здоро­вье и семейные ценности в целом сохраняют свои приори­теты в сознании молодежи. Интересна позиция молодых людей в отношении законного брака. Обязательным его счи­тает лишь половина респондентов. Это свидетельствует о значительном влиянии на общественное сознание молоде­жи современных установок и взглядов на семью и брак. Вместе с тем высок процент респондентов, считающих, что дети должны расти в семье, где брак родителей официаль­но зарегистрирован.

Таким образом, молодежь представляет собой интерес­нейший объект исследований различного уровня. Данное описательное исследование затронуло широкий круг вопро­сов, относящихся к образу жизни молодежи, ценностным ориентациям, информированности и отношению к ряду ак­туальных проблем, включенности молодых тольяттинцев в различные сферы жизнедеятельности. Уже сегодня можно констатировать, что новые условия жизни и социально-эко­номические изменения, происходящие в России, требуют от молодежи большей мобильности, поиска нестандартных решений для успешной самореализации и включения в граж­данское общество.

Исследовательский проект имеет прогностическую на­правленность. В первую очередь потому, что сегодняшняя молодежь — это, по существу, наше общество завтра. Буду­щее рождается сегодня. Носителем этого будущего явля­ется молодежь. Черты, свойства, которые проявляются в оценках, в предпочтениях, в поведении юношей и девушек сегодня, завтра в значительной мере будут определять об­лик России.

Явон С.В. Ценностные аспекты жизнедеятельности совре­менной молодежи. В статье дается интерпретация результа­тов социологического исследования «Город молодых», целью которого являлось получение релевантной информации о мо­лодежи г. о. Тольятти как социальной общности, объекте и субъекте молодежной политики, проводимой в городе.

Ключевые слова: молодежь, актуальные проблемы моло­дежи, жизненные устремления, здоровье, брак, семья и дети в мировоззрении молодых людей.

Yavon S.V. The valuable aspects of the modern youth’s activity.

The article gives the interpretation of the results of the sociological research «Young people’s town» whose aim was to get relevant information about young people in the town district of Togliatty as the social community, the subject and the object of young people’s policy that took place in the town.

Key words: youth, actual problems of the youth, life aspirations, health, marriage, family and children in the young people’s philosophy of life.

1 Явон Снежана Владимировна, e-mail:kaf-st@tolgas.ru

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector