Кочеткова. Комментарий к статье Дискриминация по возрасту при приеме на работу. УП. 22.10

А.И. Кочеткова. Комментарии к статье А. Фроловой «Дискриминация по возрасту при приеме на работу. Управление персоналом. 2010. № 22. С.51-53.

Для понимания подня­той проблемы — про­дуктивности человека в определенном возрасте — необходимо выбрать некую «точку сборки», то есть тот угол зрения, под которым мы будем рассматривать про­блему.

Если эта «точка сборки» — психофизические параметры претендента на вакантную позицию, то совершенно очевидно, что опыт, мудрость и за­частую незаурядные интеллектуальные способно­сти и возможности не могут не отразиться на све­жести лица, яркости эмоций и скорости реакции человека в возрасте. Огня в глазах, скорее всего, не будет наблюдаться, так как современный рос­сийский профессионал существует и работает в условиях тотальных организационных перегрузок и вследствие этого подвержен выгоранию.

Работодатели не могут определить точно, что им нужно от человека в смысле выносливости и во­обще наличия энергии, и вынуждены ориентиро­ваться на внешний вид (не усталый) и энтузиазм. И в этом они совершенно правы, так как опреде­лить выгорание можно только специальными инструментами, находящимися в ведении управляющего персо­налом компании работодателя. Поэтому решение о непринятии на работу уставшего человека, рожденное отчасти по наблюде­ниям за поведением и внешним видом, является выражением решения не принимать на рабо­ту человека без энергии, то есть выгоревшего. И в этом работо­датели опять отчасти правы, так как выгоревший сотрудник при всем своем профессионализме испытывает серьезные пробле­мы с целями, ценностями, моти­вацией и другими компонентами личностных механизмов. А ком­пания не сможет подвигнуть его ни к дальнейшим подвигам, ни к дальнейшему развитию.

Оценивая молодых претен­дентов с этой точки зрения, надо отметить, что их молодость и видимая «свежесть» физиче­ского облика СОВЕРШЕННО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ гарантией отсут­ствия выгорания. Часто за моло­дой оболочкой скрывается еще в институте выгоревший чело­век, ныне представляющий со­бой инфантила с детскими реак­циями и оценками окружающего мира; человека, не способного к несению лидерства и ответ­ственности; нуждающегося в опеке (иждивенца) и совершен­но незрелого. Именно такой ис­ход выгорания наиболее вероя­тен для молодых людей. Этот сотрудник будет еще хуже вы­горевшего работника старшего возраста, так как никаких се­рьезных задач такому человеку доверить просто нельзя.

9 стр., 4411 слов

Основной энергией, мотивирующей поведение человека, с точки зрения з.Фрейда: стремление к удовольствию

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Введение в курс «Основы психологического консультирования Психологическое консультирование - это процесс: посредством которого обученный консультант помогает индивидам принимать удовлетворительные решения Современный подход психологического консультирования, который описывает К. Роджерс, направлен на формирование: большей независимости личности Цель ...

Однако нельзя игнорировать и другую «точку сборки» — по­тенциал претендента. Вот здесь претенденты старшего возраста дадут фору молодым и с точки зрения предыдущей подготовки в области знаний и навыков, и с точки зрения степени сформированности и развития потенци­ала работника. Во всяком случае, возрастные претенденты ИМЕ­ЮТ потенциал. Молодежь же, во-первых, проигрывает стар­шим в уровне подготовки (в силу некачественности коммерческо­го образования и халатного соб­ственного отношения в учебе как к саморазвитию), а во-вторых, в степени сформированности и развития потенциала, которая у них может быть очень низка, так как многие вузы и программы не развивают мышление человека, определяющее его обучаемость и адаптивность (что и является потенциалом).

Сравнив остаточный потен­циал, видим, что он может быть ОДИНАКОВ у старшего и млад­шего поколения, так как у стар­шего он больше развит и актив­нее используется (его можно легко разбудить), а у младше­го поколения потенциал можно создать и развить.

Утверждать, что старшее по­коление необучаемо, по мень­шей мере странно, так как со­временный инновационный путь развития России будет реализовываться в ближайшее время отнюдь не молодыми поколениями. Они еще не готовы к нор­мальной нагрузке. А вот старшее поколение будет изменяться и развиваться (если не выгорело окончательно), и тянуть на себе всю инноватику.

ДА

В+П+ Человеческие ресурсы, создающие добавленную стои­мость технически, огра­ниченно пригодные и способные к развитию только в узкопрофессо- нальных областях (как молодые, так и стар­шие)

В-П+ Человеческий капитал, способный к решению любых стан­дартных и нестандарт­ных задач (как моло­дые, так и старшие)

НЕТ

В+П- Выгоревшие и еще остаточно полез­ные кадры, которые мо­гут нести социальные и другие сопутствующие функции в компании, но неспособны ник какому развитию. В основном рутинные работники

10 стр., 4560 слов

Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения

Введение Данная тема взаимоотношений детей подросткового возраста и людьми зрелого (пожилого) возраста не является новой для современной психологической науки, но все равно анна не теряет своей актуальности, потому что взаимоотношения детей и родителей, бабушек и дедушек с внуками, учителей и их учеников остаются и играют важную, чаще даже решающую роль в становлении личности подростка в процессе ...

В-П- Не работники вообще, иждивенцы, провоцирующие прое­дание капитала органи­зации, так как не могут дать никакого резуль­тата; очковтиратели и корпоративные лжецы, мошенники; их форма жизни — имитация бур­ной деятельности или деятельностный диле­тантизм. Полностью выработавшие или несформированные по­тенциалом люди

Видно, что работодатели претендуют на отбор категорий «человеческий капитал» и «че­ловеческие ресурсы», в которые можно инвестировать бесконеч­но и получать надежный и каче­ственный результат их труда.

Отметим особо, что потен­циал человека (обучаемость, адаптивность и управление сво­ей энергией, включая регенера­цию) ВООБЩЕ НЕ ЗАВИСИТ от возраста владельца потенциала. Он закладывается при рождении абсолютно у всех людей (являясь функцией жизнеспособности и системы самосохранения), фор­мируется в течение молодости и развивается всю жизнь. Он за­висит от выгорания, так как этот процесс обессиливает человека, и его продуктивное мышление уже не может ему помочь.

Теперь о мышлении. Как практик-эксперт в области раз­вития продуктивного мышления и повышения индивидуальной мощ­ности человека, не соглашусь с некоторыми положениями статьи:

1. Продуктивность человека на протяжении жизни МОЖЕТ существенно изменяться: че­ловек может терять мощность вследствие выполнения гигант­ского объема рутинных/стан­дартных операций (тупеть); так­же человек может и развивать, и увеличивать мощность вслед­ствие решения большого количества нестандартных задач (становиться креативным).

При­чем этот механизм универсален для всех людей: как все люди та­лантливы, так же все могут стать тупыми.

НАДО ДЕЛАТЬ АКЦЕНТ НА ВЫГОРАНИИ И ПОТЕНЦИАЛЕ (В ЧАСТНОСТИ, ПРОДУКТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, КОТОРАЯ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ОБУЧАЕМОСТИ), А НЕ НА ВНЕШНЕМ ВИДЕ И ВОЗРАСТЕ

2. Эксперименты с разными возрастными группами в обла­сти аналогов/ассоциаций и дру­гих параметров показывают со­вершенно разные результаты в зависимости от состава группы. Нельзя утверждать, что старшее поколение хуже работает в этой зоне, можно найти достаточно молодежи, у которой вообще не будет мыслительной активно­сти.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

3. Разница между поколени­ями в области мышления сле­дующая: старшее поколение, накопившее мудрость (она же мыслительная мощность и про­дуктивность), может просто ее не использовать. Но этот «за­снувший потенциал» можно лег­ко разбудить за короткое время. А вот молодежь часто НЕ ИМЕЕТ мыслительной мощности, и ее надо развивать, а это уже во­прос нескольких лет. Подводя итог всему вышесказанному, по­вторюсь: надо делать акцент на выгорании и потенциале (в част­ности, продуктивности мышле­ния, которая лежит в основе обу­чаемости), а не на внешнем виде и возрасте.

Журнал

ноябрь 2010 г.