Психология Практичка № 4

  1. Анатомо-физиологическая характеристика юношеского возраста

Юношеский возраст связан с быстрым увеличением роста. Этот период характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом юношей функционального уровня взрослого человека. Так, в период от 15 до 17 лет рост увеличивается на 5−7 см в год. Энергичный рост в длину сопровождается увеличением веса тела. Наибольшее прибавление в весе наблюдается в возрасте 16−17 лет. Прибавление в весе тела за год в этот период достигает 4−6 кг и даже больше. Быстрое нарастание веса обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но и увеличением массы мышц. Особенно интенсивное развитие мышечной системы у юношей происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40−44% веса тела. К 16−17 годам показатели мышечной силы приближаются к уровню взрослых. Развитие выносливости составляет 85% от соответствующего уровня взрослых. Костная система заканчивает формироваться к 18 годам. Так, полное срастание костей таза происходит в 16−18 лет; нижние отрезки грудины срастаются к 15−16 годам, кости стопы полностью формируются в 16−18 лет, характерные изгибы позвоночника в 18−20 лет.

К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы. К18 годам продолжает снижаться ЧСС: в покое — до 61 уд/мин, при работе — до 170−190 уд/мин. Кровяное давление у 16−18-летних юношей равно 120/75 мм рт. ст. У юношей значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков. В целом организм юношей в 16−17 лет созрел для выполнения большой тренировочной работы, направленной на достижение высокого спортивного мастерства.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

27 Введение Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Наиболее важные признаки развития это – дифференциация, расчленение раннее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Существует много типов развития, ...

2. Ведущая деятельность в юношеском возрасте

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т. п.).

В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах. По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности. Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т. е. сформированность психологических образований й механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

19 стр., 9144 слов

Формирование навыков общения во внеурочной деятельности

... школьного возраста к подростковому возрасту, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника. Это, прежде всего, потребность в общении ... Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, ... ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших ...

  1. Новообразования

Основным новообразованием в старшем школьном возрасте личностное и профессиональное самоопределение, так как именно в самоопределении, в обстоятельствах жизни в период раннего юношеского возраста, в ее требованиях к школьнику кроется самое существенное, что во многом характеризует условия, в которых происходит формирование его личности.

В старшем школьном возрасте формируется не само самоопределение — личностное, профессиональное (шире — жизненное), а психологическая готовность к нему.

4. Специфика общения со взрослыми: растущая демократизация взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей — поведенческой(потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональной (потребность и право иметь собственные привязанности),моральной и ценностной автономии (потребность и право на собственные взгляды); решение проблемы авторитета родителей, взаимопонимания во взаимоотношениях с родителями; неравномерность общения, когда за стремительной интенсификацией общения наступает период спада интенсивности общения до накопления новых беспокоящих проблем. Содержанием общения являются проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Однако, как показали психологические исследования 1980-х гг., потребность в неформальном общении с родителями удовлетворяется в юношеском возрасте меньше чем на половину.

11 стр., 5272 слов

Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте

... возраст. Предмет исследования - взаимоотношение любви и дружбы в юношеском возрасте. Цель - исследовать проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте. Задачи: 1) раскрыть потребность в дружбе и любви в юношеском возрасте ... обмен информацией. Постепенно уменьшается значимость компаний вообще, предпочтение отдается диадическому общению (общению в парах) [7, c.40]. Человек как бы боится потерять ...

5.В этом возрасте происходит увеличение потребности в общении со сверстниками, увеличение времени на общение, расширение его круга (в школе, в семье, по соседству, в разных географических, социальных, виртуальных пространствах); углубление, индивидуализация общения, развитие способности к установлению более избирательных, тесных и глубоких дружеских отношений. В юношеской дружбе отчетливо проявляются гендерные коммуникативные особенности: так, потребность в интимной дружбе возникает у девочек на 1,5−2 года раньше, чем у мальчиков, при этом дружба девочек более эмоциональна.

Юношеская дружба характеризуется верностью, близостью, устойчивостью — друг впервые осознается как другой Я: один ищет в друге преимущественно подтверждение своего Я; другой сам идентифицируется с другом вплоть до потери собственной индивидуальности; третий ищет в друге дополнение, образец для подражания, психологическую защиту. От этих психологических потребностей зависит и выбор друзей, и характер взаимоотношений между ними. Юношеская дружба многообразна: от совместного времяпровождения до глубочайшей исповедальности.