Психология 29

37)Гештальтпсихология, как применение принципа целостности.

Гештальтпсихология — наука, ставшая самым продуктивным вариантом при решении проблемы сохранения целостности австрийской и немецкой психологии. Основные представители гештальтпсихологии, такие как М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин, создали науку для противостояния структурализму.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

  • Предмет гештальтпсихологии — это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;
  • Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;
  • Единицей анализа сознания выступает гештальт, т. е. целостная образная структура;
  • Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;
  • Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;
  • Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;
  • Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Гештальтпсихология — это наука, которая исследовала целостные структуры, состоящие из психического поля, разрабатывая новейшие экспериментальные методы.

Представители гештальтпсихологии считали, что предметом данной науки несомненно является исследование психики, анализа всех познавательных процессов, динамики и структуры развития личности. Методологический подход к изучению данной науки базируется на понятии психического поля, феноменологии и изоморфизма. Психические гештальты имеют схожие физические и психофизические характеристики, т. е. процессы, происходящие в коре головного мозга, имеют сходство с процессами, происходящими во внешнем мире и осознаваемые нами в переживаниях и мыслях. Каждый человек способен осознать собственные переживания и найти путь выход из сложившейся ситуации. В настоящее время практически все свойства восприятия раскрыты благодаря проведенным исследованиям. Также доказано значение данного процесса при формировании и развитии воображения, мышления и прочих когнитивных функций. Подобный тип мышления представляет собой полнейший процесс формирования образных представлений об окружающем нас мире, позволяя раскрыть важнейшие механизмы творческого мышления.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... выделяется доминирующий. Таким образом, разрушение целостности объектов и выделение доминирующего признака ... характеристикой деятельности субъекта. Известно, что мышление определяется содержанием реальной действительности, которую ... 1929 годах Пиаже изучал историю науки, прослеживая и сравнивая развитие ... центрация». Под центрацией понимается узость поля зре­ния, ограниченность видения рассматриваемого ...

История возникновения и развития гештальтпсихологии.

Впервые, понятие гештальтпсихологии было введено в 1890 году Х. Эренфельсом при исследовании процессов восприятия. Главным свойством данного процесса было выделено свойство транспозиции, т. е. переноса. В начале XIX века была создана Лейпцигская школа, где собственно и было определено комплексное качество, пронизанное чувством, как единого переживания. Гештальтисты вскоре начинают выходить за рамки психологии, тем самым все К 50-м годам с приходом фашизма проявление резкого стремления к гештальтпсихологии спадает. Данная наука оказала огромное влияние на процесс формирования и развития психологической науки. И уже к 1978 году было создано Международное психологическое сообщество под названием «Гештальттеория и ее приложения», куда вошли следующие представители из разных стран мира: Германии (З.Эртель, Г. Портеле, М. Штадлер", К. Гусс), США (А. Лачинс, Р. Арнхейм, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер) и др., Финляндии, Италии, Австрии, Швейцарии.

Основные идеи, факты и принципы гештальтпсихологии.

24 стр., 11747 слов

Исследование восприятия в психологии

... . Проблема изучения восприятия в отечественной и зарубежной литературе 1.1 Анализ подхода к исследованию восприятия в психологии Восприятие (лат. perseptio) - это субъективный образ предмета, явления или процесса ... значение имеет то, что воспринимается фигурой, а что - фоном. Последователи гештальтпсихологии остаются на уровне описания, утверждая, что в виде фигуры воспринимаются ...

Одним из главнейших представителей гештальтпсихологии является философ Макс Вертгеймер. Его работы были посвящены исследованию зрительного восприятия экспериментальным путем. Полученные в ходе проведения его исследований данные заложили основы подхода к восприятию (а в дальнейшем и к прочим психологическим процессам) и стимулировали критику ассоцианизма. Так, основным принципом формирования психику стал принцип целостности, согласно которому формируются понятия и образы. Проведение исследования и восприятия позволили открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законами гештальта. Они позволяли раскрыть содержание психических процессов при взаимодействии раздражителей во всем организме, соотнося, структурируя и сохраняя отдельные образы. При этом соотношения предметных образов не должно быть статичным, неподвижным, но должно определяться меняющимися соотношениями, устанавливаемыми в процессе познания. Дальнейшие экспериментальные исследования Вертгеймера позволили установить, что существует множество факторов, от которых зависит устойчивость фигуры и ее совершенство. Сюда можно отнести общность цвета, ритмичность в построении рядов, общность света и многое другое. Действие данные факторов подчиняется главному закону, согласно которому действия интерпретируются в качестве стремления к устойчивым состояниям на уровне электрохимических процессов.

Поскольку перцептивные процессы считаются врожденными, объясняя при этом особенности функционирования коры головного мозга, возникает необходимая объективность, превращающая психологию в объяснительную науку. Анализ проблемных ситуаций, а также способы их решения позволили Вертгеймеру выделить несколько этапов процессов мышления:

  • Возникновение направленного чувства напряженности, мобилизирующего творческие силы каждого человека;
  • Проведение анализа ситуации и осознания проблемы для создания единого образа сложившейся ситуации;
  • Решение сложившейся проблемы;
  • Принятие решения;
  • Стадия исполнения.

Опыты Вертгеймера раскрыли отрицательное влияние привычных методов восприятия структурных отношений. Публикуемые издания рассматривают анализ творческого мышления (его механизмов) и проблемы творчества в науке

4 стр., 1554 слов

индивидуальные особенности людей, деятельность которых связана с риском.

... -спасательной службы. Предмет исследования: индивидуальные особенности людей, деятельность которых связана с риском. Гипотеза: ... психической устойчивости и готовности, индивидуально-психологических особенностей личности. Деятельность пожарного и спасателя предполагает постоянное ... особенностей профессии противопожарной и аварийно-спасательных служб; 2.подбор диагностических методик по данной проблеме ...

38) Отрасли психологии, связь с другими науками.

Современная психология занимает особое место в системе научного зна-

ния, она находится на стыке ряда наук и занимает промежуточное положение

между общественными науками с одной стороны, естественными — с другой,

техническими — с третьей. Тем не менее близость к этим наукам и даже наличие

многих совместно разрабатываемых отраслей ни в коей мере не лишает ее са-

мостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет

исследования, свои теоретические принципы и пути изучения этого предмета. В

центре внимания психологии всегда остается человек — главное действующее

лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение

только тогда, когда они служат человеку, когда они возникают и развиваются

как человеческая теория и практика.

Современная психология представляет собой весьма разветвленную сис-

тему научных дисциплин, связанных с различными областями практики. Клас-

сифицировать эти многочисленные отрасли можно по-разному, например, по

тому, как участвует и развивается психика в деятельности. Данный подход по-

зволяет выделить три основания для классификации: 1) участие психики в

обеспечении конкретных видов деятельности; 2) психологические аспекты раз-

вития человека; 3) отношение человека к обществу.

По первому основаниюможно выделить ряд отраслей психологии, изу-

чающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятель-

ности.

Психология трудаизучает психологические особенности трудовой дея-

тельности, психологические аспекты научной организации труда, проблемы

психических состояний человека в трудовой деятельности, вопросы профес-

сионального самоопределения, отбора и обучения. Она включает в себя ряд

разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психо-

4 стр., 1998 слов

1. Психологическая неполноценность учащихся с проблемами в воспитании, ее характер

... воспитателем;– взаимодействие воспитателей с воспитанниками;– морально-психологических климат; и др.Субъективные факторы весьма переменчивы ... самого воспитанника, его воспитателей, окружающих его людей, деятельности созданных людьми учебно-воспитательных учреждений. Среди них:– ... значительных двигательных расстройств может не быть, проблемы у них возникают при выполнении сложнокоординированных ...

логической науки. К ним относятся: инженерная психология, изучающая про-

цессы информационного взаимодействия в системах «человек-машина»; авиа-

ционная психология, исследующая психологические закономерности деятель-

ности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; космиче-

ская психология, изучающая особенности деятельности человека в условиях

невесомости, пространственной дезориентации, социальной изоляции, нервно-

психического напряжения при чрезмерных перегрузках организма и т. д.

Педагогическая психологиязанимается проблемами изучения психоло-

гических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует

процессы формирования у учащихся мышления, усвоения ими знаний, умений

и навыков. К разделам или узким областям педагогической психологии отно-

сятся: психология обучения, психология воспитания, психология ученического

коллектива, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми

и т.д.

Медицинская психологияизучает психологические аспекты деятельно-

сти врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изу-

чающую связь психических явления с физиологическими структурами мозга;

психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психику

человека; психотерапию, изучающую и использующую методы и средства пси-

хического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психоги-

гиену, разрабатывающую системы мероприятий, обеспечивающих психическое

здоровье людей.

Юридическая психологияисследует психологические проблемы, связан-

ные с реализацией правовой системы государства. Она подразделяется на су-

дебную психологию, изучающую психологические особенности поведения уча-

стников уголовного процесса; криминальную психологию, исследующую пси-

хологические особенности личности преступника; исправительно-трудовую

психологию, изучающую психологические проблемы и особенности заключен-

ных, отбывающих наказания.

Военная психологияисследует поведение человека в условиях боевых

действий, проблемы взаимоотношений начальников и подчиненных, методы

психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы

управления боевой техникой.

Психология спортарассматривает психологические особенности лично-

сти и деятельности спортсменов, вопросы их подготовки, проблемы организа-

ции и проведения соревнований.

Психология торговлиизучает психологические условия и проблемы рек-

ламы, спроса, обслуживания клиентов, формирования тенденций и направле-

ний моды.

Психология управленияизучает психологические факторы, определяю-

щие особенности поведения людей в организациях, проблемы взаимодействия

руководителей с подчиненными, вопросы создания оптимального психологиче-

ского климата.

Психология научного творчестваисследует особенности творческой

личности, психологические факторы, стимулирующие творческую активность,

закономерности и методы творческой деятельности (эвристики).

Психология художественного творчестваисследует психологические

условия создания и восприятия произведений литературы и искусства.

Классификация отраслей психологии по второму основанию (принципу

развития) позволяет выделить ряд других ее ветвей.

Возрастная психологияизучает онтогенез различных психических про-

цессов и свойств личности развивающегося человека. Она подразделяется на

детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию

взрослого человека, геронтопсихологию.

Психология аномального развитияили специальная психология изучает

особенности развития психики при различных отклонениях. Она подразделяет-

ся на патопсихологию, исследующую отклонения развития психики при раз-

личных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию, изучающую па-

тологии психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга;

сурдопсихологию, связанную с проблемами формирования психики ребенка

при серьезных дефектах слуха; тифлопсихологию, занимающуюся проблемами

психологии слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психологияисследует филогенетические формы психи-

ческой жизни, сопоставляет психику человека и животных, устанавливает ха-

рактер и причины сходств и различий в их поведении. Разделами сравнитель-

ной психологии является зоопсихология, изучающая психику животных и это-

логия__1102 р, исследующая врожденные механизмы поведения животных.

Психофизиологияизучает физиологические основы, закономерности и

механизмы организации психики и сознания.

Дифференциальная психологияисследует индивидуальные психофизио-

логические различия между людьми.

Общая психологияизучает основные свойства и общие закономерности

психики и сознания.

Классификация ветвей психологии по третьему основанию- психологи-

ческим аспектам отношений личности и общества — позволяет выделить еще

один ряд отраслей психологической науки, которые объединены понятием со-

циальная психология.

Социальная психологияизучает психические явления, которые возника-

ют в процессе взаимодействия людей в различных социальных группах (как ор-

ганизованных, так и неорганизованных).

Она включает в себя три основные

ветви: социальную психологию больших групп, изучающую проблемы мас-

совой коммуникации, закономерности моды, слухов, общественных настрое-

ний, психологию классов, наций, религии; социальную психологию малых

групп, исследующую проблемы психологической совместимости, лидерства,

сплоченности и взаимоотношений в коллективах организаций, семье и т. п.; со-

циальную психологию личности, занимающуюся вопросами взаимодействия

личности и социальных групп (проблемами изучения направленности лично-

сти, ее самооценки, устойчивости и внушаемости, коллективизма и индивидуа-

лизма).

На основании вышеизложенного можно делать вывод о том, что для со-

временной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий

значительную разветвленность психологического знания на различные отрасли,

которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от

друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности

и механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным

процессом интеграции, в результате чего происходит стыковка психологии со

смежными науками (с техническими -- через инженерную психологию, с педа-

гогикой -- через возрастную и педагогическую психологию, с общественными и

социальными науками -- через социальную психологию, с естественными нау-

ками -- через психофизиологию и сравнительную психологию и т. д).

Все перечисленные выше подходы заслуживают того, что­бы познакомиться с ними. Это будет сделать легче, если отло­жить на некоторое время такое знакомство и предварительно вникнуть в суть понятийного аппарата и общих проблем совре­менной психологии. Завершить же тему становления психоло­гического знания на исключительно бодрой ноте не представ­ляется возможным. Кризис продолжается… Увы, хотя и не в столь явной форме, но он затрагивает и другие отрасли науки, особенно те, которые связаны с познанием тайн существования человечества (философия, физиология, медицина и др.).

Все больше ученых приходят к выводу, что кардиналь­ным выходом из кризисного состояния является не победа идеалистической концепции над материалистической (пли наоборот), а формирование нового взгляда на мироздание. В новой научной платформе должно найтись место всем совре­менным концепциям, достойное их вкладу в развитие человечества. «Религия отвечает на запросы сердца, отсюда ее маги­ческая сила, наука — на запросы ума, отсюда ее непреодолимая мощь. Религия без доказательства и наука без веры стоят друг против друга, недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую» (Ф. Шюре, фр. философ, XIX в.).

Ведь нашлось же у физиков, лауреатов Нобелевской премии А. Эйнштейна, М. Планка и других мужество приподняться над собой, чтобы переосмыслить многие взгляды, которые вла­дели ими на протяжении всей их жизни (особенно те, которые связаны с идеей мироздания).

«Корневая система» психологии весьма обширна. Психо­логия была соткана не только из разных научных направле­нии, но и усилиями ученых разных стран мира. Современный профессиональный психолог уже не может ограничить свой кругозор «чисто» психологическими знаниями. Его должна связывать дружба со всем, что интересует человека, и вряд ли можно очертить здесь какой-то приоритетный круг.

Задачи и место психологии в системе наук (Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин)

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

· научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

· научиться управлять ими;

· использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

· быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов. Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса. Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой — выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть — теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Связь психологии с другими науками(Ю.В.Щербатых «Общая психология»)

Рис. 1.10. Связь психологии с другими науками

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психоло­гия. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философ­ских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марк- систко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретичес­кой и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиоло­гия.

Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мыс­ли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психо­логией. Связь между психологией и социологией обеспечивает соци­альная психология.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них за­частую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.

История. Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естес­твенного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процес­се исторического развития и роль психологических качеств историчес­ких деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные меха­низмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии).

На стыке медицины и психоло­гии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, поз­воляющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспе­чению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспе­чивают педагогическая психология и возрастная психология.

Психология и общественная практика «Общая психология: методология, сознание, деятельность» (В.М.Козубовский)

Любая наука, решая свои важнейшие проблемы, вынуж­дена учитывать человеческий фактор. На человеке замыкают­ся интересы фундаментальных и прикладных наук, обществен­ных и технических. Собственно, природа изучает сама себя через Человека. Все, что делается на планете Земля, делается во имя Человека. Часто можно слышать, что двадцать первый век б}'дет веком гуманитарным или… никаким. Действительно, комом растут планетарные проблемы, ставящие выживание человечества в зависимость от того, как мы познаем СЕБЯ! Особую значимость в общественной практике приобретает пси­хологическое знание, перед которым стоит ряд задач.

Повышение качества труда и продукции. Эконо­мические модели «сытых» стран включают в себя триаду приоритетов: «человек — финансы — технология». На первом месте — человеческий фактор. К сожалению, многие мыслят традиционно: главное — это финансы, оборудование, сырье и технология, а с людьми как-нибудь потом разберемся.

Такой подход бесперспективен. Факт из «упрямой» стати­стики: одна минута конфликта на производстве имеет своими последствиями 20 мин. переживаний и снижение производи­тельности труда на 25%.

Невозможно не согласиться со словами известного спе­циалиста в области менеджмента П. Друкера (США): «Только человеческие ресурсы могут производить экономические ре­зультаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет большим, чем сумма входов».

Совершенствование управления экономикой страны. Здесь исследуются проблемы работоспособности, бе­зопасности и мотивации труда. Какой бы аспект теории и практики управления экономикой ни рассматривался, он все­гда связан с управлением людьми, через людей и во имя лю­дей. Если придерживаться строгой терминологии, то управ­лять можно лишь экономическими (экологическими, финансо­выми и т. д.) интересами человека, но не экономикой. Мысль о приоритете человеческого фактора в управлении прекрасно выразил Антуан де Сент-Экзюпери: «Если хочешь построить корабль, то не собирай мужчин для того, чтобы приобрести древесину, подготовить инструмент, распределить работу или распределить задачи, а учи их тоске по просторам моря… Каторга не там, где люди работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжелый труд. Каторга там, где удары киркой лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми». Филосо­фия успешно функционирующих структур самого различного назначения и уровня в центр внимания всех проблем ставит Человека как наивысшую ценность.

Совершенствование сферы обслуживания. Эта сфе­ра затрагивает повседневные интересы каждого. Она буквально соткана из психологических аспектов. Здесь рассмотрению под­лежат потребности люден и их взаимоотношения в процессе обслуживания (психология общения с клиентом, заключения сде­лок, психология рекламы, покупательского спроса, создание имиджа фирмы и многое другое).

Из опыта работы западных сервис­ных фирм: повышение психологической грамотности торговых работников всего лишь на 10% ведет к повышению объема про­даж до 50%. Кстати, в России сфера торговли выделена в пси­хологии в отдельную ветвь, а в перечень учебных специальнос­тей введено понятие «психология торговли».

Обучение и воспитание. Здесь также многие пробле­мы адресованы психологии: память, внимание, индивидуализа­ция заданий, одаренность и т. п. Например, предварительная оценка профессиональной склонности к обучению той или иной про­фессии позволяет экономить средства на обучение в десятки раз. Известно также, что один доллар, вложенный в повышение ква­лификации работников, дает эффект прибыли в 4−8 долларов.

Психология — Стр 2

Охрана здоровья и обеспечение работоспособ­ности. Лечить, как известно, надо не болезнь, а человека. Дей­ствительно, одна и та же болезнь протекает у разных людей no-разному. Закономерности нарастания усталости также раз­личны. Поэтому при лечении требуется учет индивидуально-личностных характеристик человека. В настоящее время не­врозами страдает 1/8 часть населения земли. Стрессы обхо­дятся американской казне ежегодно в 150 млрд долларов. В России на каждые 100 тыс. жителей приходится 50 само­убийц. Общепризнано, что истинные причины всех этих неду­гов — в психике людей. Психология не может ждать, пока одна половина человечества станет лечить другую… Сегодня разработаны эффективные тренинги, позволяющие снимать стрессы, снижать чувство боли без фармакологических средств, обеспечивать крепкий сон, управлять своими эмоциями.

Проектирование, разработка и эксплуатация техники. В настоящее время взаимный учет возможностей человека и параметров техники ведется уже на самых ранних стадиях создания систем совместными усилиями инженеров и психологов. Именно это помогает конструкторским коллек­тивам избегать ошибок в согласовании человеческого и тех­нического звеньев сложной системы при ее создании. Около 40% недостатков, обнаруженных в сложных системах, обус­ловлено слабыми навыками принятия групповых решений на этапах их проектирования.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector