Особенности психологии как науки

Особенности психологии как науки. Значение психологии как науки и практики.

Психология – это наука, изучающая факторы, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления различных психических явлений.

Предмет научной психологии – изучение психики.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на этой основе формир. образы, к-рые позваляют чел. регулировать своё поведение и деят-ть.

Психология изучает след. психияч. явления: Психические процессы – описывают 3 основные стороны душевной жизни человека: познание, чувства и волю. Соответственно выделяются: познавательные, эмоциональные и волевые. Психические состояния –относительно-устойчивые психич. явления. Они отражают воздействие на чел опр событий внешней и внутренней жизни. (бодрость, утомление, ксука и т.д).

Психические свойства – устойчивые и существенные особенности, отличающие чел от других. ( Направленность, черты х-ра, темперамент).

Психические образования – знания, умения, навыки, привычки, всё то, что приобретает чел. в процессе жизнедеят-ти.

Психология как наука имеет: 1.свой категориальный аппарат (это понятия, которые объясняют психические явления); 2.свою историю развития изучает отдельная наука; 3.структуру псих знаний (основные, второстепенные); 4.на современном этапе представляет систему. Психология – не чисто академическая наука, она имеет прикладное значение (практическая психология).

Можно говорить о специфических задачах психологии в конкретных сферах (семье, профессиональной деят-ти, политике, образовании и т. д.).

Также необходимо отметить, что задачи психологии определяются теми общими проблемами, которые разрешает общество в конкретном государстве в тот или иной исторический период.

Коротко Задачи психологии можно сформулировать так:

Научиться понимать сущность психологических явлений и их взаимосвязь;

Научиться управлять ими; Использовать полученные знания на практике;

Задачи как науки: изучить и научно обосновать псих явления; раскрыть закономерности проявления и развития псх явлений; учить чел управлять своим псих состоянием.

Значение: помогает сформировать мировоззрение; помогает познать себя и других людей; содействует самосовершенствованию; взаимоотношения с др. людьми.

2 стр., 988 слов

Психология, как наука. Введение в психологию

... и «logos» - слово, учение. Психология (греч. — душа; греч. — знание) — это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и  ... в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны ...

Предмет психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

Психология – это наука, изучающая факторы, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления различных психических явлений.

Предмет научной психологии – изучение психики.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на этой основе формир. образы, к-рые позваляют чел. регулировать своё поведение и деят-ть.

Психика выполняет 2 основные ф-ции: 1) отражение чел объективного мира 2)регуляция чел своего поведения и деят-ти. Психика чел включает в себя всё что он чувствует, воспринимает, ощущает, о чем думает.

Психические процессы – описывают 3 основные стороны душевной жизни человека: познание, чувства и волю. Соответственно выделяются: познавательные, эмоциональные и волевые. Психические состояния –относительно-устойчивые психич. явления. Они отражают воздействие на чел опр событий внешней и внутренней жизни. (бодрость, утомление, скука и т.д).

Психические свойства – устойчивые и существенные особенности, отличающие чел от других. ( Направленность, черты х-ра, темперамент).

Психические образования – знания, умения, навыки, привычки, всё то, что приобретает чел. в процессе жизнедеят-ти.

этапы развития: 1. П рассматривалась как наука о душе.(боле 2 тыс лет назад).

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления жизни человека. 2. П как наука о сознании возникла в 17 в с развитием естествен наук. Способность чувствовать, думать, желать называли сознанием. Осн методом в изучении считалось наблюдение за самим собой. 3. Наука как наука о поведении (20в) Задача П – наблюдения за поведением поступками, реакциями чел. мотивы не учитывались. 4. П как наука изучающая закономерности, механизмы психики.

Методы психологии.

Методы психологии — совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Существуют различные классификации методов психологии. Одной из наиболее популярных является классификация Б. Г. Ананьева. В соответствии с ней выделяются 4 группы методов психологии.

1 группа – Организационные методы – группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.

5 стр., 2320 слов

Психология как наука 3

Главной особенностью психологии, отличающей ее от других наук, является то, что изучаемая ею реальность стала предметом познания задолго до ее оформления как науки. Традиционно эта реальность именовалась дух, душа и являлась прерогативой религиозных и философских рефлексий. Едва человек стал задумываться о себе и об окружающем мире, он заметил, что какой-либо объект и восприятие этого объекта – ...

К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ организации исследования основывается на сопоставлении данных различных групп испытуемых по возрасту, деят-ти и т.д. Лонгитюдное исследование предполагает длительное изучение интересуемого явления. Комплексный метод – изучение одних и тех же явлений разными средствами и даже представителями разных направлений науки. Позволяет устанавливать различные причинные связи и зависимости между различными явлениями.

2 группа – Эмпирические методы — группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому данные методы известны еще как «методы сбора первичной информации».К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент. Также методы психодиагностики (беседа, анкетирование, тестирование, социометрия, интервью), анализ продуктов деят-ти, биографический метод.

3 группа – Методы обработки данных – подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т. д.).

4 группа – Интерпретационные методы – различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).

Наблюдение – один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии исследуемых психических явлений и фиксировании их наблюдателем. Виды: по степени охвата: — сплошным и выборочным; по времени: эпизодическим и долговременным; В зависимости от организации: стандартизированное (по схеме) и свободное; В завис от позиции наблюдателя: скрытое и открытое;

3 стр., 1381 слов

Методы сбора данных

Вопрос 2. Общая характеристика и возможные классификации методов, применяемых в исследовательской и практической работе психолога. Методы психологии – это те приемы и средства, с помощью которых добываются факты, используемые для доказательства положения, из которого складывается научная теория. В практической деятельности психолога может также возникать задача изменения наличного состояния ...

Эксперимент – метод исследования, в к-ром целенаправл создается ситуация, в к-рой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Виды: естественный, лабораторный, формирующий (констатирующий, формирующий, контрольный)

Опрос – метод получения информации с пом составлен с-м вопросав.