Педагогика 16

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

По курсу: «Педагогика»

  1. Педагогика как область гуманитарного знания. Педагогика в системе современного человекознания. Философия как фундаментальная основа педагогики. Связь педагогики с другими науками. Дошкольная педагогика как отрасль педагогики, её своеобразие место в системе педагогических наук.
  2. Педагогика- наука о воспитании, сущности, закономерностях, принципах, методах, формах, средствах педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Объект, предмет педагогики. Функции, структура педагогики. Воспитание как объект педагогики, как общественное явление. Дошкольная педагогика-наука о воспитании детей до 7 лет.
  3. Методология, методологические принципы педагогики. Системный, личностный, деятельностный, культурологический, этнопедагогический, антропологический, гуманистический.
  4. Кризис современной педагогики, пути его преодоления. Принципы кризиса: слабая разработка проблемы законов и закономерностей, длительный процесс идеалогизации её методологических оснований, изоляция отечественной педагогики от развития мирового педагогического опыта, девальвация понятий в педагогическом мышлении, уничтожение или замалчивание отечественных достижений в психологии, педагогике (П.П.

    Блонский, Л.С. Выготский, ) пренебрежительное отношение к передовому опыту.

  5. Идеи гуманизма как основа современной педагогики: общее понятие о гуманизации воспитания, традиции гуманизма в мировой педагогической культуре, гуманизация образования как социально-педагогический принцип системы образования. Педагогика сотрудничества, принципы педагогики сотрудничества.
  6. Категории педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс.
  7. Личность как педагогическая категория, объект и субъект воспитания и обучения. Понятие о личности, структура личности, сущность развития личности, движущие силы факторы развития личности. Активность как условие развития. Теории развития личности.Своеобразие личности ребёнка дошкольного возраста. Личностный подход к воспитанию ребёнка в период первого детства
  8. Социализация личности и воспитания. Сущность, механизмы социализации: подавление, вытеснение, реакция на противоположную установку, изоляция, самоограничение, проекции, идентификация, интроекция, эмпатия, интеллектуализация, рационализация аннулирование действия, сублимация.

    6 стр., 2535 слов

    Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, воспитания детей раннего и дошкольного возраста

    ... развитием личности ребенка. Поэтому объектом воспитания выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. В результате таких взглядов, в педагогике ...

    Факторы социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы(А.В. Мудрик,1991)

  9. Ребенок дошкольного возраста, его развитие как объект научного исследования, субъект воспитания. Психолого-педагогические особенности ребенка дошкольного возраста. Ребенок и социум. Детство как социально-психологический феномен. Ошибки понимания детства. Взаимодействие взрослого и ребёнка в разных типах культур (по классификации М.Мид): постфигуративная, префигуративная, конфигуративная
  10. Дошкольное образование: понятие, своеобразие, место в системе образования в России, в системе непрерывного образования. Структура, содержание, ступени дошкольного образования. Пропедевтический характер дошкольного образования.
  11. Профессиональная деятельность специалиста в области образования. Педагог в современной культуре. Проблемы и перспективы педагогической профессии. Государственная и альтернативные системы подготовки педагогических кадров. Профессионально-значимые, личностные качества, профессиональные способности педагога, мотивационно-ценностное отношение к профессии, ответственность за свою компетентность, компоненты педагогической культуры Педагогическое мастерство, творчество в педагогической профессии.
  12. Педагогическое взаимодействие в воспитательно-образовательном процессе: сущность педагогического взаимодействия, стратегия, феномены педагогического взаимодействия, коммуникативные задачи педагогического взаимодействия, межличностные отношения как результат педа гогического взаимодействия, совместная деятельность педагога и воспитанника как способ реализации педагогического взаимодействия. Взрослый, ребенок в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, основные блоки взаимодействия.
  13. Педагогический процесс: сущность, понятие, целостность, закономерности, противоречия, принципы целостного педагогического процесса. Структура, компоненты педагогического процесса. Своеобразие, психолого-педагогические основы образовательного процесса в дошкольном образовательном процессе. Моделирование образовательного процесса на принципах гуманизации, развития, индивидуализации, дифференциации, целостности, личностно-ориентированного подхода.
  14. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: особенности, движущие силы, структурные элементы их взаимосвязь. Цель, содержание, источники воспитания, воспитание как система. Сущность системного подхода в воспитании. Воспитание — ведущая функция педагогики дошкольного детства. Всесторонний, гармонический характер воспитания, интегративные качества развития ребёнка (промежуточные, итоговые)..
  15. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Обучение, воспитание, развитие в традиционной и гуманистической педагогике. Концепции развивающего обучения. Цели, содержание обучения. Принципы обучения. Особенности обучения детей дошкольного возраста.
  16. Компоненты, уровни содержания образования: информационный, операционный, аксиологический. Источники, критерии отбора содержания образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Особенности реализации основных образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, их интеграция
  17. Своеобразие содержания образования дошкольников: система знаний об окружающем.
  18. Методы, средства обучения дошкольников. Формы организации обучения детей дошкольного возраста: непосредственно организованная деятельность, обучение и воспитание в ходе режимных процессов и в самостоятельной деятельности детей
  19. Организация, особенности целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении на основе личностного подхода. Структура личности дошкольника как система; подструктуры в структуре личности: индивидуальной обусловленности, направленности, социального опыта, отражения (по К.К. Платонову).

    3 стр., 1028 слов

    Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение процесса дошкольного физического воспитания

    ... дошкольного физического развития и воспитания ребенка. Данными вопросами занимаются структурные подразделения Министерства Образования и науки, ФИРО, Департаменты по образованию, физической культуре и спорту, профильные кафедры педагогических ... лет – 16 дисс.; ребенка – 5 дисс; детей дошкольного возраста – 53 дисс. Двигательное развитие детей в связи с ориентацией к сложно-координационной спортивной ...

    4 стр., 1769 слов

    Влияния стиля родительского воспитания на тревожность детей дошкольного возраста

    ... Возрастные особенности тревожности дошкольников 16 3.Влияние тревожности на психическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста 19 4.Виды стилей родительского воспитания 24 5. ... Связь стиля родительского воспитания на повышенную тревожность детей дошкольного 30 Заключение ...

    Своеобразие построения педагогического процесса на основе структуры личности, основные направления развития ребёнка дошкольного возраста: физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное.

  20. Понятие индивидуальных особенностей: биологические, возрастные, типичные, половые; генотип и фенотип как источники индивидуальности дошкольника. Индивидуальность личности дошкольника. Индивидуальный подход в воспитании детей.
  21. Развитие направленности(мотивы, потребности, интересы) в структуре личности дошкольника как психологической основы нравственного воспитания. Особенности развития самосознания дошкольника; воспитание нравственных основ личности: задачи, содержание, методы, механизм формирования нравственного качества (знания + представления+отношения (чувства)
  22. Психолого-педагогические основы формирования социального опыта дошкольника. Деятельность как условие формирования опыта ребенка: предметная, бытовая, игровая, учебная, трудовая и общение.
  23. Педагогические основы развития познания в дошкольном возрасте: познавательная деятельность, учебная деятельность, её структура, компоненты, уровни (А.П. Усова); познавательное развитие, умственное развитие, умственное воспитание детей дошкольного возраста концепции умственного воспитания, познавательного развития (Я.А. Коменский, Ж.Руссо, Ж. Пиаже, К. Ушинский, А. Усова, Л.А. Венгер).
  24. Ребенок дошкольного возраста в системе «детский сад-школа». Современные концептуальные подходы к преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой. Исследование проблем готовности дошкольников к школьному обучению (Л. Венгер, Е. Бугрименко).

    Передовой педагогический опыт подготовки детей дошкольного возраста, к школьному обучению (Ш. Амонашвили).

  25. Программность содержания дошкольного образования в истории и на современном этапе Программа воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении- документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. Концепции разработки программ (Н. Крупская, А. Усова, Т. Доронова, Н. Крылова, В. Иванова, Л. Венгер, ТиЕ Кравцова Парамонова).

    2 стр., 965 слов

    Подвижная игра с мячом, как средство воспитания волевых качеств детей дошкольного возраста 6-7 лет.

    ... и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении ... эксперимент....... Список литературы 1. Бауэр О.П. Игры // Обучение, воспитание и развитие дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями //Теория и методика физической культуры ...

    Вариативные, комплексные, парциальные программы воспитания и обучения дошкольников.

  26. Норма и отклонения в физическом, психическом, моторном, интеллектуальном, личностном развитии ребенка. Развитие, аномальное развитие, коррекционное развитие. Категории, классификация нарушений, отклонения в развитии ребенка, причины их возникновения. Цели, задачи, принципы коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Требования к состоянию коррекционных программ.
  27. Семья как социальный институт, среда развития и воспитания детей, основные функции семьи. Типы семей, особенности взаимоотношений членов семьи. Проблемы семьи, семейного воспитания, психологические основы семейного воспитания, задачи работы образовательного учреждения с семьей. Нетрадиционные формы работы с семьей.