Педагогика 16

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

По курсу: «Педагогика»

  1. Педагогика как область гуманитарного знания. Педагогика в системе современного человекознания. Философия как фундаментальная основа педагогики. Связь педагогики с другими науками. Дошкольная педагогика как отрасль педагогики, её своеобразие место в системе педагогических наук.
  2. Педагогика- наука о воспитании, сущности, закономерностях, принципах, методах, формах, средствах педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Объект, предмет педагогики. Функции, структура педагогики. Воспитание как объект педагогики, как общественное явление. Дошкольная педагогика-наука о воспитании детей до 7 лет.
  3. Методология, методологические принципы педагогики. Системный, личностный, деятельностный, культурологический, этнопедагогический, антропологический, гуманистический.
  4. Кризис современной педагогики, пути его преодоления. Принципы кризиса: слабая разработка проблемы законов и закономерностей, длительный процесс идеалогизации её методологических оснований, изоляция отечественной педагогики от развития мирового педагогического опыта, девальвация понятий в педагогическом мышлении, уничтожение или замалчивание отечественных достижений в психологии, педагогике (П.П.

    Блонский, Л.С. Выготский,) пренебрежительное отношение к передовому опыту.

  5. Идеи гуманизма как основа современной педагогики: общее понятие о гуманизации воспитания, традиции гуманизма в мировой педагогической культуре, гуманизация образования как социально-педагогический принцип системы образования. Педагогика сотрудничества, принципы педагогики сотрудничества.
  6. Категории педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс.
  7. Личность как педагогическая категория, объект и субъект воспитания и обучения. Понятие о личности, структура личности, сущность развития личности, движущие силы факторы развития личности. Активность как условие развития. Теории развития личности. Своеобразие личности ребёнка дошкольного возраста. Личностный подход к воспитанию ребёнка в период первого детства
  8. Социализация личности и воспитания. Сущность, механизмы социализации: подавление, вытеснение, реакция на противоположную установку, изоляция, самоограничение, проекции, идентификация, интроекция, эмпатия, интеллектуализация, рационализация аннулирование действия, сублимация.

    6 стр., 2535 слов

    Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, воспитания детей раннего и дошкольного возраста

    ... развитием личности ребенка. Поэтому объектом воспитания выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. В результате таких взглядов, в педагогике ...

    Факторы социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы (А.В. Мудрик, 1991)

  9. Ребенок дошкольного возраста, его развитие как объект научного исследования, субъект воспитания. Психолого-педагогические особенности ребенка дошкольного возраста. Ребенок и социум. Детство как социально-психологический феномен. Ошибки понимания детства. Взаимодействие взрослого и ребёнка в разных типах культур (по классификации М. Мид): постфигуративная, префигуративная, конфигуративная
  10. Дошкольное образование: понятие, своеобразие, место в системе образования в России, в системе непрерывного образования. Структура, содержание, ступени дошкольного образования. Пропедевтический характер дошкольного образования.
  11. Профессиональная деятельность специалиста в области образования. Педагог в современной культуре. Проблемы и перспективы педагогической профессии. Государственная и альтернативные системы подготовки педагогических кадров. Профессионально-значимые, личностные качества, профессиональные способности педагога, мотивационно-ценностное отношение к профессии, ответственность за свою компетентность, компоненты педагогической культуры Педагогическое мастерство, творчество в педагогической профессии.
  12. Педагогическое взаимодействие в воспитательно-образовательном процессе: сущность педагогического взаимодействия, стратегия, феномены педагогического взаимодействия, коммуникативные задачи педагогического взаимодействия, межличностные отношения как результат педа гогического взаимодействия, совместная деятельность педагога и воспитанника как способ реализации педагогического взаимодействия. Взрослый, ребенок в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, основные блоки взаимодействия.
  13. Педагогический процесс: сущность, понятие, целостность, закономерности, противоречия, принципы целостного педагогического процесса. Структура, компоненты педагогического процесса. Своеобразие, психолого-педагогические основы образовательного процесса в дошкольном образовательном процессе. Моделирование образовательного процесса на принципах гуманизации, развития, индивидуализации, дифференциации, целостности, личностно-ориентированного подхода.
  14. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: особенности, движущие силы, структурные элементы их взаимосвязь. Цель, содержание, источники воспитания, воспитание как система. Сущность системного подхода в воспитании. Воспитание — ведущая функция педагогики дошкольного детства. Всесторонний, гармонический характер воспитания, интегративные качества развития ребёнка (промежуточные, итоговые).
  15. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Обучение, воспитание, развитие в традиционной и гуманистической педагогике. Концепции развивающего обучения. Цели, содержание обучения. Принципы обучения. Особенности обучения детей дошкольного возраста.
  16. Компоненты, уровни содержания образования: информационный, операционный, аксиологический. Источники, критерии отбора содержания образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Особенности реализации основных образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, их интеграция
  17. Своеобразие содержания образования дошкольников: система знаний об окружающем.
  18. Методы, средства обучения дошкольников. Формы организации обучения детей дошкольного возраста: непосредственно организованная деятельность, обучение и воспитание в ходе режимных процессов и в самостоятельной деятельности детей
  19. Организация, особенности целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении на основе личностного подхода. Структура личности дошкольника как система; подструктуры в структуре личности: индивидуальной обусловленности, направленности, социального опыта, отражения (по К.К. Платонову).

    4 стр., 1769 слов

    Влияния стиля родительского воспитания на тревожность детей дошкольного возраста

    ... Возрастные особенности тревожности дошкольников 16 3.Влияние тревожности на психическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста 19 4.Виды стилей родительского воспитания 24 5. ... Связь стиля родительского воспитания на повышенную тревожность детей дошкольного 30 Заключение ...

    3 стр., 1028 слов

    Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение процесса дошкольного физического воспитания

    ... дошкольного физического развития и воспитания ребенка. Данными вопросами занимаются структурные подразделения Министерства Образования и науки, ФИРО, Департаменты по образованию, физической культуре и спорту, профильные кафедры педагогических ... лет – 16 дисс.; ребенка – 5 дисс; детей дошкольного возраста – 53 дисс. Двигательное развитие детей в связи с ориентацией к сложно-координационной спортивной ...

    Своеобразие построения педагогического процесса на основе структуры личности, основные направления развития ребёнка дошкольного возраста: физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное.

  20. Понятие индивидуальных особенностей: биологические, возрастные, типичные, половые; генотип и фенотип как источники индивидуальности дошкольника. Индивидуальность личности дошкольника. Индивидуальный подход в воспитании детей.
  21. Развитие направленности (мотивы, потребности, интересы) в структуре личности дошкольника как психологической основы нравственного воспитания. Особенности развития самосознания дошкольника; воспитание нравственных основ личности: задачи, содержание, методы, механизм формирования нравственного качества (знания + представления+отношения (чувства)
  22. Психолого-педагогические основы формирования социального опыта дошкольника. Деятельность как условие формирования опыта ребенка: предметная, бытовая, игровая, учебная, трудовая и общение.
  23. Педагогические основы развития познания в дошкольном возрасте: познавательная деятельность, учебная деятельность, её структура, компоненты, уровни (А.П. Усова); познавательное развитие, умственное развитие, умственное воспитание детей дошкольного возраста концепции умственного воспитания, познавательного развития (Я.А. Коменский, Ж. Руссо, Ж. Пиаже, К. Ушинский, А. Усова, Л.А. Венгер).
  24. Ребенок дошкольного возраста в системе «детский сад-школа». Современные концептуальные подходы к преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой. Исследование проблем готовности дошкольников к школьному обучению (Л. Венгер, Е. Бугрименко).

    8 стр., 3785 слов

    Патриотическое воспитание детей среднего школьного возраста в образовательном учреждении

    ... -педагогические особенности среднего школьного возраста по формированию патриотического воспитания. .Разработать модель работы учителя с детьми среднего возраста по патриотическому воспитанию. .Выявить критерии результативности ... Л.С. Выготский особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, ...

    Передовой педагогический опыт подготовки детей дошкольного возраста, к школьному обучению (Ш. Амонашвили).

  25. Программность содержания дошкольного образования в истории и на современном этапе Программа воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении- документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. Концепции разработки программ (Н. Крупская, А. Усова, Т. Доронова, Н. Крылова, В. Иванова, Л. Венгер, ТиЕ Кравцова Парамонова).

    Вариативные, комплексные, парциальные программы воспитания и обучения дошкольников.

  26. Норма и отклонения в физическом, психическом, моторном, интеллектуальном, личностном развитии ребенка. Развитие, аномальное развитие, коррекционное развитие. Категории, классификация нарушений, отклонения в развитии ребенка, причины их возникновения. Цели, задачи, принципы коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Требования к состоянию коррекционных программ.
  27. Семья как социальный институт, среда развития и воспитания детей, основные функции семьи. Типы семей, особенности взаимоотношений членов семьи. Проблемы семьи, семейного воспитания, психологические основы семейного воспитания, задачи работы образовательного учреждения с семьей. Нетрадиционные формы работы с семьей.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector