3ГУМАН.ДЕЯТ. И КУЛЬТ

Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников современного гуманистического направления в западной педагогике и психологии, утверждал, что общество сегодня заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев).

Это связано с потребностями промышленности, армии, неспособностью и, главное, нежеланием многих, начиная от рядового учителя и кончая руководителями высшего ранга, расставаться со своей пусть маленькой, но властью.

Гуманистическая педагогика- направление в соврем. Теории и практике, возн. В 60 годы 20в. В США как педагогическое воплощение идей гуман. психологии. В центре внимания гум. пед.- уникальная целостная личность, которая стремится к максим. Реализации своих возможностей (самоактуал-ии), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответств. выбор в разнообразных жизнен. ситуац.

Гуманизацию уч-воспит. процесса понимают как отказ от авторит. педагогики с ее педагог. давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеч. отнош. между педагогом и учеником, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деят. обучаемых. Гуман. педаг. требует человеч. отношения к воспитаннику, уважения его прав и свобод, предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований, уважения права ребенка быть самим собой, отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний.

М.Монтессори- идеи свободного природосообразного воспитания. Штайнер- вальфдорская педагогика, учитыв. особенности развития каждого ребенка и предлагающая понять индивидуальность ребенка- его мышление, характ., память).

Френе- обязательный учет возраст. Психологии и способностей детей, целенаправленное стимулир-ние их интеллект. и эмоц. активности, воспитание в духе высоких моральных и гражданских идеалов.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.

5 стр., 2075 слов

Психология одаренных детей

... а остальные нет. Гуманистическая концепция творчества. Понимание творчества с позиции гуманистической психологии. Принципы, интерпретация понятия ... 2 – психологический уровень – определяется место личности в творческом процессе. Исследуются состояния человека в ... и Славина: дополнительно исследование изобразительную деятельность детей. Замещение является фундаментальным механизмом, и добавили операцию ...

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям.

Л.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.

В 50-60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский идея -Воспитание во имя счастья ребенка. Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры

Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:

• профессионально-педагогическая культура — это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;

• профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;

• профессионально-педагогическая культура — это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

• единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;

• особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

12 стр., 5570 слов

Динамика развития профессионально важных качеств личности студента ...

... При этом, интеллектуальные качества личности оцениваются первокурсниками как профессионально значимые как для психолога-исследователя, так и для психолога-практика. Кроме того, для деятельности психолога-исследователя необходимы, по ...

Учет указанных методологических оснований дает возможность обосновать модель профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. В процессе педагогической деятельности учителя овладевают идеями и концепциями, приобретают знания и умения, составляющие гуманистическую технологию педагогической деятельности, и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оценивают их как более значимые. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. Гуманистическая направленность педагогической деятельности дает возможность исследовать механизм удовлетворения многообразных духовных потребностей личности. В частности, как, каким образом удовлетворяются потребности в общении, в получении новой информации, в передаче накопленного индивидуального опыта, т.е. всего того, что лежит в основе целостного образовательного процесса.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности. Именно в педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития, противоречие между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением этого развития и др. Таким образом, педагогическое творчество — это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой которого является педагогическая культура. Педагогическое творчество требует от учителя адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.