Цели ПК отеч. и заруб

Цели и задачи психологического консультирования в отечественных подходах к психологическому консультированию

Автор

Цель

Задачи

Алешина Ю. Е. (1994)

Помощь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими.

— Выслушивание клиента, (результат — расширяется его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений).

— Облегчение эмоционального состояния клиента

— Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.

— Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

(результат — фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее)

Абрамова Г. С. (2001)

Культурно-продуктивная личность клиента, обладающая возможностями:

1. Возможность находить максимально большое число вариан­тов поведения при общении с самим собой и другими в контексте культуры.

2. Возможность применять максимально большое количество вариантов понятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с возможно большим числом людей и групп внутри и вне собственной культуры.

3. Способность формулировать планы, действовать в соответ­ствии с возможностями данной культуры и рефлексировать.

Создать условия, чтобы человек

— обладал чувством перспективы,

— действовал осознанно,

— был способным разрабатывать различные стратегии поведения;

— умел анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Кочюнас Р. Б. (1999)

Появление у клиента черт зрелой личности

— Появление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта;

— развитие разнообразия стилей личной и профессиональной жизни у психолога-консультанта.

Обозов Н.Н. (1993)

Прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций.

-Доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации;

-изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, чтобы, исходя из них, правильно доводить эту информацию;

— учет того, в какой форме человек готов это принять.

Флоренская Т. А. (1994) духовно ориентированный подход.

Помочь клиенту осознать реальность своего «Духовного Я»

-Участливое выслушивание клиента с целью вернуть на позиции своего «Духовного Я»:

— встать в диалоге на предполагаемую позицию «Духовного Я» клиента для пробуждения и подтверждения собственного духовного знания клиента;

— важным условием работы является «позиция вненаходимости» — психолог не должен опускаться до доводов «Эмпирического обыденного Я» клиента, становиться на предлагаемую ими позицию".

Копьев А. Ф. (1992) диалогический подход к консультированию.

Достижение высших степеней диалогического общения, когда можно зафиксировать момент самообнаружения личности в максимально искреннем обсуждении значимых личностных проблем.

-Побуждение к диалогу;

— способстовать смене самозамкнутости у клиента состоянием диалогической интенции — готовности серьезно и с полной самоотдачей обсуждать и решать свои проблемы здесь и сейчас с данным консультантом;

-достижение «диалогического прорыва», то есть момента, когда происходит преодоление болезненной самозамкнутости личности в отношении существенных сторон бытия.

Капустин С.А. (1993)

Разрушение полярности оценочной позиции. (Оценочная позиция — пристрастное отношение человека к своей жизни, задающее ее целевую направленность, субъективную значимость реализации для самого человека тех или иных жизненных целей. Полярность оценочной позиции означает, что человек признает для себя реализацию только каких-то одних жизненных требований и обесценивает реализацию противоположных.)

— Расширение поля восприятия проблемы;

— работа с полярностями;

— снятие стереотипов и развитие гибкости в установках, оценках и поведении.

Горностай П.П. и Васьковская С.В. (1995) проблемный подход к консультированию.

Решение клиентом своих психологических проблем.

(В результате преодоления проблем человек обогащает свой опыт, гармонизирует свою жизнь).

-Помочь клиенту найти положительный смысл проблемной ситуации:

— помочь человеку в процессе преодоления проблем обогатить свой опыт, сгармонизировать свою жизнь.

Мастеров Б. М. (1998) реконструктивный подход к психологическому консультированию.

Помочь клиенту получить новый опыт в реконструированной реальности.

— Способствовать реконструкции в ситуации «здесь и теперь» фрагмента субъективной картины мира клиента, имеющей отношение к его проблеме;

— привлечь внимание клиента на какие-либо аспекты его субъективной картины мира и опыта, которые он ранее не замечал, не анализировал, не рассматривал.

— облегчить и систематизировать процесс вычленения в тексте клиента глубинных категорий (пространство, время и оценка).

Юпитов А.В. (1995)

Опосредование текущих инструментальных действий в разных ситуациях в опоре на ведущие ценности личности и коррекция текущего поведения в соответствии с этими ценностями.

-Изучение ценностно-смысловых ориентаций личности на диагностическом этапе консультирования;

— воздействие на сферу ценностно-смысловых ориентаций личности.

Меновщиков В.Ю. (1998)

Ааптация к жизни за счет активации жизненных ресурсов — решение задачи, ориентированной на мышление.

— Помочь осознать, что новые цели, новые обстоятельства и условия деятельности в жизни человека требуют новых средств и способов деятельности, необходимых для их достижения;

— с помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, создать новые способы, средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

— помочь овладению специальными знаниями по психологии мышления, навыками активизации мышления. (Этапы психологического консультирования в рамках этого подхода совпадают с этапами мыслительного процесса.)

Цели и задачи психологического консультирования в зарубежных подходах к психологическому консультированию

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

В школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.

Главная цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: «Что Вы ожидаете от нашего общения?», «Каковы ваши желания?» и т. п. Информирование клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, позволяет клиенту понять возможности и ограничения консультирования. Наличие разных теорий требует от психолога размышления, анализа и выбора уместного подхода и методов.