Основы логопедии

  1. Логопедия как наука. Предмет, задачи, методы, принципы логопедии.
  1. Логопедия и другие смежные науки.
  1. Этиология речевых нарушений.
  1. Анатомо-физиологические механизмы речи.
  1. Онтогенез речевого развития.
  1. Классификации речевых нарушений.
  1. Краткая характеристика речевых расстройств.

1. Логопедия. Предмет, задачи, принципы, методы логопедии. Связь логопедии с другими смежными науками.

Логопедия– наука о воспитании речи. В переводе с греческого языка означает ЛОГОС – речь, ПЕЙДЕО – воспитание.

Логопедия – отрасль специальной педагогики, которая занимается патологическими расстройствами речи. Физиологические недостатки речи не входят в предмет изучения логопедии.

Логопедия имеет свой предмет, задачи, принципы и методы изучения и обучения лиц с нарушениями речи.

Логопедия – наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.

Предмет логопедии – изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также сопутствующих отклонений в их психическом развитии.

Логопедия традиционно делится на дошкольную, школьную и логопедию взрослых.

Логопедия существует на стыке многих наук – педагогики, психологии, медицины.

Проблемами речевых расстройств занимались ученые этих направлений: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, М.Е. Хватцев, Ф.А. РАУ, О.В. Правдина, Б.М. Гриншпун, Е. М. Мастюкова, Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.А. Каше, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева, Т.Г. Визель и др..

Задачи логопедии.

Теоретические.

  1. Изучение закономерностей специального обучения и воспитания лиц с НР.
  2. Выявление распространенности и симптоматики речевых расстройств.
  3. Изучение структуры речевого дефекта и его влияния на психическое развитие ребенка.
  4. Разработка методов педагогической диагностики.
  5. Разработка научно обоснованных методик коррекционного обучения с учетом возраста и структуры дефекта, а также методик предупреждения вторичной речевой патологии.

Практический аспект логопедии состоит в выявлении, предупреждении и устранении речевых нарушений.

21 стр., 10389 слов

Социально-психологическая готовность детей с нарушениями речи к школьному обучению

... растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении. Знание педагогом основ логопедии необходимо для нахождения адекватных форм обучения и воспитания ... Объект исследования – дети с нарушениями речи. Предмет исследования – социально-психологическая готовность к школьному обучению детей с нарушением речи. Гипотеза исследования – социально-психологическая готовность детей ...

Прикладные задачи.

  1. Раннее и своевременное выявление детей с РП.

Чем раньше выявлен речевой дефект, тем эффективнее протекает логопедическая работа. Почему?

Детский развивающийся мозг имеет большие компенсаторные возможности. У ребенка в значительно большей степени, чем у взрослых сохранные и развивающиеся участки мозговой коры могут брать на себя функции пораженных областей. Возможности компенсации и развития речевой деятельности во многом зависят от времени начала направленных логопедических занятий.

Известно, что мощным фактором, ускоряющим созревание нервной системы, является ее функционирование.

Рано начатые логопедические занятия включают в активную деятельность различные мозговые системы и, тем самым, ускоряют их созревание, и способствуют наиболее полной компенсации тех или иных речевых нарушений (Анохин, «Биология и нейрофизиология условного рефлекса», М., Медицина, 1968 г.).

Логопедические занятия, начатые в период наиболее интенсивного развития головного мозга, в так называемый сензитивный (благоприятный, чувствительный) период, являются наиболее эффективными. Наиболее быстрый темп развития мозга имеет место в первые три года жизни ребенка.

По образному выражению ряда авторов, к трем годам человеческое существо проделало уже половину своего умственного развития. К трем годам мозг человека достигает половину своего окончательного веса. «Три года — первый возрастной криз, первое заявление ребенка о своей личности!».

Ребенок впервые говорит о себе в первом лице — «Я».

И поэтому логопедические занятия, начатые в период 3 – 4-летнего возраста (и даже раньше) являются наиболее благоприятными.

3 стр., 1247 слов

Методы, принципы и стили управления

1.Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией. Существуют следующие основные виды методов управления: экономические; административные (организационно-распорядительные); социально-психологические. Экономический метод. Сущность экономических методов состоит в том, ...

— Ранняя коррекционная работа позволяет корригировать некоторые особенности характерологического плана (застенчивость, зажатость, неуверенность и др.).

— Известно, что каждое вторичное нарушение легче предупредить, чем исправлять сформировавшуюся патологию. Поэтому логопед обязан знать и учитывать причины этих нарушений и предупредить их возникновение еще в пропедевтический (подготовительный) период.

  • Так доказано, что ОНР и ФФН приводит нарушению письменной речи и устранять эти недостатки целесообразно в дошкольном возрасте, до поступления ребенка в школу.

2. Речевой дефект никогда не рассматривается сам по себе, а оно рассматривается во взаимосвязи с личностными особенностями ребенка, его возрастом, окружением. И, разрабатывая содержание логопедических занятий, логопед обязан учитывать особенности ВПФ (память, внимание, восприятие, мышление), характера, поведения ребенка. Например, при работе с заикающимся ребенком необходимо учитывать такие особенности характера как замкнутость, обидчивость раздражительность

Прикладные задачи логопедии решаются путем разработки и реализации специальных коррекционных программ для детей с различной структурой и выраженностью речевого дефекта, путем разработки методических систем логопедических занятий, дидактических пособий, рекомендаций для родителей.

Преодоление и предупреждение речевых расстройств способствуют развитию творческих способностей ребенка и полноценному его развитию в целом.

Методы логопедии.

  1. Методы изучения.

— сбора и анализа анамнестических данных,

  • беседа,
  • наблюдения,
  • эксперимент (в естественных условиях и лабораторных условиях).
  • Методы коррекции.

-медицинские (оперативные, медикаментозные, физиотерапия, протезирование),

  • педагогические,
  • психологические.

Педагогические.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяют: наглядные, словесные и практические.

1. Наглядные – направлены на обогащение содержательной стороны речи.

  1. Словесные – направлены на обучение пересказу, беседе, пересказу без наглядной опоры.
  2. Практические – используются при формировании речевых навыков путем широкого использования спец. упражнений, игр, инсценировок.

Выделяют:

18 стр., 8868 слов

Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью

... общего психического развития ребенка является речевое развитие. Поиск педагогических путей коррекции речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием обусловил необходимость изучения специфических особенностей речевого развития, выражающихся в ... комплексного подхода в формировании вышеназванных компонентов речи. Список литературы 1.Власова Л. С. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-ов ...

  • продуктивные методы (используются при пересказе, при построении связных самостоятельных высказываний, различных видов рассказов);
  • репродуктивные методы. Используются при формировании звукопроизношения, звукослоговой структуры. Применяются в условиях, интересных для ребенка видах деятельности.

Принципы логопедии.

Общедидактические и специальные.

При исследованииРН и анализе пользуются следующими принципами:

  1. Развития – изучается процесс возникновения дефекта.
  2. Системного подхода – речевая деятельность рассматривается как система: экспрессивная и импрессивная речь.
  3. Взаимосвязь РН и других сторон психического развития (ВПФ).

Эти принципы составляют основной метод логопедической науки, разработанный Р.Е. Левиной, представляющий комплексный поход, учитывающий особенности сенсорной, двигательной и эмоционально-волевой сфер.

Коррекционное воздействие осуществляется методами обучения и воспитания, опирается на общедидактические и специальные принципы.

Формы воздействия в дошкольной логопедии – воспитание, обучение и коррекция.

Другие формы – адаптация, компенсация, реабилитация – психологического воздействия в работе с подростками и взрослыми.

Принципы обучения.

  1. Онтогенетический,
  2. Ведущей деятельности возраста.
  3. Индивидуального подхода.
  4. Сознательного овладения языковыми навыками.
  5. Учета зоны актуального развития.
  6. Взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
  7. Коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи (т.е. направлено на формирование речевого высказывания).
  8. Развития мотивации речевой деятельности, направленной на преодоления речевого негативизма, стимуляция речевой активности.
  9. Комплексный МПП подход.
  10. Учета структуры дефекта.
  11. Последовательности, поэтапности в работе.

Междисциплинарный подход к изучению и коррекции речевых нарушений

Логопедия как наука не существует изолированно, сама по себе, а развивается в тесном взаимодействии с другими смежным науками.

15 стр., 7420 слов

Учет особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией в работе сурдопедагога

... с кохлеарной имплантацией, влияет на уровень развития речевого слуха и устной речи детей старшего дошкольного возраста. Цель работы: ... Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”/ Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. -- М.: В. Секачев, ... глухих людей, которым не помогают самые мощные слуховые аппараты. Как считают ведущие ученые Российского научно-практического центра ...

1.Логопедия тесно связана с медико-биологическим циклом наук.

Логопедия изучает патологию речи, а медицина раскрывает причины возникновения патологии. Например, причиной дизартрии является органическое поражение ЦНС. Заключение о наличии органического поражения дает врач-невролог. Заключение о состоянии физического слуха дает врач-отоларинголог, о состоянии интеллекта врач-психиатр.

Т. образом, невропатология, психопатологи позволяют раскрыть особенности развития нервной системы, характер поведения, эмоционально-волевой сферы, характер патологии ребенка. Помогает отграничить первичный речевой дефект от вторичных речевых нарушений, сопутствующих более тяжелой патологии.

Знания о наличии или отсутствии органического поражения нервной системы позволяет сделать прогноз об эффективности проводимого коррекционно-логопедического воздействия, сделать вывод о необходимости медицинского сопровождения, позволяют разработать систему коррекционного воздействия, адекватную данному дефекту.

2.Логопедия тесно связана с лингвистическими науками.

Так при обследовании ребенка с речевой патологией мы выявляем состояние всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики, грамматики, сформированность связной речи. При этом мы базируемся на знании лингвистических наук, таких ее разделов как фонетика лексика, грамматика, фонетика, морфология, синтаксис и др.

3. Логопедия тесно связана с психолого-педагогическим циклом наук.

Из ППЦ наук мы берем данные о том, как развивается речь ребенка в норме. Как развиваются неречевые процессы, тесно связанные с речевыми (память, внимание, восприятие, мышление) в норме. А это мы берем из общей возрастной психологии. Обследуя ребенка, мы все время сравниваем уровень развития с нормой. На основании этого мы делаем заключение о наличии или отсутствии патологии.

Зная структуру дефекта и возрастные особенности развития детей, мы разрабатываем методики коррекционного обучения. При этом мы обязательно используем общедидактические принципы педагогики: доступности, наглядности, последовательности, системности, перехода о простого к сложному. Эти данные мы берем из общей педагогики.

11 стр., 5398 слов

Влияние алкоголя на внутриутробное развитие плода

... мозг плода. К каким же последствиям для здоровья ребенка приводит развитие плода у матери-алкоголички и поступление алкоголя в организм зародыша? Течение беременности ... олигофрения). В более легких случаях отмечаются нарушение речи, ночное недержание мочи, повышенные возбудимость и склонность ... с окружающими. Меняется и поведение опьяневшего: речь его становится излишне громкой, акцентированной, а ...

  1. Логопедия тесно связана с другими разделами специальной педагогики – олигофренопедагогикой, сурдопедагогикой, а также специальной психологией.

Речевые нарушения многообразны по своему проявлению и, нередко, речевая патология является не ведущим, а сопутствующим нарушением (при УО, у слабослышащих детей, с ДЦП).

У этих детей наблюдаются ярко выраженные речевые нарушения, которые являются вторичными.

Все результаты, наработанные в области олигофренопедагогики, сурдопедагогики, специальной психологии логопедия имеет право адаптировать и использовать в своей работе (фоноритмика и др.).

  1. Логопедия тесно связана с такой наукой как нейропсихология.

Нейропсихология изучает вопросы локализации ВПФ в коре головного мозга, в также особенности функционирования этих участков. Специальной отраслью нейропсихологии является нейролингвистика. Это наука, которая изучает то, как у нас в мозге устроена фонетика, лексика (словарь), грамматика.

Анатомо-физиологические механизмы речи

Речевой аппарат включает два раздела.

  1. Центральная часть речевого аппарата.
  2. Периферическая часть речевого аппарата.
  1. Центральная часть речевого аппарата соединяет КГМ с мышцами

периферического РА. Входит:

  1. КГМ.
  2. Подкорковые узлы, образования.
  3. Мозжечок и его пути.
  4. Проводящие пути.
  5. Ядра ЧМН и периферические двигательные нервы.

КГМ

Лобные отделы височная доля затылочная доля теменная область

(обл. нижней (обл. верхн. вис. отв. за зрительное играет важную

лобной изв. ) изв.).Зона речеслу- восприятие, за пись- роль в понима-

зона речедвига- хового анализатора — менную речь, за вос- нии речи, пони-

тельного анали- Зона Вернике, отв. за приятие буквенных мание сложных

затора — зона Брока, понимание, вос- начертаний логико-граммати-

отв. за двигательную приятие речи. ческих оборотов

реализацию речи речи

При поражении этих структур возникают тяжелые расстройства речи. У детей — алалия, у взрослых — афазия.

Подкорковые узлы, образования.

Подкорка отвечает за внешнюю, интонационную окраску речи. За темп, ритм, выразительность речи — за просодику речи.

5 стр., 2125 слов

Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга 2

Московский Городской ПедагогическийУниверситет Факультет психологии Реферат по курсу «Нейропсихология» натему: Выполнила студентка IIIкурса вечернего отделения Романенко Т.П. Научный руководитель профессор д.м.н.Урываев Ю.В. Москва 2004 РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ОНТОГЕНЕЗЕ. Эмбриональный и постэмбриональный периодыонтогенеза играют исключительно важную роль в развитии головного мозга.Развитие и ...

При поражении этих структур возникают расстройства речи, при которых имеют место выраженные нарушения просодики (подкорковая дизартрия).

Мозжечок и его пути.

Мозжечок отвечает за реакции равновесия, координацию движений. При поражении мозжечка и его путей возникают расстройства речи, при которых ведущими являются координационные расстройства (мозжечковая дизартрия).

Проводящие пути.

  • Центробежные(нисходящие, эфферентные, двигательные) пути. Осуществляют проведение нервных импульсов от КГМ к мышцам периферического речевого аппарата. При поражении этих путей возникают расстройства речи, при которых ведущими являются артикуляционные расстройства (псевдобульбарная дизартрия).
  • Центростремительные пути(восходящие, афферентные).

    Передают

обратные импульсы от периферии к центру, осуществляют общую

регуляцию всей речевой деятельности.

Ядра ЧМН

Ядра ЧМН, откуда берут начало ЧМ нервы, находящиеся в стволе ГМ и варолиевом мосту. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (приводятся в движение) ЧМ нервами. Главные из них:

— тройничный ( иннерв. нижнюю челюсть);

— лицевой (иннерв. лицевую муск-ру);

— языкоглоточный и блуждающий (иннерв. мышцы

гортани и голос. складок, глотки и м. нёба);

— блуждающий (иннерв. мышцы органов дыхания

и сердца);

— добавочный (иннерв. мышцы шеи);

— подъязычный (иннерв. мышцы языка).

Т.о. нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

При поражении ядер ЧМН и периферических двигательных нервов возникают тяжелые расстройства речи в форме бульбарной дизартрии.

Периферическая часть речевого аппарата.

  1. Артикуляционный аппарат.
  2. Дыхательный аппарат.
  3. Голосовой аппарат.

Артикуляционный аппарат.

Подвижная часть — н. челюсть, язык, губы, м. нёбо, маленький язычок.

Неподвижная часть – зубной ряд, в. челюсть, тв. нёбо, альвеолы.

Дыхательный аппарат.

Грудная клетка с лёгкими, бронхами, трахеей, межрёберными мышцами, диафрагмой. Речевое высказывание осуществляется на выдохе. Поэтому должен быть длительный плавный выдох и короткий глубокий вдох

Голосовой аппарат.

Состоит из гортани и голосовых складок.

Громкость и отчётливость речевых звуков создаётся благодаря системе резонаторов, которые расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба — всё то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая, носовая полости. Соответственно выделяют: глоточный, ротовой, носовой резонаторы.

Этиология речевых нарушений.

Речь является ВПФ, для развития которой необходима сохранность и слаженная работа всех разделов ЦНС.

Даже при малейшем повреждении ЦНС, при так называемой минимальной мозговой дисфункции (ММД), которая является распространенной в наши дни, может иметь место нарушение речевого развития. А при тяжелом поражении ЦНС происходит тяжелое расстройство как речи, так и всего психомоторного развития в целом.

Речь является наиболее молодой функцией, развивающейся наиболее интенсивно в первые годы жизни ребенка. Известно, что молодая функция является наиболее уязвимой, ранимой. Поэтому воздействие различных неблагоприятных факторов, как во внутри утробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к нарушению развития: замедлять, искажать или приостанавливать на какой-то период формирование речевой деятельности. При этом раннее органическое поражение мозга приводит к появлению различных синдромов нарушения РР.

Этиология речевых нарушений многообразна. Среди факторов, способствующих возникновению речевой патологии , различают неблагоприятныевнешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Основные причины патологии детской речи.

Внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития

плода. Здесь подразумеваются различные внутриутробные вредности, действующие на организм матери в пренатальный период.

Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 2-4 недель до 4 месяцев.

Возникновению речевой патологии способствуют:

  • токсикозы беременности, интоксикации;
  • вирусные и инфекционные заболевания матери в первые месяцы беременности очень опасны для плода. Плод является хорошей средой для распространения вируса, при этом поражается ЦНС. Поэтому перенесенные матерью различные вирусные заболевания, грипп, такие инфекционные заболевания как краснуха, свинка, корь, ветрянка и др. могут привести к тяжелым нарушениям не только речевого, но и всего психомоторного развития в целом;

— ранний алкоголизм. В результате развивается алкогольный синдром плода.Ребенок рождается недоношенным, физически ослабленным, с малым весом, с уменьшенными размерами головы

(микроцефалия), пороком сердца. Эти дети, как правило, так и не догоняют в своем психомоторном развитии своих сверстников. Они часто болеют, нарушен аппетит, формула сна. Это продолжается долго. Такой ребенок расторможен, излишне подвижен, нервозен. Он не может организовать свою деятельность. Основное проявление — отставание в развитии речи, нарушена познавательная деятельность, отклонения в эмоционально-волевой сфере;

наркомания,токсикомания;

  • эндокринные заболевания;
  • травмы матери во время беременности;
  • несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и групповой принадлежности;
  • стрессовые состояния матери. Во время стресса усиливается функция надпочечников, усиливается сердцебиение, происходит усиленное выделение гормонов (адреналина).

    Все это помогает в обычных условиях осуществить сложную деятельность. Но постоянные стрессы во время беременности приводят к усиленному выделению гормонов, которые попадают в плод. Там они угнетают собственные функции надпочечников плода. А так как в процессе родов требуется адаптация плода, то малейшее неблагополучие вызывает негативную реакцию плода – кровоизлияние и др.. Во время беременности у плода развиваются рефлексы головы на туловище (движение головки по родовым путям).

    В результате ослабленности организма матери эти функции ослаблены, что может привести к асфиксии в родах. Ребенок долго находится в родовых путях, наступает кислородное голодание, а затем асфиксия. Далее прибегают к стимуляции родов (химическая, электрическая, механическая), применение щипцов, вакуума, аппарата оживления. В результате возникают стойкие нарушения, пороки развития;

  • различные внутренние инфекции, заболевания матери, которые проявляют себя во время беременности. Постоянная угроза прерывания беременности, лечение, сохранение беременности также негативно сказываются на развитии плода и протекании родов.

Натальная патология (патология в родах).

Все неблагополучия беременности создают предпосылки для возникновения родовой травмы, асфиксии во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

Кроме того, у плода может возникнуть билирубиновая энцефалопатия.

Это поражение мозга ребенка в результате несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови.

В результате резус-конфликта возникает патологическая желтуха. Это стойкое заболевание, приводящее к анемии (малокровие), при котором происходит распад красных кровяных телец (эритроцитов) и уменьшение количества гемоглобина в крови и выделение вредного вещества — биллирубина. Биллирубин повреждает нервные клетки мозга плода. У ребенка, родившегося с желтухой, будет наблюдаться нарушение речевого развития по дизартрическому типу, как правило, страдает интеллект.

Е.М. Мастюкова в этиологии РН придавала большое значение перинатальной энцефалопатии. Автор выделяла: энцефалопатию травматическую, гипоксическую, билирубиновую.

Постнатальная патология

Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени их воздействия, локализации поражения мозга возникают речевые дефекты различного типа;

  • Отрицательное влияние на развитие речи оказывают частые инфекционные, вирусные заболевания, менингоэнцефалит, ранние длительные ЖК расстройства;
  • травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;
  • наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту развития речи.

Особенности расстройства речи при органическом поражении мозга

прежде всего, зависят от локализации и распространенностипоражения.

Выраженные РР имеют место при поражении высших корковых речевых зон: при поражении лобных, височных, теменно-затылочных долей левого, доминантного для речи полушария головного мозга.

Большое влияние на структуру речевой недостаточности и процессы компенсации оказывает времямозгового поражения. В настоящее время доказано, что от времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекции, интоксикации) возникает обычно в период раннего эмбрионального развития. Полагают,

что наиболее обширные изменения структуры ГМ возникают на 3-м месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период воздействия той или иной вредности, поражение мозга может преимущественно касаться двигательных, речевых или интеллектуальных функций. При неблагоприятном течении всей внутриутробной жизни может иметь место недоразвитие всего мозга в целом в сочетании с двигательными, речевыми и интеллектуальными нарушениями.

Наиболее часто речевая функция страдает в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в 1-2 г., в 3г., в 6-7 лет