Воспитательная работа в Сургутском государственном педагогическом университете
Актуальность и необходимость разработки Концепции воспитательной работы в Сургутском государственном педагогическом университете (далее СурГПУ) обусловлены следующими факторами:
·глубиной, масштабностью и сложностью задач модернизации российского образования
·коренными изменениями во многих сферах духовной жизни российского общества;
·целесообразностью реализации новых концептуальных взглядов по проблемам воспитания гражданственности, патриотизма, гуманизма
·важностью обеспечения морально-психологической и социально-правовой поддержки каждого студента
·трансформацией российского социума, переходом к рыночным отношениям, процессом демократизации
·снижением воспитательного потенциала высшей школы в процессе реформирования общества
·гуманизацией и гуманитаризацией научно-педагогического процесса.
Среди проблем, имеющих место в организации воспитательной работы в вузе, можно выделить следующие:
·отставание методов обучения и воспитания от требований времени и запросов практики
·низкую заинтересованность преподавателей в организации внеучебной деятельности
·преобладание ситуативного подхода в организации воспитательной работы
·недостаточный уровень развития студенческого самоуправления
·отсутствие перспектив социально-профессионального самоопределения после окончания вуза.
Таким образом, наряду с совершенствованием образовательных технологий, способствующих подготовке конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов, в качестве приоритетной необходимо рассматривать задачу обновления содержания, форм и методов воспитательной работы, способствующих самореализации студенческой молодежи, развитию инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед вузом, городом, регионом, Россией.
Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по ...
... вопрос о роли заместителя командира роты по воспитательной работе в подготовке военнослужащих к боевым действиям. Для ... действий 2.3 Рекомендации заместителям командиров подразделений по организации и ведению морально-психологической подготовки военнослужащих к ... специальной подготовке офицер имеет возможность для патриотического воспитания воинов, воспитания у них интереса к своей специальности, ...
Теоретическое и нормативно-правовое обоснование воспитательной работы в вузе.
Феномен воспитания многогранен, многофункционален, поэтому в педагогической литературе можно встретить множество его определений. В широком смысле большинство ученых рассматривают его как воздействие на личность в целом, а в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у воспитуемых систему качеств личности, взглядов и убеждений. Современная педагогика воспитание рассматривает не как прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов — индивидуальных, групповых и условно-социальных институтов воспитания. При этом важнейшим результатом воспитания должна стать готовность и способность личности к самообразованию.
В психологическом словаре воспитание рассматривается как планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентаций. Авторы типовой концепции воспитания студентов вузов РФ Лисовский В.Т. и Евдокимов А.Н. общую цель воспитания студентов видят во всестороннем развитии личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью и качествами гражданина России, высокой общей культурой российского интеллигента, направленной на социализацию выпускника вуза. Воспитание студентов вуза рассматривается как вид целенаправленной, практической, совместной деятельности преподавателей и студентов по формированию у вторых определенной системы взглядов и качеств личности для адаптации их к жизни в обществе.
Почетная миссия преподавателя высшей школы отмечена и в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996), в котором воспитание определяется как профессиональная обязанность каждого педагога.
В вузе становление студента как активного субъекта должно происходить в процессе взаимодействия с преподавателем, быть той компонентой, которую необходимо развивать и сохранять, обеспечивая переход от привычной ориентации на «воздействие» к «взаимодействию». Воспитательная работа не должна строиться как набор формальных мероприятий, а являться проявлением нравственно-профессиональной позиции, гражданской ответственности преподавателей при выполнении должностных обязанностей.
Согласно Закону РФ «Об образовании», основными целями воспитательного процесса в государственном вузе должно быть выполнение государственного заказа. Основной акцент делается на воспитании у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Психологические аспекты патриотического воспитания молодежи в ...
... формировании качеств личности в патриотической работе 1.1. Психофизиологические проблемы молодежи, как объекта военно-патриотического воспитания. Известно, что ... дисциплины, проводятся тренировочные мероприятия - военные сборы студентов, функционируют клубы будущего воина. Многие юноши, получившие ... думать о службе в рядах Вооруженных сил России. Встает вопрос почему? Потому что сегодня вряд ...
Закон «О высшем и послевузовском образовании» определяет следующие воспитательные задачи вуза:
·удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования
·формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократизации
·сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей.
Стратегия молодежной политики в РФ (2006-2016 гг.) определяет три приоритетных направления:
·информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и вовлечение ее в социальную практику
·развитие инновационной активности молодежи
·интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
На федеральном уровне приняты программы «Молодежь России», «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации», Программа развития воспитания в системе образования России», «Формирование установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», «Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» и т.д.
Программа «Молодежь Югры на 2006-2008 годы» определяет в качестве приоритетных следующие задачи: формирование духовных и нравственных ценностей, обеспечивающих социальную активность, самоопределение и полноценную самореализацию молодежи; поддержка профессионального становления и роста, деловой активности молодежи; создание условий формирования благоприятной социальной среды для социального и личностного развития молодежи. Таким образом, необходимость совершенствования форм и методов воспитательной работы со студентами подтверждается не только реалиями сегодняшнего дня, но и нормативно-правовыми документами федерального и окружного значения.
Принципы воспитательной работы в университете
Воспитательная работа в СурГПУ основывается на принципах, активно разрабатывающихся современной наукой:
. Аксиологический принцип, представляющий собой методологический подход к анализу приоритетных педагогических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека.
. Культурологический принцип, без которого невозможно эффективное решение многих актуальных проблем воспитания, в том числе проблем творческого саморазвития личности.
Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...
... воспитания выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. В результате таких взглядов, в педагогике ... свои права в соответствии с законодательством, является полноправным участником воспитательного процесса. Признавая личность воспитанника субъектом воспитания, гуманистическая педагогика утверждает ...
. Антропологический принцип, означающий антропологический подход в педагогике, в соответствии с которым исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного и системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития образовательно-воспитательных систем.
. Гуманистический принцип, означающий гуманизацию образования, т.е. развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и обучающегося, гармонизации их интересов взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития.
. Синергетический принцип, означающий взаимодействие двух взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания), приводящее к новообразованиям, повышению энергетического и творческое потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающее их переход от развития к саморазвитию.
. Герменевтический принцип, наименование которого происходит от слов «разъясняю, истолковываю», означает философское осмысление и переосмысление как ранее наработанного педагогического опыта, так и приобщение молодого поколения педагогов к осмысленному овладению различными видами и формами педагогических инноваций.
С учетом специфики и сложности воспитательной работы в вузе, формирования ее цели и задач, оценки её результатов и управления её качеством возможно принятие следующих принципов управления и оценки воспитательной деятельности:
·воспитательная деятельность выделяется как автономная, но неразрывно связанная с другими видами деятельности (с учебной, научной и т.д.), подсистема со своими целями, принципами, факторами, методами управления и оценки качества (в связи с этим воспитательная деятельность должна иметь свою, специфическую подсистему управления в общей системе управления образованием и качеством образования);
·эффективность управления качеством воспитательной деятельности определяется ее целенаправленным характером — наличием конкретных целей, а оценка качества воспитательной деятельности есть оценка степени достижения ее конечных и промежуточных результатов;
·цели воспитательной деятельности формируются в результате достижения компромисса ее основных субъектов (как на уровне конкретного учебного заведения, так и на уровне всей системы образования);
·управление воспитательной деятельностью необходимо осуществлять преимущественно в виде вероятностного управления факторами, существенно влияющими на достижение ее целей, в связи с невозможностью «прямой» оценки результатов воспитательной деятельности конкретного выпускника (таких качеств личности, как, например, доброжелательность, честность, ответственность, патриотизм и т.д.);
Подготовка и проведение учебно-воспитательной работы студентов ...
... работ студентов, готовлю к выступлению на студенческой конференции и областной выставке студенческих работ. 8. Чему научились на практике? За время педагогической практики были выполнены следующие виды деятельности: - воспитательно ... своей педагогической деятельности; - воспитательная деятельность, заключается в умении выбирать цели и задачи воспитания и формы воспитательной работы в соответствии ...
·управление состоянием и динамикой минимально-необходимого набора факторов для каждого уровня управления обеспечивает эффективность управления качеством системы.
Цели, задачи и направления воспитательной работы в университете
Цель воспитательной работы заключается в социализации личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.
Цель, таким образом, может быть представлена в виде выполнения социального заказа, включающего в себя набор качеств личности, которыми должен обладать студент по окончании высшего учебного заведения. К ним относятся:
·нравственность
·интеллигентность
·патриотизм
·стремление к здоровому образу жизни
·общая и профессиональная образованность
·социальная активность
·предприимчивость
·готовность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора
·способность к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.
Приоритетной задачей воспитательной работы в СурГПУ является создание условий для активной жизнедеятельности студентов, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии.
На достижение цели направлены также задачи:
1.Сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета. Приобщение к университетскому духу, формирование чувства университетского корпоративизма и солидарности.
Воспитательная работа по минимизации и нейтрализации влияния ...
... между самими заключенными. Вследствие чего не достигаются необходимых результатов воспитательной работы по нейтрализации влияния пенитенциарной субкультуры на осужденных. Объектом исследования ... пенитенциарной субкультуры; исследовать «законы» (нормы) пенитенциарной субкультуры; установить какие воспитательные методы будут наиболее эффективными по нейтрализации негативного влияния пенитенциарной ...
2.Расширение межвузовских коммуникаций в сфере воспитательной работы.
.Совершенствование системы демократического участия студентов в управлении вузом.
.Формирование у студентов навыков социальной деятельности через разработку и внедрение молодежных социальных проектов и программ.
.Внедрение разнообразных форм совершенствования кадровой политики
Основными направлениями реализации вышеобозначенных целей и задач являются:
·корпоративно — организационное
·информационно — аналитическое
·методическое
·творческое (интеллектуальное, спортивное, художественное)
·социально — психологическое. (Приложение 1)
Для реализации поставленной цели определены основные механизмы реализации Концепции:
Нормативно-правовой
Совершенствование нормативной и правовой базы, регламентирующей воспитательную работу в вузе, внесение изменений в документы, касающиеся учебного процесса в соответствии с принципом «обучающего эффекта воспитания и воспитывающего эффекта обучения».
Оценочно-диагностический
Мониторинг качества воспитательной работы, изучение и анализ доминирующих тенденций в студенческой среде, оперативная корректировка подходов к решению вновь возникающих проблем, оценка результатов и прогнозирование возможных изменений.
Организационно — содержательный
Реализация задач и направлений воспитательной работы осуществляется через внедрение целевых программ:
·Абитуриент
·Первокурсник
·Успешный студент
·Традиции университета
·Студенческое самоуправление
Структура личностной готовности студентов к профессиональной деятельности
... психологической готовности к профессиональной деятельности в период обучения студентов в вузе. Изучению психологической готовности к деятельности посвящено достаточное количество работ, но некоторые аспекты данной ... его профессиональной готовности. ПВК - это свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и ...
·Творческая мастерская
·Куратор +
·Здоровый студент — успешный студент
·Школа социального успеха
·МОСТ (международный обмен студентов)
·Социально-психологическое сопровождение студентов
Данные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.
Совершенствование планирования воспитательной работы на всех уровнях ее реализации (университетском, факультетском, кафедральном, групповом, индивидуальном); модернизация системы воспитательной работы университета; совершенствование деятельности кураторов студенческих групп; разнообразие форм работы со студентами; переход от формально составленных планов работы с группой к проектам совместной деятельности, включающим в себя участие студентов в различных акциях, в работе клубов, студий, когда осуществляется реальный выход на будущую профессиональную деятельность (фирма, содружество, педагогический коллектив и т.д.), взаимодействие с психологической службой университета; использование в процессе воспитания традиций и опыта, накопленных коллективом образовательного учреждения, а также других вузов, их сочетание с новыми формами и направлениями; расширение информационно-правового поля через разработку и обновление нормативно-правовой, методической базы в части, касающейся воспитательной работы, обеспечение обратной связи при взаимодействии с руководством вуза, его выпускниками, специалистами в области юриспруденции и финансов и т.д.; развитие и популяризация различных форм студенческого самоуправления, создание позитивного имиджа социально активного студента.
Мотивационно-стимулирующий
Популяризация достижений коллектива университета, совершенствование механизмов морального и материального стимулирования преподавателей, студентов, наиболее активно участвующих во внеучебной деятельности; участие в общероссийских и международных молодежных программах.
Управление воспитательной работой в университете
Система управления воспитательной работой в университете строится на основе принятой в нём системы управления функционированием и развитием СурГПУ и регламентируется соответствующими положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями и локальными актами.
Общее руководство и координацию воспитательной работы в университете осуществляет проректор по воспитательной работе и молодёжной политике. В составе управления имеется отдел по воспитательной работе, обеспечивающий научно-методическое и практическое развитие воспитательной деятельности в университете. Для решения тактических и оперативных задач создан постоянно действующий координационный совет по ВР. В 2004 году в вузе создан Центр дополнительного образования и воспитания студентов (ЦДО), получивший в 2008 году название Центра молодёжных инициатив. Деятельность центра направлена на создание условий для реализации молодежных инициатив студентов в период учебы в вузе и овладения ими умениями и навыками разработки и реализации социальных проектов и программ.
Контрольная работа — Ведущая деятельность в раннем возрасте
... nbsp; Конвергенция двух факторов (наследственности и среды) Обучение и деятельность Форма развития Приспособление Присвоение Ход развития ... Цели и задачи исследования. Обоснование метода………….21 Описание результатов работы…………………………………23 Интерпретация полученных данных………………………….23 Заключение…………………………………………………..26 Литература……………………………………………………27 ...
Решение воспитательных задач и раскрытие творческого потенциала студентов обеспечивается Центром студенческого творчества.
На уровне факультетов воспитательная работа осуществляется заместителями деканов по воспитательной работе, кураторами студенческих групп 1-3 курсов. В условиях усиления воспитательной функции в федеральных ГОС ВПО обязательным требованием является наличие программы воспитательной работы на цикл обучения.
Управление воспитательной работой в университете основано на системном сочетании административного управления и самоуправления студентов. В СурГПУ самоуправление представлено многовариантной системой, осуществляющейся на разных уровнях и в разных организационных формах. Это студенческие советы, старостаты, студенческие научные общества, спортивный совет, Центр студенческого консультирования, студенческие кафедры. Целью студенческого самоуправления является организация в университете пространства, максимально комфортного для студентов и способствующего их самореализации и саморазвитию, личностному росту. Перечень представленных форм самоуправления не статичен, т. к. в процессе деятельности возможны изменения форм самоорганизации студентов.
В структуре управления воспитательной работы функционирует Музей истории вуза, осуществляющий проведение экскурсионных, развивающих и обучающих программ и проектов. Психологическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса обеспечивается психологической службой, выполняющей исследовательскую, просветительскую, развивающее — консультационную работу со студентами и сотрудниками вуза.
Финансовое обеспечение воспитательной работы является многоканальным и осуществляется за счёт бюджетных и внебюджетных средств университета, а также участия в грантовых конкурсах и проектах.
Заключение
Данная концепция должна служить основой для создания комплексной Программы воспитательной деятельности в СурГПУ, целевых программ, отдельных планов воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в структурных подразделениях.
Реализация Концепции предполагает комплексный подход, предусматривающий единство и согласованность всех его составных частей, взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.
При разработке Концепции воспитательной работы в СурГПУ были исследованы, учтены и частично использованы принципиальные положения и подходы следующих научных источников и авторских работ:
Анализ программ, рекомендованных в работе по физическому воспитанию
... ребенка каждого возрастного периода, физическое воспитание предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические ... развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных ...
. Андреев В.И., Николаев М.В. и др. Модель системы воспитания Казанского государственного университета. #»justify»>. Березина В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы. // Высшее образование сегодня. 2007 №5.
. Бордовский Г.А., Богданова Р.У. Концептуальные основы воспитания студентов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания /под. ред. И.А. Зимней. — М., 2003.
. Донченко А.П., Прокофьев Ю.А. и др. Концепция развития гуманитарного образования Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.
. Зимняя И.А., Боденко Б.Н. и др. Воспитание — проблема современного образования в России. М., 1999.
. Лисовский В.Т. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов. С.-Пб. 2000.
. Оценка качества воспитательной деятельности в системе управления качеством образования. / Сост. Б.К. Коломиец, О.А. Васильева — М., 2001.
. Рябов Л.П. Нравственно-гуманистические подходы к формированию личности специалиста, развитию у студенчества гражданственности и патриотизма. // Интеллигенция и нравственность. М.1993.
. Управление воспитательной работой в КГТУ им. А.Н. Туполева. www.kai.ru/ univer/uvr/plan.phtm.
воспитательный университет организация работа