Введение
Конечно же каждый знает о том, что в мире существует манипуляция. Однако встречается она гораздо чаще, чем человек может предположить. Все известные формы массовой культуры: комиксы, мультфильмы, кино, телевизионные и радиопредставления, спортивные соревнования и д.р. — составляют необыкновенно разнообразный аппарат обработки сознания. Однако в данной работе своё основное внимание уделяется не манипуляции самой, а возможностям защиты от неё.
Цель: изучение способов защит от психологической манипуляции.
Задачи:
систематизировать способы защиты от нее;
выявить механизмы специфических и неспецифических психологических защит;
научиться распознавать манипулятивное воздействие
узнать механизмы специфических и неспецифических психологических защит
выявить наиболее эффективные психологические защиты с помощью исследования применения их на практике
«Если обобщить выводы многочисленных и изощренных экспериментов, то можно сказать, что мы — люди — необоснованно считаем себя умнее, рациональнее, тверже и последовательнее, чем мы есть на самом деле. Мы опасно недооцениваем силу влияния как различных ситуаций, так и других людей. Мы способны вести себя так же слепо, как существа с «куриными мозгами», например индюшки. Наше семейное воспитание, школьное и высшее образование не дают ни информации, ни навыков, необходимых для реалистичного и здравого понимания самих себя и окружающих. Мы регулярно обманываем самих себя, ошибаемся в понимании других людей и ситуаций. Мы слишком часто не рассуждаем рационально, а рационализируем, то есть оправдываем свои заблуждения. Мы не анализируем обстоятельства, а поддаемся стереотипам, помогающим другим обводить нас вокруг пальца».
кандидат философских наук
Евгений Волков.
Я полностью согласна с мнением Евгения Волкова, семейное воспитание, школьное и высшее образование способно выдать нам лишь теорию, а не учит нас применять эти знания на практике. Также воспитание и образование учат нас мыслить стереотипами. Очень редко кто, получив все это, способен мыслить рационально и правильно анализировать обстоятельства.
1. Психологические защиты
1.1 Определения психологической защиты
Многие воспринимают психологическую защиту как способность адекватно ответить на агрессию или достойно выйти из конфликта. С таким умением никто не рождается: оно нарабатывается годами практики, да и то, признаться, не у всех. Но для того, чтобы сохранить чувство психологической защищенности даже тем, кто не слишком умеет общаться, существуют защитные механизмы психики (они же — первичные защиты).
Психологические условия воспитания полезных и преодоления вредных ...
... беседа, анкетирование (проводилось со студентами СПО). Глава 1. Теоретические основы формирования психологических условий воспитания полезных и преодоления вредных привычек у обучающихся СПО 1.1 История возникновения ... Щедрина и др.). К сожалению, в конкретной работе специалистов сфер медицины и образования по формированию у подростков привычек здорового образа жизни отмечается разобщенность и ...
Это способы реагирования на травмирующие ситуации, нужные нам для того, чтобы поддержать нашу самооценку и восстановить самоуважение. Механизмы психологической защиты универсальны для всех, они заложены в нас природой: это шаблоны поведения или реагирования на ту или иную травмирующую ситуацию.
Психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы (В.Ф. Бассин, В.Е. Рожнов);
Способы переработки информации в мозге, блокирующие угрожающую информацию (И.В. Тонконогий);
Механизмы, поддерживающие целостность сознания (В.С. Ройтенберг);
Механизм компенсации психической недостаточности (В.М. Воловик, В.Д. Вид);
Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса
Генерализация (процесса, реакции) — Лат.: generalis — общий, всеобщий — Обобщение процесса, реакции живой системы, распространение их на структуры, дополнительные к минимально необходимым для осуществления наличного оптимального процесса или реакции.
Важно подчеркнуть, что защитные установки в чистом виде — это способы организации частичного и временного душевного равновесия для того, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей, т.е. для разрешения конфликта соответствующими поступками.
1.2 Понятие психологической защиты
В психологической литературе понятие «психологическая защита» тесно связана с понятием целостности личности. Особое внимание уделяется самооценке, чувству уверенности, самоуважению, Я-концепции, представлению о себе, индивидуальности. Психологической защите может подвергаться как любая целостность, будь то организация, группа людей, семья, отдельный человек, психика в целом, так и поведенческие проявления (привычки, стили жизни, умения), когнитивные структуры (мнения, знания, мировоззрения), мотивационные образования (желания, вкусы, предпочтения).
Происходит это оттого, что единое Я защищает самое себя целиком, свои проявления и качества
В ответ на нарушение или угрозу нарушения психологических границ, которое способно нанести ущерб целостности личности или её индивидуальной обособленности, возникает защита в условиях межсубъектной борьбы. Такая защита называется психологической защитой.
Психологическая защита — это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта.
Защитный механизм (психологическая защита) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.
1.3 История понятия и содержание понятия
Термин был впервые введён в 1894 году Зигмундом Фрейдом в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы «Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов».
Психологическая классификация детского аутизма
... контакта со средой и окружающими людьми, с одной стороны, и форм аутистической защиты и аутостимуляции, с другой. Эти модели отличает глубина и характер аутизма; активность, ...
Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово «вытеснение» для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.
Характеристики
Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:
1. Отрицание или искажение реальности
2. Действие на бессознательном уровне
Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: « «Я» может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов». Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.
Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.
1.4 Виды психологических защит
Внутриличностные защиты возникают в условиях внутриличностной борьбы, которые ведут между собой относительно самостоятельные личностные подструктуры. Это могут быть, например, отдельные желания человека, его умения, предпочтения, самоуверенность, самооценка. Каждая из этих подструктур определяет особенности внутреннего мира человека и формирует его внешнее поведение. Каждая из них имеет свои собственные устремления, которые, по меньшей мере, не совпадают, а иногда и противоречат друг другу.
Происходит естественная конкуренция между ними. Когда эта конкуренция перерастает во внутриличностную борьбу, возникает необходимость в психологических защитах, которые уберегают одни внутрипсихические образования от ущерба со стороны других.
Межличностные защиты обнаруживаются там, где речь идёт о борьбе межличностной. Так как люди, вступающие в общение, являются носителями несовпадающих желаний, между ними естественным образом возникают противоречия, которые вызывают стремление защищаться. Предметом межличностных защит является индивидуальная целостность, соотносимая с индивидуальной обособленностью, и направленная против силы желаний и устремлений оппонента.
В зависимости от направленности выделяются специфические и неспецифические психологические защиты.
Специфические психологические защиты — это защиты, которые направлены на характер угрозы. По сути, они напоминают процесс решения проблем. Они представляют собой поисковые действия в проблемной ситуации. Такие защитные действия сориентированы на стандартный, часто повторяющийся вид угрозы.
Вследствие этого, специфические психологические защиты могут превратиться в автоматические, стать привычкой. Такой вид защит обеспечивает детальный анализ характера угрозы. Результатом этого анализа будет ощущение, образ.
Психологическая защита. Защитные механизмы личности
... от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и ... тревожностью» (3. Фрейд). Временами человек испытывает чувство тревоги или страха. При эмоциональном стрессе у многих появляются физические симптомы. И почти у каждого ...
Неспецифические психологические защиты направлены на сам факт угрозы. Такие защиты имеют дело с характеристиками ситуации взаимодействия. Они в наибольшей степени подвержены стереотипизации и генерализации. Благодаря этому виду защит время задержки реакции сильно сокращается. Факт присутствия угрозы действует как ключевой раздражитель, который запускает один из психических автоматизмов, состоящий из базовых защитных установок. Неспецифические защиты обеспечивают быстрый анализ силы угрозы. Результатом их работы является эмоциональная оценка.
1.5 Классификация
Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций это либо недостаточная полнота (критикующий не находит в классификации важный для него психический процесс, который он относит к защитным), либо излишняя полнота (критикующий находит в классификации много психических процессов, которые не относит к защитным или вообще не выделяет как самостоятельные процессы).
Это, по всей видимости, связано с тем, что минимизация отрицательных переживаний — есть вообще естественная потребность любого живого организма (в частности человека), и с некоторым допущением любой психический процесс можно признать направленным на достижение этой цели.
Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов.
Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными. Защитные механизмы принято подразделять на уровни (от двух до четырёх), но единого мнения о принципах этого разделения и о том, куда какую защиту относить до сих пор нет. В данной статье за основу взята классификация Нэнси Мак-Вильямс, которая выделяла 2 уровня защитных механизмов по степени их «примитивности», в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.
1.6 Как распознать манипулятивное воздействие
Общим признаком наличия манипулятивных попыток является «нарушение баланса тех или иных переменных взаимодействия». Здесь можно выделить несколько известных воздействующих приёмов:
Прежде всего, в этом аспекте следует упомянуть приём, который опирается на накопленный опыт общения с конкретным человеком. Вполне логично предположить, что, пережив однажды манипулятивное воздействие со стороны какого-то человека, Вы не «попадётесь» на тот же крючок позже. Так ребенок, который «утопает в слезах», находясь в магазине, где ему не покупают куклу, забывает о «горе» уже через какое-то мгновение. Естественно, что родители, зная о цели «приступа» и его непродолжительности, не поддаются слезам.
Неверное соотношение выигрыш-плата. Проявляется такой приём в том, что получаемый результат не соответствует вложенным усилиям. Например, Вы внезапно получаете приз, но не принимали участия ни в каких розыгрышах, лотереях. Или, излюбленный приём так называемых «лохотронщиков», на улице Вам «дарят» пробник духов, пластиковую карту скидок, и т.д. Однако такое неверное соотношение может присутствовать из-за допущенных ошибок в планировании сил. Например, Вы хотите уговорить подругу сходить с Вами в кино, рассчитывая затратить на уговоры все имеющиеся у Вас доводы. Подруга соглашается, как только звучит само предложение. Ошибка расчета заключается в том, что Вы не учли того, что подруга сама давно хотела посмотреть фильм.
Психическая травма, её последствия и воздействие на развитие личности
... воздействием по причине серьезной угрозы (собственной) жизни и высокой интенсивностью; их тяжело контролировать, вплоть до полной невозможности контроля; ... стрессы — природные катастрофы (например, землетрясение), технические катастрофы (железнодорожные ... сопровождающееся своеобразной “защитной” перестройкой, происходящей в ... факторы эмоциональной депривации (недостаток ухода, заботы, ласки и т.п.). ...
Дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принятые решения. Это случаи, когда адресат вдруг неизвестно откуда становится «обязанным», «должным» что-либо сделать. Или же наоборот — с Вас вдруг, без особых на то причин, сняли ответственность за принятие какого-то решения.
Деформация уравновешенности элементов ситуации. Здесь следует обратить внимание на необычность компоновки или подачи информации, смещение внимания на второстепенные детали. Например, так: «Когда от Вас требуется подписание важного документа, и Вы пытаетесь сосредоточиться на нем, Ваш деловой партнер может, к примеру, спросить: «Какой ручкой Вы обычно любите подписывать документы, шариковой или чернильной». «Шариковой», — допустим, ответите Вы. Психолог Милтон Эриксон называл это иллюзией выбора или ложным чувством альтернативы. Мало того, что в данном случае Ваше внимание переводят на предмет, не имеющий никакого отношения к делу, так еще, если задуматься, Вам предлагают выбор без выбора. У некоторых людей, ко всему прочему возникает неосознанное чувство благодарности за проявленный интерес к своей персоне, а, отвечая на вопрос, человек как бы сам соглашается с тем, что подписывать этот документ ему придется своей любимой шариковой ручкой».
Несоответствие информации, передаваемой разными каналами. Например, при внимательном изучении собеседника можно заметить несовпадение вербальной и невербальной информации. Если адресат знаком с невербальной спецификой, то заметить «подвох» не будет чересчур трудно.
Стремление стереотипизировать поведение адресата воздействия. Чаще всего этот приём проявляет себя как обращение к некоторым Вашим ролевым или статусным позициям, стремление адресоваться к Вашим привычкам или установившимся ритуалам.
Странный дефицит времени на принятие решения. Например, после непродолжительного обсуждения проблемы, ссылаясь на намеченные планы, оппонент собирается уходить, но ждёт от Вас ответа непременно сейчас.
В гипнозе психологами часто используется такой прием, как «отрицательная команда». На этом приёме собственно построены некоторые рекламные акции. Такой прием «могут применить и во время деловой беседы, если в доброжелательно-шутливом тоне, без какого-то тайного подтекста скажут: «Будьте внимательны при ознакомлении с этими документами, не расслабляйтесь, не теряйте контроль, Вы должны все тщательнейшим образом проверить. А то сейчас многие обманывают». После таких слов Вы можете абсолютно проникнуться доверием к своему возможному партнеру и обнаружить, что начали терять контроль, расслабляться и вообще готовы хоть сейчас подписать все, что Вас попросят. Если Вы чувствуете нечто похожее, то лучше перенести рассмотрение документов на следующий день».
Также манипулятивное воздействие можно проследить и прислушиваясь к своим собственным состояниям. Здесь, помимо явных сигналов, есть смысл вспомнить о так называемых предчувствиях, бессознательных защитах, внимание на которые, к сожалению, люди обращают в основном уже после воздействия. Часто можно слышать фразы «То-то он показался мне таким странным», «в какой-то момент в голове пронеслась мысль о нечестной игре» или «а у меня ведь возникало чувство, что это ловушка».
Уход за неврологическими больными 2
... у пациента из-за изменения состояния здоровья. Целый ряд мероприятий по уходу, как, например, элементы, касающиеся личной гигиены больного, гигиенического содержания его постели, белья, помещения ... возможности. При прогрессирующих заболеваниях лечение зависит от скорости нарастания и выраженности симптоматики. Например, рассеянный склероз и злокачественные опухоли быстро приводят к смерти, однако и ...
К таким бессознательным защитам следует отнести:
Партнер, с которым происходит взаимодействие, вызывает непонятное раздражение у адресата. Вполне возможно, что антипатия вызвана стремлением оппонента завоевать Ваше внимание в большей степени, чем Вы того желаете. Или же, возможно, что неприязнь возникает как ответ на какое-то стремление, которое уже проявилось в действии манипулятора.
Чувство ущемления своего авторитета. Навязчивое желание доказать свою силу, продемонстрировать преимущество над партнёром вполне может являться ответной реакцией на стремление манипулятора овладеть поведением адресата воздействия, управлять им. Однако здесь следует быть крайне осторожным, так как, если подобные намерения становятся хоть сколь заметны и носят «полутайный» характер, то, скорее всего, следует увидеть в них попытку спровоцировать демонстрацию силы.
Неожиданное изменение фоновых состояний. Часто напряжение, агрессия, суетливость возникает как реакция на ущерб, нанесение которого адресат воздействия воспринимает бессознательно.
Что касается явных внутренних сигналов при попытке воздействия, то здесь можно назвать следующие:
Частое и явное проявление психических автоматизмов. Манипулятор намеренно запускает действие автоматизмов адресата.
Состояние суженности сознания. Оно может выражаться в неясном ограничении обсуждаемых тем, идей или в постановке только ситуативных, промежуточных целях (в ущерб перспективным, главным).
1.7 Базовые стратегии психологических защит
Большое количество сходств меж- и внутриличностных защит доказывает их существенную «взаимозависимость и взаимообратимость».
Существует большое количество способов уберечься от манипуляций, но всё же все они состоят из переплетения шести так называемых базовых защитных установок. А именно: уход, изгнание, блокировка, управление, замирание и игнорирование
Уход — увеличение дистанции, прерывание контакта, удаление себя за пределы досягаемости влияния агрессора. Крайним выражением этой стратегии может считаться отчуждение, полная замкнутость в себе, отказ от контактов с людьми. Обычным проявлением этого вида защит является смена темы беседы, прерывание беседы под благоприятным предлогом, уход от контактов с неприятными Вы людьми.
Изгнание — увеличение дистанции, удаление агрессора. Предельным выражением такой защиты является убийство. Часто проявляется в увольнении с работы агрессора, изгнание его из дома, осуждение, колком замечании, насмешке (частичное убиение какой-либо части агрессора: привычки, характера и т.д.)
Блокировка — контроль воздействия, выставление преград на его пути. Предельное выражение — полная самоизоляция посредством активизирования отдельных статусов и подсистем. Повседневное применение в виде смысловых и семантических барьеров («Я не понимаю, о чём Вы говорите»), ролевые барьеры («я на работе»).
Управление — контроль воздействия, исходящий от агрессора, влияние на него. Предельное выражение — подчинение себе другого человека. Привычные способы использования таких защит — жалобы, плач, подкуп, попытки подружиться, спровоцировать желаемое поведение. Сюда же относиться и манипуляция, защитного происхождения.
Замирание — контроль информации о самом субъекте, её намеренное искажение или сокращение. Крайняя форма — оцепенение. Чаще всего проявляется в сокрытии чувств, обмане.
Игнорирование — контроль информации об агрессоре, искажённое восприятие агрессора или угрозы с его стороны. Предельная форма выражения — утрата адекватности восприятия, иллюзии. Обычно проявляется как стереотипизация (она просто дурачится), объяснение манипуляции позитивными намерениями (мне желают добра).
Все эти базовые защитные установки можно попарно объединить между собой, опираясь на степень пассивность / активность. Получаются следующие пары: уход — изгнание, блокировка — управление, замирание — игнорирование. Каждая пара имеет своё поле действие. Уход — изгнание создаёт дистанцию с агрессором, блокировка — укрытие управляет потоком воздействия, замирание — игнорирование работает с информационным каналом.
Важно помнить, что базовые защитные установки являются лишь направляющими защитных действий. В жизни они часто используются в композиции и переплетении. Например, достаточно частый женский приём «в слезах выбежала вон» имеет в себе как собственно сам уход, так и управление (плач).
«Ничего и не было»
Механизм отрицания действует по принципу «если я этого не признаю, значит, это не случилось». Нежелательные события не принимаются за существующие. Отрицание часто становится первой реакцией на необратимые события — на смерть, болезнь. С отрицанием можно столкнуться и в семейных отношениях: кажется, что безболезненнее закрыть на глаза на проблему, чем поставить вопрос ребром. Например, часто возникает вопрос: куда смотрят родители ребенка-наркомана во внешне довольно благополучной семье — почему не обращают внимания на беспокойные признаки? Да потому, что вовсю работает механизм отрицания — родители не позволяют себе мысли, что в их семье может случиться такое.
«А я и забыл»
Специальное мотивированное «забывание» травмирующей ситуации называется вытеснением. Причем забыть можно не только очевидные неприятности — иногда из памяти «выскакивает» чужая помощь, подоспевшая к нам в критический момент. Часто вытеснение распространяется на ситуации, связанные с деньгами или обязательствами.
«Сам дурак»
Одним из следствий вытеснения становится проекция. Дело в том, что вытесненная информация (или забытый опыт) уходит из сознания, но остается на подсознательном уровне. Периодически то, что подверглось вытеснению, начинается прорываться наружу — например, в проекции. Человек начинает приписывать другим собственный опыт, мотивы или мысли. Так обманщику кажется, что все кругом стремятся его надуть, а человек, испытывающий недостаток в деньгах склонен чаще других громить «нищебродов». Проецироваться могут не только негативные, но и позитивные эмоции. В широком смысле мы все используем проекцию для объяснения мира — а как еще можно понять других, кроме как найти похожие чувства в себе?
«Я сейчас все объясню»
Иногда нам кажется, что проще съесть жабу, чем признать собственную неправоту. И не надо ее признавать — особенно когда в арсенале есть такой прекрасный механизм, как рационализация. Она позволит найти вменяемые и вполне достойные причины, чтобы объяснить собственные неприемлемые действия. Что удобнее: признать, что тебя не берут на работу мечты из-за недостаточного опыта — или додуматься, что «у нас в стране все только по знакомству»? Рационализация позволяет отгородиться от мира набором нехитрых стереотипов, тратить минимум усилий на анализ поступающей информации — и при этом чувствовать себя д’Артаньяном на фоне унылой реальности.
«Я — не я»
Достаточно прозрачным способом психологической защиты являются реактивные образования — когда человек совершает подмену собственных чувств на противоположные. Классические примеры реактивных образований можно найти в поведении подростков, стремящихся вывернуть наизнанку чувства, которые они считают постыдными. Поэтому приходится смеяться в кино над фильмом, который вызывает слезы или лупить портфелем барышню, за которой хочется поухаживать, но страшно «что скажут пацаны».
· Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.
· Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.
· Идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.
· Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации.
· Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.
· Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние.
· Проективная идентификация — когда человек навязывает кому-либо роль, основанную своей проекции.
· Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
· Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.
· Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.
· Вытеснение, Подавление или Репрессия — в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.
· Вымещение, Замещение или Смещение — в бытовом смысле «поиск козла отпущения».
· Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.
· Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.
· Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.
· Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
· Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.
· Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
· Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка — снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
· Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.
· Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.
· Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.
· Реактивное образование — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
· Реверсия — проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.
· Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
· Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.
· Чувства должны быть излиты
· Впрочем, мы можем попасть в критические ситуации, не настолько сильно бьющие по нашему самоуважению, чтобы нам требовалась психологическая защита — но, тем не менее, требующие определенной разрядки. И у нас есть для этого свои методы.
· Сублимация. Вокруг темы сублимации (спасибо, Фрейду) существует немало домыслов относительно ее сексуального характера. На деле сублимироваться может не только сексуальная энергия, но и, допустим, агрессия, которой требуется найти выход. Например, известны «комнаты гнева» в японских корпорациях, где сотрудники могут попинать подушку или пошвыряться в стену краской.
· Интернализация. Этот механизм разрядки проще всего описать фразой «Не очень-то и хотелось». Если не получается достигнуть желаемого, порой оказывается проще убедить себя в том, что тебе это не нужно
Некоторые базовые защитные установки можно попарно объединить между собой, опираясь на степень пассивность / активность. Получаются следующие пары: уход — изгнание, блокировка — управление, замирание — игнорирование. Каждая пара имеет своё поле действие. Уход — изгнание создаёт дистанцию с агрессором, блокировка — укрытие управляет потоком воздействия, замирание — игнорирование работает с информационным каналом.
Важно помнить, что базовые защитные установки являются лишь направляющими защитных действий. В жизни они часто используются в композиции и переплетении. Например, достаточно частый женский приём «в слезах выбежала вон» имеет в себе как собственно сам уход, так и управление (плач).
1.8 Механизмы специфических и неспецифических психологических защит, а так же манипуляции, от которых не следует защищаться
Среди механизмов специфических защит в зависимости от уровня, на котором они действуют, можно выделить три подвида. К первому уровню относятся те, что имеют связь с особенностями угрозы, которую несёт манипуляция. Действуют они в собственно личностных структурах. Ко второму уровню относятся защиты имеющие связь с автоматизмами — психическими процессами, которые реализуют манипулятивное воздействие. Здесь механизмы защиты соотносятся с механизмами манипуляции. К третьему уровню относятся те защиты, которые связаны с используемыми манипулятором средствами.
Механизмы специфических психологических защит первого уровня. Основной мишенью любой манипуляции являются собственно личностные структуры оппонента, а основной путь к цели — расщепление этих структур. «Для того, чтобы чужое слово вошло в сознание как «своё», необходимо, чтобы в этом сознании было «место» для другого, готовность встретиться с другим голосом и услышать его. Это возможно только в том случае, если другой уже живёт в сознании, если он является не внешним воспринимаемом объектом, а внутренним содержанием сознания».
Манипулятор стремиться усилить своего союзника, ослабить противоречащие ему мотивы. Чем меньшее количество внутренних субъектов участвует в конфликте, тем проще человеку проконтролировать его исход. Часто, с целью изолировать одну подструктуру, манипулятор, обращаясь к адресату, ведёт разговор с одной из его социальных или статусных ролей. Это, например, фраза «В конце концов, ты ж отец, запри сына дома и не выпускай его недели две!». Лучшим способом защиты в такой ситуации будет вспомнить и другие ролевые позиции. Например, ответ «Да, но я ему ещё и понимающий друг, а не просто строгий отец-тиран» вполне спасёт Вас от воздействия.
Поскольку самостоятельный поступок совершается всей личностью в целом, с согласия всех её подструктур, защита от манипуляции — это в первую очередь защита целостности личности, уничтожение структур, которые работают в пользу манипулятора.
Механизмы специфических психологических защит второго уровня. Поскольку манипулятор стремиться проникнуть во внутренний мир адресата, зацепить его слабые места, последний старается каким-либо образом закрыться, не позволить «задеть» себя. В явном виде такое сопротивление в жизни встречается редко и проявляется в словах. Например, такие фразы как «не сыпь мне соль на рану», «не лезь мне в душу», «не терзай раны», «оставь меня в покое» являются чистым препятствием манипуляции. В основном борьба между манипулятором и адресатом здесь происходит за контроль над автоматизмами (психологические процессы, составляющие механизмы манипулятивного влияния).
Важнейшая задача для адресата на этом уровне — не позволить манипулятору запустить механизм работы автоматизмов, не дать ему завладеть ими. «Американские психологи утверждают, что у каждого человека есть тысячи автоматических программ. Одной из таких программ поведения является, например, рукопожатие, когда человек протягивает руку, Вы автоматически протягиваете свою в ответ. Но что произойдет, если он не поздоровается, а, к примеру, возьмет Вас за запястье. Он нарушит программу. Вы не знаете, что делать дальше, у Вас отсутствует следующий шаг, к которому можно перейти. И это самое время он дает Вам определенную инструкцию, внушение: «Мы сегодня обязательно должны закончить все дела». Если манипулятор просто прервёт рукопожатие и ничего больше не сделает, то человек, с которым поздоровались таким странным образом, будет в недоумении. Здесь важно словесное внушение».
Наиболее эффективным проявлением защит автоматизмов считается непредсказуемость. Если реакцию адресата нельзя предугадать, то манипулятору не к чему подстраиваться, его планы рушатся. Однако, в силу социальной культуры, человек живёт под властью, во-первых, сложившихся в обществе стереотипов поведения и мышления, во-вторых, ожиданий и требований окружающих его людей, поэтому непредсказуемость не поощряется.
Так, например, эффективной защитой от манипуляции, связанной с прерыванием автоматизма, который указан выше, будет одергивание руки, но, с другой стороны, этот жест считается проявлением неуважения, невоспитанности.
Ещё один способ защиты на этом уровне — задержка автоматических реакции. Этот приём может проявляться в том, что адресат будет действовать осторожнее, затрачивать больше времени на принятие решений. Например, увидев в магазине многочисленные рекламы, первым появляется ощущение необходимости в каждом из предлагаемых предметов, однако, если обдумать ситуацию позже, например, дома, эта необходимость отпадает сама собой, остаётся лишь потребность в действительно нужных Вам вещах.
Способы «непредсказуемость» и «задержка автоматических реакций» в активном состоянии могут проявляться как спонтанно и намеренное трансформация предлагаемого Вам образа. Например, при покупке автомобиля, на создаваемый торговым агентом образ скорости, плавности и удобства, можно припомнить, сколько сил и денег уходит на бензин и запчасти.
Механизмы специфических защит третьего уровня. Так как защиты этого уровня связаны со средствами воздействия, которые использует манипулятор, перечислить все возможные защиты нельзя в силу разнообразия средств самой манипуляции. Здесь можно выделить две наиболее общие стратегии защиты.
Первая такая стратегия связана с разрушением технологических элементов воздействия и подразумевает под собой встречную активность адресата. Этот процесс похож на борьбу «кто кого». В ответ на желание манипулятора скрыть факт воздействия возникает стремление вскрыть его намерения, сделать «всё тайное явным». Проявляться такие защиты могут как уточнения с недоверчивой интонацией, сомнения, цепляние к словам, прямые вопросы: «Куда Вы клоните?», «К чему этот разговор?», «Скажите прямо, чего Вы хотите».
В ответ на психологическое давление адресат, скорее всего, станет искать такую силу, в котором он имеет преимущество. Например, Вы можете заранее разработать темы и сюжеты разговора с оппонентом. Однако здесь возможна борьба и в той же среде, что выбрал манипулятор. Например, в ответ на замедление темпа разговора с целью «вымотать» терпение адресат может выбрать темп ещё более медленный, размышляя попутно о своём. Эффект такого противодействия усиливается неполной включённостью адресата в разговор.
Вторая стратегия специфических защит этого уровня связана с использованием технологических элементов воздействия в своих интересах. Часто она представляет собой встречную манипуляцию, итогом которой является стремление переиграть манипулятора. Например, Ваш собеседник в ходе разговора как бы случайно уходит от темы. Адресат может поддержать отвлечение, но на иную, более выгодную ему тему, или просто, выслушав оппонента, вернуть разговор к первоначальной тематике. Возможно также, угадывая намерения манипулятора, уточнить прямо, правильно ли Вы поняли их. Если цель оппонента неблаговидна, то, скорее всего, манипулятор откажется от неё. Приняв это высказывание, Вы можете согласиться вести беседу «на тему» дальше, смысл её для манипулятора будет потерян.
В жизни далеко не все манипуляции способны нанести вред и преследуют неблагоприятные для адресата цели.
Во-первых, некоторые технологии манипулятивных воздействий бывают настолько громоздки, сложны и неясны, что в них нарастает тенденция к саморазрушению. Такие воздействия рассчитаны на сопротивление со стороны оппонента. Если же такового нет, то они просто теряют смысл своего существования. Во-вторых, существует ряд игр, которые включают в себя манипуляции. Например, это сексуальные игры. Редко кто начинает соблазняющие действия с прямого призыва «Давай.», скорее это происходит с помощью взаимосменяющихся манипуляций.
Иногда, в силу различных причин, сопротивляться манипуляции не хочет сам адресат. Например, если ему понятны мотивы манипулятора или если манипуляция вызывает эстетическое восхищение. В одном из произведений русской классики XIX века герой, путешествуя, проиграл все свои деньги офицеру-шулеру. Он не столько переживал, что лишился средств, сколько восторгался, как его ловко надули. Манипуляция предполагает какую-то закрытость информации, тайну, которая может быть раскрыта лишь после ее завершения. А тайна вызывает интерес.
2. Исследование эффективности использования отдельных видов психологических защит
Метод исследования: наблюдение
Срок наблюдения: лето 2010 года
Место наблюдения: ИКЦ ККП г. Пермь
Контингент: посетители, руководитель
Защита |
Пример |
Степень эффективности |
|
· Всемогущий контроль. Например, в следующей ситуации: руководитель моей практики всегда проверяла, есть ли какие-нибудь задолженности у посетителей, возвращающих литературу в библиотеку, и, когда их обнаруживала, то обязательно спрашивала, почему они не несут данную литературу. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Высокая Низкая Низкая |
|
· Диссоциация. Например, в следующей ситуации: когда руководитель моей практики общалась с постоянной посетительницей, которая к тому же являлась ее хорошей знакомой, часто слушала ее разговоры о том, как ей было плохо в данный момент, и вообще непричастна к созданию этой неблагоприятной ситуации. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Низкая Низкая Средняя |
|
· Идентификация с агрессором. Например, в следующей ситуации: Постоянная посетительница в их разговоре часто использовала цитаты из книг и журналов чтобы доказать свое мнение по конкретному вопросу. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Низкая Средняя Низкая |
|
· Отрицание. Например, в следующей ситуации: когда руководитель моей практики пыталась объяснить некоторым непостоянным посетителям, что они сдали не всю литературу, которую должны были сдать, те утверждали, что они все сдали несмотря на отсутствие фактов ее сдачи. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Низкая Низкая Средняя |
|
· Расщепление Эго. Например, в следующей ситуации: когда руководитель моей практики говорила о начальстве колледжа, вспоминала лишь их не очень хорошее отношение к библиотеке (на нее затрачивали самый минимум средств). Что-то подобное вспоминала о начальстве и постоянная посетительница. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Средняя Средняя Низкая |
|
· Аннулирование или Возмещение. Например, в следующей ситуации: когда вышестоящая руководительница спросила руководителя моей практики, почему было так мало записано книг, та ответила, что в данном документе указано только количество инвентаризированных книг, а количество списанных книг не указано, но оно намного больше. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Средняя Низкая Низкая |
|
· Вытеснение, Подавление или Репрессия. Например, в следующей ситуации: когда вышестоящая руководительница выговаривала руководителю моей практики, что список на списание литературы очень большой, и подан несвоевременно, та отвечала, что она много раз подавала соответствующие заявки, но про них постоянно забывали |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Средняя Низкая Низкая |
|
· Вымещение, Замещение или Смещение. Например, в следующей ситуации: Руководитель моей практики в разговоре со своими знакомыми довольно часто обвиняла все начальство колледжа в том, что оно почти забыло про ее место работы. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Высокая Низкая Низкая |
|
· Изоляция аффекта. Например, в следующей ситуации: руководитель моей практики всегда разговаривала с высшим руководством спокойно, не проявляя почти никаких эмоций. Непостоянные посетители вообще никогда не проявляли своих эмоций в общении с руководителем моей практики. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Высокая Низкая Высокая |
|
· Интеллектуализация. Например, в следующей ситуации: когда руководитель моей практики и постоянная посетительница разговаривали на приятные для них темы (например о проведении различных праздников), то их голоса становились немного веселее, на их лицах появлялась маленькая улыбка. А в разговоре на остальные темы они проявляли спокойствие. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Высокая Высокая Низкая |
|
· Компенсация или Гиперкомпенсация. Например, в следующей ситуации: руководитель моей практики была не очень удовлетворена своей работой, поэтому в любое свободное время она старалась общаться с друзьями, особенно часто и много она общалась с постоянной посетительницей. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Высокая Средняя Низкая |
|
· Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка. Например, в следующей ситуации: руководитель моей практики часто говорила о том, что колледж своевременнее не обновлял библиотечные фонды, пригласил специалистов на инвентаризацию лишь один раз очень давно, а во второй раз пригласил не специалистов, а студентов для этой цели. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Высокая Средняя Низкая |
|
· Рационализация. Например, в следующей ситуации: руководитель моей практики, когда общалась со мной, всегда была веселая и объясняла это тем, что я хорошо выполняла свою работу. Также она часто хвалила качество выполненной работы обслуживающего персонала. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Высокая Низкая Низкая |
|
· Чувства должны быть излиты. Например, в следующей ситуации: Руководитель моей практики часто рассказывала своим друзьям о том, как хорошо провела праздники в кругу друзей, рассказывала также о том, какая у нее хорошая семья. Непостоянные, но ее знакомые посетители также рассказывали о том, как хорошо они провели праздники. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Высокая Низкая Средняя |
|
· «А я и забыл». Например, в следующей ситуации: довольно часто встречались непостоянные посетители, которые приносили неполный список литературы, и объясняли, что они остальное забыли, а некоторые приносили исписанные карандашом книги и говорили, что забыли стереть эти надписи. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Низкая Низкая Средняя |
|
· «Сам дурак». Например, в следующей ситуации: когда высшие руководители обвиняли руководителя моей практики в том, что она долго не предоставляла списки на списание литературы, а потом предоставила все эти списки сразу, та отвечала, что она своевременно пыталась их предоставлять, но их не принимали. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Средняя Низкая Низкая |
|
· «Я сейчас все объясню». Например, в следующей ситуации: когда мама одной непостоянной посетительницы сдавала литературу, которую та взяла, оказалось, что она не все принесла, и объясняла, что ей дочка сказала, что это все, и что она не знала, что ее дочка не говорила ей про остальную литературу, также говорила, что обязательно выяснит, почему та отдала ей не полный список литературы, которую она должна была сдать. |
Руководитель Посетитель А Посетитель Б |
Низкая Низкая Средняя |
|
Посетитель А — постоянная посетительница, Посетитель Б — непостоянные посетители.
Заключение
Количество воздействий на нас настолько велико, что нельзя и помыслить о том, в каком напряжении должен находиться адресат, чтобы проконтролировать и проанализировать все свои собственные состояния, сдвиги поведения партнёра и ситуации. Часто адресат воспринимает манипуляцию лишь на подсознательном уровне, даже не догадываясь о факте её присутствия.
Однако самые сильные, и грубые, воздействия всё же можно выявить и предотвратить. Для этого следует следить за сохранением целостности своего Я, прислушиваться к своему внутреннему голосу и сопоставлять его сигналы с внешним поведением оппонента.
Что касается специалистов, то здесь умение защитить себя от манипуляции, мне кажется, является одним из базовых факторов. Руководитель российской фирмы «Имеджленд Public Relation» Вероника Моисеева считает, что одна из задач специалистов — это «оказание воздействия на ключевые аудитории». Это подразумевает под собой, надо полагать, оказание манипулятивного воздействия. Однако положение, при котором человек влияет сам, но не умеет распознавать чужое влияние и защищать себя от него, таит в себе опасность быть «убитым» своим же оружием.
Р. Чалдини «Психология влияния»: «Теперь я уже свободно могу в этом признаться. Всю свою жизнь я был тем, кого одурачивают».
Самые любимые психологические защиты руководителя моей практики — «Чувства должны быть излиты», «Компенсация или Гиперкомпенсация», «Интеллектуализация», «Изоляция аффекта», «Рационализация».
Менее любимые — «Аннулирование или Возмещение», «Расщепление Эго», «Вытеснение, Подавление или Репрессия», «Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка», «Сам дурак».
Большинство руководителей очень любят использовать защиту под названием «всемогущий контроль. Руководитель моей практики ее использовала реже.
Защиту под названием «Я сейчас все объясню» она использовала только в случае разговора с начальником.
Остальные она никогда не использовала.
Постоянные посетители любили использовать следующие психологические защиты: «Интеллектуализация», «Вымещение, Замещение или Смещение», «Расщепление Эго».
Защиты «Я сейчас все объясню», «Рационализация», «Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка», «Компенсация или Гиперкомпенсация», «Аннулирование или Возмещение», «Отрицание», «Идентификация с агрессором» они использовали реже.
Остальные они почти не использовали.
Любимые защиты непостоянных посетителей: «Я сейчас все объясню», «Рационализация», «Расщепление Эго».
Используемые ими довольно часто: «Сам дурак», «А я и забыл», «Чувства должны быть излиты», «Изоляция аффекта», «Вымещение, Замещение или Смещение», «Вытеснение, Подавление или Репрессия», «Расщепление Эго», «Отрицание», «Диссоциация».
Остальные почти никто не использовал.
Список использованной литературы
1. Бассин, Ф.В. О силе Я и психологической защите / Ф.В. Бассин // Вопросы философии. — 1969. — №2.
2. Волков Е. Обманы вокруг нас // «Школьный психолог» №05/2000. издательский дом «Первое сентября
3. Е. Волков. Обманы вокруг нас // «Школьный психолог» №05/2000. издательский дом «Первое сентября
4. Вопросы психологии. 1990 — №4 — с. 14-23
5. Dictionary. — Санкт-Петербург, Россия, 2000
6. Доценко, Е.Л. Психология манипуляций — М., 1996.
7. Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса
8. В.И. Журбин // Вопросы психологии. — 1990. — №4. — С. 14-23.
9. Кочюнас, Римас. 5.1. Консультирование тревожных клиентов // Основы психологического консультирования. — Москва: Академический проект, 1999. — 240 с. — (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии).
— 5000 экз. — ISBN 5-8291-0002-9
10. Мак-Вильямс, Нэнси. Защитные механизмы // Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — Москва: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7
11. Мельник, Г.С. Mass Media]: Психологические процессы и эффекты/ М.Г. Мельник. — СПб., 1996. Менегетти, А./ Словарь образов А. Менегетти. — Л., 1991.
12. Менегетти А. Словарь образов. — Л. 1991
13. Никольская, И.М.; Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей. — Москва: Речь, 2006. — 342 с. — ISBN 5-9268-0457
14. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшенз для профессионалов М 1999
15. Coleman, James C.; Robert, C.; Butcher, James Neal. Abnormal Psychology in Modern Life. — 8-е издание. — Harper Collins Publishers, 1988. — ISBN нет, ASIN: B0025UVCZ0
16. Tryphonov E.B. Human Psychophysiology. Explanatory Russian-English
17. Уфаев, К. Психологическое давление / К. Уфаев // Вечерний Петербург. — 1996.
18. Уфаев К. Психологическое давление // Вечерний Петербург 7 августа 1996
19. К. Уфаев. Психологическое давление // Вечерний Петербург 7.09. 1996
20. Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с. — ISBN 3-596-42001-6
21. Фрейд, Зигмунд. The neuro-psychoses of defense // The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud = Die Abwehr — Neuropsychosen (1894).
— Лондон: Hogarth press and the Institute of Psychoanalysis, 1962. — Т. III.
? ID=1823