Ожидания подростков и родителей от процесса общения

Оглавление

Глава 1. Литературный обзор 6

1.1 Характеристика пубертатного периода 6

1.2 Роль ожиданий подростков и родителей от процесса взаимодействия друг с другом 11

Глава 2. Экспериментальное исследование ожиданий подростков и их родителей от общения 22

2.1 Программа исследования 22

2.2 Анализ результатов исследования 24

Выводы 37

Заключение 38

Список литературы 39

Приложение 1 40

Приложение 2 63

Введение

Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Проблема отношений родителей и детей — сложная и парадоксальная. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

3 стр., 1148 слов

исследования особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста. Теоретическое исследование особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста

... того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой называется социальной ситуацией ... к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук: ... не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому ...

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми.

Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Для нас чрезвычайно важно понять суть взаимоотношений между подростками и родителями и, в частности, ту роль, которую играют родители в развитии своих детей. А также чего же ожидают от родителей подростки, какие надежды на них возлагают.

Ожидания способствуют формированию установки подростков, которая проявляется и в мотивах, и в ценностных ориентация, и в поведении, и в отношении к родителям.

Поэтому мы и решили исследовать ожидания подростков и родителей от процесса общения, считая эту тему весьма актуальной в современных условиях.

В исследованиях мы опирались на взгляды Ю.Б. Гиппенрейтер, Ф. Райс, А.С. Спиваковская, Л.И. Вассерман, Д. Байярд и Р.Т. Байярд, Дубровиной И.В. Захаровой Е.И.

Особенности внутрисемейных отношений изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внес

А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

3 стр., 1002 слов

Проблемы взаимоотношений с родителями девочек — подростков

... испортить доверительные отношений между ней самой и ее родителями. Родителям девочки – подростка очень важно всегда помнить о том, что ... 2013. – 512 с. 3. Хозиев В.Б. Психолого – педагогическое содействие развитию личности подростка. – М.: МПСИ, 2013. – 392 с.     ... следить за кругом ее общения и интересами. Однако, даже если по мнению родителей поведение дочери не совсем правильное ...

Целью данной работы является исследование ожиданий подростков и их родителей от процесса общения.

В соответствии с выдвинутой целью были поставлены следующие задачи:

1. Провести литературный анализ по проблеме взаимоотношений родителей и детей.

2. Исследовать отношения между детьми и родителями в семье.

3. Выявить взаимосвязь между ожиданиями родителей и ожиданиями подростков

4. Разработать практические рекомендации для родителей.

Предметом исследования являются ожидания подростков и родителей от процесса общения в виде степени удовлетворенности этим общением, преобладающих эмоциональных состояний от общения.

Объектом исследования являются подростки 12−15 лет и их родители

Исходя из поставленных задач, мы построили следующую структуру работы, которая состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Первая глава посвящена теоретическому обзору подходов к изучаемой проблеме. Во второй главе рассматриваются организация и методы исследования: цель, задачи, предмет и объект исследования, методы данного исследования. В третьей главе мы анализируем и интерпретируем полученные результаты в ходе исследования.

Заключение содержит выводы, сделанные на основе имеющихся материалов.

Библиографический список составляет:

Глава 1. Литературный обзор

1.1 Характеристика пубертатного периода

Отрочество — этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10 — 11 до 13 — 14 лет. Основная особенность подросткового периода, по мнению Дубровиной И. В. — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития [26].

Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое». По Л.С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют две тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т. п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т. п.).

15 стр., 7054 слов

Эмпирическое исследование предрасположенности подростков к девиантному поведению

... психологической перестройки подростка является резкое изменение отношения с взрослыми, в частности с родителями. Происходит ... исследования причин, форм, динамики девиантного поведения. Цель исследования: изучить предрасположенность подростков к девиантному поведению Объект исследования - подростки ... формирование чувства взрослости, т.е. состояние, когда основная масса потребностей подростка ничем не ...

Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте — от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни [36].

Дубровина И.В. считает, что отрочество — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотетико-дуктивные процессы, проявляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их [31].

Главное в развитии мышления — овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание других и понимание себя — вот что приносит с собой мышление в понятия», — писал он.

Л.С. Выготский также отмечал, что существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии» говоря о фантазии подростка, Л.С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии».

7 стр., 3483 слов

Взаимосвязь смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной деятельности в юношеском возрасте

... процесс переходного возраста, как переход от детства к взрослости. Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности периода юности ... духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ... в современной психологии. Так, например, Л. С. Выготский рассматривал динамическую смысловую систему (ДСС) как единство аффективных ...

Е.Е. Сапогова говорит, что смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную и интеллектуальную сферу подростка.

Общение со сверстниками настолько значимо в отрочестве, что Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова предложили передать ей статус ведущей деятельности этого возраста. Отношения с другом, сверстником являются предметом размышлений подростков, внутри которых корректируются самооценка, уровень притязаний и т. п. Подростки очень активны в общении и «поиске друга». По мнению Д.Б. Эльконина, такое общение для них, — особая деятельность, предметом которой является другой человек, а содержанием — построение взаимоотношений и действований в них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя и развиваются средства такого познания [44].

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, «наличием определенной системы соподчиненных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов». Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают «на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения». Л.И. Божович считала, что именно в мотивационной сфере, находится главное новообразование переходного возраста [36].

Как отмечают Морсанова В.И. и Смирнова Т.Ю., в подростковом возрасте расширяются физические, психологические и физиологические возможности, что требует осознания новых возможностей, перестройки способов самоорганизации своего поведения и особенностей взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В семье это может проявляться в нарушении привычных форм взаимодействия с близкими. Например, переоценка или недооценка своей самостоятельности может приводить к конфликтам с родителями.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... . Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д ... мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку ...

Физиологические изменения, происходящие в организме подростка, могут изменять социальный статус и степень влияния в среде одноклассников [19].

Самые существенные изменения происходят в личностной сфере. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не о ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими. Виды взрослости хорошо изучены и описаны Т.В. Драгуновой: это подражание внешним признакам взрослости, рвение на психосоциальные образцы своего пола, социальная взрослость, интеллектуальная взрослость…

Приложение 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ»

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector