Ожидания подростков и родителей от процесса общения

Оглавление

Глава 1. Литературный обзор 6

1.1 Характеристика пубертатного периода 6

1.2 Роль ожиданий подростков и родителей от процесса взаимодействия друг с другом 11

Глава 2. Экспериментальное исследование ожиданий подростков и их родителей от общения 22

2.1 Программа исследования 22

2.2 Анализ результатов исследования 24

Выводы 37

Заключение 38

Список литературы 39

Приложение 1 40

Приложение 2 63

Введение

Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Проблема отношений родителей и детей — сложная и парадоксальная. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми.

3 стр., 1291 слов

Отклоняющееся поведения детей и подростков как социально-педагогическая проблема

Введение...........................................................................................................3 Глава 1. Отклоняющееся поведения детей и подростков как социально-педагогическая проблема................................................................................5 1.1 Понятие и сущность "отклоняющееся поведение"........................5 1.2 Причины возникновения ...

Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Для нас чрезвычайно важно понять суть взаимоотношений между подростками и родителями и, в частности, ту роль, которую играют родители в развитии своих детей. А также чего же ожидают от родителей подростки, какие надежды на них возлагают.

Ожидания способствуют формированию установки подростков, которая проявляется и в мотивах, и в ценностных ориентация, и в поведении, и в отношении к родителям.

Поэтому мы и решили исследовать ожидания подростков и родителей от процесса общения, считая эту тему весьма актуальной в современных условиях.

В исследованиях мы опирались на взгляды Ю.Б. Гиппенрейтер, Ф. Райс, А.С. Спиваковская, Л.И. Вассерман, Д. Байярд и Р.Т. Байярд, Дубровиной И.В. Захаровой Е.И.

Особенности внутрисемейных отношений изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внес

А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Целью данной работы является исследование ожиданий подростков и их родителей от процесса общения.

В соответствии с выдвинутой целью были поставлены следующие задачи:

1. Провести литературный анализ по проблеме взаимоотношений родителей и детей.

2. Исследовать отношения между детьми и родителями в семье.

3 стр., 1002 слов

Проблемы взаимоотношений с родителями девочек — подростков

Взаимосвязь родительского воспитания и «я» - концепции девушек подросткового возраста (13 лет)   Аннотация   В настоящей статье рассмотрены особенности формирования «я» - концепции девочки – подростка. Проанализированы особенности ее поведения и самовосприятия. Рассмотрена взаимосвязь родительского воспитания и самовосприятия девочек – подростков.   Ключевые слова: я – концепция; ...

3. Выявить взаимосвязь между ожиданиями родителей и ожиданиями подростков

4. Разработать практические рекомендации для родителей.

Предметом исследования являются ожидания подростков и родителей от процесса общения в виде степени удовлетворенности этим общением, преобладающих эмоциональных состояний от общения.

Объектом исследования являются подростки 12-15 лет и их родители

Исходя из поставленных задач, мы построили следующую структуру работы, которая состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Первая глава посвящена теоретическому обзору подходов к изучаемой проблеме. Во второй главе рассматриваются организация и методы исследования: цель, задачи, предмет и объект исследования, методы данного исследования. В третьей главе мы анализируем и интерпретируем полученные результаты в ходе исследования.

Заключение содержит выводы, сделанные на основе имеющихся материалов.

Библиографический список составляет:

Глава 1. Литературный обзор

1.1 Характеристика пубертатного периода

Отрочество – этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10 – 11 до 13 — 14 лет. Основная особенность подросткового периода, по мнению Дубровиной И. В. – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития [26].

Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое». По Л.С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют две тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т. п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т. п.).

Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте – от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни [36].

20 стр., 9812 слов

Исследование полоролевой идентичности у девочек-подростков 11-13 лет и её связь с поведением

... возраста.  Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка ... психологических и психиатрических исследованиях, посвящённых проблемам девочек ... возраста. Подростковый возраст — трудный период психического развития. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости ...

Дубровина И.В. считает, что отрочество – время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотетико-дуктивные процессы, проявляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их [31].

Главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание других и понимание себя – вот что приносит с собой мышление в понятия», — писал он.

Л.С. Выготский также отмечал, что существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии» говоря о фантазии подростка, Л.С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии».

Е.Е. Сапогова говорит, что смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную и интеллектуальную сферу подростка.

Общение со сверстниками настолько значимо в отрочестве, что Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова предложили передать ей статус ведущей деятельности этого возраста. Отношения с другом, сверстником являются предметом размышлений подростков, внутри которых корректируются самооценка, уровень притязаний и т. п. Подростки очень активны в общении и «поиске друга». По мнению Д.Б. Эльконина, такое общение для них, — особая деятельность, предметом которой является другой человек, а содержанием – построение взаимоотношений и действований в них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя и развиваются средства такого познания [44].

22 стр., 10578 слов

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» Кафедра анатомии, физиологии и валеологии Учебно-методический комплекс курса Специальности 050715 – «Специальная дошкольная педагогика и психология», 050517 – «Логопедия» Пермь пгпу 2008 УДК 612.821 ББК Е 991.782 О – 753 ...

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, «наличием определенной системы соподчиненных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов». Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают «на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения». Л.И. Божович считала, что именно в мотивационной сфере, находится главное новообразование переходного возраста [36].

Как отмечают Морсанова В.И. и Смирнова Т.Ю., в подростковом возрасте расширяются физические, психологические и физиологические возможности, что требует осознания новых возможностей, перестройки способов самоорганизации своего поведения и особенностей взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В семье это может проявляться в нарушении привычных форм взаимодействия с близкими. Например, переоценка или недооценка своей самостоятельности может приводить к конфликтам с родителями.

Физиологические изменения, происходящие в организме подростка, могут изменять социальный статус и степень влияния в среде одноклассников [19].

Самые существенные изменения происходят в личностной сфере. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не о ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими. Виды взрослости хорошо изучены и описаны Т.В. Драгуновой: это подражание внешним признакам взрослости, рвение на психосоциальные образцы своего пола, социальная взрослость, интеллектуальная взрослость……………………

9 стр., 4148 слов

Взаимодействие, как основа эффективного делового общения

2 Тема : «Взаимодействие, как основа эффективного делового общение». I. ВВЕДЕНИЕ. Понятие общения и делового общения. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, пораждаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Общение как ...

Приложение 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ»

……………………..