об экологическом состоянии в мире, экологическое просвещение с дошкольниками

Содержание.

Введение

Глава 1. Роль познания в развитии личности дошкольника

1.1. Экологическое познание дошкольника как важный фактор развития детей дошкольного возраста

1.2. Экологическое познание в детском саду в рамках ФГОС

Выводы по главе 1

Глава 2. Программа экологического воспитания в средней группе

2.1 Программа по экологическому образованию для дошкольников средней группы детского сада

2.2. Развитие экологических представлений в средней группе детского сада

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте. Главной проблемой работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению.

Экологическое образование официально признано на сегодняшний день как одно из приоритетных направлений улучшения деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

С принятием закона Российской Федерации «Об образовании» [1] и Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» [2] сформированы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического воспитания и образования населения.

Проблема развития дошкольника, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

Познавательный интерес — это потребительское отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и разумно их использовать в практической деятельности.

Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса, познавательная деятельность у детей среднего дошкольного возраста протекает более интенсивно, продуктивно. Дошкольники меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

Известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность детей. Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности этого предположения. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря их действиям. Такой деятельностью, по мнению современных исследователей, оказалось детское экспериментирование.

Следовательно, проблема формирования познавательного интереса у детей посредством экспериментирования является актуальной. В особенности она важна в отношении детей среднего дошкольного возраста. Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека требуется не только владение знаниями, но и, в главную очередность, умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших детей пытливыми, общительными, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.

Цель исследования: разработать программу развития познавательного интереса у детей среднего возраста в дошкольном образовательном учреждении в процессе экологического воспитания.

Объект исследования — развитие познавательного интереса у средних дошкольников в ДОУ.

Предмет исследования — развитие познавательного интереса у детей среднего возраста в ДОУ в процессе экологического воспитания.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что в современных условиях развитие познавательного интереса у детей 3-5 лет в процессе экологического воспитания в ДОУ будет эффективным если:

— на основе одной из существующих программ экологического воспитания средних дошкольников разработать программу развития познавательного интереса у детей 3-5 лет, которая будет обогащена формами, средствами, приёмами педагогической работы с элементами экспериментирования;

— план организации процесса экологического воспитания детей cocтавить с учетом их разнooбразных интереcoв, а также возможностей педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;

3 стр., 1245 слов

Анализ предметно — развивающей среды по экологическому воспитанию

Задания по педагогической практике для студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное отделение» ( 3 курс заочного отделения) Учебная практика   Задание 1. Проанализировать воспитательно-образовательную работу по экологическому образованию дошкольников (Приложение 4). Задание 2. Проанализировать воспитательно-образовательную работу по развитию математических представлений дошкольников ( ...

Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:

— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательного интереса у детей 3-5 лет в процессе экологического воспитания посредством экспериментирования;

— проанализировать педагогический опыт развития познавательного интереса в экологическом воспитании средних дошкольников в ДОУ;

— разработать программу по формированию познавательного интереса у детей 3-5 лет в процессе экологического воспитания посредством экспериментирования.

База исследования: МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» средняя группа «Звездочки».

Глава 1: Роль познания в развитии личности дошкольника

1.1 Экологическое познание дошкольника как важный фактор развития детей дошкольного возраста

Слово «экология» и его производные крепко вошли в наш ежедневный словарь. При становлении мировоззрения личности существенную роль играет окружение дошкольника, социальная и культурная среда, а также его особенная точка зрения на все с самого раннего возраста [30, с. 524].

Экологический кризис подвинул человечество к пониманию своей деятельности, пересмотру значимости итогов научно-технического прогресса, переосмыслению своей роли в системе «человек-природа- общество». Отношение человека к себе, своей роли в этом мире, понимание своей сущности менялись на протяжении многовековой истории. Двадцатый век — это кульминация негатива, построенного человеческой цивилизацией. Этот негатив проявляется в том, что человек считает себя «царем природы», вершиной всего истинного. Ведущие отечественные и зарубежные ученые (Н.Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс, А. Печчеи и другие) [31, с. 27] считают, что истоки экологического кризиса находятся в самом человеке — в проблеме отсутствия или недостаточного формирования его морали. Современно звучат слова русского философа Н.А. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни, которые стали самоцелью»[5, с. 70]. Кризис духовный еще более серьезен, чем кризис экологический, ибо его плодом является интеллект, вышедший из-под контроля этических норм.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в процессе обучения пению. Решение данной проблемы обусловило постановку цели данной работы. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Потребность в нравственности, ее понимании, развитии — это примета сегодняшнего дня. Обозначилась тенденция отождествлять нравственность с религиозностью, но это, с нашей точки зрения, неправомерно- этические нормы могут быть и светскими, вне церкви. С этих позиций написаны появившиеся в последнее время педагогические исследования (Н.Д. Никандров, А.С.Новобранцев, Н.М.Романенко и другие) [40, с. 18], посвященные воспитанию нравственности у детей.

Нравственность — это тяготение человека к познанию мира, познанию себя и своего места в этом мире, это изучение высших ценностей, стремление к гармонии во взаимоотношениях с людьми, культурой, природой, наукой, это созидание и творчество в любой сфере деятельности.

Ученый Н.М. Романенко в своем изучении духовной культуры утверждает, что ее показателями являются такие проявления личности, как высокая степень эмоционально положительного отношения к другим, и себе (любовь); внутренний регулятор эмоционального состояния (оптимизм, надежда); способность человека реализовывать нравственный самоконтроль — вырабатывать для себя нравственные обязанности, оценивать совершаемые поступки (совесть); духовная практика — создание духовных и материальных ценностей, несущих в себе новизну, своеобразие (духовная самореализация, творчество)[40, с. 19].

Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о собственном подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать правилам и нормам поведения, принятым в данном обществе.

Биологическим началом познавательного интереса является ориентировочно-исследовательский рефлекс, обозначенный И.П. Павловым как рефлекс «Что такое?», который в дальнейшем по исследованиям Л.И. Божович [6, с. 42] завоевывает теоретический характер, перестает удовлетворять органические потребности и направляется на предмет, не данный непосредственно восприятию. Со 2-го месяца жизни у ребенка отмечается сенсомоторная активность и реципитирующий интерес в форме заботливости к восприятию разнообразных впечатлений из внешней среды. Л.С. Выготский полагает, что в возрасте 5-6 мес. наблюдаются новейшие формы поведения ребенка (первые оживленные порывы радости, поиск затерянных игрушек); данные формы говорят о проявлении инициативности, выходящей за пределы ответа на раздражение [10, с. 89].

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

Развитие игры дошкольника во мно­гом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста. Дети 1,5—3 лет овладевают азами сюжетной игры — условным иг­ровым действием, замещающим реаль­ное действие с «настоящими» вещами. Условное действие всегда включает в себя два плана — это то, что де­лает ребенок фактически, и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет. ...

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного взросления и усиленного развития, время непрерывного совершенствования психических и физических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: дошкольник выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу знакомых и близких людей, осмысленно разбираться в окружающем предметно-природном мире, выделять его ценности.

В данный период закладываются начала взаимодействия с природой, при помощи старших дошкольник начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали огромное значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития воли, чувств и ума [22, с. 87].

К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы высказывать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития [39, с. 55].

Огромное значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых — исследование Э. И. Залкинд [20, с. 110], которое посвящено ознакомлению детей дошкольного возраста с птицами, — показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: взвешенное руководство наблюдениями дает дошкольникам массу впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, содействуют развитию речи.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания детей дошкольного возраста. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) [43, с. 50] провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения — привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить надлежащую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН) [32, с. 80]. Психологи доказали положение о том, что дети дошкольного возраста могут освоить систему взаимосвязанных знаний, отображающую закономерности той или иной области реальности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, доминирующему в данном возрасте.

4 стр., 1615 слов

Основные этапы развития дошкольного воспитания в стране

... систем общественного дошкольного образования (Е. И. Тихеева, Л. К. Шлегер, М. Х. Свентицкая). Развитие вопросов воспитания детей в США было связано с деятельностью Ст. Холла, ...

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.)[29, с. 30] и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) [40, с. 61] природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была избрана закономерность, которой подчиняется жизнь каждого организма, а именно — зависимость существования растений и животных от внешней среды.

В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене — сфере воспитания дошкольников. Имеется немало программ («Наш дом — природа» Н.Рыжовой [36], «Мы земляне» Н. Вересова [9], «Юный эколог» С. Николаевой[28] и других), которые дают педагогам возможность реализовать это направление в любом дошкольном учреждении. Ведущие комплексные программы («Радуга», «Истоки», «Детство», «Кроха» [23] и другие) также включают разделы, позволяющие приобщать детей к правильным — с экологической точки зрения — формам взаимодействия с природой.

Основополагающий смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни». Это отмечает С.Н. Николаева [27, с. 114], автор многих программ по экологии. Экологическое отношение к миру, складывается и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать вырабатывать как можно раньше. Ведь известно, что настоящая красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются обширные возможности для нравственного воспитания.

1.2. Экологическое познание в детском саду в рамках ФГОС

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих ...

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками:

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка — правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?

Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у дошкольника с помощью педагога складываются необходимые качества и свойства личности.

Экологическое воспитание дошкольников — глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Экология может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений с целью:

— научить их правильному отношению к объектам живой и неживой природы;

— с помощью игр, экологических задач, постановки опытов, проведения экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.

Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательного интереса детей является эффективным фактором развития познавательного интереса в условиях ДОУ в процессе экологического воспитания.

Современная образовательная деятельность дошкольных учреждений ориентирована на федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС), в которых указано на необходимость «…построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми»[1].

Реализация образовательной области «Познание» в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы, как: экспериментирование; исследование; коллекционирование; проектирование.

Дети среднего дошкольного возраста чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребенок среднего дошкольного возраста, как губка впитывает впечатления, знания, стили поведения воспитателя, работающего с ним. Поэтому, как стихийные, так и специально организованные обучение и воспитание во многом определяют особенности его психического, физического и интеллектуального развития.

Задаче формирования детской любознательности и интереса оптимально соответствует экспериментирование как форма детской познавательной деятельности и как метод ее организации. (Н.Н. Поддъяков, Ф.А.Сохин, С.Н.Николаева)[23, с. 90].

В дошкольной педагогике по-разному определяется понятие «экспериментирование»:

«Экспериментирование — деятельность, в которой проводится научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий» (М.А. Поваляева)[25, с. 85].

«Экспериментирование — одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой» (Н.Н.Поддъяков)[27, с. 50].

«Экспериментирование — особая форма поисковой деятельности ребенка» (С.А.Козлова; Т.А. Куликова)[19, с. 44].

Следовательно, наиболее общими и важными задачами формирования познавательного интереса ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а формирование познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности.

Перечисленные выше формы работы позволяют обеспечить достижение интегративного качества дошкольника, которое определено в ФГОС как «Любознательный, активный». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе»[1].

Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.

Перечень форм и экологической работы с дошкольниками:

· экологические экскурсии;

· уроки доброты;

· уроки мышления;

· экологические кружки;

· экологические конкурсы;

· экологические аукционы, марафоны, викторины;

· экологические акции;

· клуб исследователей природы;

· лаборатория юного эколога;

· составление экологических карт;

· экологические выставки и экспозиции;

· экологически музеи;

· дни экологического творчества;

· ……..