игра как средство формирования познавательного интереса у детей раннего возраста.

Содержание

Введение 2

Глава I. Теоретические основы развития познавательных интересов у детей раннего возраста 5

1.1. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования 5

1.2. Методика использования разных видов игр для развития познавательных интересов у детей раннего возраста 21

Выводы по первой главе 37

Глава II. Особенности познавательной деятельности детей раннего возраста 38

2.1. Констатирующий этап эксперимента 38

2.2. Формирующий этап эксперимента 47

2.3. Итоговый этап эксперимента 55

Выводы по второй главе 58

Заключение 60

Список литературы 63

Приложение 67

Введение

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности детей, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Проблема познавательного интереса — одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять и усвоить.

В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому и другим направлениям развития личности.

3 стр., 1002 слов

Лекция № 1 Дефектология как область психологической науки. Понятия «аномальный ребенок», структура аномального развития.

... интеллекта. Разворачиваются исследования детей дошкольного возраста. В ходе этих исследований, проведенных в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи ... разных категорий детей. Разрабатывались ...

Период раннего детства является благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка.

В раннем возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. В этот период необходимо создать условия для того, чтобы развивались познавательные интересы детей, стимулировалась познавательная деятельность. Накопленные яркие впечатления и сведения об окружающем мире в дальнейшем будут являться основой обучения и воспитания в дошкольном возрасте.

Интерес к познанию, потребность в освоении необходимых знаний возникают у ребенка в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Б.Ф. Ломова, A.M. Матюшкина, В.С. Мухиной и других. В данных работах особо подчеркивается, что ведущей для раннего и дошкольного возраста является игровая деятельность.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие у детей раннего возраста познавательных интересов посредством разных видов игр».

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методику развития у детей раннего возраста познавательных интересов посредством разных видов игр.

7 стр., 3220 слов

Ранний возраст

... проводить лечебно-коррекционные мероприятия на ранних этапах развития. Лечение детей с церебральными параличами и ... заболевания) Этиология Внутриутробная дистрофия обусловлена Ранний возраст - Стр 2 - юный возраст беременной - инфекционные и соматические ... необходимы проведение рентгенографии предполагаемой области поражения, исследование цереброспинальной жидкости. Лечение заключается в иммобилизации ...

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей раннего возраста.

Предмет исследования: игра как средство формирования познавательного интереса у детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: процесс формирования познавательных интересов детей раннего возраста будет эффективным, если будут использоваться различные виды игр.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных интересов у детей раннего возраста.

2. Рассмотреть методику использования разных видов игр для развития познавательных интересов у детей раннего возраста.

3. Экспериментально проверить эффективность работы по развитию познавательных интересов у детей раннего возраста в игровой деятельности.

Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, тестирование, эксперимент).

Экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад № 460 г. Челябинска.

Глава I. Теоретические основы развития познавательных интересов у детей раннего возраста

1.1. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считается Я.А. Коменский. Он впервые представил интерес как эмоционально окрашенное внимание, способствующее стремлению к знаниям, и предложил рассматривать обучение на основе интереса в качестве дидактического принципа демократической педагогики с целью облегчения процесса преподавания: «Необходимо сочетать серьезное и занимательное, интерес и усердие, положительное и эмоциональное отношение обучающихся к знаниям и понимания полезности и необходимости их» [21, С.45].

Проблема интереса в труде «Мысли о воспитании» (1693) английского философа и педагога Дж. Локка получила несколько двойственное разрешение. С одной стороны, он рассматривал интерес как умение устраивать свои дела, в связи с теорией воспитания джентльмена, с другой — неоднократно указывал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию самостоятельности мышления. Мыслитель дает характеристику любознательности, в основе которой лежит любопытство. «Любопытство у детей, — пишет Дж. Локк, — есть не что иное, как влечение к знанию, оно должно быть поэтому поощряемо не только как хороший симптом, но и как велик…

7 стр., 3230 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью)

... работа на тему: “Психолого-педагогическаяхарактеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью)”.  & ... переработке. Это связано сопосредствованным характером запоминания. Но исследования А. Н. Леонтьевапоказали, что опосредованные приёмы ... рассматриваемогоконтингента детей  крайне низкий. В связис недоразвитием речи, узким кругом интересов и мотивов ...

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. — Л., 1959. — С. 41 — 60.

2. Беляев, М.Ф. Основные положения психологии интереса / М.Ф. Беляев // Уч. Зап. Иркутского ГПИ. — Иркутск, 1940. — Вып. V. — С. 212 — 257.

3. Богуславская, З.М. Выделение цвета и формы предметов в зависимости от содержания деятельности / З.М. Богуславская // Доклады АПН РСФСР. — 1958. — № 1.

4. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972. — С.7−45.

5. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Развитие мышления дошкольников / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. — 1974. — № 7.

6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. — т. 4. — 432 с.

7. Выготский, Л.С. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста / Л.С. Выготский. — М., 1983. — 179 с.

8. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — т.3. — С.5 — 329.

9. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. — М., 1977.

17 стр., 8173 слов

Сравнительный анализ психического развития детей 6−7-летнего возраста в плане их готовности к обучению в школе

... обследования детей младшего школьного возраста/ А.Л. Венгер, Н.К.Цукерман - Томск.,1993.- 70с. 10. Выготский Л.С. Психология/ Л.С. Выготский - ... Н.А. Семаго, С.Д.Забрамной, Д.Б. Элькониным. Результаты позволили выделить четкие возрастные нормативы сформированности психологических процессов, ... школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995. - №8. - с. 66-74 8. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе/Л ...

10. Годовикова, Д.Б. Как измерить «детскую любознательность» / Д.Б. Годовикова // Семья и школа. — 1985. — № 10. — С. 34 — 36.

11. Голубева, А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста: Канд. дис. — М., 1955.

12. Гусарова С.В. Формирование представлений о технике как средстве развития познавательного интереса у детей старшего возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2000. — 28 с.

13. Добрынин, Н.Ф. Интерес и внимание / Н.Ф. Добрынин // Учен. зап. МГПИ им. К. Либкнехта. — М., 1941. — Т.8., вып.2.

14. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография / О.В. Дыбина. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с.

15. Дьюи, Д. Введение в философию воспитания: Пер. с англ. — М., 1921.

16. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1964. — 351 с.

17. Иванов, В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека / В.Г. Иванов // «Ученые записки ЛГУ», № 214, вып. 9, «Психология и педагогика», 1956. — С. 68.

18. Истомина, З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте / З.М. Истомина // Известия АПН РСФСР. — 1948. — Вып. 14.

19. Каптерев, П.Ф. Об интересе учения (По поводу книги Ананьина «Интерес»).

Пед. Сборник. — Петроград, 1916.

20. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. — Л.: Изд. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1963. — С. 102−103.

21. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах / Я.А. Коменский. — М., 1939. — Т.2 — 200с.

13 стр., 6229 слов

Психология воспитания 2

... ". Согласно его взглядам (понимание сущности воспитания очень близко взглядам на воспитание представителей современной гуманистической психологии и педагогики) ребенок не только объект, но и активный ... задатки и склонности. Психологические закономерности формирования личности в школьном возрасте Отечественная психология признает социальную природу личности и рассматривает ее развитие как следствие ...

22. Куликова, Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М., 1989. — С. 160 — 175.

23. Куликова, Т. О воспитании у детей познавательных интересов / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 9. — С. 38 — 42.

24. Леонтьев, А.Н. О путях исследования восприятия // Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н. Леонтьева. — М.: Изд -во МГУ, 1876. — С. 3−27.

25. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипенрейтер. — М.: Изд — во МГУ, 1984. — С. 162−171.

26. Леушина, А.М. Значение пересказа в развитии связной речи дошкольника / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им А.И. Герцена. — 1941. — Т.35.

27. Люблинская, А.А. Причинное мышление ребенка в действии / А.А. Люблинская // Известия АПН РСФСР. — 1948. — Вып. 17.

28. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. — 1973. — № 11. — С. 26−29.

29. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. — М., 1983. — 96 с.

30. Матюшина, Н.М. Борьба мотивов у детей дошкольного возраста: Канд. дис. — М., 1954.

31. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. — М., 1976. — 46 с.

32. Мясищев, В.Н. О потребностях как отношениях человека — ученые записки / В.Н. Мясищев. — М., 1956. — 256с.

33. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. … докт. псих. наук. — М., 2001. — 48 с.

34. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1973. — 424 с.

35. Руссо, Ж.Ж. Эмиль, или О Воспитании. Педагогические сочинения в 2-х томах. — М., 1981. — т. 1.

23 стр., 11208 слов

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

... интереса -- познавательному интересу. Многолетние исследования И.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой доказали, что познавательный интерес ... так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но ... познавательного интереса в педагогике [Текст] /Г.И. Щукина. - М.:Просвещение, 1971.- С.175. 42. Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин ...

36. Сорокина, А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста: Дис. … канд. пед. наук. Л., 1945. — 130с.

37. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е.В. Субботский. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.

38. Ушинский, К.Д. Три элемента школы / К.Д. Ушинский // Собр. соч. в 2 томах. — М.-Л., Т. 1. — С. 32−50.

39. Флигонтова Н.П. Воспитание и обучение ребенка по методу Овида Декроли // Ребенок в детском саду. — 2005. — № 1. — С.50.

40. Щербаков, Е., Голицын, В. К вопросу о развитии познавательной активности / Е. Щербаков, В. Голицын // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 1. — С. 56 — 58.

41. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. — М., 1971. — 351 с.

42. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов в педагогике / Г. И. Щукина. — Л., 1975. Вып .1. — С. 132 — 139.

43. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред.- сост. Б.Д. Эльконин. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия» 2005. — 384 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector