«Влияние социально-психологического климата уровень конфликтности в педагогическом коллективе».

Содержание

Введение 3

Глава 1. Обзор научной литературе по проблеме психологического климата в коллективе 6

1.1 Коллектив как социально-психологический феномен 6

1.2 Понятие о психологическом климате в коллективе 9

1.3.Факторы, обуславливающие благоприятный и неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе 15

Выводы по главе 1 23

Глава 2. Психологический климат в коллективе образовательного учреждения 25

2.1 Разработка программы исследования 25

2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 33

Выводы по главе 2 45

Заключение 46

Список использованной литературы 48

Приложения 53

Введение

Профессиональные коллективы сегодня раздирают противоречия. В любом коллективе конфликты довольно частое явление. В них бывают порой задействованы все члены социума. Нередко при этом легко разрушаются с таким трудом налаженные связи.

В настоящее время, когда именно коллективные условия определяют успехи науки, техники, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Однако в любом профессиональном коллективе каждый его член может и должен влиять на благоприятность социально-психологического климата. И коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом. Кроме этого, психологический климат оказывает положительное воздействие на качество и производительность труда.

Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия негативного психологического климата, нужно научиться обходить их. А это возможно лишь при высоком уровне развития коллектива и благоприятного взаимодействия.

Теоретическую и методологическую основу работы составляют положения теории социальной перцепции, разработанные в трудах отечественных ученых (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев. Г. М. Андреева, А.А. Бодалев, И.П. Волков, Р.Б. Гительмахер, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, А.И. Китов, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, В.Н. Куликов, Б.Ф. Ломов, В.В. Новиков, Н.Н. Обозов, A. JL Свенцицкий и др.), и достижения зарубежных психологов в разработке теории познания людьми друг друга (С. Аш, Д. Брунер, К. Девис, Д. Дженнингс, Г. Кэлли, Г. Линдсей, Г. Оллпорт, Л. Хайдер и др.).

19 стр., 9014 слов

Уровень конфликтоустойчивости членов рабочего коллектива как фактор, определяющий социально-психологический климат в группе

... психологии часто употребляются схожие категории: "социально-психологический климат", "морально-психологический климат", "психологический климат", "психологическая атмосфера коллектива". Наиболее употребительно понятие "социально-психологический климат". Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям: состоянию коллективного сознания; отражению ...

Менее интенсивно проводятся исследования перцепции в научных коллективах и совершенно недостаточно — в педагогических коллективах. В последнем случае они чаще всего носят прикладной характер, в них изучаются отдельные аспекты проблемы (Н.В. Бахарева, Р.Б. Гительмахер, Н.В. Гришина, Д.В. Демина, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Журавлев, Ю.Д. Красовский, С.М. Михеева, А.А. Русалинова, Ю.Н. Степкин, В.А. Чикер и др.).

Актуальность проблемы в настоящее время предопределила тему работы: «Влияние социально-психологического климата уровень конфликтности в педагогическом коллективе».

Цель исследования является определение особенностей психологического климата педагогического коллектива, как условия развития творческого потенциала педагогов

Объектом исследования является взаимодействие сотрудников ДОУ.

Предмет исследования — условия психологического климата в коллективе.

Гипотезой исследования является предположение о том, что психологический климат влияет на уровень конфликтности в педагогическом коллективе.

Согласно цели исследования, были определены задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретический обзор научной литературе по проблеме психологического климата в коллективе

2. Провести исследование психологического климата в коллективе образовательного учреждения

3. Подготовить рекомендации по развитию группового взаимодействия сотрудников ДОУ.

Методы исследования, используемые в работе, носят теоретико-ориентированный (анализ литературы, обобщение и систематизация результатов) и практико-ориентированный характер (тестирование, педагогический эксперимент).

Выбор данных методов исследования обусловлен объектом и предметом исследования: подобраны тестовые опросники, позволяющие определить степень развития изучаемых качеств в группе респондентов, созданы условия для коррекции имеющихся отклонений в коллективе.

17 стр., 8274 слов

Психологические уровни развития познавательных процессов учащихся

... дискредитации нравственных идеалов как не соответствующих жизненным условиям». 2. Экспериментальное исследование психологических уровней развития познавательных процессов учащихся 2.1 Организация и методика экспериментального ... ; высоко оценивайте и поощряйте достигнутые результаты; ·   создавайте в ученических коллективах дух единой команды; ·   давайте учащимся сложную и важную работу ...

Методики исследования:

Для оценки уровня социально-психологического климата:

— Методика «Оценка психологического климата в коллективе».

— Диагностика уровня оценки межличностных отношений в коллективе.

— Опросник межличностных отношений Шутца

Для оценки уровня конфликтности в коллективе:

— «Тест на оценку уровня конфликтности личности».

— Тест Ассингера на оценку уровня агрессивности в отношениях.

— Личностный опросник А.Т. Джерсайлд.

База исследования: МОУ СОШ № 78 города Челябинска. Общая выборка респондентов составила 30 человек.

Глава 1. Обзор научной литературе по проблеме психологического климата в коллективе

1.1 Коллектив как социально-психологический феномен

Этимологически, термин «коллектив» происходит от латинского слова «сборный» [19]. Известно, что источником объединения людей есть наличие общей цели, для достижения которой организуется совместная деятельность, а единство целей способствует формированию новых взглядов, общности, моральных оценок. Однако не всякие цели оказывают такое влияние на формирование отношений, характеризующих коллектив. Наличие даже настоящих связей, некоторых общих целей и переживаний не является основой коллектива.

Коллектив — это группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, и совместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают в определенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между ними функций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке и товарищеской взаимопомощи [23].

В современной психологической литературе пон…

Список использованной литературы

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Правовая база «Консультант плюс»

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮН

... . - 432 с. 5.3 Периодические издания Журналы: «Вестник образования», «Управление образованием», «Психология обучения», «Педагогика». 5.4 Интернет-ресурсы 1. ... Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - 2-е ... И. Новиков, А. Н. Радищев) 21. Школа, дошкольные учреждения и педагогическая мысль в России в первой половине XIX века ...

2. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266−1 (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года № 12-ФЗ)

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Правовая база «Консультант плюс»

4. Абчук В. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. — СПб., 2011.- 336 с.

5. Алямовская В.Г. Психолого-педагогические условия оптимизации управления развитием дошкольного образовательного учреждения: Дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2011. — 210с.

6. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М.: Педагогика, 2011. — 392с.

7. Барсукова Л. О совершенствовании управления дошкольным образованием. — Дошкольное воспитание. — 2011 — 530с.

8. Белая К.Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением: Автореф… канд. пед. наук.- М., 2010. — 21с.

9. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж, 2010.-304с.

10. Борисов Е.Ф. Основы экономики. М.: Юристъ, 2011. — 336с.

11. Весенин В.Р. Менеджмент. — М.: КноРус, Проспект, 2011. — 592 с.

12. Веснин В. Р. Менеджмент персонала: Учеб. пособие для учащихся сред.-спец. учеб. заведений (ССУЗ) / В. Р. Веснин. — М.: Элит, 2010. — 304с.

8 стр., 3566 слов

Порядокорганизации и осуществления образовательной деятельностипо общеобразовательным программам дошкольного образования

... коллегиальности, обеспечивающих государственно-общественный характер управления организацией, реализующей образовательные программы дошкольного образования. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, являются попечительский совет, общее ...

13. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ./ Н.А. Виноградова. — М.: Айрис-пресс, 2011. — 392с.

14. Виханский О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2010. — 670 с.

15. Виролемский А.И. Оптимизация внебюджетной деятельности дошкольного образовательного учреждения. — М.:ЮНИТИ, 2012. — 283с.

16. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций.- М.:ЮНИТИ, 2010. — 573с.

17. Вопияшина Ц.Б. Участие детского сада в целевой программе // журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения"-2011. — № 1.

18. Волобуева Л.М. Структура управления дошкольным образовательным учреждением // журнал «Управление ДОУ» — 2012 — № 1(13).

19. Грузинов В.П., Грабов В.Д. Экономика предприятия. М.: ВЛАДОС, 2009. — 630с.

20. Дополнительного образования: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. — М.: Владос, 2011. — 260 с.

21. Дробозина Л.А. Экономическая теория. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 421с.

22. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения, Пер. с англ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011. — 288 с.

23. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. — М., Изд. центр «Академия», 2011. — 457с.

24. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. — М.: Новое знание, 2009. — 336 с.

25. Карташова Л.В. Стратегия управления человеческими ресурсами и оценка его эффективности. — М.: Информ-Знание, 2012.

26. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. / Т.И. Оверчук.- М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2012. — 240с.

27. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Д.Г. Эффективность образования. — М., 2010. — 269 с.

10 стр., 4994 слов

Вопросы к государственному экзамену Управление дошкольным образованием

... дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса. Управление деятельностью дошкольного образования имеет свою специфику. Функции управления ... о попечительском совете фонда развития образования при органе управления образованием”. В дошкольных учреждениях общественное управление представлено следующими органами: Общее собрание ...

28. Комарова Т.С. Основы управления дошкольным учреждением / Под ред. Т.С. Комаровой.-М., 2011. — 119.

29. Комарова Е.С. Финансово экономическая самостоятельность дошкольного учреждения: быть или не быть.- М.: Инфра, 2010. — 497с.

30. Комарова Е. С Развитие дошкольного образования // журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения"-2011 — № 5.

31. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч. I: Практ. пособие: Для рук. ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2012. — 127 с.

32. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений.- М.: Новая школа, 2010.- 147 с.

33. Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф… докт. пед. наук.- СПб., 2011.- 48 с.

34. Лившиц В.Б. Долевое нормативное финансирование детского дошкольного учреждения// журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения"-2011 — № 4

35. Логинова Л. Г. Аттестация и аккредитация учреждений образования детей: учеб. пособие /Л. Г. Логинова. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 240 с.

36. Маркова Л. С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: Структура, содерж., перспектив. планирование работы: Практ. пособие / Упр. ДОУ. — М.: Аркти, 2012. — 77с.

37. Митин С.Н. Управление педагогическими системами: психотерапевтический подход / Моск. пед. гос. ун-т, Междунар. акад. наук пед. образования, Ульян. гос. ун-т. — М. — Ульяновск, 2012. — 245 с.

38. Основы внутришкольного управления / Под ред. П.В. Худоминского.-М., 2010.- 264 с.

39. Организационная социальная психология: Учеб. пособие / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. — СПб., 2012. — 298 с.

10 стр., 4945 слов

Управление качеством образования

... гражданственности. 6. Проблемы управления качеством образования качество образование дошкольное программа Проблемой управления качеством образовательных услуг ДОУ и дошкольного образования в целом занимаются многие ... программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №7 8. Алямовская, В.Г. Разработка годового плана дошкольного учреждения : Учебно - методическое пособие / В ...

40. Павлов Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.- М.: Знание, 2011.- 231с.

41. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе.-СПб.- М., 2011. — 387с.

42. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. — Л.: Наука, 2012. — 192 с.

43. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избр. труды. — М., 2012. — 367 c.

44. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 2012. — 255 с.

45. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. — Л., 2012. — 184 с.

46. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. — М., 2011. — 576 с.

47. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.Петровского. — М., 2012. — 312 с.

48. Психологический словарь / Авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова; Под общ. ред. Ю. Л. Неймера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 640 с.

49. Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. — М., 2010. — 275 с.

50. Подобед С.О., Юшкова К.А. Планирование и анализ деятельности ДОУ// журнал «Управление ДОУ"-2012 — № 5(5).

51. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием.-М.: Академа, 2011. — 432 с.

52. Садырин В.В., Комарова К.И. Доступность дошкольного образования// журнал «Управление ДОУ"-2010 — № 3(15).

53. Симонов В.П. Педагогический менеджмент.- М.: Педагогическое общество России, 2010. — 264 с.

54. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. — 2011.- № 6.- С.2−14.

55. Стеркина Р.Б. Основные направления обновления нормативно-правовой базы дошкольного образования // Дошкольное воспитание.-2011.- № 8.-С.2−4.

56. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России.- М.: АСТ, 2011. — 362с.

57. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам.- М.: Новая школа, 2011. — 312с.

58. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении //Дошкольное образование.- 2011.- № 10.- С.2−7.

59. Троян А. Н. Управление дошкольным образовательным учреждением: Учеб. пособие / Магнитогор. гос. ун-т. — Магнитогорск, 2011. — 122 с.

60. Управление педагогическим коллективом: менеджмент персонала: Дидакт. и метод. материалы для слушателей курсов ИПКРО — рук. шк. / Ульян. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования; Сост. В. В. Елисеев. — Ульяновск, 2012. — 68 с.

61. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ.- М: АРКТИ, 2011.- 260 с

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector