Тема 1-сокр

Тема 1. Социология как наука, объект и предмет социологии.

Рассмотрим, что такое социология, что она изучает, зачем это делается, как социология связана с другими науками, каковы предмет и объект социологии.

Смелзер: Социология — научное изучение общества и общественных отношений.

Лисовский: социология — одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование общественных институтов.

Французские историки: социология — наука об обществе, или «биография народа»

Фролов: Социология — это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Смелзер: социология — это один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, то есть все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом.

Важнейшая задача социологии — изучение человека в обществе и изучение общества через человека. Основные понятия социологии: общество и личность.

Общество — специфическое явление. С одной стороны, общество является частью природы. Но, с другой стороны, это качественно отличная, сугубо специфическая, надорганичная, социальная часть действительности, которая не может быть растворена в остальной части или отождествлена с ней.

Общество — это человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу; это продукт взаимодействия людей. Составными элементами общества являются люди, социальные связи, действия и взаимодействия, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности.

Общество (Смелзер) — объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную или социо-культурную идентичность.

Личность (Смелзер) — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Рассмотрим объект и предмет социологии. Трудность понимания и различения понятий объект и предмет связана в том числе с нестрогостью их употребления в обыденном языке, перешедшая затем и в научную сферу. Фактически их отождествляют, тем не менее с позиций понимания не только социологии, но и других наук, их общие черты и различия, их понимание требует эти понятия различать.

12 стр., 5893 слов

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

... г. Я. АЛСТЕД ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ОБЩЕСТВО: МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ _________________________________________________________________ АЛСТЕД Якоб - профессор факультет социальных наук университета Роскильде, Дания. ... социологию. [45]. В рамках анализа влияния психики человека на социальную организацию моя модель мотивации позволяет лучше понимать общество. ...

Социология — наука об обществе, но разве общество изучается только социологией? А психология, медицина, образование, история не рассматривают общество как совокупность людей?

Объектом социологии является общество. Предмет науки — это часть, грань, аспект объекта, который путем мыслительной деятельности выделяется, вычленяется, представляется как нечто самостоятельное. Объект существует объективно, независимо от того, исследуется ли он кем-нибудь. (Луна, обратная ее сторона, например).

А предмет существует только субъективно благодаря мыслительной деятельности.

Предмет социологического исследования и предмет социологии как науки.

Предмет науки — модель грани изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой — условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами. Он отражает специфику соответствующей науки.

Предмет социологии :

  • социальные общности и социальные процессы;
  • социальные отношения как механизмы взаимодействия между социальными общностями, между личностью и общностями;
  • закономерности социальных действий и массового поведения.

Схема социологического знания

1-й уровень

Фундаментальные общесоциологические исследования. Социальная структура общества. Личность. Методологические и методические вопросы социологических исследований

2-й уровень

Теории среднего уровня

Социальные институты

Социальные общности

Социальные процессы

Социология семьи

Социология молодежи

социология преступности

Социология образования

Социология студенчества

социология конфликтов

Социология науки

Социология организаций

миграция

Социология религии

Социология профессио- нальных групп

наркомания

Социология труда

Социология малых групп (бригада, студенческая группа, отряд космонавтов)

мобильность

Социология искусства

Социология армии

3 уровень

Эмпирические исследования

В теориях среднего уровня, во-первых, используются идеи и терминология, заимствованные из фундаментальных социологических теорий; во-вторых, сформирована система специфических понятий и определений, применяемых только в данной области социологических исследований.

Теории среднего уровня относительно самостоятельны и одновременно тесно связаны как с эмпирическими исследованиями, которые поставляют необходимый «сырой» материал для их создания и развития, так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, методы исследований.

Выходом из противостояния фундаментальных и эмпирических исследований явилось формирование еще одного, промежуточного между фундаментальными и эмпирическими исследованиями, уровня — теорий среднего уровня. Термин «теории среднего уровня» был введен американским социологом Р. Мертоном в 1947 году. По определению Мертона, теории среднего уровня — это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений.

Теории среднего уровня призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение образования, семьи, конфликтов и др.

Связь социологии с другими науками.

Рассмотрим науки, изучающие поведение людей — психологию, социальную психологию и социологию.

  • Психология изучает индивида и его внутренний мир;
  • Социальная психология — изучает малые группы (семья, производственный коллектив, например, бригада, спортивная команда, учебная группа), различные виды и формы поведения личностей, влияние на психику человека его социального окружения;
  • Социология изучает большие группы людей, например, пенсионеров, детей, малоимущих, врачей, причем независимо от их социальной принадлежности, рода занятий, национальности, пола, возраста.

☺ Психология — внутренний мир

☺☺☺☺☺ Социальная психология — ближайшее окружение

☺☺☺☺☺☺☺ Социология — дальнее окружение

Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющими сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления. Предмет изучения политических наук — это общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, формированием правительств, распределением власти между различными общественными группами.

Нам надо определить, какое место среди других наук занимает социология? Каков ее предмет? Как он выделяется из объекта исследования? Надо ответить на эти вопросы, чтобы понять суть социологии.

Объектом социологии, как и ряда других перечисленных выше наук, является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Наиболее близкими к социологии являются социальная антропология и социальная психология. Социальная антропология изучает локальные, простые, доиндустриальные культуры и общества, например, примитивные народы, племена, сообщества древних людей. Целью социальной антропологии является определение происхождения и процессов развития человеческой культуры. Социальная антропология не изучает сложные общества с развитыми индустриальными культурами.

Социальная психология изучает поведение индивида, его чувства, реакции, обусловленные существованием и поведением других людей, влиянием социальных групп, социальными взаимодействиями.

О классификации наук. Поведенческие дисциплины — науки, изучающие поведение людей: психология, социальная психология, социология, экономика, политология, антропология.

Еще один подход к классификации наук, где критерием классификации научного знания является характер законов, действующих в этих науках.

Характер законов

Объективный

Субъективный

Объективно-субъективный

Независимость от воли и сознания человека

Зависимость от воли и сознания человека

Количественное измерение качественного состояния человека и общества

Количественные методы познания (математические, статистические)

Качественные методы познания (описательные, оценочные)

Дисциплины

Естественно-научные:

Математика

Физика

Химия

Гуманитарные:

Философия

История

Искусствоведение

Литературоведение

Социальные:

Социология

Политология

Психология

Для понимания предмета социологии важно представить общество не как простое скопление индивидов, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Главное в таком изучении — это определить систему связей между отдельными частями структуры.

В понятие социальной структуры входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т. е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации.

Под условиями существования социальных структур понимается физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи, например, язык.

Функции социологии:

  • Познавательная — как инструмент самопознания общества, получения объективной информации
  • Прогностическая (Амальрик)
  • Информационная — определение методов сбора, анализа информации
  • (Социального проектирования).

Итак, зачем нужна социология? Она помогает обществу познать себя, прежде всего те аспекты, которые нельзя узнать иначе, кроме как с помощью социологии. Например, как люди относятся к президенту, власти (ее разным уровням), что читают, какие имеют предпочтения в образовательном, демографическом, экономическом, досуговом поведении представители отдельных слоев населения.

Понятие «социальное». Социальное — это совокупность свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем социальных качеств.

Взаимодействие, его исследованию много внимания уделял Сорокин. Общество как объект социологии, по Сорокину, есть только тогда, когда имеется множество индивидов, одаренных психикой и связанных между собой процессами психического, социального взаимодействия, т. е. совокупность людей, находящихся в процессе общения и взаимодействия друг с другом. Под взаимодействием (по Сорокину) понимается любое событие, с помощью которого человек реагирует на открытые действия или состояние ума другого. В отсутствие такого влияния (одностороннего или взаимного) невозможно никакие социокультурное явление, составляющее главный интерес социологии. Миллион изолированных людей не представляет собой социального явления и общества, поскольку они не влияют друг на друга. Сорокин вводит понятие «значимого взаимодействия».

Взаимодействие преподавателей и студентов неоднократно рассматривается Сорокиным. «…можно найти процессы взаимодействия, где „материей“ обмена служат преимущественно познавательные элементы — представления и идеи. Будем называть их интеллектуальным взаимодействием. Таковы научные лекции, общение учителя и учеников; к разряду их же должны мы отнести и большинство сложных комплексов взаимодействия, которые происходят в стенах учебных заведений: университетов, политехникумов, специальных технических школ: кружки самообразования, репетиторство и вообще все те общения, которые возникли и служат в целях углубления или популяризации науки и просвещения». — Сорокин. Система социологии. Т. 1. Социальная аналитика: учение о строении простейшего (родового) социального явления. М., Наука, 1993, с. 290.

6

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector