2001 -Личност. биография

Методика «Личностная биография» (О.И.Мотков)

В методике подобраны вопросы, касающиеся некоторых важнейших сторон личности и жизнедеятельности человека. К ним относятся особенности жизненного самоопределения, самореализации, трансформации и гармонизации личности. В совокупности все эти характеристики образуют интегральный фактор «общая конструктивность личности».

В нем учитываются как гармоничность личности, т. е. оптимальность организации и

протекания жизненного процесса, так и общая результативность жизни, жизненная самореализация личности. Высокому уровню общей конструктивности соответствует наличие этих обеих главных составляющих: высокой гармоничности организации личности и процесса ее жизни, хорошей самореализации.

Высокий результат по показателю «гармоничность личности» интегрирует

в себе следующие аспекты: достаточно частое ощущение полноты и гармоничности своей жизни; хорошее самочувствие (здоровье) в течение года; здоровый и разнообразный образ жизни; малое число внутренних противоречий в личности и обстоятельств, мешающих переживать внутреннюю гармонию; преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом; положительная оценка изменений в личности с возрастом; наличие размышлений над «вечными» вопросами; прикладывание значительных усилий, чтобы активно и конструктивно прожить желаемое число лет.

Ряд вопросов касается проявлений личности в прошлом и в ближайший год, что

придает методике дополнительный биографический характер и позволяет изучать динамику изменений в личности, возникающих в ходе ее жизни .

При разработке методики автор опирался на представление о психологической и личностной гармонии. Под психологической гармонией понимается, во-первых, наличие у человека психического, личностного, социального и духовно-психологического здоровья. В общих чертах это:

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном у

Введение. Детская игра, очень важный момент развития ребенка, способ, посредствам которого он познает окружающий мир. Игра учит ребенка общению, учит быть добрым, смелым, подвижным, прививает чувство ответственности. Игра сближает взрослых и детей помогает им лучше понять друг друга. Игры очень нужны в раннем возрасте: они дарят малышу радость, уверенность в себе и в своих возможностях, возбуждает ...

— отсутствие выраженных психических заболеваний (психическое здоровье);

— оптимальная внутренняя согласованность, сбалансированность различных изначально генетически заданных (базовых) и прижизненно образующихся мотиваций, характерологических и культурологических черт разного уровня и содержания друг с другом, а также с познавательными, психофизиологическими и физическими возможностями построения поведения (личностное здоровье или «согласие с собой» — оптимальные Я-ориентации, самопринятие своей природы, высокая самооценка, хорошая психическая саморегуляция как проявление качественной работы «внутреннего программиста», ориентация на высокие, а не на максимальные достижения, преимущественно положительный эмоциональный тонус, и т. д.);

— оптимальная внешняя сбалансированность личности с окружающими социальными условиями,

микро- и макросоциальной средой (социально-психологическое здоровьеили «согласие с другими людьми» — оптимальный баланс между осуществлением в поведении внутренних требований своей природы, самости, и построением жизнедеятельности с учетом внешних социальных требований; доброжелательность, толерантность, гибкость в общении, принятие в целом и уважение других людей независимо от их национальности, религии, расы, пола, характера, и т. п.; хорошее функционирование аппарата программирования поведения);

— оптимальная внешняя сбалансированность личности с естественными природными средами, с

Миром в целом (духовно-психологическое здоровье или «согласие с природой" — хорошая адаптация в различных природных средах, к различному климату и к погодным условиям, принятие законов устройства Мира, чувство единства со всей природой, бережное отношение к ней, и т. п.).

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, ...

Во-вторых, с функциональной точки зрения, психологическая гармония может быть определена как оптимальная организация и функционирование основных компонентов психики:

  1. личности — системы изначальных потребностей и аппарата программирования и самоконтроля, черт темперамента и характера, эмоций, прижизненно образующихся на их основе мотиваций;
  2. познавательной и психомоторной сферы — процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, осознания, речи, организации движения, связанных с ними способностей;
  3. поведения человека — целостного, интегрального проявления функционирования психики и тела в виде схем, последовательностей различных действий.

В-третьих, гармоничность процесса жизни человека может быть рассмотрена с точки зрения

развития психологической культуры личности — т. е. эффективности осуществления основных видов психологического функционирования, таких как самопознание и самоопределение, общение, саморегуляция эмоций и действий, творчество, ведение дел, саморазвитие в основных сферах жизнедеятельности (вся природа, социум, тело, психика, личность).

Оптимальные уровни выраженности этих аспектов личностной активности будут говорить о высокой психологической культуре личности.

В-четвертых, одним из критериев гармоничности жизни человека может быть оптимальность ее образа жизни, т.е. качество осуществления основных, адаптивно необходимых, видов жизнедеятельности человека. Наличие у человека активно осуществляемой, достаточно разнообразной, системы таких жизненно необходимых занятий (умственных и физических, творческих и рутинных, общения и уединения, занятий в цивилизованной и в естественной природной среде, и т. д.)также указывает на гармоничность его жизненного функционирования.

4 стр., 1681 слов

Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека

Контрольная работа по дисциплине: менеджмент по теме: психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека Психологическая структура личности Без сомнения, каждый взрослый человек, даже подросток не раз слышал и употреблял в жизни слово "личность". В милиции занимаются установлением личности, в школе пишут сочинения про личность того или иного литературного героя, изучают личность ...

Второй, третий и четвертый критерии психологической гармонии фактически являются различными процессуальными аспектами психологического функционирования человека.

Психологическая гармония в целом выражается в оптимальной психической организации и функционировании индивидуума (в пределах заданных природой возможностей).

Она является синонимом здоровой, разнообразной и интересной жизни («хорошей жизни», по К. Роджерсу), с элементами «своей игры», наличием своего дела и творчества, с высоким самопринятием и принятием в целом окружающего социального и природного мира.

В чем же заключается психологическая оптимальность? Психологическая гармония — это не абсолютно положительное по всем параметрам состояние, функционирование и организация психики и личности. Уже полученные экспериментальные данные, а также здравый смысл и теоретические соображения позволяют утверждать, что в психологии личности «золотым сечением», оптимальным балансом большинства полярных, адаптивных и неадаптивных, «положительных» и «отрицательных» личностных характеристик скорее следует считать усредненный диапазон их соотношений (2 ¸ 4): 1, то есть в среднем 3 (+): 1 (-). Это означает, что примерно одна треть или четверть наших особенностей могут и должны быть в минусе, в разбалансированном и неадаптивном, несовершенном состоянии, чтобы способствовать дальнейшему развитию и саморазвитию личности. Когда все в плюсе, развивать уже нечего, развитие останавливается (такая, по выражению Льва Толстого, «неподвижная праведность фарисея», менее угодна Природе, Богу, «чем раскаяние блудницы или вора на кресте»).

Не существует полного совершенства. Стремиться нужно не к полному, а к оптимальному совершенству (см. Бернс Д. Хорошее самочувствие. М.: Вече, 1995).

16 стр., 7508 слов

Женская личность в работе Симоны де Бовуар «Второй пол»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” Факультет философии и психологии Кафедра культурологии Курсовая работа По специальности 031401 Культуролия Женская личность в работе Симоны де Бовуар «Второй пол» Выполнила: Студентка 1 курса_____________________Семернина ...

«Личностную биографию» можно рассматривать как целостную, итоговую методику по отношению к остальным методикам пакета «Гармония», как своего рода внутренний эмпирический критерий их валидности и надежности, так как в ней обобщенно и содержательно охватываются многие их аспекты. Она предназначена для быстрого опроса и простого количественного анализа результатов, может применяться как самостоятельный инструмент, так и в пакете с другими авторскими методиками, направленными на изучение степени гармоничности различных аспектов базовой личности и ее функционирования (это методики «Психологическая культура личности», Базовые стремления", «Жизненное предназначение», «Культурологические тенденции», «Образ жизни личности»).

Отвечая на вопросы, испытуемый задумывается о своем предназначении и жизненном пути, об оптимальности своего образа жизни, о степени сбалансированности своих стремлений и поведения. Такая работа активизирует процесс жизненного самоопределения и постановку целей гармонизации своей жизни. Методика имеет, таким образом, еще и стимулирующий процессы самопознания и самоопределения характер.

«Личностная биография» представляет собой чисто балльный экспресс-вариант авторской методики «Биографические вопросы». В последней предлагалось не только давать балльные ответы по пятибалльной шкале, но и отвечать на ряд вопросов письменно и давать объяснение, почему выбран именно такой балльный ответ. При этом раскрывается содержание жизненных задач и планов, смысла жизни, крупных достижений в самореализации и др. Т. е. организуется углубленный самоанализ особенностей личности и своей жизни во временном биографическом плане. Для серьезной работы над собой испытуемому рекомендуется примерно один раз в полгода обращаться к обеим биографическим методикам, чтобы уточнить или скорректировать представление о себе, о смысле своей жизни, самооценку прошлых и настоящих важных событий, наметить новые задачи и планы по саморазвитию и гармонизации личности и жизнедеятельности.

21 стр., 10354 слов

Связь функциональных состояний и образа жизни личности

... КубГУ) Кафедра психологии личности и общей психологии КУРСОВАЯ РАБОТА СВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ Работу выполнил(а) А. ... ответ на него предлагалось три варианта ответа: А) Отличное (2 балла); Б) Хорошее (1 балл); В) Удовлетворительное (0 баллов). 2. Ведение здорового образа жизни ... по сравнению с настроением. Бланк ответов №, п/п Оценки Баллы Оценки 1 Самочувствие хорошее 3 2 ...

Для получения более надежных и точных данных о степени гармоничности личности испытуемого его следует обследовать по нескольким методикам пакета «Гармония», обязательно включая и биографические.

Методику «Личностная биография» рекомендуется применять с 14−15 лет. При групповом предъявлении каждый испытуемый должен получить бланк со всеми вопросами.

ИНСТРУКЦИЯ

Вам предлагается спокойно поразмышлять о себе и ответить на вопросы, касающиеся Вашей биографии, жизненных задач и достижений, других важных сторон личности. Не пропускайте ни одного вопроса. Свободно выражайте свое мнение. Долг проводящего — сохранять в тайне Ваши данные. Ответом по каждому пункту методики является условный балл, цифра, которая обозначает один из пяти возможных ответов общей для всех вопросов Шкалы.

Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь выбрать наиболее предпочтительный для Вас ответ. Иногда может помочь сравнение себя с обычным среднестатистическим человеком Вашего возраста.

Следите за соответствием места записи ответа с номером вопроса, на который Вы в данный момент отвечаете.

Не стремитесь произвести благоприятное впечатление! Анализируется не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов. В случае непонимания смысла вопроса или способа работы обращайтесь к проводящему исследование. Работа с методикой поможет Вам углубить понимание своей личности и жизненного пути.

Пример работы отвечающего

Вопрос 5: Есть ли у Вас четкое понимание смысла своей жизни ?

ШКАЛА 1 2 3 4 5

ВОЗМОЖНЫХ -----------------------------------------------------------------------------------------------------------

ОТВЕТОВ Нет Скорее, нет Что-то среднее Скорее, да Да

Допустим, Вы выбрали ответ «Скорее, да». В таком случае в своем Бланке ответов напротив номера вопроса 5 нужно записать цифру «4»: № 5 — 4, № 6 -…

Таким образом, нужно отвечать на все пункты и подпункты методики.

А теперь сделайте глубокий вдох и расслабьтесь. ЖЕЛАЕМ ПРОДУКТИВНОЙ РАБОТЫ!

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Перед началом работы с Вопросником просим обязательно ответить на следующие пункты:

А. Дата работы с методикой…

Б. Фамилия, имя, отчество…

В. Дата и место рождения…

Г. Пол (м, ж) …

Д. Место учебы, работы (название учреждения и др.)…

Е. Образование…

З. Состав семьи в настоящее время …

И. Социальное положение родителей (рабочие, служащие и т. п.) …

К. Образование родителей…

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Л. Должность …

М. Семейное положение (женат, не женат, в разводе)…

Н. Наличие детей (сколько)…

О. Домашний адрес или телефон…

Ваши добавления к этим данным…

В О П Р О С Ы

Методика «Личностная биография»

Отвечайте, выбирая ответ по Шкале возможных ответов и записывая его цифрой напротив соответствующего пункта опросника. Если в вопросе есть подпункты, например, 9.1., 9.2. и т. д., то нужно давать ответы обязательно по каждому подпункту !

ШКАЛА ВОЗМОЖНЫХ ОТВЕТОВ

1 2 3 4 5

Нет Скорее, нет Средний уровень Скорее, да Да

Может быть, иногда

  1. Попробуйте вспомнить самые приятные и самые неприятные переживания до школы и в период обучения в школе:
  2. Много ли удалось вспомнить приятных переживаний? …\балл\
  3. Много ли вспомнилось неприятных моментов жизни? …\балл\

  1. Верно ли, что Ваши главные жизненные планы осуществлялись так, как было намечено:
  2. В прошлом…\балл\
  3. В ближайший год …\балл\

  1. Могли бы Вы точно указать события, людей, собственные переживания и мысли, которые сильно повлияли на развитие Вашей личности (стремления; отношения к себе, к людям, к Миру)? …\балл\
  2. Удовлетворены ли Вы:
  3. Отношениями в семье …\балл\
  4. Отношениями с друзьями…\балл\
  5. Вашим положением в классе (в группе, на работе)…\балл\
  6. Своей жизнью в целом…\балл\

  1. Можете ли Вы уверенно определить, кем и каким хотели бы стать:
  2. В прошлом …\балл\
  3. В настоящее время…\балл\

  1. Много ли усилий Вы вкладывали в прошлом и тратите сейчас на реализацию главных жизненных целей:
  2. В прошлом (школьный период) …\балл\
  3. В ближайший год …\балл\

  1. Вы живете полной и гармоничной жизнью? …\балл\

  1. Можете ли Вы ясно сформулировать интересы и увлечения ближайшего года своей жизни ?

…\балл\

  1. Становитесь ли Вы с возрастом:
  2. Разумнее, мудрее …\балл\
  3. Эмоционально уравновешеннее, спокойнее…\балл\
  4. Добрее…\балл\
  5. Внутренне сильнее, мужественнее…\балл
  6. Гармоничнее …\балл\

9.6. Терпимее к людям…\балл\

9.7. Умереннее и реалистичнее в желаниях …\балл\

  1. Размышляете ли Вы над духовными, вечными вопросами (жизнь и смерть, добро и зло, истина, Бог, красота и гармония Мира, устройство Космоса и т. п.)…\балл\

11. Часто ли Вы ощущаете себя гармоничным человеком? …\балл\

  1. Есть ли у Вас четкое понимание смысла своей жизни …\балл\

  1. У Вас достаточно высокий уровень жизненных успехов и достижений (сравнительно со средним

представителем Вашего возраста)? …\балл\

  1. Прикладываете ли Вы усилия для того, чтобы прожить желаемое число лет …\балл\

  1. Чувствуете ли Вы внутреннее единство :
  2. Со своим телом…\балл\
  3. С близкими людьми, родственниками…\балл\
  4. Со своей нацией …\балл\
  5. Со страной, в которой живете…\балл\
  6. Со всем человечеством …\балл\
  7. Со всей живой природой …\балл\
  8. С нашей планетой…\балл\
  9. Со всем Миром, Космосом…\балл\

  1. Могли бы Вы точно сказать, в чем состоит Ваше жизненное предназначение …\балл\

  1. Как правило, Вам удается осуществлять свои жизненные планы и цели? …\балл\

  1. Попробуйте оценить, много ли противоречий в Вашей личности …\балл\

  1. Состояние Вашего здоровья ближайший год было хорошим (по преобладающему самочувст-

вию) …\балл\

  1. Вы уже достаточно ясно определили свои жизненные задачи и планы:
  2. Ближайшие…\балл\
  3. Дальние…\балл\

  1. Вы проявляли сильную волю:
  2. В школьный период жизни…\балл\
  3. В ближайший год…\балл\
  4. Много ли в Вашей жизни обстоятельств, которые мешают переживать внутреннюю гармонию и жить гармонично (в согласии с собой и окружающим миром) …\балл\
  5. Вы ведете здоровый и гармоничный образ жизни? …\балл\
  6. Сколько лет Вы хотели бы прожить ?

Выберите ответ по специальной шкале ответов…\балл\

1 2 3 4 5

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Менее 55 56 -- 64 65 — 74 75 — 84 85 и более

  1. Оцените (по специальной шкале) преобладающий эмоциональный тон Ваших переживаний:
  2. В школьный период жизни…\балл\
  3. В ближайший год …\балл\

1 2 3 4 5

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Устойчивое Чаще грусть, Когда как — В целом спокойное Радость,

состояние гнев, раздра- то хорошее, и приятное счастье,

печали, тоски жительность то плохое состояние восторг

или страха состояние

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ !

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «ЛИЧНОСТНАЯ БИОГРАФИЯ»

№№ Изучаемые факторы №№ вопросов Всего вопросов

1 Жизненное самоопределение 1,3,5,8,12,16,20 7

2 Жизненная самореализация 2,6,9,13,14,17,21 7

3 Трансформация личности 2,3,6,9,10,21,24,25 8

4 Гармоничность личности и ее жизни 4,7,9,10,11,14,15,18,19,22,23,25 12

Общая конструктивность личности Все вопросы 1 — 25 25

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ

  1. Переводим балльные ответы по подпункту № 1.2., пунктам №№ 18 и 22, выбранные по обычной шкале, в баллы шкалы обратной:

Обычная шкала: 1 2 3 4 5

--------------------------------------------------------------------------

¯ ¯ ¯ ¯ ¯

Обратная шкала для №№ 1.2., 18 и 22: 5 4 3 2 1

Например, первоначальный ответ «2» по пункту № 18 нужно перевести в балл «4» обратной

шкалы и далее в расчетах учитывать только этот последний.

2. Подсчитываем далее средние арифметические по составным вопросам , в которых имеются подпункты — это вопросы №№ 1,2,4,5,6,9,15,20,21 и 25. Суммируются ответы, данные по каждому подпункту вопроса, и полученная сумма делится на число подпунктов в вопросе.

Полученные средние баллы по составным вопросам уже учитываются при дальнейших расчетах средних по основным изучаемым факторам (показателям «Личностной биографии»).

ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТЫ

3. Отдельно по каждому изучаемому фактору суммируем баллы испытуемого по вопросам, входящим в данный фактор (см. Ключ), и затем вычисляем среднее арифметическое. Если, например, по фактору 4. «Гармоничность личности и ее жизни» в Ключе указано 12 вопросов, то сумма баллов по этим вопросам делится на 12. И так далее по всем факторам методики.

Генеральный фактор «Общая конструктивность личности и ее жизненного процесса» близок по смыслу показателю «Гармоничность личности и ее жизни», но шире него, так как охватывает еще и показатели продуктивности самореализации, осознанности и ясности жизненного самоопределения, позитивности личностной трансформации в жизненном процессе. Т. е. он объединяет в себе все изучаемые особенности опрашиваемого. Чем выше уровень их проявления, тем выше и общая личностная конструктивность человека и конструктивность всей его жизни.

Подсчитывается средний балл по всем вопросам или по всем, уже подсчитанным, факторам методики. В первом случае сумма должна делиться на 25, во втором — на 4.

5. Определяем уровни гармоничности (оптимальности) выраженности факторов или генерального фактора, соотнося полученные средние баллы по ним с интервалами уровней, представленных в

Таблице 1.

Дополнительно по фактору «Трансформация личности» можно подсчитать степень позитивности сдвигов в личности с возрастом. По вопросам №№ 2,5,6,21 и 25 сначала вычисляем среднее арифметическое по все первым подпунктам («В прошлом», «В школьный период»): 2.1, 5.1, 6.1, 21.1 и 25.1. Затем то же самое делаем в отношении вторых подпунктов этих вопросов («В бли-

жайший год"): 2.2, 5.2, 6.2, 21.2 и 25.2. Если средний балл по ближнему году жизни выше среднего балла по прошлому ее периоду на 0,5 балла и более, то констатируем, что у испыту-емого произошла значительная позитивная трансформация личности. Особое подтверждение этому находим при рассмотрении средней по вопросу № 9. Если она больше 3,3 балла, то имеет место реальная гармонизация личности и ее жизни, так как субъективная оценка по таким

вопросам является не менее весомым фактом, чем внешняя оценка поведения человека.

Таблица 1. Примерные уровни гармоничности (оптимальности) выраженности

изучаемых факторов Личностной биографии испытуемого

(при средних в группе по фактору «гармоничность личности»

в районе 3,25 баллов: 3,125 < Хср < 3,375)

Уровень Интервал в баллах Интервал в процентах %

Высокий 3,61 — 4,50 65,1 — 87,5

Псевдовысокий 4,51 — 5,00 87,51 — 100,0

Средний 2,91 — 3,60 47,6 — 65,0

Низкий 1,00 — 2,90 0,00 — 47, 5

Сравнительные данные разных групп по методике

«Личностная биография»

1997−2001: взрослые, студенты, школьники 9 и 10 классов.

Москва, В. Новгород, Подмосковье

Группа, чел

ЖСО

ЖСР

ТЛ

ГЛ

ОКЛ

Примечания

Слч.взр, 20

3,52

3,3

3,48

3,23

3,36

Слч.взр, 45

3,32

2,99

3,38

3,09

3,22

ж=32ч.,

м=13ч.

Слч-сред 65

3,38

3,09

3,41

3,13

3,26

Случ17−79 лет

М-ва

10кл-опыт21

3,91

3,69

3,64

3,60

3,71

10кл-безТ 25

3,66

3,77

3,74

3,42

3,59

10кл-начин 7

3,77

3,3

3,77

3,38

3,54

Все 10кл-53

3,77

3,68

3,70

3,49

3,64

10класс

М-ва

Вестра-75

3,53

3,44

3,66

3,28

3,48

Туристы

М-ва и Подм.

193 чел

3,55

3,39

3,59

3,26

3,45

банк, ж,12 ч.

3,48

3,33

3,49

3,26

3,36

Взрослые

М-ва

9кл-Солн 24ч

3,38

3,11

3,33

3,27

3,25

9 класс

Подм-вье

Студ-заоч.

18 чел

3,88

3,26

3,77

3,3

3,49

Студ. заоч.

В. Нов-д РГГУ

СтудМИИТ30 чел

3,53

3,4

3,63

3,14

3,46

Студ д\о

М-ва МИИТ

РестПом 20

3,56

3,18

3,59

3,24

3,35

Взрослые

М-ва и Подмосковье

297 чел.

3,55

3,34

3,58

3,25

3,43

Коррел

ЖСО

ЖСР

ТЛ

ГЛ

ОКЛ

р с ИЖУ

0,32

0,24

0,05

0,42

0,418

гр. 45 чел

5%

не знач.

не знач.

1%

1%

2001 -Личност. биография — Стр 2

ЛИТЕРАТУРА

Изард К. Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980 (с. 216 — На долгом жизненном пути каждый человек должен найти радость как часть собственного жизненного стиля. С. 225 — Некоторые… наделяют эмоцией радости весь процесс жизни… кажутся движущимися по жизни более медленно и спокойно, чем остальные).

Головаха Е.И., Кроник А.А. Себе и другим/"Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии". Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997, 336 с., с. 92−110 (Психология самосовершенствования, На пути к конструктивной психологии)

Колмогорова Л.С., Каширский Д.В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в период самоопределения/ Сибирский психол. журнал. № 11, Томск, 1999, с. 29−41

Кондратьев Ф.В. Психогигиенический аспект исследования личности спортсмена/ «Проблемы психологии спорта». Вып. 1. Ред. Л.Д. Гиссен. М.: ВНИИФК, 1971, с. 55−65

(С. 57 — Мы рассматриваем личность в ее психосоматическом единстве, т. е. как общий индивидуальный склад человека (включая темперамент и характер).

…темперамент и является той генотипической основой, на кот. в процессе последующего индивидуального развития формируется совокупность всех признаков и свойств индивидуальности. (его) следует рассматривать как консервативный «аспект личности». С. 61 — Специальными исследованиями было установлено, что спортсмены с более высокими показателями страдают повышенной невротичностью… С. 62 — Желание показать … наилучший рез-т… и реальная невозможность победить своего ближайшего соперника являются конфликтом между высокими социальными побуждениями личности и неуверенностью…) (ОМ — Причина невроза здесь — мотивация на максимал. достижение и, в то же время, невозможность добиться этого, или неуверенность в осуществлении макс. успеха. След., ориентация на макс. успех со стороны участника похода или руководителя-педагога дисгармонична, может вести к невротич. реакциям).

Леонтьев Д.А.Самореализация и сущностные силы человека//"Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии". Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997, 336 с., с. 156−176)

Мотков О.И. Методика «Личностная биография«/Газ. «Школ. психолог», 1998, № 38, с. 8−9

Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности/В кн. «LifeLine и др. новые методы психологии жизненного пути». Сост., ред. А.А. Кроник. М.:Прогресс-Культура, 1993, с. 107−114 (Тест «Индекс жизненной удовлетворенности», его связи с САН и др. тестами)

Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психол. службы. Ред. Дубровина И.В. М.: Академия, 1995, 170 с. (С. 113 — «Жизненная стойкость и психическое здоровье», с. 146 — «Временная перспектива и психическое здоровье». С. 115 — …конструктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость человека, его способность противостоять трудностям, сохраняя себя как целостную личность. С. 148 — Проблема… определения жизненных целей… становится действительно ключевой, определяющей, — это период юности).

С. 152 — …сегодня роль практической психологии в развитии конструктивного отношения к будущему, в развитии воли как воления, как умения самому стать хозяином своей жизни, своего будущего, может быть особенно велика. С. 10 — Здоровье отдел. человека хар-ся полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности).

Самоукина Н.В. Психология оптимизма. М.: Ин-т психотерапии, 2001, 240 с.(Стресс достижения, Стресс общения, …потери, …однообразия, Строительство себя и своей жизни, Лечение радостью, и др.)

Статирова Н.М. Коррекция и развитие некоторых характеристик базовой личности старшеклассниц. Дипломная работа. Лесосибирск, Лесосиб. пед. ин-т, 2001 (8 чел., 15 — 17 лет, худож. школа № 1. Использовала преобразующий эксперимент с диагностикой гармоничности личности уч-ся до и после трехмесячного тренинга личностного роста — по методикам О.И. Моткова «Образ жизни», «Базовые стремления», «Жизненное предназначение», «Психол. культура личности», «Личностная биография». По ряду показателей получены позитивные сдвиги — особенно по гармоничности образа жизни, жизненным ориентациям на творчество, руководство и поддержку себя, гармоничности выраженности внутренних факторов психол. гармонии (оптимал. функционирования), действенности ориентаций, уровню психической саморегуляции и самопознания).

8