МЕТОД СОЦИОЛОГИИ
(Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.)
Положение, согласно которому социальные факты должны рассматриваться как вещи, — это положение, лежащее в самой основе нашего метода социологии.
Что же такое в действительности вещь? Вещь противостоит идее как-то, что познается извне, тому, что познается изнутри. Вещь — это всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем мы не можем сформулировать себе адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким. Рассматривать факты определенного порядка как вещи — не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят, не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией.
Таким образом, наше правило — рассматривать социальные факты как вещи — требует только одного: чтобы социолог погрузился в состояние духа, в котором находятся физики, химики, физиологи, когда они вступают в новую, еще не исследованную область своей науки. Нужно, чтобы он чувствовал, что находится в присутствии фактов, законы которых неизвестны так же, как неизвестны были законы жизни до создания биологии. Но социология далека от этой степени интеллектуальной зрелости.
Другое основное положение нашей теории характеризует социальные явления как внешние по отношению к индивидам. С другой стороны, поскольку общество состоит только из индивидов1, то с позиции здравого смысла кажется, что социальная жизнь не может иметь иного субстрата, кроме индивидуального сознания; иначе она кажется висящей в воздухе и плывущей в пустоте.
Концепция социологии. Социальные факты.
... социальные факты следует рассматривать как вещи, и отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида. Дюркгейм разделил социологию ... т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях. 1. Социальная реальность включена в ... факты определенного порядка как вещи - это значит занимать но отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит ...
Приведем далее обоснование разделения между психологией в собственном смысле, или наукой о мыслящем индивиде, и социологией. Социальные факты не только отличаются от фактов психических; у них другой субстрат, они развиваются в другой среде и зависят от других условий. Это не значит, что они также не являются некоторым образом психическими фактами, поскольку все они состоят в каких-то способах мышления и действия. Но состояния коллективного сознания по сути своей отличаются от состояний сознания индивидуального; это представления другого рода. Мышление групп иное, нежели отдельных людей; у него свои собственные законы.
Социальные факты по своей сути состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающее воздействие. Но чтобы существовал социальный факт, нужно, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов соединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. Все же верования, способы поведения, установленные группой
…Что такое в действительности вещь? Вещь противостоит идее как-то, что познается извне, тому, что познается изнутри. Вещь — это всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем мы не можем сформулировать себе адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким. Рассматривать факты определенного порядка как вещи — не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят, не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией.
Учет индивидуальных различий учащихся в процессе преподавания в музыке
... представлений в сознании. Выявление ведущей модальности (визуальной, аудиальной, кинестетической или а-модальной) образного строя индивидуального сознания ... с ним черты характера не отличаются стабильностью. Итак, уровень развития ... обладает более низкими сенсорными порогами», значит, обладает большей чувствительностью. Голубевой ... в этой структуре. Этот факт признается практически всеми психологами ...
…Другое положение дебатировалось не менее оживленно, чем предыдущее; оно характеризует социальные явления как внешние по отношению к индивидам. С нами теперь охотно соглашаются, что факты индивидуальной и коллективной жизни в какой-то степени разнородны. Можно даже сказать, что по этому вопросу формируется если не единодушное, то, по крайней мере, весьма широкое согласие. Уже почти нет социологов, которые бы отказывали социологии в какой бы то ни было специфике. Но поскольку общество состоит только из индивидов, то с позиции здравого смысла кажется, что социальная жизнь не может иметь иного субстрата, кроме индивидуального сознания; иначе она кажется висящей в воздухе и плывущей в пустоте.
…Социальные факты не только качественно отличаются от фактов психических; у них другой субстрат,они развиваются в другой среде и зависят от других условий. Это не значит, что они также не являются некоторым образом психическими фактами, поскольку все они состоят в каких-то способах мышления и действия. Но состояния коллективного сознания по сути своей отличаются от состояний сознания индивидуального; это представления другого рода. Мышление групп иное, нежели отдельных людей; у него свои собственные законы. Обе науки поэтому настолько явно различны, насколько могут различаться науки вообще, какие бы связи между ними ни существовали.
Теория социальных представлений
... характерными для современных обществ.С. [Емельянова Т. П.] Социальные представления – это элементы общественного сознания, в которых на ... , который осмыслен для индивида». На этот процесс влияют ценности, культура и социальные представления. Коль скоро категории ... (о манипулировании). Идентификация манипулятивного поведения: осознание факта изменения вашего поведения от последствий общения с объектом ...
В этом вопросе, однако, уместно провести одно различение, которое, возможно, несколько проясняет суть спора. Для нас совершенно очевидно, что материясоциальной жизни не может объясняться чисто психологическими факторами,
Там же, где животное заменено человеческим, по также мифическим предком, клан изменил свою сущность. Если над местными или семейными божествами общество помещает другие божества, от которых считает себя зависимым, то это происходит потому, что местные и семейные группы, из которых оно состоит, стремятся к концентрации и объединению, и степень единства религиозного пантеона соответствует степени единства, достигнутого обществом в то же время. Если оно осуждает некоторые способы поведения, то потому, что они задевают какие-то его основные чувства, а эти чувства связаны с его устройством так же, как чувства индивида — с его физическим темпераментом и умственным складом. Таким образом, даже тогда, когда у индивидуальной психологии больше не будет от нас секретов, она не сможет предложить нам решение ни одной из отмеченных проблем, поскольку они относятся к категориям фактов, которые ей неизвестны.
КОНСЕНСУС СОЦИАЛЬНЫЙ -баланс интересов различных групп и слоев общества, выражающийся в социальном согласии по поводу распределения ресурсов и общественног
... жизни, социально-политическое устройство общества, но и социальную политику государства в отношении граждан. 25. МАНИФЕСТИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА –провозглашение конфликта соответствующим образом. 26. МЕДИАТОРЫ– структуры ... УБЕЖДЕНИЕ – тактика поведения в конфликте, которая основана на использовании объективных фактов, логики для обоснования своей позиции. 45. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – конфликт, который ...
…Коллективное мышление целиком, как его форма, так и содержание, должно изучаться само по себе, для самого себя, с ощущением того, что в нем есть специфического, и нужно оставить на будущее заботу о том, чтобы обнаружить в какой мере оно подобно мышлению отдельных людей. В сущности, эта проблема относится скорее к общей философии и абстрактной логике, чем к научному исследованию социальных фактов
…Нам остается сказать несколько слов об определении социальных фактов, которое мы даем в первой главе. На наш взгляд, они состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающее воздействие.
…Но является или нет общество причиной факта, или же этот факт имеет социальные последствия, можно узнать только тогда, когда научное исследование уже продвинулось достаточно далеко. Подобные определения, стало быть, не могут служить определению объекта начинающегося исследования. Чтобы можно было ими воспользоваться, нужно было бы, чтобы исследование социальных фактов уже достаточно далеко продвинулось и, следовательно, чтобы было обнаружено какое-то другое предварительное средство их распознавания.
…всякая физическая среда оказывает принуждение в отношении существ, испытывающих ее воздействие, так как они вынуждены в определенной мере к ней адаптироваться. Но эти два вида принуждения разделены между собой так же радикально, как среда физическая и среда нравственная. Давление, оказываемое одним или несколькими телами на другие тела или даже на воли, нельзя смешивать с давлением, оказываемым сознанием группы на сознания ее членов. Специфика социального принуждения состоит в том, что оно обусловлено не жесткостью определенных молекулярных устройств, а престижем, которым наделены некоторые представления. Правда, приобретенные или унаследованные привычки в некоторых отношениях обладают тем же свойством, что и физические факторы. Они господствуют над нами, навязывают нам верования или обычаи. Но они господствуют над нами изнутри, так как целиком заключены в каждом из пас. Социальные же верования и обычаи, наоборот, действуют на нас извне; поэтому влияние, оказываемое теми и другими весьма различно.
Личность и общество 4
... Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается ... основой всякого знания является чувственное восприятие, принадлежат к направлению, названному сенсуализмом (от латинского "сенс" - чувство). Те же ... путь к укреплению и развитию отношений людей друг с другом, к оздоровлению социальных взаимоотношений, на этой ...
…Впрочем, не нужно удивляться тому, что другие явления природы в других формах содержат тот же признак, которым мы определили социальные явления. Это сходство происходит просто оттого, что и те и другие представляют собой реальные явления. А все, что реально, обладает определенной природой, которая навязывается, с которой надо считаться и которая, даже тогда, когда удается нейтрализовать ее, никогда не оказывается полностью побежденной. В сущности, это самое существенное в понятии социального принуждения. Все, что оно в себе заключает, — это то, что коллективные способы действия или мышления существуют реально вне индивидов, которые постоянно к ним приспосабливаются. Это вещи, обладающие своим собственным существованием. Индивид находит их совершенно готовыми и не может сделать так, чтобы их не было или чтобы они были иными, чем они являются. Он вынужден поэтому учитывать их существование, и ему трудно (мы не говорим: невозможно) изменить их, потому что в различной степени они связаны с материальным и моральным превосходством общества над его членами.
Несомненно, индивид играет определенную роль в их возникновении. Но чтобы существовал социальный факт, нужно, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов соединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез имеет место вне каждого из пас (так как он образуется из множества сознаний), то он непременно имеет следствием закрепление, установление вне нас определенных способов действий и суждений, которые не зависят от каждой отдельно взятой воли… Как было ранее отмечено, есть слово, которое, если несколько расширить его обычное значение, довольно хорошо выражает этот весьма специфический способ бытия; это слово «институт». В самом деле, не искажая смысла этого выражения, можно назвать институтомвсе верования, все способы поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании".
Образ вожатого
... за советом и поддержкой. Имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно. Поэтому самый простой способ создать имидж вожатого ... , который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них ... и таланты? за что меня уважают и любят мои друзья? о чем увлекательном я могу рассказать? чему необычайному я ...
Э. Дюргейм. О разделении общественного труда.
Глава У1
Возрастающее преобладание органической солидарности и последствия этого
Механическая солидарность, существующая вначале одна, или почти одна, постепенно утрачивает почву; мало-помалу берет верх органическая солидарность: таков исторический закон. Но если изменяется способ, которым люди солидаризируются, структура обществ не может не измениться. Форма тела непременно изменяется, когда молекулярные свойства уже не те, что прежде. Следовательно, если предыдущее положение верно, то должны существовать два социальных типа, соответствующих этим двум видам солидарности.
Если попытаться мысленно установить идеальный тип общества, сплоченность которого проистекала бы исключительно от сходств, то надо представить его себе как абсолютно однородную массу, части которой не отличаются друг от друга и, следовательно, не прилажены друг к другу, — словом, лишены всякой определенной цели и организации. Это была бы настоящая социальная протоплазма, зародыш, откуда возникли все социальные типы. Мы предлагаем назвать охарактеризованный таким образом агрегат ордой.
Правда, еще не наблюдали доподлинно общества, которое бы во всем соответствовало этим признакам. Однако можно постулировать его существование, так как низшие общества,
…Мы называем кланоморду, которая перестала быть самостоятельной и стала элементом более обширной группы, и называемсегментарнылш обществами с плановой основойнароды, образовавшиеся из ассоциации кланов. Мы говорим об этих обществах, что они сегментарны, чтобы указать, что они образованы повторением подобных между собой агрегатов, аналогичных кольцам кольчатых; а об этом элементарном агрегате — что он клан, так как это слово прекрасно выражает его смешанную природу, семейную и политическую одновременно. Это — семья в том смысле, что все составляющие его члены смотрят на себя как на родственников, и на самом деле они в большинстве случаев единокровные родственники. Именно порождаемые общностью крови связи главным образом соединяют их. Кроме того, они поддерживают между собой отношения, которые можно назвать семейными, так как мы встречаем их в обществах, семейный характер которых неоспорим. Я говорю о коллективной мести, о коллективной ответственности и—с тех пор как появляется индивидуальная собственность — о взаимном наследовании.
Но, с другой стороны, это не семья в собственном смысле слова, ибо, чтобы составить часть ее, не обязательно иметь с другими членами клана определенные отношения единокровности. Достаточно обладать внешним признаком, который обычно состоит в наличии одного и того же имени. Хотя предполагается, что этот признак указывает на общее происхождение, подобное гражданское состояние составляет в действительности весьма малодоказательное и легко имитируемое свидетельство. Поэтому клан включает многих чужаков, и это позволяет ему достигнуть размеров, которых никогда не имеет собственно семья; очень часто он насчитывает несколько тысяч человек. Кроме того, это основная политическая единица. Главы кланов — единственные общественные власти.
Итак, эту организацию можно было бы также назвать политико-семейной. Но не только клан имеет в основе единокровность; весьма часто различные кланы одного народа рассматривают друг друга как родственников. Ирокезы — смотря по обстоятельствам — обращаются между собой как братья или двоюродные братья. У евреев, которые, как мы увидим, принадлежат к тому же социальному типу, родоначальник каждого из кланов, составляющих племя, считается происходящим от основателя этого последнего, который, в свою очередь, рассматриваётся как один из сыновей отца всех людей. Но это наименование имеет перед предыдущим то неудобство, что четко не выделяет особую структуру этих обществ.
Но, как бы ни назвать эту организацию, она, точно так же, как организация орды, продолжение которой она составляет, не несет в себе, очевидно, другой солидарности, кроме вызываемой сходствами. Ведь общество образовано из сходных сегментов, а последние, в свою очередь, состоят только из однородных элементов. Несомненно, каждый клан имеет собственный облик и, следовательно, отличается от других; но солидарность тем слабее, чем они разнороднее, и наоборот. Для того чтобы сегментарная организация была возможна, требуется, чтобы сегменты были сходны между собой, без чего они бы не соединились, и в то же время чтобы они различались, без чего они потерялись бы друг в друге и исчезли бы. В разных обществах эти противоположные требования удовлетворяются в разных пропорциях, но социальный тип остается тем же.
…Расположение кланов внутри общества и, следовательно, конфигурация этого последнего могут, правда, изменяться. То они просто расположены друг подле друга, образуя как бы линейный ряд: это мы встречаем у многих племен североамериканских индейцев. То каждый из них — и это уже печать более высокой организации — заключен в более общей группе, которая, образовавшись через соединение нескольких кланов, имеет собственную жизнь и особое имя; каждая из этих групп, в свою очередь, может быть заключена вместе со многими другими в еще более обширный агрегат, и из этого ряда последовательных включений складывается единство общества в целом. Так, у кабилов политическая единица — это клан, устроенный в форме деревни (djemmaaилиthaddart); несколькоdjemmaaобразуют племя (arch'), а несколько племен образуют конфедерации (thak'ebilt), высшее политическое общество, известное кабилам. Точно так же у евреев клан — это то, что переводчики довольно неточно называютсемьей, —крупное общество, включавшее тысячи лиц, произошедших, согласно традиции, от одного предка. Известное числосемейсоставляло племя, а соединение двенадцати племен составляло все еврейское общество. С другой стороны, включение этих сегментов одного в другой более или менее герметично, вследствие чего сплоченность этих обществ изменяется от состояния почти абсолютно хаотического до совершенного морального единства, которое представляет еврейский народ. Но эти различия никак не сказываются на отмеченных нами основополагающих чертах.
Указанные общества — излюбленное место механической солидарности, и именно от нее проистекают их главные физиологические черты.
Мы знаем, что религия здесь проникает во всю социальную жизнь, но это потому, что социальная жизнь здесь состоит почти исключительно из общих верований и обычаев, получающих от единодушной связи совершенно особую интенсивность.
…Отсюда же происходит коммунизм, столь часто отмечавшийся у этих народов. Действительно, коммунизм — необходимый продукт этой особой сплоченности, поглощающей индивида в группе, часть в целом. Собственность, в конце концов, это только распространение личности на вещи. Значит, там, где существует только коллективная личность, собственность также не может не быть коллективной. Она сможет стать индивидуальной только тогда, когда индивид, выделившись из массы, станет также личным, отдельным существом, не только в качестве организма, но и как фактор социальной жизни.
Этот тип может даже измениться, не вызывая при этом изменения природы социальной солидарности. Действительно, первобытные народы не все представляют отмеченное нами отсутствие централизации; есть, наоборот, такие, которые подчинены абсолютной власти. Значит, там появилось разделение труда. Однако связь, соединяющая в данном случае индивида с вождем, тождественна той, которая в наше время соединяет вещь с личностью. Отношения между варварским деспотом и его подданными, как и отношения господина с рабами, римского отца семейства с детьми, не отличаются от отношений собственника с владеемой им вещью. В них нет ничего от той взаимности, которую производит разделение труда. Справедливо утверждали, что они односторонни. Выражаемая ими солидарность остается поэтому механической; вся разница в том, что они связывают индивида не прямо с группой, но с тем, кто является образом ее. Но единство целого, как и прежде, исключает индивидуальность частей.
Если это первое разделение труда — как бы важно оно ни было в других отношениях — не делает более гибкой социальную солидарность, как можно было бы ожидать, то в силу особенных условий, в которых оно происходит. Общий закон в действительности состоит в том, что важному органу всякого общества присуща часть природы представляемого им коллективного существа. Следовательно, там, где общество имеет этот религиозный и, так сказать, сверхчеловеческий характер, источник которого мы показали в строении коллективного сознания, он необходимо сообщается вождю, который им управляет и таким образом возвышается над остальными людьми. Там, где индивиды суть простые принадлежности коллективного типа, они вполне естественно становятся принадлежностями воплощающей его центральной власти. Точно так же право нераздельной собственности общины над вещами переходит целиком к высшей личности, которая таким образом устанавливается. Итак, собственно профессиональные услуги, которые оказывает последняя, играют незначительную роль в необычайном могуществе, которым она облечена. Управляющая власть имеет в этих обществах такой авторитет не потому, что они, как эти утверждали, более нуждаются в управлении, чем другие; эта сила—целиком продукт коллективного сознания, и если она велика, то потому, что само общее сознание весьма развито. Предположите, что оно слабее, или только, что оно охватывает меньшую часть социальной жизни. От этого нужда в высшей регулирующей функции не станет меньше, однако остальная часть общества не будет по отношению к тому, на кого она возложена, в том же состоянии подчиненности. Вот почему солидарность вес еще механическая, пока разделение труда не развилось более. Именно в этих условиях она достигает даже максимума энергии, ибо действие коллективного сознания сильнее, когда оно осуществляется не диффузно, но через посредство определенного органа. Существует, стало быть, определенная социальная структура, которой соответствует механическая солидарность. Характеризуется она тем, что представляет собой систему однородных и сходных между собой сегментов.
II
Совсем иная структура свойственна обществам, где преобладает органическая солидарность.
Они строятся не повторением однородных и подобных сегментов, но посредством системы различных органов, каждый из которых имеет специальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей. Социальные элементы здесь не одной природы, и в то же время они расположены неодинаково. Они не расположены в линейный ряд, как кольца у кольчатых, не вложены одни в другие, но скоординированы и субординированы вокруг одного центрального органа, оказывающего на остальную часть организма умеряющее воздействие. Сам этот орган не имеет уже того характера, что в предыдущих случаях, ибо, если другие органы зависят от него, то и он, в свою очередь, зависит от них. Несомненно, он также находится в особом и, если угодно, привилегированном положении; но оно порождено сущностью исполняемой им роли, а не какой-нибудь внешней по отношению к его функциям причиной, не какой-нибудь сообщенной ему извне силой. Поэтому он вполне человеческий и мирской; между ним и другими органами различия только в степени, Таким же образом у животного преобладание нервной системы над другими системами сводится к праву — если так можно выразиться — получать отборную пищу и брать свою долю раньше других; но нервная система нуждается в них, как и они в ней.
Этот социальный тип по своим принципам настолько отличается от предыдущего, что может развиваться только в той мере, в какой этот последний исчез. Индивиды в самом деле группируются здесь уже не в соответствии со своим происхождением, по в соответствии с особой природой социальной деятельности, которой они себя посвящают. Их естественная и необходимая среда — это уже не родимая среда, а профессиональная. Не реальная или фиктивная единокровность отмечает место каждого, а исполняемая им функция. Несомненно, когда эта новая организация появляется, она пытается использовать и ассимилировать существующую. Способ разделения функций повторяет тогда как можно более точно уже существующее разделение общества. Сегменты или, по крайней мере, группы сегментов, соединенных особыми сходствами, становятся органами. Таким именно образом кланы, совокупность которых составляла племя левитов, присвоили себе у евреев жреческие функции. Вообще классы и касты, вероятно, не имеют ни другого происхождения, ни другой природы: они происходят от смешения возникающей профессиональной организации с предшествовавшей семейной. Но это смешанное устройство не может долго длиться, ибо между двумя организациями, которые оно берется примирить, существует антагонизм, непременно завершающийся взрывом. Только весьма рудиментарное разделение труда может приспособиться к этим жестким, твердым, не созданным для него, формам. Возрастать оно может, только освободившись от заключающих его рамок. Как только оно переступило известную ступень развития, нет более соответствия ни между неподвижным числом сегментов и постоянно растущим числом специализирующихся функций, ни между наследственно закрепленными свойствами первых и новыми способностями, которых требуют вторые. Нужно, стало быть, чтобы социальное вещество вступило в совершенно новые комбинации и организовалось на совсем других основаниях. Но пока остается прежняя структура, она этому противится; вот почему необходимо, чтобы она исчезла.
История этих двух типов показывает, что действительно один прогрессировал только в той мере, в какой другой регрессировал.
У ирокезов социальное устройство с плановой основой находится в чистом состоянии, и таково же оно у евреев, как это видно из Пятикнижия, помимо отмеченного нами небольшого отклонения. Поэтому организованный тип не существует ни у первых, ни у вторых, хотя, пожалуй, можно заметить первые следы его в еврейском обществе.
Э. Дюркгейм — Стр 2
Не так уже обстоит дело с франками эпохи салического закона; тут организованный тип появляется со своими характерными чертами, без всякого компромисса.
Действительно, мы находим у этого народа помимо регулярной и устойчивой центральной власти целый аппарат административных, судебных функций; а с другой стороны, существование договорного права, весьма мало, правда, развитого, также свидетельствует, что сами экономические функции начинают разделяться и организовываться. Поэтому политико-семейная организация серьезно потрясена. Несомненно, последняя социальная молекула, а именно деревня, все еще представляет собой видоизмененный клан. Доказывается это тем, что между жителями одной деревни существовали отношения, очевидно, семейного характера и, во всяком случае, характерные для клана. Все обитатели деревни имеют по отношению друг к другу право наследования при отсутствии собственно родственников «.
Но в этой форме клан потерял некоторые свои существенные черты; не только исчезло всякое воспоминание об общем происхождении, но он почти полностью лишен всякого политического значения.
…Но когда исчез клан, организованный тип существует далеко не один, далеко не в чистом виде. Организация с плановым основанием — только частный вид более обширного рода — сегментарной организации. Распределение общества на сходные части соответствует потребностям, которые остаются даже при новых условиях социальной жизни, но производят свои действия в других формах. Масса населения не делится более согласно отношениям единокровности, реальным или фиктивным, но согласно разделению территории. Сегменты более не семейные агрегаты, но территориальные округа.
Впрочем, переход от одного состояния к другому совершается путем медленной эволюции. Когда воспоминание об общем происхождении исчезает, когда семейные отношения, происходящие от него, но часто (как мы видели) переживающие его, тоже исчезают, тогда клан сознает себя как группу индивидов, занимающих одну и ту же часть территории. Он становится собственно деревней. Так все народы, переступившие фазу клана, состоят из территориальных округов (марка, община
Однако она не преобладает в них более, и точно так же сегментарная организация не представляет собой уже, как прежде, ни единственный, ни даже существенный каркас общества. Во-первых, территориальные разделения непременно носят несколько искусственный характер. Связи, вызванные совместным жительством, не имеют в человеческом сердце такого глубокого источника, как те, что происходят от единокровности. Поэтому они гораздо менее прочны. Кто родился в клане, тот может сменить только, так сказать, родственников. Перемене города или провинции не противятся те же основания. Несомненно, географическое распределение обычно и в общих чертах совпадает с известным моральным распределением населения. У каждой провинции, каждого территориального деления существуют особые нравы и обычаи, своя собственная жизнь. Они оказывают, таким образом, на проникнутых их духом индивидов притяжение, стремящееся удержать их на месте, а других, наоборот, отталкивают. Но внутри одной и той же страны эти различия не могут быть ни очень многочисленными, ни очень резкими. Сегменты поэтому более открыты друг другу. И действительно, начиная со средних веков и «после образования городов иноземные ремесленники обращаются так же легко и далеко, как и товары». Сегментарная организация потеряла свою рельефность.
Она ее теряет все более и более по мере развития обществ. В самом деле, это общий закон, что у частных агрегатов, составляющих часть более обширного агрегата, индивидуальность становится все менее различимой. Одновременно с семейной организацией безвозвратно исчезли местные религии; остаются только местные обычаи. Мало-помалу они сливаются между собой и объединяются; в то же время диалекты и наречия сливаются в один национальный язык, а областная администрация теряет свою автономию. В данном факте видели простое следствие закона подражания. Но это, по-видимому, скорее нивелирование, подобное тому, которое происходит между приведенными в сообщение жидкостями. Поскольку перегородки, отделяющие различные ячейки социальной жизни, менее плотны, то через них чаще переходят; их проницаемость увеличивается еще больше потому, что их чаще переходят. Вследствие этого они теряют свою плотность и постепенно разрушаются; и в той же мере смешиваются среды. Но местные различия могут сохраняться только до тех пор, пока существует различие сред. Итак, территориальные деления все менее и менее основываются на природе вещей и, следовательно, теряют свое значение. Можно даже сказать, что народ тем дальше продвинулся вперед, чем более поверхностный характер в нем имеют территориальные деления.
С другой стороны, в то время как сегментарная организация исчезает сама собой, профессиональная организация все полнее покрывает ее своей сетью. В начале, правда, она устанавливается только в пределах самых простых сегментов, не простираясь далее. Каждый город вместе с непосредственно прилегающими к нему окрестностями образует группу, внутри которой труд разделен, по которая стремится быть самодостаточной. В то же время внутри города жители группируются по профессиям, каждый ремесленный цех представляет как бы город, живущий своей собственной жизнью. В этом состоянии оставались античные города до сравнительно позднего времени; из него вышли христианские общества. Но последние прошли эту стадию очень рано. Начиная с XIV в. развивается разделение труда между местностями.
…Впоследствии движение непрерывно распространялось. «В столице теперь более, чем прежде, концентрируются активные силы центрального управления, искусство, литература, крупные кредитные операции; в больших гаванях более, чем прежде, концентрируются ввоз и вывоз. Сотни маленьких торговых местечек, торгуя хлебом и скотом, благоденствуют и возрастают. В то время как прежде всякий город имел рвы и валы, теперь несколько больших крепостей берут на себя защиту всей страны. Подобно столице, главные провинциальные города растут, благодаря концентрации провинциальной администрации, благодаря провинциальным учреждениям, коллегиям и школам. Сумасшедших или больных определенной категории, которые прежде были разбросаны, собирают со всей провинции и всего департамента в одно место. Различные города все более стремятся к определенным специальностям, так что мы теперь различаем города университетские, чиновничьи, фабричные, торговые, города с минеральными водами, города-рантье. В некоторых местах или странах концентрируется крупная промышленность:
машиностроение, прядильные, ткацкие мануфактуры, кожевенные заводы, чугуноплавильные заводы, сахарная промышленность; они работают для всей страны. В них завели специальные школы, рабочее население к ним приспосабливается, машиностроение концентрируется, а пути сообщения и организация кредита приспособляются к частным обстоятельствам".
Без сомнения, эта профессиональная организация стремится в некоторой степени приспособиться к той, которая существовала до нее, как она первоначально это сделала с семейной организацией, что вытекает уже из предшествующего описания. Впрочем, тот факт, что новые институты отливаются вначале в формы старых, весьма распространен. Территориальные деления стремятся, стало быть, специализироваться в форме различных тканей, органов или аппаратов, как некогда и кланы. Но как и последние, они не в состоянии фактически исполнять эту роль. Действительно, город всегда заключает или различные органы, или различные части их; и наоборот — почти не бывает органов, которые были бы целиком заключены внутри определенного округа, какова бы ни была величина его. Он почти всегда выходит за их пределы. Точно так же, хотя довольно часто, наиболее солидарные органы стремятся сблизиться, однако вообще их материальная близость лишь весьма неточно отражает степень близости их отношений. Некоторые, прямо зависящие друг от друга, находятся между собой на большом расстоянии; другие, отношения которых опосредованны и отдаленны, очень близки друг к другу. Следовательно, способ группирования людей, вызываемый разделением труда, весьма разнится от того, который выражает распределение населения в пространстве. Профессиональная среда не более совпадает с территориальной, чем с семейной. Это новые рамки, заменяющие старые; поэтому замена возможна только постольку, поскольку последние исчезли.
Если же этот социальный тип не наблюдается нигде в абсолютно чистом виде, точно так, как нигде не встречается одна органическая солидарность, то, по крайней мере, она все более освобождается от всякой примеси и становится все более преобладающей. Этот перевес тем более сильнее и полнее, что в тот самый момент, когда эта структура еще более утверждается, другая становится незаметной. Определенный сегмент, составлявший клан, заменяется территориальным разделением. Вначале, но крайней мере, последнее соответствовало, хотя и неопределенным и приблизительным образом, реальному и моральному делению народонаселения, но мало-помалу теряет этот характер и становится только произвольной и условной комбинацией. Но, по мере того как понижаются эти перегородки, они покрываются все более развитыми системами органов. Таким образом, если социальная эволюция остается подчиненной действию тех же определяющих причин, а далее мы увидим, что это единственно допустимая гипотеза, то возможно предвидеть, что это двойное движение будет продолжаться в том же направлении и что настанет день, когда вся наша социальная и политическая организация будет иметь исключительно, или почти исключительно, профессиональное основание.
Впрочем, дальнейшие изыскания установят, что эта профессиональная организация теперь не то, чем она должна быть; что анормальные причины помешали ей достигнуть той степени развития, которой требует теперь состояние нашего общества. Благодаря этому можно оценить, каково будет ее значение в будущем.
1
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление: