Развитие человеческой деятельности

Деятельность — это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности;

Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды.

Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает. 2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. 3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. 4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции. 5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

3Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и мастерство человека в данном виде деятель­ности. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Эле­ментарные умения — это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение -мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний. Элементарное умение выполнить что-то возникает из подра­жания, из случайных знаний. Например, пятиклассники, впервые попавшие в столярную или слесарную мастерскую умеют пи­лить, но у большинства из них приемы обращения с инструмен­тами неправильны. Первоочередная задача учителя — вырабо­тать правильные навыки применения инструментов и в дальней­шем трудовом обучении поднимать выполнение деятельности до уровня мастерства. Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех уме­ний, складывающихся только в результате наблюдения и под­ражания.

2 стр., 844 слов

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Различия в психики животных и человека

... и онтогенеза. Различия в психики животных и человека Развитие психики - закономерное изменение психических ... Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной ... человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания ...

Деятельность будет выпол­нена квалифицированно, если человек овладел навыками. На­вык — упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок. В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате вы­работки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опыт­ная. По мере совершенствования навыка письма человек начи­нает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 —3 корот­ких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьша­ется напряжение при выполнении действия.

7 стр., 3087 слов

Привычка. роль привычки в жизнедеятельности человека

... навыков и привычек человека входит в его характер. Поэтому каждому человеку надо стараться приобретать полезные привычки. Для их приобретения, следует, возможно, чаще повторять те полезные действия ... привычек. Объект исследования: различные аспекты психологии привычки. Предмет - роль привычек в жизнедеятельности людей. 1. Психология привычки Привычка – это хорошо усвоенное действие, которое человек ...

В результате хорошо отработанных двигательных навыков по­вышается производительность труда, улучшается качество ра­боты и уменьшается утомление человека. Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двига­тельного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двига­тельный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, ис­полняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает «слепым» методом. Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анали­заторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двига­тельным. Зрительный анализатор, а также сознание освобожда­ются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Контроль одной чувствующей кинестезической системы пони­жает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирую­щей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) так­тильно различаемыми знаками повышает качество набора. Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля соз­нания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный конт­роль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверен­ность в движениях.

11 стр., 5281 слов

Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека

... усилия. Удовлетворение потребностей - цель любой деятельности человека. Все потребности человека можно подразделить на высшие и низшие ( ... законом возрастающих потребностей с учетом особенностей его действия в конкретных условиях общественного воспроизводства. Разумные ... гражданам. Часто работники сферы обслуживания используют управленческие навыки своих коллег из других подразделений. Например, ...

Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслитель­ные, сенсорные навыки и навыки поведения.

По механизму образования с навыками тесно связаны привычки. Привычка — потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась при­вычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки. Привычка побуждает человека поступать определенным образом. Вот почему привычки имеют исключительное значение в воспи­тании положительных качеств личности. А. С. Макаренко отме­чал, что необходимо воспитывать правильные привычки пове­дения. Когда выработана привычка, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому, что так привыкли.

Если навык, как правило, формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные или отрицательные привычки. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же, в от­личие от навыков, требуют осуществления действий. Поэтому в поведении они или полезны, или вредны. Вот почему привычки входят в моральный фонд личности. Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми. Важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывающие положительное влияние на личность. Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, не­обходимо отметить полезную привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом. Таким образом, навыки и привычки представляют собой фун­дамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера, профессиональная умелость. Хо­рошо отработанные навыки и полезные привычки дают возмож­ность человеку быстрее овладеть новым учебным материалом, новыми видами профессиональной деятельности.

12 стр., 5894 слов

Понимание эмоций другого человека

... характеристик эмоций следующая цитата: “Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, чувства ... в профессиях типа “человек—человек”. Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием человека в процессе осуществления им профессиональной деятельности позволяет вовремя принимать ...

4. Различают три генетическисменяющих друг друга и сосуществующих напротяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учениеи труд.

Детская игра — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания граж­данской зрелости.

труд — целесообразная, сознательная деятельностьчеловека, направленная на удовлетворениепотребностейиндивида иобщества.

а) аспекты прогрессивного преобразования деятельности. Механизм А. Н. Леонтьева Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности: 1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека. 2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития. 4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности. Филогенетическое преобразование системы человеческих действий совпадает по существу с историей социально-экономического развития. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования: деятельность обогащается новым предметным содержанием; у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты; происходит автоматизация некоторых операций, они превращаются в умения и навыки; выделяются новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности был описан А. Н. Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель. Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности — действие — поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворением потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.

4 стр., 1712 слов

Стрессовые состояния у людей, потерявших работу

... состояние неопределенности и шока. Это тяжелое субъективное переживание, причем страх и эмоции выступают как факторы риска, при которых человек ... в том, чтобы выяснить реальные нужды людей, понять их состояние и создать условия, соответствующие их внутренним ... , теневой экономикой автор называет те сферы общественной деятельности, которые ускользают от обязательного налогообложения. Сюда входят ...

А.Н. Леонтьев о соотношении внутренней и внешней деятельности

  • внутренние действия — это действия, подготавливающие внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбирать нужное действие, дают человеку возможность избежать грубых, а иногда и роковых ошибок;
  • внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания (принцип единства внутренней в внешней деятельности);
  • внутренняя деятельность произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации (или переноса соответствующих действий в умственный план, т. е. их усвоения);
  • внутренние действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат;
  • для успешного воспроизведения какого-либо действия «в уме» нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. При интериоризации внешняя деятельность, хотя и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется, сокращается, что позволяет осуществлять ее значительно быстрее.

5.Эмоции — особый класс субъективных псих-х состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффек­ты, страсти, стрессы- «чистые» эмоции".

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... корни в человеке, захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение ...

Характеристики

Валентность (тон).Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.

Интенсивность. Эмоции могут различаться по интенсивности (силе).

Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула Симонова. Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостностицентральнойивегетативной нервной системы. Так у больных с повреждениемспинного мозгамаксимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.

Стеничность.В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч.σθένος — сила) иастенические (от др.-греч.ἀσθένεια — бессилие).

Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазми другие).

Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грустьи другие).

Содержание. Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций, причём количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией, в связи с чем некоторые учёные в прошлом выдвигали теории о том, что эмоции являются следствием физиологических реакций (теория Уильяма ДжеймсаиКарла Ланге- «мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим»), что, однако, было опровергнуто экспериментально исследованиями В. Кеннона, Ч. Шеррингтона и Д. Хебба, продемонстрировавшими вторичность висцеральных проявлений по отношению к мозговому психическому состоянию[7]. На связи конкретных видов эмоций с конкретными физиологическими реакциями построены и работы Пола Экмана

Функции .

Оценочная функция эмоций. Эмоция выступает обобщенной оценкой ситуации, в которой находится субъект. Эмоции и чувства помогают ему ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Приспособительная функция эмоций. Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.

Регуляторная функция эмоцийвозникает на основе информационно-сигнальной функции. Отражая и оценивая действительность, эмоции и чувства направляют поведение субъекта в определенную сторону, способствуют проявлению определенных реакций.

Коммуникативная функция эмоцийсвидетельствует о том, что без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми. Выражая эмоции через чувства, человек проявляет свое отношение к действительности и к другим людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса).

Демонстрируя свои переживания, один человек воздействует на эмоциональную сферу другого человека, вызывая у него ответные эмоции и чувства.

Стабилизирующая (защитная) функция эмоций. Эмоции являются регулятором поведения, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности данного субъекта.

Мотивирующая функция эмоций. Эмоции (страх, удивление, беспокойство и др.), сообщая нам о характере воздействий внешней среды, побуждают нас к определенным действиям.

6.Виды эмоций

Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.

1. По знаку эмоции делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные. Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.) — с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.

2. По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся ``фундаментальными'':

радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;

удивление — эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

гнев — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;

презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;

страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;

стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы).

Рассмотрим каждую группу по отдельности.

Ситуативные эмоции

Эмоциональный тон ощущений — простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.

Эмоции, в собственном смысле этого слова, — эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие ``фундаментальные'' эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.

Аффект (от лат. аffectus -- душевное волнение) — сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.

Устойчивые эмоции

Настроение -- сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение -- это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер.

Чувства — высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.

Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений.

Страсть — сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть -- это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т. д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти, непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности

7.Чувства— высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии.

Нравственные или моральные чувства- это переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Они делятся наморально-политические- группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. К ним относятся: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т. п.Аморальные чувства- жадность, эгоизм, жестокость и т. п.

Интеллектуальные чувства- это переживания, возникающие в процессе познавательнойDt. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательнуюDtчеловека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний. Существование интеллектуальных чувств- удивление, любопытство, любознательность, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения правильности и т. п.

Эстетические чувства- это эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей, в искусстве. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства- восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание.

8. 1. Чувственный или эмоциональный тон ощущений— это генетически первичная и простейшая форма эмоций, элементарное проявление органическои чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия среды и побуждающее субъекта либо к их устранению, либо, наоборот, сохранению. Данный вид эмоциональных состояний сравним с примитивными психическими тропизлгами (приближением к приятному стимулу малой интенсивности и удалением от разрушительного стимула большей интенсивности).

Нередко подобные переживания 8 силу их слабой диф-ференцированности невозможно выразить вербально. Они осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса ощущения.

2. Аффект (от лат. affectus ~ душевное волнение, страсть) — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который возникает в критических условиях (при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций) и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Часто аффективные переживания запускают не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации специфических, преимущественно, импульсивных поведенческих реакций. Как показал в своих исследованиях К.Г. Юнг, на основе пережитых аффектов формируются особые аффективно окрашенные комплексы, которые могут актуализироваться и проявиться в поведении без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, однажды спровоцировавшей аффект.

К основным психологическим характеристикам аффекта относятся:

бурное внешнее проявление эмоционального процесса;

кратковременность, незначительная продолжительность аффектив ного переживания (аффект не может длиться долго);

безотчетность, низкий уровень осознания собственных действий и по ступков;

резко выраженный диффузный характер аффективного пережи вання.

3. Настроение— сравнительно продолжительное и устойчивое эмоцио нальное состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызы вающие настроение, многочисленны — от органического самочувствия (то нуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъектную направленность. По сравнению с чувст венным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как состояние субъекта. Например, по поводу какого-либо музыкального произведения высказывание на основе чувственного тона будет звучать так: «Какая прият ная музыка!», а на основе настроения — «эта музыка вызывает у меня хо рошее настроение».

Настроение имеет следующие отличительные особенности:

низкая интенсивность (настроение проявляется неярко, никогда не достигает предельного выражения и не связано с интенсивным нерв ным возбуждением);

значительная продолжительность;

неясность и безотчетность (человек, как правило, слабо осознает причины, вызвавшие то или иное настроение; когда же осознание та ковых происходит, соответствующее настроение нередко проходит);

диффузный характер (настроение создает своеобразный фон, на ко тором возникают и осознаются все мысли, отношения и действия чело века в конкретный период времени).

Страсть— это интенсивное, обобщенное и продолжительное пере живание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводя щее к сосредоточению на предмете страсти. Может быть принята, «санк ционирована» личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, направленность всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

5. Собственно эмоции, как уже отмечалось, появляются при наличии у индивида мотивации, избыточной по отношению к его приспособительным возможностям. В зависимости от того, в каком направлении нарушается баланс мотивации и возможностей субъекта, можно выделить две категории причин, предопределяющих возникновение эмоций: недостаточность приспособительных возможностей или избыточная мотивация. В первом случае эмоция возникает вследствие того, что субъект не в состоянии дать адекватный ответ на внешнюю стимуляцию (например, в ситуациях, отличающихся новизной, необычностью или внезапностью).

Во втором случае имеет место избыточная мотивация, не находящая применения (перед действием или после завершения действия), и избыточная мотивация социального происхождения (связанная с социально значимым, социально нежелательным или социально опасным поведением).

10.Эмоциональные свойства человека К эмоциональным свойствам относятся: эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоций, эмоциональная лабильность — ригидность, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость и экспрессия. Сюда также относят оптимизм и пессимизм. Эмоциональная возбудимость. «Наблюдая различных людей, — писал А.Ф. Лазурский, — мы видим, что у одних чувства, свойственные им, начинают проявляться лишь в том случае, когда влияние условий достигает значительной интенсивности; только какие-нибудь необычайные события способны нарушить их обычное равнодушие и привести их в состояние некоторого возбуждения. Другие, наоборот, при всяком ничтожном поводе „вспыхивают как порох“, волнуются, кипятятся, приходят в состояние восторга или изумления и т. д.». С точки зрения физиологии, эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, т. е. готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Эмоциональная возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражительность. Очевидно, что эмоциональная возбудимость отражает общую возбудимость нервной системы, обусловленную уровнем активации покоя. А.А. Коротаевым (1970), изучавшим влияние эмоций на трудовые операции, показано, что лица со слабой нервной системой в большей степени чувствительны к отрицательным эмоциональным раздражителям, чем лица с сильной нервной системой. Эмоциональная отзывчивость (восприимчивость, чувствительность).

Близким по смыслу к эмоциональной возбудимости является свойство, обозначаемое как эмоциональная отзывчивость. По В.В. Бойко, эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия — социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д. Это готовность человека откликнуться «на себя», «на других», «на дело», «на предметы» и т. д. Утрата эмоционального резонанса — это полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на различные события. Эмоциональная глубина. А.Ф. Лазурский писал: «Наблюдая в течении продолжительного времени нескольких индивидов, мы убеждаемся, что у некоторых из них чувства могут достигать, при известных условиях, такой интенсивности, к которой другие оказываются совершенно неспособными. Вот эту именно способность испытывать при некоторых наиболее благоприятных обстоятельствах такие интенсивные чувства, которые доступны сравнительно лишь не многим, мы и будем называть силой чувствований». Это свойство равнозначно интенсивности, глубине переживаемой эмоции. Объективными показателями интенсивности переживаемых человеком эмоций могут служить изменения физиологических функций. Однако они не всегда достаточны, так как вегетативная возбудимость неодинакова у разных людей, поэтому приходится прибегать к различным косвенным признакам, из которых самым важным является влияние эмоций и чувств на поступки и деятельность человека. Чем энергичнее действует человек, тем сильнее у него выражены чувства и эмоции. Эмоциональная ригидность — лабильность. Эмоциональная ригидность (устойчивая эмоция) — это тот наибольший для данного человека промежуток времени, в течение которого эмоция, раз возбужденная, продолжает ещё обнаруживаться, несмотря на то, что обстоятельства уже переменились и возбудитель перестал действовать. Ригидные эмоции отличаются «вязкостью», стабильностью. Эмоциональная вязкость связана с фиксацией внимания и аффекта на каких-либо значимых событиях, объектах, психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и обидах (злопамятность), волнующих темах. Неустойчивость эмоции проявляется в том, что, несмотря на то, что вначале она может быть интенсивной, она быстро ослабевает и в конце концов прекращается, переходя в состояние спокойного равнодушия. Если же эмоции у человека легко возбудимы, то прежняя эмоция очень быстро сменяется у него другой, эта в свою очередь ещё одной и т. д. Получается быстрая и резкая смена эмоций и настроений, характерная для людей истерического типа. Лабильность эмоций (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек быстро реагирует на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие. Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнять отношения с окружающими, так как личность становится реактивной, импульсивной, плохо управляет собой. Будучи резко выражено у человека, это свойство делает его неспособным выработать твердые взгляды и убеждения, симпатию или антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности. Эмоциональная лабильность присуща лицам с высокой тревожностью, а с низкой тревожностью сопутствует эмоциональная ригидность. Эмоциональная устойчивость. С точки зрения М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990) — это устойчивость эмоций, а не функциональная устойчивость человека к эмоциональным условиям. Для Т. Рибо (1899), Е.А. Милеряна (1966, 1974), С.М. Оя (1969), О.А. Черниковой (1980), К.А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, т.к. они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния. Дж. Гилфорд (1959) рассматривает эмоциональную неустойчивость как лёгкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций

12.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector