К 3 занятию Педагогическая эффективность стилей общения

Педагогическая эффективность стилей общения

Название

стиля

Критерии эффективности стиля общения учителя

Какие эмоции используются

Влияние на развитие личности учителя и ученика

Использование обратной связи

Характер последствия

Мотивация обучения

Особенности стимулирования активности

Авторитарный

Отрицательные: страх, тревога, неудовольствие, досада и др.

Тормозит развитие личности учителя и ученика; развитие отрицательных качеств личности

Отсутствует: учителя не интересует мнение учащихся о предмете и о нем самом

Остаточный страх, обиды, тревога. Разочарование во взрослых

Снижена, внешняя отрицательная мотивация избегание наказаний, неприятностей

Опора на наказание, угрозы, Учитель замечает все ошибки, положительные считает само собой разумеющимся, похва­ла отсутствует

Неопределенный (неустойчивый)

Резкий переход от положительных эмоций к отрицательным, частая смена настроения, общий тревожный фон

Тормозит развитие личности, нет критериев добра и зла, хорошего и плохого. Происходит невротизация личности

Обратная связь искажена, дискретна, ученик не понимает, чего ожидать от учителя в следующий момент. Учитель добива­ется отражения своих эмоций у детей

У учащихся нет желания общаться с учителем, отсутствует уважение к нему, иногда презрение, желание «поиграть» с ним, поиздевать­ся над ним

Мотивация слабая, внимание направлено не на предмет познания, а на настроение учите ля

Применяет поощрения, наказания без основания, без четких критериев их использования, по сути, творит произвол

Нейтральный (равнодушный)

Отсутствие эмоций в общении с детьми (эмоциональная жизнь учителя лежит в другой сфере); обида на равнодушие учителя

Обедняется эмоциональная жизнь учащихся, что сказывается на недоразвитии или искажении их эмоциональной сферы личности; ощуще­ние отчужден­ности взрослых и детей, не фор­мируется эмпатия

Равнодушие учителя к детям и к работе порождает их отчужденность и даже озлобленность, обратная связь учителя не интересует, общение неполноценно

Дети стараются быстро забыть и учителя, и урок, так как не могут ничего понять, не хотят общаться с таким учителем

Гаснет даже основной мотив обучения — познавательный интерес, так как учителя не интересует то, что он делает, мотивация учения снижена

Редко использует методы стимулирования и торможения деятельности, одинаково безразлично ставит хорошие и плохие отметки, у уча­щихся не форми­руется самооцен­ка, критерии учебных дости­жений

Доброжелательный

Положительные: радость, удовольствие, удовлетворение; учитель стремится не вызывать у учащихся отрица­тельных эмо­ций, уходит от негативных впечатлений

При опоре на положительное происходит развитие положительных качеств личности, отрицательные как бы игнорируют­ся, что способствует их исчезновению по эф­фекту Пигма­лиона

Учителю важно, чтобы дети тоже радовались вместе с ним. Обратная связь сильная и положительно направленная

Дети часто и с удовольствием вспоминают такого учителя и его уроки, стараются сделать ему приятное, пора­довать чем-либо

Высокая положительная мотивация, главные мотивы — общение с любимым учителем и его внимание

Использует толь ко поощрения, наказания и плохие отметки при- менять не любит, что порождает продуктивную активность

Вдохновляющий

Положительные эмоции плюс эмоции интере­са: увлечен­ность, удивле­ние, вдохнове­ние, азарт и т. д.

Общение учите­ля и ученика развивается ин­тенсивно, учи­телю не только приятно, но и интересно рабо­тать и общаться с детьми. Инте­ресен предмет познания — ре­бенок как лич­ность

Обратная связь постоянная, про­дуктивно исполь­зуемая учителем, однако возможно приглушение ак­тивности детей из-за чрезмер­ной активности увлекшегося учителя

Часто последей­ствие оказыва­ется столь силь­ным, что побуж­дает общаться вне уроков, в свободное время, общение интен­сифицируется и наполняется творческой дея­тельностью

Мотивация обучения сильная, положительная: познавательный интерес, само­воспитание, об­щение, творче­ское самовыра­жение и др.

Опора на поощрения, которые носят разнооб­разный характер за счет более богатой палитры эмоций и общей творческой атмо­сферы общения и деятельности, тонкие приемы