Материалы к теме 1. Введение в педагогическую психологию

Само понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот с появлением книги П.Ф. Каптерева «Педагогическая пси­хология» (1876 г.).

П.Ф. Каптереву принадлежит заслуга разработки психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания.

Предмет П.п.–механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человека в образовательном процессе и

вызываемые им изменения в уровне интеллектуальногои личностного развития человека как субъекта учебной деятельности,

организуемой и управляемой педагогом

П.п. изучает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников творческого активного мышления, изменения в психических процессах под влиянием обучения.

Объект П.п. – развивающийся человек

Важной задачей П.П. является выявление, изучение и описание психологических особенностей, закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

Хорошо известны основные заповеди медиков, которые выражены в клятве Гип­пократа.

Как вы думаете существуют ли в педагогике професси­ональные заповеди, которые определяют характер и эффектив­ность педагогического воздействия?

В качестве таковых можно назвать два совета начинаю­щим педагогам: «Пойми ученика» и «Помоги ему научиться».Сле­дование им с учетом знания механизмов и закономерностей педагогического воздей­ствия способствует развитию и становлению личности ученика. Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: толь­ко личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональ­ная характеристика.

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его заверше­нии. Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и дру­гих факторов, в частности наследственности, семейного воспи­тания, самовоспитания и др.) является последующее поведе­ние, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние пе­дагогического воздействия любого образовательного учрежде­ния не может контролироваться непосредственно.

12 стр., 5782 слов

Использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии

... работе рассматривается использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии. Курсовая ... как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп ... возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В ... новше­ства; активное освоение человеком способов познавательной деятельности и ... обновления критериев и характера знаний в соответствии ...

Ключевыми аспектами, составляющими фундамент педагоги­ческой психологии являются:

  • взаимодействие преподавателя и обучаемых как учебное сотрудничество рав­ных партнеров, направленное на решение учебно-познавательных задач;
  • психологическая характеристика педагога и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения;
  • психологические особенности самой учебной деятельности; пси­хологические механизмы и закономерности усвоения и др.
  • зако­номерности овладения знаниями, умениями и навыками, иссле­дует индивидуальные различия в этих процессах,
  • за­кономерности формирования у школьников активного самосто­ятельного творческого мышления изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания

Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспи­тания, психологии учителя.

Структура педагогической психологиивключает:

1) психологию учебной деятельности и ее субъекта— обучающегося (ученика, студента);

2) психологию педагогической деятельности;

3) психологию воспитания

4) психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

На современном этапе педагогическая психология все более дифференцируется на :

  • психологию высшей школы,
  • педагогическую психологию школьного обучения,
  • психологию профессионального образования.(выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования.

Основные проблемыисследования педагогической психологии

  1. Нахождение и максимальное использование сензитивного периода в жизни ребенка
  2. Связь между сознательно организуемым воздействием и психологическим развитием
  3. Общее и возрастное сочетание обучения и развития (т.е. как оптимальным образом использовать возможности ребенка в данном возрасте)
  4. Системный характер развития ребенка и комплексность педагогических воздействий
  5. Психологическая готовность к воспитанию и обучению
  6. Связь созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности, развития психологических характеристик и поведения ребенка (т.е.

    способно ли обучение влиять на развитие и до каких пределов, воздействует ли развитие на приобретение задатков, превращаются ли задатки в способности при стихийном воздействии

  7. Индивидуализация обучения (разделение по группам, задаткам, способностям, применение программ, оптимально подходящих к индивидуальным особенностям.
  8. Педагогическая запущенность ребенка (как неспособность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию)
  9. Социальная адаптация (приспособление детей, изолированных от общества обычных людей)

.

Педагогическая психология в системе наук

Педа­гогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвисти­ка, социология и др.

Педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социаль­ной, дифференциальной психологией и т.д.) и прежде всего с возрастной психологией.

Педагогическая и возрастная психология наиболее тесно свя­заны между собой общим объектом, которым явля­ется развивающийся человек.

По мнению Ананьева, педагогическая психология — пограничная, комплексная область зна­ния, которая «… заняла определенное место между психологи­ей и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимо­связей между воспитанием, обучением и развитием подраста­ющих поколений.

Профессия педагога, вероятно, наи­более чувствительна к психологии, поскольку деятельность пе­дагога непосредственно направлена на человека, на его развитие. Педагог в своей деятельности встречает «живую» психологию, сопротивление индивида педагогическим воздействиям и т. п. Поэтому хороший, заинтересованный в эффективности своей ра­боты педагог поневоле обязан быть психологом, и он в своей дея­тельности получает психологический опыт! Важно то, что пси­хологический опыт является именно обслуживающим основную практическую задачу педагога, имеющего определенные педаго­гические принципы и способы педагогической деятельности.

Педагогическая психология

Возрастная психология

  • изучает механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образова-тельном процессе.
  • изучает процесс учения, его структуру, харак­теристики, закономерности протекания, возрастные и индиви­дуальные особенности учения, условия, дающие наибольший эффект развития.
  • все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особен-ностей человека, находящегося в образовательном процессе
  • изу­чает возрастную динамику психики человека, онтогенез пси­хических процессов и психологических качеств развивающего­ся человека

Педагогическая психология

Педагогика

-факты и механизмы и закономерности освоения социо-культурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностно­го развития ребенка как субъекта учебной деятельности, орга­низуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса

-исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

-исследует сущность воспитания, его закономер­ности, тенденции и перспективы развития; разраба-тывает тео­рии и технологии воспитания, определяет его принципы, содер­жание, формы и методы

Педагогика исследует следующие проблемы:

  • изучение сущности и закономерностей развития и формиро­вания личности и их влияние на воспитание;
  • определение целей воспитания;
  • разработка содержания воспитания;
  • исследование и разработка методов воспитания.

Материалы к теме 2. Психология учебной деятельности и ее субъекта— обучающегося (ученика, студента)

I. Психология учебной деятельности

Учебная Д.- деятельность по:

усвоению знаний,

овладению способами учебных действий

саморазвитиюв процессе решения учебных задач, поставленных педагогом, на основе егоконтроля и оценки,

переходящим в самооценку.

Главное в учебной деятельности—оценка собственных изменений

Зачем нужно учиться? На что направлена учебная деятельность?

Уч. Д. направленана:

  • овладение учебным материалом и решение учебных задач
  • освоение научных понятий
  • подготовку к решению более сложных задач—от общего к частному
  • личностные изменения
  • изменения психических свойств

Структура учебной д.

учебная мотивация

учебная

задача

учебные

действия

контроль

оценка

II. Психология обучающегося

Человек, получающий знания в любой образовательной системе является обучающимся. Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными, познавательными особенностями. Каждый обладает своим стилем учебной деятельности., отношением к ней и обучаемостью.

Обучаемость является одним из показателей готовности к учению, к усвоению знаний. Обучаемость психофизиологически соотносится со свойством ЦНС-динамичностью (скоростью образования временной связи).

Обучаемость -восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новый уровень умственного развития.

Обучаемость соотносится с понятием «обученность». Как различаются?

Обученность–совокупность всех характеристик психического развития, являющихся результатом предыдущего обучения.

Давайте вспомним теорию Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

ЗБР — тот уровень развития, который человек может достичь завтра с помощью обучения. УАР, УПР.

Нарисовать схему. Какому уровню соответствует О., а какому обучаемость?

Показатели обучаемости:

-ориентировка в новых условиях

-темп продвижения в освоении знаний

-легкость усвоения

-прочность сохранения материала

-работоспособность

-способность к самообучению

-самостоятельное обращение к более сложным заданиям

-помехоустойчивость

-готовность к помощи другому

В разных возрастных периодах обучаемость может возрастать либо ослабевать.

Как Вы думаете, чем отличаются понятия «обученность» и «образованность» или это почти одно и то же???

Человечество недавно перешагнуло два порога — нового, XXI века, и порог третьего тысячелетия. Главной характеристикой этого своеобразного двойного, локально-глобального, порога, как ни печально это сознавать, является кризис во всех сферах жизни мирового сообщества — в политической, экономической и общественной на национальных и региональных уровнях, в личной жизни многих миллионов людей.

Следствием первого является кризис самой системы высшего образования, который заключается в том, что современная высшая школа осуществляет обучение, развивает отдельные способности, «наполняет» студента информацией, формирует некоторые навыки, подготавливает к профессиональной деятельности, т.е. делает достаточно много, но, по общему признанию, не образовывает и не воспитывает.

К сегодняшнему времени произошло смешение понятий «обучение» и «образование». Однако на самых ранних этапах развития педагогической мысли эти понятия четко различались. Один из основоположников современной педагогики И.Г. Песталоцци еще в начале XIX столетия дал определение образованию: это гармоничное и равновесное развитие в процессе воспитания и обучения всех сил человека — нравственных, умственных и физических.

Задача высшего образования состояла в том, чтобы «приучить молодого своего адепта думать самостоятельно, свободно распоряжаться научными приемами мысли, вырабатывать в вопросах, которые он изучает, личные взгляды, а не в том, чтобы обращать его голову в склад профессорских поучений». Классическое образование предполагало изучение древних языков (латыни и греческого), общей математики и других дисциплин, не имевших «профилирующего» значения, как было бы сказано о них сегодня, причем изучение древних языков составляло один из основных его признаков. Эта система образования, первоначальная организация которой заложена гуманистами, была нацелена на всестороннее развитие ума и воли учащихся, независимо от профессии и практической деятельности, усвоение ими единых для европейских народов элементов общего гуманного образования.

Однако со временем единство мира в глазах человека постепенно уходило на второй план, а на первый все больше выдвигалась техносфера. Менялся и масштаб человеческой деятельности — она стала охватывать все большее пространство, и в наши дни ее масштаб стал соизмерим с размерами не только Земли, но и Космоса.

В течение еще продолжающейся технократической эры человечество создало и научилось использовать не только себе во благо, но, к сожалению, очень часто и во вред, колоссальные производительные силы, достижения в области науки и техники. Эти достижения впервые в истории человечества обеспечивают реальные возможности удовлетворения основных жизненных потребностей (подчас весьма неумеренных) всех жителей Земли.

Этот глобальный, общечеловеческий кризис как раз и является отражением и следствием неосознанного еще в полной мере процесса перехода человечества из одной эры развития цивилизации — эры технократической в новую эру, которую условно можно назвать эрой всеобщей одухотворенной цивилизации, эрой становления ноосферы.

К тридцатым годам прошлого столетия в связи с реализацией программ индустриализации и коллективизации во главу угла образования ставится обучение как процесс усвоения совокупности знаний, отождествляемый с профессиональным освоением основ наук. Главным образом это относится к высшему профессиональному образованию, задача которого — подготовить для общества необходимых ему специалистов.

В соответствии с этой тенденцией к середине шестидесятых годов отечественной педагогической наукой уже официально было дано свое понятие образования. Теперь оно понимается как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, … обучение в системе различных учебных заведений, … самообразование».

Высшее образование рассматривается как совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки и культуры в высших школах различного типа, куда принимаются лица, успешно окончившие средние учебные заведения.

Ставшие зримыми в начале семидесятых годов кризисные явления в природе потребовали следующего уточнения понятия образованности, т.к. традиционного представления, сложившегося к концу XIX века и «испорченного» впоследствии технократизмом, стало уже недостаточно. Поэтому утвержденным 20-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1978 г. определением под образованием уже понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. То есть в современных условиях нужно вести речь о новых уровнях образованности, в соответствии с теми реалиями, в рамках которых разворачивается деятельность специалиста. Кратко говоря, это образованность по отношению к техносфере и ноосфере.

Кроме того, образованность обеспечивает целостное восприятие человеком образа того мира, в котором он живёт и осуществляет свою Деятельность;

Обученность же представляет собой готовность к профессиональной деятельности. «Отставание образованности отобученности неминуемо ведет к утрате истинного смысла деятельности человека. Из-за разрыва между способностью к действиям и невозможностью предсказать их последствия утрачивается соразмерность человека и его бытия. И сегодня этот разрыв стал возможным только из-за того, что основной акцент в подготовке специалистов был сделан на обученности в ущерб образованности».

Образованность отнюдь не означает только знание конкретных фактов или умений. Эразм Роттердамский до сих пор считается образцом образованности не потому, что он много знал, а потому, что он способен был на основе знаний своего времени сформировать целостную, или, как сейчас говорят, интегративную, картину мира. Именно подменой (а не гармоничным сочетанием) понятий «обучение» и «образование» объясняется кризис системы образования.

Другими словами, понятию «образование» противостоит не естественнонаучное и техническое образование, которое может быть высокогуманным, а натаскивание, профессионально-функционерская подготовка .

Мотивация учебной деятельности

Сильные и слабые студенты различаются мотивацией учебной деятельности а не уровнем интеллекта.

Мотивация (потребности, интересы, стремления, цели, идеалы) учебной деятельности является ее очень важным компонентом как побудительная сила, движущая ученика к цели обучения.

Составляющие учебной мотивации:

  • личностная значимость
  • удовольствие от процесса
  • новизна
  • вознаграждение
  • наказание

Никакой уровень способностей не может компенсировать низкую мотивацию.

Прежде чем формировать мотивацию учебной деятельности, педагогу необходимо выявить ее направленность:

-мотивация достижения успеха (МДУ)

-мотивация избегания неудач (МИН)

МДУ

МИН

Активность, инициативность

Стремление преодолеть преграды

Реальные цели

Настойчивость в достижении

Долгосрочное планирование

Склонность браться за трудные задания

При выполнении проблемных заданий, а также в условиях дефицита времени результативность повы-шается

Привлекательность задачи пропорциональна ее сложности

Если задание не выполнено, его привлекательность не снижается

Пассивность

Избегание ответственных заданий

Завышенные цели

Низкая настойчивость в достижении

Краткосрочное планирование

Склонность к легким заданиям

При выполнении проблемных заданий, а также в условиях дефицита времени результативность ухуд-шается

Привлекательность задачи пропорциональна ее легкости

При неудаче выполнения задания его привлекательность падает

Опросник МУН А.А.Реана. Рогов Практическая психология для учителей.

III. Психологические условия, способствующие эффективности обучения

Выполнение учебной деятельности возможно на основе осуществления учебных действий и операций.

Чему бы и каким способом ни учить, необходимо обращаться к органам чувств учащегося. Прежде всего, в работу включаются ощущения и восприятие, а только затем запоминание, осмысление, установление ассоциаций, творческая переработка и т.д.

Представление информации в зрительной форме

Зрение. В больших классах таблицы не срабатывают. Немаловажную роль играет размер букв на доске. 7 метров от доски—размер букв 5 см.Можно установить размер букв. Длину аудитории (в шагах) разделить на 3/4. Буква высотой в 1 см будет видна на расстоянии 3/4 шагов

Лучше запоминается информация, расположенная в правом верхнем углу на доске.

28%

33%

16%

32%

Человек запоминает 15%. полученной на слух и 25%-в визуальной форме:

через зрительную систему восприятие идет на уровне ощущения, восприятия и представления,

а через слуховую – представления.

Развитие психических процессов

В школе ребенок обнаруживает, что его мозг нужен для механическогозапоминания. Вспомните, как много стихов задавали учить в школе? Много ли вы помните? Возникает вопрос: зачем детям заполнять память вызубренными стихами? Вас учили запоминанию? Какие приемы запоминания вы знаете?

Какой практический выход вы от этого получили?

Вы развили память, можете воспроизвести информацию близко к тексту, а применить в реальной жизни?

Школа воспитывает профессионалов памяти. Необходимо воспитывать профессионалов мышления!!!

Какие существуют психологические приемы развития мышления ?

Какие существуют психологические приемы развития мышления ?

  • постоянное обращение к мыслительной деятельности — вопросы по содержанию. Неизвестное рождает потребность сделать это известным. Человек начинает думать.

  • постановка противоречий педагогом и их разрешение учеником.

  • выявление личной значимости проблемы (где мне это может пригодиться!) и укрепление мотивации деятельности. Если задача определена собственными интересами, она значительно сильнее побуждает к преодоле-нию трудностей, чем навязанная извне

Основная диалектическая проблема образования сегодня заключается в соединении равноважных процессов:

  • овладения прочными знаниями современной науки и
  • воспитания ума (способа мыслить).

Краеугольным здесь является вопрос о том – что такое «знание» и что значит учить мышлению? Учить мышлению — значит учить умению видеть противоречие, «Когда образуется ассоциативная связь, это и есть несомненно, знание дела, знание определенных отношений внешнего мира». Такое определение «знанию» дал выдающийся физиолог И.П.Павлов. Анализ его работ позволил сделать вывод, чтокачество знания определяется тем количеством связей, которое устанавливается между рассматриваемыми явлениями, т.е. широтой понимания их взаимодействия. Нет связей — нет и знаний, хотя бы мы наизусть запомнили изучаемое.

Таким образом, если мнения признанных авторитетов, профессионалов мышления, свести воедино, то уровень развития мышления человека определяется не только числом запомненных единиц информации или алгоритмов деятельности (репродуктивный уровень), но еще и умением выделять и разрешать противоречия, иколичеством осознанных связей между явлениями изучаемой профессии (продуктивный уровень) .

Это единогласное мнение выдающихся учёных разных направлений вполне коррелирует с подзабывшимся открытием Нобелевского лауреата по физиологии и медицине 1906 г., «отца» нейроанатомии испанца Сантьяго Рамон –и- Кахаля (Ramon у Cajal), который обнаружил, что количество соединений между нейронами(аксонов, синапсов)является мерой ума, гениальности. Причём нейроны (нервные клетки) не воспроизводятся с рождения, но вот аксоны, дендриты и глиальные клетки,обеспечивающие электрохимическое взаимодействие между нейронами, продолжают расти, пока мы учимся. И не просто учимся, в обычном сегодняшнем понимании этого слова, то есть заучивая массив информации, а учимся видеть противоречия и связи между явлениями.

Посмертное изучение структуры мозга выдающихся мыслителей (Эйнштейн, Ленин и др.) показывает, что их мозг содержит таких клеток в 3 и более раз больше, чем мозг обычного человека. Не зря говорится, что мозг лучше устроенный — лучше, чем мозг, хорошо наполненный. Тот же Эйнштейн держал с десяток секретарей-«информационщиков», чтобы «не забивать свою голову» лишней информацией. Это доказывает, что становление связей между нейронами имеет гораздо большее значение для развития интеллекта, чем количество нейронов в мозгу.

На уроках биологии, географии, химии необходимо решать с учениками задачи, развивающие мышление. Задачи на сравнение, выведение следствий, приемы доказательства, классификации.

Например, задачи на сравнение и нахождение общих признаков

Чем отличаются кошка и собака?

___________________________________________________________________________

Семинар: придумать задания на синтез, обобщение, сравнение, анализ по биологии

  • определение личностной значимости проблемы

ответить на вопрос: зачем мне это нужно?

Семинар: зачем мне нужно изучать общеобразовательные предметы? Какой практический смысл имеет для меня лично история, БЖД, КСЕ, экология, философия?

как развивается мышление на уроках биологии, географии, химии?

Рекомендуемая литература по теме 2 :

а) основная литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 2001.
  2. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. — М.1981.
  3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2: Психология образования, Кн.3: Психодиагностика — 3-е изд. — М. 1998-1999.
  4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. –М.,2003
  5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М.1998.

б) дополнительная литература

  1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.1983.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.1986.
  3. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. — М.1976.
  4. Маркова А.К. Психология обучения подростка. — М.1975. .
  5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. — М.1975.
  6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.1984.
  7. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А.К. Марковой.- М.1986.

9