Словарь терминов и понятий 2

Словарь терминов и понятий

Адаптация — приспособление, привыкание организма к новым условиям.

Анализ — расчленение целого на части и выделение этих частей.

Анализатор — нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Архетипы (от греч.arche — «начало» иtypos — «образ») — предшествующие опыту индивида формы психики человеческого рода, возникающие спонтанно из коллективного бессознательного и передающиеся по наследству вместе с мозговой структурой. На личностном уровне проявляются как некие знаки, символы, образы, мотивы, лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в том числе художественной.

Аффект — сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание.

Безусловный рефлекс — наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма.

Бессознательное — скрытая, неосознанная субъектом информация, действующая в контексте его скрытых представлений, составляющих глубинную сферу его психики. Согласно учениюЗ. Фрейда, бессознательное есть «вытесненное», формирующееся без участия сознания. Оно — несловесное (невербальное), обладает значительной динамической силой и энергией, проявляется как внутренняя стихия психических процессов, «кипящий котел» инстинктов, аффектов, врожденных эмоций, влечений, на основе которых формируются разрозненные группы эмоциональных переживаний и даже целостные их группы-комплексы.

Биогенетический закон- закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.

Бихевиоризм (от англ.behaviour — «поведение») — одно из направлений современной психологии, исследующее поведение людей. Выявляются их характерные реакции на те или иные воздействия внешней среды, которые называются стимулами. При этом, по сути, игнорируются процессы, протекающие в сознании людей. Бихевиористы считают, что, изучив характерные реакции людей на те или иные стимулы, можно управлять их поведением. К наиболее видным представителям бихевиоризма относятсяЭ. Торндайк, Дж. Уотсон, Б. Ф. Скиннер. Представители так называемого необихевиоризмаЭ. Ч. Толмен иК. Холл пытались объяснить с позиций бихевиоризма психическую деятельность человека, описать психические процессы, происходящие между внешними воздействиями (стимулами) и реакцией на них человеческого организма. Однако эти процессы, которые они назвали «незримыми медиаторами», исследовались с помощью тех же объективных показателей, какие используются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Это мало что дало для изучения собственно психических процессов. В результате возобладала позиция традиционного бихевиоризма, представленного в настоящее время прежде всего в трудахБ. Ф. Скиннера.

6 стр., 2794 слов

Адаптация— эффективное взаимо­действие организма со средой.

... психическая организация человека — когнитивные (сенсорные, перцептивные, мнемические и др.) и личностные (мотивация, целœеполагание, эмоции и др.) процессы. Адаптация— эффективное взаимо­действие организма со средой ... лат. adaptare — приспособлять) принято называть процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, ...

Вариация — изменение.

Ведущая деятельность — деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства.

Внимание — направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем.

Возбуждение — свойство живых организмов, активный ответ возбуждаемой ткани на раздражение.

Возраст — категория психологии развития, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека (эпохи, ступени, периоды, фазы, стадии).

Понятие возраста является выводным из конкретной теории развития и принципа его периодизации. Представление о возрасте в психологии имеет культурно-историческую обусловленность — возрастные интервалы и их содержание зависят от условий жизни человека, они различны для разных культур и обществ.

Воля — сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.

Воображение — психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... е гг.) Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки ... отдельных школ Психика человека Структура психики человека В своих проявлениях психика сложна и многообразна. Выделяются три большие группы психических явлений, а именно: ...

Воспитание — целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения и умственных способностей.

Восприятие — целостное отражение предметов, событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на рецепторные поверхности органов чувств.

Генетический — относящийся к происхождению.

Генетическая психология — направление в психологии, изучающее происхождение и

развитие психических функций человека (мышления, эмоций, восприятия т др.) в онтогенезе. Наиболее видные представители генетической психологии П.П.Блонский, А. Валлон, Р. Заззо, Ж.Пиаже.

Гештальтпсихология (от нем.gestalt — «форма», «организация», «образ», «структура») — представители этого направления в современной психологии, немецкие ученыеМ. Вертгеймер, В. Келлер и др., в отличие от бихевиористов, главное внимание обращают на внутреннюю психическую деятельность человека. Они обосновывают целостный характер психологического восприятия человеком явлений действительности. Как утверждают представители гештальтпсихологии, любой образ человек видит как целостную фигуру. Если в данной фигуре он не видит каких-то частей, то достраивает их в своем воображении. Учение о целостном и организованном характере человеческого мышления весьма важно для его понимания и уяснения его роли в практической деятельности людей, в том числе в деловом общении.

Госпитализм — синдром патологии психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери как следствие дефицита общения и воспитания.

Готовность к школьному обучению — желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.

Гуманистическая психология (от лат.humanus — «человеческий», «человечный») — направление в современной психологии, в рамках которого исследуются возможности реализации личности в обществе, ее самоактуализации. Один из основоположников данного направления — американский психологА. Маслоу представил процесс самоактуализации личности как последовательное удовлетворение ее потребностей, представленных в определенной иерархии, высшей точкой которой являются потребности личности в самовыражении.

4 стр., 1831 слов

Развитие мышления у младших школьников 2

... Направляя усилия на развитие мышления детей, следу­ет ориентироваться на их индивидуальные особенности (склад ума, темп мыслительной деятельности, обучаемость и ... определяет неспособ­ность ребенка учесть точку зрения других людей; его соб­ственный взгляд на мир представляется ему ... представлений, сохранившихся в памяти. В этом случае человек представляет себе реаль­ную ситуацию и действует в ...

Другой видный представитель данного направления американский психолог — К. Роджерс утверждает, что любая личность обладает концепцией собственного «Я». Ее представления о том, как она может реализовать себя в общении с другими людьми, составляют ее «реальное Я», которое старается приблизиться к ее же «идеальному Я», то есть к ее представлениям о том, кем бы ей хотелось стать. Для того чтобы достичь своего «идеального Я», личность использует соответствующие условия социальной среды. Усвоение положений гуманистической психологии способствует правильному нахождению личностью путей и способов реализации своих способностей и своего утверждения в обществе.

Детерминизм (от лат.determino — «определяю») как принцип психологической науки — подход к изучению психических явлений как находящихся в причинных и закономерных связях между собой и с условиями внешней среды. Обосновывается влияние на развитие психики людей объективных и субъективных условий их жизнедеятельности. Противоположный подход к изучению психических и других явлений получил название «индетерминизм».

Детство — понятие культурантропологии и педагогики, обозначающее определенный и исторически изменчивый период жизни человека, существенными моментами которого являются освобождение детей от непосредственного участия в производительном труде взрослых и наличие специально конструируемых программ образования и развития. Детство — период жизни человека от рождения до вступления в самостоятельную жизнь.

11 стр., 5012 слов

Различные трактовки понятия личность в психологии. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность.

... друга, так и на успешность человека в жизни, деятельности и общении. Помимо того, что для характеристики человека в психологии используется понятие «способности», так же применяются ... более привлекательным и желаемым. Ещё одним признаком участия воли в поведении человека является наличие конкретного плана действий. Важной особенностью волевого усилия является ...

Деятельность — активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Деятельность складывается из действий.

Деятельность ведущая — одна из категорий отечественной возрастной психологии, обозначающая основную форму активности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе которой происходят главные изменения в его психическом развитии. В психологии развития ведущая деятельность рассматривается как форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая специально культивируется в определенный период детства для достижения целей развития. Понятие введено А.Н.Леонтьевым.

Деятельность игровая — ведущая деятельность в дошкольном детстве, существенными моментами которой являются воспроизведение деятельности и взаимоотношений взрослых в специально создаваемых (воображаемых) условиях. В игровой деятельности происходит развитие символических форм сознания, усвоение смысла и назначения социальных функций взрослых.

Деятельность трудовая — основная форма общественной жизни взрослого человека, связанная с созданием материальных и духовных ценностей.

Деятельность учебная — ведущая деятельность в школьные годы жизни человека. Основным содержанием учебной деятельности являются всеобщие способы мышления и теоретические формы сознания (научное, художественное, нравственное, правовое, религиозное).

Цель учебной деятельности — обретение средств саморазвития. Наибольший вклад в создание теории учебной деятельности внесли В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин.

Деятельностный подход (в психологии) — методологический принцип, согласно которому мышление человека представляет собой процесс его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний идеальный план (интериоризация).

При этом мышление предстает как единство отражения и творчества. Это значит, что в мышлении осуществляются творческое воспроизведение человеком внешнего мира и творческое отношение к нему через призму потребностей и интересов человека. Этот подход глубоко разработан в трудах российских психологовС. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др.

2 стр., 864 слов

Повышение уровня продаж при помощи психологии поведения покупателя

... Повышение уровня продаж при помощи психологии поведения покупателя 1. Образ жизни покупателя Во все ... Так что наибольшим спросом товары жизнедеятельности человека пользуются именно в супермаркетах. 2. Поведение покупателя Покупатели образно делятся на две ... и значительно дешевле. На этом моменте построена элементарная психология человека. На таких покупателях можно повышать уровень продаж или ...

Дистресс — чрезмерное напряжение организма, понижающее его возможность адекватно реагировать на требования внешней среды.

Дифференциация — разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени.

Доминанта (от лат.dominans — «господствующий») — психофизиологический фактор, определяющий в течение того или иного времени направленность мышления, поведения и деятельности человека. Учение о доминанте, базирующееся на данных физиологии, разработал и обосновал русский ученыйА. А. Ухтомский. «Доминанта, — писал он, — есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников». И как таковая она «является физиологической основой акта внимания и предметного мышления».А. А. Ухтомский характеризовал доминанту как «определитель поведения». Он показал, что доминанта не только обусловливает направленность мышления человека, но и обеспечивает проявление его инстинктов. В конечном счете, она определяет направление его деятельности.

Знак — элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности (язык, письмо, счет, рисование).

Знаковая функция — способность использовать знаки.

Зона ближайшего развития — масштаб и уровень трудности задач, решаемых ребенком только в сотрудничестве со взрослым. Понятие введено Л.С.Выготским в рамках решения проблемы соотношения обучения и развития.

Идеальная форма — понятие возрастной психологии, обозначающее инструментальный смысл культурных образцов, эталонов, идеалов, выработанных совокупным опытом человечества и содержащих в готовом виде формы мышления, деятельности, общения. Освоение индивидом идеальных форм приводит к становлению высших психических функций. Понятие введено Л.С.Выготским.

6 стр., 2758 слов

1. Развитие психологии управления

... , свойствами и в целом деятельностью и поведением человека. Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех пор идет ...

Идеомоторный — переход представлений о движении мышц в реальное выполнение этого движения.

Идентификация — уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо.

Иерархия мотивов — система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Имплицитный — совокупность неосознаваемых предположений о мотивах поведения и структуре личности.

Индивидуальность — совокупность неповторимых, уникальных свойств данного человека, отличающих его от других людей. В социальной психологии — противоположность уникальных психических характеристик человека групповым (коллективным).

Инстинкт (от лат.instinctus — «побуждение») — совокупность врожденных физиологических и психических реакций организма на внешние и внутренние раздражения. Проявляется как сложный безусловный рефлекс (пищевой, половой, хватательный, оборонительный и др.).

Английский психологУ. Мак-Даугалл обосновал теорию инстинктов социального поведения людей. На роль врожденных инстинктов в социальном поведении людей указывали также немецкий психологВ. Вундт и американский психологУ. Джеймс, который отводил инстинктам руководящую роль в определении человеческого поведения и «душевных процессов». Американский социологФ. Г. Гиддингс указывал на существование групповых инстинктов, или «инстинктов ассоциации», формирующихся на сознательном и подсознательном уровнях. Глубокая разработка теории инстинктов содержится в работах австрийского психолога3. Фрейда и его последователей.

Интеллект (от лат.intellectus — «рассудок», «разум») — 1) человеческая способность мыслить, рационально познавать мир; 2) относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интерационизм — одно из направлений современной социальной психологии. В рамках этого направления, представленного в основном американскими учеными, исследуется влияние на поведение и деятельность людей:

1) определенных символов или «знаковых систем», в качестве которых могут выступать вербальные и невербальные средства общения (Т. Мид, А. Роуз, Т. Шибутани и др.);

2) социальных ролей (Т. Сорбин, Р. Липтон, Э. Гоффман и др.);

3) референтных групп, то есть групп, мнение и социальные установки которых значимы для того или иного человека (Р. Мертон, Г. Хаймен, Т. Ньюком, М. Шериф и др.).

Интерес (от лат.interest — «быть между», «иметь значение», «важно») — побудительная сила деятельности людей. В современной науке термин «интерес» употребляется чаще всего в двух значениях:

1) направленность внимания субъекта на что-либо, его субъективная заинтересованность в чем-то;

2) выгода, польза, то есть то, что объективно в интересах того или иного субъекта (личности, социальной группы, класса, нации и т. д.), даже если он этого не осознает. Отсюда задача, стоящая перед любым субъектом: осознать свои подлинные объективно данные интересы в той или иной социальной ситуации. В зависимости от глубины их осознания возникающая в сознании субъекта заинтересованность будет либо соответствовать его объективным интересам (тому, что объективно выгодно ему), либо нет.

Исходя из этого, выделяют истинную и ложную (иллюзорную) субъективную заинтересованность того или иного человека или другого субъекта.

Интериоризация (от лат.interior — «внутренний») — 1) формирование умственных действий человека путем усвоения им содержания и форм его предметной деятельности. Перевод внешней орудийной деятельности человека в его внутреннюю, мыслительную деятельность; 2) формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Интроверсия (от лат.intro — «внутрь» иverto — «поворачиваю», «обращаю») — психологическая характеристика установки личности на свой внутренний мир — мир своих чувств, переживаний, мыслей. Понятие ввел в психологиюК. Юнг, описавший психологические установки интровертов.

Интуиция (от лат.intuitio — «созерцание») — внутреннее созерцание. По определению видного теоретика интуиции, французского мыслителяА. Бергсона, она проявляется как внутреннее познавательное чувство и как подсознательное мышление, способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Иррадиация — способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.

Каприз — негативная реакция, проявляющаяся в стремлении настоять на своем вопреки доводам разума.

Каузальная атрибуция (от лат.causa — «причина» иattributio — «приписывание») — психологическая теория о том, как люди объясняют поведение других; приписывают ли они причину действий личностным особенностям субъекта действия (устойчивым чертам характера, мотивам, установкам) или внешним обстоятельствам. Позволяет вскрывать многочисленные ошибки в обыденной интерпретации поведения. Фундаментальная ошибка атрибуции — тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать личностные факторы, влияющие на поведение наблюдаемых.

Кинестезия — ощущение движения, положения частей собственного тела и проводимых мышечных усилий.

Когнитивная психология (от лат.cognitio — «познание») — направление в современной психологии. Его представители —Дж. Келли, Ж. Пиаже, И. Роттер и др. исходят из того, что главную роль в поведении людей играет их сознание, познавательная способность и мышление. Особое значение придается воображению, понятиям, суждениям, умозаключениям.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия.

Комплекс оживления — эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого.

Конгруэнтность (от лат.congruens — «совпадающий») — понятие, играющее важную роль в гуманистической психологииК. Роджерса, в трактовке которого оно означает «соответствие опыта, осознания и сообщения». Чем больше люди убеждаются в том, что сообщения каждого из них соответствуют имеющемуся опыту и его правильному осознанию, тем больше будет их доверие друг другу и удовлетворение общением между собой. В более узком понимании понятие «конгруэнтность» означает соответствие невербального поведения партнеров их речевым высказываниям. Несоответствие в этом является сигналом лжи.

Континуум — непрерывное, сплошное (мат. термин).

Кризис — резкий, крутой перелом в течение какого-либо процесса, меняющий его форму, направление, механизм реализации.

Кризис возрастной — относительно непродолжительный по времени период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями в сложившемся ходе развития; знаменует собой распад ставшей системы связей и отношений человека с другими людьми и складывание новой основы для новой формы жизнедеятельности; представляет собой закономерный момент в общем психическом развитии человека. В понятийный строй возрастной психологии введено П.П.Блонским.

Культурно-историческая концепция — теория психического развития человека, разработанная Л.С.Выготским; ее основу составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм психического в культурные (высшие) психические функции. Основным механизмом формирования культурных форм психики человека является интериоризация.

Личностных конструктов теория — речь идет о теории личности представителя когнитивной психологииДж. Келли. Он рассматривает человека как ученого-исследователя, который судит о своем окружении и о жизненных ситуациях с помощью определенных понятийных схем — моделей интерпретации действительности. Личностный конструкт представлен как набор идей, понятий, суждений, который человек использует, чтобы осознать и истолковать свой опыт и на этой основе предсказать результаты своей деятельности. Если такого рода конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации, он сохранит его. Если нет, то конструкт будет подвергнут критическому пересмотру или отброшен. ПоДж. Келли, у каждого человека складывается своя уникальная система конструктов, которая отличает его от других людей.

Личность — человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.

Лонгитюдный метод — длительное, систематическое изучение одних и тех же испытуемых.

Манипулирование — элементарное действие с предметом, производимое без учета его назначения.

Методика исследования — конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

Методы исследования — способы получения фактов проявления психики.

Механизмы психологической зашиты — в современной психологии трактуются как способы сохранения человеком своего душевного равновесия. Они проявляются, в частности, как стремление человека сохранить привычное мнение о себе, отторгая или искажая неблагоприятную информацию, разрушающую это мнение. Ряд механизмов психологической защиты глубоко проанализирован в работахЗ. Фрейда. В современной психологии описаны такие механизмы психологической защиты, как отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, замещение, включение, изоляция и др. В деловом общении эти механизмы психологической защиты действуют постоянно.

Микросреда — та часть природной и социальной среды, с которой непосредственно взаимодействуют личность или другие субъекты в процессе своей жизнедеятельности.

Моделирование — организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды.

Моральные (нравственные) чувства — высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Мотивы поведения (от лат.moveo — «двигаю») — побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека; определяют активность субъекта и направленность его деятельности.

Мышление — психический процесс обобщенного, опосредованного отражения объективной действительности.

Навык — автоматизированный способ выполнения действия.

Наглядно-действенное мышление — мышление, протекающее в наглядно-воспринимаемой ситуации, обусловленное внешними ориентировочными действиями с предметами.

Наглядно-образное мышление — мышление, обусловленное внутренними ориентировочными действиями с образами.

Невербальное общение — несловесная сторона общения с помощью мимики, визуальных контактов, жестов и т. д.

Негативизм — сопротивление, стремление сделать наоборот.

Нерефлексивное слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника со своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален, или же не проявляет интереса к замечаниям слушающего его партнера.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающей обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание другого человека.

Общность — устойчивая и всегда определенная система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры.

Общность детско-взрослая — понятие в психологии развития, обозначающее источник развития субъективности человека на начальных этапах онтогенеза. Преобразование и смена форм общности детей и взрослых, их совместной жизнедеятельности определяют путь, ступени и содержание развития субъектности каждого из входящих в данную общность.

Общность симбиотическая — тип человеческого объединения, в котором доминируют прямые и ценностно определенные связи между людьми; в психологии и педагогике — предельная форма психологической взаимозависимости.

Общность со-бытийная — фундаментальная категория психологии и педагогики, обозначающая объект и источник развития субъективной реальности в онтогенезе, фиксирующая онтологические основания жизни и деятельности человеческих объединений; со-бытие — исторически меняющаяся форма непосредственного родового бытия человека; живая общность людей в своем бытийном единстве и различенной само-бытности каждого, входящего в эту общность.

Онтогенез — процесс развития индивидуального организма.

Ориентировочная деятельность — совокупность действий субъекта, направленных на активное ориентирование в ситуации, ее обследование и планирование поведения.

Ориентировочное действие — действие, направленное на обследование предметов с целью получения информации.

Орудийные действия — действия, в которых один предмет — орудие — употребляется для воздействия на другие предметы.

Ощущение — психический познавательный процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств, признаков предмета, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память — запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом собственного опыта.

Педология — комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.

Понятие — основное средство человеческого мышления, отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности.

Потребности — проявления объективной необходимости. Субъективно переживаются как внутренние побуждения человека к потреблению тех или иных материальных или духовных благ или же побуждения к творческой деятельности, а также к общению с другими людьми и т. д.

Предметная деятельность — ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предмета.

Принципы психологии — основополагающие положения, на которых строятся все подходы к анализу психических явлений и выводы из него. Важнейшими принципами психологии являются:

1) принцип причинности, то есть причинной обусловленности психических явлений объективными и субъективными факторами;

2) принцип системности, согласно которому психика людей представляет собой более или менее устойчивую систему психических элементов;

Термины — Стр 2

3) принцип развития, или признание того, что психика людей постоянно развивается под влиянием соответствующих условий социальной жизнедеятельности людей.

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Психика человека (от греч.psychikos — «душевный») — совокупность всех присущих человеку психических процессов, так или иначе отражающих объективную природную и социальную действительность.З. Фрейд обосновал наличие таких областей психики человека, как сознательное, бессознательное и предсознательное.Сознательное — это, прежде всего, отражение человеком действительности в системе осознанных представлений и логических понятий.Бессознательное — это, например, скрытые представления, присутствие которых человек не осознает, а также разного рода инстинкты и другие неконтролируемые сознанием проявления психики, которые в той или иной степени воздействуют на поведение человека.Предсознательное находится как бы между сознательным и бессознательным, выступает как связывающий их посредник, цензор, который на основе принципа реальности оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивированного потребностями бессознательного. Пройдя такого рода цензуру, психические элементы получают вербальное (словесное) оформление, и только после этого они могут перейти в сознание.

Психоанализ — концепция австрийского ученогоЗ. Фрейда и его последователей. Обосновывается положение о том, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное, логическое мышление, но и иррациональные проявления его психики, в том числе разного рода психические импульсы и влечения человека, а также инстинкты, прежде всего инстинкт самосохранения и половой инстинкт. По Фрейду, психосексуальная энергия человека(libido) определяет основные мотивы поведения людей — женщин и мужчин. Большое значение он придавал так называемойсублимации — процессу превращенияlibido в энергию деятельности, в том числе творческой. «Работать и любить» — таковы, поЗ. Фрейду, основные стремления здорового взрослого человека. ПоследователиЗ. Фрейда — А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, Г. Маркузе и некоторые другие, не отрицая основных положений психоанализа, более важную роль отводят социальным факторам в обосновании мотивов поведения и деятельности людей.

Психодиагностика — область психологии, в рамках которой разрабатываются методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, ее психических свойств и способностей психологического общения с другими людьми.

Психология масс — учение о проявлениях психики различных масс людей, будь то обыкновенная толпа или парламентское собрание, разного рода касты, секты и пр. Это учение сформировалось благодаря трудам французских мыслителейГ. Тарда иГ. Лебона, итальянцаС. Сигеле, а также ряда ученых других стран, в том числе России.Г. Лебон писал, что «эра толпы» наступает в переходные и в то же время нестабильные периоды развития общества, когда рушится одна цивилизация и утверждается другая. При этом он подчеркивал, что психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. Он указывал на импульсивность и раздражительность толпы, ее податливость внушению, нетерпимость, авторитарность, консерватизм, другие негативные свойства. В работахГ. Тарда раскрываются психологические механизмы подражания в массовом сознании, происходящего на сознательном и подсознательном уровнях.С. Сигеле, опираясь на работыГ. Тарда, исследовал коллективную психологию толпы, формирующуюся на основе подражания людей друг другу. Он указывал на заразительность как свойство психологии толпы и на ее неистовство. Русские мыслителиП. Лавров иН. Михайловский дали глубокую характеристику взаимодействия личности и толпы.

Психология народов — учение о «духе народа» как духовного целого. Это учение обосновали немецкие мыслителиX. Штейнталь, М. Лацарус иВ. Вундт. Речь шла о том, чтобы «познать дух народа, как познала индивидуальная психология дух индивидуализма», и тем самым открыть «законы человеческого духа». Наиболее глубокими проявлениями «народного духа» они считали язык народа, его обычаи, мифы и религии, а также народное творчество, письменность, искусство. По их мнению, дух народа глубоко коренится в психике каждого принадлежащего ему человека и в немалой степени определяет его поведение.

Развитие — универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении; всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры.

Развитие возрастное — необратимое, направленное и закономерное изменение человека во времени его жизни, фиксирующее нормативно определенные, общие для отдельных индивидов этапы и особенности становления физических, психических, социальных свойств и качеств.

Развитие духовное — родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования.

Развитие индивидуальное — неповторимый путь становления человека как культурно-исторического субъекта, как универсального существа; проявляется в следовании человека уникальным индивидуально-личностным нормам само-бытия в мире.

Развитие и обучение — центральная проблема возрастной и педагогической психологии, фиксирующая реальность взаимодействий и спонтанных органических изменений в становлении психологических структур и способностей человека.

Развитие социальное — процесс социализации человека, освоение им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия.

Развитие физическое — закономерное изменение во времени телесных свойств и качеств человека, связанное с созреванием и преобразованием структур и систем его организма.

Развития движущие силы — понятие, отвечающее на вопрос, как происходит (осуществляется) процесс развития; включает в себя определения его источников, противоречий и механизмов.

Развития механизмы — понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития. В психологической антропологии основными механизмами развития субъективности являются подражание как следование формам поведения другого (ее «удвоение») и рефлексия как механизм «раздвоения» — осознания и фиксации данной формы поведения в качестве своей собственной.

Развития новообразования — понятие, обозначающее принципиально новое в психическом развитии, появляющееся на определенном его этапе. Введено Л.С.Выготским в качестве критерия разделения онтогенеза на отдельные стадии и периоды.

Реальные отношения (в игре) — отношения между детьми как партнерами по общему делу, направленные на регулирование хода игры (распределение ролей, планирование сюжета, разрешение недоразумений и др.).

Рефлекс — закономерно возникающий ответ организма на раздражения; рефлексы делятся на безусловные и условные.

Рефлексия — способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других.

Рецептор — периферическая специализированная часть анализатора, которая воспринимает раздражение.

Речевая деятельность — использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления.

Речь внутренняя — вид использования языка вне процесса реальной коммуникации.

Ролевое поведение (от фр.role — «значение», «род», «степень участия в каком-либо деле») — поведение, заданное той или иной социальной ролью. Подобная роль нередко трактуется как динамическая характеристика статуса человека или социальной группы, как способ поведения, задаваемый обществом. В деловом общении ролевое поведение партнеров определяется их положением в системе существующих экономических отношений, что прямо влияет на их деловые отношения.

Ролевые отношения детей — отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетами игры.

Роль статусная — роль, соответствующая принятым нормам поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Самоактуализация — основополагающая категория гуманистической психологииА. Маслоу иК. Роджерса. Отражает процесс реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь — более удовлетворяющей ее.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самосознание — осознание человеком самого себя, своих природных и социальных способностей, а также своего места, роли и значения в системе отношений с другими людьми и с обществом.

Самоутверждение — стремление реализовать собственные притязания на признание и вызванное этим стремлением поведение.

Семантика — смысловая сторона языка, отдельных слов и частей слова.

Сензитивность — повышенная чувствительность.

Сенсорные эталоны — сложившиеся представления об основных свойствах предметного мира (цвет, форма, величина предметов, высота звуков и т. д.).

Синдром — определенное сочетание признаков явления, объединенных единым механизмом возникновения.

Синектика — метод активизации коллективного творчества. Для обсуждения проблемы собираются специалисты разных областей и с разным жизненным опытом. Столкновение самых неожиданных мнений, невероятных аналогий приводит к рождению новых идей.

Синтез — процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей.

Системный анализ — методический подход к анализу явлений, когда они рассматриваются как система, не сводимая лишь к сумме своих элементов, обладающая структурой.

Сознание — интегративный способ бытия человека, проявляющийся в его способности осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предмет практического преобразования; существует в форме бессознательного, наличного сознания, самосознания и рефлексивного сознания разного уровня.

Соотносящие действия — действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения.

Социальные стереотипы (от греч.stereos — «твердый» иtypos — «отпечаток») — сложившиеся в сознании отдельных людей и социальных групп устойчивые представления о тех или иных социальных явлениях, привычное отношение к ним. Можно выделить политические, моральные, религиозные и другие стереотипы — классовые, националистические, узкогрупповые и т. д. Разного рода социальные стереотипы нередко проявляются и в деловом общении.

Социометрический статус — положение субъекта в системе межличностных отношений.

Способности — совокупность природных и социальных свойств человека, благодаря которым он может совершать разного рода деятельность: мыслить, творить, общаться с другими людьми, воспитывать себе подобных и т. д. Психические способности личности выступают как субъективные условия и предпосылки всех видов ее социальной деятельности. Способности проявляются прежде всего как знания, умения и навыки в той или иной деятельности, в том числе и в сфере делового общения.

Стресс — неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, представляющий собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к изменившимся требованиям.

Структура — совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его устойчивость и тождество самому себе.

Субъект — человек как носитель (инициатор, распорядитель, творец) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.

Танатос (от греч.thanatos — «смерть») — в психоанализеЗ. Фрейда это понятие означает бессознательное влечение к разрушению и смерти.

Темперамент (от лат.temperamentum) — характеристика человека с точки зрения динамики его нервной деятельности и психической активности, ее темпа, ритма, интенсивности, устойчивости и т. д. В психологии выделяют следующие типы темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Они были впервые описаны древнегреческим врачомГиппократом. Русский физиологИ. П. Павлов характеризовал указанные типы темперамента как различные типы высшей нервной деятельности человека.

Теория поля — разработана немецким психологомК. Левином. Речь идет об изучении влияния на поведение людей возникающего при их общении психологического поля. Одни его участки притягивают людей друг к другу, другие отталкивают. Это явлениеК. Левин назвалвалентностью, которая может быть положительной или отрицательной. Личность в его теории представлена в виде «систем напряжения». В деловом общении постоянно возникают психологические поля с разными значениями. Важно влиять на эти поля в общих интересах, в интересах дела.

Типы личности — выделяются в зависимости от их социально-психологических и собственно психологических характеристик. В типологииК. Юнга личности классифицируются на основании преобладания у них той или иной психологической функции-мышления, эмоций, ощущений или интуиции.К. Юнг подробно описал проявления этих функций как при интровертированной, так и при экстравертированной установке личности. Исходя из этого,К. Юнг выделилмыслительный, эмоциональный (чувствующий),ощущающий иинтуитивный типы личности. Каждый из них проявляет присущие ему особенности в своем поведении, деятельности и общении. Следует учитывать особенности поведения каждого из указанных типов личности в деловом общении.

Торможение — активный, связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия на основе приобретенных знаний и навыков.

Упрямство — 1) частный случай негативизма; 2) немотивированное противодействие всему тому, что исходит от других; 3) особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта.

Условный рефлекс — приобретенный рефлекс, возникающий в течение жизни организма при определенных условиях действия раздражителя.

Установка — направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность. Так определил данное явление человеческой психики глубоко исследовавший его грузинский психологД. Узнадзе. Обосновывая учение об установках сознания, мышления и поведения людей, он подчеркивал, что установки присущи как их сознательным, так и бессознательным действиям. Для возникновения той или иной установки необходимы соответствующая потребность и ситуация ее удовлетворения. Сформировавшаяся психологическая установка объективируется в деятельности людей, в создаваемых ими предметах культуры и в общении между собой.

Филогенез — возникновение и эволюция форм сознания в ходе истории и человечества.

Характер — индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поступках и выражающих отношение человека к действительности. Характер не является врожденным, а формируется в процессе обучения и воспитания.

Целостность ориентации — способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

Цель — объект, на который направлены действия.

Ценностные ориентации — ориентации отдельного человека, больших и малых социальных групп, этнических общностей и т. д. на определенные социальные ценности. В деловом общении ценностные ориентации партнеров во многом определяют характер их взаимодействия.

Ценность (от греч.axios — «ценность») — то, что имеет значение для жизнедеятельности отдельного человека и других субъектов, для удовлетворения их потребностей и реализации их интересов. В зависимости отсубъектов, ориентированных на те или иные ценности, выделяют личностные, групповые, классовые, национальные, общечеловеческие и другие ценности. По своемусодержанию ценности делятся на материальные, духовные, политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др.

Человеческих отношений теория — исходит из того, что в межличностных отношениях главную роль играет психологический фактор. Одним из первых эту теорию обосновал американский социологЭ. Мейо. Она была направлена, в частности, против так называемой «научной системы выжимания пота», разработанной американским инженеромФ. Тейлором и направленной на достижение максимальной интенсификации труда путем совершенствования технологии производства и материального стимулирования.Э. Мейо и его последователи обосновали большое значение в производственной и иной деятельности людей таких факторов, как морально-психологический климат в коллективе, насыщенность общения работающих в нем людей положительными эмоциями, их доброжелательные отношения друг с другом и с руководителями предприятия и т. д.

Эгоцентризм — эго («Я») в центре. Отношение к себе самому, как к центру вселенной.

Эгоцентрическая речь — речь, обращенная к самому себе, регулирующая практическую деятельность ребенка.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживание другого человека [4].

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector