Требования к уровню освоения содержания программы

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ВОЖАТЫЙ

 

Пояснительная записка

Настоящая программа профессионального обучения «Школа вожатского мастерства» предназначена для решения задач обеспечения организаций и учреждений сферы детского отдыха и оздоровления квалифицированным педагогическим персоналом с одной стороны, и качественной профессиональной подготовки специалистов в области отдыха и оздоровления детей по профессии «Вожатый» с другой.

Основанием для реализации образовательной программы является нормативная база, регламентирующая деятельность по профессиональной подготовке педагогических кадров вожатых:

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» от 18.04.2013 года № 292 (в ред.Приказа Минобрнауки России от 21.08.2013 года № 977);

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.);

Программа профессионального обучения «Школа вожатского мастерства» позволяет готовить квалифицированные педагогические кадры для работы в организациях и учреждениях сферы детского отдыха и оздоровления, а так же содействовать прохождению педагогической практики студентов высших и средних педагогических учебных заведений и их трудоустройству.

Содержание программы основывается на многолетнем опыте теоретической и практической подготовки студентов к работе в детских лагерях, их дальнейшего методического сопровождения, обеспечивает профессиональную и личностную подготовку специалистов к будущей практической деятельности по должности «вожатый» в условиях детского лагеря и включает в себя следующие разделы:

· возрастные особенности детей,

· этапы и закономерности развития временного детского коллектива,

· логика развития лагерной смены, задачи и особенности её этапов,

· единые педагогические требования и формирование осознанного отношения к ним во временном детском коллективе,

6 стр., 2840 слов

Профессиональное развитие

Министерство образования Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Институт социологии и управления персоналом Кафедра управления персоналом Реферат по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности» на тему «Профессиональное развитие» Выполнила: студентка ИСиУП Курс III Группа УП-2 Руководитель: Т.В. Сувалова Москва - 2004 Оглавление Введение 4 Профессиональное ...

· методы и формы организации отрядной деятельности,

· напарничество

· основы конструктивного взаимодействия всех участников педагогического процесса,

· основы конфликтологии,

· аналитическая деятельность с отрядом, методы самоанализа,

· структура лагеря, детского центра,

· нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность вожатого,

· основы безопасности жизнедеятельности временного детского коллектива,

· особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

В целях отслеживания динамики развития профессиональных и личностных качеств слушателей предусмотрена диагностика, позволяющая определить профессиональную пригодность студентов, эффективно сформировать педагогический коллектив для работы в детском лагере.

Обучение по программе «Школа вожатского мастерства» носит практикоориентированный характер. С этой целью в процессе обучения используются активные методы обучения, позволяющие продемонстрировать применение теории на практике, показать законы и алгоритмы решения ситуаций в проблемном поле, отработать навыки применения знаний на практике.

Форма обучения по программе: очно-заочная (вечерняя).

Срок обучения: 4 месяца.

Общая трудоемкость программы составляет 144 часа, из которых 72 часа отведено на аудиторную работу (в том числе 36 часов теоретического материала и 36 часов – практических занятий), 72 часа вынесено на самостоятельную работу слушателей. Рекомендуется также 72 часа – на выездные инструктивные сборы и 8 часов – на промежуточный и итоговый контроль.

Настоящая программа ориентирована на слушателей в возрасте от 18 лет. Лица в возрасте до 18 лет допускаются к обучению по программе при условии их обучения по основным общеобразовательным или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования. По окончанию курса, после прохождения итогового аттестационного экзамена, совершеннолетние обучающиеся получают свидетельство установленного образца по профессии «вожатый» с указанием количества часов, а несовершеннолетние – свидетельство «помощника вожатого», дающее право осуществления деятельности в организациях сферы отдыха и оздоровления детей. На основе этого документа выпускник «Школы вожатского мастерства» распределяется для прохождения летней педагогической практики или трудоустраивается в учреждения и организации сферы детского отдыха и оздоровления.

1. Цели и задачи программы

Цель программы: вооружить слушателей системой научно-практических знаний в области организации воспитательной и досуговой деятельности участников временных детских коллективов, сформировать необходимые умения и навыки работы с детским коллективом.

Задачи программы:

— познакомить с нормативно-правовыми основами работы вожатого в детском лагере;

— обеспечить усвоение слушателями необходимых знаний в области охраны жизни и здоровья детей, обеспечения безопасности, соблюдения их прав и законных интересов, основ педагогики и психологии временного детского коллектива, логики развития смены, организации досуга, возрастного воспитания и развития детей в загородном лагере;

— сформировать психолого-педагогическую компетентность;

— обеспечить овладение слушателями умениями и навыками по формированию и организации деятельности временного детского коллектива, методики организации коллективно-творческих дел соуправления и мотивации деятельности участников смены, планированию деятельности временного детского коллектива;

— развить аналитико-рефлексивные, коммуникативные, организаторские, проектные и прикладные умения.

 

Требования к уровню освоения содержания программы

Требования к уровню освоения содержания программы предъявляются на основе квалификационных характеристик должности вожатого, представленных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.).

Слушатель, прошедший обучение по программе, должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Содержание программы

Блоки программы Содержание программы подготовки вожатых теория практика
Возрастные особенности детей и применение теоретических знаний в практической деятельности вожатого   — общие возрастные характеристики: физические, умственные, психоэмоциональные (7-8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет, 13-15 лет, 16-17 лет); — особенности работы в отрядах младшего, среднего, старших возрастов: организация режимных моментов, принципы воспитательного воздействия, специфика подготовки, организации и проведения отрядных дел, особенности подготовки отрядных выступлений на массовых мероприятиях; — характерные трудности каждой возрастной группы, которые могут возникнуть в условиях детского лагеря и пути и решения; — методы работы с разновозрастным отрядом, исходя из психологических особенностей детей и подростков;
Этапы и закономерности развития временного детского коллектива — понятие детского коллектива, отличительные признаки временного детского коллектива; — теория развития ВДК по Лутошкину; — периоды развития детского коллектива; — педагогическое управление развитием детского коллектива; — сплочённость малой группы; — лидерство в ВДК: понятие, деловое и эмоциональное лидерство, развитие лидерства в ВДК, работа вожатого с лидерами; — система самоуправления и соуправления в ВДК; — стили руководства;
Логику развития смены, задачи и особенности её этапов — этапы развития лагерной смены; — особенности каждого этапа смены; — цель, задачи и результат этапов лагерной смены; — методы и формы организации жизнедеятельности отряда на каждом этапе развития смены; — конфликтные зоны в деятельности вожатого в соответствии с этапами развития лагерной смены;
Единые педагогические требования и формирование осознанного отношения к ним во временном детском коллективе — ЕПТ и технологии их предъявления в условиях детского лагеря; — поощрение и наказание в условиях детского лагеря; — запреты и ответственность за их нарушение;
Методы и формы организации отрядной деятельности — игра как вид деятельности, педагогические требования к организации и проведению игр, место игры в режиме дня; — методика подготовки, организации и проведения отрядных дел различной направленности; — эмоциональные и технологические основы массового мероприятия; — методика подготовки, организации и проведения массовых мероприятий с учётом регионального компонента; — методы и формы работы вожатого в условиях плохой погоды; — методика организации и проведения КТД (виды, цели, этапы подготовки); — особенности оформления отрядного уголка; — создание «образа», «имиджа» отряда; — «Огонёк»: понятие, особенности проведения, альтернативные методики анализа дня и дела; — песни; — «Кричалки»;  
Напарничество — напарничество: понятие, функции, эффективное напарничество; — «самоменежмент»; — профилактика профессионального «выгорания»;
Конструктивное взаимодействие всех участников педагогического процесса — содержание и особенности взаимодействия «вожатый-вожатый», «вожатый – администрация лагеря», «вожатый — воспитатель», «вожатый – педагог дополнительного образования», «вожатый — родители», «вожатый — дети», «вожатый – технический персонал»; — психологические и юридические аспекты взаимоотношений на всех уровнях; — правила делового общения;
Конфликты, относящиеся к непосредственной деятельности вожатого, пути их решения — конфликтные ситуации «вожатый-вожатый», «вожатый – администрация лагеря», «вожатый — воспитатель», «вожатый – педагог дополнительного образования», «вожатый — родители», «вожатый — дети», «вожатый – технический персонал»: участники, причины и следствия, условия протекания, приёмы и способы урегулирования; — типология конфликтов; — стратегии и способы разрешения конфликтов; — этапы регулирования конфликтных ситуаций;
Аналитическая деятельность с отрядом, методы самоанализа — диагностика ребенка в условиях ВДК: цель, задачи и результаты; — диагностические методики ВДК, ребенка в условиях детского лагеря, способы их использования; — формы, виды и методы анализа воспитательного дела, деятельности отряда, собственной педагогической деятельности; — анализ результатов диагностики, корректировка на его основе своей воспитательной деятельности; — анализ дня и дела, мероприятия с отрядом, условия и требования к его проведению;
Структура лагеря/детского центра — управление жизнедеятельностью детского лагеря: субъекты, функции, система соподчинённости;
Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность вожатого — статус ребёнка и вожатого в соответствии с законодательством; — уголовно и административно наказуемые деяния, касающиеся деятельности вожатого; — типовые положения, регламентирующие деятельности учреждений сферы детского отдыха и оздоровления;
Основы безопасности жизнедеятельности временного детского коллектива — инструктаж по ТБ, пожарной безопасности: методика проведения для разных возрастных групп; — постоянная деятельность вожатого по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей; — ответственность вожатого за жизнь и здоровье детей;
Особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации — категории детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, согласно законодательству РФ; — дети в социально-опасном положении и их характеристика; — особенности выстраивания конструктивных взаимоотношений с данными категориями детей.

 

4. Учебно-методическое обеспечение программы

Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

1. Абрамова Г.А. «Возрастная психология». Учебник для высшей школы. М., 2000.

2. Афанасьев С.Ф. Что делать с детьми в загородном лагере. М.: Новая школа, 1994.

3. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере/ Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. Ярославль Академия развития, 2003.

4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка).

М.: ВЛАДОС, 2002.

5. Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 160 с.

6. В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. М.: СПО-ФДО, 1991.

7. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. /Т.Д. Балашова – М.: МГПО, 2000. – 120 с.

8. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. / М.А. Бесова. Ярославль: Академия развития, 1997.

9. Веселые игры для дружного отряда. / М.А. Бесова. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. 160 с.

10. Весенние праздники, игры и забавы для детей /В.М. Петров, Г.Н. Гришина, А.Д. Короткова. М., 1999.

11. Вожатская мастерская. Руководство для начинающих и опытных / Под ред. Е.А. Левановой. М., 2002.

12. Вожатый, ты — педагог! / В. Терский. М., 1973.

13. Волков Б.С. Психология ранней юности. – М., 2001.

14. Воспитательная работа в детском загородном лагере. / Л,В. Байбородова. М.: Академия развития, 2003. 256 с.

15. Горизонты лета: Программа тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков. / Под ред. А.В.Волохова. М., 1997.

16. Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. 80 с.

17. Григоренко Ю.Н. Здравствуй, наш лагерь!: Учебно-практическое пособие для воспитателей и вожатых. М., 2003.

18. Лосева О.А. Режим и организация досуга. М.: Педагогика, 1991.

19. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.

20. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я. Ярославль: Академия развития, 2005. 160 с.

21. Маслов А.А. «Педагогика каникул». Учебно-методическое пособие. Омск: Издательский дом «Наука», 2006.

22. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. Под редакцией Н.А. Левановой. М.: педагогическое общество России, 2003.

23. Машокова Г.В. Нормативно-методические материалы по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Вологда, 2006 47 с.

24. Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. Великий Новгород, 2002.

25. Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов Вузов. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

26. Рыбинский Е. Научно-методические основы летнего отдыха// Народное образование. 2000. №4-5. С. 5-13.

27. О подготовке специалистов в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи президентская программа «Молодежь России». М., 2000.

28. Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. М.: ТЦ Сфера, 2004. 80 с. (Серия «Правовая библиотека образования»).

29. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: Учебно-методическое пособие / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. 215 с.

30. Организация летнего отдыха детей и подростков: Сборник нормативных документов. М. 1997.

31. Организация летнего отдыха детей и подростков: Методический сборник. Великий Новгород, 2005.

32. Основы педагогического мастерства /Под редакцией И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.

33. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. / Григоренко Ю.Н. М., 2002.

34. Практическая психология образования /Под редакцией И.В. Дубровиной. Учебник для студентов высших и средне — специальных заведений. – М.: Сфера, 1997

35. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. М.: ЦГЛ, 2003.

36. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: генезис, 2002.

37. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию. Кипарис 12. учебно-методическое пособие. М.: педагогическое общество России, 2005.

38. Шмаков С.А. Досуг школьников. Липецк, 1993.

39. Шмаков С.А. Ее величество игра. М.: Магистр, 1992.

40. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: 1993.

б) дополнительная литература:

1. 100 замечательных идей для детских праздников. / Анисимова Т.Б. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 320 с.

2. 100 затей для детей: Ребусы, кроссворды, загадки, раскраски. / Составитель И.Б.Нескуба. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 160 с.

3. 365 развлечений для ребенка. / Составитель Е.А.Беляков. М.: Рольф, 2000. 224 с

4. 99 советов на пионерское лето. / Матвеев В., Матвеева Л. М., 1972.

5. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря. / М.Е. Сысоева. М., 1999.

6. Азбука коллективных творческих дел. /Г.Д. Кочергина. Смоленск, 1996.

7. Активный отдых на свежем воздухе. / С.А. Кувватов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 311 с.

8. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. / Титов С.В. М.: ТЦ «Сфера», 2004. 160 с.

9. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. Волгоград: Учитель, 2007. 166 с.

10. Досужее время. Из опыта взаимодействия детских объединений. / Под ред. Н.И.Волковой. СПб.: Ассоциация «Взрослые — детям», 1997.

11. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

12. Игротека вожатого. / Автор-составитель Ю.Н.Тимофеев. М., 2001.

13. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых. / Гайдаренко Е.П. М.:Магистр, 1997. 418 с.

14. Игры-шутки, игры-минутки. /Автор-составитель С.А. Шмаков. М.,1992.

15. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000.

16. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы. / Лутошкин А.Н. М., 1986.

17. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004.

18. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с немецкого. В 4-х томах./ Фоппель К. М., 1998.

19. Каникулы. Прикладная энциклопедия: Учителю, воспитателю, вожатому. / С.А. Шмаков. М.,1997.

20. Каникулы: игра, воспитание. / Газман О.С. – М., 1998.

21. Козак О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников/ О.Н. Козак. М, 2002. 288.

22. Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2003.

23. Куцанова Л.В. Летний досуг с детьми (книга для воспитателей).

М., 1996.

24. Маслов А.А. Шпаргалка для вожатого: методическое пособие. Омск, 2004.

25. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. / М.Е. Сысоева, С.С. Хапаева. М., 2002.

26. Сценарии праздников, конкурсов, игр для воспитателей и педагогов- организаторов. Ростов -на -Дону, 2011.

27. Тебе вожатый! Выпуск 2. Нижний Новгород. «Педагогические технологии», 2004.

28. Титов С.В. Ура. Каникулы! (библиотека вожатого).

М., 2000.

29. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. учебно-методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. М.: педагогическое общество России, 2005.

 

Содержание текущего, промежуточного и итогового контроля

Проверка качества усвоения учебного материала проводится путем проведения контроля промежуточных результатов усвоения знаний:

1. оперативного контроля (5 – 6 тестовых вопросов за 5 минут до конца занятия);

2. тестовых заданий по окончанию каждой темы и раздела;

3. экспресс-опрос по окончанию каждого раздела, сдача зачета.

Итоговая аттестация включает сдачу комплексного зачета, позволяющего выявить и оценить теоретическую и практическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности, а также защиту педагогической программы смены. Испытания, входящие в состав итоговой аттестации, полностью соответствуют основной образовательной программе, освоенной за время обучения:

1. теоретический зачёт проходит в форме устного или письменного экзамена, теста;

2. практический зачёт организуется таким образом, чтобы выпускники имели возможность продемонстрировать умения организации профессиональной работы с детьми в составе временного детского коллектива;

3.самостоятельная работа по разработке педагогической программы смены, в которой на основе полученных знаний выдвигается, обосновывается и отстаивается собственная позиция по организации смены, имеющая методическое обоснование или практическую значимость.

Учебная практика

Учебная практика предполагает выездной инструктивный сбор по отдельной программе, включающей те или иные темы образовательной программы, согласно учебного плана.