Требования к уровню освоения программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фольклор в развитии внутреннего мира человека занимает немаловажное значение. Дети с раннего возраста, интересующиеся своими корнями, традициями, фольклором укрепляют свой национальный менталитет. Жанры якутского фольклора обширны и притягательны. Чарующие звуки хомуса, веселые скороговорки, народные песни, игры на других якутских музыкальных инструментах, осуохай, тойук очень интересуют детей всех возрастов. Знание и умение придерживаться якутских традиций, так же овладение жанрами якутского фольклора, ведет к развитию ребенка как индивидуума, любящего свой народ и ценящего его обычаи и традиции.

Цель программы:

Развитие духовного мира и способностей ребенка через жанры фольклора и культурных традиций народа Саха.

Задачи:

· Усовершенствование личностно-ориентированных качеств учащихся через фольклор.

· Развитие познавательного интереса к традициям своего народа.

· Углубление знаний учащихся о жанрах фольклора и об истории якутских музыкальных инструментов, свойствах и возможностях музыки хомуса

· Приобретение учащимся умений использовать полученные знание об игре на хомусе, народных песнях для выявления их на практике.

· Формирование и повышение культуры общения и поведения социальной активности учащихся.

· Воспитание у учащихся бережного отношения к культуре своего народа.

Актуальность:

Актуальность программы заключается в том что приобщение человека к миру культуры в наше сложное время поможет становлению духовной взаимосвязи между ребенком и народными традициями. Развитие личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие с помощью фольклора.

Программ основывается на следующих педагогических принципах:

· Личностно ориентированного подхода природосообразности (учитывается возраст учащегося, уровень его интеллектуальной подготовки)

· Сотрудничества и ответственности;

· сознательно усвоения учащимися изучаемого материала.

Программа состоит из 68 часов в год, в неделю 2 раза по 1 часу.

Требования к уровню освоения программы

В результате изучения фольклора должны быть достигнуты определенные результаты.

9 стр., 4284 слов

Фольклор в развитии личности

Роль фольклора в процессе развития личности. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия ... искусства слова – в фольклоре». Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось отсутствие «резких различий в умственной жизни народа». В таких исторических ...

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения фольклора:

Признания ценности:

— традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремлении жить в гармонии с окружающей природой;

— уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия диалога культур и разрешения противоречий;

— культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;

— культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;

— поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур, как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;

-углубление знаний учащихся о жанрах фольклора и об истории якутских музыкальных инструментов, свойствах и возможностях музыки хомуса

-приобретение учащимся умений использовать полученные знание об игре на хомусе, народных песнях для выявления их на практике.

-формирование и повышение культуры общения и поведения социальной активности учащихся.

развитие умений:

— соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятий (ысыах, обряды и т. д.)

-развитие познавательного интереса к традициям своего народа

— самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутии) и гражданина России;

— описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;

— ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.

Метапредметными результатами освоения фольклора в школе являются:

— умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

— проведении коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;

5 стр., 2275 слов

Исследование некоторых особенностей народов мира по этнопсихологии

... умение руководить и подчинятся, настойчивость в достижении поставленной цели, отсутствие чванства. НАЦИОНАЛЬНЫЕ УЗОРЫ ЯКУТИИ. Гербы районов республики Якутии ... . Вместе с тем прикладные исследования психологии конкретных народов России пока еще являются редкими. Всё это и ... др. Этнос - (греч. ethnos - группа, племя, народ) – межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на ...

— оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;

— способность к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках и т. д.);

— умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур;

— умение работать в парах, группе, коллективе;

— умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;

— готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;

— умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.

Предметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутии) в средней школе являются»:

— формирование способности к описанию себя как представителя этноса через овладение специально-понятийным аппаратом;

— формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии республики через ознакомление с жанрами фольклора, народным пением, музыкой, самобытными традициями народов в повседневной жизни, в календарных обрядах;

— умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России — учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;

— конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов Якутии и т. д.);

— анализ, синтез (на примере национальной одежды, игр, игрушек, национальной кухни и т. д.);

— классификация (на примере родственных отношений в семье, коренных народов республики, видов народного прикладного искусства и т. д.);

— обобщение (на примере места жительства, республики, принадлежности к этносу и т. д.);

— доказательство (на примере особенностей природных условий жизни и т. д.);

Содержание занятий очень разнообразно.

  • Слушание народных сказок, их инсценирование;
  • Чтение детских произведений;
  • Отгадывание и запоминание загадок;
  • Запоминание пословиц и поговорок;
  • Заучивание коротеньких стихов;
  • Разучивание якутских песен (на якутском языке)
  • Разучивание национальных игр;
  • Разучивание танца осуохай;
  • Слушание записи игры на хомусе, песен в исполнении народных певцов, популярных певцов;
  • Рисование по национальным мотивам;
  • Беседы о народных традициях, обычаях, обрядах;
  • Посещение музеев, театров итд.

Занятия могут иметь комплексный характер и нестандартную форму. На одном и том же занятии как отдельные этапы можно проводить чтение произведений, слушание музыки, разучивание песен и занятия якутским языком. Это могут быть встречи с интересными личностями с народными мастерами, с артистами, с талантливыми людьми. За счет занятии можно организовать посещение музеев и выставок, концертов и спектаклей, коллективный просмотр телепередач, подвижные игры на воздухе. Все виды занятий, которые дают учащимся представление о национальной культуре и искусстве, о труде и быте народов республики, так или иначе будут способствовать достижению основной цели данного предмета.

Исходя из того, что разные виды деятельности на уроках можно отбирать и компоновать по своему усмотрению и возможностям с учетом желания учащихся. Допускается также замена одних произведений, сказок, стихов, песен и пр. другими. Можно использовать материал предыдущих классов по своему выбору.

Тематическое планирование.

1 «б» класс (34ч.)

Темата Тема ис хоьооно Чааьа Туьаныллар литература Бэлиэтээьиннэр Дата
1. Фольклор туьунан уопсай ейдебул Фольклор ейдебулэ. Аан дойду туьунан. 4ч. Маннайгы дьарыкка кэлбит хас биирдии о5о интириэьиргиирин ситиьии. 16.11 23.11 30.11 1.12
2. Остуоруйа- норуот айылгыта Остуоруйаны истии, ырытыьыы. Остуоруйа уескээбит терутун кэпсэтиьии. Кылгас да буоллар айарга холонуу, конкурс тэриьии. 4ч. Учугэй Уедьуйээн Таал-таал эмээхсин, 5 ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин «Кэскил» Егорова А.А., Захарова М.П. Ынырар ыллыктар 5 кл. Саха фольклора 1993 с. Остуоруйа айарга конкурс. Кыра постановка онорон керуу. 7.12 14.12 21.12 22.12
3. Таабырыннаьыах эрэ. Ес хоьооно- ебугэм еье. -Таабырыны истии, толкуйдааьын ырытыы. -ес хоьооннорун уерэтии, олоххо туттуу. -таабырыны научнайдык уерэтии. 3 ч.. 3ч. «Саха таабырыннара» 1975с «Саха фольклора» 1993 с. а) Айыл5а, хамсыыр- харамай, киьи туст. б) араас ес хоьооннорун били, сурунуу, быьаарыы Ес хоьооннорунан сценка бэлэмнээьин. 11.01 18.01 25.01 1.02
4. Чабыр5ахтаан ча5ылыыбыт. Чабыр5ах араастарын уерэтии, истии, аа5арга, этэргэ уерэтии. Араас чабыр5ах курэстэрэ. 4ч. «Ынырар ыллыктар» Чабыр5а5ы сатыылларын, сыана5а толороллорун ситиьии. 2.02 15.02 22.02 23.02
Норуот ырыалара Дэгэрэн. Дьиэрэтии. Хабар5а ырыаларын уэрэтэн ыллыырга холонуу. 6ч. Бэйэ матырыйаалын туьаныы. 7.03 14.03 21.03 6.04 11.04 18.04
5. Оьуокайдаан ойуо5ун Ойуокай хаамыыта, ис хоьооно, арааьа. Тыыныыга дьарык. Улуу оьуокайдьыт. Туьулгэ оьуокайдара 6 ч. Н.И.Софронов «Кемус дьуруьун». Н.Е.Петров «Айыы ункуутэ». О5о барыта оьуокай этэргэ уерэнэрин ситиьии. 1−2 ча5ылхай этээччини таьаарыы. 25.04 26.04 28.05 29.04 4.05 5.05
6. Хомуьум дьуруьуй Хомус историята. Тардарга уерэнии. Тыыныыга дьарык. Кургуемунэн оонньооьун. Хомус уустара. Улуу хомусчуттар. Хомус музейа. Аан дойду хомусчуттара. 4 ч. С.С.Шишигин «Хомуска дьарык» Хомуска ансамбль тэрийии. Сольнай нуемэргэ биир ча5ылхай толорооччуну таьаарыы. 16.05 23.05 24.05 30.05
7. Сылы тумуктуур кун. 1)Концерт туруоруу 2) Алааска тахсыы Репертуарынан, программанан бэлэмнэниилэр. Кыьын устата тугу билбиккин, туохха уорэммиккин сатаан кордоро уорэнии. 1.06

· «Саха таабырыннара» 1975с

· «Саха фольклора» 1993 с.

· «Ынырар ыллыктар»

· Н.И.Софронов «Кемус дьуруьун». Н.Е.Петров «Айыы ункуутэ».

· С.С.Шишигин «Хомуска дьарык»

· Серошевскай «Якуты», Кулаковскай «Научные труды», хаьыат вырезкалара

· «Саха торут угэьин ойдобулэ» Уткин,

· Кондаков «Урукку дьыл уор5атыгар»

· Т.С.Кононова «Угэстэр

· С. Боло, Уткин-Нуьулгэн, Эверстов «Айыы дьоно»

· А.Е. Кулаковскай, «Уьуйээннэр»

· «Саха угэьин торут ойдобулэ», «Аан дойду алаастан са5аланар», хаьыат вырезкалара, «Айыы уорэ5э»,

· Портнягин «Философия кут-сур».

· Г. Федорова, «Тойукка уьуйуу. Тойуктар»

Внеклассная деятельность

месяц тема Место проведения дата
Сентябрь, октябрь, ноябрь Куьунну туом Дом Олонхо, школа 2 неделя месяца
Сентябрь Экскурсия «Елуенэ эбэккэм» Школьная площадка
октябрь «Тойук абылана» школа
ноябрь КИВ с Степановой А. Н Дом Олонхо
декабрь Экскурсия в музей Хомуса в г. Якутск Г.Якутск

Кодификатор

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по занятию:

Материал не усоен -«2»

Минимальныйуровень- «3», «4»

Программный уровень

(решение нестандарт­ной задачи, которая требует применения но­вых знаний в непривыч­ных условиях) — «4+» (очень хорошо)

Высокий уровень(ре­шение нестандартной задачи с привлечением не входящих в програм­му данного класса зна­ний, умений и навыков) «5+»

(превосходно)

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector