1. Пояснительная записка 6

  1. Пояснительная записка…3
  2. Требования к выпускнику по профессиональной практике…5
  3. Организация практики…5
  4. Содержание практики…7
  5. Литература…18

1. Пояснительная записка.

Педагогическая практика является важнейшей частью профессионально-педагогической подготовки и представляет собой особую форму взаимосвязи процесса обучения и будущей практической деятельности.

В государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования специальности 50 720 Физическая культура определены требования к уровню профессиональной подготовленности выпускника.

Исходя из объёма требований квалификационной характеристики специалиста, определены цели и задачи педагогической практики.

Целью педагогической практики является моделирование будущей профессиональной деятельности. Формирование профессионально необходимых специалисту физической культуры качеств в условиях самостоятельной педагогической деятельности.

Задачи:

  • Закрепить, углубить и практически обогатить теоретические знания, сформировать умения их практического применения в решении конкретных педагогических задач;
  • Сформировать основные профессионально-педагогические умения и навыки в организации педагогической деятельности в качестве учителя физической культуры и адаптивной физической культуры, тренера;
  • Изучить опыт организации, постановку и планирование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в общеобразовательном учреждении и учреждениях дополнительного образования;
  • Выработать творческий, исследовательский подход к педагогической деятельности.

В процессе педагогической практики студенты овладевают различными педагогическими умениями:

14 стр., 6775 слов

Сущность педагогической деятельности. Функции учителя. Профессиональная компетентность учителя.

Пед. деятельность - вид деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Учитель – личность, организующая и реализующая учебно воспитательный процесс в школе. Функции учителя: Управление (координировать действие учеников) Прогнозирование Диагностика (получение ...

  • Организационные:

— осуществлять подготовку к проведению мероприятия (оформление места, размещение оборудования, инвентаря и т. д.);

— выбирать место руководителя во время занятия, подавать команды, распоряжения;

— выбирать методы организации и размещения занимающихся;

— организовывать физкультурно-оздоровительные мероприятия;

— организовывать спортивно-массовые мероприятия;

— проводить судейство физкультурно-массовых мероприятий;

— вести учет учебной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-

массовой работы, составлять отчет о проведенных соревнованиях.

  • Оценочно-диагностические:

— оценивать уровень физического развития и функциональной

подготовленности учащихся, спортсменов;

— регулировать и оценивать параметры физической нагрузки на занятиях;

— анализировать проведенные занятия, тренировки и мероприятия и давать им оценку;

— проводить психолого-педагогические исследования;

— составлять психолого-педагогическую характеристику учащегося, спортсмена;

— оценивать результаты собственной педагогической деятельности.

  • Диагностические:

— использовать в учебном процессе теоретические знания о физическом

воспитании разновозрастных детей и подростков;

— анализировать проблемную педагогическую ситуацию, находить новые

знания, необходимые для ее решения;

9 стр., 4343 слов

Место и роль подвижных игр в развитии физических качеств у детей с нарушениями зрения, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе

... контроль за динамикой физического развития и двигательных способностей учащихся, степенью исправления двигательных нарушений. Система физического воспитания детей с нарушениями зрения включает: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме ...  О.Э, Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. Под редакцией С.П. Евсеева. - М ...

— добывать необходимую информацию, уметь пользоваться

научно-методической литературой.

  • Прогностические:

— прогнозировать результаты влияния занятий на уровень физического

развития и физической подготовленности;

— прогнозировать результаты влияния оздоровительных мероприятий

на уровень здоровья детей.

  • Проектировочные:

— составлять документы планирования учебного процесса физического

воспитания;

— составлять документы планирования спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы;

— разрабатывать сценарии и программы спортивно-массовых и

физкультурно-оздоровительных мероприятий;

— определять цели и задачи спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных, учебно-тренировочных мероприятий.

  • Конструктивные:

— применять современные методы и приемы обучения и развития учащихся, согласно поставленным задачам занятия;

— определять ошибки при обучении технике физических упражнений

и находить пути их устранения;

— использовать различные средства обучения;

— владеть техникой показа и объяснения физических упражнений;

— осуществлять учебно-педагогический контроль, профилактику

травматизма, следить за техникой безопасности;

— корректировать собственную деятельность в зависимости от результатов освоения занимающимися учебного материала, рекомендаций методиста, учителя ФК и АФК, тренера.

  • Коммуникативные:

— использовать информацию о физической культуре и спорте как средство общения и контакта на занятиях, при проведении внеклассных воспитательных и спортивно-массовых мероприятий;

— создавать благоприятную атмосферу общения учителя с занимающимися, между детьми;

— владеть современными психологическими технологиями общения с учащимися, с коллегами;

— устанавливать адекватные взаимоотношения между учителями и учащимися, тренерами и спортсменами;

— владеть образной эмоциональной речью; умением вести диалог, дискуссию и др.

2. Требования к выпускнику по профессиональной практике

Выпускник должен обладать знаниями:

— о закономерностях развития физических качеств и формирования двигательных навыков у детей и подростков;

— о методах и средствах физического воспитания детей и взрослых;

— о содержании и методике преподавания базовых видов спорта;

— о влиянии физических нагрузок на организм здорового человека и людей с отклонениями в состоянии здоровья;

— об основах врачебного контроля, лечебно-физической культуры и массажа.

Выпускник должен уметь:

— определять конкретные учебно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи с учетом структуры, дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;

— осуществлять текущее и перспективное планирования образовательно-воспитательного процесса;

— методически грамотно строить и проводить занятия, тренировки с использованием разнообразных форм, методов, средств, приемов обучения и воспитания в соответствии с поставленными задачами;

— определять уровень подготовленности занимающихся, оценивать их функциональное и психическое состояние;

— анализировать свойства личности занимающихся;

— использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, родителями и коллегами;

— создавать благоприятные условия для физического развития детей с отклонениями в развитии и состоянии здоровья, а также для спортсменов;

— самостоятельно работать с литературой.

3. Организация практики.

Практика организуется в рамках учебного процесса и предусматривает включения студентов второго, третьего и четвертого курсов. Это позволяет последовательно и в определенной системе в течение всех лет обучения в педагогическом колледже соединять овладение теорией с практической деятельностью будущих педагогов в образовательных учреждениях разного типа.

Сроки проведения практики.

III семестр

Конц. недели

Расср. Часы/

дни

IV семестр

Конц. недели

Расср. Часы/

дни

-

-

-

Педагогическая практика

в общеобразовательных учреждениях

— Психолого-педагогическая практика

-

6ч*6д.

(36 ч)

Итого:

-

-

Итого:

-

6дней

-

-

-

36 ч.

V семестр

Конц недели

Расср.Часы/

дни

VI семестр

Конц. недели

Расср.Часы/

дни

Педагогическая практика

в общеобразовательных учреждениях

— Практика пробных уроков и занятий

-

6ч.*16 д

(96 ч.)

Учебная практика

— подготовка к летней практике

Педагогическая

Практика

в общеобразовательных учреждениях

— Практика пробных уроков и занятий

— Летняя практика

1 н.

-

4 н.

7,7ч.*14д.

(108 ч.)

Итого:

-

16 дней

Итого:

-

14 дней

-

96 ч.

5 н.

108 ч.

VII семестр

Конц. недели

Расср. Часы/

дни

VIII семестр

Конц. недели

Расср. Часы/

дни

Педагогическая

практика

в общеобразовательных учреждениях

— Практика по внеклассной работе

— Практика пробных уроков и занятий

-

-

8ч.*3д.

(24 ч)

7,5ч.*8д.

(60 ч.)

Преддипломная практика

— преддипломная практика по основной подготовке в общеобразовательных учреждениях

— преддипломная практика по дополнительной подготовке в специальных образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования

4 н.

2 н.

-

-

Итого:

-

11 дней

Итого:

-

-

-

84 ч.

6 н.

-

4. Содержание практики. Содержание практики IV семестр

1. Педагогическая (в общеобразовательных учреждениях).

Психолого-педагогическая практика.

Педагогическая практика является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и проводится с целью формирования у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного общеобразовательного учреждения и системы педагогических знаний и умений педагогической работы.

Психолого-педагогическая практика является важным в системе практической подготовки будущих педагогов к воспитанию детей и подростков в общеобразовательных учреждениях. Психолого-педагогическая практика проводится на базе общеобразовательных учреждений.

Цели практики:

  • Подготовка студентов к целостному выполнению функций учителя физической культуры: преподавательской, воспитательной, общественно-педагогической, организационно-управленческой;
  • Формирование системного подхода к педагогической деятельности;
  • Овладение компонентами профессионального мастерства;
  • Формирование и закрепление основных профессионально-педагогических умений, навыков, опыта в соответствии требованиями стандартов нового поколения и квалификационной характеристики специалиста.

В процессе психолого-педагогической практики решаются следующие задачи:

  • Овладение студентами умениями планировать и вести учебную воспитательную работу;
  • Накопление представлений о характере и содержании воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя;
  • Изучение отдельных учащихся с помощью диагностической карты и составление характеристик, диагностика их уровня воспитанности;
  • Овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Психолого-педагогическая практика предусматривает следующие виды деятельности:

  • Знакомство со школой. Распределение по классам. Работа с учебной документацией. Подготовить: сочинение-рассуждение «Моё знакомство с профессией».
  • Посещение уроков. Наблюдение за учащимися прикрепленного класса. Подготовить: психолого-педагогический анализ одного посещенного урока.
  • Психолого-педагогическая диагностика ученического коллектива. Подготовить: анализ проведенной диагностики.
  • Наблюдение и психодиагностика учащегося, склонного к физкультурно-спортивной деятельности. Подготовить: анализ наблюдения и написание психолого-педагогической характеристики учащегося.
  • Посещение классного часа, его анализ. Разработка проекта классного часа, его согласование с классным руководителем. Подготовить: анализ посещенного классного часа. Проект (групповой) классного часа, который практиканты будут проводить.
  • Реализация групповых проектов классных часов. Подготовить: самоанализ проведенного классного часа. Отзыв классного руководителя на проведенное мероприятие.

В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:

  • Наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу в классе;
  • Определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • Организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определять последовательность работы, помогать выбирать наиболее эффективные методы и приемы, организовывать контроль и подведение итогов работы);
  • Изучать личности школьника и коллектив учащихся в условиях класса.
  • Проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися;
  • Осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности.

Отчетная документация по практике:

1. дневник:

  1. Сочинение-рассуждение «Моё знакомство с профессией».
  2. Психолого-педагогический анализ одного посещенного урока.
  3. Анализ проведенной диагностики.
  4. Анализ наблюдения и написание психолого-педагогической характеристики учащегося.
  5. Анализ посещенного классного часа. Проект (групповой) классного часа, который практиканты будут проводить.
  6. Самоанализ проведенного классного часа. Отзыв классного руководителя на проведенное мероприятие.
  7. Отчет по практике
  8. Самоанализ практики
  9. Отзыв-характеристика студента

2. Фото-видео материалы

3. Доклад по практике, презентация

Содержание практики V семестр

1. Педагогическая практика (в общеобразовательных учреждениях).

Практика пробных уроков и занятий

Цель:

  • Выработка у студентов профессиональных умений и навыков организации и проведения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
  • Формирование у студентов профессиональных умений планирования, организации и анализа уроков и занятий, а также других форм учебной деятельности детей;
  • Развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду.

Задачи практики:

  • Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и анализ его результатов;
  • Изучение методов, приемов и средств проведения уроков, занятий, а также способов руководства физической подготовкой детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • Проведение пробных уроков ФК;
  • Посещение и анализ пробных уроков и занятий других практикантов.

В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

  • подготовку планирующей документации на один класс на период практики. Подготовить: План-график программного материала на время практики;
  • проведение уроков ФК. Подготовить: 15 планов-конспектов;
  • педагогический анализ зачетного урока однокурсника;
  • работа с методической литературой.

В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:

  • Знание теории и методики обучения двигательным действиям, умение формулировать задачи обучения и воспитания, определять целесообразную последовательность решения задач занятия и комбинировать различные средства во время урока с учетом эффекта переноса умений, навыков и тренированности;
  • Планировать уроки по ФК с учетом возрастных особенностей и учебных программ, разрабатывать конспекты уроков;
  • Работать с методической литературой и программами;
  • Выбирать наиболее эффективные формы, приемы и методы проведения уроков с учетом особенностей физического и психического развития детей и подростков;
  • Проводить диагностику уровня развития личности и коллектива занимающихся, сформированности у детей двигательных умений и навыков;
  • Выполнять в работе с группой санитарно-гигиенические нормы и требования;
  • Анализировать пробные уроки и занятия других практикантов, осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности;
  • Проведение контрольных испытаний по физической подготовке и определению показателей физического развития.

Отчетная документация по практике:

1. дневник:

  1. Расписание занятий
  2. План спортивно-массовых мероприятий
  3. План-график программного материала на время практики
  4. Рабочий план (на каждый день)
  5. План-конспект занятия (15 шт.)
  6. Конспект открытого урока (зачетного)
  7. Отчет по практике
  8. Самоанализ практики
  9. Отзыв-характеристика студента

2. Фото-видео материалы

3. Доклад по практике, презентация

Содержание практики VI семестр.

  1. Учебная

Подготовка к летней практике (Инструктивный лагерный сбор).

Проводится в целях освоения студентами различных технологий организации воспитательно-оздоровительной работы с детьми в летний период.

Базой практики являются загородные и городские оздоровительные лагеря и площадки, образовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения разных типов, образовательные учреждения дополнительного образования детей, социальные службы, социально-психологические и детские и оздоровительные центры и др.

В процессе практики решаются следующие задачи:

  • Формирование мотивационно-ценностного и творческого отношения к будущей деятельности в качестве воспитателя (вожатого) оздоровительного лагеря, инструктора по физической культуре;
  • Овладение содержанием и методикой различных форм работы с детским и юношеским коллективом в условиях лета.

Инструктивный лагерь сбор предусматривает:

  1. участие в школах творчества и мастерства;
  2. организация различных игр, направленных на создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, установление контактов и др.
  3. организация коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания (в области выявления творческого потенциала и способностей детей, лидеров, организации самоуправления, проведения различных мероприятий);
  4. практикум по освоению методики изучения коллектива и личности;
  5. практикум по моделированию педагогических ситуаций, решению конфликтных ситуаций;
  6. психолого-педагогические тренинги;
  7. моделирование в составе педагогического отряда деятельности временных микро- и макросоциумов.

В процессе инструктивного лагерного сбора студенты должны овладеть следующими умениями:

  • Организовывать разнообразную деятельность детей;
  • Выявлять и соотносить технологические звенья воспитательного процесса;
  • Планировать воспитательную работу и прогнозировать воспитательный результат;
  • Сочетать индивидуальную и коллективную работу с детьми;
  • Быстро устанавливать контакты с коллективом детей, группой, регулировать внутриколлективные и межколлективные отношения;
  • Создавать положительный эмоциональный настрой разрешать и предупреждать конфликты, переключать агрессию и др.

2. Педагогическая (в общеобразовательных учреждениях)

Практика пробных уроков и занятий.

Практика пробных уроков и занятий проводится на базе общеобразовательных учреждений.

Цель:

  • Выработка у студентов профессиональных умений и навыков организации и проведения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях;
  • Формирование у студентов профессиональных умений планирования, организации и анализа уроков и занятий, а также других форм учебной деятельности учащихся;
  • Развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду.

Задачи практики:

  • Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и анализ его результатов;
  • Изучение методов, приемов и средств проведения уроков, занятий, а также способов руководства физической подготовкой детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • Проведение пробных уроков ФК;
  • Посещение и анализ пробных уроков других практикантов;
  • Осуществление диагностирования, исследовательская деятельность в рамках курсовой работы.

В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

  • Подготовка планирующей документации на один класс на период практики. Подготовить: План-график программного материала на время практики.
  • Проведение уроков ФК. Подготовить: 7 планов-конспектов.
  • Педагогический анализ зачетного урока однокурсника.
  • Работа с методической литературой.

В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:

  • Знание теории и методики обучения двигательным действиям, умение формулировать задачи обучения и воспитания, определять целесообразную последовательность решения задач ФК и комбинировать различные средства во время урока с учетом эффекта переноса умений, навыков и тренированности;
  • Планировать уроки по ФК с учетом возрастных особенностей и учебных программ, разрабатывать конспекты уроков;
  • Работать с методической литературой и программами;
  • Выбирать наиболее эффективные формы, приемы и методы проведения уроков с учетом особенностей физического и психического развития детей;
  • Проводить диагностику уровня развития личности и коллектива занимающихся, сформированности у детей двигательных умений и навыков;
  • Выполнять в работе с группой санитарно-гигиенические нормы и требования;
  • Анализировать пробные уроки и занятия других практикантов, осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности;
  • Проводить контрольные испытания по физической подготовке и определять показатели физического развития.

Отчетная документация по практике:

1. дневник:

  1. Расписание занятий
  2. План спортивно-массовых мероприятий
  3. План-график программного материала на время практики
  4. Рабочий план (на каждый день)
  5. План-конспект занятия (7 шт.)
  6. Конспект открытого урока (зачетного)
  7. Отчет по практике
  8. Самоанализ практики
  9. Отзыв-характеристика студента

2. Фото-видео материалы

3. Доклад по практике, презентация

Содержание практики VII семестр

1. Педагогическая (в общеобразовательных учреждениях)

1.1 Практика пробных уроков и занятий.

Практика пробных уроков и занятий проводится на базе общеобразовательных учреждений.

Цель:

  • Выработка у студентов профессиональных умений и навыков организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школах;
  • Формирование у студентов профессиональных умений планирования, организации и анализа уроков, а также других форм учебной деятельности детей;
  • Развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду.

Задачи практики:

  • Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и анализ его результатов;
  • Изучение методов, приемов и средств проведения уроков, занятий, а также способов руководства физической подготовкой школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • Знакомство с организацией физического воспитания в общеобразовательном учреждении, классе;
  • Проведение пробных уроков по физической культуре;
  • Посещение и анализ пробных уроков и занятий других практикантов;
  • Осуществление диагностирования, исследовательская деятельность в рамках выпускной квалификационной работы.

В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

  • Подготовка планирующей документации на один класс на период практики. Подготовить: План-график программного материала на время практики.
  • Проведение уроков ФК. Подготовить: 8 планов-конспектов.
  • Педагогический анализ зачетного урока однокурсника.
  • Работа с методической литературой.

В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:

  • Знание теории и методики обучения двигательным действиям, умение формулировать задачи обучения и воспитания, определять целесообразную последовательность решения задач ФК и комбинировать различные средства во время урока с учетом эффекта переноса умений, навыков и тренированности;
  • Планировать уроки по ФК с учетом возрастных особенностей детей и учебных программ, разрабатывать конспекты уроков;
  • Работать с методической литературой и программами;
  • Выбирать наиболее эффективные формы, приемы и методы проведения уроков с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;
  • Проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированности у школьников двигательных умений и навыков;
  • Выполнять в работе с классом санитарно-гигиенические нормы и требования;
  • Анализировать пробные уроки и внеклассные занятия других практикантов, осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности;
  • Проводить контрольные испытания по физической подготовке и определять показатели физического развития.

1.2 Практика по внеклассной работе (организация и проведение ФСМ)

Практика по внеклассной работе проводится на базе общеобразовательных учреждений. Практика заключается в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий в качестве помощника преподавателя ФК.

Цель:

  • Выработка у студентов профессиональных умений и навыков организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школах;
  • Формирование у студентов профессиональных умений планирования, организации и анализа занятий по внеклассной работе, а также других форм внеучебной деятельности детей;
  • Развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду.

Задачи практики:

  • Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и анализ его результатов;
  • Изучение методов, приемов и средств проведения занятий по внеклассной работе в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • Знакомство с организацией физического воспитания в общеобразовательном учреждении, классе;
  • Посещение внеклассных занятий других практикантов;
  • Осуществление диагностирования, исследовательская деятельность в рамках выпускной квалификационной работы.

В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

  • Знакомство с планирующей документацией по внеклассной работе (календарный план спортивно-массовых мероприятий и положений о соревнованиях).

    Подготовить: план спортивно-массовых мероприятий на период практики

  • Проведение внеклассного физкультурно-спортивного мероприятия. Подготовить: положение о ФСМ, сценарий.

В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:

  • Планировать внеклассные занятия и мероприятия с учетом возрастных особенностей и учебных программ, разрабатывать сценарии проведения мероприятий;
  • Работать с методической литературой и программами;
  • Выбирать наиболее эффективные формы, приемы и методы проведения внеклассных мероприятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;
  • Выполнять в работе с классом санитарно-гигиенические нормы и требования;
  • Анализировать внеклассные занятия других практикантов, осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности;
  • Участвовать в организации общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях.

Отчетная документация по практике:

1. дневник:

  1. Расписание занятий
  2. План спортивно-массовых мероприятий
  3. План-график программного материала на время практики
  4. Рабочий план (на каждый день)
  5. Положение соревнования
  6. Сценарий внеклассного мероприятия
  7. План-конспект занятия (8 шт.)
  8. Конспект открытого урока (зачетного)
  9. Отчет по практике
  10. Самоанализ практики
  11. Отзыв-характеристика студента

2. Фото-видео материалы

3. Доклад по практике, презентация

Содержание практики VIII семестр

Преддипломная практика.

Преддипломная педагогическая практика является квалификационной в подготовке будущего учителя ФК, с дополнительной подготовкой в области адаптивной физической культуры и тренерская в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность учителя. К ней допускаются студенты: успешно выполнившие предшествующие виды педагогической практики, не имеющие академической задолженности по учебному плану.

На данный вид практики студенты распределяются в базовые школы или по месту будущей работы и проводят занятия в качестве учителя ФК и АФК, тренера. Студент должен иметь нагрузку не менее 12 уроков (занятий) в неделю, тщательно готовиться к проведению каждого урока, занятия и мероприятия.

Цель практики:

Осуществление самостоятельно-профессиональной деятельности, совершенствование профессионального мастерства, выявление уровня квалификационной подготовки студента.

Задачи преддипломной практики:

  • выполнение всех функций учителя ФК, АФК, тренера;
  • организация учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы образовательного учреждения;
  • изучение системы планирования и передового опыта учителей школы, тренеров клуба, федерации;
  • проведение учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию;
  • разработка поурочных и тематических планов уроков и занятий;
  • проведение педагогического эксперимента (или исследовательской работы) с целью сбора материала для использования его в подготовке выпускной квалификационной работы;
  • проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.

В содержание практической деятельности студентов входит:

1. Ознакомление:

  • с системой учебно-воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения (учебно-материальной базой школы, центра, клуба);
  • с деятельностью педагогического коллектива, методического объединения образовательного учреждения;
  • с расписанием учебных и тренировочных занятий;

2. Изучение:

  • системы планирования учебно-воспитательного и физкультурно-оздоровительного процесса школы, класса, группы, команды;
  • личности учащихся и коллектива класса, группы (личные дела, медицинские карты, классный журнал, дневники и мн. др.);
  • системы физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении;
  • система внеучебной воспитательной работы;
  • лучшего опыта педагогических работников образовательного учреждения;
  • в области коммуникативных функций: устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми, подростками, родителями, коллегами; применять психолого-педагогические знания в разных видах физкультурно-оздоровительной деятельности, осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами; оказывать социальную помощь и психологическую поддержку воспитанникам;
  • в области исследовательских функций: изучать личность каждого школьника, спортсмена и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания; изучать передовой педагогический опыт (новые педагогические системы, современные технологии обучения и воспитания), осуществлять педагогическую и методологическую рефлексию; осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ дезадаптации и отклонений в развитии; реализовать процесс профессионального самовоспитания и самообразования; осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности, уметь ее представить; осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную работу в сфере образования.

Отчетная документация по практике:

1.Дневник:

  1. Расписание учебных или тренировочных занятий
  2. План спортивно-массовых мероприятий
  3. План-график программного материала на время практики
  4. Рабочий план (на каждый день)
  5. Положение соревнования
  6. Сценарий внеклассного мероприятия
  7. План-конспект занятия
  8. Конспект открытого урока (занятия), тренировки
  9. Отчет по практике
  10. Отзыв-характеристика
  11. Самоанализ квалификационной практики

2.Фото-видео материалы

3.Доклад по практике, презентация

Итоговая оценка за преддипломную практику комплексно учитывает все стороны деятельности студента: активность, эффективность учебной и воспитательной работы, отношение к профессии, степень овладения профессионально-педагогическими умениями и навыками, уровень теоретической и практической подготовленности, качество методической документации.

Основные критерии оценки результатов практики:

  • Объективность, всесторонний учет выполненного объема работы и анализа ее качества
  • Учет индивидуально-личностных особенностей каждого студента
  • Степень сформированности профессионально-педагогических умений по физкультурно-оздоровительной работе
  • Уровень теоретического, методического и методологического осмысления собственной педагогической деятельности, ее целей, задач, содержания
  • Уровень профессиональной направленности (интерес к педагогической профессии, ответственное и творческое отношение к работе, инициативность, активность, самостоятельность, исполнительность, доброжелательное отношение к детям)

Самостоятельная работа:

  • Разработка и проведение учебной и внеклассной работы по профилю основной профессиональной образовательной программы по специальности;
  • Разработка поурочных и тематических планов уроков и занятий, тренировки;
  • Планирование уроков ФК, АФК и тренировочных занятий;
  • Проведение внеклассных занятий по развитию познавательных интересов детей, спортивных соревнований, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей, охраны их жизни и здоровья и пр.;
  • Диагностика уровня развития личности и классного коллектива и использование полученных результатов в работе с коллективом учащихся;
  • Проведение работы с родителями (индивидуальная, с активом, родительское собрание);
  • Ведение школьной документации (классного журнала, дневников учащихся);
  • Участие в работе педагогического совета, методического объединения учителей, тренеров;
  • Проведение педагогического эксперимента (или исследовательской работы) с целью апробации материала выпускной квалификационной работы;
  • Проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.

Для оценки результативности педагогической практики используются следующие методы:

  • Наблюдение за студентами в процессе практики и анализ качества отдельных видов работы;
  • Анализ отчетной документации студентов по различным видам практики;
  • Беседы с учителями, руководителями образовательных учреждений со студентами;
  • Анкетирование студентов.

Литература

  1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 50 720 «Физическая культура». — М.: 2002.
  2. Педагогическая практика (сборник материалов для педагогических колледжей и училищ), под редакцией Л.В. Бориковой, Н.И. Бостанджиевой. — М.: Новая школа, 1994
  3. Рекомендации по применению программы «Педагогическая практика» (для педагогических училищ и колледжей), Министерство образования. — М.: ФиС, 1998.
  4. Рекомендации по производственной (профессиональной) практике студентов по специальности среднего педагогического образования. Министерство образования Российской Федерации, 2002
  5. Программы образовательных учреждений.
  6. Программы специальных образовательных учреждений.

19