психолого-педагогического ф-та

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

ПРОГРАММА

психолого-педагогической коррекции одиночества подростков с ограниченными возможностями здоровья ресурсами сети Интернет.

Выполнила:

студентка 5 курса 2 группы

психолого-педагогического ф-та

очной формы обучения

Середина И.И.

Научный руководитель:

Дуванова С.П.

Заведующая кафедрой,

доцент кафедры коррекционной

психологии и педагогики

Руководитель из ОГОУ ЦЛПДО

Гончарова Т.С.

ВОРОНЕЖ 2011

Пояснительная записка.

Актуальность программы.

Для любого общества проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших. Основной целью данной задачи является создание условий для социализации и интеграции учащихся в общество, их подготовка к самостоятельной жизни и труду.

Особую актуальность приобретает внедрение новых информационных технологий в образование детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их нестандартности и специфической адаптации в общество. Организация воспитательного пространства в образовательном сегменте сети Интернет с использованием новых возможностей сетевого взаимодействия, по нашему мнению, будет способствовать успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.

Интернет-взаимодействие содействует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, дает возможность активного взаимообмена, виртуального общения. Поэтому для многих детей с ограниченными возможностями здоровья виртуальный мир становится едва ли не единственным местом, где они, чувствуя себя вполне защищёнными, могут взаимодействовать с Другими и проявлять своё Я.

11 стр., 5445 слов

Кинопроизводственный процесс, как средство социализации в обществе

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ Факультет Филологический КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Кинопроизводственный процесс, как средство социализации в обществе» Москва 2015 Содержание Введение Глава 1. История возникновения кинематографа. Первые годы развития кинематографии Глава 2. О взаимосвязи кинематографа и аудитории, взаимном влиянии и взаимном формировании .1 Общество и кинематограф в СССР 2.1.1 ...

Социальная адаптация (или приспособление) в сети Интернет представлена следующими видами деятельности:

  1. обмен информацией с помощью электронной почты или Web-переписки;
  2. сотрудничество с целью создания общего интеллектуального продукта;
  3. соревновательная деятельность, которая реализуется с помощью сетевых олимпиад и конкурсов;
  4. участие в телеконференциях;
  5. участие в форумах и чатах;
  6. знакомства и общение в социальных сетях;
  7. общение посредством программы Skype.

Ю.А. Якутова [9] считала, что индивидуализация (или обособление) в сети Интернет представляет собой самопрезентацию в виртуальном пространстве через создание собственных Интернет-страничек, персонализацию через публикацию в сети своих интеллектуальных трудов.

В процессе дистанционного обучения дети с ограниченными возможностями здоровья вовлекаются в сетевую проектную деятельность, диалоговое взаимодействие с обычными детьми, что позволяет создать условия для самосовершенствования, самопознания сетевом воспитательном пространстве.

Вследствие этого, включение ребенка-инвалида в виртуальное сообщество позволяет ему осознать себя как субъекта деятельности в информационном образовательном пространстве, способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию «жизненной компетентности».

Научная обоснованность.

Большой вклад в развитие данной темы внесли Б.Ф.Ломов, А.Р.Лурия, Г.М.Андреева, Г.П.Щедровицкий, В.В.Рыжов, Г.И.Гусев, В.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, И.А.Зимняя, Д.Б.Эльконин, Т.В.Драгунова, М.С.Каган, Д.И.Фельдштейн, И.С.Кон, В.И.Шевандрин, Н.Л. Селиванова, В.А.Полякова, А.В.Мудрик, Ю.А. Якутова.

Специфика общения в подростковом возрасте Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: В.Г.Ананьева [1], А.А.Бодалева [2], Л.С.Выготского [3], А.Н.Леонтьева [7], В.Н.Мясищева [4] и др.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности (в том числе – педагогической). В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, ...

Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на слушателей давнюю, насчитывающую более двадцати столетий истории. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном.

И.А.Зимняя [5] считает, что общение – совсем молодая проблема ХХ столетия, ибо, если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то на современном этапе проблема общения изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии.

Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специальные центры изучения общения (например, Центр Карнеги).

При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия «общения», его форм, механизмов. Исследователи по разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, прелагая разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и др.

С позиции деятельностного подхода исследователи А.Н.Леонтьев [7], Г.М.Андреева [13] считают, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Утверждение единства общения и деятельности в то же время не предполагает однозначности трактовки, то есть общение рассматривают как вид деятельности (Г.П.Щедровицкий [14], А.Н.Леонтьев [16], В.В.Рыжов [15]).

Общение, во-первых, — это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в третьих, результат специальной задаваемой деятельности.

В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений.

8 стр., 3919 слов

Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 КОНИРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ПСИХОЛОГИЯ На тему «Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение» Выполнила: студентка гр. 301 СД Отделения заочной формы обучения Яценко Тамара Викторовна Омск - 2007 г. Содержание ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Виды человеческой ...

Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.

Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:

1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Д.Б.Эльконин [17], Т.В.Драгунова [17].

2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Д.И.Фельдштейн [6], новые формы общения «как приобщение подростков к обществу».

Как считает И.С.Кон [8], социализация — это усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры, в ходе которого создается конкретная личность. По определению В.И.Шевандрина [19], социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

По мнению Н.Л. Селивановой [10], сегодня, когда возродился интерес к воспитанию и осознается его особая роль в современном обществе, уже недостаточно говорить о необходимости поставить в центр воспитательного процесса личность ребенка. Современное воспитание невозможно без внедрения современных технологий и особенно информационных, которые позволяют доставить в любые, в том числе удаленные, точки человеческого пространства не только информацию, но и современную методику, технологию образования с целью востребовать в полноте интеллектуальный и творческий потенциал личности, формировать его адекватную запросам личности индивидуальную образовательную траекторию. Особую актуальность приобретает внедрение новых информационных технологий в образование детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их нестандартности и специфической адаптации в общество. Организация воспитательного пространства в образовательном сегменте сети Интернет с использованием новых возможностей сетевого взаимодействия, по нашему мнению, будет способствовать успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.

24 стр., 11928 слов

Особенности эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями

... можно назвать агрессию. Правда, таких детей всего 20%. Дети с ограниченными возможностями в силу своих заболеваний имеют определенные ощущения агрессии перед ... здоровья. Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями, являются принятые ООН Стандартные правила обеспечения равных возможностей для детей с ограниченными возможностями. ...

В.А.Полякова[11] установила, что сетевое воспитательное пространство также представляет собой хронотопную среду совместного виртуального бытия детей и взрослых, преобразованную всеми агентами воспитания в фактор интегративного влияния на процесс развития и самореализации их личности, однако механизм организации этого пространства определяется спецификой Интернет-взаимодействия.

А.В.Мудрик [12] считал, что Интернет-взаимодействие содействует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, дает возможность активного взаимообмена, виртуального общения. Поэтому для многих детей с ограниченными возможностями здоровья виртуальный мир становится едва ли не единственным местом, где они, чувствуя себя вполне защищёнными, могут взаимодействовать с Другими и проявлять своё Я: на языке социальной педагогики это обозначается как социальная адаптация-приспособление и индивидуализация-обособление.

Направленность и уровень программы.

Цель исследования – Психолого-педагогическая коррекция одиночества подростков с ограниченными возможностями здоровья ресурсами сети интернет.

Задачи исследования:

  1. проанализировать роль Интернет-ресурсов в психолого-педагогической коррекции одиночества у подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  2. продиагностировать контингент.
  3. проследить динамику изменений.

Контингент.

10 стр., 4652 слов

Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями

Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в современной России (региональный аспект) Специальность 22.00.03 – экономическая социология и демография Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Саратов – 2007 Работа выполнена на кафедре социологии регионов социологического факультета ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. ...

Программа направлена на проведение коррекционно-развивающих мероприятий с детьми подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Показания и противопоказания к применению.

Данная программа может использоваться для психолого-педагогической коррекции чувства одиночества у детей подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В данной программе противопоказано участие детям с нарушениями интеллектуальной деятельности и детям с активной эпилепсией.

Основные требования к состоянию психофизиологического, психического и психологического здоровья (динамике показателей его развития, уровню сформированности функций; уровню сформированности навыков, ключевых социальных компетенций, социальной адаптации (интеграции) в социум) как результату реализации программы.[нормативно-правовые документы, 25]

Целевую группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других).

На начальной стадии реализации проекта представляется целесообразным обеспечить организацию дистанционного обучения детей с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития.

При наличии соответствующих организационных, учебно-методических, кадровых ресурсов возможна организация дистанционного обучения детей с умственной отсталостью, а также детей со сложным дефектом.

Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально или в малых группах (до 5 человек).

При этом состав обучающихся в классах (группах) может варьироваться в зависимости от учебного предмета.

Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы

Министерство Просвещения РСФСР 8 июля 1980 г. N281-М Министерство Здравоохранения PCФСР 28 июля 1980 г. N17-13-186

Письмо

Направляется для сведения и руководства дополненный Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому. Данный Перечень заболеваний необходимо довести до сведения руководителей районных (городских) отделов народного образования, школ, органов и учреждений здравоохранения.

Перечень заболеваний, утвержденный Министерством просвещения РСФСР и Министерством здравоохранения РСФСР в феврале 1969 г. N 65-М и 17-52, считать утратившим силу.

Заместитель Министра просвещения РСФСР Г.П.ВЕСЕЛОВ Заместитель Министра здравоохранения РСФСР А.Г.ГРАЧЕВ

Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы

Соматические заболевания

1. Ревматизм в активной фазе с непрерывно рецидивирующим течением.

2. Панкардит (после выписки из стационара или санатория дети нуждаются в индивидуальных занятиях в течение года и более).

3. Врожденные пороки сердца в стадии субкомпенсации и декомпенсации.

4. Тетрада Фалло тяжелой степени с частыми одышечно-цианотическими приступами.

5. Хроническая пневмония III стадии при распространенном процессе и наличии выраженной интоксикации.

6. Бронхиальная астма с частыми тяжелыми приступами или длительным астматическим состоянием.

7. Хронический нефрит с нефротическим синдромом.

8. Хронический диффузный гломерулонефрит с симптомами почечной недостаточности.

9. Хронический пиелонефрит с рецидивирующим течением и симптомами почечной недостаточности.

10. Тяжелые формы муковисцидоза.

11. Хронический гепатит и цирроз печени с явлениями асцита.

12. Злокачественные новообразования различных органов.

13. Нарушение свертываемости крови в случаях затруднения передвижения (тяжелая форма гемофилии).

Неврологические заболевания

1. Миопатия, нарушение функций опорно-двигательного аппарата при торзионной дистонии и других стойких гиперкинетических синдромах врожденной и наследственной природы.

2. Тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата после перенесения полиомиелита.

3. Тяжелые остаточные явления после перенесенного энцефаломиелита и полирадикулоневрита.

Хирургические заболевания

1. Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей и расстройством функции тазовых органов.

2. Дневное недержание мочи различной этиологии (эктопия мочевого пузыря, тотальная эписпадия, атония мочевых путей — декомпенсированная форма).

3. Атрезия заднего прохода с недержанием кала.

4. Параличи нижних конечностей при различных заболеваниях.

5. Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата в момент нахождения в кокситной гипсовой повязке (хронический остеомиелит, костно-суставной туберкулез).

6. Состояние после операции на опорно-двигательном аппарате по поводу врожденных заболеваний или травм в случае затруднения передвижения до окончания лечения.

7. Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения.

Кожные заболевания

1. Экземы, распространенные в состоянии обострения.

2. Диффузные нейродермиты в состоянии обострения.

3. Псориатические эритродермии.

4. Артропатический псориаз.

5. Пруриго Гебра.

6. Дерматит Дюринга (в период обострения).

7. Ихтиозоформная эритродермия.

8. Эпидермолизис буллеза (тяжелые формы).

9. Акродерматит энтерпатика (тяжелые формы).

10. Острая красная волчанка.

11. Прогрессирующая распространенная склеродермия. Психоневрологические заболевания

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.

2. Эпилепсия в стадии обострения.

3. Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.

4. Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии

(травматической, инфекционной, соматической).

  1. Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.
  2. Примечание. Не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоумием в степени имбецильности.

Организация индивидуального обучения учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом отдельном случае, районного (городского) отдела народного образования.

Содержание программы.

Программа направлена на преодоление чувства одиночества у детей подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья, посредством развития коммуникативных способностей. В нее входят тренинговые упражнения, позволяющие продиагностировать и откорректировать проблемы в коммуникативных способностях у детей.

Длительность программы.

Программа рассчитана на 2-3 месяца, направлена на коррекцию и развитие коммуникативных способностей у подростков с ОВЗ.

В неделю проводится 1-2 занятия по 30 минут, в зависимости от психосоматического состояния ребенка.

Условия реализации.

Для реализации данной программы необходимы особые условия, а именно наличие специально оборудованного кабинета для занятий на компьютере, оснащенного необходимым оборудованием.

Рабочее место педагога-психолога работающего в образовательном учреждении, включает в себя:

— специализированный программно-технический комплекс ученика с ограниченными возможностями здоровья Apple Mac mini Core 2 Duo 2.26 GHz/2GB/160GB/GeForce 9400M/SD/Logitech RX300/AppleKeyboard/LG W2043T/Apple Mac OS X Snow Leopard, Microsoft Windows Vista Business/Apple iLife 09 (iTunes, iPhoto, iMovie, iDVD, iWeb, GarageBand)/Apple iChat/NeoOffice 3.0/Parallels Desktop 4.0 for Mac

— наушники DIALOG M-881 HV

— микрофон Logitech USB Desktop Microphone

— колонки Dialog W — 203

— веб-камера Canyon CNR-WCAM820

— сканер Canon CanoScan LIDE 100

— черно-белый лазерный принтер Xerox Phaser 3125

Базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения, ограничения которого позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия с экрана в составе:

— специализированный программно-технический комплекс ученика с ограниченными возможностями здоровья Apple Mac mini Core 2 Duo 2.26 GHz/2GB/160GB/GeForce 9400M/SD/Logitech RX300/AppleKeyboard/LG W2043T/Apple Mac OS X Snow Leopard, Microsoft Windows Vista Business/Apple iLife 09 (iTunes, iPhoto, iMovie, iDVD, iWeb, GarageBand)/Apple iChat/NeoOffice 3.0/Parallels Desktop 4.0 for Mac

— наушники DIALOG M-881 HV

— микрофон Logitech USB Desktop Microphone

— колонки Dialog W — 203

— веб-камера Canyon CNR-WCAM820

— сканер Canon CanoScan LIDE 100

— черно-белый лазерный принтер Xerox Phaser 3125

Способы взаимодействия.

  • В режиме он-лайн посредством программы Skype в группе по5 человек;
  • Проведение тренинговых занятий в рамках субботней школы. Родители привозят детей в областной центр дистанционного обучения, где происходит общение с психологом в реальном времени;
  • Общение подростков с ОВЗ посредством социальных сетей.

Методы и средства оценки результативности программы.

  1. Метод повторной диагностики
  2. Общение с родителями подростка через месяц после завершения программы.

Структура занятий:

  1. Вводная часть – ритуал входа (приветствия), направленный на выявление у участников готовности и настроенности на работу.
  2. Основная часть – упражнения, направленные на коррекцию коммуникативных способностей, ощущения одиночества у подростков.
  3. Заключительная часть – выра­жение эмоционального состояния детей, реф­лексия.
  4. Прощание — отработка механизмов расстава­ния. Ритуал выхода (прощания).

Занятие проводится в течение 30 минут и включает в себя 3-4 коррекционных упражнения.

Приведенная схема не является жестко обяза­тельной и в соответствии с содержательной и целе­вой направленностью занятия может изменяться.

Структура каждого занятия отражает различ­ные коррекционно-развивающие цели:

  • Отработка механизмов межличностной комму­никации.
  • развитие умения выражать свои эмоции посредством невербального общения.
  • развитие воображения, логики, внимания, памяти, эмпатии.
  • формирование навыков отражения и распознавания эмоций и чувств.
  • развитие умения выражать свои эмоции и чувства.
  • формирование позитивного отношения к собеседнику.

Тематический план занятий.

Тема

Содержание

Кол-во часов

Форма работы

Методическое обеспечение

Установочный блок.

1 занятие.

Диагностика коммуникативных способностей подростков с ОВЗ.

1.Упражнение «Снежный ком»

2.Упражнение «Угадай мое имя»

3.Упражнение «Моя эмблема, мой девиз»

4.Домашнее задание.

30

минут.

Групповое занятие.

бумага и карандаш для каждого участника.

2 занятие.

Знакомство участников друг с другом.

1.Упражнение «Фанты».

2.Упражнение «Знаки зодиака».

3.Проверка домашнего задания.

4.Упражнение «Я возьму с собой в поход…»

30

минут.

Групповое занятие.

карточки с заданиями для упражнения «Фанты».

3 занятие.

Сплочение коллектива.

1.Упражнение «Комплименты ».

2.Упражнение «Придумай, расскажи».

3.Домашнее задание.

30

минут

Групповое занятие.

4 занятие.

Сплочение коллектива.

1.Проверка домашнего задания.

2.Упражнение «Как я себя чувствую».

3.Упражнение «Застольная беседа».

4.Домашнее задание.

30

минут

Групповое занятие.

5 занятие.

Сплочение коллектива.

1.Упражнение «Что, где, когда?».

2.Упражнение «Изобрази предмет».

3.Упражнение «Выдуманные истории» (проверка домашнего задания).

30

минут.

Групповое занятие.

6 занятие.

Формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне, развитие эмпатии.

1.Упражнение «Через стекло».

2.Упражнение «Передача движения по кругу».

30

минут

Групповое занятие.

7 занятие.

Формирование навыков отражения и распознавания эмоций и чувств.

1.Упражнение «Скажи по-разному».

2.Упражнение «Мы с тобой одной крови! Ты и я!».

3.Упражнение «Я тебя понимаю».

4.Домашнее задание.

30

минут.

Групповое занятие.

лист бумаги и ручки у каждого участника.

8 занятие.

Формирование навыков задавания открытых и закрытых вопросов, уточнения информации.

1.Проверка домашнего задания.

2.Упражнение «Просьба. Пирог начинка».

3.Упражнение «Задавание вопросов».

4.Упражнение «Перефразирование (эхотехника)».

30

минут.

Групповое занятие.

9 занятие.

Формирование навыков сбора и анализа информации, полученной от собеседника, в процессе коммуникации.

1.Упражнение «Что он чувствует?».

2.Упражнение «Свободный микрофон».

30

минут.

Групповое занятие

10 занятие.

Развитие у детей чувства собственного достоинства.

1.Упражнение «Таинственный незнакомец».

2.Упражнение «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе».

30

минут.

Групповое занятие.

Большой лист плотной бумаги и цветные мелки (карандаши, фломастеры) каждому ребенку.

11 занятие.

Формирование навыков восприятия мнения окружающих о себе.

1.Упражнение «Мы похожи?».

2.Упражнение «Я никогда не…».

3.Упражнение «Горячий стул».

30

минут.

Групповое занятие.

12 занятие.

Формирование навыков воли к победе.

1.Упражнение «Говорю, что вижу».

2.Упражнение «Преодолей препятствие».

30

минут

Групповое занятие.

13 занятие.

Формирование умения оценивать внутренние качества другого человека.

1.Упражнение «Называем чувства».

2.Упражнение «За что мы любим».

3.Упражнение «Единство».

30

минут.

Групповое занятие.

лист и ручка для ведущего,

листы и ручки для каждого участника.

14 занятие.

Совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков.

1.Упражнение «Другой акцент».

2.Упражнение «Доброта».

30 минут.

Групповое занятие.

15 занятие.

Оазвитие умения выражать свои эмоции и чувства.

1.Упражнение «Описание чувств».

2.Упражнение «Мы – взрослые»

3.Упражнение «На ошибках учатся».

30

минут

Групповое занятие.

листы и ручки для каждого участника.

16 занятие.

Совершенствование коммуникативной культуры.

1.Упражнение «Современная сказка».

2.Упражнение «Зато ты…»

3.Упражнение «Последняя встреча».

30

минут

Групповое занятие.

17 занятие.

Завершающее занятие.

Обучение детей быть открытыми для работы с другими.

1.Упражнение «Закончи предложение».

2.Упражнение «Эхо».

3.Упражнение «Ассоциация со встречей».

30

минут.

Групповое занятие.

18 занятие.

Завершающее занятие.

Формирование умения выражать свою благодарность и принимать похвалу от других людей.

1.Упражнение «Чемодан».

2.Упражнение «Если бы не ты, то…»

3.Упражнение «Голос благодарности».

30 минут.

Групповое занятие.

Содержание

1 Блок. Знакомство.

1 Занятие.[20]

  1. Ритуал входа.

Цель 1.: постановка и осмысление группой целей предстоящей работы.

Ведущий приветствует группу, говорит вводное слово: рассказывает цели, задачи предстоящей работы, и сообщает формы работы.

Цель 2.: сплочение группы и настрой группы на работу.

— Перед тем как мы с вами начнём работу, я предлагаю вам придумать особый ритуал, который будет известен только нам. Мы будем проводить его в начале каждого занятия в знак приветствия друг друга.

Например, можно использовать Ритуал «Ладони» — выражение своей готовности и настроенности на работу:

  • открытые ладони – «Я готов работать»;
  • скрытые – «Я не настроен на работу»;
  • одна открыта, другая скрыта «Я неопределённо себя чувствую»;

Группа придумывает Ритуал Приветствия (или его предлагает сам ведущий).

  1. Упражнение «Снежный ком»[20]

Цель: знакомство участников друг с другом, развитие внимания. Инструкция: Первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока круг не замкнется. В итоге последний в круге говорит имена всех играющих, а затем и свое.

Можно усложнить игру, когда каждый ребенок помимо имени будет называть прилагательное начинающееся с той же буквы, что и его имя, которое его характеризует по его мнению.

  1. Упражнение «Расскажи про своего соседа»[24]

Цель: знакомство участников друг с другом, развитие внимания. Инструкция: Тренер предлагает участникам внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать догадаться, какой он в жизни (или каким был в 5 лет, каким станет, когда ему будет 30 лет).

Потом каждый рассказывает.

  1. Упражнение «Моя эмблема, мой девиз»[24]

Цель: более близкое знакомство участников друг с другом.

Оборудование: бумага и карандаш для каждого участника.

Инструкция: По сигналу ведущего каждый придумывает и рисует то, что может быть эмблемой и пишет ту фразу или слово, которое может служить его девизом (это может быть пословица, фраза из песни, крылатое выражение, название кинофильма и т.д.).

потом делаем выставку работ, где каждый рассказывает о себе, о своей работе.

  1. Домашнее задание

Домашнее задание: дети готовят сообщения для других игроков об особенностях своих характеров, в зависимости от знака зодиака. Можно пользоваться популярной литературой.

  1. Рефлексия
  2. Ритуал выхода.[20]

Цель: логически завершить занятие, снять эмоциональное напряжение, вызванное в ходе работы.

— Наша первая встреча подходит к концу, и я думаю. Мы начали с ритуала приветствия, и было бы вполне логично, если бы мы с вами придумали и Ритуал Прощания.

Группа исполняет принятый Ритуал Прощания, ведущий прощается с группой.

2 Занятие.

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Фанты»[24]

Цель: более близкое знакомство участников друг с другом.

Оборудование: карточки с заданиями.

Инструкция: Каждому игроку предлагается выбрать 1 из карточек. В каждой содержится по 2 задания:

О хобби, друзьях, проделках.

Имя, возраст, школа, класс.

Спой песню (расскажи анекдот, прочитай стихотворение и др.)

  1. Упражнение «Знаки зодиака»[24]

Цель: более близкое знакомство участников друг с другом.

Инструкция: Дети рассказывают свои сообщения об особенностях своих характеров, которые делали как домашнее задание.

  1. Упражнение «Я возьму с собой в поход»[24]

Цель: развитие логики, внимания.

Инструкция: Каждый должен назвать свое имя и какой-то предмет, который он взял бы с собой в поход (меня зовут …, я возьму с собой …, я пойду в поход?).

Ведущий должен сказать, берет ли он этого человека с собой или нет. Смысл в том, чтобы название предмета начиналось на ту же букву, что и имя ребенка. Попросите ребят, которые догадаются, хранить молчание до тех пор пока все не поймут логику.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

2 Блок. Сплочение

3 Занятие.

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Комплименты»[20]

Цель: формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Инструкция: Играющие в произвольном порядке называют имя другого участника и сопровождают это комплиментом. Следующий комплимент делает участник, которому только что говорили комплимент.

  1. Упражнение «Придумай, расскажи»[20]

Цель: развитие творческого мышления.

Инструкция: Инсценировать разговор героев:

-100 долларов и одной копейки,

-золотой серьги и дырявого носка,

-ржавого гвоздя и каблука,

-грязной тарелки и туалетного мыла,

-старой газеты и рубанка.

  1. Домашнее задание

Домашнее задание: детям надо попытаться представить эти занятия, как если бы они проходили в реальном времени, и нарисовать это.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

4 Занятие.

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Как я себя чувствую» [20]

Цель: развитие умения выражать свои эмоции посредством невербального общения.

Инструкция: Каждый участник по очереди пытается выразить свое самочувствие в настоящий момент при помощи мимики.

  1. Упражнение «Застольная беседа»[20]

Цель: сплочение группы, развитие воображения и коммуникативных навыков.

Инструкция: участники знакомятся и налаживают контакт в уютном воображаемом ресторане.

  1. Домашнее задание

Домашнее задание: Каждый член группы должен придумать героя, который будет носить его имя, и его историю.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

5 Занятие.

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Что, где, когда?»[20]

Цель: сплочение группы, развитие логики, внимания.

Инструкция: Тренер задает детям вопросы, логические задачи и они должны, посовещавшись, ответить на него.

  1. Упражнение «Изобрази предмет»[20]

Цель: знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений.

Инструкция: Тренер движениями рук и тела, мимикой изображает, как использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на поляне цветы и т. п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т. д.

  1. Упражнение «Выдуманные истории»[22]

Цель: развитие воображения, умения фантазировать. Инструкция: Каждому члену группы было дано задание на предыдущем занятии придумать героя, который будет носить его имя, и рассказать его историю остальным участникам.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

6 занятие.

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Через стекло»[21]

Цель: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Инструкция: Один из участников загадывает текст, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое.

  1. Упражнение «Передача движения по кругу»[22]

Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне; развитие воображения и эмпатии.

Инструкция: Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Следующий игрок повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

7 Занятие

  1. Ритуал входа.

  2. Упражнение «Скажи по-разному»[21]

Цель: формирование навыков отражения и распознавания эмоций и чувств.

Инструкция: В этом задании должен будет поучаствовать каждый. Участнику необходимо придумать любую фразу и сказать её нескольким людям таким образом, чтобы передать какую-то эмоцию, участники должны угадать, что в этот момент примерно чувствовал «ведущий» и что за эмоции он передавал.

  1. Упражнение «Мы с тобой одной крови! Ты и я!»[21]

Цель: формирование навыков поиска общего и отличного.

Оборудование: лист бумаги и ручки у каждого участника.

Инструкция: Текст ведущего: Помните Маугли? И урок, который ему дал учитель – медведь Балу? «Прежде, чем что-то сделать, скажи заклинание “Мы с тобой одной крови! Ты и Я!”» и тогда тебя принимают и понимают. Давайте подумаем над тем, что нас объединяет? Для этого возьмите чистый лист бумаги и ручку. Поставьте заголовок «Наше сходство», посмотрите внимательно на остальных ребят. Другой рост, вес, цвет волос, глаз. Очень много различий – ведь они – Другие! Но сейчас подумайте над тем, что вас объединяет. Но не спрашивайте об этом друг друга. Работайте молча, заполняя ваш листок. И чем разнообразнее будут эти признаки, тем лучше. После этого мы обсудим те списки, которые у вас получились, с чем вы согласны и с чем нет.

  1. Упражнение «Я тебя пониманию»[23]

Цель: формирование навыков «считывания» состояния другого человека.

Оборудование: лист бумаги и ручки у каждого участника.

Инструкция: Каждому подростку предлагается среди членов группы выбрать человека, чьё состояние и мысли он сможет отгадать по глазам, по выражению лица и т.д. Даётся 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чём думал выбранный человек во время занятия, какие чувства испытывали т.д. Продолжение упражнения может проходить в двух вариантах:

А) Каждый подросток, обращаясь к человеку, состояние которого он описывал, рассказывает ему о нём (о его состоянии, его мыслях), а он может прокомментировать этот рассказ, он может подтвердить правильность наблюдений, и опровергнуть догадки, указав на допущенные ошибки.

Б) Каждый подросток описывает состояние партнёра, который не знает, что все это относиться к нему. Дети должны определить, чьё состояние было описано.

5. Домашнее задание

Домашнее задание: Пронаблюдать в своём ближайшем окружении друзей, родственников и/или других людей, какие послания и как они передают вам или между собой, и доходят ли эти послания до адресата, как люди на них реагируют.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

8 Занятие.

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Просьба. Пирог начинка.»[21]

Цель: сформировать корректное отношение и понимание к «просьбе» и «просящему», а также помочь определить собственную позицию в ситуации просьбы как со стороны «просящего», так и со стороны того, к кому обращаются за просьбой.

Инструкция: Текст ведущего: Просьба в чём-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание разным; пирог может быть сладким или солёным и т.п. Давайте с вами опишем разные пироги-просьбы – их форму, цвет, вкус…

А теперь давайте обсудим, что вы чувствовали, когда «создавали» такой пирог, какие ассоциации возникали, приятные, неприятные, которые вызывает «просьба».

Анализируется, с чем связано. Подчёркивается значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на неё, а также реагировать на отказ от выполнения просьбы.

  1. Упражнение «Задавание вопросов»[23]

Цель: формирование навыков задавания открытых и закрытых вопросов.

Инструкция: Текст ведущего: Вопросы бывают разные – есть вопросы открытые, на которые человек отвечает целым текстом в свободной форме, а есть закрытые, на них человек может ответить конкретно «да», «нет», «может быть». Давайте с вами попробуем позадавать такие вопросы друг другу. И эти вопросы нужно будет составить вам самим.

  1. Упражнение «Перефразирование (эхотехника)»[22]

Цель: формирование навыков уточнения информации.

Инструкция: Текст ведущего: Это упражнение состоит в том, что вы возвращаете собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами. Перефразирование можно начинать такими вводными фразами: «Как я Вас понял…», «По Вашему мнению…», «Другими словами, Вы считаете…». Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важные моменты сообщения. Но при «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять от себя, интерпретировать сказанное, не дела выводы с его слов. Так мы помогаем самому себе уточнить, правильно ли мы поняли слова собеседника, а также дать собеседнику представление о том, как его слова были восприняты вами, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

9 Занятие

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Что он чувствует?» [23]

Цель: формирование навыков снятия эмоционального напряжения собеседника в ходе беседы.

Инструкция: Текст ведущего: Мы – люди, существа чувствующие и испытывающие те или иные эмоции, и в ходе общения нам свойственно это проявлять. Но они могут быть как позитивными, так и негативными. Это упражнение позволяет отработать приёмы, позволяющие участникам снизить возникшее по той или иной причине эмоциональное напряжение. Мы будем говорить по кругу соседу о его эмоциональном состоянии, затем он расскажет о своём состоянии; степень соответствия этих оценок определяется вначале соседом, а потом всеми остальными.

  1. Упражнение «Свободный микрофон»[22]

Цель: формирование навыков сбора и анализа информации, полученной от собеседника, в процессе коммуникации.

Инструкция: Текст ведущего: Вы уже достаточно хорошо знаете друг и друга и готовы отвечать на любые вопросы членов группы. Сейчас вы по очереди будете задавать свои вопросы тому, кто первый захочет воспользоваться такой возможностью побыть «в центре внимания». Основное правило – отвечать как можно полнее и откровеннее. Благодаря этому вы сможете ещё лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших привычек и интересов, привязанностей и мнений по поводу тех или иных сложных жизненных проблем. Одним словом, вы – очень интересный человек. И у окружающих к вам много вопросов. Они начнут по очереди задавать вопросы, используя принцип «свободного микрофона», т.е. как только человек закончит отвечать на очередной вопрос, следующий член группы может задать свой, заранее подготовленный. И так далее, до тех пор, пока все желающие не воспользуются своим правом подойди к свободному микрофону.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

10 Занятие.

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Таинственный незнакомец»[21]

Цель: развитие у детей чувства собственного достоинства.

Оборудование: Большой лист плотной бумаги и цветные мелки (карандаши, фломастеры) каждому ребенку.

Инструкция: Текст ведущего: Я хочу предложить вам игру, в которой вам, как детективам, надо будет догадаться, о ком идет речь. Я буду постепенно давать вам все больше подсказок о загадочном Таинственном незнакомце (Таинственной незнакомке), которого я выберу из вас. Если вам покажется, что вы знаете, кого из детей я загадала, пожалуйста, не разглашайте эту тайну, а просто начинайте улыбаться.

Инструкция тренеру:

Крупными буквами напишите на листе бумаги заголовок «Таинственный незнакомец». Загадайте какого-нибудь ребенка и напишите первую подсказку, например: «У меня голубые глаза». Чтобы облегчить процесс чтения, вы можете добавлять в текст подходящие графические элементы, например, можете написать слово «голубые» голубым мелком или пририсовать рядом пару голубых детских глаз. Затем предложите детям прочитать подсказку.

Напишите следующую подсказку: «У меня светлые волосы». Снова добавьте ту или иную графическую иллюстрацию и попросите детей прочитать написанное, самостоятельно или по группам.

Продолжайте в том же духе и добавляйте все новые и новые подсказки о Таинственном незнакомце: есть ли у него домашние животные, какая у него семья, какие игры он любит, его личные достоинства и т.д.

Напомните детям, что если они думают, что уже знают ответ, им надо улыбаться. Внизу под списком подсказок напишите вопрос: «Кто я?»

Затем прочитайте еще раз все подсказки и попросите Таинственного незнакомца встать. Подсказки должны быть очень четкими и однозначными. Предлагая незнакомцу встать, смотрите прямо в глаза загаданному ребенку. В заключение этот ребенок может нарисовать на листе свой портрет и потом унести этот лист домой.

Анализ упражнения:

— После какой подсказки ты догадался, кто был загадан?

— Трудно ли было тебе так долго держать ответ в тайне?

— Хотел ли бы ты сам быть Таинственным незнакомцем?

  1. Упражнение «Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе»[21]

Цель: формирование навыков внимания, сосредоточения.

Инструкция: Текст ведущего: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три…» На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.

— Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели?

Другие возможные вопросы:

— Как называется наша школа?

— Сколько учеников на нашем занятии?

— Сколько минут длится урок?

И т.д.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

11 Занятие

  1. Ритуал входа.

  1. Упражнение «Мы похожи?»[23]

Цель: сформировать у детей понимание, что мы и похожи и имеем право на отличие, то есть каждый имеет право быть собой.

Инструкция: Участники по очереди говорят друг другу 2 фразы: «Ты похож на меня тем, что…» и «»Я отличаюсь от тебя тем, что…»

  1. Упражнение «Я никогда не…» [22]

Цель: формирование умения критически оценивать себя; повышение самооценки.

Инструкция: Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не…» (например, «Я никогда не прыгал с парашютом»).

Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом).

Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по-честному.  Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека.

  1. Упражнение «Горячий стул»[21]

Цель: формирование навыков восприятия мнения окружающих о себе. Провоцирует возникновение сильных переживаний, развитие группового процесса.

Инструкция: Один из участников по желанию становится ведущим, стальные говорят ему, с чем или кем он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания участников во время упражнения. При работе с подростками возможно при достаточно высоком уровне безопасности на группе и способности участников говорить о своих переживаниях и не оценивать других.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

12 Занятие.

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Говорю, что вижу»[25]

Цель: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.

Инструкция: Текст ведущего: Сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что вы видите относительно любого из участников. Например: <Коля сидит, положив ногу на ногу>, <Катя улыбается>.

Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник.

  1. Упражнение «Преодолей препятствие»[23]

Цель: формирование навыков воли к победе.

Инструкция: Текст ведущего: Представьте, что Вы стоите на краю пропасти и вам надо преодолеть сложные препятствия. Препятствия представляют собой участники группы. Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из препятствий было преодолено. Варианты препятствий могут быть совершенно различными: моральные, эмоциональные, интеллектуальные и т.д. и требующие различных и нестандартных подходов к решению проблемы преодоления. Одно условие — не наносить друг другу морального ущерба.

Каждый из участников команды обязательно должен быть и препятствием, и преодолевающим. Очень эмоциональная игра. В ее процессе поощряется открытое проявление эмоций. Ведущий внимательно следит за соблюдением правил. В конце игры проводится тщательное обсуждение.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

13 Занятие

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Называем чувства»[25]

Цель: обогащение словаря эмоций у участников.

Оборудование: лист и ручка для ведущего.

Инструкция: Текст ведущего: Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разные чувства. По очереди называйте слова, а я буду записывать их.

Информация для ведущего:

Можно проводить это упражнение как соревнование как общегрупповой «мозговой штурм». Результат работы группы — лист ватмана с написанными на нем словами можно использовать на протяжении всего занятия. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова — это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы.

Обсуждение:

Какое из названных чувств тебе нравится больше других? Какое, по-твоему, самое неприятное чувство? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?

  1. Упражнение «За что мы любим»[25]

Цель: формирование умения оценивать внутренние качества другого человека.

Оборудование: листы и ручки для каждого участника.

Инструкция: Текст ведущего: Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Задание будем выполнять письменно. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует вам. Укажите пять качеств, которые особенно нравятся вам в этом человеке. Итак, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам особенно в нем нравятся. Начали! Ваше время вышло. Теперь, пожалуйста, по очереди прочитайте вашу характеристику, а мы все попробуем определить человека, к которому она относится. Пожалуйста, кто начинает? Можем начать слева направо. Пожалуйста, начали!

  1. Упражнение «Единство»[22]

Цель: выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне; формирование эмоционально-волевого единства группы.

Инструкция: Каждый из участников сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число.

Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

14 Занятие.

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Другой акцент»[25]

Цель: совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков.

Инструкция: Текст ведущего: Часто в нашей речи мы совершенно не обращаем внимания на то, какие слова мы говорим. Например, после того как вы предложили партнеру принять участие в каком-либо деле, он говорит, что ему не совсем ясно, о чем идет речь. Вы можете отреагировать двумя принципиально разными способами.

Первый из них, который обычно используют некомпетентные в общении люди, выглядит примерно так: «Вы меня не поняли» («Ну какой же вы бестолковый человек!»).

Второй способ реакции на возникшую ситуацию, который используют опытные в общении люди, — это: «Извините, я плохо выразил свою мысль» (читай в скобках: «Я сегодня, действительно, не совсем в форме и готов еще раз повторить свое предложение»).

Вы понимаете, что первым ответом мы перекладываем всю ответственность на партнера и тем самым ставим его в неловкое положение. Эти слова как бы подчеркивают, что он некомпетентен, плохо разбирается в вопросе, который обсуждается, и т. д. Ваш партнер может сделать и другие мрачные выводы.

Второй вариант ответа снимает с вашего партнера значительную долю ответственности. Такими словами вы принимаете все на себя и показываете свою готовность продолжить разговор, несмотря на то, что с первого раза не все получилось так, как вы хотели.

Какая тактика более эффективна?

Я думаю, что выводы вы сделаете сами.

Давайте сегодня потренируемся в использовании именно второй тактики ведения разговора. Для этого мы сначала соберем несколько примеров высказываний первого типа, при котором вся вина перекладывается на партнера.

Желательно, чтобы это были примеры из вашей личной практики, которые вы часто слышите при общении со своими друзьями, знакомыми и другими людьми. После этого мы все вместе перенесем акцент в ответе на себя, т.е. переделаем ответы во второй вариант, который более эффективен при ведении диалога.

  1. Упражнение «Доброта»[23]

Цель: формирование позитивного отношения к собеседнику. Инструкция: Текст ведущего: В каждом из нас в той или иной степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Что вы можете сказать доброго и хорошего о сверстниках, учителях, родителях? У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться к рассказу. Вы самостоятельно выбираете человека из присутствующих в группе. Ваш рассказ должен быть кратким и конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

15 Занятие

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Описание чувств»[23]

Цель: развитие умения выражать свои эмоции и чувства.

Инструкция: Каждый описывает свои чувства, возникшие при очередной групповой встрече. Важно не только точно назвать свое чувство, но и определить степень его выраженности. Например, чуть-чуть раздражает, сильно раздражает.

  1. Упражнение «Мы – взрослые»[25]

Цель: развитие воображения.

Инструкция: Текст ведущего: Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослым. Во что вы будете одеты? Как будете сидеть? Сядьте сейчас так, как будто вы уже стали взрослыми? Как будете разговаривать? Как к вам будут обращаться другие люди?

Затем дети по очереди представляются по имени – отчеству. Когда все дети побывают в роли взрослых, можно предложить обсудить, понравилось ли им быть в роли взрослых, почему? Спросить, кому из детей лучше всего удалось справиться с ролью взрослого.

  1. Упражнение «На ошибках учатся»[23]

Цель: дать возможность детям обсудить то, как они обычно реагируют на свои крупные и мелкие ошибки, выработать правильное отношение к неудачам.

Оборудование: листы и ручки для каждого участника.

Инструкция: Текст ведущего: Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можете ли вы вспомнить сейчас какую-нибудь свою ошибку? Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто ещё раз попытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не делают больших проблем, если у них что-то сразу не вышло. А как вы реагируете на свои ошибки?

Ответьте, пожалуйста, на оба вопроса.

А теперь возьмите лист бумаги и напишите на нём очень крупно: «Делать ошибки – это нормально. На своих ошибках мы учимся». Украсьте свои листы, чтобы вам было приятно на них смотреть. Вы можете оставить эти плакаты себе на память.

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

16 Занятие.

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Современная сказка»[22]

Цель: развитие памяти, воображения.

Инструкция: Участникам предлагается выбрать сказку, известную всем и пересказать ее на современный лад. Все должны говорить по предложению, рассказ должен получиться связный.

  1. Упражнение «Зато ты»[25]

Цель: создание положительной атмосферы в группе.

Инструкция: Каждый из участников говорит один какой-то свой недостаток. Остальные участники говорят «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

  1. Упражнение «Последняя встреча»[23]

Цель: совершенствование коммуникативной культуры.

Инструкция: Текст ведущего: Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это «здесь и теперь».

  1. Рефлексия.
  2. Ритуал выхода.

17 Занятие

  1. Ритуал входа.
  2. Упражнение «Закончи предложение»[21]

Цель: обучить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Инструкция: Ведущий начинает предложение и говорит имя ребенка — ребёнок заканчивает предложение. Вопросы:

Моя любимая игрушка…

Мой лучший друг….

Моё любимое занятие….

Мой любимый праздник….

Мой любимый мультфильм….

Моя любимая сказка…

Моя любимая песня….

  1. Упражнение «Эхо»[25]
  2. Цель: обучение детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Инструкция: Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок тренера участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определёенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д.

  1. Упражнение «Ассоциация со встречей»[23]

Цель: формирование позитивного отношения к группе, развитие воображения.

Инструкция: Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. Например: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы… собака».

  1. Рефлексия.

  2. Ритуал выхода.

18 Занятие.

  1. Ритуал входа.

  2. Упражнение «Чемодан»[23]

Цель: формирование позитивного отношения к группе, развитие воображения.

Инструкция: данное упражнение проводится в различных вариантах, один из вариантов заключается в том, что каждому « в дорогу готовится чемодан» с пожеланиями. Например, можно попросить участника тренинга выйти за дверь (в данном случае – ненадолго отключиться от сети), и дать задание группы за 1 минуту собрать ему чемодан в дорогу. Когда участник возвращается, то ему говорят то, что решили «собрать ему в дорогу», называя при этом качества, которые ему пригодятся в жизни, добрые пожелания или виртуальные подарки.

  1. Упражнение «Если бы не ты, то»[23]

Цель: формирование позитивного отношения к группе, обучение детей говорить друг другу добрые вещи.

Инструкция: выбирается один из участников тренинга, и остальным дается задание высказать по кругу, чего бы не случилось, и что бы потеряла группа и процесс обучения в целом, если бы выбранный человек не смог присутствовать на данном тренинге.

  1. Упражнение «Голос благодарности»[25]

Цель: формирование умения выражать свою благодарность и принимать похвалу от других людей.

Инструкция: Начинает доброволец (или тренер тренинга) – начинает речь благодарности о том, какими разными способами участники способствовали успеху мероприятия, которое проводилось на протяжении этого времени. Когда готов следующий участник, предыдущий говорит: «А теперь мой друг (имя) хотел бы добавить к этому несколько слов благодарности…»

И так далее, пока каждый не получит хотя бы один шанс выразить свою благодарность и пока не поблагодарят каждого участника (желательно более одного раза).

Часть игры – отыскать позитивный вклад каждого участника.

Правило: каким бы малым ни был вклад, он не должен остаться незамеченным.

  1. Рефлексия.

  2. Ритуал выхода.

Список литературы:

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания— СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

  2. Бодалев Личность и общение, М., 1983. 271 с.

  3. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.

  4. Мясищев В.Н. Психология отношений— Изд-во МПСИ; 2004. 400 с.

  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов на Дону: Издательство Феникс,1997.

  6. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. Вопросы психологии,1985, №1

  7. Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности: тексты / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырян А.Л., м . 1982. -460с.

  8. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. — М. 1988.

  9. Якутова Ю. А., Формирование Интернет-культуры в процессе социального воспитания школьника//Ульяновский государственный педагогический университет им. И.М. Ульянова. Режим доступа. www.conf.muh.ru/091012/thesis_Yakutova.htm — Дата доступа:20.09.2010.

  10. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. \ \Под ред. Н.Л.Селивановой.\М.: Педагогическое общество России, 2001.
  11. Полякова В.А., Сетевое воспитательное пространство. Принципы организации. //ВИПКРО г. Владимир. Режим доступа . www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images – Дата доступа: 25.09.2010.
  12. Мудрик А.В. Социализация человека / Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр Академия.
  13. Г.М.Андреева Общение и деятельность— Прага, Изд-во Карлова ун-та, 1984. (совм. с Я. Яноушеком).
  14. Щедровицкий Г. П. и др.Педагогика и логика— М., 1968.— 416с
  15. Рыжов В. В. К построению теоретической схемы анализа деятельности общения.— Вопросы психологии, 1980, № 1
  16. Леонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1974. — 215 с.
  17. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  18. Кон И.С.Ребенок и общество. — М., 1988.
  19. Шевандрин Н.И.Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.: Владос, 1995.
  20. [Электронный ресурс]. Игры на сплочение коллектива URL:http://www.lanterna.ru/doc/pedagogical_detachment/game/games_team/ (дата обращения 07.12.2011)
  21. [Электронный ресурс]. Социальная дошкольная педагогика

URL: (дата обращения 07.12.2011)

  1. [Электронный ресурс]. Коммуникативные упражнения

URL: http://azps.ru/training/indexlo.html (дата обращения 07.12.2011)

  1. [Электронный ресурс]. Программа тренинга формирования коммуникативных умений и навыков

URL:http://azps.ru/training/training_communicat.html (дата обращения 07.12.2011)

  1. [Электронный ресурс]. Игры на знакомство для подростков URL:http://rpoker.info/2006/09/22/igry_na_znakomstvo_dlja_podrostkov_1316_let.html (дата обращения 07.12.2011)
  2. [Электронный ресурс]. Летний лагерь URL:http://summercamp.ru/index.php5/ (дата обращения 07.12.2011)
  3. [Электронный ресурс]. Центр дистанционного образования детей-инвалидов.

URL: (дата обращения 22.12.2011)