АДАПТАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ

Средняя образовательная школа № 75

Калининского района г. Уфы

 

 

“Утверждаю”

Директор школы

________________

Закирова Э.Ф.

Г.

Программа

Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся.

Составитель: психолог

средней школы №75

Калининского района

Г. Уфы

Ахметова Регина

Даларисовна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются.

Выражается это по-разному:

-одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью;

-другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителями.

Что же является сложным для первоклассников?

1) Им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо им. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.

2) Необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила поведения ученика в школе, на уроках стали привычными.

3) Предъявление правил поведения в школе может вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны и потому сложно их принять и контролировать с их помощью свое поведение. Часто учителю достается роль внешнего контролера, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям. В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давление внешнего контроля
и с удовольствием нарушает их, как только внешний контроль ослабевает.

4) Знакомство первоклассников друг с другом и построение
отношений с одноклассниками. Часто и через полгода учебы дети не знают имен большей части одноклассников.

Психологам представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации.

 

Цель коррекционно-развивающей деятельности на данном этапе – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

27 стр., 13469 слов

Условия формирования готовности детей к обучению в школе в условиях детского сада

... "традиционного", ведь всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является ... профилактику школьной неуспеваемости. ·   распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего ... ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим ...

2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

6. Создание предпосылки для групповой сплоченности класса.

7. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений,
необходимых для установления соответствующих ролевых отношений с педагогами.

8. Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.

9. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Начало развивающей работы с первоклассниками приходится ориентировочно на конец сентября – начало октября.

Цикл включает в себя 5 занятий. Частота групповых встреч – 1 раз в неделю.

Приблизительная длительность каждого занятия – 35 – 50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Основное содержания групповых занятий составляют игровые
упражнения психологического характера, творческие задания. Вместе с тем, еще одним необходимым элементом всех занятий должно быть осуждение с детьми выполненных заданий и обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих освоить пространство класса.

Структура группового занятия со школьниками должна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, ритуал прощания.
Остановимся подробнее на каждом из элементов встречи.

Ритуалы приветствия – прощания являются важным моментом
работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом.
Первый вариант, конечно, предпочтительнее, но в практике работы с первоклассниками чаще реализуется второй. Ритуал предлагается и
исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого – неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы
в него были включены все дети. Желательно, чтобы в ходе развития группы контроль над исполнением ритуала перешел к членам самой
детской группы.

11 стр., 5443 слов

Слабовидящие дети как объект социальной работы

... пособий, разработок и рекомендаций по методике проведения различных форм занятий физическими упражнениями для детей с патологией зрительного анализатора разной степени тяжести, разного ... «Интеграция»). . Социальный работник проводит диагностику каждого слабовидящего ребенка. При работе с такими детьми ему необходимо владеть целым комплексом социологических, психологических, педагогических ...

Разминка является средством воздействия на эмоциональное
состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию
настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, различные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разминочные
упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение
задач данного развивающего комплекса. Как уже говорилось выше,
приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным
одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к
спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной техники и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом фактора утомления детей).

Что касается количества игр и упражнений основного содержания занятия, их должно быть немного, 2 – 4 игры, некоторые из которых (с одной из них хорошо начинать)
были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любых игр детей, созвучных с темой текущей
встречи.

Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было
хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно,
зачем мы это делали).

Рефлексия прошлого занятия предполагает, что
дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно
запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям и что из этого получилось, объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении не занятий. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.

Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у младших школьников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности. В программу включен цикл из
5-ти занятий.

 

При проведении важно опираться на несколько правил, которые
будут способствовать адаптации первоклассников к школьной жизни:

– важно поддерживать желание детей принимать участие в обсуждении, их попытки отвечать на вопросы психолога;

– даже если ответ ученика не вполне соответствует содержанию вопроса, стоит поддержать его, сказав: «Какое интересное мнение», и спросить ребят: «А кто думает по-другому?»;

– на этих занятиях нет неправильных ответов;

– в высказываниях в адрес детей имеет смысл избегать отрицательной оценки, так как неверные ответы или поведение могут быть связаны с напряженным состоянием детей;

– очень важно не скупиться на поддержку детей, находить в
каждом что-то, за что можно похвалить, о чем можно сказать: «Мне
понравилось…».

Хорошо, если в дальнейшей работе учитель сочтет возможным
использовать наработанный на этих занятиях опыт. Это может быть правило поблагодарить друг друга за занятие в конце учебного дня, или подчеркивание того, что в классе все могут быть внимательными, или использование приема «Зато» для развития у детей позитивного оценивания результатов своей деятельности.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

АДАПТАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ

№ пп Тема занятия Цели занятия Кол-во часов
1. Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни. 1. Знакомство первоклассников с психологом и друг другом. 2. Формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе. 3. Создание доброжелательной атмосферы в группе. 4. Практическое освоение правил поведения во время урока.
2. Для чего ходят в школу. Осознание детьми своего нового статуса школьника. 1. Осознание детьми своего нового статуса школьника. 2. Формирование у детей реалистичных представлений о правах и обязанностях школьника и дошкольника. 3. Закрепление знаний о правилах поведения в школе. 4. Формирование учебной мотивации.
3. Оценка 1. Формирование реалистичного восприятия школьной оценки. 2. Поддержание в детях желания учиться, преодолевать неудачи. 3. Осознание возможности проводить оценку результатов своей деятельности по нескольким критериям. 4. Формирование у детей навыка позитивного оценивания результатов своей деятельности с помощью приема «зато». 5. продолжение формирования навыков учебного сотрудничества.
4. Учимся работать дружно 1. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества. 2. Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика. 3. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся. 4. Создание предпосылок для групповой сплоченности.
5. Первоклассное путешествие (заключительное) 1. Закрепление эмоционального отношения к школе и обучению. 2. Повторение и закрепление занятий и навыков, полученных на предыдущих занятиях. 3. Повышение уровня сплоченности группы.