Золотые правила воспитания и развития детей

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, добрых и злых ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером. Важно развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности, делая это так, чтобы в его жизни было как можно больше радости. Маленький ребенок с потрясающей скоростью развивается как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие. Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что необходимо ребенку, что ему интересно, так как именно они ближе всего к малышу. При этом необходимо заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. Ученые доказали, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, это дает значительный эффект в формировании его интеллекта.

Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. Мозг ре­бенка, пока он мал, сравним с чистым листом, и все то, что он получит, будет запрограммировано в нем на всю жизнь. Не совету­ем давать ребенку книжки с примитивными картинками, думая, что он не поймет более сложного языка живописи. Знакомьте ре­бенка с картинами Пикассо, получайте удовольствие, слушая вме­сте с ребенком классическую музыку, тогда в подростковом воз­расте не придется журить ребенка за попсу, которая запечатлеется в мозгу с раннего детства. Сила воздействия музыки и живописи, формирующая эстетический вкус, зависит от раннего воспитания, и если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь.

Мы почти ничего не помним из раннего детства, если только это событие не было из ряда вон выходящим. Да и то, скорее все­го, запомнили его со слов мамы или других взрослых. Однако это не означает полного забвения. Каждое впечатление и опыт, полу­ченные в детстве, становятся частью основания сформи­ровавшейся личности. Известно, что под гипнозом любой чело­век, если ему внушить, что он маленький, что ему год от роду, начнет говорить и вести себя как годовалый ребенок. А это значит, что любые впечатления детства навсегда сохраняются в нашем со­знании.

12 стр., 5769 слов

Возрастные кризисы в период раннего и дошкольного детства

... первого года жизни, т. е. в тот переломный период, когда ребенок проделывает путь от младенчества к раннему детству. На­чинается ... нормы и формы опеки, которые сложились в раннем воз­расте. Ребенок в раннем детстве - это существо, которое всегда находится во ... неотделенностью. Продолжая мысль Дарвина, нужно сказать, что ребенок в раннем детстве биологически отделен, но психологически он еще не отде­ ...

Общение ребенка с матерью, в частности тактильное общение, очень важно для его развития, особенно умственного. Не бойтесь почаще брать ребенка на руки. Не игнорируйте плач малыша — это для него единственное средство привлечь к себе внимание. Когда ребенок плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставлять его просьбу без ответа — значит лишать его с самого начала общения.

Родители, которые много разговаривают с ребенком, оказывают огромное

влияние на его интеллектуальное развитие. Но если они разговаривают с ним на «детском языке», правильные языковые навыки не сформируются. Не сюсюкайтесь с малышом, он быстро подрастет, и ему придется понимать общепринятый язык. Очень хорошо, если ребенок слушает литературные сказки на аудиокассетах, дисках, по радио. Ему совершенно не обязательно все понимать, главное, чтобы у него выработалась привычка слушать и запоми­нать слова с правильными ударением, интонацией и акцентом. Не­грамотная речь и плохое произношение — продукт среды, в кото­рой растет ребенок.

♦ Не пропускайте дефекты в произношении слов Вашим ребёнком. Повторите за малышом «непослушное» слово я ясно и чётко. Попробуйте предложить произнести слово ещё раз. Каждую речевую ошибку тактично, но настойчиво исправьте.

♦ Помогите ребёнку освоить родной язык. Сопровождайте свои повседневные действия словами: «Смотри, я подметаю пол на кухне веником».

♦ Не читайте ребёнку длинных «лекций». Делайте в разговоре паузы, чтобы он мог ответить. Отвечайте на все его вопросы.

♦ Читайте ребёнку вслух (сказки, стихи, потешки, загадки).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр. нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

♦ Разучивайте небольшие простые стихотворения.

♦ Рассказывайте ребёнку короткие истории.

♦ Не оказывайте давления. Требования типа «Скажи: ка-ша!» в конце концов могут привести к отказу говорить.

♦ Поддерживайте развитие слуха у ребёнка: обращайте внимание на шум, например, звук звонка — телефонного или дверного, газонокосилки или трактора и сообща выясняйте источник.

♦ Ни в коем случае не поправляйте ребёнка, повторяя неправильно произнесённое им слово. Если ребёнок говорит «та кока», подтвердите: «Да, там бежит кошка». Ребёнок сразу почувствует, что его поняли, и вместе с тем услышит правильно произнесённую фразу.

Для малыша полезно слышать и музыку, кото­рая делает человека возвышенным и красивым.

Для маленького ребенка важно: развивать речь ребенка, научить его читать и писать, научить его играть, научить изготавливать иг­рушки, воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки са­мообслуживания, обучить детей порядку одевания и раздевания, обога­щать его разнообразными сенсорными впечатлениями, осуществлять простые виды трудовой деятельности, в том числе по уходу за животными и ра­стениями, учить составлять рассказы из личного опыта, разучивать небольшие стихотворения, знакомить с планетами Солнечной системы. Многие родители раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией, научить его читать и писать в раннем возрасте. Однако гораздо важнее для ребенка развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать, развивать эмоциональный мир. Это важно для раз­вития связей, формирующихся в мозгу ребенка, которые впослед­ствии определяют всю его интеллектуальную жизнь. Способность младенцев к усвоению информации велика. Запоминая сказки и песенки при их неоднократном повторении, дитя отдает предпоч­тение одной из них, при этом задает бесконечные вопросы по ее содержанию. Он запоминает наизусть полюбившуюся ему сказку и на ее материале удовлетворяет свое любопытство. При этом следу­ет помнить, что заучивание стихов тренирует память. Важно по­вторение одной и той же сказки или песенки, так как повторение в этом возрасте — лучший способ развития интереса ребенка.

3 стр., 1301 слов

Дети и деньги: как научить ребенка разумно распоряжаться деньгами

... любое его желание исполнится сразу. У детей из обеспеченных семей часто нет интереса к жизни, им не к чему стремиться ... необходимое: транспорт, еду вне дома, развлечения (кино, компьютерные игры) и т.д. Многие родители небезосновательно опасаются крупных сумм ... их смотреть в будущее. Задача — научить практично походить к осуществлению мечты. Для этого ребенок должен подумать, чем он может пожертвовать ...

Стихи должны быть короткие, ритмичные, легко запоминаю­щиеся, в то же время должны нравиться малышу. Интеллект ре­бенка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких сти­хотворений. Но память «ржавеет», если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше функционирует и раз­вивается. Способности ребенка к запоминанию, нужно трениро­вать, пока он находит удовольствие в повторении. При этом важно вызвать у ребенка интерес, а не принуждать его к учению, так как это худший способ обучения. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, разожгите интерес к процессу пись­ма.

Задача родителей — подготовить ребенка к обучению. Для этого необходимо создать определенные условия, например, чтобы ре­бенку захотелось рисовать, вокруг него должны быть и карандаши с красками, и бумага.

Интерес — это лучший стимулятор в воспитании ре­бенка. Однако здесь следует помнить о том, что интерес к чему-то одному быстро пропадает. А любопытство ребенка — важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю. Воля к действию не появляется на пустом месте, она стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Ребёнок слушает сказку, позже он интересуется картинками, затем буквами и наконец, хочет научиться читать.

Положительно или отрицательно Вы сами реагируете на слово «учиться»? Какие ассоциации оно вызывает? (Учеба в сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А она должна сочетаться с удовольствием, только тогда можно достигнуть больших успехов.)

Знаете ли Вы, какой у детей ведущий вид деятельности? (игра) Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребенком дома. Ведь через игру ребенок развивается, позна­ет окружающий мир, учится вести себя в этом мире. Поэтому надо как можно больше играть с ребенком в разные игры.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на ...

Как вы считаете, сколько игрушек — много или мало — должно быть у ребенка?

Не допускайте, чтобы вокруг ребенка было слишком много иг­рушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточится на чем-то одном. Лучше всего маленький ребенок играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Здесь хороши предметы-заместители, например кусок дерева или коробка, которые могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро. Помните, избыток игрушек рассеивает внимание ребен­ка. Лучше всего для игры ребенку предлагать разнообразные предметы — же­сткие и мягкие, грубые и нежные, тяжелые и легкие, развивая тем самым его тактильные ощущения. Лучше всего разборные игрушки, соответствующие его возрастным возможностям, позволяющие ребенку включаться в движения: трогать, двигать, расстегивать открывать и т. д. Затем все эти навыки пригодятся ребенку в жизни.

Игра развлекает, развивает, обучает, воспитывает

• Учит подчиняться правилам. Игра — самостоя­тельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет цель, совме­стные усилия по ее достижению, общие интересы и пе­реживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Игра приучает детей подчиняться определен­ным законам и нормам, согласовывать свои действия.

• Воспитывает чувства. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, и в то же время навыки, сложившиеся в про­цессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. В иг­ре ребенок начинает чувствовать себя членом коллекти­ва, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. В это время формируют­ся моральные качества, ответственность за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, умение сопере­живать и справедливо разрешать спорные вопросы.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... музыкально - творческих способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и ... только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он ... это переход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями. ...

• Готовит к труду. У детей в игре, как и в работе, глав­ное — постановка цели и ее выполнение. Хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяют усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответст­венности. Через игру закрепляется и углубляется инте­рес детей к разным профессиям, воспитывается уваже­ние к труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

• Стимулирует творчество. Свои впечатления, мысли, чувства дети при помощи различных средств воплощают в тех или иных видах деятельности, которые имеют меж­ду собой много общего. Так, можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

В игре умственная активность детей всегда связана с ра­ботой творческого воображения: нужно найти себе роль, представить, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем «отправиться в полет», необхо­димо придумать, каким будет самолет, и изготовить его по строго определенному проекту.

Как вы считаете, что лучше для ребенка — вседозволенность, или строгость в воспитании?

В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспита­ния: нерегулярный уход за ребенком, кормление, когда, ребенок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать, — ребенок вырастает не­уверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В то же время чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются; к обществу, они более уравновешенны и добры.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

27 Введение Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Наиболее важные признаки развития это – дифференциация, расчленение раннее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Существует много типов развития, ...

Черты лица передаются ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье. Анализ многих правонарушений, совершенных подростка­ми, показывает, что в основном эти дети выросли в неблагополуч­ных семьях. Доктор Шиничи Сузуки однажды сказал: «Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детей, вглядитесь в их лица, и вы прочтете всю историю своих супружеских отношений».

Все хорошее и плохое в детях — результат воспитания с самого их

рождения.

Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способ­ствовать раннему развитию ребенка. Самое лучшее для начала — это создать гармоничные отношения между мужем и женой и при­ятную психологическую атмосферу дома. Помните это и в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Ребенок, поиграв с нервным ребенком, сам может стать нервным. Подражая, ребенок не просто обезьянничает — он проявляет свое творчество. Не ругайте его за это, чтобы не убить в зародыше творческую личность. Из двух методов воспитания — поощрение и наказание — какой Вам кажется наиболее действенным? Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

♦ Обязательно хвалите за то, что далось с трудом, для чего ребёнку пришлось постараться. А вот за то, что далось даром, не стоило усилий — хвалить не стоит.

♦ Необходимо давать ребёнку чувствовать, что он любим, что у него есть положительные качества.

♦ Нельзя ставить знак равенства между ребёнком и поступком. Оценивайте только действия, но не личность. Малыш должен быть уверен, что он хороший. Лучше сказать: «Хорошо нарисовал», «плохо убрал игрушки», — вместо: «Умница» или «неряха». Давайте учить ребёнка адекватно оценивать себя и отделять собственную «личную» ценность успехов или неудач.

♦ Безусловно, стоит хвалить, если ребёнок смог сделать что-то лучше, чем раньше. Но сравнивайте его только с самим собой, а не с другими (включая любые нормативы).

А.Макаренко писал: «Наказание — очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности».

♦ Никогда не наказывайте сгоряча и дважды за один проступок. Помните, что лучше договориться с ребёнком.

♦ Наказывая ребёнка, используйте наказания не часто.

♦ Наказывайте только за грубый проступок. Не наказывайте по пустякам, за любое непослушание.

♦ Никогда не приводите в пример других детей.

♦ Не унижайте, не оскорбляйте ребёнка, не давайте ему унизительных прозвищ.

♦ Помните, что такие меры воздействия, как окрики, угрозы, приказания, малоэффективны. В этом случае ребёнок чувствует давление взрослых, иногда испытывает чувство вины или скуку, а чаще всего всё вместе.

Нужно ли шлёпать ребёнка?

В 99% случаев порка — есть результат приступов родительского гнева. Она не является попыткой воспитать или научить чему-то ребёнка. Это всего лишь вспышка злости родителя, потерявшего контроль, не знающего что делать, и желающего отомстить, причинив ответную боль. Многочисленные исследования доказали, что применение физической силы способствует развитию у детей тревожности, низкой самооценки и агрессивности.

Должны ли дети извиняться?

Это трудный вопрос. Если вы просите детей извиняться, и этот порядок действует — отлично. Однако не забывайте, что многочисленные извинения есть не более чем проявление лицемерия. Требование извиниться — всего лишь часть наказания, а не полезный опыт сострадания и сожаления.

Например, два ваших сына затеяли драку. Вы прекращаете ссору и требуете у детей извиниться друг перед другом. Старший мальчик смотрит на младше­го и с ухмылкой на лице произносит: «Извини». В его тоне звучит сарказм и вымученность. Было ли это искренним извинением? Конечно, нет. Его реплика послужила продолжением ссоры и драки, только на вербальном уровне. Как только вы повернетесь к ним спиной, они снова устроят потасовку.

Если вы настаиваете на извинениях, убедитесь, что не просите при этом детей лгать. Главное, чтобы ребёнок осознавал за что он просит прощение и старался так больше не делать.

Золотые правила воспитания

1. Будьте большим другом ребенка, «проводником» в этом многогранном мире. С самого начала относитесь к нему как к равному. Маленький человечек пришел в новый, неизведанный мир, он еще не умеет управлять своими чувствами, желаниями. Помогите ему в этом не силой, а сотрудничеством: где-то отвлеките кроху, где-то просто не обратите внимания на конфуз.

Невозможно предугадать все ситуации, которые случаются с Вами и Вашим малышом, но применение силы на самый-самый крайний случай. Так как ничего, кроме физического и морального ущерба, ребенку это не принесет.

2. Уважайте личность малыша, его интересы и желания. Относитесь к нему как к личности. Конечно, дети иногда специально испытывают родителей своим неадекватным поведением. Но в этом случае важно отреагировать на происшедшее. Главное — остаться спокойным, не давать эмоциям захлестнуть разум.

3. Поэтому следующее правило — терпение и еще раз тер­пение к своему маленькому человечку. Например, Вы пришли с работы уста­лая, и у Вас нет никакого желания играть со своим чадом. Ребенок в знак протеста скидывает все со стола и смотрит на вас. Не кричите, а спокойно объясните, что мама пришла с работы усталая, голодная, и предложите ему поиграть с вами… в ресторан. Вы будете поваром, а он — помощником повара. Но сначала надо поставить все, что уронил на место. А после еды можно поменяться ролями.

4. Будьте искренни с ребёнком. Даже если он совсем ещё мал, не бойтесь,

что кроха не поймёт всех ваших слов. Тон разговора, интонацию речи и,

конечно, вашу мимику он обязательно уловит и прочувствует.

5. Занимайтесь со своим малышом. (Помните: вы оттолкнете его от себя сей­час, он оттолкнет вас потом, в более трудный для него и для вас период.) Рисуйте, ле­пите, играйте, читайте ему, общайтесь, гуляйте, шалите — все делайте вместе. Наверное, у каждого взрослого остались прият­ные воспоминания детства, когда ро­дители занимались только Вами, сов­местно играя во что-то.

6. Не отталкивайте ребенка от себя, когда заняты домашними делами.

Пусть поначалу он будет только ме­шать. Но потом методом проб и оши­бок Вы поймете, что Ваш помощник де­лает с наименьшими жертвами для до­ма. Например, кроха может:

♦ вытереть пыль;

♦ сервировать стол;

♦ вынуть постиранное белье из сти­ральной машины;

♦ «снимать пробу» с продуктов при приготовлении пищи (овощи, фрукты);

♦ убрать игрушки.

7. Больше общайтесь с малышом. Пусть ваш разговор будет похож на дружескую беседу. Но не отступайте от своих слов: что пообещали — выполни­те. И тогда в будущем ваш ребенок то­же не станет бросать слов на ветер.

8. Чаще хвалите ребенка. Психологи считают, если постоянно кричать, ругать малыша, то, когда вырастет, он сам станет кричать и уже Вас ругать. А если постоянно его одергивать, то будет неуверенным и нерешительным.

9. Доверяйте крохе. Можете утверди­тельно ответить на вопрос, уверены ли вы в своем малыше? Если вы ответи­ли «да», то все идет как надо, а если ответили «нет», то спросите себя: «В чем именно я не уверена?» Может быть, он еще что-то не освоил для себя, тогда помогите ему в этом.

10. Прислушивайтесь к себе. Иногда родительская интуиция луч­ше всего подскажет, как правильнее по­ступить в трудной ситуации. Напоследок хочется заметить, что вос­питание сродни искусству: родитель — это художник, а ребенок — произведе­ние искусства, подлинность которого можно оценить через много лет.

Памятка для родителей по воспитанию доброты

  1. Любите своего ребёнка. Ласково называйте его по имени.
  2. Помните, природа — наш главный педагог. Чаще бывайте с ребёнком на. природе.
  3. Имейте в семье животное или растение. Поручайте заботу о них детям.
  4. Учите детей правильному общению с живыми существами.
  5. Доведите до сознания ребёнка, что измятая травка, сорванный цветок —. живые, от грубого и жестокого отношения им больно.
  6. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
  7. Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
  8. Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом. . …нуждается.
  9. Учите исправлять свои ошибки.
  10. Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, …подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
  11. Не унижать своего ребёнка и не осуждать его поступки при других.
  12. Придумывайте вместе с детьми сказки, рассказы о доброте.
  13. Используйте положительные примеры из детской литературы при. …воспитании ребёнка.
  14. Разучите пословицы. (Добрые дела целыми веками живут. Доброе дело веками помнится. Доброму везде добро. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Добро помни, а зло забывай.) [23]

Памятка для родителей «Наука слушаться»

♦Не давайте косвенных, уклончивых указаний, пусть они будут ясными и прямыми. Ребёнок сразу чётко понимает, что вы требуете от него именно

послушания. Пример прямого указания: «Сядь здесь!». Косвенного: «Не хотел

ли бы ты здесь присесть?"

♦ Давайте отдельные и короткие указания, не давайте составных и сложных. Ребёнку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример короткого указания: «Положи книжки на полку!» Сложного: «Уберись в своей комнате!».

♦ Давайте позитивные указания. Говорите ребёнку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети с негативизмом, настроенные оппозиционно по отношению к родителям, противятся указаниям, начинающимся с «прекрати», «не». Пример негативного указания: «Прекрати качаться на стуле!», позитивного: «Слезь со стула и подойди ко мне!».

♦ Давайте конкретные указания. Не давайте смутных и неясных указаний. Это позволяет ребёнку понимать, что от него в точности ожидают, убирает замешательство и путаницу. Пример смутного указания: «Веди себя прилично!», конкретного: «Пожалуйста, говори тише!».

♦ Используйте нейтральный тон голоса, не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и ребёнком более приятным. Пример: «Немедленно встань рядом со мной!» или «Ну, пожалуйста, мой хороший, подойди к мамочке», нейтральное: «Пожалуйста, подойди и встань рядом со мной».

Памятка для родителей, у кого в семье растёт левша

Правше не дано понять левшу. Примерное представление, как ему живется, можно получить, представив себя Алисой в Зазеркалье, где все не так.

Строго запрещено:

• Переучивать левшу.

• Ругать — за неусидчи­вость, медлительность, отсутствие старания (это вам кажется, что он не старается).

Это не «вред­ность», а природа.

• Акцентировать внима­ние на том, что ребенок «не такой». Эта

информация не должна носить отрицательный характер.

• Предъявлять к письму левши те же требования, что и для праворуких. Безотрывное письмо, так же, как и наклон почерка (как влево, так и впра­во), им не дается.

Необходимо:

• Создайте благоприят­ный психологический климат (дома, в саду или школе).

• Если есть проблемы: ребенок мало и плохо говорит, путает буквы,

с трудом читает; растор­можен или, наоборот, аутичен (весь в себе) — не пытайтесь справиться своими силами: зовите на помощь специалистов (педиатра, логопеда, психолога, психоневро­лога), проводите коррек­тирующие занятия.

• Левши — не однород­ная группа, а множество подгрупп: подход должен быть индивидуальным.

• Помните о зеркально­сти восприятия ребенка, поэтому те действия, ко­торые правше вы бы по­казали, находясь рядом, на одной линии (напри­мер, завязывание шнур­ков), левше показывай­те, находясь напротив.

• Постарайтесь пра­вильно организовать рабочее место: свет дол­жен падать справа, рас­положение предметов на столе — зеркальное. В классе ребенок дол­жен сидеть с левой сто­роны парты, чтобы не мешать соседу. То же — за обеденным столом.

• Помните: у леворукости есть не только мину­сы, но и явные плюсы.

• Спорт — для всех хо­рош, и левши — не ис­ключение. Плавание улучшает координацию движений, а теннис и фехтование немало леворуких спортсменов вы­вели в чемпионы.

• Отметьте в календаре 13 августа — это между­народный День Левшей: пусть у ребенка будет на один праздник больше.