1 занятие основы ПК

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ В СИТУАЦИЯХ ЖИЗНЕННЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ

1.1 .Классификация видов психологической помощи

В соответствии с ориентированностью помощи и ее ха­рактером в науке выделяется несколько моделей помощи человеку: педагогическая, диагностическая, социальная, медицинская модель Понятие «психологическая помощь» отражает определенную область социально-психологической практики, полем деятельности в которой является множество вопросов, затруднений и про­блем, относящихся к повседневной психической жизни чело­века. В этом смысле психологическая помощь есть область и способ деятельности профессионального психолога, предназначенная для содействия чело­веку и сообществу в решении широкого круга проблем, поро­ждаемых душевной жизнью человека в социуме. В научной литературе отмечается, что содержание психологической помощи вклю­чает в себя широкий спектр теорий и практик, варьирующихся от такого метода, как глубинное интервью, до социально-психологиче­ского тренинга. Их целью является диагностическое, коррекционное, терапевтическое, образовательное, профес­сиональное и другое вспомоществование человеку.

Собственно психологическая модель психологического консультирования описывается так: причины личностных проблем или небла­гополучия в жизни лежат либо в неадекватном взаимодейст­вии с самим собой и с другими людьми, либо в личностных особенностях людей по общению. В данной модели рассмат­риваются дисгармонии в отношениях между людьми и интрасубъективная напряженность, для преодоления которых консультант опирается как на научные знания, так и на за­кономерности человеческого бытия. Эта модель используется в работе психологов-консультантов, психотера­певтов.

Психологическая помощь классифицирует­ся по разным показателям:

  • По времени действия:

— Неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия, в ситуациях острого горя. Этот вид чаще всего относится к компетенции экстренных психологиче­ских служб, телефона доверия. — Продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов.

11 стр., 5491 слов

Психологическая служба ВУЗа

... вершинного развития когнитивной сферы. Молодой человек, столкнувшийся со стрессовыми условиями, оказавшийся в жизненных затруднительных обстоятельствах, нуждающийся в психологической помощи и поддержке. Кто из ... .В., Метелькова Е.И., Арсеньева Т.Н. Проблемы создания организационных моделей психологической службы в российской высшей школе // Психология образования: региональный опыт. Материалы ...

  • По направленности:

— Личностно-ориентированная, направ­ленная непосредственно на клиента, на его обращение за помо­щью. Здесь определяющим является активность клиента в процессе консультирования. Осуществляется расширение его когнитивных возможностей и социальных способов разрешения проблемы.

— Проблемно-ори­ентированная - ответ на сложившуюся или на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. В этих случаях определяющим явля­ется решение типичных проблем, возникаю­щих у весьма отличающихся друг от друга по характеру и уста­новкам людей.

  • По пространственной организации:

— Контактная, когда бе­седа происходит лицом к лицу клиента с психологом.

— Ддис­тантная, которая подразделяется на телефонную, виртуальную с помощью Интенета и письмен­ную и допускает отсутствие прямого контакта.

  • По выполнению функций консультантом:

— Диагностиче­ская заключается в постановке диагноза, составлении психологического портрета клиента.

— Диспетчерская - направление к конкрет­ному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п.

— Инфор­мационная быстрое проникновение в проблему, точность определения и понимания ее сути, инфор­мирование человека о действенных следствиях. -Коррекционная - устранение симптомов или причин дезадаптации, когда подозреваются существенные отклонения и обнаруживаются внутренние проблемы человека.

Консультативная - опти­мальное разрешение «рабочих» вопросов повседневности, так называемых «нормативных» затруднений.

Терапевтиче­ская - процесс лечения психологическими средствами рас­стройств и конфликтов, затрагивающих глубокие слои личности.

2 стр., 586 слов

Активизация памяти клиента, техника «Психологический граф».

Российский государственный социальный университет объявляет набор на авторский 72-часовой курс повышения квалификации Евгения Полякова «Супервизия в психологическом консультировании и рилив-терапии» (2-й модуль) Начало занятий в воскресенье, 09-го октября 2016 г. Приглашаю всех, кто прошел обучение на первом модуле. Цели, задачи, содержание курса. Курс направлен на дальнейшее изучение ...

  • По количеству участников:

Индивидуальная (когда по лич­ностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной).

Групповая (акцент дела­ется на развивающей, обучающей программе или, при необхо­димости, социальной поддержки группы участников).

  • По вмешательству консультанта:

Директивная - указую­щая, дающая советы, как жить, нравоучительная.

Недирек­тивная- «идущая» за клиентом.

Различные методы и психотехнические приемы составля­ют в совокупности и целостности технологию психологиче­ской помощи. Без них отношение консультанта и его клиента могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь превратится в простое выражение сочувствия или морализа­торства.

Вопросы и задания к 1 разделу

  1. Какие виды помощи оказываются человеку в повседневной жизнедеятельности?
  2. Дайте определение психологической помощи.
  3. Назовите классификацию психологической помощи с учетом выполнения профессиональных обязанностей консультанта.
  4. — Дайте правильный ответ:

Проблемно-ори­ентированная психологическая помощь — это —

А) направление к конкрет­ному специалисту;

Б) ответ на сложившуюся или прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию;

В) постановка диагноза, составление психологического портрета клиента.

  1. По каким основаниям созданы классификации психологической помощи человеку?

  1. Направления психологической помощи

Общепризнано, что содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и эк­зистенциальной поддержки человеку или сообществу в ситуа­циях затруднений, возникающих в процессе личностного и со­циального бытия.

2 стр., 857 слов

Психологический анализ урока 6

Психологический анализ урока 08.12.11 Урок: история Учитель: Бабенко А.Ю учитель ученики Орг. моменты: Учитель пересаживает детей Сообщает о правилах конкурса, который пройдет в скором времени Ученики смеются, но выполняют просьбу Александра Юрьевича Сообщает о плане на урок и проводит опрос по определениям Выражает недовольство классом, отпуская колкие замечания Класс реагирует слабо, но ученики, ...

Психологическая помощь может включать в себя:

  • психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответственность за достовер­ность и форму сообщения несет психолог),
  • психологическую коррекцию (организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и в соответствии с воз­растной нормой психического развития; разрабатывается ин­дивидуальная коррекционная программа),
  • психологическое консультирование (помощь психически здоровым людям в достижении ими целей личностного развития),
  • психотера­пию (активное воздействие психотерапевта на личность кли­ента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности).

Современными исследователями отмечено, что в основе психологической помощи обнаруживается свойственная раз­личным уровням существования живого общая способность к самоорганизации.

Выделяются следующие направления, а также основ­ные области и ситуации, где осуществляется психологическая помощь человеку:

1).

Психическое (и духовное) развитие человека (преодоле­ние комплекса неполноценности, удовлетворение эмоциональ­ных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых мораль­ных норм и др.).

2).

Экзистенциальные и личностные проблемы человека (воз­растные, профессиональные и личностные кризисы, проблемы идентификации и отчуждения, борьба за личностный и социаль­ный статус и др.).

3).

Помощь семье (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь оди­ноким людям, разведенным, поддержка при вступлении в по­вторный брак).

4).

9 стр., 4439 слов

Психологическое консультирование родителей по вопросам развития детей в возрасте до 1 года

... Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. ... одной своей потребности. Только постоянный контакт с другими людьми является основой развития младенца. На первом году жизни ... сможете определить, нормально ли развивается ваш малыш, с помощью тестов. Многие из предлагаемых тестов даже не нужно ...

Профилактика психического и личностного здоровья (тра­диционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевных страданиях, алкоголиз­ме, разрешении конфликтов и т. п.).

5).

Психологическая помощь умирающему человеку и пси­хотерапия горя (малоразработанная и почти совершенно отсут­ствующая сфера психологической деятельности в России).

6).

Проблемы пожилого возраста (изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию, взаимоотношения с взрослыми детьми, неизбежный дефицит эмоциональных контактов, под­ведение и осмысление итогов прожитой жизни).

7).

Проблемы личностной и групповой идентичности, общее психическое состояние (места заключения, больницы, казар­мы, студенческие городки).

8).

Психологическая помощь и поддержка в кризисных си­туациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).

9).

Школьное консультирование (подготовка ребенка к шко­ле, вопросы адаптации в классном коллективе, трудности в обу­чении, взаимодействие семьи и школы).

10).

Профессиональное консультирование (выбор профес­сии, профессиональное самоопределение, удовлетворенность трудом).

11).

Психологическая помощь, относящаяся к кросс-куль­турной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление эт­нических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддерж­ка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

12).

Управленческое консультирование (совершенствование практики управления, повышение индивидуальной произво­дительности и эффективности организации в целом, гумани­тарная экспертиза, консультации по структурным изменениям в организации, обеспечение психологической поддержки в си­туациях нововведений).

В целом совокупность проблем, где психологическая по­мощь является востребованной, многообразна и многогранна. Проблемная зона захватывает область межличностных отно­шений, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, ситуации со­циализации (выбор профессии, создание семьи), вопросы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общест­венного существа, наделенного психикой.

4 стр., 1664 слов

Вопросы к государственному экзамену по направлению: «Психология», программа магистратуры: Психологическое консультирование

... плана (схемы) психологического эксперимента. Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия: критерии их разграничения. Основные принципы психологического консультирования. Организация консультативной беседы. Общая ... как практическая деятельность. Психодиагностика в организационном консультировании. Социально-психологическая помощь и поддержка семей. Психология детско-родительских ...

Вопросы и задания ко 2 разделу

  1. Определите содержание психологической помощи человеку.
  2. Назовите психологические составляющие процесса психологической помощи человеку.
  3. Выделите области оказания психологической помощи человеку.
  4. Каковы направления психологической помощи при работе с семьей?
  5. Дайте правильный ответ:

Управленческое консультирование — это:

А) Разрешение проблем личностной и групповой идентичности,

Б) помощь в выборе профессии,

В) Психологическая помощь и поддержка в кризисных си­туациях,

Г) совершенствование практики управления, повышение индивидуальной произво­дительности и эффективности организации в целом, гумани­тарная экспертиза, консультации по структурным изменениям в организации, обеспечение психологической поддержки.