Специфика доверия, усваиваемого индивидом в процессе социализации

1

Введение

Готовы ли мы доверять? Доверять новому. В приведенной работе мы даем один из ответов на этот вопрос, рассматривая «время» и «доверие» как системные качества культуры, усвоение которых и представляет собой одну из сторон культурного развития личности, — результатом же этого развития и оказывается готовность к инновационному поведению.

Культурную форму, связывающую всю эту систему что М.М. Бахтин называет «шаблонизированной формой» которая выступает в качестве «общепонятного застывшего мировоззрения служащего мостом к новому, еще неведомому содержанию». Но это у Бахтина, — постиндустриальное общество интерпретирует «неведомое содержание» чаще всего как «инновацию». Как подчеркивает Борис Гройс: «Акт инновации состоит в самой общей форме в том, что можно назвать инновативным обменом между сферой ценного и неценного, так что неценное становится ценным, а ценное — неценным».

В данной работе мы хотели бы рассмотреть доверие как некоторый базовый ресурс, содержащийся в обществе, а точнее в культуре и усваиваемый индивидом в процессе социализации.

Доверие к инновациям как установка на изменение темпоральных

характеристик образа жизни

Причем нам кажется, что инновация это всегда изменение темпоральных характеристик образа жизни, — всегда новый специфический способ использования времени, — дело тут не только в том, что мы можем делать что-то быстрее, мы можем делать также что-то по другому или вообще делать что-то совсем другое. Зачастую образ жизни подчинен тому, что называется «социальным временем», которое, по-нашему мнению, правильнее было бы назвать «индустриальным» или даже «фабричным», — такой образ жизни можно сравнить с нитью вплетенной в канат жизнедеятельности общества, или с колеблющейся на социальной синусоиде точкой, причем синусоида и является как раз тем самым социальным временем. Наилучшим устройством для такого мира представляется процесс полной синхронизации отдельных времен его граждан, — «создание нормативной темпоральной картины мира». Информационному обществу помогла стать информационным, как нам кажется, именно высокая степень концентрации доверия в культуре, — оно то, доверие, как раз и является тем необходимым квантом энергии, который позволяет точке совершить скачок с основной синусоиды на альтернативные (а возможно и создать свою), — т.е. изменить частоту и амплитуду собственных колебаний, — по-новому распорядиться временем. И этот скачок ознаменовывает подлинное завершение инновативного обмена, т.е. такую перемену образа жизни, которая характеризовалась бы образованием доверия к продукту, то есть переходу от простой его переработки к его сотворению, к «конструированию различных социальных миров». В самом общем виде можно говорить, по всей видимости, о наличии двух типов теорий времени, — реляционных и субстанциональных, — реляционные мыслят в терминах отношений(до, после, вовремя) и приписывают времени основное физическое свойство — длительность, субстанциональные — в терминах энергии и материи, а потому могут приписывать времени, например, такое физической свойство, как плотность.

4 стр., 1930 слов

19 Образ социального мира

Образ социального мира. Основные элементы образа социального мира: социальная идентичность, образ времени и образ среды. Образ мира и социальная нестабильность. План ответа Образ социального мира. Структура социальных представлений. Функции социальных представлений. Возникновение социальных представлений. Основные элементы образа СМ. Образ Я или персональная идентичность. Образ Другого. Образ ...

Начнем мы как это не странно с теории Ньютона, с его абсолютного и относительного времени. Вспоминая, что Ньютон был глубоко религиозным философом и обращаясь к его трактовке абсолютного: «Ньютон считает, что для проверки, для различения в общем виде абсолютного и относительного движения нужно приложить к телу силу. Если положение только этого данного тела среди других изменилось, значит, его движение — абсолютно. Соответственно, если только данное тело при применении силы осталось в покое, не изменилось, то перед нами абсолютный покой.

И это — тела со своими внутренними свойствами. Но если примененная данная сила подействовала одинаково и на все остальные тела, значит, их движение — относительно. И это — точки без внутренних свойств», — Аксенов подчеркивает, что не в коем случае невозможно исключить теологический компонент из теории Ньютона, — Бог вот причина существования точек пребывающих в абсолютных состояниях. Проводя аналогии с теорией биологического времени Вернадского, основным положением которой является необратимость биологического времени в противоположность к обратимости явлений неживой косной материи, Аксенов подчеркивает, что живые тела можно охарактеризовать как тела, характеризующиеся абсолютным движением ведь, они сами, а не какие-то там внешние силы являются его инициатором. Для нашего анализа инноваций как изменения темпоральных характеристик образа жизни важным оказывается то, что точки, существующие в абсолютном времени, Аксенов называет точками с «собственным поведением».

Ньютоновская теория времени также в отличие от эйнштейновской постулирует принципиальную важность выбора определенной точки отчета, — эта идея представляется нам очень важной для понимания феномена «собственного» или (мы считаем, что в данном контексте эти определения синонимичны) «инновационного» поведения, — так человек, часто имеющий собственную уникальную точку отсчета, продолжает двигаться в общей, фабричной системе координат, — (с соответствующей альтернативной стоимостью своей деятельности), в такой-то ситуации и возникает быстрее всего доверие к инновации, ведь такой человек по сути представляет собой систему с избыточной энергией. Следующей теорией, которой мы хотели бы коснуться, является субстанциональная теория времени Козырева, в самом общем виде ее можно свести к следующему положению, — время является некоторой энергией, которая необходима для упорядочивания структуры тела, — при увеличении энтропии время выделяется, при уменьшении поглощается.

5 стр., 2088 слов

5. Философия, наука, ценности в развитии общественного знания

5. Философия, наука и ценность в их взаимодействии и взаимовлиянии в развитии общественного и индивидуального знания. Сознание общественное и индивидуальное. Человек, индивид, личность в их соотношении. Философия, наука и ценность в их взаимодействии и взаимовлиянии в развитии общественного и индивидуального знания. Философия есть система идей, определяющая логические критерии, своего рода ...

Время, понимаемое субстанционально, время как ресурс, накопленный в культуре, может позволить по-новому осмыслить гуманитарные дисциплины. Время как и доверие, таким образом, сперва накапливается индивидом в процессе социализации, служит для упорядочивания его когнитивных схем, его системы отношения с миром, а затем растрачивается на упорядочивание окружающей среды и более того на ее творчество, — человек не приспосабливается больше к своей среде обитания он формирует свой уникальный мир. Почему именно сегодня мы вынуждены говорить о времени доверия к инновациям (да, да именно вынуждены и никак иначе), — дело в том что из состояния кризиса общество выходит обычно двумя способами либо войной (надеемся, что два предыдущих опыта закроют для нас подобную альтернативу) либо с новыми технологиями (которым, хочешь — не хочешь, приходится или доверять или доверяться, причем первая перспектива представляется несколько более радужной).

Как уже подчеркивалось выше, доверие и время, можно трактовать как системные качества культуры, которыми и овладевает индивид в процессе становления его как личности, — остается лишь только попытаться ответить на вопрос как именно он это делает, или вернее что же является катализатором этого процесса. В будущем планируется разработка методик для изучения вышеприведенного аспекта культурного развития личности.

Противоречивость ценностной системы как характеристика

юношеского возраста

6 стр., 2917 слов

Адаптация восточноазиатской психотелесной теории личности к отечественной системе спортивных единоборств

Кандидат педагогических наук И.А. Воронов Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Несколько тысячелетий (!) в Восточной Азии существует психотелесная теория личности, практически используемая в таких областях деятельности, как духовное развитие (цигун), оздоровительные гимнастики (цзяньшэнь фа) и единоборства (цюань шу). Считается, что ...

доверие подросток жизненный конструктивность

В работе рассматривается формирующаяся система ценностей подростка на фоне развития его самосознания. Данная тема рассматривалась неоднократно, однако большей частью — описательно и на примере школьных классов. В данном исследовании мы не будем отходить от рассмотрения контактных групп как основного источника развития ценностной системы этого возраста, но ограничиваться академическими группами не будем. Кроме того, концептуальные основания работы соединяют в себе теорию универсального содержания и структуры ценностей Шалома Шварца и теорию личностных конструктов Джорджа Келли.

Итак, проблемой исследования является неоднозначный путь, который вынужден пройти любой подросток для того, чтобы сформировать устойчивую и однозначную систему ценностей. Дело в том, что общество наших дней предлагает очевидный плюрализм разнообразных вариантов развития: огромный выбор профессий и учебных заведений, увлечений, различных хобби и пр. Отдельно стоит отметить приоритет потребительской активности: СМИ переполнены рекламой всевозможной продукции. Такое разнообразие кажется абсолютным преимуществом лишь на первый взгляд: за каждым предложением стоит определенная позиция, ценность. Профессия экономиста ассоциируется с престижностью, успехом, тогда как врача — с заботой о других, широтой души и т.п. Столкновение ценностей коллективизма и индивидуализма характерно для нашей страны в частности и для мира в целом: глобализация приводит к смешению взглядов и ставит людей в ситуацию полнейшей неопределенности. Действительно, межкультурные трансформации совершенно меняют ход социализации человека: если традиционное общество само вовлекало человека в культурную практику, то современное — напротив, ставит человека перед проблемой выбора и постоянной адаптации.

В связи с этим, вполне естественно предположение о том, что человеку, воспринимающему все подчас противоречащие друг другу предложения общества, становится сложно сделать сознательный выбор в пользу той или иной ценности. Для индивида, который не видит этого многообразия предложений (либо не определяет репрезентируемые ими ценности), такого вопроса не возникает. Таким образом, мы переходим к концептуальному аппарату теории личностных конструктов Дж. Келли и определяем значимую характеристику конструктной системы, а именно ее дифференцированность (если говорить о когнитивном стиле, то речь о когнитивной сложность индивида).

7 стр., 3057 слов

Проблема отчужденности личности в современном жизненном пространстве Влияние отчужденности на

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Психодиагностика» На тему: «Проблема отчужденности личности в современном жизненном пространстве. Влияние отчужденности на человека» Выполнила: Студентка группы ПС-41 Проверила: Русанова О. А. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Проблема отчуждения личности в современном обществе Глава 2. Описание и обоснование методик Глава 3. ...

При определенной близости понятий «конструкт» и «ценностная ориентация» (проведены соотнесения смысловых образований и конструктов, определяющих категориальный аппарат личности) гипотезой исследования стала не прямая зависимость противоречивости ценностной структуры от когнитивной сложности, а параболическая — образующая своего рода оптимум: при средней когнитивной сложности система ценностей наиболее упорядочена.

Проводится соотнесение личной системы ценностей не только в широкой культурной рамке, но и в более узкой — с ценностями наиболее значимых групп. Наиболее интересны случаи несовпадения ценностей различных групп, что, по сути, является моделью описанной общественной ситуации. С помощью метода срезов оказалось возможным наблюдать становление ценностной системы, что позволяет сделать предположение о возможностях благополучного формирования ценностной системы при различных когнитивных стилях при переходе от подросткового и юношеского возраста к взрослому этапу жизни.

В предварительном исследовании отдельно рассматривался процесс ценностного обмена внутри групп (в первую очередь академических) и связь этого процесса с межличностными отношениями. Кратко отметим, что значимых связей между личными и групповыми ценностями обнаружено достаточно мало, но их число возрастает при положительных отношениях и референтности группы. Кроме того, можно выделить специфическую обратную связь — своего рода реактивное образование: при отрицательных отношениях усваиваются противоположные ценности.

В качестве перспективы исследований в данной области можно назвать разработку методов воздействия в сфере ценностей — точнее, поиск необходимых условий для формирования непротиворечивой системы ценностей (нами планируется разработка специфического тренинга в данной области).

4 стр., 1949 слов

Цвет в жизни и деятельности человека.

ВОПРОСЫ Дисциплина «АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА» РАЗДЕЛ 1 « ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ» Гр. 11101113 -11101613 Зимняя экзаменационная сессия 2013/2014 учебного года. Цели и задачи дисциплины «Архитектурная колористика», ее место в учебном процессе. Явление цвета и предмет «Цветоведение». Определение цвета и его основных параметров. Цвет в жизни и деятельности человека. Полихромия объемно-пространственной ...

Отдельно стоит отметить о теоретической разработке и разведении таких понятий как «противоречивость ценностной системы» и «ценностный конфликт».

Влияние жизненной позиции на конструктивность личности в

жизни

Трансформационные процессы в современном обществе за последние десятилетия повлекли глубокую перестройку социальных институтов и значительно повлияли на общественное и индивидуальное сознание людей. Это послужило толчком для поиска стратегий оптимальной организации жизни и регуляции ее хода. Жизненная позиция — это найденный способ реализации принципиальных для человека направлений его жизни, решение кардинальных задач (К.А. Абульханова-Славская).

Если личность достигает поставленных жизненных целей и самореализуется, то это придает ей уверенность в себе. Отсутствие эффективной жизненной позиции — это уступка личностью своих внутренних индивидуальных целей, задач требованию времени и обстоятельств.

В настоящее время проблема конструктивности личности в жизни является одной из важных и ключевых в психологической науке. Однако эмпирических конкретизаций в контексте разных возрастных периодов и выявленных детерминант конструктивности недостаточно. Поэтому изучение влияния жизненной позиции на конструктивность личности в жизни на примере людей раннего зрелого возраста является актуальным. Ведь именно в этот период жизни личность впервые осознанно выстраивает свой жизненный путь в соответствии с собственными ценностями и интересами.

Объектом исследования выступила конструктивность личности в жизни. Предметом — влияние жизненной позиции на конструктивность личности в жизни (на примере лиц раннего зрелого возраста).

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что поведение, основанное на жизненной позиции, учитывающей вероятность случайного в сочетании с собственной активностью, приводит к более успешной самореализации личности в жизни, чем крайние жизненные позиции.

В качестве методов сбора данных применялось психологическое тестирование. Конструктивность как способность личности находить адекватный способ построения жизненного пути на основе соотнесения внутренних возможностей и требований социума оценивалось методикой О.В. Моткова «Личностная биография». Жизненные позиции — с помощью модифицированного варианта проективной методики «Лентяй и работяга» и самооценки жизненной позиции по предложенным описаниям. Методы обработки данных: t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни, угловое преобразование Фишера, корреляция Пирсона. Исследование проводилось в период 2007-2008 г.г. на базе ИЭУП (г. Казань).

12 стр., 5634 слов

Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе человек-человек, художеств

ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Факультет психологии Кафедра психологии личности Специальность: 020400 – Психология Выпускная квалификационная работа (Дипломная работа) Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе «человек-человек, художественный образ» (на примере работников салона красоты) Работа завершена: “___” __________ 20_ г. ...

Выборку составили 90 испытуемых в возрасте от 19 до 23 лет.

Как показано в работах отечественных и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, М.Р. Гинзбург, Э. Эриксон и др.), на стадии ранней зрелости личностью принимаются смысловые решения относительно собственной жизни, строятся паны, определяется центральная жизненная позиция, регулирующая процессы гармонизации функционирования основных компонентов психики и поведения. Во всех сферах жизни обнаруживаются стремление к личностному выражению, выработке стиля жизни. Однако в ходе исследования было выявлено, что среди лиц раннего зрелого возраста 49% юношей и девушек имеют нечеткую жизненную позицию, которая характеризуется отсутствием четкого жизненного пана и представлений о способах его реализации, Найденные способы самореализации непостоянны и порой противоречивы. Данные результаты подтверждают тот факт, что период ранней взрослости характеризуется остаточными проявлениями подросткового и юношеского возраста.

32% испытуемых отличает жизненная позиция, в которой доминирует представление о том, что «воля человека и предначертанное судьбой неразрывны». На субъекте ежит частичная ответственность за результаты жизнедеятельности, а остальное — дело случая (судьба, фортуна, бог и т.п.).

Причем с «судьбой» у человека складывается своеобразный «игровой» контакт. Жизненная позиция «Я творю — Я отвечаю», согласно которой человек принимает на себя полную ответственность за все происходящее, характерна для 19% испытуемых. Выборке испытуемых отсутствуют позиция «смирения», где ответственность за происходящее полностью в руках судьбы, а проявление собственной активности неуместно, бесполезно, а также позиция «уныния» с преобладающим пессимистическим жизненным настроем, где судьба слепа, а человек бессилен.

Далее выборка испытуемых была разделена на 3 по критерию «преобладающая жизненная позиция» (по 16 человек), для того, чтобы выявить специфику компонентов конструктивности личности в жизни юношей и девушек с разными жизненными позициями и их взаимосвязи. Обнаружено, что у людей с нечеткой жизненной позицией низкий уровень позитивных изменений, происходящих в процессе развития личности (р. 0,01).

Это подтверждает акмеологическое понимание принципа детерминизма развития. Отсутствие четких ориентиров в жизни и представлений о способах достижения целей затрудняет саморазвитие, так как не формируется динамическая сила, побуждающая к изменениям. Им характерна тенденция к адекватному построению жизненного пути с учетом внутренних возможностей и требований социума (р. 0,05) и тенденция к ощущению полноты и гармоничности своей жизни (р. 0,05), что отражает их устремленность к поиску смысла жизни для преодоления ощущаемого жизненного вакуума или фрустрации.

При наличии жизненной позиции «Воля человека и судьбы неразрывны» у юношей и девушек 19-23 лет — высокий уровень позитивных изменений в личности (р. 0,01), а также тенденция к эффективной жизненной самореализации (р. 0,05), к существенным перестройкам в личности, к осознанию жизненного предназначения и адекватному построению своих планов на будущее (р. 0,05).

Жизненная позиция «Я творю — Я отвечаю» определяет средний уровень позитивных изменений в личности (р. 0,05) и недостаточную конструктивность личности в жизни (р. 0,05) по сравнению с людьми, имеющими другие жизненные позиции.

Анализ взаимосвязей компонентов общей конструктивности личности в жизни (самоопределения, самореализации, трансформации личности, гармоничности) у людей с разными жизненными позициями показал, что жизненная позиция, в которой «воля человека и судьбы неразрывны», определяет большую целостность и высокую интегрированность компонентов конструктивности личности и жизни, что может свидетельствовать об устойчивости личности в целом. Влияние жизненной позиции на конструктивность личности внешне незначительно и касается лишь позитивных сдвигов в личности, происходящих в процессе взросления. Однако внутренняя структура общей конструктивность личности при разных жизненных позициях существенно отличается, что характеризует разные механизмы функционирования данного процесса.

Заключение

Преимущества жизненной позиции «Воля человека и судьбы неразрывны» объясняется с точки зрения концепции «веры в справедливый мир», которая способна повлиять на поведение, даже оставаясь на осознанной (М. Лернер, Л.Я. Гозман).

Убежденность в справедливости мира эффективно снимает страхи человека, высвобождая ресурсы к изменениям. Причем поведение человека, как известно, всегда обусловлено совокупностью внешних ситуативных и внутренних психологических факторов. Упование лишь на волю случая неэффективно, ибо без включенности активности личности в деятельность не задействуется «истоки развития из резервного фонда потенций человека» (В.Г. Асеев), и, как следствие, развитие не происходит.

Таким образом, поведение на основе жизненной позиции, учитывающей вероятность случайного в сочетании с собственной активностью, приводит к более успешной и конструктивной самореализации личности в жизни, чем иные крайние позиции.

1. Аксенов Г.П. «От абсолютного времени и пространства Ньютона к биологическому времени и пространству Вернадского» Доклад в рамках семинара. Изучение феномена времени. МГУ. 14 ноября 2009 г.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М. 2009.

3. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. 2008.

4. Гройс Б. Инновация как вторичная обработка // «Мысль изреченная…»: Сб. науч. ст. М., 2011.

5. Рябцева Н.К. Аксеологические модели времени // Логический анализ языка: Язык и время. М., 2007.

6. Долганов Д.Н. Система личностных конструктов как компонент системы субъективного опыта // Социальные и гуманитарные науки на дальнем востоке, 2008, №2.

7. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Речь: 2009.

8. Келли, Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб.: 2009.

9. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. М: 2009.

10. Стефаненко Т.Г. Социальная психология в культурно-исторической перспективе // Социальная психология в современном мире. Аспект-пресс: 2008. Глава 2.

11. Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е.М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. 2009. №3.

Размещено на