Основные задачи риторики:

21.Культура речи юриста. Речь имеет две формы: письменную и устную. Письменная речь осуществляется, как правило, в официальных ситуациях; она рассчитана на предварительное обдумывание, значит, требует предельной точно- сти, строгого соблюдения норм литературного языка. С учетом задач уголовного судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как выбор и организацию языковых средств, которые соответствуют официальной ситуации и требованиям УПК РФ и адекватно отра- жают устанавливаемые по делу фактические данные. Культура публичной речи — это такое мотивированное использование язы- кового материала, которое является оптимальным для данной ситуации и содер- жания речи.

1.2. Качества воздействующей речи Судебная речь имеет целью убедить судей и присяжных заседателей. Для этого она, прежде всего, должна быть понята составом суда, а также всеми слуша- телями. Первое необходимое качество судебного выступления — ясность. Ясность достигается глубоким знанием материала, четкой композиции ре- чи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Простота речи — использование и сложных синтаксических конструкций, и риторических приемов. Речь становится неясной вследствие нечеткого знания материалов дела, вследствие низкой культуры мышления. Причиной неясности могут быть: неуместное использование в речи ино- язычных слов и узкоспециальных терминов; местоимений; многословие. Точность — соответствие высказывания замыслу оратора и явлениям дейст- вительности (предметная точность), является необходимым качеством судебной речи. Нарушение точности приводит к тому, что представления и понятия иска- жаются. Понятийная точность нарушается в результате небрежного обращения с частицей — не (в результате её пропуска).

Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, «любимы- ми» словами и словосочетаниями. Неточность речи возникает при употреблении иноязычных слов. Логичность в лингвистике — выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли. 6 Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отно- шений языковых единиц связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности Понятийная логичность отражает логичное движение мысли в смысловых связях элементов языка. Важным качеством судебной речи является уместность, то есть соотнесен- ность языковых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умение по- строить её соответственно теме, задаче, времени, месту и оратору. Уместная речь обладает следующими признаками: 1) соразмерностью языковых средств и содержания; 2) соответствие языковых средств обстановке; 3) соответствием языковых средств оратору. Правильность речи предполагает соблюдение общепринятых норм литера- турного языка. Языковые нормы — это наиболее распространенные, принятые в общест- венно-речевой практике и регламентированные правилами варианты произноше- ния, употребления слов, правописания, постановки знаков препинания, словообразования.

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

... заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения. Психолого-педагогическая классификация открыла широкие возможности для ... деятельности (заикание, проявление речевого негативизма), нарушение языковых средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР)) и многие другие причины. 4 ...

Важно соблюдение лексических норм, обеспечивающих точность слово- употребления; орфоэпических (произносительных) и акцентологических (норм ударения), обусловливающих единство звукового оформления речи. Грамматиче- ские нормы (морфологические и синтаксические) устанавливают единообразие форм словоизменения и соединения слов в словосочетания и предложения. Сти- листические нормы обеспечивают уместность в речи эмоционально и функцио- нально окрашенных языковых средств. Лаконичность в речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсут- ствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Краткость речи должна сочетаться с её глубоким содержанием, чему содей- ствуют эмоциональность и экспрессивность. Особо ценным качеством публичной речи является самобытность — умение говорить о самых знакомых фактах своими словами, не употребляя речевых штампов. Краткость речи должна сочетаться с ее глубоким содержанием, чему содей- ствуют эмоциональность и экспрессивность. Эмоции вызывает сам материал су- дебной речи. Экспрессивность (выразительность) выступления оратора зависит от самостоятельности его мышления, от его интереса к тому, о чем говорит; от уме- ния контролировать свою речь; от сознательного намерения говорить выразитель-7 но.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... длительности : аффекты, страсти, настроение, чувства, стресс. Аффект – стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку ... необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе ...

Выразительная речь вызывает интерес у судей и присутствующих в зале суда граждан, поддерживает интерес к предмету разговора. Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат языковые средства, с помощью которых оратор выражает эмоционально-волевое отношение к предмету речи и тем самым воздействует на эмоции присяжных заседателей и слушающих дело граждан. Это различные изобразительно-выразительные средст- ва. Однако каждое изобразительно-выразительное средство уместно в судебной речи в том случае, когда помогает усилить звучание аргумента, а также выразить важную, с точки зрения оратора, мысль, передать ее суду, подсудимому или при- сутствующим в зале суда гражданам. Использование риторических приемов ради украшательства, красивости речи ослабляет ее логический аспект, снижает ее убе- дительность. Богатство или разнообразие — это максимальное использование разнооб- разных средств языка, которые необходимы для эффективной передачи информа- ции. Судебная речь, обладающая всеми названными качествами, воспринимается как воздействующая. Только при этом условии она может выполнить свою высо- кую общественную функцию.

Лингвистические термины: Антитеза — изобразительное средство, строящееся на противопоставле- нии понятий, мыслей, образов. Градация — расположение слов, при котором каждое последующее содер- жит усиливающееся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение. Жаргон — социальная разновидность речи, характерная для людей, объеди- ненных общностью интересов, профессии, времяпрепровождением. Метафора — употребление слов в переносном значении на основе их сход- ства. Паронимы — однокоренные слова, близкие по звучанию, но различающие- ся значением. Риторические приемы — различные изобразительно-выразительные сред- ства. Семантика — значение слов. Стилевой — относящийся к функциональному стилю. Стилистический — речевое средство, обладающее выразительными воз- можностями. Фразеологизм — устойчивое в своей структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в речи в виде готовой единицы.

11 стр., 5079 слов

Виды деловой речи. Беседа, дискуссия, телефонный разговор.

... целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идет об интересах физических и юридических лиц. Объект«Психологии делового ... враждебный), дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами. Цель любой дискуссии - достижение максимально возможной степени ... необоснованные подозрения, голословные утверждения, окрики за критику; давление на собеседника голосом, манерами. ...

22.Критика в деловой коммуникации В деловой коммуникации критика является неотъемлемой частью в работе организации. Поэтому важно корректно подходить к таким вопросам: кто имеет право на критику, а кто — нет; о ее мере, о соотношении критики и дела; о том, как осуществлять критику, не обидев критикуемого и не испортив с ним отношения. Критика сотрудников — один из самых сложных аспектов работы менеджера. Неправильная критика может привести к полной демотивации в коллективе. Тогда как критика взвешенная способствует личному росту и улучшению результатов. Слово «критика» имеет греческое происхождение и обладает несколькими значениями: а) обсуждение с целью дать оценку; б) отрицательное суждение с целью указания недостатков; в) проверка достоверности чего-либо. В современной деловой коммуникации выделяют несколько видов критики: 1. Позитивная критика — всегда ситуативно уместна, осуществляется в присутствии объекта критики. Предметом критики являются дела и поступки, а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал.

Объективная критика опирается только на конкретные факты и аргументы. Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем. Цель критикующего — выявить действительные причины допущенных ошибок. 2. Разрушительная критика — по форме выражения монологична. Она не предполагает конструктивного взаимодействия, сотрудничества критикующего и критикуемого. Она не предполагает двух позиций, взаимно уточняющихся или вырабатывающихся в процессе критики. У автора такой критики только одна позиция, одна точка зрения, он заранее присвоил себе право быть правым. 3. Конструктивная критика — ставит своей целью не уничтожение оппонента, а совместный поиск средств преодоления обнаружившихся трудностей и проблем. Здесь налицо две равноправные позиции, во взаимодействии которых и осуществляется критика. Критический диалог — это не просто средство обнаружения недостатков, но и сам процесс их устранения. Основной целью эффективной критики в деловой сфере является исправление ситуации и исключение ее повторения в будущем.

3 стр., 1387 слов

Деловые стили

... ваш партнер принадлежит к людям эмоционального делового стиля, предварите деловые отношения небольшой беседой (не начинайте сразу ... таким качествам зарубежные предприниматели относят: использование в деловом общении неофициальных каналов; отсутствие привычки к ... Иностранные партнеры русских предпринимателей отмечают некоторые качества делового стиля своих русских коллег, которые заметно отличаются ...

Задача профессионального руководителя заключается в том, чтобы не напугать, не наказать или отомстить за неудачу, а привести к нужному результату, помочь сотруднику справиться с ситуацией. Конструктивная критика должна вызывать желание исправить ошибки и улучшить положениедел; повышать самооценку и веру в свои силы; мотивировать сотрудника к выполнению задания. Выделяют следующие этапы критики в деловой сфере: 1. Создание доброжелательной атмосферы в начале разговора. 2. Высказывание критического замечания. 3. Определение реакции на критику. 4. Завершение критики, предложение возможной помощи, эмоциональной поддержки. Критика должна быть своевременной. Это одно из важнейших условий ее успешности и эффективности, т.к.: — если разговор происходит сразу после вызвавших его событий, детали и результаты еще свежи в памяти участников и анализ ситуации становится своего рода работой над ошибками; - представление о случившемся постепенно искажается под действием субъективных факторов, обрастает новыми подробностями (как правило, выдуманными), а что-то существенное забывается, что не способствует конструктивному и объективному анализу; - по прошествии некоторого времени предметом обсуждения станет уже не конкретный случай, а сложившийся вокруг него миф, который тем дальше будет от реальности, чем тяжелее последствия проступка и дольше срок его давности; - отсроченная критика, особенно нескольких, подчас не связанных между собой проступков из прошлого, очень напоминает простое сведение счетов и вызывает протест и неприятие со стороны сотрудника, а также общественное осуждение. За руководителем прочно закрепляется репутация «злопамятного» и «мстительного». Руководителю также полезно задуматься над некоторыми важными моментами. Гнев и раздражение — плохие помощники. Необходимо разобраться со своими эмоциями и держать себя в руках, даже если ошибки сотрудника привели к серьезным проблемам. Не следует проводить встречу немедленно, но нельзя и откладывать ее надолго. Нужно подумать насколько сотрудник готов к восприятию критики. Возможно, в настоящий момент он переживает свои ошибки или охвачен страхом за будущее и опасениями по поводу предстоящей встречи. Необходимо быть уверенным, что подчиненный в состоянии оценить ситуацию и услышать обращенные к нему слова. Не менее важно отделить человека от проблемы и результата. Лишь такой подход обеспечивает конструктивную критику. Наиболее распространенная ошибка менеджеров заключается в персонификации проблемы. Нужно минимально говорить о человеке, максимально — о ситуации и результате; не сводить ошибки сотрудника к его личным качествам. Оценивать не подчиненного, а лишь его действия и результаты. Создание условия для спокойного, доверительного разговора наедине, продемонстрирует индивидуальный подход и уважение к сотруднику, пустьдаже допустившему ошибку; покажет реальную заинтересованность в объективной оценке ситуации и представит встречу как элемент развития подчиненного, а не его наказание. Не менее важно выбрать правильное время для встречи. Разговор в конце рабочего дня или перед обеденным перерывом приведет лишь к дополнительному раздражению собеседника, так же, впрочем, как и попытка решить все проблемы «на ходу», ежеминутно поглядывая на часы. При разговоре нельзя отвлекаться на телефонные звонки, разговоры с посетителями, перерывы и т. д. Если встреча начинается с декларации тяжести проступка и неотвратимости наказания за него, очевидно, что собеседник, поставленный в положение обвиняемого, будет защищаться, а не анализировать проблему. И в следующий раз заранее продумает линию защиты и направит все усилия на поиск оправданий, а не на качественное и своевременное выполнение работы. Критика не означает только негативный отзыв. В работе каждого сотрудника всегда есть положительные моменты. Прежде чем критиковать, необходимо похвалить сотрудника. Это создаст доверительную атмосферу, разрядит обстановку и придаст объективности суждениям (поскольку знание о достижениях сотрудника означает способность видеть не только минусы, следовательно, к мнению критикующего стоит прислушаться), а также снизит напряжение собеседника, расположит его к конструктивному разговору. В ходе разбора ситуации нужно не забывать спрашивать сотрудника о его понимании проблемы. Обязательно дать возможность высказать свою точку зрения на происходящее, даже если она радикально отличается от мнения критикующего. Вполне возможно, подчиненный сам найдет правильное решение, при этом эффективность его принятия и реализации будет во много раз выше, чем если он получит готовый ответ. Сам факт того, что руководителя интересует мнение провинившегося сотрудника, мотивирует последнего к поиску оптимального решения, становясь для него своеобразным «вызовом». Во время разговора нельзя отклоняться от главной темы. Необходимо анализировать конкретную ситуацию в четких терминах и не стесняться получать подтверждение того, что вас поняли. А также четко определять, чего вы хотите достичь, каких результатов ждете и как будете их измерять. Рекомендации должны быть ясными и недвусмысленными, чтобы их можно было повторить. Необходимо, одинаково оценивали ситуацию, ее причины и следствия и, главное, чтобы собеседник понимал, что он сделал правильно, чего он не должен совершать в другой раз, что и как он должен будет сделать во избежание повтора подобных ошибок. Таким образом, конструктивная критика является важной составляющей в управлении любой организацией. Знание ее правил способствует эффективной работе трудового коллектива и развитию предприятия в целом.

10 стр., 4890 слов

Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей человека 2

... делового общения и диагностика коммуникативных способностей человека Оглавление Введение 1. Понятие делового общения, его формы и виды 2. Коммуникативные способности 3. Тест коммуникативных умений Михельсона 4. Методика "Оценка коммуникативных ... рассказ. г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь. д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!" 25. Кто-либо просит ...

8 стр., 3533 слов

Личность, психологические типы, архетип. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров

... характеристика делового общения Личность, психологические типы, архетип. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров. Эффективное взаимодействие с деловыми партнерами ... . Ощущающему типу несложно быстро сориентироваться в ситуации делового общения, он ведет себя уверенно, принимает ... , быстротой движений, разнообразием мимики, быстрым темпом речи. Он общителен, стремится к смене впечатлений, ...

23. Культуре и этике деловых контактов уделяется в последнее время все большее внимание. Речевые коммуникации являются неотъемлемой частью этики делового общения, в частности, деловых переговоров. Взаимосвязь культуры делового общения и речевых коммуникаций можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к собеседнику. Для установления приятных и полезных деловых взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и, особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием, как в бытовой, так и в деловой обстановке. Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики дополняются в данном случае некоторыми специальными, определяемыми спецификой телефонного разговора. Проведение любых бесед подводит к необходимости высказывания в адрес своих собеседников критических замечаний или суждений, поскольку нас не всегда устраивают поступки и высказывания нашего окружения. Общая и деловая этика критических замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений. 1. Коммуникативная культура Коммуникативная культура — это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату. В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность. Вежливость — это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17%. Корректность — умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару. Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта — это, прежде всего, чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, Поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д. Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением — обманом, ложью. Предупредительность — это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобства и неприятностей. Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств. эмпатия — умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они; • доброжелательность — уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других; • аутентичность — способность быть самим собой в контактах с другими людьми; • конкретность — умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы; • инициативность — способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать; • непосредственность — умение говорить и действовать напрямую; • открытость — готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность; • принятие чувства — умение выражать, свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других; • самопознание — исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки. Человек начинает лучше понимать других, если познает следующие аспекты собственной личности: • собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы; • свои перцептивные умения, т. е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп; • готовность воспринимать новое во внешней среде; • свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и других культур; • свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды; • свои способы персонализации внешней среды, т. е. основания и причины, по которым что-то во внешней среде рассматривается как свое, в отношении которого проявляется чувство хозяина. Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических умений: • психологически верно и ситуативно и обусловлено вступать в общение; • поддерживать общение, стимулировать активность партнера; • психологически точно определять «точку» завершения общения; • максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; • прогнозировать реакции партнеров на собственные действия; • психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника; • овладевать и удерживать инициативу в общении; • провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению; • формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению; • преодолевать психологические барьеры в общении; • снимать излишнее напряжение; • психологически и физически «соответствовать» собеседнику; • адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; • мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи. Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т. е. культура речи. В речевой коммуникации можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой коммуникации состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями. К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести: • словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы); • словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает) • произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект); • грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами); • стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).

Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и деловой среды позволяет говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения. 2. Речевые коммуникации в деловых переговорах Слово — один из важнейших элементов воздействия на подчиненных в процессе управления. Речь может вызывать положительные (радость, гордость, удовлетворенность результатом труда и т. п.) и отрицательные эмоции (страх, гнев, обиду и т. п.), в результате меняется и настроение, и работоспособность. В работе руководителя львиная доля времени уходит на совещания, согласования, поручения. В каждом случае важно найти необходимую форму общения, тональность, аргументы. Сухо, без эмоций прочитанный доклад вызывает у слушателя сон. Интонация подчеркивает, а иногда и изменяет сущность слов и смысловую информацию. Простое сердечное слово, хорошо подобранные аргументы, эмоциональная окраска — средства, которые характеризуют уровень культуры речи и способствуют установлению психологического контакта между руководителями и подчиненными (8,с.76).

При защите своей точки зрения не следует оказывать давление на личность партнера: «У тебя устаревшие представления…», «Ты лжешь!». Такие нападки всегда вызывают защитную реакцию. Опровергая аргументы оппонента, следует использовать слова: «Не кажется ли вам…», «Не следует ли учитывать…». Специалисты по работе с персоналом считают целесообразным использовать следующие выражения: «нужно признать, что я принял неверное решение», «вы прекрасно справились с заданием», «каково ваше мнение?», «давайте решать проблему вместе», «я признателен вам за выполненную работу» и др. Следует употреблять чаще слово «мы» вместо раздражающего «я». Иногда полезно вначале согласиться с другой стороной, чтобы затем по частям опровергнуть изложенную оппонентом точку зрения. «Ты говоришь, в принципе, верно, но здесь следует иметь в виду следующие моменты…» и поэтапно опровергать его аргументы. В данном случае предварительным согласием ослабляется желание противника защищать себя, и, как правило, стороны соглашаются быстрее. Не следует опускаться до споров, Лучше задать вопрос: «Ты не согласен со мной, а как, по-твоему, следует действовать?» Восточная мудрость гласит: «Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего». Умение слушать — это один из самых важных и эффективных элементов хорошего тона. «Не слушать, — писал Бальзак, — это не только отсутствие вежливости, но и признак пренебрежения… Ничто так не окупается в общении с людьми, как милостыня внимания…» Руководитель, уважающий мнение других, не позволяющий личным эмоциям брать верх над собой, как правило, вызывает глубокую симпатию у работников. Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Руководитель, не умеющий быть внимательным к другим, никогда не завоюет любовь и уважение подчиненных. Умение слушать — профессиональная черта руководителя. В большой организации рядовые работники встречаются с директором редко, но они могут видеть его на годовых отчетах, на торжествах в роли основного выступающего, и складывающееся впечатление является важным слагающим авторитета руководителя. Кроме того, высшему руководителю часто приходится представительствовать в разных организациях, выступать на совещаниях. По культуре его речи судят о всей организации. Специалисты утверждают, что для хорошего выступления на одну минуту требуется 20 минут подготовки. Подготовка схемы выступления, подбор материалов, крылатых слов, анекдотов, проработка тезисов и всего выступления — залог его успеха (10,с.34) Современная аудитория не приемлет менторского тона, ей нравится разговор по принципу «равный с равным». Привлечь внимание аудитории нужно сразу. Выступление должно сопровождаться сравнительными материалами, цифрами, юмором. Заканчивая его, можно вернуться к началу, призвать людей к соучастию в решении какой-либо задачи, акцентировать внимание на проблеме. Важным элементом публичного выступления являются ответы на вопросы. Никогда не уклоняйтесь от ответов: если не знаете, то попросите спрашивающего зайти к вам и подготовьте ответ. В жизни бывает бесчисленное множество ситуаций, и в каждом случае хороший руководитель должен чувствовать то, что он хочет продемонстрировать. Штампы никогда не произведут впечатления на аудиторию, а вот актерские способности выступающего, несомненно, привлекут внимание. Например, если сжимать кулак, сильно сокращать мускулы тела, то можно довести себя до высокого физического напряжения, которое часто воспринимается аудиторией как проявление сильного темперамента. Элементы артистизма необходимо использовать во многих профессиях: лекторской и особенно в работе руководителей. Многие считают, что речь всего лишь оформляет мысли человека и его житейский опыт и является вспомогательным средством делового общения. Но проведенные исследования показали, что это не так. От культуры речи зависят результаты деловых переговоров, а при публичном выступлении — степень убежденности аудитории в правоте ваших слов. Люди, как правило, не замечают, что даже их поведение программируется теми словами, которые они употребляют. Богатство языка предоставляет человеку различные возможности для описания себя. Чем больше в языке человека слов и выражений, относящихся к его внутреннему миру, к особенностям ёго личности, тем более позволяет этот язык понять изменить себя, тем больше различий между собой и другими людьми он может заметить. Люди по-разному используют возможности, данные им языком. Они могут иметь больший или меньший словарный запас, говорить на жаргоне или диалекте. Руководитель должен знать последствия употребления им слов и выбирать те, что работают на созидание, а не на разрушение.

Алена — Стр 2

24. Риторика зародилась в Древней Греции в V в. до н.э. В этот период в Элладе были города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия, Верховным органом было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее выгодным способом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя — софисты, которые подчеркивают силу слова, способную приобрести власть над людьми. Одним из основателей риторики считается софист Горгий. Софисты полагали, что цель оратора не раскрытие истины, а убедительность, поэтому они добивались успеха любой ценой. Их риторика «манипулирующая», монологическая, риторика словесного спора, состязания.

Против положения софистов об относительности истины выступления Сократ, для которого в основе риторики должна быть не практическая, а духовная мораль. Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист». «Федр». Риторика Платона диалогическая: каждый участник общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; цель речевого общения — не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли. Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», большое значение уде6ляет логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного. Речь, считает Аристотель, - это то, что создает сообщество людей, семью, государство.

Расцвет римского красноречия приходится на I век н.э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона, определявшего риторику как «искусство хорошо и украшено говорить».

РИТОРИКА  — филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Правила риторики обобщают опыт великих мастеров слова.

Задача оратора — умело побудить аудиторию задуматься об обсуждаемом предмете, чтобы активно вырабатывать собственную позицию. Для людей, особенно сейчас, в эпоху объединения человечества, его культуры и традиций, необходимо слово как инструмент мысли, познания и средства объединения, которое должно быть полно смысла, должно быть глубоко нравственно и выполнять этическую задачу — ведь только так оно сможет объединить людей. Речь есть то. что создает сообщество людей, прежде всего семью и государство. Слово, речь — это главное орудие информационных войн.

В большинстве ситуаций человек говорит не столько с целью информировать слушателей, собеседников, сколько с целью воздействовать на них: убедить, разуверить, склонить на свою сторону. Во всех развитых странах мира слово, речь — это важнейший резерв социально-экономического развития. Именно поэтому особое положение среди гуманитарных наук в США занимает сейчас современная риторика, которая является предметом государственной идеологии. В Японии, например, возникла своя риторическая теория, получившая название теория языкового существования. Она изучает формы речевого общения между людьми, правила речевого поведения человека. На возрастание роли риторики в современном мире оказывает воздействие развитие в обществе демократии и свободы слова, а также формирование в обществе социально-психологического стереотипа доверия к слову. Вот почему в 21-м веке и в России начался «риторический Ренессанс» — возрождение риторики, возрождение слова на новом уровне, возвращение его в новом качестве как инструмента мысли, познания и как средства объединения человечества. Таким образом, современная риторика — это теория и мастерство эффективной, т. е. целесообразной, гармонизирующей речи. К числу общественных задач риторики не относится обучение технике манипуляции общественным мнением.

Основные задачи риторики:

—  научить быстро воспринимать речь (когда это умение развито, оно играет роль щита или фильтра и не позволяет себя увлечь или обмануть, сбить на деятельность, невыгодную ни себе, ни обществу);

—  научить изобретать и строить свою речь в соответствии с обстоятельствами (важно не только грамотно и последовательно строить речь, производя отбор лексики и грамматических конструкций, но и уметь изобретать содержание речи);

—  научить создавать монологи, вести диалоги, полемику.

Сферой применения риторики является монологическая речь.

Особый раздел риторики — оратория — это теория и практика публичной речи. Другой раздел — теория и искусство ведения спора — основыполемического мастерства.

25. Спор — это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.

Принципы ведения спора.

Принцип предварительной подготовки к ведению спора. В соответствии с этим принципом предварительная подготовка к ведению спора позволяет вам не только мобилизоваться, но и многое обдумать и даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии-спора, сделать некоторые «заготовки», собрать и осмыслить некоторую исходную информацию.

Принцип терпимого отношения к инакомыслящим. Сутьпринципа заключается в том, что противоположная сторона, так же, как и вы, имеет право на свое мнение. Она так же, как и вы, стремится к истине, но процесс ее поиска должен быть корректен с обеих сторон.

Принцип последовательного анализа альтернатив. Суть этого принципа заключается в том, что практически любая проблема или задача имеют, как правило, несколько возможных подходов, способов решения. Однако не все подходы, способы решения проблем являются в равной степени оптимальными. Уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени.

Принцип корректного ведения спора. Это один из основных принципов ведения споров, переговоров, который заключается в том, что чем корректнее будут Ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом.

Принцип «отстранения» в процессе ведения спора. Давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней и аргументированней говорит, но прежде всего тот, кто, как бы стороны наблюдая за ходом дискуссии-спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интересами и преодолеть психологические барьеры.

Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения спора. Суть этого принципа заключается в том, что существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность вашей аргументации снижается. Это может быть, например, установка на то, что противоположная сторона лучше подготовлена, чем вы, и поэтому сильнее вас. Или, например, страх выглядеть хуже, чем ваш оппонент, уже сам по себе сдерживает и скрывает ваши суждения и действия.

Принцип поэтапного продвижения к истине. Суть этого метода заключается в том, что эффективность ведения спора и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подходы к решению проблемы и каждая из альтернатив отчетливо выдвигает свои аргументы «за» и «против» того или иного подхода к решению проблемы.

Принцип поэтапного продвижения к истине в процессе ведения спора предполагает следующие стадии:

1) Вводное информирование. Ведущий, организующий дискуссию, инициатор встречи заинтересованных сторон информирует участников о проблеме, целях и самой ситуации, породившей дискуссию-спор.

2) Аргументация сторон. Каждая из сторон, имеющая свою позицию, свою точку зрения на решения проблемы, высказывает и аргументировано отстаивает свою точку зрения.

3) Оппонирование, критические суждения. Каждая из спорящих сторон выступает по отношению друг к другу в качестве оппонента, высказывает критические суждения, сомнения, отстаивая свою позицию.

4) Активное противоборство сторон. Продолжение дискуссии, спора, поиск дополнительных аргументов и сторонников, подключение всех желающих принять участие в споре. Контраргументация и сопоставление альтернатив.

5) Поиск компромиссных вариантов решения проблемы. На этом этапе каждая из противоборствующих сторон должна пойти на приемлемые уступки. Частичный отход от своей позиции, ее активный пересмотр. Анализируются и сопоставляются все возможные варианты решения проблемы.

6) Поиск приемлемого решения. Идет активный поиск и обобщение всего конструктивного, позитивного, что было высказано в процессе дискуссии/спора, отслеживаются точки соприкосновения, сближаются позиции, вырабатываются взаимоприемлемые решения.

7) Завершение спора, обобщение результатов. На этом этапе подводятся итоги спора, резюмируются результаты, констатируется, что достигнуто и какой ценой.

Принцип уважения личности оппонента. Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого, как минимум, необходимо уважительное отношение к инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады.

Принцип аргументированной конструктивной критики. Суть этого принципа заключается в том, что критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы. Другими словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конструктивные предложения, альтернативы

Приемы ведения спора.

Прием первый. Состоит в том, что участник диспута должен дать почувствовать противнику свое интеллектуальное и моральное превосходство, иными словами, дать понять, что противник — человек ограниченный, слабоумный, графоман, болтун, совершенный нуль, дутая величина, эпигон, безграмотный мошенник, лапоть, плевел, подонок и вообще субъект, недостойный того, чтобы с ним разговаривали.

Прием второй. Состоит в искусстве употреблять лишь такие выражения, которые могут создать об избиваемом противнике только отрицательное мнение. Если вы осмотрительны, вас можно назвать трусливым; вы остроумны — скажут, что вы претендуете на остроумие; вы склонны к простым и конкретным доводам — можно объявить, что вы посредственны и тривиальны; у вас склонность к абстрактным аргументам — вас выгодно представить заумным схоластом, и так далее. Для ловкого полемиста попросту не существует свойств, точек зрения и душевных состояний, на которые нельзя было бы наклеить ярлык, одним своим названием разоблачающий поразительную пустоту, тупость и ничтожество гонимого противника.

Прием третий. Главное в нем — уклониться в сторону и говорить не по существу вопроса. Благодаря этому полемика выгодно оживляется, слабые позиции маскируются и весь спор приобретает бесконечный характер. Это также называется «изматывать противника».

Прием четвертый. Этот прием основан на том, что иногда удобно использовать ссылку на авторитет (какой угодно), например, заявить — «еще Пантагрюэль говорил» или «как доказал Трейчке». При известной начитанности на каждый случай можно найти какую-нибудь цитату, которая наповал убьет противника.

Прием пятый. Прием аналогичен предыдущему и отличается лишь отсутствием прямой ссылки на авторитет. Просто говорят: «Это уже давно отвергнуто», или «Это уже пройденный этап», или «Любому ребенку известно», и так далее. Против того, что опровергнуто таким образом, не требуется приводить никаких новых аргументов. Читатель верит, а противник вынужден защищать «давно опровергнутое» — задача довольно неблагодарная.

Прием шестой. Не допускать, чтобы противник хоть в чем-нибудь оказался прав. Стоит признать за ним хоть крупицу ума и истины — проиграна вся полемика. Если иную фразу нельзя опровергнуть, всегда еще остается возможность сказать: «Господин Икс берется меня поучать…», или «Господин Икс оперирует такими плоскими и давно известными истинами, как его «открытие…», или «Дивись весь мир! Слепая курица нашла зерно и теперь кудахчет, что…». Словом, всегда что-нибудь да найдется, не так ли?

Прием седьмой. Это один из наиболее важных приемов, и состоит он в том, что поле боя всегда нужно покидать с видом победителя. Искушенный полемист никогда не бывает побежден. Потерпевшим поражение всегда оказывается его противник, которого сумели «убедить» и с которым «покончено». Этим-то и отличается полемика от любого иного вида спорта. Борец на ковре честно признает себя побежденным; но, кажется, ни одна еще полемика не кончалась словами: «Вашу руку, вы меня убедили».

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector