Исследования РАО

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

на 2010 год

Исследования Академии проводятся в рамках Тематического плана фундаментальных исследований Российской академии образования на 2010 год, в котором отражены основные направления фундаментальных научных исследований РАО на 2008−2012годы, ориентированных на получение новых знаний о развитии современного человека, закономерностях развития образования детей и взрослых и постоянное обновление знаний в педагогической, психологической и смежных с ними. План включает содержание НИР по научным проектам десяти направлений фундаментальных исследований, соответствующих государственным приоритетам формирования современной модели образования и потребностям развития наук об образовании.

1.РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

ВОБНОВЛЯЕМОМ СОЦИУМЕ

Научный руководитель — Левицкий М.Л. — академик РАО

Впланируемых на 2010 год научных исследованиях будут выявлены потенциальные возможности и пути адресного использования результатов педагогической науки и системы образования; исследованы интеграционные тенденции в развитии основных направлений отечественного педагогического знания в 30-е— середине80-хгодов ХХ века и определены их гносеологический и содержательный инвариант.

Вобласти современной дидактики будет дана характеристика средств реализации предметности обучения как дидактического объекта; выявлены условия отбора инвариантного и вариативного компонентов содержания образования, способы фиксации фундаментальных закономерностей в современном дидактическом знании и формы их реализации в практике; разработаны критерии для формирования вариативных компонентов содержания образования в условиях работы с одаренными детьми.

Исследования психолого-педагогическихусловий и духовнонравственных основ развития личности в открытом воспитательном пространстве будут направлены на определение основных изменений в категориальном поле теории воспитания, выявление воспитательного потенциала просоциальных детских общностей и условий актуализации их воспитательного потенциала.

6 стр., 2968 слов

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

... методов, принципов, процедур исследования. 4) технологический - методика и техника исследования. Исследования: 1) фундаментальные. Обощения концепции, подведение ... - как целенаправленно организовать обучение и педагогический процесс (образование) . Педагогика дает психологически, как ... Платон. Создал собственную школу, которую назвал Академией. Он первый образовал теорию познавательного процесса. ...

Врамках исследования педагогической теории в контексте мировой культуры предстоит выявить и проанализировать взаимосвязи воспитания и обучения в трудах ведущих ученых, мыслителей, педагогов ХIХ в., показать влияние общественной мысли России на формирование педагогической теории, раскрыть систему взаимообусловленных идей и положений, лежащих в основе процесса воспитания; выявить значимость прогностического потенциала историкопедагогического знания (на примере западноевропейской и российской педагогики); раскрыть роль конфессионального фактора в историческом развитии учебной и нравоучительной литературе в конце ХVIII — первой половине ХIХ вв.; выявить основные тенденции развития теории и практики обучения и воспитания детей и молодежи в Средние века и основные направления развития историографии отечественной школы в 50-е-60-егоды ХХ в.

Инновационные исследования в области сравнительной педагогики будут направлены на определение соотношения централизации и децентрализации в системах управления образованием в зарубежных странах (Германия, Италия, Франция, Польша, Чехия); характеристику системы финансирования образова-

ния зарубежных стран; рассмотрение взаимодействия государственных органов и общественных организаций в управлении образованием за рубежом; выявление соотношения принципов индивидуализма и коллективизма в теориях воспитания на Западе и в России; характеристику конкретных путей сочетания индивидуализма и коллективизма в учебно-воспитательнойдеятельности школ и юношеских организаций; обоснование включения детей с ограниченными возможностями в систему общего образования каксоциально-педагогическуюпроблему; характеристику организации обучения детей с ограниченными возможностями в рамках систем общего образования за рубежом (Германия, Италия, Франция, Польша, Чехия); выявление тенденций развития наднационального образования в глобализирующемся мире и особенностей методологических подходов в сравнительных исследованиях школьного образования; разработку пошаговой модели мультиплексного измерения качества образования в школе, определение методологического базиса педагогических измерений, обеспечивающего реализацию пошаговой модели; выявление путей оптимизации управления образованием в странах постсоветского пространства.

5 стр., 2331 слов

Развитие общих и специальных способностей

... относительно неизменных на протяжении длительного времени. Развитие общих и специальных способностей В деятельности происходит активное развитие: 1) общих интеллектуальных способностей (понятийное теоретическое мышление, умение ... Ведущей деятельностью подростков является интимно-личностное общение. В связи с образованием «мотивационного вакуума» у подростков нередко возникают проблемы с учебой. ...

В рамках научного обеспечения инновационной деятельности в образовании предусмотрены: разработка теоретических моделей и методов повышения восприимчивости к новшествам учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования; теоретико-методическогообеспечения проектирования учителем собственной инновационной деятельности; философскометодологических основ работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования; комплекса критериев, показателей и инструментарий оценки качества информационной поддержки инновационных процессов в образовании на региональном и муниципальном уровнях.

2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Научный руководитель — Кузнецов А.А. — академик РАО

Научные исследования, обеспечивающие проектирование современной системы управления образованием, продолжают научный поиск эффективных экономических механизмов в сфере образования, новых подходов и технологий управления образовательными системами, направлений и способов профессионального развития руководителей системы образования, непосредственно влияющего на качество образовательных процессов.

Исследования в области экономики образования будут направлены на концептуальную проработку развития образовательного потенциала как структурного элемента экономической безопасности страны. В частности, планируется в текущем году провести исследования по этой проблеме применительно к системе общего образования, подготовив концепцию развития потенциала общего образования как структурного элемента экономической безопасности страны. Предполагается также выявить приоритетные направления повышения роли общего образования в обеспечении экономического развития России и разработать теоретические подходы к решению этой задачи. Планируется также приступить к созданию теоретической базы проектирования системы экономических механизмов повышения качества высшего профессионального образования, а также рассмотреть региональный аспект проблемы формирования рынка образовательных услуг, увязав его с проблемами рынка молодежного труда.

4 стр., 1515 слов

Управление конфликтами в дошкольном образовательном учрежде-нии на основе медиации

... Провести эмпирическое исследование практики управления конфликтами в ДОУ. 5. Разработать мероприятия по совершенствованию системы управления конфликтами в ... коллектива непосредственно отражается на воспитатель-но-образовательном процессе. В коллектив ДОУ также входит ... управления конфликтами в коллективе. В настоящее время современное дошкольное образование пережива-ет сложный период своего развития ...

Вобласти создания методологических и теоретических оснований управления устойчивым развитием образовательных систем и совершенствования технологий управления исследования будут направлены на формирование целостной теории развития управления общеобразовательными учреждениями, выявление и разработку моделей эффективного управления, обеспечивающих конкурентоспособность и устойчивое развитие общеобразовательных организаций и многоуровневых образовательных систем. Важной составной частью этого направления выступает развитие методологии научных исследований в области управления образованием, соответствующих задаче обеспечения устойчивости образовательных систем. Предполагается также разработка методологических основ создания региональных систем оценки качества образования. Продолжится разработка социокультурного подхода и его инструментализация, обеспечивающая, в частности, социокультурный анализ как средство проектирования и развития школьного образования в муниципальных территориях. Получат также продолжение исследования в области демократизации управления образованием,

аименно: будут разработаны модели и механизмы профессиональнообщественной экспертизы развития общеобразовательных учреждений, создана концепция гражданского образования субъектов школьного сообщества с позиций демократизации его жизнедеятельности. Планируется разработать модель управления системой открытого образования с учетом его существенных особенностей.

12 стр., 5654 слов

Эффективность управления социальными процессами

... ребенка, ремонт и т.д.). Деятельность по работе с персоналом в Сбербанк России осуществляет Департамент управления персоналом. Предмет исследования: социальные процессы управления ... , предъявляемых содержанием работы, индивидуальным качествам претендента: образования, стажа, опыта, а в ряде случаев пола ... -клубы и спортивные залы. Внедрение проекта планируется на текущий 2015 год. Рассмотрим затраты, ...

Вто же время будут начаты новые исследования в области управления образованием. Так, например, планируется исследовать проблемы эффективности управления современными образовательными учреждениями; развернется работа по созданию научно-методическогообеспечения совершенствования процедур внешней оценки деятельности общеобразовательных учреждений и организаций; будут разработаны концептуальные основы управления системой образования муниципального уровня с использованием кластерного подхода, а также обоснованы подходы к созданию системы менеджмента качества в педагогическом вузе с учетом его специфики.

Врамках данного направления проводятся также исследования, позволяющие создать научно-методическоеобеспечение для совершенствования ме-неджмент-образованиясовременных руководителей, их профессионального роста и развития. Планируется продолжить исследования и разработки по проблемам управленческой компетентности руководителей системы общего образования, сосредоточив свое внимание на категории кадрового резерва; разработать модели индивидуализации в региональной системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей системы образования на основе кредитной ипроектно-модульнойформ организации обучения.

3.СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научный руководитель — Школяр Л.В. — академик РАО

Научная деятельность 2010 года по проектам «Культурно-историческиеосновы интеграции образования и культуры в условиях социальных перемен» и «Стратегия модернизации художественного образования и эстетического воспитания детей и молодежи» ориентирована на решение актуальных социокультурных проблем современного образования по приоритетным направлениям, кото-

8 стр., 3545 слов

Воспитательные системы: общая характеристика

... деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы. Общая способность содействовать развитию личности ребенка представляется исследователю как целое ... педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Как ... . Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детский дом, интернат ...

рые включают: выявление оптимальных механизмов взаимодействия образовательных систем в полиэтническом пространстве России в рамках культурологической парадигмы, разработку сущностных характеристик формирования разносторонне развитой личности в системе межкультурной интеграции, изучение проблем социокультурной адаптации личности в процессе гуманитарного образования.

Принципиальная новизна заключается в определении динамики культурного развития современной молодежи, исследовании важнейших факторов поликультурного образования личности в сфере культурно-историческоготворчества, изучении культурологических аспектов универсального и национального в современной педагогической науке.

Предусмотрены исследования в области эволюции концептуальных идей, закономерностей становления и систематизации ведущих научных школ в педагогике искусства, разработки продуктивных моделей современного образования на основе взаимосвязи культурологических, эстетических и психологопедагогических компонентов в творческом развитии личности. Важное место отводится проблемам обновления содержания и форм художественного образования и эстетического воспитания детей и молодежи на всех уровнях отечественной системы образования (дошкольное, общее, среднее и высшее профессиональное), разработке методологических подходов к созданию вариативных моделей творческого развития детей на основе познания различных видов искусства, теоретическому анализу психолого-педагогическихусловий личностного роста дошкольников в процессехудожественно-творческойдеятельности, созданию концептуальных основ построения образовательных систем проектного типа с использованием информационных и коммуникационных технологий.

В ряду важнейших направлений исследований остается разработка теоре- тико-методологическихоснов созданияучебно-методическихкомплектов нового поколения по мировой художественной культуре, музыке, изобразительному искусству с электронными образовательными ресурсами, а также системный анализ и теоретическое обобщение существующих подходов к организации современного дополнительного художественного образования, в том числе в областимузыкально-компьютерныхтехнологий имасс-медиа.

7 стр., 3059 слов

1. Общая характеристика норм профессиональной этики…5

... Содержание……………………………………………………………………….2 Введение…………………………………………………………………………..3 1.Общая характеристика норм профессиональной этики……………………5 ... потребностей – это такой уровень их развития, который выражает постоянное стремление сотрудника правоохранительных ... профессиональной этики является профессионализм. Профессионализм – это, в первую очередь, знание предмета деятельности на основе образования ...

Проведение работ в рамках научных проектов «Влияние процессов социальной дифференциации на функциональные и институциональные изменения в сфере образования» и «Социокультурные трансформации подростковой и молодежной субкультур» в 2010 году предусматривает организацию социологических исследований по выявлению социокультурных особенностей образовательной мобильности в системе высшего профессионального образования и анализу факторов, влияющих на удовлетворенность учителя своей профессиональной деятельностью. Кроме того, будут проанализированы результаты проведенных ранее социологических исследований по изучению: значимости разных социаль- но-экономическихфакторов, определяющих доступность получения качественного образования; особенностей отношения к проблемам соуправления в учреждениях системы образования; своеобразия толерантных/интолерантных установок учащихся в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений; специфики отношения учащихся основной школы к информационным и коммуникационным технологиям. Специально планируется проведение социокультурного анализа изменения родительских стратегий воспитания на этапе дошколь-

ного возраста. Особое внимание уделено исследованию механизмов идентификации при восприятии социальных конфликтов и анализу художественных предпочтений учащихся общеобразовательных школ. Также будет разработан инструментарий и программа исследования динамики социальных функций образования на различных ступенях системы непрерывного образования.

Институтом социальной педагогики будут продолжены фундаментальные исследования активно-созидательноговлияния образования на совершенствование социальной практики в российском социуме, исследование целей и ценностей образования в городских и сельских условиях на основе осуществления со-циально-педагогическогоанализа потребностей инновационной российской экономики исоциально-воспитательнойпрактики. Планируется обосновать механизмы влияния воспитательного потенциала социальной педагогики на гуманизацию городской и сельской социальной среды, формирование экокультурных,духовно-нравственныхценностей у детей и молодежи, профессиональноценностное самоопределение в условиях рыночной экономики; гармонизациюдетско-родительскихотношений и воспитание детей. Продолжатся исследования процессов формирования социальной ответственности учащейся молодежи средствамиинициативно-созидательнойдеятельности; социальной компетентности учащихся в условияхинформационно-образовательнойсреды; реализациисоциально-педагогическогоресурса обновления дошкольного, общего, дополнительного образования детей. Предполагается обоснование инновационных соци-ально-педагогическихподходов к профилактике асоциального поведения детей и подростков; условий реализациисоциально-педагогическойконцепции профилактики социального сиротства в различном социуме.

Планируется осуществление углубленного исследования проблем влияния непрерывного профессионального социально-педагогическогообразования на развитие социальной практики (допрофессиональной подготовки, среднего специального, высшего, дополнительногосоциально-педагогическогообразования, а также подготовкисоциально-педагогическихкадров высшей квалификации); продолжение комплексного исследования влияния образования на подготовку трудовых ресурсов для производственной и социальной сферы села.

4. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научные руководители — Ломов С.П. — академик РАО Рыжаков М.В. — академик РАО

В фундаментальных исследованиях 2010 года предстоит выявить и обобщить модели и структуры содержания образовательных областей и учебных предметов, их место и роль в системе общего среднего образования, а также определить цели гуманитарного, естественнонаучного и технологического образования в современном социуме.

Планируется продолжить работу по формированию содержания общего среднего образования как средства приобщения к культурному опыту человечества, проанализировать влияние современных педагогических тенденций и новшеств на содержание образования и самореализацию образовательного потенциала человека. Будут разработаны ценностные ориентиры формирования общего среднего образования, механизмы реализации аксиологического содержания

начального образования в средствах обучения по образовательным областям и учебным предметам, научные основания уровневой диагностики, обеспечивающей коррекцию процесса приобщения младшего школьника к культурному опыту человечества. Особое внимание будет уделено разработке педагогических условий для изучения русского (неродного) языка детьми мигрантов.

Будут исследованы и разработаны теоретические основы проектирования систем средств обучения и педагогических технологий как базовых компонентов формирования культуры и структуры личности; изучено влияние системы форм, методов и приемов обучения в новой информационно-образовательнойсреде на развитие содержания образования.

При изучении системы базовых категорий психологической антропологии детства будет проведен теоретический анализ содержания понятия «со=бытийная образовательная общность» как источник развития и субъект образования в дошкольном и школьном детстве, свободы и проблемы ее формирования в раннем детском возрасте. Исследования развития внутреннего мира ребенка в процессе дошкольного образования будут направлены на определение критериев духовно-нравственногоразвития детей дошкольного возраста в социальных группах и общностях, особенностей эмоциональной и смысловой регуляции поведения, роли носителей игровой культуры в развитии игровой деятельности дошкольников, эффектов развития воображения как универсальной способности на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, оснований интеграции целевых ориентиров дошкольного образования.

Исследования педагогических условий развития в дошкольном возрасте позволят определить базовое содержание психологической модели развития ре- бенка-дошкольникас позиции педагогической антропологии, разработать модели построения содержания и организации образовательного процесса в рамках антропоориентированной дошкольной дидактики, определить условия развития языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве, выявить эффектывоспитательно-образовательнойработы по формированию начал экологической, экономической и физической культуры, разработать технологии организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

5. РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ

НА МИРОВОЙ АРЕНЕ

Научные руководители — Ломов С.П. — академик РАО Рыжаков М.В. — академик РАО

В2010 году в Институте содержания и методов обучения будет продолжена работа по исследованию теоретических оснований государственных стандартов общего среднего образования по образовательным областям и учебным предметам, а также по разработке структуры стандарта учебно-материальнойбазы.

Врезультате исследования будут раскрыты место и роль внеформального образования в системе взаимодействия формального, неформального и внеформального образования.

Будут продолжены исследования по выявлению функций и определению процедуры диагностики учебных достижений учащихся, разработке типологии заданий, определению основных закономерностей становления системы контроля и диагностики уровней сформированности учебных умений, определению

концептуальных подходов к диагностике учебных достижений по математике и физике на профильном уровне в международном сравнительном исследовании

TIMМS.

Теоретические и прикладные исследования по проекту «Разработка инновационной модели развития системы общего среднего образования» направлены на решение актуальных научных проблем в рамках разработки модели опережающего развития системы общего среднего образования Российской Федерации, на стратегическое прогнозирование процессов в сфере образования при переходе к модели социально ориентированной инновационной экономики.

В плане методологии стратегических исследований будут вычленены подходы к анализу аксиологического потенциала стандартов общего образования, обосновано значение и место категории организационно-технологическойсистемы влогико-методологическомаппарате стратегического управления развитием общего образования. В прогностическом плане будут разработаны модель управления профессиональным развитием педагогических кадров для региональных систем общего образования, критериальные требования к результатам дошкольного образования как ступени непрерывного образования, модель ин-формационно-аналитическогосопровождения разработки и реализации программ развития общего образования.

Для органов управления образованием федерального и регионального уровней и разработчиков программ и проектов развития образования будут подготовлены проблемно-аналитическиематериалы и доклады, а также рекомендации по ресурсному сопровождению образовательной политики, направленной на решение задач инновационного развития страны.

6. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научный руководитель — Подуфалов Н.Д. — академик РАО

Данное направление фундаментальных исследований обеспечивает формирование теоретико-методологическойбазы решения актуальных задач развития и модернизации профессионального образования и включает разработку: методологии содержательной иорганизационно-управленческоймодернизации профессионального образования; компетентностного подхода как методологии отбора содержания профессионального образования;социально-педагогическихоснов развития педагогического образования в интегрированном образовательном пространстве современного мира; методологии непрерывного образования взрослых как основы развития образовательного пространства государствучастников СНГ; методологии и технологий развития личности в условиях интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство.

В 2010 году предполагается разработка теории постиндустриального образования; концепции научного обеспечения развития системы непрерывного образования в России в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Будут разработаны теоретико-методологическиеосновы преемственности образовательного процесса, обоснованы механизмы реализации моделей развития образовательных программ и разработаны механизмы выстраивания и реализации образовательных траекторий личности в системе непрерывного образования.

Планируется разработать теоретико-методологическиеподходы к выделению базовых интеграционных тенденций в современных мировой и российской системах профессионального образования; осуществить психологопедагогическое моделирование профессионального образования для экономики, основанной на знаниях; раскрыть тенденции и принципы интеграции региональных систем профессионального образования; рассмотреть динамику развитиясоциально-культурнойсферы личности студента; разработать теоретикометодологические подходы к комплексному изучению психологической готовности студентов к требованиям современного рынка труда.

Будет проведено обоснование предметно-категориальныхобластей и методологического аппарата тезауруса педагогического образования; изучение взаимосвязи между государственными образовательными стандартами, требованиями работодателей и существующей системой оценки качества непрерывного педагогического образования; выявлен комплекс требований к процедуре, критериям, показателям диагностики и экспертизы качества педагогического образования.

Важное место отводится разработке ведущих теоретических идей, изучению закономерностей и принципов профессиологии педагогического образования; раскрытию требований к проектированию педагогических специальностей; разработке технологии проектирования педагогических специальностей и моделирования их профессиологических систем; обоснованию подходов, принципов, требований и инструментария к проектированию педагогами инновационных интенсивных методических систем; определению и раскрытию методов и форм самореализации педагога; разработке концепции психолого-педагогическойподдержки педагога в образовательном учреждении как условия его профессионального развития; созданию теоретических оснований дидактических инновационных систем образования педагогов.

Предполагается выявление и обоснование сущности современной профессиональной культуры педагогов как высшей формы их педагогической компетенции и системно-личностногоусловия модернизации образовательной среды лицеев и колледжей. Выдвинуты задачи создания методологии инновационных процессов в педагогическом образовании и разработка принципов их прогнозирования; определение основных направлений внешней образовательной политики России, СНГ и ЕВРАЗЭС по взаимодействию в управлении педагогическим образованием.

Планируется разработка электронного методического пособия по созданию мультимедийных учебных ресурсов по техническим дисциплинам; осуществление теоретического обоснования необходимости преподавания отдельных циклов дисциплин на основе весовых коэффициентов с учетом профиля получаемого высшего технического образования; разработка структуры и содержания студенческого е-портфолио.Продолжатся исследования проблем внедрения методологии управления инновационным комплексом вуза; разработка и исследования технологии формирования виртуальных корпоративных университетов; разработка модели формирования и развития креативно ориентированной образовательной среды предметной подготовки будущего учителя. Будет выявлена и обоснована методическая база формирования инновационного производства на основе образовательного подхода, методология конструирования содержания

программы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений профессионального образования.

Предполагается разработка методологических основ проектирования содержания обучения в условиях инновационного развития образования взрослых; методологии и технологии проектирования и применения управления фирмой">систем управления качеством в этой сфере образования; условий и механизмов формирования общего образовательного пространства государств-участниковСНГ на основе образования взрослых. Важное внимание уделено обоснованию форм и методов профес-сионально-техническогообучения молодежи и взрослых без отрыва от производства на предприятиях реального сектора экономики СНГ; выявлению форм и методов нравственного просвещения взрослых в процессе непрерывного информального образования; обоснованию принципов медицинского просвещения лиц пожилого возраста в целях профилактики преждевременного старения и поддержания трудовой активности.

Планируется выявить методологические основания современной системы высшего образования и поведенческие стереотипы в различных сферах жизнедеятельности молодых людей; обозначить отличительные особенности образовательного пространства в информационном обществе и охарактеризовать влияние информационного общества на развитие личности; разработать модели патриотического воспитания студентов вузов в условиях гуманизации образования. Будет дан анализ детерминант и направлений развития идеи личности в контексте научных школ. Предполагается осуществить психолого-педагогическийанализ направлений развития метафизических представлений личности и определить принципыценностно-генеалогическогоподхода вдуховно-нравственномвоспитании молодёжи. Будут разработаны принципы аффилиации образования как компонента экономического воспитания студентов вузов.

7. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЯХ

Научный руководитель — Роберт И. В — академик РАО

Фундаментальные исследования, проводимые в рамках данного направления, ориентированы на разработку: теоретических основ развития информатизации образования в условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации, научно-методическогообеспечения подготовки научнопедагогических кадров информатизации образования,психолого-педагогическихоснов автоматизации управления технологическими процессами в сфере образования, методологии оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ее эффективного и безопасного использования, а также моделей и алгоритмов автоматизированного педагогического контроля знаний.

Планируется обоснование и описание компонентов и видов информационной деятельности, осуществляемой в информационно-коммуникационнойпредметной среде со встроенными элементами технологии обучения; выявлениесоциально-психологических,педагогико-технологическихи здоровьесберегающих условий, обеспечивающих взаимодействие субъективных возможностей обучаемого и результатов педагогического воздействия, направленного на раскрытие, развитие и реализацию его интеллектуального потенциала; разработка

Исследования РАО — Стр 2

модели формирования здоровьесберегающей информационно-коммуникацион-ной образовательной среды учебного заведения; определение и теоретическое обоснование педагогических целей информатизации общего математического образования.

В 2010 году предстоит: обосновать принципы проектирования инфраструктуры системы подготовки кадров информатизации образования; научнометодические подходы к их подготовке в области реализации и функционирования сетевых информационных ресурсов образовательного назначения; разработать структуру содержания подготовки магистров физико-математическогообразования в области информационных и коммуникационных технологий, а также структуру и содержание непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области организации, проектирования и использования информационных систем управления, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий; обосновать цели и содержательные направления совершенствования подготовки будущих специалистов системы кооперации в области информационных и коммуникационных технологий.

Особое внимание будет уделено: обоснованию функциональных возможностей автоматизированной системы информационно-методическогообеспечения образовательного процесса, обеспечивающей интеллектуальный анализ данных, управляемый пользователем; выявлению и обоснованию педагогических условий интеграции систем автоматизации управления учебным заведением и ведения электронного документооборота; разработке модели индукционноитеративной многоуровневой системы информационной поддержки повышения квалификации работников образования, функционирующей на базе ИКТ; выявлению направлений совершенствования интегрированной информационной среды РАО на базе портала РАО; разработкетеоретико-игровоймодели адаптивного управления доступом пользователей к ресурсамучебно-методическихбаз данных в составе интегрированных систем управления вузом.

Намечено проведение исследований, направленных на: разработку характеристик и требований к различным видам педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий; обоснование возможности применения методов экспертного оценивания при оценке качества по видам педагогической продукции.

Также, планируется проведение исследований, ориентированных на: выявление особенностей интервальной оценки знаний студентов технических вузов; разработку модели интеллектуальных диагностических систем; обоснование теоретических подходов к разработке информационной поддержки системы менеджмента качества образовательного учреждения.

8. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Научный руководитель ─ Дармодехин С.В. ─ академик РАО

Исследования по проектам «Методология и теория воспитания детей и молодежи в изменяющемся социуме» и «Социальный институт семьи как системообразующий фактор образования и воспитания личности» предусматривают выполнение комплекса фундаментальных исследований воспитания и его сис-

темно динамических изменений в современных условиях для получения новых знаний о закономерностях воспитания детей и молодежи.

Научно-исследовательскаяработа будет направлена на формирование современной идеологии воспитания и научное сопровождение его развития, совершенствование государственной семейной политики, выявление и обоснованиесоциально-педагогическихфакторов, влияющих на государственную политику в области воспитания.

Предусмотрено продолжение разработки научных основ обеспечения единства и преемственности традиционных и инновационных приоритетов воспитания в условиях развивающегося гражданского общества. Планируется обосновать социально-психологическиепринципы воспитания, выявить тенденции развития теории и практики проектирования воспитательного процесса, систематизировать научные подходы и механизмы воспитания патриотизма, духовнонравственной, этической и экологической культуры личности. Поставлена задача определения основных направлений интеграции воспитательного потенциала общего и дополнительного образования детей. Запланировано проведение сопоставительного анализа опыта развития воспитания детей и молодежи в европейской и отечественной системах образования.

На основе анализа современного состояния теории и практики подготовки педагогов к воспитательной деятельности предполагается выявить актуальные проблемы формирования у педагогов готовности к организации воспитательного процесса; методологически обосновать конструирование методик объективной оценки качества воспитательного процесса применительно к требованиям государственного контроля в образовании.

Исследования проблем современного института семьи направлены на теоретическое обоснование и технологическое обеспечение системного мониторинга долговременных тенденций развития процессов и стандартов жизнедеятельности семей, разработку направлений и содержания взаимодействия институтов семьи, воспитания и образования. Предполагается охарактеризовать ценности современной семьи и ее воспитательные приоритеты, раскрыть представления об институте семьи в истории социально-гуманитарногознанияX-XVвеков, определить их ценностную составляющую. Продолжатся исследования подростковой девиации, феномена семейного неблагополучия в условиях изменяющегося социума; актуальных проблем социального и профессионального самоопределения личности.

Таким образом, планируемые результаты исследований ориентированы на совершенствование методологии, теории и практики воспитания и семейной политики, их инновационное обновление, развитие базовых оснований для фундаментальных исследований семьи и воспитания в средне и долгосрочной перспективе и имеют важную научную, теоретическую и социальную значимость.

9.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ИИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

ИОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

ВСОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Научный руководитель — Деркач А.А. — академик РАО

В процессе изучения закономерностей психического развития человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности планирует-

ся определить условия познавательного и личностного развития одаренных детей в системе дошкольного и школьного образования, механизмы становления творческих способностей в юношеском возрасте с позиций авторской концепции одаренности, позицию взрослого в подростково-юношескомвозрастном переходе; выявить особенности семейной микросреды детей7−10лет, индивидуальные особенности регуляторного опыта как основы самостоятельности и успешности учебной деятельности, роль речи в функциональной системе психики, охарактеризовав ее место в развитии мышления; характеристики нейрофизиологических эндофенотипов нарушения внимания и восприятия удетей-аутистов3−6лет; оценить межвозрастную преемственность поведенческих оценок интеллекта и фронтальных функций, влияние «трудного» темперамента на эмоциональные и поведенческие проблемы у детей, взаимосвязи психологических особенностей сиблингов и отношений в семье; обосновать необходимость когнитивного развития в целях психологического обеспечения языковой и математической компетентности младших школьников.

При определении психологических основ развития и обучения человека в современном социокультурном контексте планируется определить методологические основания дифференциации инструментария оценки развивающего эффекта различных образовательных инноваций, уровни и критерии учебных компетентностей на основной ступени образования, особенности возрастной специфики проявления инициативности и самостоятельности младших подростков, особенности влияния экопсихологических взаимодействий на развитие психики в студенческом возрасте, психологическое содержание и особенности личностного и профессионального развития человека в условиях полисубъектного взаимодействия; выявить структуру и направленность индивидуальной избирательности учащихся к предметным областям знаний, психологическую специфику детского художественного творчества на материале разных видов искусства; установить соотношение общих и специфических компонентов способа учебной работы у школьников и студентов, индивидуально-типологическиеразличия в читательском развитии младших школьников.

При изучении теоретических, методических и организационных основ психологического обеспечения современного образования планируется выявить современные парадигмальные изменения в социальной психологии и психологии личности; содержание этноцентризма в межкультурной коммуникации; специфику правового и нравственного сознания россиянина; особенности психологического измерения традиционной культуры переживания и психологической помощи в рамках духовных практик с позиций историко-культурологическогоподхода; установить специфику диалогического общения на основных этапах групповой семейной логопсихотерапии; разработать модель учебной книги на основе принципов интеграции учебных курсов литературы и истории.

В ходе исследования психологии безопасности в образовании и психологического обеспечения деятельности в экстремальной ситуации планируется разработать комплексную систему диагностики психологической безопасности образовательной среды, учебно-методическийкомплекс модуля по переподготовке специалистов системы образования.

При изучении физиологических закономерностей развития и обучения ребенка в комплексных физиологических, нейрофизиологических, психофизиологических исследованиях планируется выявить половые и индивидуально-

типологические особенности структурно-функциональнойорганизации мозга, вегетативного и метаболического обеспечения функций, особо значимых для процесса обучения, у детей и подростков старшего дошкольного и школьного возраста. Исследования о состоянии вентиляционной функции легких и биомеханических характеристик дыхания, возрастных преобразованиях сердечной деятельности, составляющих основу физического здоровья человека, также позволят расширить научные представления об адаптивных возможностях у 8- летних детей. Результаты проводимых исследований, полученные при занятиях физическими упражнениями оздоровительного и спортивного характера, необходимы для научного обоснования адекватных режимов физической нагрузки, а также для формированияиндивидуально-ориентированныхпрограмм физического воспитания. Установление глубинных взаимосвязей между биомеханическими и биоэнергетическими характеристиками важнейших движений составляет фундаментальную базу для разработки новейших методов физического воспитания. Будут охвачены важнейшие этапы предпубертатного периода развития ребенка, в котором закладываются основы дальнейшего развития гормональной регуляции, во многом определяющей как метаболические и вегетативные реакции организма подростка, так и многие аспекты его поведения. Продолжится изучение биоритмов функциональной активности и работоспособности детского организма, составляющих фундаментальную основу гигиенического нормирования режимов труда и отдыха. Возрастные и половые особенности реактивности физиологических систем детского организма при работе на компьютере будут положены в основу разработки научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих работу детей предшкольного, младшего и среднего школьного возраста с применением компьютера.

При изучении внутри- и межпопуляционного разнообразия соматических, функциональных и психофизиологических характеристик детей дошкольного и школьного возраста в различных регионах России планируется провести дифференцированный анализ морфофизиологических процессов с учетом не только возраста и пола, но также всего спектра популяционной разнокачественности, обусловленной генетической, конституциональной, этнической, социокультурной неоднородностью детского населения России, обосновать вариативные подходы к формированию образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей, выявить половой диморфизм когнитивного развития и представить психофизиологическое обоснование возможности и необходимости раздельного, либо совместного обучения мальчиков и девочек в начальной школе. Исследования влияния социальных факторов на особенности развития ребенка необходимы для разработки корректных популяционных стандартов физического развития, что является важнейшим компонентом оценки уровня здоровья детей и подростков. Для разработки форм и методов педагогической профилактики наркотизма детей и подростков предполагается оценить распространенность биологических и психосоциальных факторов риска наркотизации подростков 14−17лет в зависимости отсоциально-экономическихусловий проживания.

10. ПCИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Научный руководитель — Малофеев Н.Н. — академик РАО

Вусловиях продолжающегося реформирования системы специального образования актуальной задачей является прогнозирование тенденций этого процесса, необходимое для определения приоритетных научных исследований и оценки вероятных условий внедрения их результатов в педагогическую практику. В этом контексте содержание НИР, выполняемых в рамках конкретных проектов, приобретает необходимую целостность и системность, что обеспечивает равноценное внимание к теоретическим и прикладным аспектам проблемы совершенствования системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Впланах НИР предусматривается дальнейшее комплексное, междисциплинарное изучение специфических условий и закономерностей психического развития всех основных нозологических и возрастных категорий детей с особыми образовательными потребностями. Результаты этого изучения своевременно включаются в обоснование и конструирование инновационных методических подходов и технологий (включая информационные) коррекционноразвивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также профилактики вторичных отклонений в развитии. В частности, будут разработаны и описаны принципы и методы педагогической подготовки к школьному обучению аутичных детей; определен спектр задач индивидуализации коррекционной помощи детям с умственной отсталостью и ЗПР предшкольного и младшего школьного возрастов; разработаны вариативные формы коррекцион- но-педагогическойработы с незрячими и слабовидящими детьми и др. Большое внимание в плане уделяется вопросам организации деятельности различных структур специального образования, сотрудничества специалистов разного профиля, повышения уровня их профессиональной квалификации.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector