Письмо, его приемы и процессы.

Доклад

на тему:«Система формирования графо-моторных навыков».

 

 

Выполнили:
Студентки 4 курса очной формы обучения

Бершауэр Кристина,

Ким Арина.

 

 

Москва, 2016

Определение понятия «графо-моторный навык».

Графо-моторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Процесс формирования графо-моторных навыков физиологически и психологически сложен.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения, т.к. на основе этого действия формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение

При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела. Для формирования этого навыка необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к его обучению.

Анализ данных психофизиологических исследований детей в процессе письма показывает, что важнейшей предпосылкой формирования графо-моторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:

а) зрительно-пространственных;
б) сомато-пространственных представлений(ощущений своего тела в пространстве);

в) пространственных представлений «левого» и «правого».

Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы, различных видов праксиса (статического, динамического, пространственного, конструктивного); сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.

Графо-моторные навыки достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и самих приемов письма. Процесс письма осуществляется при помощи инструмента для письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется, он осуществляет и соответствующие движения и приемы.

Физиологической основой этих достижений являются дифференцирование относящихся к письму слуховых, зрительных и кинестетических раздражителей; концентрация возбуждения и торможения в соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм и их соединений и образование большого числа временных связей.

8 стр., 3684 слов

Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей с ОНР

... овладения графо-моторной деятельностью: координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений. Данная коррекционно-развивающая программа отличается тем, что формирование графо-моторных навыков у ... Культура, 2005. -117с. 3) Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма Наука, 1960. – С. 15-19 4) Комарова Т.С ...

 

Письмо, его приемы и процессы.

Сознательный характер письма состоит в следующем: во-первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении ряда правил — графических и орфографических; наконец, в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений.

Как видим, третье является наиболее важным, так как составляет единственную цель письма, тогда как первое и второе — лишь вспомогательные задачи пишущего человека, лишь средства, а не цели.

Следовательно, чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить эту цель — передачу на письме собственных мыслей,— тем успешнее, тем правильнее будет у них формироваться навык письменной речи. Однако в период обучения грамоте дети пишут еще очень медленно, и передача на письме собственных мыслей, хотя бы и в виде всего лишь одного слова, становится возможной отнюдь не сразу, а лишь на третьей-четвертой неделе обучения грамоте.

Приемами необходимыми для письма являются:

1)владение инструментом письма;

2)соблюдение правильного положения тетради и передвижение её при письме;

3)соблюдение правильной позы, посадки при письме;

4)движение руки вдоль строки во время письма.

5)

Обучаясь письму ребенок должен овладеть тремя основными группами навыков, а именно: -техническими – правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил;

-орфографическими — правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их описание;

-графическими – правильно изображать буквы, элементы(слоги, слова).

 

В своих работах А. Р. Лурия выделяет три этапа процесса письма. Первым этапом самого процесса письма является анализ звукового состава того слова, которое подлежит написанию. Этот этап включает несколько специальных операций. Из звукового потока, воспринимаемого и мысленно представляемого пишущим под диктовку человеком, должна быть выделена серия звучаний — сначала тех, с которых начинается нужное слово, а затем и последующих. Эта задача далеко не всегда проста. Выделение последовательности звуков, составляющих слово, является первой операцией в расчленении речевого потока, иначе говоря, в превращении его в серию членораздельных звуков. Второй операцией, тесно связанной с предыдущей, является уточнение звуков, превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки — в фонемы. Эта задача не так проста, как это можно было бы думать. Гораздо большие трудности связаны с задачей дифференцировать стечения согласных и различать отдельные элементы, входящие в сложные звуковые комплексы. Педагоги хорошо знают, что эта задача требует особой работы, и учащийся, проучившийся несколько месяцев, нередко продолжает лишь с очень большим трудом выделять отдельные звуки из таких сочетаний, как ксн, лнщ и т. п. Во всяком случае эта работа по звуковому анализу и уточнению звуков является второй существенной операцией процесса письма, потому что только фонемы, абстрагированные от случайных звучаний из общего комплекса звуков, составляющих слово, могут стать предметом дальнейшей записи. Анализ и сохранение последовательности звучаний, выделение и превращение звуковых вариантов в четкие фонемы являются первым необходимым этапом для осуществления сложного процесса письма.

7 стр., 3007 слов

Нарушение письма у детей с общим недоразвитием речи

СОДЕРЖАНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Глава 1. Основные подходы к пониманию проблемы дисграфии……………….7 1.1. Классификация дисграфии…………………………………………………….7 1.2. Симптоматика дисграфии ……………………………………………………12 1.3. Нарушение письма и чтения у детей …………………………………………13 Глава 2. Экспериментальное ...

За звуковым анализом, необходимым в процессе письма, всегда следует второй этап: выделенные фонемы или их комплексы должны быть переведены в зрительную графическую схему. Каждая фонема должна быть переведена в соответствующую букву, которая и должна быть в дальнейшем написана. Обучение письму показывает, что это звено навыка усваивается легко, и лишь в редких случаях учителю приходится посвящать ему специальную работу.

Третьим и последним этапом в процессе письма является превращение подлежащих написанию оптических знаков — букв — в нужные графические начертания. Исследования, приведенные Е. В. Гурьяновым позволяет видеть, что этот последний этап, входящий в состав письма, не остается неизменными и что именно он отчетливо отражает то неодинаковое строение, которое характеризует письмо на различных стадиях овладения языком.

Все изложенное утверждает, что процесс письма меньше всего является тем простым.

 

Основы формирования графо-моторного навыка.

 

11 стр., 5015 слов

ПИХОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО На правах рукописи ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Специальность 13.00.01- Общая педагогика Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /7 " Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Прядехо А.Н. Брянск 1999 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ...

Методические основы формирования графо-моторного навыка включают в себя следующие способы:

·Копировальный (стигмографический) — обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях, через кальку, точками, или написанных от руки учителем карандашом.

·Линейный метод- в основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и её частей, т.е. букву, а следовательно и слова писать пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и её половины, наклон, расстояния между элементами.

·Генетический метод — буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.

·Тактический метод- (или ритмический) способ — письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Обучение письму путём прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.

·Звуковой метод (фонематический).

Громадное положительные значение звуко-буквенного письма состоит в том, что при обозначении слога оно фиксирует составляющие его отдельные звуковые элементы, в то время как при слоговой системе такой фиксации нет.

 

В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:

I этап — аналитический — вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. Большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличие определенных знаний и умений, но и способ объяснения, степень осознания выполненного действия.

На этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требо- ваниями. Т.П. Сальникова утверждает, что на начальном этапе необходимо сосредоточить внимание на графике (постоянный контроль, сличение, корригирование по ходу действия).

Особенность организации письма данного этапа в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные циклы: время движения и паузу перед движением, необходимую для осознания последующего движения. Важным условием успешного формирования графо-моторного навыка на данном этапе является развитие умения согласовывать действия глаза и руки. Пальцы должны уметь «слышать» информацию, которую им дают глаза. Использование шариковой ручки в качестве графического инструмента требует сложно координированных движений ведущей руки.

13 стр., 6079 слов

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения

Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования Кафедра специальной педагогики и специальной психологии Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения Курсовая работа По специальности 050716 «Специальная ...

Внимание обращается на важность формирования осознанного «образа действия» – зрительно-двигательного образа буквы. Зрительно-двигательный образ буквы – это представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее элементов. Двигательные элементы представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма соответствующих зрительных элементов, а с другой – закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге. Внимание следует обратить на то, что первый этап обучения может значительно удлиняться, затягиваться, если методика обучения не соответствует закономерностям формирования навыка и возрастным особенностям ученика.

 

II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие. Большая роль на этом этапе отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ведущим при этом является зрительный контроль. Ученик учится постоянно следить за тем, как он ведет руку при письме, как отставляет друг от друга буквы, пишет ли их на строке. Пишущий зрительно воспринимает написанное и таким образом контролирует правильность изображения слов. При несоответствии зрительным образам слов полученных на письме результатов пишущий вносит поправки.

 

III этап–автоматизация– фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка.

19 стр., 9261 слов

Комплекс упражнений, направленных на формирование представлений о функциональной зависимости у младших школьников

... экспериментально проверена эффективность комплекса упражнений, направленных на формирование представлений о функциональной зависимости у ... и результатами действий выразилось в развитии у школьников тесной связи абстрагирующей ... проблемы — сообщения учащимся прочных навыков арифметических вычислений и пропедевтическое ознакомление ... j характеристикой функции, а также буквы х или e; Лейбниц употреблял ...

Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная действительность (а не механические упражнения).

Направления и методы формирования графо-моторного навыка.

 

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

— упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

— упражнения на определение правых и левых частей тела;

— задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;

— задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

— занятия по штриховке по контуру, обводка;

— срисовывание геометрических фигур;

— задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;

— дорисовывание незаконченных рисунков;

— дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями) ;

— упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;

— задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

— задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

 

Волосковой Н.Н. была разработана методика коррекционного воздействия, которая строится на основе принципа последовательного формирования программ речевой и неречевой моторики с использованием общепринятой в логопедии системы развития фонематического восприятия. В соответствии с ней вся работа разбита на две программы по развитию графо-моторного навыка у младших школьников.
Первая программа предусматривает четыре комплекса двигательных упражнений:
— на развитие координации движений рук и ног;
— на развитие тонкой моторики пальцев рук;
— на развитие интерсенсорной координации и чувства ритма;
— артикуляционные упражнения, выполняемые сериями, ритмично, под счет.
Вторая программа – тактированное письмо, т.е. письмо под счет (по Д.Б. Эльконину).
Следующая методика, предложенная Храковской М.Г. , выделяет 4 основных элемента письма:
1 раздел. Подготовительный, включающий в себя упражнения, направленные на развитие способности удерживать в руке ручку или карандаш, манипулировать с ними пальцами вне процесса письма. Можно в качестве примера привести книгу «Пальчиковая гимнастика с предметами».
2 раздел. Направлен на развитие способности удерживать строку, регулировать направление, амплитуду движений при письме. Написание орнамента в заданном ритме организуется:
— речевым сопровождением (синхронным счетом до трех в такт каждому элементу);
— зрительным контролем по образцу, данному для копирования.
3 раздел. Нацелен на развитие графических навыков с опорой на ритмическое программирование. Здесь написание одинаковых элементов и соответственно равномерный ритм движений сменяются комбинациями акцентированных ритмов.
Ткачева М.В. предлагает рабочую тетрадь «От линии к линии», где разработаны упражнения с карандашом для обеих рук. При этом деятельность мышц правой руки связана у большинства людей с левым полушарием, в котором находятся центры, влияющие на интеллектуальное развитие человека, а деятельность мышц левой руки – с правым полушарием, отвечающим за эмоциональную сферу.
Н.В.Гатанова, Е.Г.Тунина пишут, что хорошо развитая пространственная ориентация, четкие представления о форме и размерах предметов, об их расположении в пространстве и относительно друг друга позволят малышу обойтись без проблем, которые в противном случае могут возникнуть уже в младших классах школы. Ведь правильная пространственная ориентация нужна даже при оформлении записей в тетради.

4 стр., 1730 слов

Коррекционно-педагогическая работа по развитию готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами

Введение........................................................................................................ Глава 1. Теоретические основы овладения детьми навыками письма.... 1.1. Становление письменной речи в онтогенезе....................................... 1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью ...

Кроме того, современный учебный процесс предусматривает работу с графическими моделями, структурно-логическими схемами, символическими опорами, для понимания которых необходимо хорошее знание пространственных отношений. И лингвистические, и математические знания покоятся на фундаменте ориентации в пространстве.

Мисаренко Г.Г. предлагает программу, направленную на преодоление ребенком трудностей на уровне выбора буквы и ее исполнения.

1 этап – соотнесение звука и буквы;

2 этап – зрительно-пространственный анализ буквы;

3 этап – написание буквы.
Автор считает, что недописывание элементов тесно связано с неправильным движением руки. Важную роль при письме букв играет контроль графических норм. Он осуществляется на двух уровнях: кинестетического ощущения и зрительного восприятия. Следовательно, для коррекции нарушений письма букв необходимо правильно «поставить» руку ребенка, снять излишнее мышечное напряжение и развить контроль.

Автор предлагает для формирования кинестетического праксиса упражнения на прописывание в воздухе определенных фигур.

Прежде, чем приступить к её прописыванию, дети с помощью логопеда рассказывают о ней: определяют точку начала движения, характер воображаемых линий (прямые не соприкасаются, находятся на равном удалении друг от друга и т.д.); обращают внимание на направление движения; отмечают уменьшение амплитуды при рисовании и т.д.

Затем ученики берут карандаш и пишут предложенную фигуру в воздухе тремя способами (1 – рука выполняет крупные движения от плеча; 2 – рука опирается на локоть, работает только кисть, сгибаясь в запястном суставе; 3 – опора на локоть, работают только пальцы), по 4–5 раз.

Затем учащиеся переходят к обводке фигур.
Автор предлагает использовать упражнения с исключением зрительного контроля для развития зрительного праксиса и упражнения на усвоение общего графического образа объекта, упражнения на развитие умения чувствовать размер объекта (выполняются упражнения на белом нелинованном листе бумаги).

Упражнения на развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке выполняется на листе в широкую линейку.
Результаты изучения специализированной литературы подтверждают тот факт, что письмо представляет собой результат сознательной психической деятельности, а овладение этим навыком предполагает взаимодействие целого ряда психофизических компонентов. Обязательными условиями для их слаженной работы является достаточное устойчивое внимание ребенка, нормальное развитие фонематического восприятия, звукопроизносительной, просодической, лексической и грамматической стороны речи.
Необходимая при обучению письму ассоциация зрительных и слухоречедвигательных представлений с кинестетическим образом букв обеспечивается сложными межанализаторными взаимоотношениями, в которых функциональные возможности двигательного анализатора играют значительную роль.
Для этого у первоклассников учитель-логопед исследует артикуляционный аппарат, моторику пальцев, общую моторику (двигательную память, самоконтроль, темп, ритм).

По результатам диагностики составляется индивидуальная программа для улучшения графо-моторных навыков учащегося первого класса. На уроках регулярно проводятся физкультминутки, пальчиковая гимнастика, пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга), рисование обеими руками, физкультминутки на развитие пространственных представлений. Чрезвычайно важно, чтобы такие задания и упражнения активизировали и мотивировали учащихся на достижение положительного результата. Графические диктанты также являются упражнениями коррекционный-развивающей направленности. Распространение получили графические диктанты в тетрадях в клеточку. Перед таким диктантом учитель-логопед проводит подготовительные упражнения для уточнения направлений (лево, право, верх, низ и т.д.).

Затем, используя вербальную инструкцию, проводится графический диктант.

 

 

Список литературы:

 

1. Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников: учебное пособие М.,1987 — 129 с.

2. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. — М.: АРКТИ. 2006. 88с.

3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей.-М., 2001.

4. Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие под общ.ред.О.Б.Иншаковой – М. МПСИ

5. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. — М.: Владос, 2003. 183 с.

6. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч.2: Формирование элементарного графического навыка — М.: Владос, 2003.111 с.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова – М., 1973.

8. Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений / В. В. Москаленко – Волгоград: Учитель, 2009. – 216 с.

9. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера,2001.128с.

10. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб.: Детство-пресс. – 2001. – С. 91-94.