НОВОЕ СЛОГОВОЕ ИМЕНОВАНИЕ ПОЛУТОНОВ И СЕМИСТУПЕННОГО И РЯДА, СОГЛАСНО РАСПОЛОЖЕНИЮ В ОКТАВАХ

В своей преподавательской практике вокала я столкнулась с некоторыми неудобствами слогового обозначения нот, которые напрямую замедляли развитие музыкального слуха у начинающих учеников. Стоит упомянуть, что я работаю только с людьми, с так называемым отсутствием «природного музыкального слуха», то есть с теми, кто не может попасть в ноту ни с первого, ни со второго раза. В отличие от обладателей природных музыкальных данных, которым не составляет труда соотнести звук своего голоса со слышимым звуком, так как необходимые физиологические каналы передачи информации у них заложены генетически, людям, которым «медведь на ухо наступил», приходиться практически заново формировать необходимые нейронные связи, разрабатывать чувствительность соответствующих органов. И вот для этих целей имеющаяся система слогового обозначения нот оказывается малоэффективной.

В моём докладе речь пойдёт о практическом вокале и даже более узкой его части — развитии музыкального слуха и голоса с «нуля».

Для обучения, для первоначального понимания музыки, людям без природных музыкальных данных, поначалу приходиться опираться не на слух, а на другие чувства: зрение, тактильные (вибрационные) ощущения или осмысление. По поводу нотной записи хочу сказать, что люди без развитого музыкального слуха больше понимают «куда» петь звук, например, «соль диез», если он перед глазами зрительно находиться выше звука «соль». Поэтому для них я использую не пятилинейную систему, а более расширенный способ графического написания нот, а чаще — непосредственно слогов песен на разных строчках, соответственно их высоте. Этот момент касается канала передачи информации «вижу-понимаю звук». Есть ещё один канал: «озвучиваю-понимаю». Именно его разработки я предлагаю новое дополненное слоговое именование нот.

Мозг, особенно обучающегося человека, нежелательно обманывать и сбивать с толку. Относительный интервальный слух, носителями которого являются большинство практикующих музыкантов, зиждется на понимании и памяти, как аудиальной так и мышечной, на выученных неоднократным повторением ассоциациях. Что по факту мы имеем на практике?

9 стр., 4267 слов

Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста

... на имеющийся в разных областях музыкальной науки и практики, проблема развития музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста ... Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, ... нешаблонные пути решения проблемы. Игры со звуками являются основой музыкального искусства. Они подобны играм детей с ...

Есть множество распевок, к примеру: «до, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре до, соль, до» или «до, до ре до, до ре ми ре до, си до».

Когда мы начинаем петь с ноты «до» всё логично. Потом мы поднимаем её на пол тона, но, конечно же, не поём при этом «до диез, до диез, ре диез до диез…», потому что это не удобно. Мы по-прежнему поём «до, до ре до…». И наш мозг, с начала урока пытавшийся запомнить, что «до первой октавы» это определённая высота (261, 63 герц), обозначенная как «до первой октавы» вдруг вынужден произносить и слышать эту же «до», но на другой высоте (277,18 герц, до диез).

Потом на третьей, на четвёртой… Ему невероятно трудно впоследствии ассоциировать нужное количество герц с нужным слогом! Это же касается и озвучивания нот в разных октавах. Ноту «ля» первой октавы и «ля» большой или второй октав, ученик поёт как просто «ля».
Так происходит, потому что нет удобного вокального слогового обозначения у полутонов. Его так же нет у нот разных октав. Да, есть обозначения теоретические, на письме до1, до2, (с1, с2) — это научная нотация. Есть слоговое обозначение по Геймгольцу, которое тоже хорошо показывает к какой высоте, какой звук относится. Но как это петь? Как на этом эффективно учиться? Для примера ноту «до» большой октавы по Геймгольцу нужно пропевать как «до-с-большой буквы», а «ре диез» второй как «ре-диез-два-с-маленькой»…
Именно для первоначального обучения вокалу и развития музыкального слуха я предлагаю следующее:

— проименовать полутона собственными слогами.

11 стр., 5025 слов

Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период

... может служить способом графического обозначения разных звуков. Более того, многие существенные свойства отдельных звуков графически передаются не одним, ... , что в немалом числе случаев звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться разными буквами. ... знаком -- точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.Оборудование: Карточки-схемы, предметные ...

— проименовать полутона и семиступенный звукоряд согласно расположению в октавах, путём добавления к слогам букв, а не цифр, для удобства пропевания.

Ход рассуждений. Сначала я пошла следующим путём. Присвоила полутонам согласную букву от предыдущего или последующего слога, так как нельзя было только от предыдущего или только от последующего, а гласную от диеза или бемоля, так как нельзя было присвоить только «и» или только «е». Исключением стала нота си бемоль, ей было дано историческое значение, латинская нота «В». Получился следующий звукоряд:

до ди ре ри ми фа фи соль ли ля би си

На латыни: do di re ri mi fa fi sol li la bi si

Как вокалиста меня смущал звук «фи» — фонетически сложный для произношения. Поэтому я заменила его на ещё одну, новую букву «т», слог «ти», так как нота «фа диез» является тритоном в до мажоре.

Когда система была отдана на просмотр профессиональному музыканту, педагогу-вокалисту, он отметил что необходимо обозначение для бемольных тональностей, если я хочу интегрировать данное слоговое обозначение в имеющуюся профессиональную систему слоговых обозначений.
И я присвоила полутонам в бемольных тональностях звук «у». Получилось:
до ду ре ру ми фа ту соль лю (у) ля бу си

На латыни: do du re ru mi fa tu sol lu la bu si

ПРИМЕЧАНИЕ: звук «lu» в нашей транскрипции допустимо читать как «лу», так и «лю», так как в итальянском языке, давшем нам теперешнее слоговое музыкальное наименование, буква «л» по умолчанию мягкая (сalando — каляндо — уменьшая силу и скорость.
Lugubre — люгубре — мрачно…).

К сожалению, от данного наименования пришлось отказаться и разрабатывать новое. Начинающим всё должно быть понятно, а одинаковая согласная с основной нотой при разных гласных в диезных и бемольных тональностях могла привести к логической путанице. Потому что человек запоминал что есть «до», а есть «ди» — то есть «до диез» (звук на пол тона выше) и если буква «у» — обозначение бемоля, значит «ду» — это «до бемоль» (звук на пол тона ниже).

14 стр., 6738 слов

Цвет и звук в творчестве Э.М. Ремарка

... устремленность, надежда на будущее. Мысль о визгливых звуках, врывающихся чужеродной нотой в «мировой оркестр» и разрушающих гармонию ... Э.М. Ремарка звуки реалистические, земные, и звуки-символы, звуки -- вестники добра или зла, звуки, создающие необходимое настроение, ... непрестанного углубления смысловой сферы произведений. Таинственный мир звуков, непостижимых и роковых, с годами размыкал свой ...

А ведь «ду» — это тот же звук, что и «ди», просто называться он уже будет «ре бемолем». Снова обозначения будут не помогать, а сбивать с толку.

Поэтому, я решила присвоить полутонам их собственные согласные. Более того, предполагая возможность дальнейшего интегрирования в существующую систему обозначения аккордов, я проследила, чтобы не было совпадений с имеющимся научным обозначением: C D E F G A H
Так же я исходила из логики лёгкости произношения, исторического контекста и алфавитного порядка. Таким образом, полутона получили следующие согласные буквы: l, n, t, v, b. Хроматическая гамма стала выглядеть так:
до, ли, ре, ни, ми, фа, ти, соль, ви, ля, би, си.

На латыни: do lire nimi fa ti sol vila bi si

Обозначение в бемольных тональностях, с учётом новых корневых согласных получило звук «е»: до ле (э) ре нэ ми фа тэ соль вэ ля бэ си

На латыни: do le re nemi fa tesol ve la be si
При назывании полутонов вне тональностей, берётся их первое, то есть диезное обозначение.

Теперь о слоговом именовании нот, согласно расположению в октавах. Для того чтобы каждый слог был уникальным, обозначающим только определённое количество герц, к слогам второй октавы была добавлена буква «с», от слова «secundo»; первая октава оставлена без изменений:

dos lisres nismis fas tissois vislas bissis

Обратите внимание, что в ноте соль, единственной имеющей два согласных звука в слоговом обозначении, второй согласный звук везде будет опускаться. Логично было бы к нотам третьей октавы приставить букву «т», от слова «терция», но так как она будет осложнять озвучивание, превращая распевки в скороговорки, то я заменяю букву «т» буквой «у».

dou liureu niumiu fau tiusou viulau biusiu

Спускаясь вниз от первой октавы, я предлагаю нотам малой октавы присвоить согласную букву «м»:

dom limrem nimmim fam timsom vimlam bimsim

Нотам большой октавы, согласную «н»:

don linren ninmin fan tinson vinlan binsin

Нотам контр октавы, в которую могут заходить только редкие басы-октависты присвоить звук «z». Почему не оставшийся «l»? Потому что «л» превратит быстрое пропевание в «кашу во рту».

doz lizrez nizmiz faz tizsoz vizlaz bizsiz

Если когда-нибудь музыкантам-теоретикам потребуется дать обновлённое слоговое обозначение звукам, не входящим в диапазон человеческого голоса, они на выбор могут воспользоваться оставшимися буквами: k, p, l, g, h, b.

ПРИМЕЧАНИЕ. На начальных уроках, когда идёт работа со слухом, больше, чем с вокалом и дикцией, я рекомендую присваивать нотам второй, третьей, малой и большой октав те окончания, которые в родном языке соответствуют первым буквам слов: вторая, третья, малая, большая. Т. е. для, например, французского языка «dod, lid, red» — вторая или «dop, lip, rep» — малая октавы, от слов «doux» — «второй» и «petit» — «маленький».

По исторически сложившимся обстоятельствам буквенное и слоговое обозначение нот не совпадают, т. е. нота «до» это «с"(це) в буквенном обозначении и «do» — в слоговом. Это расхождение тоже осложняет понимание, но мы привыкли к нему с детства. Поэтому дополненное обозначение полутонов мной задумано с совпадением буквенного и слогового обозначения: буква L и слог «ли». Так же понимание музыки будет упрощать то, что вне зависимости от того, в какой тональности работает человек, какую гласную поёт, озвучивая полутон, согласный звук всегда указывает на точную высоту ноты.

Таким образом, хроматическая гама в научной нотации имела бы вот такой вид: C L D N E F T G V A B H
Данная последовательность может выглядеть не очень понятной, но если вспомнить историю что:

— семиступенный ряд идёт по алфавиту, но раньше звукоряд начинался с «ля», поэтому «ля» это «А»; нота си бемоль раньше входила в натуральный звукоряд и потому имеет букву «В», а нота «си» вошла в него позже, заемнив «си бемоль» и потому носит букву «Н»,

— что буквы для полутонов тоже идут в алфавитном порядке, но отобраны из остальных букв по принципу фонетической благозвучности — то новая последовательность становится более понятной.

Так выглядит вспомогательная зрительно-цветовая голосовая разметка на примере песни «Добрий вечір тобі, пане господарю» (голоса и строчки разных октав окрашиваются в разные цвета, по выбору каждого обучающегося):

би ---------------------------------------------------------------------------------------------- го — спо --------------------------------------------------------------

ля---------------------------------------------------------------------- І г. ---------- не ----------------------- да ---------------------------------------------------

ви ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

соль -------------------------------------------------------------------------- ПА ----------- не ----------------------- а --------------------------------------------

ти -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

фа--------------------------------------- то -------------------------- ІІ г. -------------------------------------- го -------------------- а ----------------------- Ра

ми----------------------------------------------о ----------------------------------------------------------------------- спо ---------------------- рю ---------------

ни -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ре--- До — брий---------------------------------- о------------------------------------------------------------------------------ да ------------------------- Ра

ли ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ рю -------------

до -------------------------- ве — чiр --------------------------бi-----------------------------------------------------------------------------------------------------

сим -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

бим ---------------------------------------------------------------------III г. --- ПА---------- не ---------------------------------------------------------------------

лям ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- го — спо — да — рю --------- Ра

Таблица нового слогового именования полутонов и семиступенного ряда, согласно расположению в октавах в сравнении со слоговой нотацией по Геймгольцу

Обозначения по Геймгольцу
Новое обозначение

Нота Большая октава Малая октава Первая октава Вторая октава Третья октава Большая октава Малая октава Первая октава Вторая октава Третья октава
До До до до1 до2 до3 don dom do dos dou
до # или ре b ___ ___ ___ ___ ___ lin lim li lis liu
Ре Ре ре ре1 ре2 ре3 ren rem re res reu
ре # или ми b ___ ___ ___ ___ ___ nin nim ni nis niu
Ми Ми ми ми1 ми2 ми3 min mim mi mis miu
Фа Фа фа фа1 фа2 фа3 fan fam fa fas fau
фа # или соль b ___ ___ ___ ___ ___ tin tim ti tis tiu
Соль Соль соль соль1 соль2 соль3 son som sol sois sou
соль # или ля b ___ ___ ___ ___ ___ vin vim vi vis viu
Ля Ля ля ля1 ля2 ля3 lan lam la las lau
ля # или си b ___ ___ ___ ___ ___ bin bim bi bis biu
Си Си си си1 си2 си3 sin sim si sis siu

Стоит отметить, что вышеуказанный метод слогового именования является частью комплексной авторской системы психо-физиологического развития личности, посредством развития музыкального голоса и слуха «с нуля» — «Услышь-ка».

Список литературы:

1. Способин И.В. «Элементарная теория музыки». Допущено отделом учебных заведений СССР в качестве учебника для музыкальных училищ. Гос. муз. изд-во Москва 1963 Уч.-изд. л 12,75. Тираж 10 000 Заказ 4376

2. Щетинин М. П. «Объять необъятное: Записки педагога». Педагогика. Рецензенты: действительный член АПН СССР М.Н. СКАТКИН, доктор философских наук, профессор В. Н. ШУБКИН 4 306 000 000—079 Щ—КБ—6—19—1986 ББК 74.213 005(01)—86 © Издательство «Педагогика», 1986

3. Буквенное обозначение нот и тональностей

4. Происхождение названий нот

5. Музыкальный центр музыковеда-композитора Ольги Амбросовой www.abrosova.ru/school/22/213/

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector